«Крымская аномалия сойдет на нет»

02:25 17/09/2015 Россия
Участники акции движения «Антимайдан»
Участники акции движения «Антимайдан»

Россияне стали меньше интересоваться происходящим на Украине. По данным опроса ВЦИОМ, десятая часть из тех, кто следили за ситуацией в соседней стране в начале года, полностью потеряли к этому интерес. Изменилось и отношение к украинским событиям. Все меньше тех, кто расценивает их как гражданскую войну, геноцид или вмешательство Запада. Почему россиянам надоела Украина? Что заменит ее в выпусках новостей и что будет, если общество перестанет воспринимать телевизионную пропаганду? Эти и другие вопросы «Лента.ру» задала ведущему научному сотруднику Института социологии РАН Леонтию Бызову.

«Лента.ру»: По данным последних соцопросов, россияне теряют интерес к событиям на Украине. С чем это связано?

Леонтий Бызов:Информация с Украины поступает очень однотипная. Последние полгода там практически ничего не происходило, и события обрели позиционный характер. Границы почти не двигались, а о том, что творится внутри новообразованных государств, мало что известно. Информация противоречивая и не особенно радостная, тема приелась, замылилась и утратила актуальность. Определенное мнение у людей уже сложилось, и нет никаких оснований, чтобы его менять.

А как же федеральные СМИ, которые так активно подогревали эту тему? Тоже устали?

Установка изменилась. Контент-анализ СМИ показывает снижение общего уровня агрессивности. Например, реже употребляются оскорбительные эпитеты в адрес Украины. Информационные атаки продолжаются, но не такие интенсивные. Официальные комментарии носят более умеренный, спокойный характер. Все это вместе действует на массовое сознание, внимание людей переключается на экономические проблемы внутри страны. Нельзя сказать, что этот процесс охватил все слои населения, но тенденция налицо. Люди больше заняты тем, как свести концы с концами.

Возобладал тренд на то, чтобы ситуацию постепенно смягчать, потому что санкции очень больно бьют по России. Высшее руководство предпринимает усилия, чтобы понемногу вывести страну из внешнеполитической изоляции, в которой она оказалась. Предстоит выступление Путина в Генассамблее ООН, и это требует более миролюбивой риторики. Очевидно, Россия заинтересована в соблюдении минских соглашений. Поэтому важно, чтобы тема Донбасса перестала раздражать мировое общественное сознание.

Последние полтора года росли рейтинги всех информационных программ и ресурсов, освещавших украинские события. Сейчас наблюдается обратный процесс. Людям надоело?

Безусловно. Полтора года назад это было внове, потому что такого агрессивного, напористого информационного стиля не видели давно. Может быть, старшее поколение помнит его по советским временам, но для младшего и среднего это было чем-то новым. Этот стиль шокировал людей и вызвал у них сильную информационную зависимость. Некоторые не могли жить без новой порции информации, которая должна была укрепить их взгляды еще прочней.

Как и все другие экстренные методы политтехнологий, они теряют свой эффект при долгом употреблении. Что мы и наблюдаем сейчас. Все это уже не воспринимается как новое и интересное. Люди ищут что-то еще, и, не найдя, выключают телевизор. Они говорят, что политикой не интересуются и занимаются своими делами. Это и есть симптом того, что экстренные технологии постепенно перестают работать.

То есть эффективность пропаганды снижается?

Она не может не снижаться, потому что рассчитана на достаточно короткие сроки.

Общество становится неуправляемым?

Менее управляемым. Ведь и раньше оно было управляемым только на уровне разговоров. Рассчитывать, что общество мобилизуется по аналогии с 1940-ми годами, не приходится. Поэтому его управляемость не стоит переоценивать. Люди заняты в основном своими проблемами — это медицинский факт, от которого никуда не денешься. Работать на государство, чем-то жертвовать ради высших интересов могут очень немногие. Как массовое явление это исключается.

Украинский кризис обеспечил властям поддержку населения. Как ее сохранить?

Сейчас пытаются переключить внимание на проблемы Сирии. Ситуация там очень драматичная, но это воспринимается как отдаленный регион, не имеющий непосредственного отношения к России, поэтому полностью переключить внимание не удастся. Просто сохраняется общий антиамериканизм, обвинение Америки в том, что она негативно влияет на политические и экономические процессы в стране. На какое время хватит этого ресурса, сказать сложно.

Дело не ограничивается одной только Украиной, надо охватить более широкий контекст. Внутрироссийские проблемы накапливаются, и задача состоит в том, чтобы ответственность за них легла на Запад. Пропаганда направлена в эту сторону.

Что будет, если граждане переключат внимание на внутренние проблемы?

Постепенно сойдет на нет то, что мы, социологи, называем «крымской аномалией». Это характерный для последних полутора лет синдром, когда общество мобилизовалось вокруг высшего руководства. Затем восстановятся прежние тренды, которые мы наблюдали до марта прошлого года. То есть постепенное нарастание недовольства, связанного с ухудшением социально-экономического положения. Эти тенденции крайне медленные, они ничем не грозили власти, потому что ее рейтинг все равно оставался очень высоким. Но постепенно он будет снижаться. Все больше людей перестают давать однозначно позитивные оценки действий власти, и говорят, что они ее «скорее поддерживают».

Люди устали от несменяемости власти, от того, что политика потеряла ясные ориентиры. Во время «крымской аномалии» эти ориентиры были найдены, но сегодня оказывается, что это иллюзорное решение. Проблемы не рассасываются, а, наоборот, нарастают. Это возвращение к нормальному обычному состоянию общества, с которым мы имели дело все предшествующие годы.

На этом фоне протестные настроения могут усилиться?

Они могут усилиться, когда появится ясная альтернатива. Пока ее нет, они будут носить латентный характер. Наверное, кто-то будет протестовать ради протеста или ради людей из либеральной оппозиции, которым граждане не доверяют. Но основная часть населения предпочтет решать проблемы самостоятельно в меру своих возможностей: устраиваться на вторую, третью работу, пересматривать свой бюджет и образ жизни. На акции протеста не пойдут.

Протесту нужен носитель. Когда возник Ельцин, рейтинг Горбачева упал, потому что люди увидели альтернативу. Как только образуется альтернатива, в политику вернется конкуренция. А пока люди считают, что лучше иметь дело с привычным, пусть оно не всегда и не во всем хорошо. Бросаться в омут с головой и выбирать то, чего они не знают, никто не станет.

Усилится ли гражданская активность или люди предпочтут решать проблемы самостоятельно?

Активность усилится при осложнении ситуации, скажем, из-за массовой безработицы в некоторых регионах России. Пока этого нет, речь идет лишь о повышении цен, снижении доступности каких-то услуг, и люди приспосабливаются.

В целом ряде регионов ситуация уже приобрела критический характер. Практически нет денег на какие-то социальные выплаты. Регионы на грани дефолта, но население этого не осознает. Люди считают, что нужно перетерпеть, и все станет как раньше. Если через некоторое время они поймут, что скорого разрешения кризиса не будет, что это все надолго, и ситуация может ухудшаться, тогда они почувствуют себя загнанными в угол и могут изменить свою тактику.

Как изменить?

Начнется стихийная организация. Наше общество атомизировано и крайне плохо самоорганизуется. Люди никому не доверяют, кроме себя и узкого круга самых близких друзей и родственников. Горизонтальные связи практически отсутствуют. Только когда возникнет крайняя ситуация, может начаться какая-то стихийная самоорганизация. Репрессивные методы тогда будут неэффективны. Можно контролировать какие-то отдельные очаги, например, стихийные выступления на площадях. Но при массовом изменении настроений эти методы уже не работают.

Тогда же изменится и социальный климат. Сами собой из ничего начнут формироваться новые политические структуры, новые политические силы. Новые лидеры, выросшие из этой среды. Но пока до этого довольно далеко, и даже не очень понятно, как и когда это может произойти.

Год, два?

Это будет происходить постепенно. Качественного перелома еще не произошло, но появились первые симптомы начала этого массового отрезвления.

В послевоенное десятилетие тоже было массовое нагнетание антизападной истерики, но в конечном счете люди от этого устали. Когда со стороны верховной власти началось какое-то смягчение, люди с огромным удовольствием встретили оттепель. Во всех сферах жизни, в искусстве, науке, обозначились ростки, которые раньше были невозможны. То же самое произойдет и теперь, потому что долго жить в таком замороженном состоянии нормальному человеку сложно. Отрезвление может произойти и через два, и через три года, а может — через несколько месяцев. Предсказать здесь что-то нельзя.

Беседовала Александра Федотова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(481):

123 4 567 ... +1
3 +5−2Гриша Гриша10:43:42
17/09/2015
3 +6−3Vladimir Rentyuk10:39:18
17/09/2015
А в своих собственных бедах виниться себя как-то не камильфо, а вот других - это у нас хомо постсоветикус в крови. Так что "Сел я жопой на ежа - виноваты США ..." хороший стишок интернетом гуляет.
Да - это филосифия лузерства очень свойственна россиянам, к сожалению. Наш народ не привык нести ответственность за свою собственную судьбу - все ждут "помазанника Божьего", который всех накормит и приголубит...
3 +6−3Vladimir Rentyuk10:39:18
17/09/2015
3 +6−3Гриша Гриша10:37:35
17/09/2015
Это да. Удивляет только то, что часто встречаю вроде бы неглупых людей, которые тем не менее верят в эту ахинею, вот в чем загадка!
А в своих собственных бедах виниться себя как-то не камильфо, а вот других - это у нас хомо постсоветикус в крови. Так что "Сел я жопой на ежа - виноваты США ..." хороший стишок интернетом гуляет.
3 +6−3Гриша Гриша10:37:35
17/09/2015
3 +6−3Vladimir Rentyuk10:35:18
17/09/2015
Да, ладно вам, у нас при Советах, даже неурожай и плохие надои были "происками мирового империализма".
Это да. Удивляет только то, что часто встречаю вроде бы неглупых людей, которые тем не менее верят в эту ахинею, вот в чем загадка!
3 +6−3Vladimir Rentyuk10:35:18
17/09/2015
1 +5−4Гриша Гриша10:32:46
17/09/2015
Все эти рассказни про вездесущие "происки госдепа" скоро будут восприниматься ну разве что совсем уж идиотами. Не стоит сравнивать выборы в Германии и в России - там реальная предвыборная конкуренция и состязательность, а у нас - слабо прикрытая "рокировочка" по передаче власти из правой руки в левую одного и того же человека.
Да, ладно вам, у нас при Советах, даже неурожай и плохие надои были "происками мирового империализма".
3 +9−6Гриша Гриша10:14:34
17/09/2015
Когда Россия захватила Крым, а затем с головой погрузилась в войну против всего цивилизованного мира, я думал, что я потерял свою страну и полностью разочаровался в своем народе. Не понимал, как разумные люди могут настолько верить голой пропаганде. ТВ я перестал смотреть полностью. Я очень жду того момента, когда это общество снова придет в движение, проснувшись от путинского безумия. Правда, произойдет это, видимо, только после очень сильного обнищания россиян, но такова цена, которую мы заплатим за свою глупость. Страна в глубоком моральном упадке и нам долго придется из него выбираться...
3 +6−3Антон Шугалей10:14:01
17/09/2015
забавная статья. особенно повеселил последний абзац, что мол что-то обязательно когда-то поменяется, а вот что и когда конкретно прогнозировать трудно! прямо мантры ребят, которые недавно по 2 % в одной области получили.
3 +16−13Борис Юрьевич09:42:47
17/09/2015
-4 +5−9Денис Болотов07:28:18
17/09/2015
Вам не обидно что ваша нация уступит кому-нибудь место?
> Вам не обидно что ваша нация уступит кому-нибудь место?

Лично мне не обидно. Я всегда считал себя человеком, уроженцем планеты Земля. И если один протравленный стекломоем, тупой, агрессивный, не склонный к размножению (а закон Дарвина никто не отменял) подвид под названием русские уступит место более живучему и прогрессивному подвиду под названием китайцы, человечество в целом абсолютно ничего не потеряет.

Будет по настоящему обидно, если человечество угробит себя в целом, исчезнет с планеты, да ещё по какой нибудь вопиющей глупости, типа ядерной войны. Но даже в этом случае придётся признать гениальность Дарвина - гуманоидный разум по типу земного есть тупиковая ветвь развития, не способная на длительное существование.
3 +9−6Андрей Воробьев06:03:50
17/09/2015
6 +21−15Николай Денисов03:06:25
17/09/2015
Если вдуматься- это практически программа смена власти. С одним не соглашусь: что то возникнет из ничего! Из ничего никогда что то не возникает. Кто то услужливо подсунет это что то" из ничего". И я даже догадываюсь кто этот кто то . Но думаю надежда господина Абызова на быструю смену власти несбыточна. Запас прочности еще достаточно велик, а пример Украины перед глазами. Никто не захочет такого ужасного конца для России.
Т.е. власть наша адекватна, эффективна и лучше быть не может?
А почему тогда ситуация так ухудшилась?
Обама виноват?
2 +2−0Модест Портянкин10:53:29
18/09/2015
Это какой-то пятый колонист, его надо в список нежелательных организаций внести. Ведь всем известно, что санкции сильнее бьют по ним, чем по нам, что из-за них в Европе уже разорились миллионы фермеров и скоро вообще всё рухнет, а у нас они стимулируют ипортозамещение, которое уже шагает семимильными шагами и скоро заместит всё, что возможно. И всё это благодаря ручному управлению вертикали власти и ракетным войскам стратегического назначения, да благословит их Аллах и приветствует.
2 +2−0ivan petroff08:06:42
18/09/2015
-1 +3−4Николай Лысенко00:15:12
18/09/2015
а Украина сколько дала территории России ты никогда не задумывался? Или у тебя нет мозгов? Ведь украинцы и россияне вместе были почти 350 лет и все территории вместе приобретали.
Альтернативная история?
Нет, майдан не лечится.
2 +2−0Александр Тимошенко20:57:16
17/09/2015
2 +12−10Alex Tihonov10:47:02
17/09/2015
Для общечеловека русские - это отравленный стекломоем подвид. А что ты делаешь в России, общечеловек?
Да привыкли стереотипы постить, на другое умишка то нет.
2 +4−2Владимир Савченко20:01:02
17/09/2015
1 +3−2Николай Денисов19:44:17
17/09/2015
А что вам мешает жить сейчас,не сообщите?
неплатежеспособность населения, например.
2 +7−5Tarbagan Tarbagan17:47:02
17/09/2015
-9 +8−17РНГ РНГ17:36:10
17/09/2015
1.У хохлов "не хуже" -у них ж.па.Благодаря вам, бандерлогам 2.Первоочердная задача хунты в том и состояла чтобы спровоцировать конфликт с РФ, дабы дать пиндосам повод занятся финансовым беспределом в масштабах мировой экономики.Удалось лишь частично .К твоему сожалению.И к большим проблемам Пиндостана, в не таком уж и далёком будущем. 3.Весь мир имел неудовольствие наблюдать истинное быдло устроившее вакнахалию аккурат на Олимпиаду,причём в количестве превосходящем все самые смелые прогнозы и подсчёты .4.Возможно тебя огорчит ,но ты как и всякий бандерлог ненаблюдателен и не замечаешь детали на которых вас уже разок "прокатили"-ассоциация это отнюдь не интеграция .Иными словами сей "казачок" говорит то- что бандерлогскому уху мило,этот милый приём напрочь отключает мыслительные процессы в бандерложьих черепушках ,одновременно активируя голосовые связки -после этого вас можно хавать не жуя.)))
Иди на йух, йопаный ты дурак...

Ты ещё не поняла, шлиуха?
Время, когда любой разговор о проблемах в стране можно было "ловко" свернуть на Хахляндию
ПРОХОДИТ

Даже быдлу за 2 года перевода стрелок тема приелась
И продолжать усераться на тему древних укров, скакать и готовиться к земле готовы либо потомственные дегенераты, либо те, кто этим зарабатывает.
Кто именно из них ты - тебе виднее

))) Целый талмуд накатало, животное, с пронумерованными тезисами почему такой даун
2 +4−2РНГ РНГ16:51:23
17/09/2015
66 +108−42Евгений Петрук02:46:56
17/09/2015
На удивление адекватная и взвешенная статья.
В какую сторону клонит этот так называемый "социолог"- видно невооружённым взглядом.Забирайте "казачка"- а то на своей шкурке может испытать "снижение накала" если ещё пару раз "прогнозами от госдепа" поделится . )))
2 +3−1alcel2416:21:34
17/09/2015
0 +9−9Михаил Проничев07:11:21
17/09/2015
"Работать на государство, чем-то жертвовать ради высших интересов могут очень немногие. Как массовое явление это исключается". То есть миллион полицейских, миллион военнослужащих, сотни тысяч сотрудников ФСБ, разведки - это все скрытые предатели, живущие собственными интересами? И простых рабочих, инженеров, врачей, преподавателей, крестьян судьба Родины нимало не интересует? Этот дядя провокатор или как?
"Когда со стороны верховной власти началось какое-то смягчение, люди с огромным удовольствием встретили оттепель. Во всех сферах жизни, в искусстве, науке, обозначились ростки, которые раньше были невозможны. То же самое произойдет и теперь, потому что долго жить в таком замороженном состоянии нормальному человеку сложно". Где "Лента" берет таких дебилов? Тогда смягчение наступило и в искусстве и в науке, а не только в международных отношениях. А сегодня "деятели культуры" прибивают свои яйца к брусчатке Красной площади и голые кидаются на прохожих, чтобы искусать их, а такие вот ботаники пишут, что еще мало свободы, вот еще расцветет искусство в России! Куда еще и какое искусство должно в России расцвесть, дебил?!
Поясняю,- все вышеперечисленые просто живут и делают свою работу. Вот когда лично вас погонят на целину, вот тогда и поговорим про Родину и прочее. В 40-ые люди ехали массово, а сейчас как вы там,- готовы?
2 +3−1alcel2416:04:14
17/09/2015
1 +3−2Евгений Петрук13:32:44
17/09/2015
Тут Вы правы. И там слышал. А сейчас жтот прием взяли на вооружение и в России, где во всем виноваты америкосы, и в Украине, где во всем виноваты москали. Абсолютно одно и то же.
Так совок же. Что там, что тут. Одного поля ягоды.
2 +4−2alcel2416:03:26
17/09/2015
-14 +7−21Александр Портнягин03:31:16
17/09/2015
иногда власть отвечает. И мне очень нарвится как она отвечает последнее время. Ну страусы конечно бы делали всё как им говорят с запада, только к счастью у нашего правительства свои мозги есть
Т.е вам нравится "затягивать пояса"?
2 +4−2Гриша Гриша14:48:27
17/09/2015
-3 +1−4zelenskiy14:46:48
17/09/2015
Нет, госдеп не выражает ежеминутно разного рода "озабоченности" по поводу внутренних дел россии, американские фонды не вкачивают сотни миллионов долларов в "раскачку" внутренней ситуации в России, а разного рода Навальные и Каспаровы не ходят "на ковер" к американским послам.
И госдепухи не засирают килотоннами постов любые треды в интернет-СМИ, касающиеся России, полностью игнорируя или зализывая новости о фейлах, катастрофах и нарушениях прав в США.
Совершенно верно - всего этого нет. Это все киселевские грезы, которым верят люди уж совсем недалекие разве что.
2 +3−1Гриша Гриша14:44:26
17/09/2015
-1 +1−2Alex Tihonov13:14:24
17/09/2015
Не всем государствам в мире нравится цена американской свободы. Точнее, никому.
Лихо ты за всех сказал. Впрочем, "американский путь" действительно не всем нравится даже в Западной Европе, но вот "путинский путь" им уж точно всем до единого придется не по душе!
2 +6−4Борис Юрьевич14:37:55
17/09/2015
-3 +3−6Мария Иванова13:54:17
17/09/2015
О-па, о-па, как оправдываться пошел, свою необразованность продемонстрировав.
И в чём же моя необразованность? Библию да, не читал. По идеологическим соображениям. Веришь, даже Войну и Мир не читал (проболел я эту четверть в школе). Только вас, быдлятину деревенскую за версту чую. Сама то считаешь себя городской, небось питерская прошмандовка с Савушкина. А мамка из какой деревни?
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь