«Крымская аномалия сойдет на нет»

02:25 17/09/2015 Россия
Участники акции движения «Антимайдан»
Участники акции движения «Антимайдан»

Россияне стали меньше интересоваться происходящим на Украине. По данным опроса ВЦИОМ, десятая часть из тех, кто следили за ситуацией в соседней стране в начале года, полностью потеряли к этому интерес. Изменилось и отношение к украинским событиям. Все меньше тех, кто расценивает их как гражданскую войну, геноцид или вмешательство Запада. Почему россиянам надоела Украина? Что заменит ее в выпусках новостей и что будет, если общество перестанет воспринимать телевизионную пропаганду? Эти и другие вопросы «Лента.ру» задала ведущему научному сотруднику Института социологии РАН Леонтию Бызову.

«Лента.ру»: По данным последних соцопросов, россияне теряют интерес к событиям на Украине. С чем это связано?

Леонтий Бызов:Информация с Украины поступает очень однотипная. Последние полгода там практически ничего не происходило, и события обрели позиционный характер. Границы почти не двигались, а о том, что творится внутри новообразованных государств, мало что известно. Информация противоречивая и не особенно радостная, тема приелась, замылилась и утратила актуальность. Определенное мнение у людей уже сложилось, и нет никаких оснований, чтобы его менять.

А как же федеральные СМИ, которые так активно подогревали эту тему? Тоже устали?

Установка изменилась. Контент-анализ СМИ показывает снижение общего уровня агрессивности. Например, реже употребляются оскорбительные эпитеты в адрес Украины. Информационные атаки продолжаются, но не такие интенсивные. Официальные комментарии носят более умеренный, спокойный характер. Все это вместе действует на массовое сознание, внимание людей переключается на экономические проблемы внутри страны. Нельзя сказать, что этот процесс охватил все слои населения, но тенденция налицо. Люди больше заняты тем, как свести концы с концами.

Возобладал тренд на то, чтобы ситуацию постепенно смягчать, потому что санкции очень больно бьют по России. Высшее руководство предпринимает усилия, чтобы понемногу вывести страну из внешнеполитической изоляции, в которой она оказалась. Предстоит выступление Путина в Генассамблее ООН, и это требует более миролюбивой риторики. Очевидно, Россия заинтересована в соблюдении минских соглашений. Поэтому важно, чтобы тема Донбасса перестала раздражать мировое общественное сознание.

Последние полтора года росли рейтинги всех информационных программ и ресурсов, освещавших украинские события. Сейчас наблюдается обратный процесс. Людям надоело?

Безусловно. Полтора года назад это было внове, потому что такого агрессивного, напористого информационного стиля не видели давно. Может быть, старшее поколение помнит его по советским временам, но для младшего и среднего это было чем-то новым. Этот стиль шокировал людей и вызвал у них сильную информационную зависимость. Некоторые не могли жить без новой порции информации, которая должна была укрепить их взгляды еще прочней.

Как и все другие экстренные методы политтехнологий, они теряют свой эффект при долгом употреблении. Что мы и наблюдаем сейчас. Все это уже не воспринимается как новое и интересное. Люди ищут что-то еще, и, не найдя, выключают телевизор. Они говорят, что политикой не интересуются и занимаются своими делами. Это и есть симптом того, что экстренные технологии постепенно перестают работать.

То есть эффективность пропаганды снижается?

Она не может не снижаться, потому что рассчитана на достаточно короткие сроки.

Общество становится неуправляемым?

Менее управляемым. Ведь и раньше оно было управляемым только на уровне разговоров. Рассчитывать, что общество мобилизуется по аналогии с 1940-ми годами, не приходится. Поэтому его управляемость не стоит переоценивать. Люди заняты в основном своими проблемами — это медицинский факт, от которого никуда не денешься. Работать на государство, чем-то жертвовать ради высших интересов могут очень немногие. Как массовое явление это исключается.

Украинский кризис обеспечил властям поддержку населения. Как ее сохранить?

Сейчас пытаются переключить внимание на проблемы Сирии. Ситуация там очень драматичная, но это воспринимается как отдаленный регион, не имеющий непосредственного отношения к России, поэтому полностью переключить внимание не удастся. Просто сохраняется общий антиамериканизм, обвинение Америки в том, что она негативно влияет на политические и экономические процессы в стране. На какое время хватит этого ресурса, сказать сложно.

Дело не ограничивается одной только Украиной, надо охватить более широкий контекст. Внутрироссийские проблемы накапливаются, и задача состоит в том, чтобы ответственность за них легла на Запад. Пропаганда направлена в эту сторону.

Что будет, если граждане переключат внимание на внутренние проблемы?

Постепенно сойдет на нет то, что мы, социологи, называем «крымской аномалией». Это характерный для последних полутора лет синдром, когда общество мобилизовалось вокруг высшего руководства. Затем восстановятся прежние тренды, которые мы наблюдали до марта прошлого года. То есть постепенное нарастание недовольства, связанного с ухудшением социально-экономического положения. Эти тенденции крайне медленные, они ничем не грозили власти, потому что ее рейтинг все равно оставался очень высоким. Но постепенно он будет снижаться. Все больше людей перестают давать однозначно позитивные оценки действий власти, и говорят, что они ее «скорее поддерживают».

Люди устали от несменяемости власти, от того, что политика потеряла ясные ориентиры. Во время «крымской аномалии» эти ориентиры были найдены, но сегодня оказывается, что это иллюзорное решение. Проблемы не рассасываются, а, наоборот, нарастают. Это возвращение к нормальному обычному состоянию общества, с которым мы имели дело все предшествующие годы.

На этом фоне протестные настроения могут усилиться?

Они могут усилиться, когда появится ясная альтернатива. Пока ее нет, они будут носить латентный характер. Наверное, кто-то будет протестовать ради протеста или ради людей из либеральной оппозиции, которым граждане не доверяют. Но основная часть населения предпочтет решать проблемы самостоятельно в меру своих возможностей: устраиваться на вторую, третью работу, пересматривать свой бюджет и образ жизни. На акции протеста не пойдут.

Протесту нужен носитель. Когда возник Ельцин, рейтинг Горбачева упал, потому что люди увидели альтернативу. Как только образуется альтернатива, в политику вернется конкуренция. А пока люди считают, что лучше иметь дело с привычным, пусть оно не всегда и не во всем хорошо. Бросаться в омут с головой и выбирать то, чего они не знают, никто не станет.

Усилится ли гражданская активность или люди предпочтут решать проблемы самостоятельно?

Активность усилится при осложнении ситуации, скажем, из-за массовой безработицы в некоторых регионах России. Пока этого нет, речь идет лишь о повышении цен, снижении доступности каких-то услуг, и люди приспосабливаются.

В целом ряде регионов ситуация уже приобрела критический характер. Практически нет денег на какие-то социальные выплаты. Регионы на грани дефолта, но население этого не осознает. Люди считают, что нужно перетерпеть, и все станет как раньше. Если через некоторое время они поймут, что скорого разрешения кризиса не будет, что это все надолго, и ситуация может ухудшаться, тогда они почувствуют себя загнанными в угол и могут изменить свою тактику.

Как изменить?

Начнется стихийная организация. Наше общество атомизировано и крайне плохо самоорганизуется. Люди никому не доверяют, кроме себя и узкого круга самых близких друзей и родственников. Горизонтальные связи практически отсутствуют. Только когда возникнет крайняя ситуация, может начаться какая-то стихийная самоорганизация. Репрессивные методы тогда будут неэффективны. Можно контролировать какие-то отдельные очаги, например, стихийные выступления на площадях. Но при массовом изменении настроений эти методы уже не работают.

Тогда же изменится и социальный климат. Сами собой из ничего начнут формироваться новые политические структуры, новые политические силы. Новые лидеры, выросшие из этой среды. Но пока до этого довольно далеко, и даже не очень понятно, как и когда это может произойти.

Год, два?

Это будет происходить постепенно. Качественного перелома еще не произошло, но появились первые симптомы начала этого массового отрезвления.

В послевоенное десятилетие тоже было массовое нагнетание антизападной истерики, но в конечном счете люди от этого устали. Когда со стороны верховной власти началось какое-то смягчение, люди с огромным удовольствием встретили оттепель. Во всех сферах жизни, в искусстве, науке, обозначились ростки, которые раньше были невозможны. То же самое произойдет и теперь, потому что долго жить в таком замороженном состоянии нормальному человеку сложно. Отрезвление может произойти и через два, и через три года, а может — через несколько месяцев. Предсказать здесь что-то нельзя.

Беседовала Александра Федотова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(481):

1 2 345 ... +1
8 +17−9Олег Попов03:54:02
17/09/2015
-28 +9−37Александр Портнягин03:34:59
17/09/2015
переживём, если надо затянем пояса. Виновата в любом случае не наша власть, а Запад!
вы и правда дурак, меня не записывай в стадо быдла, пояса я затягивать не собираюсь, я хочу жить нормально и свободно.
8 +14−6Николай Гопман03:27:57
17/09/2015
-18 +12−30Александр Портнягин03:26:22
17/09/2015
статья честно бредовая ) мне кажется социолог говорил за себя а не от Россиян ) Во первых, дет 20 бы ещё власть не менялась, буду рад. Во вторых, внутренние проблемы в основном из за внешнего давления, но если на кого и злиться народ будет, так это на тех, кто эти проблемы сохдают.
Власть создает, на нее и будут злиться
7 +10−3Слушай Сюда13:10:25
17/09/2015
-1 +5−6Tarbagan Tarbagan11:37:23
17/09/2015
В том то и дело, что стричь там дофига.
Негры сами не способны организовать ни разработку, ни добычу.
По логике - это будет делать тот , чьё "оружие и военспецы"
Но логика в нашей стране - понятие убогое и гонимое
Весь профит, в результате, достался США, поддерживающим во время СССР врагов нынешнего режима - УНИТу и Савимби
Я в Анголе был пару раз, за последние годы. Местные там, действительно, только на вспомогательных ролях. Но "стригут" все, кому не лень: немцы, китайцы, израильтян немеряно. Так что при желании и россиянам нашлось бы место. Но там нужно приходить всерьёз и надолго, а эти аттрибуты современному русскому бизнесу не свойственны.
6 +11−5Tarbagan Tarbagan13:34:15
17/09/2015
-5 +4−9Alexander Fedotov11:38:38
17/09/2015
Надо быть таким идиотом причину путать со следствием !!!
Это хорошо, что ты осознал свой диагноз.
Признание проблемы-первый шаг к исцелению

Не сдавайся!
6 +10−4Борис Юрьевич12:42:06
17/09/2015
-2 +4−6Alexander Fedotov11:52:32
17/09/2015
Значит, если Мольер и Гомер - все хорошо и это критерий по которому оценивается ЧЕЛОВЕК??? Ты сам-то, кроме букваря, что нибудь читал?? Придурок ..
Эх вы, недалёкие. Или цепляетесь. Один нашел впопыхах цитату Мольера в Гугле, скопипастил и рад до ушей, другой вообще до них докопался. Я в том посте мог использовать любую фамилию. Пусть будет Пушкин, Капица, Фрейд, Маркс, Есенин, Стругацкие. Смысл поста, определяющего образ симпатичного быдла не изменится.
6 +10−4konstantin ***05:14:07
17/09/2015
-15 +8−23Александр Портнягин03:38:43
17/09/2015
у тебя каша скорее, вспомни 90-е и посмотри что сейчас. Нашу страну вытащили из г__на полного. Единственное чем недоволен, так тем, что Донбасс не выручили от укропов, которые ток и могут расстрел мирных городов устраивать.
Саша, ты свое недовольство не тут выражай! Пойди на Донбасс и очисть его от нечисти фашистской!
6 +14−8konstantin ***05:10:56
17/09/2015
-12 +5−17Александр Портнягин03:59:01
17/09/2015
в быдла тебя записывать никто не собирался, обосную свои слова для тебя: нефть подешевеет ещё, а это на 80% реально, всё подорожает и поэтому придётся затягивать пояса. + Санкции, санкции дают лишний щелчок. Только вот это перетерпеть надо, санкции когда нить сойдут на нет, а нефть ещё подорожает.
Не при твоей жизни! Но пояс уже начинай затягивать! Не членам кооператива Озеро его затягивать же! Для этого есть быдло!
6 +11−5Виталий Лебедев05:02:32
17/09/2015
-28 +9−37Александр Портнягин03:34:59
17/09/2015
переживём, если надо затянем пояса. Виновата в любом случае не наша власть, а Запад!
"Будучи неспособным решать внутренние задачи, Кремль подменил их внешними вызовами, зачастую фейковыми. А это говорит об истощении системного ресурса. И Кремль отчаянно пытается его компенсировать имитацией Державности. Но Держава не может быть в изоляции. Держава не может быть объектом санкций. Тогда это уже не Держава", — отмечает она.

Именно поэтому, полагает Шевцова, "для Кремля возврат в Суперлигу — это вопрос жизни или упадка". "Системе срочно нужна инъекция державности. Срочно! А это значит сделка с Западом", — отмечает она.

Подробнее: Ссылка на www.rosbalt.ru
6 +21−15Николай Денисов03:06:25
17/09/2015
Если вдуматься- это практически программа смена власти. С одним не соглашусь: что то возникнет из ничего! Из ничего никогда что то не возникает. Кто то услужливо подсунет это что то" из ничего". И я даже догадываюсь кто этот кто то . Но думаю надежда господина Абызова на быструю смену власти несбыточна. Запас прочности еще достаточно велик, а пример Украины перед глазами. Никто не захочет такого ужасного конца для России.
5 +8−3alcel2416:02:06
17/09/2015
0 +7−7Николай Денисов08:14:19
17/09/2015
Не меряйте все на деньги. Типичная ошибка молодого поколения- деньги всему голова! Не все измеряется деньгами. Даже если все доллары закончатся Россия выживет. Мы самодостаточная страна, у нас не денег не хватает- у нас ума не хватает распорядится тем что у нас есть.
А долго выживать то будем? Когда просто жить начнём, не сообщите?
5 +11−6Борис Юрьевич12:37:05
17/09/2015
-4 +7−11Alexander Fedotov11:50:46
17/09/2015
уроженец планеты Земля )))))) идиота кусок ..
Есть такой термин - космополит. И если какой то идиота кусок кроме методички больше ничего не читал, я не виноват.
5 +11−6Борис Юрьевич12:27:40
17/09/2015
Комментарий удалён.
> Лицемеры и ублюдки. Все.

Совок он был, совком остался. Россия от СССР не только ядерную бомбу и космос, унаследовала, но и страх, лицемерие, лживость. В этом плане любая бывшая республика лучше России, т.к. там рецидивов совка меньше. А космос, его на хлеб рядовой гражданин не намажет, да и вообще дело наживное. Сотни стран не летают в космос, их и на Земле неплохо кормят.
5 +13−8Слушай Сюда11:29:43
17/09/2015
-4 +8−12Tarbagan Tarbagan11:05:44
17/09/2015
А это не всё так просто.
Это называется ВЛИЯНИЕ.

Раз уж заговорил про Анголу - сказочно богатая страна.
Самый богатый негр - дочь Президента, рождённая в СССР, гражданка России.

Вот только воспользоваться этим мы уже не можем- всё влияние просрали 90-ые
Весь профит от советских вложений сегодня стригун пиндосы
Да, да - те самые пендосы, которые тогда финансировали и поддерживали врагов нынешней власти
Советские "вложения" были в основном оружием и "военспецами". Так что стричь там особо нечего.
5 +7−2Трофим Трофимов10:28:25
17/09/2015
Население было бы готово терпеть до бесконечности, если бы видело, что и вертикаль власти живёт в тех же условиях.
НО! Но у нас вертикаль власти жиреет, независимо от ситуации в стране. Более того, власть нагло установила для себя всевозможные льготы и привилегии, использует служебное положение в личных целях и просто беспардонно ворует.
Нужны перемены!!!
5 +8−3Иван Петров07:48:08
17/09/2015
2 +8−6андрей арсенюк05:54:15
17/09/2015
Фотография хорошая, отражает, так сказать, демократические процессы. Такое же быдло сто лет назад, офицериков на площадях вешало.
согласен. нынешнее казачество - карикатурно и ничего кроме смеха не вызывает.....
5 +6−1Александр Пикалюк05:50:00
17/09/2015
11 +18−7konstantin ***05:06:10
17/09/2015
Лента , БРАВО! Редко можно прочесть подобный анализ ситуации!
А Обама оказался прав, холодильник побеждает телевизор!
Опьянение прошло, наступает тяжелое похмелье!
А ещё, нам с хрущёвками повезло. Иначе стояли бы сейчас бараки, но не обамы!(:smile:)
4 +10−6Alexander Rokov17:44:20
17/09/2015
-9 +8−17РНГ РНГ17:36:10
17/09/2015
1.У хохлов "не хуже" -у них ж.па.Благодаря вам, бандерлогам 2.Первоочердная задача хунты в том и состояла чтобы спровоцировать конфликт с РФ, дабы дать пиндосам повод занятся финансовым беспределом в масштабах мировой экономики.Удалось лишь частично .К твоему сожалению.И к большим проблемам Пиндостана, в не таком уж и далёком будущем. 3.Весь мир имел неудовольствие наблюдать истинное быдло устроившее вакнахалию аккурат на Олимпиаду,причём в количестве превосходящем все самые смелые прогнозы и подсчёты .4.Возможно тебя огорчит ,но ты как и всякий бандерлог ненаблюдателен и не замечаешь детали на которых вас уже разок "прокатили"-ассоциация это отнюдь не интеграция .Иными словами сей "казачок" говорит то- что бандерлогскому уху мило,этот милый приём напрочь отключает мыслительные процессы в бандерложьих черепушках ,одновременно активируя голосовые связки -после этого вас можно хавать не жуя.)))
Тролишь, лошок. Из постов Tarbagan Tarbagan ясно, что он гражданин России и ты не можешь этого не понимать. Но троллишь, пытаясь выдать его за украинца. Это надёжный признак кремлебота.

Кремлеботыш, так на Украине хунта? А почему тогда Путин и Лавров её поддерживают и хотят отдать ДНР-ЛНР в лапы этой хунты?


"Провозглашенные Луганская и Донецкая республики должны остаться частью Украины. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью "Российской газете", размещенном на сайте издания.
"На всех уровнях - устами президента России, в других форматах - говорим, что мы - за то, чтобы они стали частью Украины", - сказал министр...
Сергей Лавров считает, что президент Украины Петр Порошенко является приемлемой фигурой для диалога. "Он президент, его надо поддерживать", - объяснил свою позицию Лавров."


Ссылка на tass.ru

Путин - наймит хунты, работает на Госдеп?
4 +5−1alcel2416:42:40
17/09/2015
-3 +1−4Михаил Проничев16:29:45
17/09/2015
Я, мальчик, в свое время сам ездил, никто меня не гнал. Это вы, обкуренные да обдолбанные, об ужасах кровавых коммуняк блеете, не видевши их даже в телескоп. Я и бесплатное очень неплохое образование тогда получил и в санаториях не раз здоровье поправлял, потому как работал не на шоколадной фабрике и все долги Родине отдал, работая не за страх, как вы, нынешние, а за совесть. Так что поучения ваши не по адресу, не стремитесь оценивать человека по трем строчкам комментария, выглядите не очень солидно.
Во первых, мы с вами на брудершафт не пили. Во вторых, "герой нашего времени" вы баечки кому нибудь другому расскажите. Я уже полвека не мальчик и пожить и порабтать в СССР успел не меньше вашего. За совесть он работал, ишь ты...
Ну а в последних, учитесь читать написаное. Кому вы нужны,- поучать вас? Я вам лишь указал что сказали вы ерунду и люди вами перечисленые ничем особым не жертвуют и жертвовать не намерены. А живут, кстати, получше тех, которые не "миллионы полицейских и военых". Мы понимаем друг друга?
4 +6−2alcel2416:00:30
17/09/2015
-12 +5−17Александр Портнягин03:59:01
17/09/2015
в быдла тебя записывать никто не собирался, обосную свои слова для тебя: нефть подешевеет ещё, а это на 80% реально, всё подорожает и поэтому придётся затягивать пояса. + Санкции, санкции дают лишний щелчок. Только вот это перетерпеть надо, санкции когда нить сойдут на нет, а нефть ещё подорожает.
А почему 140 млн страна с такой историей зависит от того сколько стоит нефть на Западе? В этом Запад виноват?
4 +6−2Гриша Гриша15:08:52
17/09/2015
0 +1−1Епистафий Феклович15:03:36
17/09/2015
Говорят что механик заволновался, техника была в порядке. Так оно или не так, Армату я привел в пример. Военная техника в целом у нас хорошо идет на экспорт. С тобой спорить не буду, что важнее танки и сыры, просто говорю, что ты возводишь все в абсолют говоря про "ничего".
На одних танках далеко не уедешь. Военно-индустриальный комплекс имеет полное право быть частью национальной экономики, но если сделать из него костяк экономики, то будет то же самое, что случилось с Совком - крах и нищета. Айфонов миру нужно куда больше, чем танков - простая арифметика.
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь