В очереди за льготами на Ил-96

00:07 28/01/2017 Силовые структуры
В очереди за льготами на Ил-96

В понедельник, 23 января, произошло рутинное бюрократическое событие: президент Российской Федерации Владимир Путин обсудил с заместителем председателя правительства Дмитрием Рогозиным вопросы организации работы Авиационной коллегии, создание которой было анонсировано в конце прошлого года.

Само по себе создание новой надстройки для «улучшения координации действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, организаций авиационной промышленности и воздушного транспорта в области разработки, производства, эксплуатации и продвижения на рынках отечественной гражданской авиационной техники» представляет интерес только для чиновников, которые в этой коллегии будут трудиться на благо авиационной промышленности. Однако на встрече прозвучало несколько громких заявлений, которые заинтересовали специалистов гражданской авиации.

В частности, Дмитрий Рогозин сообщил о подготовке плана «синхронизации производства новых самолетов: МС-21, Ил-114, ближнемагистральный пассажирский самолет на 64 пассажироместа и Ил-96-400, удлиненный дальнемагистральный самолет, — с планами вывода из эксплуатации старой техники и вывода из эксплуатации иностранной авиационной техники».

Были конкретизированы и методы синхронизации: «для тех компаний, которые будут закупать российскую авиационную технику, мы предоставим необходимые льготы, включая и правильный, выгодный маршрут, а также специальные льготы экономического характера, в том числе связанные с лизингом авиационной техники. Для того чтобы защитить внутренний рынок (мы видим эти маршруты: полеты на Дальний Восток, а также туристические маршруты в те страны, которые наиболее приемлемы для россиян), эти маршруты будут даваться только тем компаниям, которые будут выставлять на эти маршруты российские самолеты».

Выбор проектов самолетов, за исключением МС-21, которые получат такую оригинальную поддержку правительства, представляется довольно странным.

Решение о возобновлении серийного производства модификации дальнемагистрального самолета Ил-96-400М — трудно объяснимый шаг в свете того, что обе еще живые программы четырехмоторных самолетов — A380 и Boeing 747 — находятся в глубоком кризисе, вызванном резким падением спроса на такие машины.

Понимание того, что будущее дальнемагистральных самолетов — за двухмоторной схемой, есть и у отечественной промышленности: Объединенная авиастроительная корпорация совместно с китайской корпорацией COMAC приступили к проектированию перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС). Первый полет совместного российско-китайского самолета намечен на 2021 год.

Учитывая, что первый летный образец Ил-96-400М планируют собрать не ранее 2019 года, а начать поставки — не ранее 2020 года, можно прогнозировать ситуацию, когда в производстве будут одновременно находиться два дальнемагистральных самолета: один — новейший двухмоторный, отвечающий требованиям экономики авиаперевозок, и один — устаревший и экономически неэффективный, к тому же еще и построенный малой серией, вряд ли превышающей пять-шесть единиц.

Судя по словам Дмитрия Рогозина, эти самолеты будут честно распределены между теми компаниями, которые взамен получат допуск к маршрутам на Дальний Восток и в «приемлемые для россиян» страны. Принимая во внимание возможные темпы выпуска — по одному самолету на авиакомпанию — и оставляя в стороне вопрос о введении допусков на внутрироссийские направления (в настоящее время рынок внутренних перевозок у нас либерализован, и любая российская компания сама принимает решение, куда ей летать), хочется остановиться на экономике проекта.

Самым крупным эксплуатантом Ил-96 в России до недавнего времени был «Аэрофлот», во флоте которого имелось шесть единиц таких самолетов. В марте 2014 года «Аэрофлот» с видимым облегчением вывел их из эксплуатации. Являясь оператором Ил-96 с 1995 года, «Аэрофлот» накопил достаточный опыт использования дальнемагистральных лайнеров, разработанных КБ Ильюшина.

В 2006 году «Аэрофлот» провел четвертую летно-техническую конференцию по эксплуатации Ил-96-300, на которой привел сравнительные данные по экономике Ил-96 и Боинг-767. Цифры показали, что использование отечественного дальнемагистрального самолета существенно дороже, чем аналогичного самолета западного производства. В частности, максимальный взлетный вес Ил-96 был на 30 процентов больше «Боинга», что влекло за собой повышенные ставки оплаты аэропортовых и навигационных сборов; расход топлива Ил-96 на 38 процентов превышал расход топлива «Боинга». При этом налет на списочный самолет у «Боинга» был на 69 процентов больше, чем у Ил-96, а показатель исправности у «Боинга» — на 27 процентов больше.

Безусловно, новая модификация будет совершеннее за счет модернизированных двигателей ПС-90А1 и большей пассажировместимости. Однако при этом вес пустого самолета возрастет на две тонны, а летный экипаж по-прежнему составит три человека. Затраты же на программу производства Ил-96-400М составят 53,4 миллиарда рублей, из которых на опытно-конструкторские работы пойдет 9,9 миллиарда рублей, на техническое перевооружение завода ВАСО и предприятий кооперации — 1,5 миллиарда рублей, а на докапитализацию Государственной транспортной лизинговой компании, являющейся заказчиком пяти самолетов Ил-96 — 42 миллиарда рублей. Наверное, стоит порадоваться за ВАСО, которое получит деньги на техническое перевооружение с учетом того, что именно здесь разворачивается производство нового ЛТС Ил-112В, потому что 10 миллиардов на ОКР по устаревшему самолету — абсолютно бессмысленная трата денег для отечественной авиационной промышленности.

Однако предложение не ограничивается полумерами, и наряду с запуском устаревшего и экономически неэффективного дальнемагистрального самолета планируется откопать и другую стюардессу, а именно — возобновить производство турбовинтового самолета Ил-114.

Самолет, разработанный КБ Ильюшина в конце 80-х годов, должен был заменить на местных линиях Ан-24/26. Однако распад Советского Союза и последовавший за ним развал авиационной промышленности не позволили наладить крупносерийное производство Ил-114. Было выпущено всего 19 самолетов, из которых шесть единиц — в версии Ил-114-100 с двигателями Pratt & Whitney. Два самолета были потеряны в авиакатастрофах.

До 2029 года планируется выпустить около сотни машин. Общий объем бюджетного финансирования проекта составит 60 миллиардов рублей.

Учитывая, что на российских линиях используются гораздо более совершенные и эффективные самолеты аналогичного класса Bombardier Dash 8 и ATR 72, реализовать Ил-114-300 коммерческим эксплуатантам будет довольно сложно. Опыт эксплуатации Ил-114 авиакомпанией «Выборг» можно назвать скорее негативным. Проблемы поддержания летной годности и послепродажного обслуживания, характерные для отечественного авиапрома, вряд ли привлекут потенциальных покупателей. Определенное количество самолетов, конечно, попытаются предложить государственным операторам, однако с учетом разработки и постановки в производство новейшего самолета Ил-112, предусматривающего и гражданскую модификацию, не совсем понятно, зачем строить два самолета в одном классе.

Единственным достоинством Ил-114, по всей видимости, станет возможность эксплуатации на плохо подготовленных ВПП. Таким образом, государство предпочитает вложить деньги в самолет, который может сесть на плохую полосу, нежели вложить деньги в инфраструктуру и довести аэродромы до необходимого для эксплуатации современными самолетами состояния. При том что существующего количества Ан-24 вполне достаточно для использования на плохих аэродромах, а ремонтировать и продлевать их летную годность можно весьма долго.

В беседе с президентом Рогозин коснулся и существующей на сегодня дуополии компаний Boeing и Airbus на авиационном рынке: «У нас рынок сегодня практически на 80 процентов — это "Эйрбасы" и "Боинги". Причем хоть и говорят некоторые наши либералы, что если самолет хороший, его будут покупать везде, это не так. Попробуйте продать "Эйрбас", скажем, на американском рынке или, наоборот, "Боинг" — где-то в Европе. Всегда существуют гласные и негласные протекционистские меры».

К сожалению, в заявлении Дмитрия Рогозина имеется ряд неточностей. Например, упущен тот факт, что крупнейшим в мире оператором узкофюзеляжных самолетов европейского производства А320, включая их модификации A319 и А321, является американская авиакомпания American Airlines. Напротив, европейская авиакомпания Ryanair в свою очередь, является крупнейшим оператором американского самолета Boeing 737-800. Ранее подобные фактические ошибки наблюдались и в заявлениях относительно отечественных самолетов. Так, в 2012 году специалисты и любители авиатехники удивились, узнав со слов вице-премьера, курирующего в том числе производство самолетов, что военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А имеет композитное крыло.

Недостаточный уровень предварительной экспертизы и проработки решений приводит к тому, что вместо сосредоточения средств на перспективных и действительно современных проектах, таких как МС-21, ШФДМС, развитие SSJ-100, они распыляются на раритетные проекты, начатые еще в СССР.

Вместе с тем, учитывая имеющийся опыт перепроектирования машин предыдущих поколений, можно с уверенностью предполагать, что сроки возобновления выпуска отечественных самолетов, как обычно, существенно сдвинутся в будущее, возможно, вплоть до полной отмены заявленных планов. Поэтому начинать бояться быть пересаженными на Ил-114 и Ил-96 российским авиакомпаниям пока рано.

Владимир Моисеев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(232):

1 ... 345 6 789 ... +1
0 +0−0Роман Измайлов19:56:43
28/01/2017
Комментарий удалён.
Если деньги не считать.
Для военных пойдёт, для гражданского применения только понты колотить.
0 +0−0Роман Измайлов19:53:29
28/01/2017
0 +0−0Vladimir Barbashov19:42:42
28/01/2017
1.Чему учили в то время я прекрасно знаю. Повторяю, батенька, ТЫ НАГЛЫЙ ЛЖЕЦ.
2. Описание развала российского авиапрома ты правильное сделал. Его убили специально. Кто? твои любимые буржуины боинги, и др. Читай мой более ранний комментарий.
Советский авиапром убила тупорылая партноменклатура. Российская это дело продолжила.
0 +0−0Vladimir Barbashov19:48:15
28/01/2017
0 +0−0Роман Измайлов18:37:47
28/01/2017
Спец, если бы ты хоть немного разбирался в атомобилях, то знал бы, что из любого советского авто торчат уши американского или немецкого прототипа.
Ну а переходить с темы на личности, это признак быдла.
Что касается Москвича-412, у меня был этот выкидыш автопрома. Вечно переливающий карбюратор, никакие тормоза, вечно отъезжающий ручник, дикий люфт на рулевом, дорогу не держит вообще, после 130 ехать страшно, при этом бензин жрёт на скорости, как грузовик.
По поводу "личности". Тема закрыта. Я с Марами и Рынскими не общаюсь.
0 +0−0Роман Измайлов19:47:29
28/01/2017
1 +0−0N V14:52:54
28/01/2017
Да, статья интересная, но....................
1. Мы не можем сейчас делать ставку на создание сверхнадёжного гигантского авиадвигателя. Чтобы ИЛ-86, то есть его по сути, модификация, ИЛ-96 с 400 пассажирами мог летать на 2 двигателях. Вдруг не получится?
2. В описанные периоды лет будущего, судя по всему, мирный термояд все-таки заработает. Не может не заработать. Мир перейдет на электроэнергетику и водородную энергетику как метод компактной транспортировки электричества с термоядерных АЭС. То есть керосин сильно дорожать не будет.
3. Мне спокойнее когда моторов 3 или 4 . Это комфорт тоже, не только пледы из шерсти ламы.
4. Ну и наконец, 4-двигательные самолеты -это изделия двойного назначения. Конвенция запрещает переоборудование лайнеров в бомбардировщики или ракетоносцы, но, поверьте, если начнется война, такая задача будет решаться всеми сторонами.
Boeing 777-300 спокойно летает на двух движках через Атлантику.
0 +0−0Роман Измайлов19:44:10
28/01/2017
0 +0−0Vladimir Barbashov15:48:30
28/01/2017
1.Ну, истеблишмент никто и нигде не отменял.
2. Про скорые это чтобы жалостливее, чтобы критиковать легче.
3. Ты в ПРОБКАХ стоишь. А 20 лет назад ты, или родитель мечтали об авто. И авто и тебя, патриота, наверное не жигуль. Значит "некомпетентные" руководители не такие уж некомпетентные.
А чё, надо быть сильно компетентным, чтобы пустить в страну европейский и японский автохлам умирать?
0 +0−0Vladimir Barbashov19:42:42
28/01/2017
0 +0−0Роман Измайлов19:24:29
28/01/2017
На Ту-154 какие двигатели стоят? ТРД или ТВД?
А это был основной магистральный самолёт во времена Союза, когда Боинги летали на ТВД.
Ил-86 давно не летает, ИЛ-96 Гаранта возит и всё.
Ту-204 - не помню, чтобы где-то в аэропорту видел за последних лет 10.
Что касается прибыли, как критерия, еще в начале 80х в институтах учили именно так, как я написал. А потом социализм сдох и вопрос стал неактуален.
1.Чему учили в то время я прекрасно знаю. Повторяю, батенька, ТЫ НАГЛЫЙ ЛЖЕЦ.
2. Описание развала российского авиапрома ты правильное сделал. Его убили специально. Кто? твои любимые буржуины боинги, и др. Читай мой более ранний комментарий.
0 +0−0Роман Измайлов19:42:41
28/01/2017
0 +0−0Vladimir Barbashov15:10:53
28/01/2017
1. "Сухой"- это не российский самолет.
2. Планеры мало меняются со временем, см. на боинги и аэробусы. Главное: материалы, технологии, двигатели и электроника.
3. Поэтому и у кукурузника пробег стал меньше, дальность больше, комфортность выше.
4. С партийностью: тут у тебя, дружище, маска спала. 26 лет прошло. Партийная номенклатура УЖЕ ушла. А если хочется поговорить о РАСПИЛЕ средств- посмотри что делают боинг, локхид и др. Даже Трамп, первое что сделал_заставил их снизить стоимость на ЗОЛОТЫЕ самолеты.
Куда это партноменклатура ушла?
Все на месте, только вывеску поменяли, было КПСС, стало ЕР.
Ну и сами прекрасились в демокрратов и рыночников.Секретарь времён КПСС Волгой обходился, теперь Майбах подавай.
0 +0−0Vladimir Barbashov19:36:02
28/01/2017
0 +0−0Сергей Акаимов19:32:13
28/01/2017
Да, в одном деле он действительно выдающий- лизнул он отлично Борьке Ельцину, что он его назначил приемником! Борьке только такой нужен был, что бы прикрыть его темные дела!
Если это так примитивно (в чем я сомневаюсь), то уместна японская мудрость: НЕ СОГНУВШИСЬ НЕ ВЫПРЯМИШЬСЯ!
0 +0−0Сергей Акаимов19:32:13
28/01/2017
0 +0−0Vladimir Barbashov19:23:30
28/01/2017
Есть любопытная байка о судьбе двух цивилизаций в трилогии А.Азимова "Основание"(Более позднее название-Академия). Аборигены одной планеты жили в шикарных климатических условиях, не стали "мучиться со своим развитием" и взяли технологии у Людей(так назовем высокоразвитую цивилизацию). Другие аборигены прозябали, и климат суровый и... Но они отказались от "технологической помощи" . Через t : первые остались недоразвитыми, а вторые стали мощными конкурентами "землян".
Япония и Бразилия....и т.д. А о В.В. Путине ты зря так говоришь. Это действительно выдающаяся личность.
Да, в одном деле он действительно выдающий- лизнул он отлично Борьке Ельцину, что он его назначил приемником! Борьке только такой нужен был, что бы прикрыть его темные дела!
0 +0−0Роман Измайлов19:29:35
28/01/2017
0 +0−0Vladimir Barbashov18:23:53
28/01/2017
Успел посмотреть Педию? Так мой аргумент еще сильнее, поскольку он еще в большей степени относится к 408. И Т34 мы слямзили у немцев, и Ил2 и Калаш... Да много чего натаскали. А американцы даже Брауна прихватили, а раньше Эйнштейна...
Враг есть враг, за каким обличьем не прятался. Но ты даже не прячешься, потому что у тебя низкий IQ.Что очень странно, потому что "самые умные-это ...".
Сравним Москвич-412 и Mercedes-Benz W108? Который запустили в производство на пятилетку раньше Москвича?
0 +0−0Роман Измайлов19:24:29
28/01/2017
0 +0−0Vladimir Barbashov19:11:27
28/01/2017
А что, только буржуи умеют делать ТВД? А илы(76,86,96) тушки (204) аны_русланы...О прибыли: ВРЕШЬ, НАГЛО. "Прибыль социалистических предприятий является одним из важнейших экономических показателей их хозяйственной деятельности." Читай если не классиков-экономистов, то хотя бы учебник для ЦПШ.
На Ту-154 какие двигатели стоят? ТРД или ТВД?
А это был основной магистральный самолёт во времена Союза, когда Боинги летали на ТВД.
Ил-86 давно не летает, ИЛ-96 Гаранта возит и всё.
Ту-204 - не помню, чтобы где-то в аэропорту видел за последних лет 10.
Что касается прибыли, как критерия, еще в начале 80х в институтах учили именно так, как я написал. А потом социализм сдох и вопрос стал неактуален.
0 +0−0Vladimir Barbashov19:23:30
28/01/2017
0 +0−0Сергей Акаимов18:30:04
28/01/2017
Может Путину хочется пересесть на новый ИЛ-96? Старый ему уже надоел?
Есть любопытная байка о судьбе двух цивилизаций в трилогии А.Азимова "Основание"(Более позднее название-Академия). Аборигены одной планеты жили в шикарных климатических условиях, не стали "мучиться со своим развитием" и взяли технологии у Людей(так назовем высокоразвитую цивилизацию). Другие аборигены прозябали, и климат суровый и... Но они отказались от "технологической помощи" . Через t : первые остались недоразвитыми, а вторые стали мощными конкурентами "землян".
Япония и Бразилия....и т.д. А о В.В. Путине ты зря так говоришь. Это действительно выдающаяся личность.
0 +0−0Апориэрти Такапопа19:18:47
28/01/2017
Бесполезно конкурировать с США и Европой в области гражданской авиации. В лучшем случае сделают кривые SSJ на западных деталях.
0 +0−0Anatoly Nikolaev19:14:58
28/01/2017
0 +0−0Илья Куцаков15:36:48
28/01/2017
Это уже сделано, как я и сказал, но собеседник обиделся, sj100 вполне более жизнеспособный и перспективный проект. Можно выделить деньги на полную локализацию производства этого агрегата. И современно и перспективно. Вместо этого предложено и одобрено вскрытие мавзолеев советского периода. А получится ли там что стоящее - риски не сопоставимы с уже имеющимися современными аналогами. Хотя деньги выделенные на благое дело уже будут известно где.

И, что самое досадное, мало кого заботит тот факт что деньги распилят под наши бурные авации. А меня еще и оскорбят за "ересь". Мол мараю честь отечественного авиастроя. Я же не наш авиастрой критикую, а Рогозина.
Да, к сожалению фраза "80% россиян поддерживают все" перестала быть дурацкой ленточно-либеральной шуткой и превратилась в реальность. От этого страшно.
0 +0−0Апориэрти Такапопа19:14:46
28/01/2017
0 +0−0Иван Иванов18:12:54
28/01/2017
РЖУНЕМОГУ )))) Мексиканцы охренели от качества расейских суперджетов )))) Теперь не знают , что с этим металлоломом делать )))))
РЖУНЕМОГУ )))) Таиландцы охренели от качества каклостанских танков )))) Теперь требуют от Каклостана вернуть деньги и забрать этот металлолом.
0 +0−0Vladimir Barbashov19:11:27
28/01/2017
0 +0−0Роман Измайлов18:52:30
28/01/2017
Это ж надо было столько лет держать на гражданской авиации ТРД, которые делали для военной. На Ту-154 их до сих пор мучают. Дико шумные и прожорливые. Как учили в курсе экономики социализма "прибыль не является критерием социалистического предприятия". Так и профукали экономическое соревнование. А буржуи считали деньги и сделали турбовентиляторные двигатели.
А что, только буржуи умеют делать ТВД? А илы(76,86,96) тушки (204) аны_русланы...О прибыли: ВРЕШЬ, НАГЛО. "Прибыль социалистических предприятий является одним из важнейших экономических показателей их хозяйственной деятельности." Читай если не классиков-экономистов, то хотя бы учебник для ЦПШ.
0 +0−0Anatoly Nikolaev19:10:52
28/01/2017
0 +0−0Nekto Lemov11:34:46
28/01/2017
Ну у китайцев-то деньги найдутся....
Китайцы займут в США и выдадут эти же деньги нам в кредит но уже под больший процент. Такая схема сейчас работает на нескольких крупнейших нефтегазовых стройках РФ.
0 +0−0Anatoly Nikolaev19:04:20
28/01/2017
-1 +0−0Kim Yong14:28:44
28/01/2017
Всего 140 самолетов примерно Ил (86+96). Ноль катастроф по причине неисправности самолета. Ошибка пилотов это не причина ругать самолет.
Я не понимаю, что вы пытаетесь доказать. Конструктивно самолет надежный это очевидно. Да, в целом у него хуже экономика, но это проблема авиакомпаний, которую скомпенсируют выдачей лицензий на самые выгодные линии, где самолет сохранит рентабельность своей эксплуатации. С точки зрения пассажиров самолет ничуть не хуже чем боинг и айрбас ( мне даже больше нравится, т.к. места между сидениями в нем больше).
Если нужно готовиться к выпуску самолета следующего поколения, нужно уже сегодня готовить для этого кадры и производство. Кадры можно готовить только выпуская реальные самолеты. У вас есть для этого вариант лучше чем Ил-96-400? Что вы предлагаете?
"Конструктивно самолет надежный это очевидно."

Огласите ваши критерии надежности, пожалуйста.

Для меня они не очевидны.
0 +0−0№-186821219:00:59
28/01/2017
У нас на всю страну чтоли никого приличнее Рогозина и Медведева не нашлось? Позор нации какой-то.
0 +0−0Anatoly Nikolaev18:57:33
28/01/2017
-1 +0−0Kim Yong14:09:18
28/01/2017
Да, но боинги 747, например, точно так же позволяют взлетать с установленными неправильно стабилизаторами и даже были происшествия когда они по этой причине разбивались и гибали люди.
На ил-86 есть сигнализация о не выпущенных шасси, но она в нарушения правил была отключена пилотами при прошествии в Дубае. Несмотря ни на что самолет успешно сел на брюхо. По моему это наоборот свидетельствует о черезвычайной надежности конструкции этого самолета.
Совершенно некорректно говорить, что самолет "позволяет" взлетать с "неправильно" установленным стабилизатором.
"Правильность" установки стабилизатора определяется схемой загрузки, массой и центровкой самолета.
Всем, кроме барона Мюнхгаузена Второй закон Ньютона запрещает измерять массу и центр тяжести статической системы, будучи частью ее самой. Поэтому в самом самолете не могут быть установлены инструменты для измерения массы и центровки. Массу и центровку рассчитывает логистический персонал авиакомпании на земле, основываясь на расположении груза, пассажиров, заполнения баков с топливом и. т. д.
После этого пилоты в кабине в буквальном смысле с бумажки вводят значения массы самолета без топлива Zero Fuel Weight и полную массу Gross Weight в бортовой компьютер. И на основе этих значений определяется "правильное" положение стабилизатора и триммера. В этой цепочке есть десятки мест, где может сработать человеческий фактор и "правильное" значение может оказаться "не правильным" или даже губительным. Но самолет не при чем - он не может этого знать по законам физики и поэтому не в состоянии предупредить об ошибке.
1 ... 345 6 789 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь