«Вечно обманывать народ нельзя»

00:50 10/09/2015 Россия
«Вечно обманывать народ нельзя»

Поток эмигрантов из России не иссякает уже более четверти века. Едут в основном ученые и предприниматели. Однако среди ищущих новой жизни на Западе все чаще можно встретить тех, о ком в обществе сложились самые почтенные и патриотические мифы — священников Русской православной церкви. «Лента.ру» побеседовала с тремя представителями духовной эмиграции, пытаясь ответить на вопрос, случайное это явление или у сегодняшней «утечки попов» есть общая причинная канва. Все герои согласились на разговор лишь при условии, что их имена будут изменены. Это интервью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.

***

Отец Андрей Марков живет в США уже два года. Уехал с женой и четырьмя детьми. Трое уже взрослые люди, а младший — инвалид с синдромом Дауна. Андрей принял сан в 1992 году, на заре того, что сейчас — то с пафосом, то с иронией — называют «духовно-нравственным возрождением» России.

«Лента.ру»: Что это было за время для вас?

Андрей Марков: Время больших, пусть и наивных надежд. И вполне реальных возможностей. Церковная вертикаль тогда еще не окрепла, и среди духовенства было очень много замечательных, талантливых людей. Трудности были, но они казались временными. Я тогда начал свое служение в деревне под Муромом, а затем перебрался поближе к дому, в Москву. В середине 1990-х у священника было очень много работы — люди массово приходили в церковь. У меня уже родились трое детей, но времени на семью едва хватало. В 1996 году появился четвертый ребенок — Боря. Вскоре у него обнаружили синдром Дауна, и это изменило все.

Проблемы на службе?

Да, именно в тот самый период. Забота о Боре требовала много времени, душевных и физических сил. От церковного начальства я не раз слышал и за спиной, и даже в лицо фразы вроде «не надо было рожать, а теперь это твои проблемы». В конце концов я попросил два-три месяца отпуска за свой счет. Отпуск дали, но потом позвонили и сказали, что моя ставка сокращена. Шел 2001 год. После этого постоянного места служения у меня не было.

Как-то это не по-христиански получается.

Понимаете, это особенность отношения к духовенству в России. У нас поп не имеет права на слабость. Церковному начальству не нужны слабые звенья. Но дело тут не только в начальстве. Прихожане тоже зачастую отказываются понимать, что у священника могут быть проблемы с женой, с детьми, может просто накопиться усталость. Это ведет к тому, что священник, совершенно выгорев, деградировав в качестве пастыря, продолжает носить маску, как актер. А люди копируют эту игру. Роботы делают роботов.

Отъезд за границу стал для вас спасением?

Я понял, что РПЦ таким, как я есть, я просто не нужен. Тут нужны триумфаторы или люди, их изображающие. Кого я хотел спасти — так это Борю. Мне рассказывали, что в США есть эффективные программы помощи людям с синдромом Дауна. Когда я переехал в США, я убедился, что это правда. И, что еще важнее, в Америке отношение к больным людям и их родным гораздо позитивнее. И Боре, и нам, его семье, тут стало намного легче.

То есть по дому вы не скучаете?

И да, и нет. С одной стороны, все мои близкие живут в Америке. Многие друзья переехали или собираются переехать сюда. Но сам я хочу дожить до того момента, когда в нашей церкви что-то изменится и я смогу вернуться, чтобы служить Богу и людям дома. Теперь у меня есть опыт, знание того, как работать с проблемными детьми, мне бы хотелось применить это на родине. Я мечтаю иметь в России приход с домом-приютом для детей с синдромом Дауна и подобными заболеваниями.

Что же этому мешает?

У меня были знакомые священники, которые смогли организовать нечто подобное. Например, покойный отец Павел Адельгейм выстроил при своей церкви приют для детей с ментальными проблемами. Он был закрыт, когда у отца Павла этот приход забрали. Понимаете, в нашей церкви священник просто не может оперировать словом «будущее». В любую секунду, в любой момент тебя могут снять, перевести в другое место или просто выгнать, одним движением разрушая то, что было создано годами кропотливой работы, ломая все человеческие связи.

Чего ждут от священника люди?

Ждут способности действовать самостоятельно, творчески. Выстраивать отношения с людьми, помогать им. Но это возможно только при личном контакте. А какой контакт может быть, когда от тебя требуют лишь победных реляций, а при малейшей слабости перебрасывают с места на место или вообще сдают в утиль? Поэтому священники у нас теряют всяческую инициативу, уходят в себя, становятся инфантильными. Зачем что-то придумывать, что-то начинать, если завершить все равно не дадут? Зачем сближаться с людьми, если завтра с ними придется распрощаться? И сам горя хлебнешь, и людей подставишь или, того хуже, от веры оттолкнешь. Вот и получается, что все лишь имитируют какую-то церковную жизнь. А что из этого выходит в нашей стране — сами видите. Вечно обманывать нельзя ни народ, ни самих себя.

***

Церковная карьера отца Григория Рязанова сложилась куда успешнее. Ему нет и 30, но благодаря хорошему образованию (он окончил МГУ) у Григория прочное положение в церковной структуре. Служит в историческом храме одного из областных центров европейской части России, одновременно возглавляя миссионерский отдел епархии. Хорошая квартира в центре города, недешевый автомобиль. Но сейчас он тоже собирает документы на выезд за границу.

«Лента.ру»: Ваша церковная карьера всегда была столь блестящей?

Григорий Рязанов: И да, и нет. Строго говоря, вершины своей священнической карьеры я достиг при прошлом епископе. Это особенность нашей церковной системы: меняется начальник — меняется все. Я сохранил свое положение в основном потому, что начальство ценит тот факт, что я, окончив МГУ, вернулся в провинцию и занялся не бизнесом или чем-то иным, а пришел в церковь. Для руководства это вопрос престижа: вот какие у нас служат!

Почему же появилось желание уехать?

Мне кажется, для определенного типа людей такое решение сейчас просто витает в воздухе. Это единственный путь устройства жизни своей и своих детей (у меня их трое). Не только в материальном смысле, но и в духовном, церковном. Что касается лично меня, то это решение пришло извне. В какой-то момент мне предложили, подали идею: а не хотел бы ты послужить еще где-то? Я прежде о таком варианте и не думал. Тем не менее основные мотивы, которыми я руководствуюсь в данный момент, были актуальны для меня и пять, и семь лет назад.

Какие мотивы?

У меня есть стержневое мнение, что для того, чтобы священник и человек себя реализовал, ему нужны две вещи — независимость и среда. Под независимостью я понимаю такое положение дел, когда ты принимаешь решения сам. Но что бы ты ни сделал, исправлять ошибки тоже тебе. Это повышает градус ответственности. В не меньшей мере важна и среда. Говорят, что каков поп, таков и приход, но верно и обратное. Если ты годами служишь среди людей, которым ничего не нужно, кроме набора ритуалов, ты и сам начинаешь этим жить. И если от себя не убежишь, то от подобного общества убежать можно. За границей внутренней свободы все-таки больше. А с этой свободой приходят такие базовые христианские ценности, как ответственность, милосердие, сострадание.

Что страшнее — среда или отсутствие независимости?

Наверное, отсутствие независимости. Священники не уверены не то что в завтрашнем дне, но даже в сегодняшнем вечере. Никакие заслуги, никакой талант не защитят священника от того, что его лишат прихода и отправят куда-то. И тогда все, что он строил годами, — община, какие-то проекты, дела — пойдет прахом, а семья окажется в бедности и неопределенности. Это приводит подчас к тому, что священник начинает ставить целью своей жизни создание некоторого финансового парашюта, который позволит ему и его семье как-то пережить потерю места служения. И дело тут не в алчности людей, а в самой системе. Когда нет никаких гарантий, то вместо того, чтобы заботиться о вверенной тебе пастве, ты начинаешь заботиться о себе. Я понимаю, что рано или поздно и я начну так деградировать. Не хочу для себя такой судьбы.

Есть ли среди ваших знакомых священников те, кто тоже хочет уехать?

Я знаю о людях, которые были бы рады уехать, будь у них возможность. Один из моих друзей-священников сказал мне: «Если сможешь как-то устроиться за границей, перевези меня». Но для большинства коллег священник, уезжающий на ПМЖ за рубеж, — это «предатель в рясе». И дело тут не в каком-то особом патриотизме нашего сословия, а в крайней его инфантильности. Среди духовенства обладание и подчинение — это нечто священное. Абсолютное послушание начальнику — высшая добродетель. Отторжение вызывает не сам факт, что я уезжаю из России, а то, что я принял это решение самостоятельно.

За границей продолжите служение?

Ради этого и еду! Эмиграция, которую я планирую, — это эмиграция не из священства, а во имя священства. Я хочу иметь возможность как можно лучше исполнить свое призвание священника. Это, по большому счету, главная причина. Лучшая, самая комфортная жизнь за границей не стоит для меня ничего, если она не предполагает служение Богу и людям в священном сане. Это служение — смысл всей моей жизни.

***

C отцом Николаем Карпенко удалось связаться не сразу, а от интервью он отказывался до последнего. Николай и в эмиграции продолжает служить в церкви, принадлежащей Московскому патриархату.

«Лента.ру»: Что не сложилось у вас в России?

Николай Карпенко: Я стал батюшкой скорее по стечению обстоятельств. Сам я из неверующей семьи. В начале 1990-х, как многие, стал ходить в церковь. Там меня заметили, предложили «послужить Богу». А дальше — как в истории о «бичах», людях, которых подпоили, отняли документы и забрали в кабалу. Паспорт, конечно, у меня не отбирали. Но я стал как крепостной: жил в деревне, из прихода — ни шагу, даже на пару дней. К родителям и то позволяли съездить не больше нескольких раз в год, а ведь до них было всего полторы сотни километров.

И фоном всего этого — нищета. Приход сельский, денег ни у кого нет. А церковное начальство еще и отчислений требовало. Мы — я, моя супруга и наши пятеро детей — выживали лишь огородом. Но о том, чтобы покинуть место служения и перебраться хотя бы поближе к родителям, не могло быть и речи. Тех, кто пытался, не просто запрещали в священнослужении — на них сливали весь компромат, накопленный в их личном деле. Жалобы, анонимки…

Об эмиграции долго думали?

У меня не было времени думать. Дети, приход, заботы. Но когда родители моей жены — этнической немки — уехали в Германию, эта мысль пришла сама собой. Это же естественно: супруге хотелось к своим папе и маме, моим детям — к бабушке и дедушке. Отношения у нас были хорошие. Но архиерей об этом и слышать не хотел. Говорил, что наш удел — «святая Русь».

Главное, что давило на сердце, — полное отсутствие каких-либо перспектив для детей. У нас на селе даже школы нормальной не было, поликлиники — ничего вообще. А я ни сам отъехать никуда не могу, ни даже денег мало-мальских для них заработать. Это разве отец? В какой-то момент я решил для себя: все, хватит. Я стал буквально осаждать архиерея, пока он не освободил меня от прихода с правом служить, где захочу. Вскоре я уехал к родным в Германию. Чувство было, как будто из тюрьмы вырвался.

По прихожанам не скучали?

На момент отъезда нет. Знаете, нищета и отсутствие малейших перспектив для детей постепенно привели меня в такое состояние, что я ничего не чувствовал, кроме желания сбежать.

Неужели не было ничего интересного в вашем приходе?

Нет, не было. Ведь я жил в глухой провинции, там нищета сплошная. Знаете, я бедность легко переношу. Но нищета — это другое. Она лишает надежды, подавляет, вгоняет в постоянную депрессию. День похож на день, никакого будущего. Ни в чем нет смысла.

Вы жалели, что стали священником?

В тот момент да. Мое служение было сопряжено с такими обстоятельствами, что казалось мне тяжким и, главное, бессмысленным бременем. А в Германии ситуация удивительным образом развернулась. Здесь у меня появилась светская работа и я перестал зависеть от церковного начальства в финансовом плане. Более того, я получил возможность служить безо всякой денежной заинтересованности — от души, от сердца. Какая это радость!

Как отнеслись к вашему отъезду ваши коллеги-священники?

Ну многие из них тоже уехали на Запад, нескольким я помог перебраться. А другие… Не знаю. Осуждают меня, наверное, а может, и нет. Мы не поддерживаем отношений, хотя о многих у меня остались добрые воспоминания. Но моя жизнь давно в Германии. Мои дети — немцы.

А вы?

Сложный вопрос. Я прижился в Германии, но при всем этом я остаюсь русским священником. Одним из многих русских попов, у которых нет будущего в России.

Василий Чернов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(585):

1234 5 678 ... +1
3 +3−0Алексей Ларичкин19:37:34
10/09/2015
3 +3−0martaaddams15:51:02
10/09/2015
Я взяла это в предыдущем комменте, например.

Человек пишет, что ни разу не выезжал из России, но на протяжении многих комментов уверенно судит о том, что происходит в других странах, а тех, кто в этих странах был, в отличии от него; считает предателями.
А своим невежеством он гордится как добродетелью.

И я довольно много читаю подобных комментов в наших СМИ, а то и статей.
Так что я ничего не придумываю.
Не поймут вас тут. Я, к сожалению, не только из СМИ знаю, как у нас люди судят о Западе и живущих там людях. Несут откровенную ахинею, и уверены в своей правоте. Неуозможно убедить, что дело обстоит другим образом, хоть сам видел собственными глазами, что это не так. Это и есть невежество, да.
3 +3−0Василий Алибабаевич16:50:39
10/09/2015
-1 +0−1Gary Golden15:44:45
10/09/2015
А жив ли тот, кто не умирал, поскольку никогда не жил?
Поэтому нельзя обманывать народ вечно.
На Земле проблем полно, а тут ресурсы человеческие отвлекают на неведомую х-ню.
Шарлатаны!)
3 +3−0martaaddams15:51:02
10/09/2015
-5 +1−6Ольга Васильева14:53:02
10/09/2015
А где вы прочитали, с чего вы взяли, что в России невежество считают добродетелью? Сами придумали, сами осудили?
Я взяла это в предыдущем комменте, например.

Человек пишет, что ни разу не выезжал из России, но на протяжении многих комментов уверенно судит о том, что происходит в других странах, а тех, кто в этих странах был, в отличии от него; считает предателями.
А своим невежеством он гордится как добродетелью.

И я довольно много читаю подобных комментов в наших СМИ, а то и статей.
Так что я ничего не придумываю.
3 +3−0Борис Юрьевич14:58:54
10/09/2015
1 +1−0Александр Кожуховский14:50:43
10/09/2015
Все ясно, москвич, живете в своем кольце и ничего не видите, одна Москва. Конечно, город с бюджетом в половину российского может многое себе позволить. Я не про Москву, а про остальную Россию, например про Тверь, Саратов, Владимир. В Мурманске до сих пор нет Кафедрального Собора, нет такого объема пожертвований, на фундамент семь лет собрать не могут.
> Все ясно, москвич, живете в своем кольце и ничего не видите, одна Москва.

Как раз таки не Москва. В Москве это вообще никто не скрывает. Одна программа, предусматривающая строительство 200 храмов "пешей доступности" (название то какое, как у гастрономов микрорайонного значения) финансируемая правительством Москвы чего стоит. А средних размеров город, один из тех, жители которого за колбасой на электричках ездили, а теперь каждый второй на вахте в Москве батрачит.
3 +4−1WHIPPET 999914:51:42
10/09/2015
-7 +1−8Олег Стулин14:40:40
10/09/2015
Если ты не принадлежишь РПЦ, какое твое собачье дело до нее? На каком основании ты ее критикуешь? Проблемы РПЦ тебя не должны касаться! И засунь свое мнение ...
Почто оттопырился,хамло?
3 +3−0Дмитрий Уляхин14:19:12
10/09/2015
-3 +0−3Timur Demigod08:15:56
10/09/2015
это человек изжил себя раз он не может следовать простым правилам христинаским например не грешить например
Я вам открою тайну: чтобы не убивать, не воровать, не лгать не обязательно быть верующим. Более того, верующим их правила заниматься вышесказанным никак не мешает.
3 +3−0Александр Кожуховский13:12:38
10/09/2015
4 +8−4Борис Юрьевич11:14:01
10/09/2015
> Найдие Храм с приемлемыми для Вас ценами.

Проще туда не ходить вообще, даже если ты верующий. На мой взгляд истинно верующий нашими храмами просто обязан брезговать. Грешно ходить в эти коммерческие забегаловки.
Не хочется осуждать, дело Ваше. Относительно "истинно верующего", Вас я думаю к этой категории не отнести. Что грешно написано в Библии, думаю Вы вряд ли пророк Божий.
Но вот что важно, есть следующие слова Спасителя:
1. Пейте, сие есть кровь моя, вкушайте, сие есть тело мое. Делайте это в память обо мне.
2. Создам Церковь мою и врата адовы не оболеют её.
В связи с чем вопрос: где Вы собираетесь причащаться, если не в Церкви? Хотя я думаю ,что Вы и знать про это ничего не знаете. А если не причащаетесь, не помните о Спасителе и его жертве?
Теперь относительно "коммерческой" стороны. Простите, а на что содержать Храм? Большинство посещающих Церковь жертвуют очень небольшие деньги, а бы даже сказал весьма скромные.
3 +5−2martaaddams12:43:16
10/09/2015
Комментарий удалён.
Вы действительно считаете добродетелью, что ничего никогда не видели дальше своего забора, но берётесь судить о том, чего не видели?
Пока тут, в России, невежество считают добродетелью, здесь нормальной страны не построить.
3 +5−2Сергей Борисенко11:22:56
10/09/2015
-7 +9−16radio11108:15:20
10/09/2015
В виде страны, разгромившей Гитлера, построившей атомную бомбу, ставшей второй экономикой мира и вышедшей в космос?
Но какой ценой? сверхтяжелые потери в ВОВ (немыслимые для РИ. Полагаю, царские офицеры не допустили бы такого непотребства), рабский труд заключенных для строек века, а советский космос - это ученый, который побывал до этого в лагерях и, возможно, чудом остался в живых
3 +6−3Александр Тимошенко11:14:14
10/09/2015
4 +9−5Борис Юрьевич11:10:42
10/09/2015
> Насчет того, что церковь живет деньгами прихожан не спорю.

Церковь формально живёт деньгами прихожан, хотя иногда и "госзаказы" получает. Думаете "Союзы" перед стартом попы бесплатно святой водой окропляют и в массовых народных мероприятиях участвуют? К тому же с денег прихожан не платятся налоги, т.е. можно напрямую говорить о недополученной государством прибыли. Я уж не говорю о строительстве храмов - новоделов, в которых очень большую долю расходов покрывают из городского или областного бюджетов регионов.
Я о том же.
3 +3−0Алексей Голубков10:13:43
10/09/2015
Православная церковь - это великая иллюзия, как и то, что государство заботится о народе. Церковь - это система запретов, никакого духовного развития в ней нет. Конечно церковь помогает душевно слабым и больным, но это не основная ее задача. Главная задача - сломать волю человека и подчинить его себе. Для чего нужны посредники в общении с Богом? Подумайте! Я недавно был на крестинах племянника и такого цирка никогда не видел, чтобы это терпеть нужно полностью отключать голову, что в цекрви приветствуется.
3 +3−0andrey nekrasov10:11:20
10/09/2015
А РПЦ как зарегистрированна? ОАО,ЗАО,ООО или ИП Митрополит? Не, бизнес делают не хилый, а налоги кто платить будет? И не надо мне тут про духовность, она с баблом рядом не валялась никогда.
3 +4−1Viacheslav Yakubenko10:02:29
10/09/2015
12 +22−10martaaddams02:05:17
10/09/2015
Разве семья священника - не люди?
Если священнику должно быть полфигу на свою семью, то не стоило ему жениться, и правы католики, запрещающие это своим священникам.
Если же священник женат, то разве его дети чем-то хуже других детей?
Хуже ваших детей, например?

"...Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их".
Мф. 23:2
о семеье священника позаботится Бог.
Даст Бог день - даст и пищу.
3 +4−1Сергей Антипов09:40:15
10/09/2015
4 +7−3Roman Ryabtsev04:29:23
10/09/2015
Мне кажется Русская Православная Церковь этим и отличается от остальных. По крайней мере должна отличаться, представить ее оторванной от земли и от прихода очень сложно. а насчет веры, даже думая о хороших заработках сложно решиться - стать священником, не будучи глубоко верующим. Потом, может быть все что угодно, разочарование, грехи, но выбор профессии без веры, согласитесь, очень странный шаг
Наверное, ответ - в условиях современной жизни, где каждый вынужден работать всё больше и боьлше, производя продукты или предлагая услуги, доход от которых каждый вынужден тратить на те товары и услуги, которые произвели или предложили другие, те, кто купил товары или оплатил услуги, которые произвёл или предложил он (она). Замкнутый круг потребления. И получается, что о душе не остаётся времени подумать не только обычному мирянину.
А тут ещё эти часы за 30 000 Евро, вернее, изотражение в полированном столе...
3 +7−4Сергей Ъ09:38:46
10/09/2015
2 +6−4Vladimir VVV08:09:45
10/09/2015
Ну и как же они будут просвещать и вести за собой обычных прихожан, если он такой же как и все.
Если такой же как и все, тогда надо выбрать другую работу. Пойти работать на завод например.
Всё христианское "просветительство" заключается в запугивании прихожан разными потусторонними небылицами и выкачиванию с них денег, через наставления и отпущения грехов. Умный поп это знает и быстро сколачивает себе карьеру, окружает себя богатой вороватой паствой из чиновников. А глупый, понимает в библии всё буквально, поэтому и впирается.
3 +3−0Alexey Asemov09:27:43
10/09/2015
-2 +0−2Timur Demigod09:26:51
10/09/2015
представь если бы в россии большинство населения были татары или якуты это уже другая страна была динамично развивающаяся русские тормозят прогресс так как у них рабский менталитет
Не зависит это от нации и национальности. Никак.
3 +3−0Владимир Каретник09:05:43
10/09/2015
2 +4−2Хох мяк07:08:27
10/09/2015
Вера и религия -разные понятия. Вера не самообман, это убеждения. А вот религия, да еще навязанная извне...
Слова может и разные, но суть ОДНА. Вера - это часть религии, а веры порождает религию.
Одно без другого НЕ существует.
Главное НЕ путать веру и знание.
Рели́гия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная ВЕРОЙ в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
Вера НЕ допускает сомнения - это самый явный ее признак.

Мы говорим религию, значит там вера. Если мы говорим про веру, значит там религиозное мышление.
Религия - это фикция, а вот вера наполняет ее смыслом и содержанием.
3 +6−3martaaddams08:30:44
10/09/2015
2 +9−7Ирина08:25:43
10/09/2015
И что? Или вы считаете,что у его прихожан нет семей,больных детей и прочих забот.Если уж священник скулит и ноет вопреки всем заповедям,то чего тогда от прихожан ждать.
Чего от прихожан ждать?
Э-э... Попыток как-то улучшить свою жизнь, не?
Как и от священников.
Ведь и те, и другие, смею надеяться, психически здоровые люди, а не мазохисты.
3 +6−3Ирина08:30:31
10/09/2015
8 +11−3Alex Doe03:24:13
10/09/2015
Церковники по-твоему в рабство попадают, когда служить начинают? Такие же люди как и все, никто от них сверхчеловеческих поступков не ожидает. Ну, кроме кретинов-школьников.
Да не сверхлюди. но как говорится профессия обязывает. Врачи,спасатели, пожарные,священники должны быть готовы к издержкам своих профессий.
3 +5−2martaaddams08:20:23
10/09/2015
2 +6−4Vladimir VVV08:09:45
10/09/2015
Ну и как же они будут просвещать и вести за собой обычных прихожан, если он такой же как и все.
Если такой же как и все, тогда надо выбрать другую работу. Пойти работать на завод например.
Так если они на завод пойдут, Россия, пожалуй, вовсе останется без священников.
Наберется человек десять "не-таких", да и те, вероятно, предпочтут скорее уйти в монахи, чем в белое духовенство.
В конце концов, если человек хочет идти путем аскезы, зачем ему семья и дети?
1234 5 678 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь