«Его вряд ли воспитывала бабка»

00:02 08/12/2016 Наука и техника
«Его вряд ли воспитывала бабка»

Споры о том, кем был князь Владимир, ведутся с давних времен. Исторические источники, повествующие о его свершениях, обрывочны и зачастую противоречат друг другу. Дать более полную картину этой личности в ходе дискуссии, организованной Фондом Егора Гайдара совместно с Вольным историческим обществом, попытались кандидат исторических наук Ирина Карацуба и доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ Дмитрий Володихин. «Лента.ру» публикует выдержки из их выступлений.

История мифов

Володихин:

Мой взгляд на судьбу и вклад Владимира Святого в русскую историю — это взгляд историка-традиционалиста. Я считаю, что на первом этапе своей деятельности он был удачливым завоевателем, человеком, который в своей деятельности подчинялся языческой нравственности. Что же касается факта крещения, он был и стратегически, и культурно оправдан и принес тот свет, которым впоследствии наполнялись русская история и культура. Это было великое благо.

Кроме того, сам Владимир Святой после крещения стал действительно образцом христианского правителя, более того, — человеком, который стал первым настоящим правителем Руси. Он сделал то, что не делали ни Рюрик, ни Олег, ни Игорь, ни Святослав: перестал быть викингом и начал создавать систему обороны страны от внешних угроз, прежде всего — от хищной степной стихии. Эта стратегия впоследствии себя оправдывала на протяжении многих веков. Владимир Святой — один из лучших правителей за всю историю Русской земли.

Что бы ни говорили о нем через тысячу лет, тогда князь сделал то, что было важно и нужно для Руси. Помним ли мы его сейчас, не помним ли, мажем чем-нибудь черным или раззолачиваем — для его судьбы это абсолютно неважно. Он уже состоялся как правитель, креститель, полководец.

Карацуба:

Все, наверное, помнят приснопамятный проект «Имя России 2008». Тогда фигура князя Владимира не вошла даже в топ-50 имен, которые для россиян были значимы, в отличие, скажем, от его сына Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского и Александра Невского.

Дмитрий как-то употребил очень хороший образ: сказал, что прошлое следует воспринимать как мозаику из смальты. Предположим, она состоит из ста кусочков, и 95 мы вынимаем. У нас остались пять кусочков, и по ним мы пытаемся восстановить мозаику.

Имеющиеся в нашем распоряжении источники, на основе которых мы можем создавать не мифы, а что-то реальное, — это в основном «Повесть временных лет», которая была написана в Киеве в начале XII века, а князь Владимир — это последняя треть X — начало XI века. Да, она опиралась на какие-то не дошедшие до нас летописные своды конца XI века. Понятно, какое тут отставание в источниках: они описывают то, что было 100-150 лет назад, причем делают это практически в бесписьменных условиях. Да, есть западные источники — византийские, латинские, арабские, армянские и так далее, которые противоречат друг другу, темны, скудны и нуждаются в толковании.

В общем, с источниковедением все плохо, поэтому фантазия историков, писателей, публицистов и прочих политтехнологов разгуливается. Конечно, невозможно отрицать значение фигуры Владимира в крещении Руси. Но тут перед нами встает очень большая проблема — последствия принятия Русью христианства в его византийском варианте. К тому же я вообще не уверена, что к этому образованию конца X — начала XI века можно применять термин «государство». Так что, говоря о князе Владимире, мы вступаем в область истории мифов.

Предание о выборе веры Владимиром, который нам дает «Повесть временных лет», — это красивая легенда, скорее имеющая отношение к конфессиональному окружению Руси, а не к тому, что происходило на самом деле. Степенью своей торговой, военной, дипломатической близости к Византии Древняя Русь была предопределена к принятию христианства в его восточном варианте. Хотя были не очень ясные для нас попытки связи с латинскими землями и у Ольги, и у Ярополка. Но, как говорил Карамзин, «что быть могло, но стать не возмогло». Я думаю, что ни мы, ни Украина не являемся наследниками Киевской Руси. Это было совершенно другое образование. В плане культуры — может быть, да. Тот «свет», о котором говорил Дмитрий. Но проблема в том, что и тьмы там было очень много.

Володихин:

Если говорить о том, помнили его раньше или нет, то можно выйти на станции метро «Китай-Город», пойти к Старосадскому переулку, и как раз напротив Иоанновского монастыря будет церковь Святого Владимира. Она была построена не в 2014 году, а в XVII веке, и канонизация его произошла достаточно рано — видимо, в XIII веке. Он вошел не только в летописи, но и в огромное количество других памятников, и историки XIX века о нем помнили.

Действительно, наследие Владимира Святого не принадлежит России, Украине или Белоруссии, оно принадлежит всем трем восточнославянским народам в равной степени, потому что Древняя Русь времен князя Владимира располагалась и на территории современной России, и на территории современной Белоруссии, и на территории современной Украины. Все эти три страны в своем вероисповедании сейчас преимущественно православные.

Два Владимира

Владимира причислили к лику святых позднее, не при жизни. Многим перемены в его личности кажутся психологически недостоверными. Но если смотреть хронологию действий Владимира Святого, перемены эти кажутся достаточно продуманными, прочувствованными. Он размышлял о том, какая вера нужна, как переменить ум и отойти от язычества. Расспрашивал людей, которые побывали в других странах и познакомились с сутью иных вер. Был и торг с Константинополем, достаточно прозаический в политическом отношении.

Уже крещеный Владимир нападает на Корсунь, христианский город. После этого он решает очень тяжелый вопрос расставания с предыдущими женами. Это происходило не за день, не за неделю, не за месяц. Можно ли измениться за полгода, год? Я думаю, да.

Что касается причин выбора ориентации на Константинопольскую империю, в этом существовало достаточно выгод. Но давайте вспомним, что христианство на Руси было и до Владимира Святого. В Киеве уже стояла Ильинская церковь, бабка князя была крещеной, и именно она воспитывала детей. В городе было достаточно христиан. Дружинники были христианами, и это христианство было именно восточным, потому что первое Малое крещение произошло не в X веке, а за сто лет до того. Конечно, это было органично, естественно — сделать то, к чему уже вся история (и семейная, и государственная) подготовила.

Карацуба:

Мне это представляется мифом: вряд ли его воспитывала бабка, потому что мальчиков у древнерусских князей, как правило, воспитывали специально выделенные мужчины. Святослав с дружиной смеялся над христианством Ольги. Может быть, это так, а может, и нет, но нельзя об этом говорить с такой уверенностью, словно все так и было.

Володихин:

Вы уверенно говорите, что Святослав над этой верой смеялся. Давайте посмотрим, откуда исходит ваша уверенность и моя уверенность. Мы апеллируем к одному и тому же эпизоду — 962 год, осада печенегами Киева. Святослава в Киеве нет, причем давно. Вместо него правит Ольга, потому что летописи называют ее правительницей, замещающей Святослава. При ней внуки. Она фактически отражает нашествие печенегов совместно с воеводами ушедшего воевать сына. После этого эпизода, когда Святослав все-таки возвращается, Ольга просит его креститься, он смеется и отказывается, но при этом жизни его остается на копеечку, и эта жизнь уйдет без возврата в дальних краях. А Ольга остается в Киеве, и внуки при ней. Поэтому их детство и юность проходили с ней, а не со Святославом.

Полулегендарный князь

Карацуба:

Князь Владимир — историческая фигура. Конечно, есть фигуры совсем легендарные, такие как Рюрик. О Владимире мы все же больше знаем. Но все, что мы о нем говорим, должно сопровождаться немыслимым количеством оговорок. Мы не знаем дату и место его рождения. Мы не знаем, где и когда он крестился. Да, скорее всего, действительно под Киевом, но кто знает на самом деле? Мы можем гадать о мотивах принятия им христианства, о степени осознанности, о том, было ли это вызвано духовными причинами или чисто политической конъюнктурой, когда рыхлый конгломерат славянских, финно-угорских и прочих племен под эгидой Киева просто разваливался, и нужен был более прочный пояс, нежели пантеон шести или семи языческих богов, который Владимир воздвиг при первой религиозной реформе.

А почему, если он такой благоверный христианин, князь остался в истории и был канонизирован с языческим именем, а не с христианским именем Василий? Да, с его бабкой получилось так же, она была Еленой после крещения, и это тоже как-то странно. Когда его канонизировали, мы тоже не знаем. Да, может быть в конце XIII века, а может, и позже. Да, он принял христианство, крестил небольшое количество киевлян, а потом Добрыня крестил новгородцев с известными последствиями. Основой духовной жизни Руси эта религия становится только к веку XIV.

Вот мы тут про свет говорили — правильно, был свет, но было и много всего остального. Возникли такие поговорки как «Кто по латыни научился, тот в ересь уклонился», «Не чти много книг, да не впадеши во ересь». Мы любим и почитаем святых Кирилла и Мефодия, но в результате перевода Евангелия и служб на славянский язык мы отгородились от западного мира. Семь Вселенских соборов — это хорошо, но никакой схоластики с богословием не получилось, не получилось острого спора, развития богословской мысли вплоть до XIX века. Много чего не получилось. А у истоков всего этого стоит князь Владимир. Но он, естественно, был, есть и будет в любом школьном учебнике, в любом университетском курсе.

У истоков

Я не связываю с князем Владимиром всю нашу дальнейшую историю. Я как раз считаю, что значение этой личности, по-своему замечательной, сильно преувеличено. Государство погрузилось в пучину дикой кровавой резни после его смерти, и это он подготовил фактически своими собственными руками. Христианство, принятое при нем, не было похоже на нынешнее. Но где-то далеко, в мифологической тьме, он стоит у истоков государства.

Володихин:

Я считаю, что Владимир стоял у истоков русской цивилизации, и тут меня поддержит известный историк, автор книги «Владимир Святой», доктор исторических наук Сергей Алексеев. Имя князя громко звучало не только в XI веке, но и в последующие века. Хотелось бы напомнить, что когда при митрополитах Макарии и Афанасии создавалась «Степенная книга», Владимир Святой занял в ней центральное место — место отсчета всего, что происходило дальше.

Записал Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(126):

1 2 345 ... +1
3 +0−0Александр Плотников08:47:29
08/12/2016
Князь Владимир конечно достоин уважения и памяти, но тот памятник, что открыли в Москве, просто чудовищен. И место нелепое. Там основные доминанты это кремлёвские башни и тут на тебе — ни к селу ни к городу.
Надеюсь, что его перенесут рано или поздно в другое место, когда наши потомки поймут, что нельзя таким образом рушить сложившийся архитектурный ансамбль. Даже церетеллиевский Пётр менее ужасен.
3 +0−0owngrader owngrader07:10:43
08/12/2016
-6 +0−0№-206093501:24:30
08/12/2016
Великий Святой Князь Владимир-креститель Руси, основатель Святой Руси.
И все домыслы небожителей, у которых никаких реальных контраргументов сему факту в наличии нет, кроме досужих фантазий и сказок от всевозможных иуд-не очень интересны.

Спаси Господи!
Вам персонально от Жаклина Готье-лучшие девушки-нидивидуалки,забудете про кулачок.
2 +0−0вася петинбрат22:08:14
08/12/2016
6 +0−0Сергей Фокин10:30:51
08/12/2016
А почему Владимир основатель Руси?! А тогда кто такие Олег, Игорь, Ольга и Святослав?
А потому что на Руси сейчас правит Владимир и даже Владимирович. Правил бы Олег, ему бы памятник ставили и историческую базу под это подвели, холуёв достаточно.
2 +0−0№-185685319:43:09
08/12/2016
-3 +0−0№-193682317:38:50
08/12/2016
Ирини, из ИСТОРИИ! Не Краткого курса ВКП(б)!
Я извиняюсь, для вас, очевидно, русский язык не родной, поэтому, возможно, вы не понимаете, что ваша фраза звучит несколько двусмысленно - если не бессмысленно. Из какой истории? Желто-газетной? Или из какого-то конкретного исторического источника?
2 +0−0Дмитрий Калинин19:16:19
08/12/2016
-2 +0−0Jesse Pinkman13:09:49
08/12/2016
Он вам все правильно указал. Сами европейцы не в силах дать определение тому, что такое "европейскость". Между ирландцами и итальянцами, или скандинавами и испанцами - пропасть, по менталитету, по культуре. И только наши фапающие на Европу олени знают, что такое "европейская культура".

Испания в 8го по 14 век не просто дань платила арабам, как Русь Орде, а была халифатом, управлялась арабами. Массу всего испанская культура позаимствовала у арабов. Но никому в здравом уме не приходит рассуждать - "а европейская ли страна - Испания?" Все эти рассуждения о якобы азиатской сути России - не более, чем жoпoголовые страдания нежной российской псевдоинтеллигенции и национальных меньшинств существовавших в тени Москвы, что нанесло их гордости непоправимый ущерб.
Да он вообще ничего не указал.
И я не называл Россию азиатской. Легко спорить, когда выдумываешь за противника аргумнты ))
Россия - уникальная в своем роде северная цивилизация, возникшая на стыке культур и творчески их переработавшая. Мы - самодостаточны.
А отрицать общность европейской культуры может лишь полный двоечникк. Существует прямая линия передачи культурного кода от Древней Греции до ЕС.
Европа - это, фактически, Империум Франкорум плюс германсие окраины - Испания, Британия, даже Гренландия.
2 +0−0Жанна Позднякова18:34:46
08/12/2016
1 +0−0sergei bagrov14:59:51
08/12/2016
Кстати, Добрыня, это по русски. На самом деле -Дабран. Брат матери Владимира, ключницы Малуши (ласкательное от имени Малка, на иврите - царица). Из русского древлянского города Любича. Но - находившегося в вассальной зависимсти от Хазарского каганата.
Такие вот святые-владимиры...
Малик (Мал, Малко) - это "правитель", "владыка", "владетель", "князь" в конце концов, все верно, вот только иврит ли принес на Русь это слово, которое обычно считают арабским по происхождению? Впрочем, допустим, т.к. арабский и иврит - родственные языки. Но! Хазарский каганат был полиэтничным государством и уж кого-кого, но евреев там было меньше всех (правильнее было сказать их вообще их там не было). По большей части его населяли все же тюрские народы, их разбавляли греки, уже давно не кочевые скифы и ряд др. народов. А то, что их каган принял в свое время иудаизм, на то, видимо, у него были свои политические мотивы. Малуша, стало быть, - "княжна" , дочь древлянского князя. Вот только древляне платили дань не хазарам, как мы помним из ПВЛ, а Игорю. И Игорек так достал своими поборами, что его того...к березе.. и в чисто поле. Ну а дальше жена Игоря, в будущем благочестивая христианка Ольга, с её "мстю и мстя моя страшна". Месть и правда была страшная и чисто скандинавская. Древлянского вождя и его сподвижников убили, люд древлянский кого порубили, кого данью по новой обложили, а кого в рабов обратили. Древлянской "принцессе" жизнь, как видим, была дарована, но... "из князи да в грязи" - стала рабыней на побегушках у Ольги. Конечно, это еще все попробуй докажи, но картина вполне вероятная.
2 +0−0Русский Мир v318:14:38
08/12/2016
0 +0−0№-185685317:36:39
08/12/2016
А кто он, этот Рюрик?
Это тот, кого опять приглашать пора.
2 +0−0Ирина Горскова15:07:55
08/12/2016
-4 +0−0№-193682313:55:46
08/12/2016
А "умнику" москалю на памьять: НОВГОРОД БЬІЛ СТОЛИЦЕЙ СЛАВЕНИИ, когда о московии еще речи несуществовало! Московию основал ХАН БАТЬІЙ!
А "Славения", простите это откуда? Великий Новгород есть основа Руси Новгородской. Новгородцы ходили в Беломорье и в Аляску. А уж потом от Ярослава, народился внук Владимир и посадили его на Киев.
2 +0−0Ex Ex11:08:49
08/12/2016
-10 +0−0Андрей Лавриненко08:50:39
08/12/2016
Приятен интерес мордвы и бурят к нашему киевскому князю. Но свои корни ищите на востоке. Потому как культурологически, этнически, политически - вы азиаты. Это даже видно по военным, что вы присылаете на Донбасс. Калмыки,буряты, башкиры...
вы вашего киевского князя спросите кто он - русский, украинец или бурят...
не знали мы что на Донбассе живут буряты и мордва... впрочем и украинцев там отродясь не было.
2 +0−0Дмитрий Калинин09:48:26
08/12/2016
Владимир не сделал ничего уникального, ибо в то же самое время сходные процессы шли и в Скандинавии, с которой у Руси была общая корневая система. Он просто подчинялся общему тренду.
Выбор конфессии был крайне неудачным, если смотреть на него из перспективы. Да, это была попытка объединения с Византией в борьбе с общей проблемой - Степью. Но, во-первых, не сработало, а во-вторых, затруднило общение с Западом. А ведь начало было таким многообещающим! Визит Ольги в империю франков. Европейская политика Ярослава. Практически все домонгольские Рюриковичи - европейцы по ментальности и крови.
На полный разрыв связей с Европой ушло почти три века, но уже ко времени Юрия Долгорукого северо-восточная Русь - в изоляции. И далее эта изоляция лишь усиливалась.
Не исключено, что прими Владимир крещение от Рима, не было бы и двухсотлетнего правления Орды.
2 +0−0Oliver Heviside09:39:56
08/12/2016
-6 +0−0Max Well00:23:51
08/12/2016
русским конкретно по ушам катают, до 13-14 веков Киев был по сути половецким городом, да и земли от Днепра до Урала - исконно половецкие. Русские пошли в сговор с "монголами" которые ни слова не знали по монгольски, чтобы завоевать их земли, как завоевали, кинули татар, вырезали и поглощали их до 16-17 веков, консолидация русских произошла только к 17-18 векам, реальная история России начинается только с Петра 1-го
"учёный"! Вы случайно не "британский ученый"?
1 +0−0вася петинбрат21:58:01
08/12/2016
Судя по тому как он принуждал креститься русский народ то его явно воспитывала собака.
1 +0−0Olgachas Tkach 19:46:10
08/12/2016
2 +0−0Русский Мир v318:14:38
08/12/2016
Это тот, кого опять приглашать пора.
В европу, спасти от мигрантов.
1 +0−0№-185685319:41:04
08/12/2016
2 +0−0Ирина Горскова15:07:55
08/12/2016
А "Славения", простите это откуда? Великий Новгород есть основа Руси Новгородской. Новгородцы ходили в Беломорье и в Аляску. А уж потом от Ярослава, народился внук Владимир и посадили его на Киев.
На Аляску?! Можно представить доказательства, плиз.
1 +0−0Igor Khabr19:15:48
08/12/2016
0 +0−0Jesse Pinkman13:14:42
08/12/2016
У вас с историческими познаниями вельма туго. Назвать Византию 10 века - "огрызком", это надо суметь))Империя Карла - это было совершенно дикое средневековое образование, полное тьмы невежества вообще-то)

Ссылка на www.historie.ru
Совершенно верно. Великая Римская империя германского народа - совершенно аморфная структура, построенная на личном якобы вассалитете многочисленных племенных вождей от "императора". Который, в свою очередь, присвоил себе этот пышный титул, потому что у него джага-джага длиннее. Шутка. Писаная история всегда выглядит величественно и блестяще. На бумаге и в воображении. А на самом деле - рыгающий прокисшим вином, вшивый и с немытой задницей главарь шайки драчливых ублюдков провозгласил себя аж ымператором (которого ногами попирают из Вселенной).
1 +0−0№-188010217:35:27
08/12/2016
Товарищи не понимают , что история не знает деталей. Есть решения, и последствия.
1 +0−0сергей андреев17:33:37
08/12/2016
-2 +0−0Oliver Heviside09:41:57
08/12/2016
Поэтому украина не может никаким образом претендовать на звание "культурной" так как использует русский алфавит официально, а в ваших комментах- родной, укрский - сортирно- стенный!
Сортирно стенный ....надо запомнить
1 +0−0Ирина Горскова15:04:25
08/12/2016
-13 +0−0№-193682312:09:32
08/12/2016
РУСЬ и РОССИЯ - не одно и тоже! РУСЬ - предисловие к УКРАИНЕ, а РОССИЯ - самозванное название МОСКОВИИ! Князь Владимирь, да еще - ВЕЛИКИЙ, к московитам не имеет НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ! Слава Украине-Руси!
скачите "юзеры", скачите...
1 +0−0Ирина Горскова15:03:02
08/12/2016
8 +0−0Жанна Позднякова13:04:30
08/12/2016
Странновастые какие-то историки в этом центре Гайдара. Непосредственно воспитывал его дядька - Добрыня(что известно из все тех же скудных источников). Бабка, так сказать, курировала воспитание, ей предстояло ведь кому-то власть передавать (вечно где-то болтающийся Святослав не в счет) и ставку она сделала именно на Владимира. И в этом есть парадокс, т.к. Владимир был сыном не просто даже наложницы, а рабыни, как нам сообщает летопись. Но вот кем на самом деле была эта Малуша-рабыня -мать Владимира? Если, как полагают разумно некоторые другие более вдумчивые историки, кн. Владимир - сын древлянской княжны, униженной Ольгой до состояния рабыни-ключницы(причины нам этого принижения статуса по летописи понятны) , то все встает на свои места. Владимир - отнюдь не бастард.
Так ведь там сказано: "вольная история". И что от этих "вольных поклонников свидомых" хотите?
1 +0−0sergei bagrov14:59:51
08/12/2016
8 +0−0Жанна Позднякова13:04:30
08/12/2016
Странновастые какие-то историки в этом центре Гайдара. Непосредственно воспитывал его дядька - Добрыня(что известно из все тех же скудных источников). Бабка, так сказать, курировала воспитание, ей предстояло ведь кому-то власть передавать (вечно где-то болтающийся Святослав не в счет) и ставку она сделала именно на Владимира. И в этом есть парадокс, т.к. Владимир был сыном не просто даже наложницы, а рабыни, как нам сообщает летопись. Но вот кем на самом деле была эта Малуша-рабыня -мать Владимира? Если, как полагают разумно некоторые другие более вдумчивые историки, кн. Владимир - сын древлянской княжны, униженной Ольгой до состояния рабыни-ключницы(причины нам этого принижения статуса по летописи понятны) , то все встает на свои места. Владимир - отнюдь не бастард.
Кстати, Добрыня, это по русски. На самом деле -Дабран. Брат матери Владимира, ключницы Малуши (ласкательное от имени Малка, на иврите - царица). Из русского древлянского города Любича. Но - находившегося в вассальной зависимсти от Хазарского каганата.
Такие вот святые-владимиры...
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь