«Его вряд ли воспитывала бабка»

00:02 08/12/2016 Наука и техника
«Его вряд ли воспитывала бабка»
:
Почему-то никто из историков не вспомнил, что святой князь Владимир, даже после крещения, продолжал считать славян своим основным экспортным товаром - именно в те годы каждый третий раб на восточном рынке был славянином. Возможно, не стали бередить нежные душонки ватных поцреотов?

Споры о том, кем был князь Владимир, ведутся с давних времен. Исторические источники, повествующие о его свершениях, обрывочны и зачастую противоречат друг другу. Дать более полную картину этой личности в ходе дискуссии, организованной Фондом Егора Гайдара совместно с Вольным историческим обществом, попытались кандидат исторических наук Ирина Карацуба и доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ Дмитрий Володихин. «Лента.ру» публикует выдержки из их выступлений.

История мифов

Володихин:

Мой взгляд на судьбу и вклад Владимира Святого в русскую историю — это взгляд историка-традиционалиста. Я считаю, что на первом этапе своей деятельности он был удачливым завоевателем, человеком, который в своей деятельности подчинялся языческой нравственности. Что же касается факта крещения, он был и стратегически, и культурно оправдан и принес тот свет, которым впоследствии наполнялись русская история и культура. Это было великое благо.

Кроме того, сам Владимир Святой после крещения стал действительно образцом христианского правителя, более того, — человеком, который стал первым настоящим правителем Руси. Он сделал то, что не делали ни Рюрик, ни Олег, ни Игорь, ни Святослав: перестал быть викингом и начал создавать систему обороны страны от внешних угроз, прежде всего — от хищной степной стихии. Эта стратегия впоследствии себя оправдывала на протяжении многих веков. Владимир Святой — один из лучших правителей за всю историю Русской земли.

Что бы ни говорили о нем через тысячу лет, тогда князь сделал то, что было важно и нужно для Руси. Помним ли мы его сейчас, не помним ли, мажем чем-нибудь черным или раззолачиваем — для его судьбы это абсолютно неважно. Он уже состоялся как правитель, креститель, полководец.

Карацуба:

Все, наверное, помнят приснопамятный проект «Имя России 2008». Тогда фигура князя Владимира не вошла даже в топ-50 имен, которые для россиян были значимы, в отличие, скажем, от его сына Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского и Александра Невского.

Дмитрий как-то употребил очень хороший образ: сказал, что прошлое следует воспринимать как мозаику из смальты. Предположим, она состоит из ста кусочков, и 95 мы вынимаем. У нас остались пять кусочков, и по ним мы пытаемся восстановить мозаику.

Имеющиеся в нашем распоряжении источники, на основе которых мы можем создавать не мифы, а что-то реальное, — это в основном «Повесть временных лет», которая была написана в Киеве в начале XII века, а князь Владимир — это последняя треть X — начало XI века. Да, она опиралась на какие-то не дошедшие до нас летописные своды конца XI века. Понятно, какое тут отставание в источниках: они описывают то, что было 100-150 лет назад, причем делают это практически в бесписьменных условиях. Да, есть западные источники — византийские, латинские, арабские, армянские и так далее, которые противоречат друг другу, темны, скудны и нуждаются в толковании.

В общем, с источниковедением все плохо, поэтому фантазия историков, писателей, публицистов и прочих политтехнологов разгуливается. Конечно, невозможно отрицать значение фигуры Владимира в крещении Руси. Но тут перед нами встает очень большая проблема — последствия принятия Русью христианства в его византийском варианте. К тому же я вообще не уверена, что к этому образованию конца X — начала XI века можно применять термин «государство». Так что, говоря о князе Владимире, мы вступаем в область истории мифов.

Предание о выборе веры Владимиром, который нам дает «Повесть временных лет», — это красивая легенда, скорее имеющая отношение к конфессиональному окружению Руси, а не к тому, что происходило на самом деле. Степенью своей торговой, военной, дипломатической близости к Византии Древняя Русь была предопределена к принятию христианства в его восточном варианте. Хотя были не очень ясные для нас попытки связи с латинскими землями и у Ольги, и у Ярополка. Но, как говорил Карамзин, «что быть могло, но стать не возмогло». Я думаю, что ни мы, ни Украина не являемся наследниками Киевской Руси. Это было совершенно другое образование. В плане культуры — может быть, да. Тот «свет», о котором говорил Дмитрий. Но проблема в том, что и тьмы там было очень много.

Володихин:

Если говорить о том, помнили его раньше или нет, то можно выйти на станции метро «Китай-Город», пойти к Старосадскому переулку, и как раз напротив Иоанновского монастыря будет церковь Святого Владимира. Она была построена не в 2014 году, а в XVII веке, и канонизация его произошла достаточно рано — видимо, в XIII веке. Он вошел не только в летописи, но и в огромное количество других памятников, и историки XIX века о нем помнили.

Действительно, наследие Владимира Святого не принадлежит России, Украине или Белоруссии, оно принадлежит всем трем восточнославянским народам в равной степени, потому что Древняя Русь времен князя Владимира располагалась и на территории современной России, и на территории современной Белоруссии, и на территории современной Украины. Все эти три страны в своем вероисповедании сейчас преимущественно православные.

Два Владимира

Владимира причислили к лику святых позднее, не при жизни. Многим перемены в его личности кажутся психологически недостоверными. Но если смотреть хронологию действий Владимира Святого, перемены эти кажутся достаточно продуманными, прочувствованными. Он размышлял о том, какая вера нужна, как переменить ум и отойти от язычества. Расспрашивал людей, которые побывали в других странах и познакомились с сутью иных вер. Был и торг с Константинополем, достаточно прозаический в политическом отношении.

Уже крещеный Владимир нападает на Корсунь, христианский город. После этого он решает очень тяжелый вопрос расставания с предыдущими женами. Это происходило не за день, не за неделю, не за месяц. Можно ли измениться за полгода, год? Я думаю, да.

Что касается причин выбора ориентации на Константинопольскую империю, в этом существовало достаточно выгод. Но давайте вспомним, что христианство на Руси было и до Владимира Святого. В Киеве уже стояла Ильинская церковь, бабка князя была крещеной, и именно она воспитывала детей. В городе было достаточно христиан. Дружинники были христианами, и это христианство было именно восточным, потому что первое Малое крещение произошло не в X веке, а за сто лет до того. Конечно, это было органично, естественно — сделать то, к чему уже вся история (и семейная, и государственная) подготовила.

Карацуба:

Мне это представляется мифом: вряд ли его воспитывала бабка, потому что мальчиков у древнерусских князей, как правило, воспитывали специально выделенные мужчины. Святослав с дружиной смеялся над христианством Ольги. Может быть, это так, а может, и нет, но нельзя об этом говорить с такой уверенностью, словно все так и было.

Володихин:

Вы уверенно говорите, что Святослав над этой верой смеялся. Давайте посмотрим, откуда исходит ваша уверенность и моя уверенность. Мы апеллируем к одному и тому же эпизоду — 962 год, осада печенегами Киева. Святослава в Киеве нет, причем давно. Вместо него правит Ольга, потому что летописи называют ее правительницей, замещающей Святослава. При ней внуки. Она фактически отражает нашествие печенегов совместно с воеводами ушедшего воевать сына. После этого эпизода, когда Святослав все-таки возвращается, Ольга просит его креститься, он смеется и отказывается, но при этом жизни его остается на копеечку, и эта жизнь уйдет без возврата в дальних краях. А Ольга остается в Киеве, и внуки при ней. Поэтому их детство и юность проходили с ней, а не со Святославом.

Полулегендарный князь

Карацуба:

Князь Владимир — историческая фигура. Конечно, есть фигуры совсем легендарные, такие как Рюрик. О Владимире мы все же больше знаем. Но все, что мы о нем говорим, должно сопровождаться немыслимым количеством оговорок. Мы не знаем дату и место его рождения. Мы не знаем, где и когда он крестился. Да, скорее всего, действительно под Киевом, но кто знает на самом деле? Мы можем гадать о мотивах принятия им христианства, о степени осознанности, о том, было ли это вызвано духовными причинами или чисто политической конъюнктурой, когда рыхлый конгломерат славянских, финно-угорских и прочих племен под эгидой Киева просто разваливался, и нужен был более прочный пояс, нежели пантеон шести или семи языческих богов, который Владимир воздвиг при первой религиозной реформе.

А почему, если он такой благоверный христианин, князь остался в истории и был канонизирован с языческим именем, а не с христианским именем Василий? Да, с его бабкой получилось так же, она была Еленой после крещения, и это тоже как-то странно. Когда его канонизировали, мы тоже не знаем. Да, может быть в конце XIII века, а может, и позже. Да, он принял христианство, крестил небольшое количество киевлян, а потом Добрыня крестил новгородцев с известными последствиями. Основой духовной жизни Руси эта религия становится только к веку XIV.

Вот мы тут про свет говорили — правильно, был свет, но было и много всего остального. Возникли такие поговорки как «Кто по латыни научился, тот в ересь уклонился», «Не чти много книг, да не впадеши во ересь». Мы любим и почитаем святых Кирилла и Мефодия, но в результате перевода Евангелия и служб на славянский язык мы отгородились от западного мира. Семь Вселенских соборов — это хорошо, но никакой схоластики с богословием не получилось, не получилось острого спора, развития богословской мысли вплоть до XIX века. Много чего не получилось. А у истоков всего этого стоит князь Владимир. Но он, естественно, был, есть и будет в любом школьном учебнике, в любом университетском курсе.

У истоков

Я не связываю с князем Владимиром всю нашу дальнейшую историю. Я как раз считаю, что значение этой личности, по-своему замечательной, сильно преувеличено. Государство погрузилось в пучину дикой кровавой резни после его смерти, и это он подготовил фактически своими собственными руками. Христианство, принятое при нем, не было похоже на нынешнее. Но где-то далеко, в мифологической тьме, он стоит у истоков государства.

Володихин:

Я считаю, что Владимир стоял у истоков русской цивилизации, и тут меня поддержит известный историк, автор книги «Владимир Святой», доктор исторических наук Сергей Алексеев. Имя князя громко звучало не только в XI веке, но и в последующие века. Хотелось бы напомнить, что когда при митрополитах Макарии и Афанасии создавалась «Степенная книга», Владимир Святой занял в ней центральное место — место отсчета всего, что происходило дальше.

Записал Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(126):

1 234 ... +1
11 +0−0№-185685317:35:31
08/12/2016
Почему-то никто из историков не вспомнил, что святой князь Владимир, даже после крещения, продолжал считать славян своим основным экспортным товаром - именно в те годы каждый третий раб на восточном рынке был славянином.

Возможно, не стали бередить нежные душонки ватных поцреотов?
11 +0−0Антон Соколов15:10:10
08/12/2016
автор наверное забыл сколько крови пролил этот креститель насильно вгонявший в новую веру народ свой. Оторвал от традиций предков их богов и верований. И это язычник Святослав, раздвинул границы земель и избавил Русь от тяжести иудейского Хазарского каганата. Дохристианские традиции нужно возвращать, хватит иудеям подчиняться.
9 +0−0Jean-Baptiste Emmanuel ZOrg16:07:07
08/12/2016
-8 +0−0Yuriy Stepanets13:37:10
08/12/2016
Христианство к Православию неимеет никакого отношения, Еврейские сказки пусть сами еврие читают
>Христианство к Православию неимеет никакого отношения..0_o А Иисус-то имеет отношение к Православию или нет?
9 +0−0Дмитрий Калинин12:48:21
08/12/2016
-13 +0−0№-193682312:09:32
08/12/2016
РУСЬ и РОССИЯ - не одно и тоже! РУСЬ - предисловие к УКРАИНЕ, а РОССИЯ - самозванное название МОСКОВИИ! Князь Владимирь, да еще - ВЕЛИКИЙ, к московитам не имеет НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ! Слава Украине-Руси!
О, еще один дурак-хохол из альтернативной вселенной.
На заметку тебе: Владимир до Киева княжил в Новгороде. И то, что ваш хазарский Киев стал частью Руси - заслуга северных князей. Русь на севере, а вы Поле. Проходной двор со смесовым населением.
Так что не верещи, хазарин.
8 +0−0Русский Мир v318:12:08
08/12/2016
Тиран и первый правосланутый на Руси.
8 +0−0Жанна Позднякова13:04:30
08/12/2016
Странновастые какие-то историки в этом центре Гайдара. Непосредственно воспитывал его дядька - Добрыня(что известно из все тех же скудных источников). Бабка, так сказать, курировала воспитание, ей предстояло ведь кому-то власть передавать (вечно где-то болтающийся Святослав не в счет) и ставку она сделала именно на Владимира. И в этом есть парадокс, т.к. Владимир был сыном не просто даже наложницы, а рабыни, как нам сообщает летопись. Но вот кем на самом деле была эта Малуша-рабыня -мать Владимира? Если, как полагают разумно некоторые другие более вдумчивые историки, кн. Владимир - сын древлянской княжны, униженной Ольгой до состояния рабыни-ключницы(причины нам этого принижения статуса по летописи понятны) , то все встает на свои места. Владимир - отнюдь не бастард.
8 +0−0Изя Камушкин11:04:31
08/12/2016
После "фондом Егора Гайдара" дальше не читал.
И так позиция ясна.
7 +0−0Denis Kulik14:32:56
08/12/2016
"И от тех варягов прозвалась Русская земля"
- Повесть времянных лет

Основатель Руси - Рюрик. Хватит мусолить историю своими православно клептократическими руками.
6 +0−0Сергей Фокин10:30:51
08/12/2016
А почему Владимир основатель Руси?! А тогда кто такие Олег, Игорь, Ольга и Святослав?
5 +0−0Андрей Тимофеев13:17:39
08/12/2016
6 +0−0Сергей Фокин10:30:51
08/12/2016
А почему Владимир основатель Руси?! А тогда кто такие Олег, Игорь, Ольга и Святослав?
Потому что поцреарх сказанул как-то, что до крещения славяне были варварами. А эти квакают в русле генеральной линии.
5 +0−0Oliver Heviside09:36:13
08/12/2016
-10 +0−0Андрей Лавриненко08:50:39
08/12/2016
Приятен интерес мордвы и бурят к нашему киевскому князю. Но свои корни ищите на востоке. Потому как культурологически, этнически, политически - вы азиаты. Это даже видно по военным, что вы присылаете на Донбасс. Калмыки,буряты, башкиры...
Андрюша вы наивный ребёнок! То что вы назвали его Киевским-никаким образом ни логически, ни физически ни исторически НЕ связано со словом "украина"! Он был "киевским, так как княжил в русском городе Киеве только и всего! До этого он был князем Новгородским, где тоже и в помине никаких украинцев небыло Успокойтесь, выпейте валиума ,или бросайтесь вниз с самого высокого этажа высотки на комплексе Кловский в Киеве!
5 +0−0owngrader owngrader07:09:22
08/12/2016
Да по боку народу правитель,изгнавший богов и насадивший мечом на Руси
иудейство.
5 +0−0Михаил Михайлов04:24:23
08/12/2016
Вот такая история по Мюллеру и Байеру хотите верьте хотите нет.
4 +0−0rr rr19:51:30
08/12/2016
Неграмотный извращенец-мракобес Владимир загнал плетками свой народ в иудейскую секту.
4 +0−0Дмитрий Калинин12:08:36
08/12/2016
0 +0−0Ex Ex11:06:25
08/12/2016
странный текст.
что было королевство франков и что было - Византия?
о каком отдалении от Европы во времена Владимира можно говорить????
Королевство франков в 10 веке - огромная территория от Нормандии до Чехии, от Ламанша до Северной Италии.
Византия в 10 веке - огрызок примерно в 1/10 от Восточной Римской империи времен Константина Великого. Жалкое подобие былой роскоши, со всех сторон терпящее набеги.

И если бы вы читали внимательно, то заметили бы, что я говорю про ПОСТЕПЕННОЕ отдаление. При Владимире церковь еще не раскололась, это произошло на 50 с лишним лет позже. Вот тогда и начался ПОСТЕПЕННЫЙ дрейф Руси от Европы.
4 +0−0Сергей Фокин10:44:55
08/12/2016
Приведенный диалог историков немного удивляет. Впрочем, учитывая, что Карацуба выступает соавтором книги об альтернативном виденье истории России (2005), где приведено масса искажающих фактов и прямых замалчиваний, а так же неубедительных гипотез, то не приходится удивляться. Во-первых, профессиональные историки стараются называть русских князей, как их величали при жизни. Если речь идет о Владимире, то Владимир Святославович, а ни какой ни Святой. Если Ярослав Мудрый, то Ярослав Владимирович. Во-вторых, что за "русская цивилизация"?! Неужели Володихин не знает определения "цивлизации"? В целом статья странная, и не дает целостного образа князя.
3 +0−0Olgachas Tkach 19:44:39
08/12/2016
Блевать охота от этих космополитовских шестерок.
Ахиджаковы от истории, рабами им быть приятно.
3 +0−0Русский Мир v318:13:42
08/12/2016
3 +0−0Jean-Baptiste Emmanuel ZOrg16:13:58
08/12/2016
Почитал комменты - натуральный паноптикум, один другого краше.
Дык, вся страна как паноптикум.
3 +0−0Jean-Baptiste Emmanuel ZOrg16:13:58
08/12/2016
Почитал комменты - натуральный паноптикум, один другого краше.
3 +0−0Дмитрий Калинин12:22:28
08/12/2016
-2 +0−0Alex Kron10:35:32
08/12/2016
Опять эти пресловутые "монголы". Ну когда же надоест всем этим русофобам-монголопочитателям камлать и камлать про пресловутое "монгольское" иго на Руси, о котором сами монголы не имели ни малейшего понятия.
Какие-то проблемы с некой Степью ? Что такое Степь ? Почему Степь - проблема ? Тем более для "Византии" ? Вообще-то считается, что минимум о половины русских князей мамы были половчанками. То есть и сами князья, значит, наполовину половцы. То есть , что "степняки" ?
А что такое "европейцы" по ментальности ? Да ещё в том, в официальном 9-12 веках ? Арабы тогда были тоже европейцами. Норманны, ставившие раком всех и вся - европейцы. Саксы - европейцы. Лютичи, бодричи и прочие - европейцы. Пруссы, коих истребляли и поляки и тевтонцы - европейцы. Венгры, не менее чем норманны ставившие раком всех и вся вокруг - европейцы. Какая такая "европейская ментальность" ? Резать всех и вся вокруг ?
Текст, состоящий из одних вопросов - сам по себе симптом шизотипического расстройства.
Про взаимоотношения Руси и Степи есть масса хороших книг и монографий. Не буду объяснять очевидное. Скажу только, что человеку с головой слова "хазары", "печенеги", "кипчаки" должны что-то говорить. Это о проблемах со Степью.
Половчанки были матерями не половины, а лишь трех из известных нам князей. И то, была огромная разница в том, какие именно это были половцы. С одними русь вполне прилично жила, с другими непрерывно ваевала. Кстати, из шесть крупных битв русских с половцами мы проиграли четыре. Две выиграли. Это так, для справки.
Отнести венгров (тогда - кочевников, только пришедших на венгерскую равнину из южноуральской степи) к европейцам - это смело. Еще смелее причислить к европейцам арабов. Это надо, что - ни одной книжки не прочитать, ни одного фильма не видеть? Даже "13-й воин" дает общее представление о разнице арабского и европейского менталитетов.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь