«Его вряд ли воспитывала бабка»

00:02 08/12/2016 Наука и техника
«Его вряд ли воспитывала бабка»

Споры о том, кем был князь Владимир, ведутся с давних времен. Исторические источники, повествующие о его свершениях, обрывочны и зачастую противоречат друг другу. Дать более полную картину этой личности в ходе дискуссии, организованной Фондом Егора Гайдара совместно с Вольным историческим обществом, попытались кандидат исторических наук Ирина Карацуба и доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ Дмитрий Володихин. «Лента.ру» публикует выдержки из их выступлений.

История мифов

Володихин:

Мой взгляд на судьбу и вклад Владимира Святого в русскую историю — это взгляд историка-традиционалиста. Я считаю, что на первом этапе своей деятельности он был удачливым завоевателем, человеком, который в своей деятельности подчинялся языческой нравственности. Что же касается факта крещения, он был и стратегически, и культурно оправдан и принес тот свет, которым впоследствии наполнялись русская история и культура. Это было великое благо.

Кроме того, сам Владимир Святой после крещения стал действительно образцом христианского правителя, более того, — человеком, который стал первым настоящим правителем Руси. Он сделал то, что не делали ни Рюрик, ни Олег, ни Игорь, ни Святослав: перестал быть викингом и начал создавать систему обороны страны от внешних угроз, прежде всего — от хищной степной стихии. Эта стратегия впоследствии себя оправдывала на протяжении многих веков. Владимир Святой — один из лучших правителей за всю историю Русской земли.

Что бы ни говорили о нем через тысячу лет, тогда князь сделал то, что было важно и нужно для Руси. Помним ли мы его сейчас, не помним ли, мажем чем-нибудь черным или раззолачиваем — для его судьбы это абсолютно неважно. Он уже состоялся как правитель, креститель, полководец.

Карацуба:

Все, наверное, помнят приснопамятный проект «Имя России 2008». Тогда фигура князя Владимира не вошла даже в топ-50 имен, которые для россиян были значимы, в отличие, скажем, от его сына Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского и Александра Невского.

Дмитрий как-то употребил очень хороший образ: сказал, что прошлое следует воспринимать как мозаику из смальты. Предположим, она состоит из ста кусочков, и 95 мы вынимаем. У нас остались пять кусочков, и по ним мы пытаемся восстановить мозаику.

Имеющиеся в нашем распоряжении источники, на основе которых мы можем создавать не мифы, а что-то реальное, — это в основном «Повесть временных лет», которая была написана в Киеве в начале XII века, а князь Владимир — это последняя треть X — начало XI века. Да, она опиралась на какие-то не дошедшие до нас летописные своды конца XI века. Понятно, какое тут отставание в источниках: они описывают то, что было 100-150 лет назад, причем делают это практически в бесписьменных условиях. Да, есть западные источники — византийские, латинские, арабские, армянские и так далее, которые противоречат друг другу, темны, скудны и нуждаются в толковании.

В общем, с источниковедением все плохо, поэтому фантазия историков, писателей, публицистов и прочих политтехнологов разгуливается. Конечно, невозможно отрицать значение фигуры Владимира в крещении Руси. Но тут перед нами встает очень большая проблема — последствия принятия Русью христианства в его византийском варианте. К тому же я вообще не уверена, что к этому образованию конца X — начала XI века можно применять термин «государство». Так что, говоря о князе Владимире, мы вступаем в область истории мифов.

Предание о выборе веры Владимиром, который нам дает «Повесть временных лет», — это красивая легенда, скорее имеющая отношение к конфессиональному окружению Руси, а не к тому, что происходило на самом деле. Степенью своей торговой, военной, дипломатической близости к Византии Древняя Русь была предопределена к принятию христианства в его восточном варианте. Хотя были не очень ясные для нас попытки связи с латинскими землями и у Ольги, и у Ярополка. Но, как говорил Карамзин, «что быть могло, но стать не возмогло». Я думаю, что ни мы, ни Украина не являемся наследниками Киевской Руси. Это было совершенно другое образование. В плане культуры — может быть, да. Тот «свет», о котором говорил Дмитрий. Но проблема в том, что и тьмы там было очень много.

Володихин:

Если говорить о том, помнили его раньше или нет, то можно выйти на станции метро «Китай-Город», пойти к Старосадскому переулку, и как раз напротив Иоанновского монастыря будет церковь Святого Владимира. Она была построена не в 2014 году, а в XVII веке, и канонизация его произошла достаточно рано — видимо, в XIII веке. Он вошел не только в летописи, но и в огромное количество других памятников, и историки XIX века о нем помнили.

Действительно, наследие Владимира Святого не принадлежит России, Украине или Белоруссии, оно принадлежит всем трем восточнославянским народам в равной степени, потому что Древняя Русь времен князя Владимира располагалась и на территории современной России, и на территории современной Белоруссии, и на территории современной Украины. Все эти три страны в своем вероисповедании сейчас преимущественно православные.

Два Владимира

Владимира причислили к лику святых позднее, не при жизни. Многим перемены в его личности кажутся психологически недостоверными. Но если смотреть хронологию действий Владимира Святого, перемены эти кажутся достаточно продуманными, прочувствованными. Он размышлял о том, какая вера нужна, как переменить ум и отойти от язычества. Расспрашивал людей, которые побывали в других странах и познакомились с сутью иных вер. Был и торг с Константинополем, достаточно прозаический в политическом отношении.

Уже крещеный Владимир нападает на Корсунь, христианский город. После этого он решает очень тяжелый вопрос расставания с предыдущими женами. Это происходило не за день, не за неделю, не за месяц. Можно ли измениться за полгода, год? Я думаю, да.

Что касается причин выбора ориентации на Константинопольскую империю, в этом существовало достаточно выгод. Но давайте вспомним, что христианство на Руси было и до Владимира Святого. В Киеве уже стояла Ильинская церковь, бабка князя была крещеной, и именно она воспитывала детей. В городе было достаточно христиан. Дружинники были христианами, и это христианство было именно восточным, потому что первое Малое крещение произошло не в X веке, а за сто лет до того. Конечно, это было органично, естественно — сделать то, к чему уже вся история (и семейная, и государственная) подготовила.

Карацуба:

Мне это представляется мифом: вряд ли его воспитывала бабка, потому что мальчиков у древнерусских князей, как правило, воспитывали специально выделенные мужчины. Святослав с дружиной смеялся над христианством Ольги. Может быть, это так, а может, и нет, но нельзя об этом говорить с такой уверенностью, словно все так и было.

Володихин:

Вы уверенно говорите, что Святослав над этой верой смеялся. Давайте посмотрим, откуда исходит ваша уверенность и моя уверенность. Мы апеллируем к одному и тому же эпизоду — 962 год, осада печенегами Киева. Святослава в Киеве нет, причем давно. Вместо него правит Ольга, потому что летописи называют ее правительницей, замещающей Святослава. При ней внуки. Она фактически отражает нашествие печенегов совместно с воеводами ушедшего воевать сына. После этого эпизода, когда Святослав все-таки возвращается, Ольга просит его креститься, он смеется и отказывается, но при этом жизни его остается на копеечку, и эта жизнь уйдет без возврата в дальних краях. А Ольга остается в Киеве, и внуки при ней. Поэтому их детство и юность проходили с ней, а не со Святославом.

Полулегендарный князь

Карацуба:

Князь Владимир — историческая фигура. Конечно, есть фигуры совсем легендарные, такие как Рюрик. О Владимире мы все же больше знаем. Но все, что мы о нем говорим, должно сопровождаться немыслимым количеством оговорок. Мы не знаем дату и место его рождения. Мы не знаем, где и когда он крестился. Да, скорее всего, действительно под Киевом, но кто знает на самом деле? Мы можем гадать о мотивах принятия им христианства, о степени осознанности, о том, было ли это вызвано духовными причинами или чисто политической конъюнктурой, когда рыхлый конгломерат славянских, финно-угорских и прочих племен под эгидой Киева просто разваливался, и нужен был более прочный пояс, нежели пантеон шести или семи языческих богов, который Владимир воздвиг при первой религиозной реформе.

А почему, если он такой благоверный христианин, князь остался в истории и был канонизирован с языческим именем, а не с христианским именем Василий? Да, с его бабкой получилось так же, она была Еленой после крещения, и это тоже как-то странно. Когда его канонизировали, мы тоже не знаем. Да, может быть в конце XIII века, а может, и позже. Да, он принял христианство, крестил небольшое количество киевлян, а потом Добрыня крестил новгородцев с известными последствиями. Основой духовной жизни Руси эта религия становится только к веку XIV.

Вот мы тут про свет говорили — правильно, был свет, но было и много всего остального. Возникли такие поговорки как «Кто по латыни научился, тот в ересь уклонился», «Не чти много книг, да не впадеши во ересь». Мы любим и почитаем святых Кирилла и Мефодия, но в результате перевода Евангелия и служб на славянский язык мы отгородились от западного мира. Семь Вселенских соборов — это хорошо, но никакой схоластики с богословием не получилось, не получилось острого спора, развития богословской мысли вплоть до XIX века. Много чего не получилось. А у истоков всего этого стоит князь Владимир. Но он, естественно, был, есть и будет в любом школьном учебнике, в любом университетском курсе.

У истоков

Я не связываю с князем Владимиром всю нашу дальнейшую историю. Я как раз считаю, что значение этой личности, по-своему замечательной, сильно преувеличено. Государство погрузилось в пучину дикой кровавой резни после его смерти, и это он подготовил фактически своими собственными руками. Христианство, принятое при нем, не было похоже на нынешнее. Но где-то далеко, в мифологической тьме, он стоит у истоков государства.

Володихин:

Я считаю, что Владимир стоял у истоков русской цивилизации, и тут меня поддержит известный историк, автор книги «Владимир Святой», доктор исторических наук Сергей Алексеев. Имя князя громко звучало не только в XI веке, но и в последующие века. Хотелось бы напомнить, что когда при митрополитах Макарии и Афанасии создавалась «Степенная книга», Владимир Святой занял в ней центральное место — место отсчета всего, что происходило дальше.

Записал Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(126):

0 +0−0№-206163502:03:54
09/12/2016
2 +0−0Жанна Позднякова18:34:46
08/12/2016
Малик (Мал, Малко) - это "правитель", "владыка", "владетель", "князь" в конце концов, все верно, вот только иврит ли принес на Русь это слово, которое обычно считают арабским по происхождению? Впрочем, допустим, т.к. арабский и иврит - родственные языки. Но! Хазарский каганат был полиэтничным государством и уж кого-кого, но евреев там было меньше всех (правильнее было сказать их вообще их там не было). По большей части его населяли все же тюрские народы, их разбавляли греки, уже давно не кочевые скифы и ряд др. народов. А то, что их каган принял в свое время иудаизм, на то, видимо, у него были свои политические мотивы. Малуша, стало быть, - "княжна" , дочь древлянского князя. Вот только древляне платили дань не хазарам, как мы помним из ПВЛ, а Игорю. И Игорек так достал своими поборами, что его того...к березе.. и в чисто поле. Ну а дальше жена Игоря, в будущем благочестивая христианка Ольга, с её "мстю и мстя моя страшна". Месть и правда была страшная и чисто скандинавская. Древлянского вождя и его сподвижников убили, люд древлянский кого порубили, кого данью по новой обложили, а кого в рабов обратили. Древлянской "принцессе" жизнь, как видим, была дарована, но... "из князи да в грязи" - стала рабыней на побегушках у Ольги. Конечно, это еще все попробуй докажи, но картина вполне вероятная.
вообще то история с деревлянами очень похожа на легенду из более раннего времени. Деревлян византийцы называли тревингами(Багрянородный), но это название одной из частей готов, в переводе на русский - деревляне, название второй части я забыл, но главным у готов был род Амалов, так, что возможно речь о той войне где действуют готско-антско-гунские персонажи вариантами прочтения имен которых являются Витимир, Бож и Валамир(Владимир) с подобными казнями и т.д.
0 +0−0Marie Duplesis01:58:59
09/12/2016
Вообще, можно допустить, что это выглядело так: русы на юге, если можно так выразиться - «обрусевшие» викинги, которые и в Скандинавии-то уже редко бывали и давно жили на тех южных территориях. А в Хазарском каганате было много людей, которые выглядели как их скандинавские сородичи - люди рожденные от тюркотских девушек и викингов, они уже являлись коренными жителями каганата. Кстати, были и иудеями по-религии и христианами. Вот почему описания Ибн Хордадбеха в «Книге путей и стран» звучит так: «Хазары не похожи на тюрок, тёмноволосы и среди них отличают тех, кого называют „Кара-хазары“, чья темнота сродни темноте индусов, и тех, кто происходит от хазарских РАБОВ, БОЛЕЕ СВЕТЛОКОЖИХ и приятных наружностью. Последние же — суть язычники, испрашивающие разрешения продавать собственных детей и отдавать друг друга в рабство». Или цитата Истахри: «Хазары не походят на тюрок, они черноволосы, разделяются на два разряда, один называется кара-хазар, они смуглы так сильно, что их смуглота отдает в чернь, они словно какой-либо разряд из Индии. Другой разряд – белые, красивые и совершенные по внешнему виду».
После развала Хазарского каганата, все белые хазары ушли в Европу и для начала расселились вдоль реки Рейн. А вот викинги-русь в каганате жить не имели права и начали создавать собственную государственность. Ну а дальше по истории.... Киев, Русский каганат, Олег/Игорь, убийство Аскольда и собственно рождение и очень быстрое развитие государства руси при объединении юга, севера, итд.
0 +0−0№-206163501:49:11
09/12/2016
-4 +0−0Алексей Кива17:27:49
08/12/2016
Афтар ты чё? какая Киевская Русь!
Только древне-руСССкое государтсво!
Деточка учи матчасть, действительно ни какой Киевской Руси не было, Это условная периодизация, как и Древняя русь, Хотя Была Червонная Русь, Азово-Черноморская Русь - из Киева через пороги особо Черное море не поконтролируешь, так, что бы оно стало называться Русским, была Северская Русь - Чернигов не очень признавал Киев, была Русь Залеская, куда после изменения торговых путей в массовом порядке русские переселялись из нищего Киева. Была собственно Русь - Руяна, Рюген - от вариантов названия русских на вульгарной латыни - руи, руги и еще ряд географических названий с этим наименованием. Но какое до этого дело тебе гибриду семитов-гуцул и монгол?
0 +0−0№-206163501:41:14
09/12/2016
11 +0−0№-185685317:35:31
08/12/2016
Почему-то никто из историков не вспомнил, что святой князь Владимир, даже после крещения, продолжал считать славян своим основным экспортным товаром - именно в те годы каждый третий раб на восточном рынке был славянином.

Возможно, не стали бередить нежные душонки ватных поцреотов?
деточка, откуда такая инфа? Из твоего шизофренического мировочприятия?
0 +0−0№-206163501:39:37
09/12/2016
0 +0−0Marie Duplesis01:33:50
09/12/2016
Повторю мой старый коммент:
Кто такие русы? В начале 8-го века, северные викинги обошли Кольский полуостров и через Белое море вышли в Северную Двину, плыли вниз до Камы и вошли в Волгу. Встретились там с хазарами. Завязалась деловая дружба. Хазары разрешали викингам пройти по реке Итиль (Волга) до Хазарского моря (Каспийское). Привезенное награбленное превзошло их ожидания. Викинги оставались в каганате на зимовки, весной повторяли походы на Каспий. После переворота Обадии в 830 году и прихода в каганат рахдонитов, богатых путешествующих купцов, ситуация изменилась. И викингам «отказали от дома» запретив походы на Каспий. У рахдонитов были свои планы на этот счет. Но северяне уже давно проживали на этих землях, частично смешались со славянами, уходить им было некуда, а жить как-то надо. Многие из них, например, нашли работу в Византии. И вот информация из Бертинских анналов:

(839 год, Бертинские анналы,— хакан народа Рос
В официальной франкской хронике содержится рассказ о византийском посольстве, прибывшем в Ингельгейм ко двору императора Людовика I Благочестивого 18 мая 839. Вместе с византийцами прибыли посланные императором Феофилом люди, о которых хронист сообщает следующее: С ними [послами] он [Феофил] прислал ещё неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ (gens) их, называются рос (Rhos) и что король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы. В упомянутом послании он [Феофил] просил, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться. Тщательно расследовав цель их прибытия, император Людовик узнал, что они из народа свеев (Sueones), и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет.)
Рюрик и его дружина пришли в район Ладоги и Хольмграда (Новгород) в 862 году, почти через 150 лет (!) после расселения северных викингов на юге будущей России\Украины. Русы и Русский Каганат уже давно существовали в районе Киева. Рюрик умер в 879 г. Информация о южной стране русов уже дошла до Новгорода. Вскоре Олег, взяв с собой дружину и маленького Игоря, отправился туда и отнюдь не с добрыми намерениями. Как известно, северные и южные викинги всегда враждовали. Пришел, убил Аскольда и Дира и занял Киев. Население русов намного превышало количество пришедших дружин с севера, и название «русь» прижилось у всех, а затем было импортировано на север.
деточка, не лги, а учи матчасть - свеи и свеоны - это разные народы, жэто первое, второе ссылку не Бертинские аналы вижу а вот то, что до этого откуда? И откуда такой апломб про северных викингов - из каких источников?
0 +0−0Marie Duplesis01:33:50
09/12/2016
Повторю мой старый коммент:
Кто такие русы? В начале 8-го века, северные викинги обошли Кольский полуостров и через Белое море вышли в Северную Двину, плыли вниз до Камы и вошли в Волгу. Встретились там с хазарами. Завязалась деловая дружба. Хазары разрешали викингам пройти по реке Итиль (Волга) до Хазарского моря (Каспийское). Привезенное награбленное превзошло их ожидания. Викинги оставались в каганате на зимовки, весной повторяли походы на Каспий. После переворота Обадии в 830 году и прихода в каганат рахдонитов, богатых путешествующих купцов, ситуация изменилась. И викингам «отказали от дома» запретив походы на Каспий. У рахдонитов были свои планы на этот счет. Но северяне уже давно проживали на этих землях, частично смешались со славянами, уходить им было некуда, а жить как-то надо. Многие из них, например, нашли работу в Византии. И вот информация из Бертинских анналов:

(839 год, Бертинские анналы,— хакан народа Рос
В официальной франкской хронике содержится рассказ о византийском посольстве, прибывшем в Ингельгейм ко двору императора Людовика I Благочестивого 18 мая 839. Вместе с византийцами прибыли посланные императором Феофилом люди, о которых хронист сообщает следующее: С ними [послами] он [Феофил] прислал ещё неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ (gens) их, называются рос (Rhos) и что король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы. В упомянутом послании он [Феофил] просил, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться. Тщательно расследовав цель их прибытия, император Людовик узнал, что они из народа свеев (Sueones), и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет.)
Рюрик и его дружина пришли в район Ладоги и Хольмграда (Новгород) в 862 году, почти через 150 лет (!) после расселения северных викингов на юге будущей России\Украины. Русы и Русский Каганат уже давно существовали в районе Киева. Рюрик умер в 879 г. Информация о южной стране русов уже дошла до Новгорода. Вскоре Олег, взяв с собой дружину и маленького Игоря, отправился туда и отнюдь не с добрыми намерениями. Как известно, северные и южные викинги всегда враждовали. Пришел, убил Аскольда и Дира и занял Киев. Население русов намного превышало количество пришедших дружин с севера, и название «русь» прижилось у всех, а затем было импортировано на север.
0 +0−0Ирина Горскова00:53:09
09/12/2016
2 +0−0№-185685319:43:09
08/12/2016
Я извиняюсь, для вас, очевидно, русский язык не родной, поэтому, возможно, вы не понимаете, что ваша фраза звучит несколько двусмысленно - если не бессмысленно. Из какой истории? Желто-газетной? Или из какого-то конкретного исторического источника?
Ну надо же как Вас разобрало-то? Ну естественно, что я не беру в "источники" тех, кто рассказывает, как они рыли Черное море. А есть такой великолепный историк Янин., к примеру он по Новгороду много что написал, как и много реставрировал...Он, в отличие от некоторых "изобретателей нации укров", настоящий, а не укр., и не "вольный историк.
0 +0−0Nekto Lemov00:18:19
09/12/2016
4 +0−0rr rr19:51:30
08/12/2016
Неграмотный извращенец-мракобес Владимир загнал плетками свой народ в иудейскую секту.
Религия пришла от Византии, которая была самой развитой страной Европы тех лет. Впоследствии византийские инженеры превратили в Киев в прекраснейший город с водопроводом и канализацией. построенный из кирпича и камня, в сравнении с которым Париж был грязной, антисанитарной деревней. Анна Ярославовна, королева Франции и дочь Ярослава мудрого, была в шоке от Парижа, когда туда прибыла что бы стать королевой...
Да и в наше время христианские Европа и США являются самыми развитыми регионами планеты, создавшими по сути то, что мы сейчас называем современной цивилизацией. Языческий Китай и Индия являются догоняющими и подражателями, но не более того...
А языческие славяне были просто дикой толпой бросающей палки и камни, не имевшие письменности и довольствующиеся примитивной материальной культурой, правители которых были вообще из другого народа...
0 +0−0Nekto Lemov00:07:00
09/12/2016
позор скаклу и хохляцкому свидомиту Владимиру, при жизни наверняка какому-то перекрещенному вальцману, позор хотя бы за то, что он пробрался на хохляцкую гривню, а ещё он жил в куеве-бандеровском и всё время поглядывал в сторону европы, особенно византии, от которой и набрался бездуховных привычек...
0 +0−0Alexandr Korshikov23:55:09
08/12/2016
0 +0−0Макс С22:07:49
08/12/2016
убивший 3/4 населения догдашней Киевской Руси при крещении, сейчас святой равноопостольный, памятники ему ставят Труп этого пса вывозили ночью, чтоб толпа не растерзала "Великого"...
Откуда этот бред про 3/4? Назовите исторические источники, где такое говорится? И неужели Владимир с 400 воинами дружинами сумел убить миллионы язычников. У них бы просто рубить рука отсохла, я не говорю, что в этой неоязыческой сказке про 3/4 населения Владимир и его дружина предстает группой суперменов, кромсающих убогих и безвольных язычников-овощей, которые не могут оказать никакого сопротивления.
0 +0−0Русский Мир v323:05:44
08/12/2016
-1 +0−0Русский Мир v321:47:05
08/12/2016
Меньше смотри кисель-тв, ты там хоть бывал, не говоря о том что бы жил?
ясно, хреновы знатоки Европы, поди едва удержались от "Гейропа" - уже более привычного и приятного вашему слуху .
0 +0−0№-185685322:54:35
08/12/2016
2 +0−0Русский Мир v318:14:38
08/12/2016
Это тот, кого опять приглашать пора.
Гм. Попробуем еще раз. А кого пора приглашать?
0 +0−0Holy King David22:25:19
08/12/2016
Я не хочу больше быть еврейским Царём. Я хочу быть православным Царём.
0 +0−0вася петинбрат22:12:07
08/12/2016
0 +0−0Дмитрий Калинин19:19:58
08/12/2016
Тьма невежества - в вашем каменте. Вы хотя бы слышали про Каролингское возрождение?
Вся европейская готика - из этой эпохи. Рыцарский роман, культура вагантов, первые университеты. Вы нихрена не знаете.
"Империя Карла" от начала и до конца выдумана, ни каких материальных следов не имеет.
0 +0−0Макс С22:07:49
08/12/2016
убивший 3/4 населения догдашней Киевской Руси при крещении, сейчас святой равноопостольный, памятники ему ставят Труп этого пса вывозили ночью, чтоб толпа не растерзала "Великого"...
0 +0−0вася петинбрат22:03:04
08/12/2016
4 +0−0rr rr19:51:30
08/12/2016
Неграмотный извращенец-мракобес Владимир загнал плетками свой народ в иудейскую секту.
Владимиром он был ещё будучи язычником а крестили его как Василия. И как его могли канонизировать "во святые" под языческим "позывным"?
0 +0−0Дмитрий Калинин19:19:58
08/12/2016
0 +0−0Jesse Pinkman13:14:42
08/12/2016
У вас с историческими познаниями вельма туго. Назвать Византию 10 века - "огрызком", это надо суметь))Империя Карла - это было совершенно дикое средневековое образование, полное тьмы невежества вообще-то)

Ссылка на www.historie.ru
Тьма невежества - в вашем каменте. Вы хотя бы слышали про Каролингское возрождение?
Вся европейская готика - из этой эпохи. Рыцарский роман, культура вагантов, первые университеты. Вы нихрена не знаете.
0 +0−0Жанна Позднякова17:51:06
08/12/2016
1 +0−0Ирина Горскова15:03:02
08/12/2016
Так ведь там сказано: "вольная история". И что от этих "вольных поклонников свидомых" хотите?
Упустила. Да. Вольному - воля!)))
0 +0−0№-185685317:36:39
08/12/2016
7 +0−0Denis Kulik14:32:56
08/12/2016
"И от тех варягов прозвалась Русская земля"
- Повесть времянных лет

Основатель Руси - Рюрик. Хватит мусолить историю своими православно клептократическими руками.
А кто он, этот Рюрик?
0 +0−0sergei bagrov14:50:10
08/12/2016
5 +0−0owngrader owngrader07:09:22
08/12/2016
Да по боку народу правитель,изгнавший богов и насадивший мечом на Руси
иудейство.
Тем более, что у Владимира мать - иудейка Малка.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь