«Вечно обманывать народ нельзя»

00:50 10/09/2015 Россия
«Вечно обманывать народ нельзя»

Поток эмигрантов из России не иссякает уже более четверти века. Едут в основном ученые и предприниматели. Однако среди ищущих новой жизни на Западе все чаще можно встретить тех, о ком в обществе сложились самые почтенные и патриотические мифы — священников Русской православной церкви. «Лента.ру» побеседовала с тремя представителями духовной эмиграции, пытаясь ответить на вопрос, случайное это явление или у сегодняшней «утечки попов» есть общая причинная канва. Все герои согласились на разговор лишь при условии, что их имена будут изменены. Это интервью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.

***

Отец Андрей Марков живет в США уже два года. Уехал с женой и четырьмя детьми. Трое уже взрослые люди, а младший — инвалид с синдромом Дауна. Андрей принял сан в 1992 году, на заре того, что сейчас — то с пафосом, то с иронией — называют «духовно-нравственным возрождением» России.

«Лента.ру»: Что это было за время для вас?

Андрей Марков: Время больших, пусть и наивных надежд. И вполне реальных возможностей. Церковная вертикаль тогда еще не окрепла, и среди духовенства было очень много замечательных, талантливых людей. Трудности были, но они казались временными. Я тогда начал свое служение в деревне под Муромом, а затем перебрался поближе к дому, в Москву. В середине 1990-х у священника было очень много работы — люди массово приходили в церковь. У меня уже родились трое детей, но времени на семью едва хватало. В 1996 году появился четвертый ребенок — Боря. Вскоре у него обнаружили синдром Дауна, и это изменило все.

Проблемы на службе?

Да, именно в тот самый период. Забота о Боре требовала много времени, душевных и физических сил. От церковного начальства я не раз слышал и за спиной, и даже в лицо фразы вроде «не надо было рожать, а теперь это твои проблемы». В конце концов я попросил два-три месяца отпуска за свой счет. Отпуск дали, но потом позвонили и сказали, что моя ставка сокращена. Шел 2001 год. После этого постоянного места служения у меня не было.

Как-то это не по-христиански получается.

Понимаете, это особенность отношения к духовенству в России. У нас поп не имеет права на слабость. Церковному начальству не нужны слабые звенья. Но дело тут не только в начальстве. Прихожане тоже зачастую отказываются понимать, что у священника могут быть проблемы с женой, с детьми, может просто накопиться усталость. Это ведет к тому, что священник, совершенно выгорев, деградировав в качестве пастыря, продолжает носить маску, как актер. А люди копируют эту игру. Роботы делают роботов.

Отъезд за границу стал для вас спасением?

Я понял, что РПЦ таким, как я есть, я просто не нужен. Тут нужны триумфаторы или люди, их изображающие. Кого я хотел спасти — так это Борю. Мне рассказывали, что в США есть эффективные программы помощи людям с синдромом Дауна. Когда я переехал в США, я убедился, что это правда. И, что еще важнее, в Америке отношение к больным людям и их родным гораздо позитивнее. И Боре, и нам, его семье, тут стало намного легче.

То есть по дому вы не скучаете?

И да, и нет. С одной стороны, все мои близкие живут в Америке. Многие друзья переехали или собираются переехать сюда. Но сам я хочу дожить до того момента, когда в нашей церкви что-то изменится и я смогу вернуться, чтобы служить Богу и людям дома. Теперь у меня есть опыт, знание того, как работать с проблемными детьми, мне бы хотелось применить это на родине. Я мечтаю иметь в России приход с домом-приютом для детей с синдромом Дауна и подобными заболеваниями.

Что же этому мешает?

У меня были знакомые священники, которые смогли организовать нечто подобное. Например, покойный отец Павел Адельгейм выстроил при своей церкви приют для детей с ментальными проблемами. Он был закрыт, когда у отца Павла этот приход забрали. Понимаете, в нашей церкви священник просто не может оперировать словом «будущее». В любую секунду, в любой момент тебя могут снять, перевести в другое место или просто выгнать, одним движением разрушая то, что было создано годами кропотливой работы, ломая все человеческие связи.

Чего ждут от священника люди?

Ждут способности действовать самостоятельно, творчески. Выстраивать отношения с людьми, помогать им. Но это возможно только при личном контакте. А какой контакт может быть, когда от тебя требуют лишь победных реляций, а при малейшей слабости перебрасывают с места на место или вообще сдают в утиль? Поэтому священники у нас теряют всяческую инициативу, уходят в себя, становятся инфантильными. Зачем что-то придумывать, что-то начинать, если завершить все равно не дадут? Зачем сближаться с людьми, если завтра с ними придется распрощаться? И сам горя хлебнешь, и людей подставишь или, того хуже, от веры оттолкнешь. Вот и получается, что все лишь имитируют какую-то церковную жизнь. А что из этого выходит в нашей стране — сами видите. Вечно обманывать нельзя ни народ, ни самих себя.

***

Церковная карьера отца Григория Рязанова сложилась куда успешнее. Ему нет и 30, но благодаря хорошему образованию (он окончил МГУ) у Григория прочное положение в церковной структуре. Служит в историческом храме одного из областных центров европейской части России, одновременно возглавляя миссионерский отдел епархии. Хорошая квартира в центре города, недешевый автомобиль. Но сейчас он тоже собирает документы на выезд за границу.

«Лента.ру»: Ваша церковная карьера всегда была столь блестящей?

Григорий Рязанов: И да, и нет. Строго говоря, вершины своей священнической карьеры я достиг при прошлом епископе. Это особенность нашей церковной системы: меняется начальник — меняется все. Я сохранил свое положение в основном потому, что начальство ценит тот факт, что я, окончив МГУ, вернулся в провинцию и занялся не бизнесом или чем-то иным, а пришел в церковь. Для руководства это вопрос престижа: вот какие у нас служат!

Почему же появилось желание уехать?

Мне кажется, для определенного типа людей такое решение сейчас просто витает в воздухе. Это единственный путь устройства жизни своей и своих детей (у меня их трое). Не только в материальном смысле, но и в духовном, церковном. Что касается лично меня, то это решение пришло извне. В какой-то момент мне предложили, подали идею: а не хотел бы ты послужить еще где-то? Я прежде о таком варианте и не думал. Тем не менее основные мотивы, которыми я руководствуюсь в данный момент, были актуальны для меня и пять, и семь лет назад.

Какие мотивы?

У меня есть стержневое мнение, что для того, чтобы священник и человек себя реализовал, ему нужны две вещи — независимость и среда. Под независимостью я понимаю такое положение дел, когда ты принимаешь решения сам. Но что бы ты ни сделал, исправлять ошибки тоже тебе. Это повышает градус ответственности. В не меньшей мере важна и среда. Говорят, что каков поп, таков и приход, но верно и обратное. Если ты годами служишь среди людей, которым ничего не нужно, кроме набора ритуалов, ты и сам начинаешь этим жить. И если от себя не убежишь, то от подобного общества убежать можно. За границей внутренней свободы все-таки больше. А с этой свободой приходят такие базовые христианские ценности, как ответственность, милосердие, сострадание.

Что страшнее — среда или отсутствие независимости?

Наверное, отсутствие независимости. Священники не уверены не то что в завтрашнем дне, но даже в сегодняшнем вечере. Никакие заслуги, никакой талант не защитят священника от того, что его лишат прихода и отправят куда-то. И тогда все, что он строил годами, — община, какие-то проекты, дела — пойдет прахом, а семья окажется в бедности и неопределенности. Это приводит подчас к тому, что священник начинает ставить целью своей жизни создание некоторого финансового парашюта, который позволит ему и его семье как-то пережить потерю места служения. И дело тут не в алчности людей, а в самой системе. Когда нет никаких гарантий, то вместо того, чтобы заботиться о вверенной тебе пастве, ты начинаешь заботиться о себе. Я понимаю, что рано или поздно и я начну так деградировать. Не хочу для себя такой судьбы.

Есть ли среди ваших знакомых священников те, кто тоже хочет уехать?

Я знаю о людях, которые были бы рады уехать, будь у них возможность. Один из моих друзей-священников сказал мне: «Если сможешь как-то устроиться за границей, перевези меня». Но для большинства коллег священник, уезжающий на ПМЖ за рубеж, — это «предатель в рясе». И дело тут не в каком-то особом патриотизме нашего сословия, а в крайней его инфантильности. Среди духовенства обладание и подчинение — это нечто священное. Абсолютное послушание начальнику — высшая добродетель. Отторжение вызывает не сам факт, что я уезжаю из России, а то, что я принял это решение самостоятельно.

За границей продолжите служение?

Ради этого и еду! Эмиграция, которую я планирую, — это эмиграция не из священства, а во имя священства. Я хочу иметь возможность как можно лучше исполнить свое призвание священника. Это, по большому счету, главная причина. Лучшая, самая комфортная жизнь за границей не стоит для меня ничего, если она не предполагает служение Богу и людям в священном сане. Это служение — смысл всей моей жизни.

***

C отцом Николаем Карпенко удалось связаться не сразу, а от интервью он отказывался до последнего. Николай и в эмиграции продолжает служить в церкви, принадлежащей Московскому патриархату.

«Лента.ру»: Что не сложилось у вас в России?

Николай Карпенко: Я стал батюшкой скорее по стечению обстоятельств. Сам я из неверующей семьи. В начале 1990-х, как многие, стал ходить в церковь. Там меня заметили, предложили «послужить Богу». А дальше — как в истории о «бичах», людях, которых подпоили, отняли документы и забрали в кабалу. Паспорт, конечно, у меня не отбирали. Но я стал как крепостной: жил в деревне, из прихода — ни шагу, даже на пару дней. К родителям и то позволяли съездить не больше нескольких раз в год, а ведь до них было всего полторы сотни километров.

И фоном всего этого — нищета. Приход сельский, денег ни у кого нет. А церковное начальство еще и отчислений требовало. Мы — я, моя супруга и наши пятеро детей — выживали лишь огородом. Но о том, чтобы покинуть место служения и перебраться хотя бы поближе к родителям, не могло быть и речи. Тех, кто пытался, не просто запрещали в священнослужении — на них сливали весь компромат, накопленный в их личном деле. Жалобы, анонимки…

Об эмиграции долго думали?

У меня не было времени думать. Дети, приход, заботы. Но когда родители моей жены — этнической немки — уехали в Германию, эта мысль пришла сама собой. Это же естественно: супруге хотелось к своим папе и маме, моим детям — к бабушке и дедушке. Отношения у нас были хорошие. Но архиерей об этом и слышать не хотел. Говорил, что наш удел — «святая Русь».

Главное, что давило на сердце, — полное отсутствие каких-либо перспектив для детей. У нас на селе даже школы нормальной не было, поликлиники — ничего вообще. А я ни сам отъехать никуда не могу, ни даже денег мало-мальских для них заработать. Это разве отец? В какой-то момент я решил для себя: все, хватит. Я стал буквально осаждать архиерея, пока он не освободил меня от прихода с правом служить, где захочу. Вскоре я уехал к родным в Германию. Чувство было, как будто из тюрьмы вырвался.

По прихожанам не скучали?

На момент отъезда нет. Знаете, нищета и отсутствие малейших перспектив для детей постепенно привели меня в такое состояние, что я ничего не чувствовал, кроме желания сбежать.

Неужели не было ничего интересного в вашем приходе?

Нет, не было. Ведь я жил в глухой провинции, там нищета сплошная. Знаете, я бедность легко переношу. Но нищета — это другое. Она лишает надежды, подавляет, вгоняет в постоянную депрессию. День похож на день, никакого будущего. Ни в чем нет смысла.

Вы жалели, что стали священником?

В тот момент да. Мое служение было сопряжено с такими обстоятельствами, что казалось мне тяжким и, главное, бессмысленным бременем. А в Германии ситуация удивительным образом развернулась. Здесь у меня появилась светская работа и я перестал зависеть от церковного начальства в финансовом плане. Более того, я получил возможность служить безо всякой денежной заинтересованности — от души, от сердца. Какая это радость!

Как отнеслись к вашему отъезду ваши коллеги-священники?

Ну многие из них тоже уехали на Запад, нескольким я помог перебраться. А другие… Не знаю. Осуждают меня, наверное, а может, и нет. Мы не поддерживаем отношений, хотя о многих у меня остались добрые воспоминания. Но моя жизнь давно в Германии. Мои дети — немцы.

А вы?

Сложный вопрос. Я прижился в Германии, но при всем этом я остаюсь русским священником. Одним из многих русских попов, у которых нет будущего в России.

Василий Чернов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(585):

1 2 345 ... +1
9 +9−0Хох мяк05:10:21
10/09/2015
-3 +0−3Arkcom Ark05:07:05
10/09/2015
а чего мы ожидали, глумились, уничтожали, насаждали атеизм, вот на всем этом выросло это уродливое рпц.
Атеизм тут не причем. Почитайте историю внимательно РПЦ такой была ВСЕГДА. Они всегда что-то насаждали, во что-то вмешивались. И попов ругали всё время (за исключением некоторых действительно святых людей)
9 +16−7martaaddams05:05:41
10/09/2015
14 +22−8Blabla Bla03:27:27
10/09/2015
У священников не "работа", а служба. Которую он сам выбрал, никто его туда не гнал насильно.
Но его дети эту службу не выбирали.
8 +10−2Соколов Александр09:57:12
10/09/2015
-17 +6−23Петр Фащевский05:17:00
10/09/2015
в 1917 тоже так говорили, тоже считали что уезжает свет России, и что? Россия выжила и доказала, что уехавшие были балластом и предателями.
Кстати Гейропа уже поняла что такое мигранты :)
Страну восстановили татары и славянские народы , сгинув десятками миллионами в Гулаге , да в горниле всех Войн . Нету народного ресурса у страны , хандец .
8 +10−2Ирина08:22:08
10/09/2015
12 +22−10martaaddams02:05:17
10/09/2015
Разве семья священника - не люди?
Если священнику должно быть полфигу на свою семью, то не стоило ему жениться, и правы католики, запрещающие это своим священникам.
Если же священник женат, то разве его дети чем-то хуже других детей?
Хуже ваших детей, например?

"...Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их".
Мф. 23:2
Люди и не хуже. Просто сан накладывает особые обязанности. Если ты к ним не готов-не надо идти в церковь.И семья здесь не причем.
8 +8−0Хох мяк05:45:24
10/09/2015
6 +8−2Федор Михайлович05:30:16
10/09/2015
Много слов как оправдание слабости духа собственной личины. Он стал святошей в 90-е, уже тогда пытался сбежать от действительности. Слабая сущность не позволила стать богоносцем, - опять побег от мира, снова поиск куда приткнуться в жизни. Это бег от себя, это тупик. "Священник, совершенно выгорев, деградировав в качестве пастыря, продолжает носить маску, как актер. А люди копируют эту игру. Роботы делают роботов." - в России чекисты приложили все силы, чтобы священники деградировали, становились стукачами. Теперь эту кодлу надо поганой метлой разгонять, но духовные скрепы - новый проект.
Можно подумать до чекистов попы были святыми. С остальным согласна на все 100%
8 +9−1Федор Михайлович05:32:24
10/09/2015
9 +9−0Хох мяк05:10:21
10/09/2015
Атеизм тут не причем. Почитайте историю внимательно РПЦ такой была ВСЕГДА. Они всегда что-то насаждали, во что-то вмешивались. И попов ругали всё время (за исключением некоторых действительно святых людей)
РПЦ - лицемерный инструмент мирской власти, а мирская власть - от дьявола.
8 +11−3Alex Doe03:24:13
10/09/2015
-5 +28−33Чебурашка Гена01:10:19
10/09/2015
священник берёт на себя мессианскую роль. он служит богу и людям, а не семье, или решает какие-то свои трудности. статья о слабом человеке, не достойном духовного сана. а с таким грузом ответственности, этот поступок можно считать предательством.
Церковники по-твоему в рабство попадают, когда служить начинают? Такие же люди как и все, никто от них сверхчеловеческих поступков не ожидает. Ну, кроме кретинов-школьников.
7 +8−1Дмитрий Волков10:58:13
10/09/2015
-2 +3−5Lilah Kin10:52:24
10/09/2015
С какой это стати священник обязан отказываться от всего вообще, причем отказываться заодно и за малолетних детей, включая больных? Священник прежде всего человек и отказываться от всего вообще по умолчанию он совершенно не обязан
Ну он как бэ и священником по такой логике быть не обязан. Займись бизнесом, фермерством, воровством, да похер чем. Если ты поп, то разделяй все беды своего прихода и наставляй его по мере сил. Если ты сбежал от него, то ты не поп.
7 +8−1Gary Golden10:52:37
10/09/2015
Комментарий удалён.
Бога нет, Библия - книга сказок.
7 +8−1Александр Тимошенко10:11:07
10/09/2015
Комментарий удалён.
Не знаю как в селе Верхняя Матвеевка Ростовской области а в Хабаровске зайди в храм и почитай список перечня на услуги церкви обалдеешь.
7 +10−3Bash-Na-Bash Srepetuev09:39:48
10/09/2015
0 +2−2Сергей Антипов09:27:58
10/09/2015
Значит, тот самый священник в Ростовской области нашёл в себе силы так жить.
Мог бы снять с себя сан и уже потом ехать на все четыре стороны. Это было-бы честно по отношению к себе и своей семье. А руководить сытым приходом любой баран может. Там где безбожие и безвластие, церковь последний оплот людей, даже неверующих и этому учат с первого дня в духовной семинарии. Думаете в церкви, как в любой другой структуре мало конъюнктурщиков? Не сильно ментально отличаясь, такие люди идут в политику, в полицию, в чиновники. Все что их интересует - только личное благополучие и благосостояние. Позиция хомяка. Но человек не хомяк и не белка. Он существует социуме и как социум влияет на индивидуума, так он влияет на него. У данного попа были все инструменты и человеческие и божьи что-то изменить, но он выбрал неправедный и самый легкий путь.
7 +12−5Alex Smirnov07:54:53
10/09/2015
Комментарий удалён.
Может и так, но в итоге оказывается, что американцы не так жестоки и черствы, как мы думаем. Видимо, потому что они материально живут лучше нас, а это в итоге влияет на их душевное состояние. Все взаимосвязано: если твое тело и нутро в комфорте, ты и будешь добрее, а если ты живешь в нищете и тебя окружает унылая среда... Что ж, тогда результат будет обратный. Не только мы формируем среду, но и она нас. Мы должны быть более терпимы не только друг к другу, но и ко всем народам, которые нас окружают, тогда лучше Америки заживем. Надо менять сознание людей в лучшую сторону
7 +9−2Maria P07:18:58
10/09/2015
11 +17−6Roman Ryabtsev03:05:45
10/09/2015
В статье речь как раз идет не о "не выдержали испытания грехом", а о отсутствии нормальных условий для жизни, а у кого-то и нищете. Священники, как и приходы, тоже ведь разные бывают. Вот это и есть главный мотив уезжающих, (я очень удивлен), священников. Представляете, что такое в российской глубинке иметь ребенка-инвалида? Что такое впятером жить огородом? И при этом нести веру в хорошее людям. Лицемерие. Вот это индикатор современного российского общества, когда приходится лгать себе и остальным, что все у нас хорошо. И может быть, это и не большая проблема, люди постарше ведь закаленные, но вот как детей растить? А ответ дают наши уважаемые слуги народа. Чем дети священников из деревень и других простых людей хуже детей властных персон? Своим детям же не соврешь, что все хорошо, когда жрать нечего
Вы знакомы с Новым заветом? если обратиться к нему, то апостолы несли проповедь людям в условиях, угрожающих их жизни. Все апостолы, кроме Иоанна, потерпели мученическую смерть ради своей веры. Ни апостолы, ни святые праведники никогда не оглядывались на удобства жизни. Серафим Саровский говорил, что зная, какие блага уготовал Господь своим праведникам после смерти, готов всю свою жизнь находиться по горло в червях. Никто из святых не мог не привязываться к своей пастве из-за скорого расставания. Т.к. по молитвам святых помощь от Господа приходила и через время и через расстояния. Если священнику важнее его благосостояние и удобства жизни, то действительно, это не служение, а лицемерие. здесь впору оставить священство и заняться чем-то более прибыльным. Возможно, что уехавшие священники в США принесут пользу на ниве проповеди Евангелия (дай Бог), а возможно наоборот - просто сбежали от трудностей. Не нам судить об этом.
7 +9−2Андрей Морский06:41:50
10/09/2015
Эксперимент, по задурманиваю мозгов наших граждан религией не удался! И по этой причине "поповство" оказалось не востребованно в нашей стране!!!Вот они и валят за бугор к хозяину,который и проплачивал в очередной раз дебилизацию нашей страны с помощью религий и откровенных сект типа "свидетелей иеговых" и.т.д...Большинство наших соотечественником достаточно умны и понимают то, что религия это система подавления, зомбированния, людей в угоду власть имущих! Не бог создал людей, а люди создали бога-религию, что б с их помощью манипулировать, управлять толпой! В нашей стране этот эксперимент в очередной раз не удался!!Не желают наши граждане быть тупыми ,набожными,богобоязненными прихожанами! Они в большинстве своём, желают быть грамотными и свободными от всяких предрассудков!
7 +7−0валерий франгулян05:26:24
10/09/2015
0 +2−2Stan Pustylnik03:28:15
10/09/2015
Христианские черты: теримость к ближнему своему, этническому брату и иноверцу. Варварство: озлобленность и повседневное хамство, борьба со всеми вокруг, как с злейшими врагами.
Варварство-это Вы про РПЦ точно сказали.
7 +11−4Владимир Каретник04:16:36
10/09/2015
Где РПЦ, там обман - это было, есть и будет.
Это касается ЛЮБОЙ религии.
Вера - это самообман, способ задать установку в поведении БЕЗ учета изменения обстоятельств.
7 +10−3grigory02:00:16
10/09/2015
Про священноначалие правильно сказали. Только требуют и ни в чем не навстречу не идут. Многие священники жалуются, причем даже в Москве. Что тогда говорить о провинции, где вообще беспредел и хроническая нищета
6 +7−1Борис Юрьевич14:52:05
10/09/2015
-7 +1−8Олег Стулин14:40:40
10/09/2015
Если ты не принадлежишь РПЦ, какое твое собачье дело до нее? На каком основании ты ее критикуешь? Проблемы РПЦ тебя не должны касаться! И засунь свое мнение ...
> Если ты не принадлежишь РПЦ, какое твое собачье дело до нее? На каком основании ты ее критикуешь?

Как минимум на основании того, что она критикует меня. Встречный вопрос, какое дело РПЦ до якобы богохульных выставок, фильмов, спектаклей? До образования детей, не желающих просвещаться на уроках православия?
6 +7−1Александр Тимошенко11:12:43
10/09/2015
0 +3−3Александр Кожуховский10:44:10
10/09/2015
Найдие Храм с приемлемыми для Вас ценами.
Я не за себя говорю, а за то, что превращают церковь в коммерческую организацию.
6 +6−0demm4510:55:13
10/09/2015
-5 +0−5Lilah Kin10:37:03
10/09/2015
А вы кто такой, чтоб про малодушие и лицемерие заявлять? Так что - не вам. Для начала поживите на периферии с 5 детьми в нищете, а потом хрюкать про малодушие будете. И да, судить по новому завету или житиям о реальных людях - надо совсем дебилом без критического мышления быть
у вас как то "периферия" и "глубинка" как проклятие звучит. Да у нас тут в "перифериях" и "глубинках" получше чем в ваших "центрах" и "европах". Чище, и по факту и душевно. Раньше лучше было, но грязь то основная как раз от вас и лезет. Новые устои, новые правила. У нас руку пожали друг другу и поставку на миллион решили, доки потом. А как ни крупная контора, как договор из москвы не спустят, так за голову хватаешься. Хотя что я, хреново тут у нас, пусть так :) , знайте и не приезжайте к нам. Нам тут лучше будет.
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь