«Крымская аномалия сойдет на нет»

02:25 17/09/2015 Россия
Участники акции движения «Антимайдан»
Участники акции движения «Антимайдан»

Россияне стали меньше интересоваться происходящим на Украине. По данным опроса ВЦИОМ, десятая часть из тех, кто следили за ситуацией в соседней стране в начале года, полностью потеряли к этому интерес. Изменилось и отношение к украинским событиям. Все меньше тех, кто расценивает их как гражданскую войну, геноцид или вмешательство Запада. Почему россиянам надоела Украина? Что заменит ее в выпусках новостей и что будет, если общество перестанет воспринимать телевизионную пропаганду? Эти и другие вопросы «Лента.ру» задала ведущему научному сотруднику Института социологии РАН Леонтию Бызову.

«Лента.ру»: По данным последних соцопросов, россияне теряют интерес к событиям на Украине. С чем это связано?

Леонтий Бызов:Информация с Украины поступает очень однотипная. Последние полгода там практически ничего не происходило, и события обрели позиционный характер. Границы почти не двигались, а о том, что творится внутри новообразованных государств, мало что известно. Информация противоречивая и не особенно радостная, тема приелась, замылилась и утратила актуальность. Определенное мнение у людей уже сложилось, и нет никаких оснований, чтобы его менять.

А как же федеральные СМИ, которые так активно подогревали эту тему? Тоже устали?

Установка изменилась. Контент-анализ СМИ показывает снижение общего уровня агрессивности. Например, реже употребляются оскорбительные эпитеты в адрес Украины. Информационные атаки продолжаются, но не такие интенсивные. Официальные комментарии носят более умеренный, спокойный характер. Все это вместе действует на массовое сознание, внимание людей переключается на экономические проблемы внутри страны. Нельзя сказать, что этот процесс охватил все слои населения, но тенденция налицо. Люди больше заняты тем, как свести концы с концами.

Возобладал тренд на то, чтобы ситуацию постепенно смягчать, потому что санкции очень больно бьют по России. Высшее руководство предпринимает усилия, чтобы понемногу вывести страну из внешнеполитической изоляции, в которой она оказалась. Предстоит выступление Путина в Генассамблее ООН, и это требует более миролюбивой риторики. Очевидно, Россия заинтересована в соблюдении минских соглашений. Поэтому важно, чтобы тема Донбасса перестала раздражать мировое общественное сознание.

Последние полтора года росли рейтинги всех информационных программ и ресурсов, освещавших украинские события. Сейчас наблюдается обратный процесс. Людям надоело?

Безусловно. Полтора года назад это было внове, потому что такого агрессивного, напористого информационного стиля не видели давно. Может быть, старшее поколение помнит его по советским временам, но для младшего и среднего это было чем-то новым. Этот стиль шокировал людей и вызвал у них сильную информационную зависимость. Некоторые не могли жить без новой порции информации, которая должна была укрепить их взгляды еще прочней.

Как и все другие экстренные методы политтехнологий, они теряют свой эффект при долгом употреблении. Что мы и наблюдаем сейчас. Все это уже не воспринимается как новое и интересное. Люди ищут что-то еще, и, не найдя, выключают телевизор. Они говорят, что политикой не интересуются и занимаются своими делами. Это и есть симптом того, что экстренные технологии постепенно перестают работать.

То есть эффективность пропаганды снижается?

Она не может не снижаться, потому что рассчитана на достаточно короткие сроки.

Общество становится неуправляемым?

Менее управляемым. Ведь и раньше оно было управляемым только на уровне разговоров. Рассчитывать, что общество мобилизуется по аналогии с 1940-ми годами, не приходится. Поэтому его управляемость не стоит переоценивать. Люди заняты в основном своими проблемами — это медицинский факт, от которого никуда не денешься. Работать на государство, чем-то жертвовать ради высших интересов могут очень немногие. Как массовое явление это исключается.

Украинский кризис обеспечил властям поддержку населения. Как ее сохранить?

Сейчас пытаются переключить внимание на проблемы Сирии. Ситуация там очень драматичная, но это воспринимается как отдаленный регион, не имеющий непосредственного отношения к России, поэтому полностью переключить внимание не удастся. Просто сохраняется общий антиамериканизм, обвинение Америки в том, что она негативно влияет на политические и экономические процессы в стране. На какое время хватит этого ресурса, сказать сложно.

Дело не ограничивается одной только Украиной, надо охватить более широкий контекст. Внутрироссийские проблемы накапливаются, и задача состоит в том, чтобы ответственность за них легла на Запад. Пропаганда направлена в эту сторону.

Что будет, если граждане переключат внимание на внутренние проблемы?

Постепенно сойдет на нет то, что мы, социологи, называем «крымской аномалией». Это характерный для последних полутора лет синдром, когда общество мобилизовалось вокруг высшего руководства. Затем восстановятся прежние тренды, которые мы наблюдали до марта прошлого года. То есть постепенное нарастание недовольства, связанного с ухудшением социально-экономического положения. Эти тенденции крайне медленные, они ничем не грозили власти, потому что ее рейтинг все равно оставался очень высоким. Но постепенно он будет снижаться. Все больше людей перестают давать однозначно позитивные оценки действий власти, и говорят, что они ее «скорее поддерживают».

Люди устали от несменяемости власти, от того, что политика потеряла ясные ориентиры. Во время «крымской аномалии» эти ориентиры были найдены, но сегодня оказывается, что это иллюзорное решение. Проблемы не рассасываются, а, наоборот, нарастают. Это возвращение к нормальному обычному состоянию общества, с которым мы имели дело все предшествующие годы.

На этом фоне протестные настроения могут усилиться?

Они могут усилиться, когда появится ясная альтернатива. Пока ее нет, они будут носить латентный характер. Наверное, кто-то будет протестовать ради протеста или ради людей из либеральной оппозиции, которым граждане не доверяют. Но основная часть населения предпочтет решать проблемы самостоятельно в меру своих возможностей: устраиваться на вторую, третью работу, пересматривать свой бюджет и образ жизни. На акции протеста не пойдут.

Протесту нужен носитель. Когда возник Ельцин, рейтинг Горбачева упал, потому что люди увидели альтернативу. Как только образуется альтернатива, в политику вернется конкуренция. А пока люди считают, что лучше иметь дело с привычным, пусть оно не всегда и не во всем хорошо. Бросаться в омут с головой и выбирать то, чего они не знают, никто не станет.

Усилится ли гражданская активность или люди предпочтут решать проблемы самостоятельно?

Активность усилится при осложнении ситуации, скажем, из-за массовой безработицы в некоторых регионах России. Пока этого нет, речь идет лишь о повышении цен, снижении доступности каких-то услуг, и люди приспосабливаются.

В целом ряде регионов ситуация уже приобрела критический характер. Практически нет денег на какие-то социальные выплаты. Регионы на грани дефолта, но население этого не осознает. Люди считают, что нужно перетерпеть, и все станет как раньше. Если через некоторое время они поймут, что скорого разрешения кризиса не будет, что это все надолго, и ситуация может ухудшаться, тогда они почувствуют себя загнанными в угол и могут изменить свою тактику.

Как изменить?

Начнется стихийная организация. Наше общество атомизировано и крайне плохо самоорганизуется. Люди никому не доверяют, кроме себя и узкого круга самых близких друзей и родственников. Горизонтальные связи практически отсутствуют. Только когда возникнет крайняя ситуация, может начаться какая-то стихийная самоорганизация. Репрессивные методы тогда будут неэффективны. Можно контролировать какие-то отдельные очаги, например, стихийные выступления на площадях. Но при массовом изменении настроений эти методы уже не работают.

Тогда же изменится и социальный климат. Сами собой из ничего начнут формироваться новые политические структуры, новые политические силы. Новые лидеры, выросшие из этой среды. Но пока до этого довольно далеко, и даже не очень понятно, как и когда это может произойти.

Год, два?

Это будет происходить постепенно. Качественного перелома еще не произошло, но появились первые симптомы начала этого массового отрезвления.

В послевоенное десятилетие тоже было массовое нагнетание антизападной истерики, но в конечном счете люди от этого устали. Когда со стороны верховной власти началось какое-то смягчение, люди с огромным удовольствием встретили оттепель. Во всех сферах жизни, в искусстве, науке, обозначились ростки, которые раньше были невозможны. То же самое произойдет и теперь, потому что долго жить в таком замороженном состоянии нормальному человеку сложно. Отрезвление может произойти и через два, и через три года, а может — через несколько месяцев. Предсказать здесь что-то нельзя.

Беседовала Александра Федотова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(481):

12 3 456 ... +1
4 +6−2Борис Юрьевич13:13:35
17/09/2015
-4 +4−8Bash-Na-Bash Srepetuev08:29:48
17/09/2015
В 90-е у бывших советских граждан была только одна мечта - работать в коммерческом ларьке, продавая пиво и сигареты со сникерсами.(:smile:)
> В 90-е у бывших советских граждан была только одна мечта - работать в коммерческом ларьке.

Ещё была мечта стать хозяином ларька и заставить ближнего своего горбатиться в нём за гроши. У некоторых сбылась, кого бандиты не пристрелили. Так русская нация постепенно возвращалась к духовности, базовым ценностям христианства, скрепам.
4 +7−3Петр Петров09:21:52
17/09/2015
Так было всегда, вину за внутренние проблемы возлагают на ГОСДЕП, Запад и так далее. Внутренние проблемы исключительно проблемы нашего народа и причины в нас, мы давно могли бы наладить импортозамещение. кто нам мешать ??? Просто не надо искать виноватых на стороне - давайте признаемся, что мы просрали 25 лет в пустую, продавая и не создавая ничего, при этом полагая, что так будет всегда. За нас работают понаехавшие в метро,в магазинах, на рынках, в такси, в строительстве - потому что это стало дешево. Это же бред - дешевле привезти человека с другой страны и посадить его за кассу, чем устроить своего человека, которому не нужно платить за съем квартиры. Дибилизм в чистом виде ....
4 +8−4Лестор Нетописец08:38:03
17/09/2015
-7 +4−11Через Николай08:37:09
17/09/2015
ууууууууууууууу....... сколько тут укрожопов с подпиндосниками.
Что, укрожопы, понравилась заказная статейка?
Как вы легко жрёте всё подпиндосное дерьмо. :)
Жрите. Ваши пасти бОльшего не достойны.
Ждите американской манны и булочек от Нулланд.
Скачите повыше, может ещё пару баксов вам подкинут, как и этому Лёньке Бызову.

Лента-вру, молодец! Воняй дальше. Укрожопам твоя вонь нравится.
К врачам сходи голову проверь. Возможно не так все с тобой плохо, как выглядит...
4 +19−15Bash-Na-Bash Srepetuev08:09:09
17/09/2015
0 +9−9Bash-Na-Bash Srepetuev08:01:03
17/09/2015
(:smile:)
Видимо попал точно в десятку, раз так прет особо неадекватных.
4 +10−6nikolai kojokar07:52:00
17/09/2015
-7 +14−21Борис Юрьевич07:19:23
17/09/2015
> Блеад, кто он такой чтобы решать что люди устали от власти, что у политики нет ориетиров?

Ахмед прав, русское быдло настолько непробиваемо, что изменения конечно будут. Но только когда сменятся поколения и быдло вымрет естественным путём, кое где уступив место вообще другим нациям.
а ты погляди на зти бче-свинячие рожи с фотки и сразу поимешь что быдла ив африке быдло да и все мы туда-же если ты конечно не из голубого дерьма
4 +10−6Александр Пикалюк05:40:42
17/09/2015
-12 +5−17Александр Портнягин03:59:01
17/09/2015
в быдла тебя записывать никто не собирался, обосную свои слова для тебя: нефть подешевеет ещё, а это на 80% реально, всё подорожает и поэтому придётся затягивать пояса. + Санкции, санкции дают лишний щелчок. Только вот это перетерпеть надо, санкции когда нить сойдут на нет, а нефть ещё подорожает.
Опять перетерпеть и снова...
За бесконечным терпением следуют уже хронические формы и состояния.
4 +9−5konstantin ***05:17:03
17/09/2015
-4 +7−11Андрей Сукин05:14:40
17/09/2015
В стиле изложения этого пука в печатном виде отчетливо видна быдлосуть твоего характера. Но суть высказывания верна. И относится она не только к ватникам)
Для хохлов, для амеров, для гейропцев:
Кто нассал в подъезде? Проклятый Путин! Кто тебя подрезал на дороге на навороченном джипе и потом побил тебя битой? Проклятый Путин!! Кто растащил все деньги МВФ? Проклятый Путин!
Прекратите демонизировать Путина! Он не ссыт в подъезде, он мочит сортиры!
4 +9−5tankmaster tankmaster04:57:57
17/09/2015
> Что заменит ее в выпусках новостей и что будет, если общество перестанет воспринимать телевизионную пропаганду?

Начнет воспринимать пропаганду ленты, что же еще! XD

А если серьезно, то ваши попытки выдать желаемое за действительное, набив текст ложными установками и подписав кузькиным именем, все еще смешны. Может лет через десять, лента, ты сможешь промыть мозги кому-нибудь, кроме ботов-накрутчиков, отрабатывающих твои рекламные бюджеты, а пока - посмеемся.
3 +3−0Alexander Rokov21:52:40
17/09/2015
Замечаете, сколько бесполезных человеческих существ на первой фотке к этой статье, с казаками? И сколько таких по всей России? Да уж, нехилый груз на шее России, со всеми этими миллионами дармоедов различного толка.
3 +5−2Dmitriy_Silver__17:55:16
17/09/2015
-12 +5−17Александр Портнягин03:59:01
17/09/2015
в быдла тебя записывать никто не собирался, обосную свои слова для тебя: нефть подешевеет ещё, а это на 80% реально, всё подорожает и поэтому придётся затягивать пояса. + Санкции, санкции дают лишний щелчок. Только вот это перетерпеть надо, санкции когда нить сойдут на нет, а нефть ещё подорожает.
Да вы терпите сколько хотите. Беднота тут заявляет "Перетерпеть всего-то. Затянем пояса!"
А те, кто всю эту кашу заварил так и будет модели Бентли менять и носить часы, которые стоят дороже чем та квартира о которой вы всю жизнь мечтаете.
3 +5−2Гриша Гриша14:41:31
17/09/2015
0 +3−3Епистафий Феклович13:39:12
17/09/2015
Армата не айфон, поэтому можно считай ничего, да. Вообще можем, только почему-то оказывается дешевле купить, чем сделать самому. И это грустно.
А кто сказал, что Армата - хороший танк? Первый канал? А чего он тогда во время репетиции парада заглох? да и кому они нужны, эти танки? Детей ими не накормишь и не развлечешь, да и многомиллиардную корпорацию на их продажах не построишь (в отличие от айфона). Совок тоже был хорош в производстве эффективных орудий убийства и где теперь тот совок?
3 +9−6Tupelo Tupello14:26:26
17/09/2015
-11 +8−19Мария Иванова13:45:47
17/09/2015
Увы, майдан не лечится - это ж видно по соседям, так что лучше не заражаться.
Все заражены великорусским шовинизмом?
3 +6−3Hohlo GebelSS13:47:19
17/09/2015
0 +8−8Bash-Na-Bash Srepetuev08:00:09
17/09/2015
P.S. сейчас на треде снижения курса $ ЦБ начнет осторожно и разово его скупать, доведя свои резервы до привычных 400-450 млрд. $ В целом это только подтверждает устойчивость финансового рынка РФ, В любой другой стране подобная совокупность негативных факторов мгновенно привела бы к гиперинфляции, резкому обнищанию большей части населения и неминуемому социальному взрыву (видимо на это и был расчет).
почитай краткий курс экономики лапоть, там написано в чём разница девальвации и инфляции, если конечно у тебе мозги, а не вата в голове
3 +8−5Zloe Dobro13:15:25
17/09/2015
4 +19−15Bash-Na-Bash Srepetuev08:09:09
17/09/2015
Видимо попал точно в десятку, раз так прет особо неадекватных.
Эка вы его зацепили - его аж с жёрдочки стряхнуло.. (:smile:)
3 +5−2Борис Юрьевич13:07:09
17/09/2015
1 +4−3Евгений Петрук09:32:27
17/09/2015
"Внутренние проблемы из-за внешнего давления.". Мда. Где-то я это уже слышал.... Ах да, конечно! "Кляты москали!" То же самое.
В СССР ты это слышал, если конечно уже существовал в природе. Тогда из за происков империализма даже туалетной бумаги не было, газетой "Правда" подтирались.
3 +4−1Борис Юрьевич13:04:17
17/09/2015
-18 +12−30Александр Портнягин03:26:22
17/09/2015
статья честно бредовая ) мне кажется социолог говорил за себя а не от Россиян ) Во первых, дет 20 бы ещё власть не менялась, буду рад. Во вторых, внутренние проблемы в основном из за внешнего давления, но если на кого и злиться народ будет, так это на тех, кто эти проблемы сохдают.
> Во вторых, внутренние проблемы в основном из за внешнего давления.

Ну дык, конечно внешнего. Цену на нефть не в Кремле устанавливают и даже опытнейшие жулики и воры не могут спекульнуть на повышение.
3 +6−3Борис Юрьевич12:59:45
17/09/2015
6 +21−15Николай Денисов03:06:25
17/09/2015
Если вдуматься- это практически программа смена власти. С одним не соглашусь: что то возникнет из ничего! Из ничего никогда что то не возникает. Кто то услужливо подсунет это что то" из ничего". И я даже догадываюсь кто этот кто то . Но думаю надежда господина Абызова на быструю смену власти несбыточна. Запас прочности еще достаточно велик, а пример Украины перед глазами. Никто не захочет такого ужасного конца для России.
> пример Украины перед глазами. Никто не захочет такого ужасного конца для России.

Что, уже всё? В какой цвет предлагаете закрасить Украину на политической карте мира? В тот же самый, что Крым? И какая нация там сейчас проживает?

Пример Украины глазами Киселёва действительно ужасен. Настолько, что быдло теперь лет пять будет отсасывать у вождя - лишь бы не было войны.
3 +5−2MadDog Alex12:20:42
17/09/2015
Согласен практически со всем, что говорит г-н Бызов. За исключением одного: автор, на мой взгляд меняет местами причину и следствие, когда утверждает, что "Протесту нужен носитель. Когда возник Ельцин, рейтинг Горбачева упал, потому что люди увидели альтернативу."

Протест конца восьмидесятых уже был антивластным, то есть практически антисоветским и уж точно анти-КПСС-ным (то есть против диктатуры одной группы, на многие десятилетия оседлавшей власть). Поэтому это уже был антигорбачевский протест, ибо Михаил Сергеевич стал в глазах общества олицетворением всего того, против чего протестовали (антиалкогольная кампания, пустые прилавки, Чернобыль, Тбилиси, Баку и далее по списку).

Все забыли (вернее не могли тогда оценить, потому что не с чем было сравнивать; теперь -- есть), что настоящая гласность и более-менее честные и свободные выборы состоялись именно БЛАГОДАРЯ Горбачеву и его ближайшим соратникам, а не просто ПРИ них.

А Ельцин лишь ловко оседлал протестную волну. Сместив Горбачева он ловко прикончил, выхолостив и свободу слова ("мели, Емеля") и выборы (1996).

И еще. Пока навыки и умения самоорганизации бюрократии (она же номенклатура) выше, чем у общества (а пока это очевидно так, последствия столетий рабства за несколько лет и даже десятилетий не преодолеваются), Россия обречена на вспышки разинщины-пугачевщины, подавляемые не столько репрессями властей, сколько инертностью российского социального "болота".
3 +8−5Alexey Kuznetsov11:36:37
17/09/2015
-1 +7−8Борис Юрьевич11:33:43
17/09/2015
> От книжной мудрости глупец тупее вдвое

А вот ещё один представитель симпатичного быдла.
А ты я смотрю интеллектуал и интеллигент в одном флаконе? :-) По речи сразу видно... Кстати, знаток Мольера, что ж ты цитаты из него и не узнал? :-)))
3 +12−9Борис Юрьевич11:18:53
17/09/2015
-5 +8−13Denis Smotrin10:20:31
17/09/2015
Чем больше ты стараешься, тем более убого выглядишь, так что продолжай, продолжай))
Тоже не любишь Мольера, гнида? Умишка не хватает. Стекломой вставляет круче!
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь