«Вечно обманывать народ нельзя»

00:50 10/09/2015 Россия
«Вечно обманывать народ нельзя»

Поток эмигрантов из России не иссякает уже более четверти века. Едут в основном ученые и предприниматели. Однако среди ищущих новой жизни на Западе все чаще можно встретить тех, о ком в обществе сложились самые почтенные и патриотические мифы — священников Русской православной церкви. «Лента.ру» побеседовала с тремя представителями духовной эмиграции, пытаясь ответить на вопрос, случайное это явление или у сегодняшней «утечки попов» есть общая причинная канва. Все герои согласились на разговор лишь при условии, что их имена будут изменены. Это интервью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.

***

Отец Андрей Марков живет в США уже два года. Уехал с женой и четырьмя детьми. Трое уже взрослые люди, а младший — инвалид с синдромом Дауна. Андрей принял сан в 1992 году, на заре того, что сейчас — то с пафосом, то с иронией — называют «духовно-нравственным возрождением» России.

«Лента.ру»: Что это было за время для вас?

Андрей Марков: Время больших, пусть и наивных надежд. И вполне реальных возможностей. Церковная вертикаль тогда еще не окрепла, и среди духовенства было очень много замечательных, талантливых людей. Трудности были, но они казались временными. Я тогда начал свое служение в деревне под Муромом, а затем перебрался поближе к дому, в Москву. В середине 1990-х у священника было очень много работы — люди массово приходили в церковь. У меня уже родились трое детей, но времени на семью едва хватало. В 1996 году появился четвертый ребенок — Боря. Вскоре у него обнаружили синдром Дауна, и это изменило все.

Проблемы на службе?

Да, именно в тот самый период. Забота о Боре требовала много времени, душевных и физических сил. От церковного начальства я не раз слышал и за спиной, и даже в лицо фразы вроде «не надо было рожать, а теперь это твои проблемы». В конце концов я попросил два-три месяца отпуска за свой счет. Отпуск дали, но потом позвонили и сказали, что моя ставка сокращена. Шел 2001 год. После этого постоянного места служения у меня не было.

Как-то это не по-христиански получается.

Понимаете, это особенность отношения к духовенству в России. У нас поп не имеет права на слабость. Церковному начальству не нужны слабые звенья. Но дело тут не только в начальстве. Прихожане тоже зачастую отказываются понимать, что у священника могут быть проблемы с женой, с детьми, может просто накопиться усталость. Это ведет к тому, что священник, совершенно выгорев, деградировав в качестве пастыря, продолжает носить маску, как актер. А люди копируют эту игру. Роботы делают роботов.

Отъезд за границу стал для вас спасением?

Я понял, что РПЦ таким, как я есть, я просто не нужен. Тут нужны триумфаторы или люди, их изображающие. Кого я хотел спасти — так это Борю. Мне рассказывали, что в США есть эффективные программы помощи людям с синдромом Дауна. Когда я переехал в США, я убедился, что это правда. И, что еще важнее, в Америке отношение к больным людям и их родным гораздо позитивнее. И Боре, и нам, его семье, тут стало намного легче.

То есть по дому вы не скучаете?

И да, и нет. С одной стороны, все мои близкие живут в Америке. Многие друзья переехали или собираются переехать сюда. Но сам я хочу дожить до того момента, когда в нашей церкви что-то изменится и я смогу вернуться, чтобы служить Богу и людям дома. Теперь у меня есть опыт, знание того, как работать с проблемными детьми, мне бы хотелось применить это на родине. Я мечтаю иметь в России приход с домом-приютом для детей с синдромом Дауна и подобными заболеваниями.

Что же этому мешает?

У меня были знакомые священники, которые смогли организовать нечто подобное. Например, покойный отец Павел Адельгейм выстроил при своей церкви приют для детей с ментальными проблемами. Он был закрыт, когда у отца Павла этот приход забрали. Понимаете, в нашей церкви священник просто не может оперировать словом «будущее». В любую секунду, в любой момент тебя могут снять, перевести в другое место или просто выгнать, одним движением разрушая то, что было создано годами кропотливой работы, ломая все человеческие связи.

Чего ждут от священника люди?

Ждут способности действовать самостоятельно, творчески. Выстраивать отношения с людьми, помогать им. Но это возможно только при личном контакте. А какой контакт может быть, когда от тебя требуют лишь победных реляций, а при малейшей слабости перебрасывают с места на место или вообще сдают в утиль? Поэтому священники у нас теряют всяческую инициативу, уходят в себя, становятся инфантильными. Зачем что-то придумывать, что-то начинать, если завершить все равно не дадут? Зачем сближаться с людьми, если завтра с ними придется распрощаться? И сам горя хлебнешь, и людей подставишь или, того хуже, от веры оттолкнешь. Вот и получается, что все лишь имитируют какую-то церковную жизнь. А что из этого выходит в нашей стране — сами видите. Вечно обманывать нельзя ни народ, ни самих себя.

***

Церковная карьера отца Григория Рязанова сложилась куда успешнее. Ему нет и 30, но благодаря хорошему образованию (он окончил МГУ) у Григория прочное положение в церковной структуре. Служит в историческом храме одного из областных центров европейской части России, одновременно возглавляя миссионерский отдел епархии. Хорошая квартира в центре города, недешевый автомобиль. Но сейчас он тоже собирает документы на выезд за границу.

«Лента.ру»: Ваша церковная карьера всегда была столь блестящей?

Григорий Рязанов: И да, и нет. Строго говоря, вершины своей священнической карьеры я достиг при прошлом епископе. Это особенность нашей церковной системы: меняется начальник — меняется все. Я сохранил свое положение в основном потому, что начальство ценит тот факт, что я, окончив МГУ, вернулся в провинцию и занялся не бизнесом или чем-то иным, а пришел в церковь. Для руководства это вопрос престижа: вот какие у нас служат!

Почему же появилось желание уехать?

Мне кажется, для определенного типа людей такое решение сейчас просто витает в воздухе. Это единственный путь устройства жизни своей и своих детей (у меня их трое). Не только в материальном смысле, но и в духовном, церковном. Что касается лично меня, то это решение пришло извне. В какой-то момент мне предложили, подали идею: а не хотел бы ты послужить еще где-то? Я прежде о таком варианте и не думал. Тем не менее основные мотивы, которыми я руководствуюсь в данный момент, были актуальны для меня и пять, и семь лет назад.

Какие мотивы?

У меня есть стержневое мнение, что для того, чтобы священник и человек себя реализовал, ему нужны две вещи — независимость и среда. Под независимостью я понимаю такое положение дел, когда ты принимаешь решения сам. Но что бы ты ни сделал, исправлять ошибки тоже тебе. Это повышает градус ответственности. В не меньшей мере важна и среда. Говорят, что каков поп, таков и приход, но верно и обратное. Если ты годами служишь среди людей, которым ничего не нужно, кроме набора ритуалов, ты и сам начинаешь этим жить. И если от себя не убежишь, то от подобного общества убежать можно. За границей внутренней свободы все-таки больше. А с этой свободой приходят такие базовые христианские ценности, как ответственность, милосердие, сострадание.

Что страшнее — среда или отсутствие независимости?

Наверное, отсутствие независимости. Священники не уверены не то что в завтрашнем дне, но даже в сегодняшнем вечере. Никакие заслуги, никакой талант не защитят священника от того, что его лишат прихода и отправят куда-то. И тогда все, что он строил годами, — община, какие-то проекты, дела — пойдет прахом, а семья окажется в бедности и неопределенности. Это приводит подчас к тому, что священник начинает ставить целью своей жизни создание некоторого финансового парашюта, который позволит ему и его семье как-то пережить потерю места служения. И дело тут не в алчности людей, а в самой системе. Когда нет никаких гарантий, то вместо того, чтобы заботиться о вверенной тебе пастве, ты начинаешь заботиться о себе. Я понимаю, что рано или поздно и я начну так деградировать. Не хочу для себя такой судьбы.

Есть ли среди ваших знакомых священников те, кто тоже хочет уехать?

Я знаю о людях, которые были бы рады уехать, будь у них возможность. Один из моих друзей-священников сказал мне: «Если сможешь как-то устроиться за границей, перевези меня». Но для большинства коллег священник, уезжающий на ПМЖ за рубеж, — это «предатель в рясе». И дело тут не в каком-то особом патриотизме нашего сословия, а в крайней его инфантильности. Среди духовенства обладание и подчинение — это нечто священное. Абсолютное послушание начальнику — высшая добродетель. Отторжение вызывает не сам факт, что я уезжаю из России, а то, что я принял это решение самостоятельно.

За границей продолжите служение?

Ради этого и еду! Эмиграция, которую я планирую, — это эмиграция не из священства, а во имя священства. Я хочу иметь возможность как можно лучше исполнить свое призвание священника. Это, по большому счету, главная причина. Лучшая, самая комфортная жизнь за границей не стоит для меня ничего, если она не предполагает служение Богу и людям в священном сане. Это служение — смысл всей моей жизни.

***

C отцом Николаем Карпенко удалось связаться не сразу, а от интервью он отказывался до последнего. Николай и в эмиграции продолжает служить в церкви, принадлежащей Московскому патриархату.

«Лента.ру»: Что не сложилось у вас в России?

Николай Карпенко: Я стал батюшкой скорее по стечению обстоятельств. Сам я из неверующей семьи. В начале 1990-х, как многие, стал ходить в церковь. Там меня заметили, предложили «послужить Богу». А дальше — как в истории о «бичах», людях, которых подпоили, отняли документы и забрали в кабалу. Паспорт, конечно, у меня не отбирали. Но я стал как крепостной: жил в деревне, из прихода — ни шагу, даже на пару дней. К родителям и то позволяли съездить не больше нескольких раз в год, а ведь до них было всего полторы сотни километров.

И фоном всего этого — нищета. Приход сельский, денег ни у кого нет. А церковное начальство еще и отчислений требовало. Мы — я, моя супруга и наши пятеро детей — выживали лишь огородом. Но о том, чтобы покинуть место служения и перебраться хотя бы поближе к родителям, не могло быть и речи. Тех, кто пытался, не просто запрещали в священнослужении — на них сливали весь компромат, накопленный в их личном деле. Жалобы, анонимки…

Об эмиграции долго думали?

У меня не было времени думать. Дети, приход, заботы. Но когда родители моей жены — этнической немки — уехали в Германию, эта мысль пришла сама собой. Это же естественно: супруге хотелось к своим папе и маме, моим детям — к бабушке и дедушке. Отношения у нас были хорошие. Но архиерей об этом и слышать не хотел. Говорил, что наш удел — «святая Русь».

Главное, что давило на сердце, — полное отсутствие каких-либо перспектив для детей. У нас на селе даже школы нормальной не было, поликлиники — ничего вообще. А я ни сам отъехать никуда не могу, ни даже денег мало-мальских для них заработать. Это разве отец? В какой-то момент я решил для себя: все, хватит. Я стал буквально осаждать архиерея, пока он не освободил меня от прихода с правом служить, где захочу. Вскоре я уехал к родным в Германию. Чувство было, как будто из тюрьмы вырвался.

По прихожанам не скучали?

На момент отъезда нет. Знаете, нищета и отсутствие малейших перспектив для детей постепенно привели меня в такое состояние, что я ничего не чувствовал, кроме желания сбежать.

Неужели не было ничего интересного в вашем приходе?

Нет, не было. Ведь я жил в глухой провинции, там нищета сплошная. Знаете, я бедность легко переношу. Но нищета — это другое. Она лишает надежды, подавляет, вгоняет в постоянную депрессию. День похож на день, никакого будущего. Ни в чем нет смысла.

Вы жалели, что стали священником?

В тот момент да. Мое служение было сопряжено с такими обстоятельствами, что казалось мне тяжким и, главное, бессмысленным бременем. А в Германии ситуация удивительным образом развернулась. Здесь у меня появилась светская работа и я перестал зависеть от церковного начальства в финансовом плане. Более того, я получил возможность служить безо всякой денежной заинтересованности — от души, от сердца. Какая это радость!

Как отнеслись к вашему отъезду ваши коллеги-священники?

Ну многие из них тоже уехали на Запад, нескольким я помог перебраться. А другие… Не знаю. Осуждают меня, наверное, а может, и нет. Мы не поддерживаем отношений, хотя о многих у меня остались добрые воспоминания. Но моя жизнь давно в Германии. Мои дети — немцы.

А вы?

Сложный вопрос. Я прижился в Германии, но при всем этом я остаюсь русским священником. Одним из многих русских попов, у которых нет будущего в России.

Василий Чернов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(585):

123 4 567 ... +1
4 +4−0Жданов Евгений12:19:01
10/09/2015
0 +0−0Пушкинд11:36:27
10/09/2015
отрицая институт Церкви (попов), вы отрицаете православие в частности и христианство в общем.
Это ересь, за которую на Руси били кнутами и ссылали. Называлась она ересь жидовствующих - сектатнты были против монополии попов посредничать между человеком и Богом, соблюдать языческие обряды, типа, целования икон и их почитания и далее, по списку
Мне плевать какие именования придумали церковники для тех кто отрицает их монополию на посредничество в диалоге с богом, первостепенное значение имеет только диалектика роскошной жизни церковной верхушки, диалектика тех фактов что церковники благославляют детей миллиардеров на брак с членами церковных структур, миллиардеров которые плюют на законы в своей деятельности, в конце концов диалектика беспошлинной торговли табаком и алкоголем церковниками
И мне плевать на разговоры о том что всякая власть от бога и деньги от торговли идут на "боголепие храмов", пока Керилка разъезжает в роскошном Мерседесе на фоне нищенствующих пенсионеров я никогда не признаю в церковниках(в любых церковниках, не только христианах) духовные организации говорящие от имени МОЕГО бога, МОЙ бог добродетелен и милостлив, он не разъезжает в Мерседесе S500 на фоне просящих подаяние стариков

4 +5−1Ярослав Евтихиев11:29:30
10/09/2015
1 +8−7Roman Ryabtsev03:24:40
10/09/2015
Статья меня просто убила. Если даже священники несчастливы на родной земле... Я никогда не поверю, что хоть один человек стал священником, изначально не будучи глубоко верующим человеком. Верующим в своего бога, землю, людей. Дело, конечно, не в современной власти. Это какая-то системная ошибка, хроническое, из поколения в поколение, несчастье без шансов на просветление. Вопрос главный, что делать? Виноватых ведь нет...
Мне статья ничего нового не сказала, хотя она по своему и хороша. Потому что правдива. Жизнь священника это действительно не катания на суперкарах и прием дорогих пожертвований от преступников как это принято думать в определенной интернет-среде. Жизнь священника это лишения и нищета и тяжелый труд. Вставать надо спозаранку. Ложиться как Бог даст. И окружать священника будет людское горе и заветные тайные пороки прихожан. А начальство такое же как у всех и порой даже хуже. Причем шансов уволиться и уйти к конкурирующей организации для воплощения своих проектов шанса нет.
Но в этом и есть суть служения!

Что такое духовность? Что такое вера? Это же не ачивка и не артефакт в компьютерной игре. Это система ценностей в которой многие нормальные вещи для мирян не имеют никакой ценности. И если священник отказывается от служения в деревне по причине того, что детям не удастся получить высшее образование, то это по сути тоже самое, что и отказ от служения за 30 сребренников. При этом идеал священника это вообще монах-затворник. То есть минимум для жизни и люди сами приходят за тысячи километров, чтобы услышать хоть словечко... А все прочие иереи - на пути к этому идеалу. Именно этому. Без одежды, детей, карьеры, еды, секса и даже общения. Только Бог. Только вера. Только борьба с самим собой жестокая и кровавая за возможность сохранения и приумножения веры.

Я вот себя знаю. Мне не по силам священство. Я люблю покушать. Я не способен смиряться перед начальством. Я ищу карьеры и эти земные радости самоутверждения не позволят мне стать хорошим священником. Так я туда и не иду. Мое место в миру. Мой путь к спасению через ближних. В этом нет ничего плохого, но этот путь дальше от Бога, чем путь простых деревенских батюшек, которые вытерпели и поручили Божьей воле, а не социальной системе или денежным акоплениям судьбу своих детей. И это честно. Это по-божески.
4 +5−1Муму Герасимовна11:22:46
10/09/2015
Комментарий удалён.
Сталинист, вещающий про бога, вызывает у меня судороги мозга.
4 +8−4Борис Юрьевич11:14:01
10/09/2015
0 +3−3Александр Кожуховский10:44:10
10/09/2015
Найдие Храм с приемлемыми для Вас ценами.
> Найдие Храм с приемлемыми для Вас ценами.

Проще туда не ходить вообще, даже если ты верующий. На мой взгляд истинно верующий нашими храмами просто обязан брезговать. Грешно ходить в эти коммерческие забегаловки.
4 +9−5Борис Юрьевич11:10:42
10/09/2015
5 +7−2Александр Тимошенко10:35:34
10/09/2015
судя по ценам получается именно услуги. Насчет того, что церковь живет деньгами прихожан не спорю.
> Насчет того, что церковь живет деньгами прихожан не спорю.

Церковь формально живёт деньгами прихожан, хотя иногда и "госзаказы" получает. Думаете "Союзы" перед стартом попы бесплатно святой водой окропляют и в массовых народных мероприятиях участвуют? К тому же с денег прихожан не платятся налоги, т.е. можно напрямую говорить о недополученной государством прибыли. Я уж не говорю о строительстве храмов - новоделов, в которых очень большую долю расходов покрывают из городского или областного бюджетов регионов.
4 +4−0sergio gagarin11:09:35
10/09/2015
-2 +2−4Роман Заяц06:45:03
10/09/2015
В статье написана неправда, т.е. ложь! Во первых, священники не бегут из России. Даже единичный случай не показатель. Во-вторых, нельзя сократить ставку священника! Это вам не редакция газеты, господа журналисты. Священник находится в штате епархии и должен быть проходить послушание (служить) в каком-либо храме. Либо почислен за штат или запрещён в служении.

А статья - очередная байка, направленная на поддержание негативного образа РПЦ МП в либеральных СМИ.
а чего его поддерживать? он и так ого-го как силен , этот негативный образ.
4 +5−1Gary Golden10:53:11
10/09/2015
Комментарий удалён.
Бога нет, Библия - книга сказок.
4 +5−1Александр Кожуховский10:53:07
10/09/2015
-8 +2−10nikolai kojokar05:53:22
10/09/2015
ПУСТЬ УЧАТСЬЯ ЖИТЬ У ДРУГИХ СЛУЖАК ВЕДЬ В ПАРАШЕ В ОСНОВНОМ СЛУЖЛИВЫЙ НАРОД! И КАК ГОВОРЯТ ЕСТЬ МЫ ЧЕРВИ
К сожалению, хамить стало модно и современно, особенно у "бывших соотечественников" и "чувствующих запах западной свободы". Так вот обдышитель своим западным запахом, других учить не надо, но смотрите как бы дурно не было. Гуд бай, "свободный человек".
4 +6−2Петр Смирнов09:45:26
10/09/2015
0 +11−11Roman Blinov01:55:26
10/09/2015
Пустая статья, думаю, по логике автора, можно смело утверждать, что из России убежали все - врачи, учителя, сантехники, министры, буддисты, христиане, атеисты, политологи, активисты и т.д. Причем не имеет значение к какой категории эти люди отнесены. Похоже, что проблемы не у персонажей статьи, а у писателя.
убежали бы и врачи, и учителя, да не на что
4 +6−2Владимир Каретник09:13:11
10/09/2015
-2 +3−5Alexandr Korshikov08:58:26
10/09/2015
А что за могущественное государство построили потомки богов? Рабы Божии построили самое большое в мире государство.
Ахаха, вы путаете строителей и стройматериал! xD
4 +4−0Поспелов Кирилл08:10:32
10/09/2015
-2 +2−4Timur Demigod08:03:15
10/09/2015
не то чтобы несовершенная а простая и понятная для быдло . например для русских это идеология свои чужие и все кругом враги
Простым и понятным бывает только лом. Любая идеология несовершенна, хотя бы потому, что её носители несовершенны в принципе. Как и любой человек.
4 +4−0Кот Котофеич07:40:48
10/09/2015
любой поп, даже начинающий, давно вымолил се6е право быть сброшенным
с колокольни головой вниз!!
4 +4−0Konstantin Ivanov07:35:01
10/09/2015
0 +8−8Николай Денисов02:54:23
10/09/2015
Внутренняя свобода человека не имеет границ, поэтому попики лукавят говоря, что уехав из страны они обрели внутреннюю свободу. Они просто сбежали от неблагополучия страны, надеюсь временного, в благополучие бросив своих прихожан в страданиях. Обыкновенный эгоизм, ничего более, описываемый в поговорке- рыба ищет где глубже, ну и тд. Невелика потеря для страны и верующих, если убегают слабые духом. Я их даже могу понять. Но в тех испытаниях которые проходит страна, проходит и очищение. Слабые духом сходят с дистанции. Ну и слава богу!
Такие времена, такие нравы.Не ждите что попы будут высокодуховными
4 +5−1demm4505:29:23
10/09/2015
4 +7−3Roman Ryabtsev04:29:23
10/09/2015
Мне кажется Русская Православная Церковь этим и отличается от остальных. По крайней мере должна отличаться, представить ее оторванной от земли и от прихода очень сложно. а насчет веры, даже думая о хороших заработках сложно решиться - стать священником, не будучи глубоко верующим. Потом, может быть все что угодно, разочарование, грехи, но выбор профессии без веры, согласитесь, очень странный шаг
Обычный шаг. В том и проблема рпц. Там сейчас раотют,а не служат. А тут оп, и работа не оправдала ожиданий, карьера не сложилась, начальство не ценит, оклад маленький, тут еще клиентская база никак не растет, а делать больше ничего не умеем. Вот и на поиски лучшей доли отправляются.
4 +7−3Roman Ryabtsev04:29:23
10/09/2015
6 +7−1Alex Doe03:51:27
10/09/2015
В какую ещё землю и людей? Христианство с язычеством перепутали?

В священники разные люди идут, в том числе и не глубоко верующие.
Мне кажется Русская Православная Церковь этим и отличается от остальных. По крайней мере должна отличаться, представить ее оторванной от земли и от прихода очень сложно. а насчет веры, даже думая о хороших заработках сложно решиться - стать священником, не будучи глубоко верующим. Потом, может быть все что угодно, разочарование, грехи, но выбор профессии без веры, согласитесь, очень странный шаг
4 +5−1Владимир Каретник04:24:17
10/09/2015
10 +13−3Хох мяк03:07:48
10/09/2015
А если все попы уедут так люди только в выигрыше. Лживая, пришлая религия России не нужна. Пора о своей вспомнить.
Нам нужна НЕ замена одного говна другим, а мудрость.
Все религии несут ее крупицы, но из-за своей сути становятся ее врагом.
4 +7−3Хох мяк04:11:54
10/09/2015
-2 +3−5Stan Pustylnik03:22:56
10/09/2015
Ага, о каннибализме в землянках!
Ну если вы считаете что ваши предки были каннибалами... Лично мои были вполне цивилизованны. Даже читать грамотность была выше чем в гейропе, да и мылись чаще. Кстати и нищеты как в гейропе не было. Может где-то и жили не богато , но не в нищете.
4 +10−6Николай Денисов03:00:12
10/09/2015
-5 +28−33Чебурашка Гена01:10:19
10/09/2015
священник берёт на себя мессианскую роль. он служит богу и людям, а не семье, или решает какие-то свои трудности. статья о слабом человеке, не достойном духовного сана. а с таким грузом ответственности, этот поступок можно считать предательством.
Я бы не был так строг в своих определениях. Просто слабые духом и не крепки в вере своей люди.
4 +8−4Галина- Галина02:47:37
10/09/2015
0 +6−6grigory01:58:18
10/09/2015
Вот католики правильно сделали, когда ввели целибат. У священника нет семьи, его семья - это приход и прихожане. Куда он от них денется?
Нет в этом ничего правильного, священник - тоже человек и ему тоже хочется любви. И количество скандалов с интимным подтекстом в католической церкви этому подтверждение.
3 +3−0Алексей Ларичкин19:40:13
10/09/2015
-6 +2−8Александр Кожуховский11:00:59
10/09/2015
Все в руках Господа, будет божья воля - все будет. Молиться надо и жизнь наладится ,а если языком только болтать толку будет мало - пропадем.
Может, делать, не молиться, не?
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь