«Вечно обманывать народ нельзя»

00:50 10/09/2015 Россия
«Вечно обманывать народ нельзя»

Поток эмигрантов из России не иссякает уже более четверти века. Едут в основном ученые и предприниматели. Однако среди ищущих новой жизни на Западе все чаще можно встретить тех, о ком в обществе сложились самые почтенные и патриотические мифы — священников Русской православной церкви. «Лента.ру» побеседовала с тремя представителями духовной эмиграции, пытаясь ответить на вопрос, случайное это явление или у сегодняшней «утечки попов» есть общая причинная канва. Все герои согласились на разговор лишь при условии, что их имена будут изменены. Это интервью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.

***

Отец Андрей Марков живет в США уже два года. Уехал с женой и четырьмя детьми. Трое уже взрослые люди, а младший — инвалид с синдромом Дауна. Андрей принял сан в 1992 году, на заре того, что сейчас — то с пафосом, то с иронией — называют «духовно-нравственным возрождением» России.

«Лента.ру»: Что это было за время для вас?

Андрей Марков: Время больших, пусть и наивных надежд. И вполне реальных возможностей. Церковная вертикаль тогда еще не окрепла, и среди духовенства было очень много замечательных, талантливых людей. Трудности были, но они казались временными. Я тогда начал свое служение в деревне под Муромом, а затем перебрался поближе к дому, в Москву. В середине 1990-х у священника было очень много работы — люди массово приходили в церковь. У меня уже родились трое детей, но времени на семью едва хватало. В 1996 году появился четвертый ребенок — Боря. Вскоре у него обнаружили синдром Дауна, и это изменило все.

Проблемы на службе?

Да, именно в тот самый период. Забота о Боре требовала много времени, душевных и физических сил. От церковного начальства я не раз слышал и за спиной, и даже в лицо фразы вроде «не надо было рожать, а теперь это твои проблемы». В конце концов я попросил два-три месяца отпуска за свой счет. Отпуск дали, но потом позвонили и сказали, что моя ставка сокращена. Шел 2001 год. После этого постоянного места служения у меня не было.

Как-то это не по-христиански получается.

Понимаете, это особенность отношения к духовенству в России. У нас поп не имеет права на слабость. Церковному начальству не нужны слабые звенья. Но дело тут не только в начальстве. Прихожане тоже зачастую отказываются понимать, что у священника могут быть проблемы с женой, с детьми, может просто накопиться усталость. Это ведет к тому, что священник, совершенно выгорев, деградировав в качестве пастыря, продолжает носить маску, как актер. А люди копируют эту игру. Роботы делают роботов.

Отъезд за границу стал для вас спасением?

Я понял, что РПЦ таким, как я есть, я просто не нужен. Тут нужны триумфаторы или люди, их изображающие. Кого я хотел спасти — так это Борю. Мне рассказывали, что в США есть эффективные программы помощи людям с синдромом Дауна. Когда я переехал в США, я убедился, что это правда. И, что еще важнее, в Америке отношение к больным людям и их родным гораздо позитивнее. И Боре, и нам, его семье, тут стало намного легче.

То есть по дому вы не скучаете?

И да, и нет. С одной стороны, все мои близкие живут в Америке. Многие друзья переехали или собираются переехать сюда. Но сам я хочу дожить до того момента, когда в нашей церкви что-то изменится и я смогу вернуться, чтобы служить Богу и людям дома. Теперь у меня есть опыт, знание того, как работать с проблемными детьми, мне бы хотелось применить это на родине. Я мечтаю иметь в России приход с домом-приютом для детей с синдромом Дауна и подобными заболеваниями.

Что же этому мешает?

У меня были знакомые священники, которые смогли организовать нечто подобное. Например, покойный отец Павел Адельгейм выстроил при своей церкви приют для детей с ментальными проблемами. Он был закрыт, когда у отца Павла этот приход забрали. Понимаете, в нашей церкви священник просто не может оперировать словом «будущее». В любую секунду, в любой момент тебя могут снять, перевести в другое место или просто выгнать, одним движением разрушая то, что было создано годами кропотливой работы, ломая все человеческие связи.

Чего ждут от священника люди?

Ждут способности действовать самостоятельно, творчески. Выстраивать отношения с людьми, помогать им. Но это возможно только при личном контакте. А какой контакт может быть, когда от тебя требуют лишь победных реляций, а при малейшей слабости перебрасывают с места на место или вообще сдают в утиль? Поэтому священники у нас теряют всяческую инициативу, уходят в себя, становятся инфантильными. Зачем что-то придумывать, что-то начинать, если завершить все равно не дадут? Зачем сближаться с людьми, если завтра с ними придется распрощаться? И сам горя хлебнешь, и людей подставишь или, того хуже, от веры оттолкнешь. Вот и получается, что все лишь имитируют какую-то церковную жизнь. А что из этого выходит в нашей стране — сами видите. Вечно обманывать нельзя ни народ, ни самих себя.

***

Церковная карьера отца Григория Рязанова сложилась куда успешнее. Ему нет и 30, но благодаря хорошему образованию (он окончил МГУ) у Григория прочное положение в церковной структуре. Служит в историческом храме одного из областных центров европейской части России, одновременно возглавляя миссионерский отдел епархии. Хорошая квартира в центре города, недешевый автомобиль. Но сейчас он тоже собирает документы на выезд за границу.

«Лента.ру»: Ваша церковная карьера всегда была столь блестящей?

Григорий Рязанов: И да, и нет. Строго говоря, вершины своей священнической карьеры я достиг при прошлом епископе. Это особенность нашей церковной системы: меняется начальник — меняется все. Я сохранил свое положение в основном потому, что начальство ценит тот факт, что я, окончив МГУ, вернулся в провинцию и занялся не бизнесом или чем-то иным, а пришел в церковь. Для руководства это вопрос престижа: вот какие у нас служат!

Почему же появилось желание уехать?

Мне кажется, для определенного типа людей такое решение сейчас просто витает в воздухе. Это единственный путь устройства жизни своей и своих детей (у меня их трое). Не только в материальном смысле, но и в духовном, церковном. Что касается лично меня, то это решение пришло извне. В какой-то момент мне предложили, подали идею: а не хотел бы ты послужить еще где-то? Я прежде о таком варианте и не думал. Тем не менее основные мотивы, которыми я руководствуюсь в данный момент, были актуальны для меня и пять, и семь лет назад.

Какие мотивы?

У меня есть стержневое мнение, что для того, чтобы священник и человек себя реализовал, ему нужны две вещи — независимость и среда. Под независимостью я понимаю такое положение дел, когда ты принимаешь решения сам. Но что бы ты ни сделал, исправлять ошибки тоже тебе. Это повышает градус ответственности. В не меньшей мере важна и среда. Говорят, что каков поп, таков и приход, но верно и обратное. Если ты годами служишь среди людей, которым ничего не нужно, кроме набора ритуалов, ты и сам начинаешь этим жить. И если от себя не убежишь, то от подобного общества убежать можно. За границей внутренней свободы все-таки больше. А с этой свободой приходят такие базовые христианские ценности, как ответственность, милосердие, сострадание.

Что страшнее — среда или отсутствие независимости?

Наверное, отсутствие независимости. Священники не уверены не то что в завтрашнем дне, но даже в сегодняшнем вечере. Никакие заслуги, никакой талант не защитят священника от того, что его лишат прихода и отправят куда-то. И тогда все, что он строил годами, — община, какие-то проекты, дела — пойдет прахом, а семья окажется в бедности и неопределенности. Это приводит подчас к тому, что священник начинает ставить целью своей жизни создание некоторого финансового парашюта, который позволит ему и его семье как-то пережить потерю места служения. И дело тут не в алчности людей, а в самой системе. Когда нет никаких гарантий, то вместо того, чтобы заботиться о вверенной тебе пастве, ты начинаешь заботиться о себе. Я понимаю, что рано или поздно и я начну так деградировать. Не хочу для себя такой судьбы.

Есть ли среди ваших знакомых священников те, кто тоже хочет уехать?

Я знаю о людях, которые были бы рады уехать, будь у них возможность. Один из моих друзей-священников сказал мне: «Если сможешь как-то устроиться за границей, перевези меня». Но для большинства коллег священник, уезжающий на ПМЖ за рубеж, — это «предатель в рясе». И дело тут не в каком-то особом патриотизме нашего сословия, а в крайней его инфантильности. Среди духовенства обладание и подчинение — это нечто священное. Абсолютное послушание начальнику — высшая добродетель. Отторжение вызывает не сам факт, что я уезжаю из России, а то, что я принял это решение самостоятельно.

За границей продолжите служение?

Ради этого и еду! Эмиграция, которую я планирую, — это эмиграция не из священства, а во имя священства. Я хочу иметь возможность как можно лучше исполнить свое призвание священника. Это, по большому счету, главная причина. Лучшая, самая комфортная жизнь за границей не стоит для меня ничего, если она не предполагает служение Богу и людям в священном сане. Это служение — смысл всей моей жизни.

***

C отцом Николаем Карпенко удалось связаться не сразу, а от интервью он отказывался до последнего. Николай и в эмиграции продолжает служить в церкви, принадлежащей Московскому патриархату.

«Лента.ру»: Что не сложилось у вас в России?

Николай Карпенко: Я стал батюшкой скорее по стечению обстоятельств. Сам я из неверующей семьи. В начале 1990-х, как многие, стал ходить в церковь. Там меня заметили, предложили «послужить Богу». А дальше — как в истории о «бичах», людях, которых подпоили, отняли документы и забрали в кабалу. Паспорт, конечно, у меня не отбирали. Но я стал как крепостной: жил в деревне, из прихода — ни шагу, даже на пару дней. К родителям и то позволяли съездить не больше нескольких раз в год, а ведь до них было всего полторы сотни километров.

И фоном всего этого — нищета. Приход сельский, денег ни у кого нет. А церковное начальство еще и отчислений требовало. Мы — я, моя супруга и наши пятеро детей — выживали лишь огородом. Но о том, чтобы покинуть место служения и перебраться хотя бы поближе к родителям, не могло быть и речи. Тех, кто пытался, не просто запрещали в священнослужении — на них сливали весь компромат, накопленный в их личном деле. Жалобы, анонимки…

Об эмиграции долго думали?

У меня не было времени думать. Дети, приход, заботы. Но когда родители моей жены — этнической немки — уехали в Германию, эта мысль пришла сама собой. Это же естественно: супруге хотелось к своим папе и маме, моим детям — к бабушке и дедушке. Отношения у нас были хорошие. Но архиерей об этом и слышать не хотел. Говорил, что наш удел — «святая Русь».

Главное, что давило на сердце, — полное отсутствие каких-либо перспектив для детей. У нас на селе даже школы нормальной не было, поликлиники — ничего вообще. А я ни сам отъехать никуда не могу, ни даже денег мало-мальских для них заработать. Это разве отец? В какой-то момент я решил для себя: все, хватит. Я стал буквально осаждать архиерея, пока он не освободил меня от прихода с правом служить, где захочу. Вскоре я уехал к родным в Германию. Чувство было, как будто из тюрьмы вырвался.

По прихожанам не скучали?

На момент отъезда нет. Знаете, нищета и отсутствие малейших перспектив для детей постепенно привели меня в такое состояние, что я ничего не чувствовал, кроме желания сбежать.

Неужели не было ничего интересного в вашем приходе?

Нет, не было. Ведь я жил в глухой провинции, там нищета сплошная. Знаете, я бедность легко переношу. Но нищета — это другое. Она лишает надежды, подавляет, вгоняет в постоянную депрессию. День похож на день, никакого будущего. Ни в чем нет смысла.

Вы жалели, что стали священником?

В тот момент да. Мое служение было сопряжено с такими обстоятельствами, что казалось мне тяжким и, главное, бессмысленным бременем. А в Германии ситуация удивительным образом развернулась. Здесь у меня появилась светская работа и я перестал зависеть от церковного начальства в финансовом плане. Более того, я получил возможность служить безо всякой денежной заинтересованности — от души, от сердца. Какая это радость!

Как отнеслись к вашему отъезду ваши коллеги-священники?

Ну многие из них тоже уехали на Запад, нескольким я помог перебраться. А другие… Не знаю. Осуждают меня, наверное, а может, и нет. Мы не поддерживаем отношений, хотя о многих у меня остались добрые воспоминания. Но моя жизнь давно в Германии. Мои дети — немцы.

А вы?

Сложный вопрос. Я прижился в Германии, но при всем этом я остаюсь русским священником. Одним из многих русских попов, у которых нет будущего в России.

Василий Чернов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(585):

1 ... 345 6 789 ... +1
3 +3−0dkm cdk08:04:03
10/09/2015
Бедные попы! Как им тяжело жить!
Даже эти интервью подтверждают их лицемерие и ложь, какая мерзость эти "священо"служители вместе со всей РПЦ и религией в целом.
3 +3−0Поспелов Кирилл07:54:17
10/09/2015
В Китае давно поняли достаточно нехитрую истину - пусть лучше у народа будет несовершенная идеология, чем не будет никакой.
3 +11−8Михаил Проничев07:38:32
10/09/2015
2 +20−18WHIPPET 999903:14:29
10/09/2015
Эта проблема не для ленты и,тем более не для местных червей.
А ты кем себя возомнил, глистом? Он, безусловно, длиннее и место жительства у него более пахучее. Аккурат для таких, как ты.
3 +3−0demm4506:40:36
10/09/2015
9 +9−0Алексей Яровой06:14:45
10/09/2015
Её подруга говорила: "Ну какая ты дура!
Ведь там такая жизнь, там такая культура...."

У этих "священников" совершенно не православные рассуждения.
Такое ощущение, что они даже не слышали про мучеников, подвижничество, столпостояние, смирение, монашество и т.п.
Рассуждения менеджеров на тему "почему там работать лучше чем здесь".

Конечно это их право и их дело где жить, но выдавать их истории за истории православных священников это лукавство.
+100
3 +3−0Азамат Рамазанов06:21:25
10/09/2015
какой поп такой и приход
3 +4−1Alex Flavion05:59:49
10/09/2015
Кто хочет действовать, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины
3 +3−0Alexander Mayorov05:35:21
10/09/2015
20 +25−5Ярослав Евтихиев01:30:31
10/09/2015
А вот эта проблема в церкви есть. О людях действительно не думают. Служба в церкви получается сложнее, чем в ФСБ. По-хорошему я понимаю этих священников. Очень тяжело. И голодно и начальство на пафосе. Но вот только в этом и есть суть служения. Многое дано. Большие искушения. Получается не выдержали. Получается молитва некрепкая. Когда священник начинает жить разумом а не верой это и есть маска, которую не получится снять даже с самим собой. И кошечки на душе скребут... Не дай Бог, конечно.
на всё воля божья
3 +5−2Хох мяк04:37:47
10/09/2015
4 +5−1Владимир Каретник04:24:17
10/09/2015
Нам нужна НЕ замена одного говна другим, а мудрость.
Все религии несут ее крупицы, но из-за своей сути становятся ее врагом.
Так в нашей исконной как раз и была мудрость. Мы были потомками богов. Это Христианская религия объявила всех "рабами божьими". А мы глупые согласились. Вот и живем сейчас как рабы.
3 +5−2Кенни Маккормик04:32:49
10/09/2015
Крысы толстопузые, валите подальше. Эти твари церковные за всю историю России только мешали. Нахрена князь владимир выбрал эту беззубую, безынициативную ветвь христианства?
3 +6−3Ptaah Love01:31:24
10/09/2015
если ехать, то не далеко, чтоб и цивилизация и березки наши были. тоска по родным местам это вовсе не миф. германия и скандинавия оптимально.
2 +2−0Илья Сабиров20:41:48
10/09/2015
С одной стороны понятно всё что он говорит. Но с другой складывается впечатление, что его отношение к службе в церкви никак не связано с религией непосредственно. Т.е. он так же мог быть госсулажщим или служащим какой-то компании. Он так же мог говорить, мол я служил в такой то госконторе, но меня всё не устраивало и я вот уехал... Может он не тот путь в жизни выбрал? И ему следовало именно светскую профессию искать. А то уж как-то не похожи его рассуждения, на мысли человека от религии. Ну а то, о чём он собственно рассказывает печально конечно, но субъективно.
2 +2−0Алексей Яровой16:03:50
10/09/2015
-3 +0−3Lilah Kin11:12:05
10/09/2015
А мучениками надо быть по умолчанию? Что-то не припомню такового. И да, мучениками заодно и всю остальную семью делать надо, включая больных детей? Это реальные истории реальных священников
1. Я не писал ,что надо быть. Но в православии самопожертвование почитается, а они пошли служить этой вере.
2. Детей никто не призывает делать мучениками. Где в интервью рассказывается про то, что дети мучились? Не передёргивайте.Сами герои статьи ничего про мучения детей не пишут. Фраза касательно своих детей "Нет перспектив" у меня вызывает непонимание. Он их хотел академиками в селе сделать? Если ты соглашаешься ехать служить в село, то ты соглашаешься что дети будут осваивать сельские профессии. Что касается синдрома Дауна, то это умственная отсталость. Ребёнок не кричит от боли, он может ходить говорить и себя обслуживать (при должном воспитании). Проблема может быть с социализацией, но когда у тебя несколько детей, то общения больного ребёнка с ними достаточно. Если ты хочешь, что бы за него государство платило высокую пенсию, тогда да, езжай в развитую страну. Но причём здесь церковь? Тут мысли явно не о спасении души своей или ребёнка.
3. Я не писал, что это ложь, просто всегда в любой среде можно найти лиц, которые её не характеризуют. Обычно, если священник не уживается в приходе или со своим начальством, то он переезжает в другой район или даже соседнюю стану, но к близким по менталитету людям. Данным священникам оказались близкими по духу жители далёких стран, что весьма редкое явление. Было бы честнее напечатать 3 истории уехавших и 3 истории приехавших с других стран священников. А так статья однобокая напоминает пропаганду.
2 +3−1Борис Юрьевич15:17:34
10/09/2015
-2 +0−2Александр Кожуховский15:04:12
10/09/2015
И в Вашем среднем городе Храм строит государство? Вот бы у нас в Твери за последние 10 лет хоть рубль дали, ничего подобного не слышал.
> И в Вашем среднем городе Храм строит государство?

Ну не 100% государство. Как писали официально, Храм построен на деньги меценатов при участии правительства города. И мэр при открытии храма впереди попов бежал, пиарился перед верующими.
Такой хороший сквер был, я там в детстве на двухколёсном велосипеде учился кататься. Сначала хотели построить жилую многоэтажку. Местные жители отбили сквер у строительной мафии. У церковной отбить не вышло :-(

P.S. Кстати дрянной Храм, без обид. Напыщеный, отделан внутри мрамором и лифт "Kone" весь из хромированного металла установлен. Чтоб верующие могли с комфортом добираться из нижнего молельного зала в верхний. Был я там, ради любопытства заходил. Ощущение, что ты то ли в метро, то ли в гипермаркете, по случаю украшеном образами. Колокола, словно в рынду кувалдой молотят, ни намёка на мелодичность. Полдная халтура. Классический образчик новодела. Может и хорошо, что в Твери нет таких Храмов?
2 +3−1Борис Юрьевич15:04:19
10/09/2015
-1 +1−2Александр Кожуховский14:56:58
10/09/2015
Если Вы неверующий человек, то как Вы можете давать оценки "об истинно верующих"? Если Вы не исповедуете наши ценности, простите, но Вы в них дилетант, а Ваши советы не востребованы.
> Если Вы не исповедуете наши ценности, простите, но Вы в них дилетант, а Ваши советы не востребованы.

Абсолютно согласен, дилетант - в любом деле не советчик. Но ещё раз повторяю вопрос, почему тогда Церковь лезет в мои мирские дела, интересы, проблемы? Церковное начальство ведь тоже полные дилетанты в современном авангарде, в эстрадном искусстве, кинематографе и т.д.
2 +2−0Собака Чжаочжоу14:03:05
10/09/2015
-2 +0−2Timur Demigod12:34:53
10/09/2015
неважно Кавказец лучше русского и точка
Повторяй это, когда в следующий раз по заветам пророка будешь подтираться камнем.
2 +2−0Victor Klimovich13:37:12
10/09/2015
4 +4−0Александр Кожуховский13:33:40
10/09/2015
А я и не путаю, но, как Вы выразились в "здании" проводятся те самые необходимые любому христианину таинства, теми самыми священниками. Думаю, что Вы вряд ли будете отрицать, что Вы не вправе совершить вместо священника Святые Таинства.
не буду, но специальное здание для этого необязательно, Иисус причащал своих учеников не в каком-то специальном здании.
2 +2−0Evgeny Chaykun13:34:28
10/09/2015
20 +25−5Ярослав Евтихиев01:30:31
10/09/2015
А вот эта проблема в церкви есть. О людях действительно не думают. Служба в церкви получается сложнее, чем в ФСБ. По-хорошему я понимаю этих священников. Очень тяжело. И голодно и начальство на пафосе. Но вот только в этом и есть суть служения. Многое дано. Большие искушения. Получается не выдержали. Получается молитва некрепкая. Когда священник начинает жить разумом а не верой это и есть маска, которую не получится снять даже с самим собой. И кошечки на душе скребут... Не дай Бог, конечно.
Конечно, общаться на Ленте совершенно невозможно из-за какого-то невероятного количества пишущих идиотов разнообразных политических убеждений.

Так что, спасибо Вам, Ярослав за Ваш пост. Все так и есть, и очень жаль, что это мало кто понимает.
2 +3−1Александр Кожуховский13:30:48
10/09/2015
1 +4−3Дарт Вейдер12:07:08
10/09/2015
сверхприбыльный! причем, не облагаемый налогами никакими вообще. при этом содержание зданий, благоустройство территорий, выделение этих территорий, строительство зданий за счет бюджета не ЗАО "РПЦ", а за счет регионального.
А доказать свои слова сможете? Полная ерунда, 99 процентов храмов финансируется за счет пожертвований прихожан. Региональный бюджет может выделить какие-то деньги, но очень редко и то на какой-нибудь праздник, типа 1000 летия Крещения Руси. Более того, каждый Храм делает отчисления с денег прихожан на нужды Церкви, в том числе строительство других Храмов, содержание монастырей, миссионерскую деятельность, праздники и т.д. Так что помолчали бы Вы, если не в курсе.
2 +2−0Федор Михайлович13:23:26
10/09/2015
-2 +0−2Lilah Kin11:08:39
10/09/2015
Богоносцы описанные существуют только в вашем больном воображении и сказочках-житиях. В реальности же священники такие же люди, как и другие. А про слабость будете рассказывать своим больным или голодным детям.
Я знаю про реальность святошей больше твоего. Сдохни, рассадник губки мозга.
2 +4−2A K12:56:48
10/09/2015
23 +31−8Муму Герасимовна08:16:14
10/09/2015
Там всё сильно по разному - если богатый приход в центре города, то и бабла там крутится немерянно, а у какого нибудь сельского батюшки откуда деньги на машину?
Всё верно. А сейчас, с появлением огромного количества храмов и сокращением финансирования, качество обслуживания (а ведь это тоже своего рода государственная услуга) сильно упало и в столицах. Бедность - не порок, а вот нищета - это действительно страшно. И самое главное, что в первую очередь эта нищета - духовная, и дело не только и не столько в материальном достатке, сколько в навязываемом нам извне избыточном потреблении, а также в элементарном невежестве населения по большинству духовных аспектов. Когда священники в церквах твердят о смирении и подчинении, а при этом ездят на супердорогих автомобилях и ставят себя выше законов - рано или поздно это приводит к тому, что их элементарно перестают воспринимать всерьёз. И не так важно, что так себя ведут далеко не все - одна овца всё стадо портит, как известно. Поэтому и так популярны в России различные "секты бога кузи".
1 ... 345 6 789 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь