Кто виноват?

07:22 28/12/2016 Силовые структуры
Кто виноват?

Во вторник, 27 декабря, со дна моря близ Сочи был поднят один из самописцев разбившегося самолета Ту-154 Минобороны России. Вскоре в некоторых СМИ появились расшифровки последних слов пилотов авиалайнера и моделирование последних секунд его полета. «Лента.ру» продолжает систематизировать имеющуюся информацию.

NB: Все сказанное ниже о причинах аварии самолета представляет собой изложение версий, не имеющих пока официального подтверждения. До публикации официальных выводов о результатах расследования причин катастрофы ни одна из этих версий не может считаться истиной.

Три варианта

В первые сутки после катастрофы, унесшей жизни 92 человек, в качестве основных рассматривались следующие версии: ошибка экипажа, техническая неисправность самолета, террористический акт. Напомним некоторые обстоятельства.

Экипаж потерпевшего катастрофу самолета характеризуется как опытный. Самолетом Ту-154Б-2, разбившимся в Черном море, управлял летчик первого класса Роман Волков.

«Самолет Ту-154 военно-транспортной авиации Минобороны России управлялся опытным пилотом Волковым Романом Александровичем. Роман Волков — летчик первого класса. Общий налет более трех тысяч часов», — сообщили в военном ведомстве корреспонденту ТАСС.

Подполковник Александр Петухов — штурман разбившегося Ту-154Б-2 — в апреле 2011 года участвовал в спасении «танцующего лайнера» в Чкаловском. За успешные действия его, как и других коллег, наградили орденом Мужества.

Вместе с тем, по мнению пилотов гражданской авиации, стаж в три с небольшим тысячи часов для командира машины подобного класса нельзя признать достаточным.

Технически Ту-154Б-2 RA-85572 оценивался как исправный. Борт ремонтировалcя в декабре 2014 года, а в сентябре 2016-го прошел плановое обслуживание. Общий налет самолета за 33 года эксплуатации составил 6689 часов.

Версия теракта не исключалась как ввиду резонансности подобного события, так и в силу технической возможности осуществления подобной акции.

К 27 декабря добавилась новая версия происходящего — попадание в двигатели самолета посторонних предметов.

Что могло быть?

Судя по той информации, что распространилась в СМИ (еще раз напоминаем, что эти данные не должны восприниматься как достоверные до официальных выводов), в последние секунды перед катастрофой экипаж обратил внимание на нештатную работу закрылков. Летавшие на Ту-154 летчики отмечают, что причиной трагедии могла стать компоновка приборов управления — рычаг управления закрылками на Ту-154Б-2 находится неподалеку от рычага уборки шасси, и их могли просто перепутать — например, из-за усталости.

О том, что такие ошибки возможны и иногда происходят (причем не только на Ту-154, но и самолетах других типов), известно давно. Катастрофой заканчивается далеко не каждая ошибка, однако в сложных условиях — а взлет и посадка всегда намного сложнее обычного полета — она могла сыграть роковую роль.

Вариант технической неисправности, в свою очередь, подразделяется на более мелкие: проблемы топлива и двигателей и, соответственно, проблемы отказа приборов и систем управления.

Первую версию отвергли быстро — о низком качестве топлива уже узнали бы. Одновременный выход из строя всех трех двигателей Ту-154 представить себе очень трудно, разве что при попадании самолета в стаю птиц, однако опубликованные расшифровки переговоров в кабине экипажа говорят о том, что пилоты явно боролись с другой проблемой (некорректно убранные закрылки).

Закрылки вполне могли выйти из строя. На борту Ту-154 имеется автоматическая система СПЗ-1А, предназначенная для контроля синхронного выпуска/уборки механизации крыла. Ее серьезная поломка делает самолет практически неуправляемым — рассинхронизация закрылков влечет резкий крен с последующим падением самолета.

Отдельно в качестве версии некоторые источники упоминали возможную неверную загрузку машины, причем речь здесь идет не о лишних тоннах груза, а о его распределении внутри самолета. Подобные катастрофы периодически случаются. 7 февраля 1981 года на военном аэродроме «Пушкин» близ Ленинграда разбился самолет Ту-104 практически со всем руководством Тихоокеанского флота ВМФ СССР. Неправильное распределение и закрепление груза в багажном отсеке привело к изменению центровки и падению самолета. Однако последние слова пилотов (вновь отметим — если верить подлинности расшифровки) не соответствуют и данной версии катастрофы.

Не теракт?

О том, что теракт вычеркнут из перечня основных версий, заговорили спустя сутки после катастрофы. Несоответствий достаточно. Вариант с диверсантом и переносным зенитным ракетным комплексом исключается ввиду того, что посадка в Сочи была незапланированной — машину собирались посадить для дозаправки в Моздоке, но тот был закрыт «по погоде». Вариант с бомбой на борту исключается ввиду слишком сложной схемы подрыва — устанавливая таймер, потенциальные террористы не могли знать, что самолет посадят не в Моздоке, а в Сочи, равно как не могли и предсказать продолжительность этой промежуточной посадки.

Столь же маловероятна и схема с инициацией подрыва извне — например, через спутниковый телефон на корпусе взрывного устройства. У террориста нет гарантий, что такой телефон, оказавшись внутри цельнометаллического самолета, выйдет на связь. То же самое можно сказать и о схеме с инициацией подрыва через аппарат (телефон или навигатор), получающий сигнал GPS или ГЛОНАСС — нет гарантий корректной работы такого устройства в багажном отсеке лайнера.

Наконец, и в случае с терактом поведение летчиков на попавшем в СМИ отрезке расшифровки, очевидно, было бы другим.

В целом против этой версии говорит слишком многое. Кроме одного: у потенциальных заказчиков теракта, очевидно, имелись и мотив, и цель, и техническая возможность его организовать.

Илья Крамник

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(300):

1234 5 678 ... +1
1 +0−0Beloushkin Aleksandr15:38:33
28/12/2016
1 +0−0Lucas Paksas10:38:59
28/12/2016
скорее всего помощник капитана перепутал шасси с закрылками...
Обидно
Да, а в Ярославле педали перепутали оба. Как блондинки, купившие права. Фантастика это.
1 +0−0№-185983015:36:29
28/12/2016
5 +0−0Beloushkin Aleksandr15:33:19
28/12/2016
Получается, что не пилоты, а блондинки какие-то у нас. То педали путают (как в ЯК-42), то рычаги. Вот я вожу автомобиль, у меня две ручки - одна раздатка, другая КПП. Даже когда у меня было не 3000 часов вождения, а 3 часа, я что-то ни разу их не перепутал, причем не глядя. А пилоты с 3000 часов на ТУ точно не могли перепутать ручки. Так что версия притянута полностью за уши, как самая выгодная для МО. Остальные все ведут к срыву погон, что техническая неисправность, что теракт, что перегруз.
тут все руководство ВВС снимать надо, да и Шойгу по большому счету - уж больно резонансно, поэтому спишут на пилотов.
1 +0−0Климец Василий15:35:31
28/12/2016
местный летчик обратил внимание на странную работу двигателей при разбеге--натужная работа была-тяжелая не так как обычно
1 +0−0№-185983015:32:55
28/12/2016
2 +0−0komkor lenin10:15:25
28/12/2016
сомнений во взрыве нет. вопрос только как он произошел. вполне возможно сдетонировали боеприпасы.нестыковок в оффициальной версии слишком много, что в это вранье поверить.

1. зачем садились в сочи, если в моздоке была в это время летная погода?
2. почему в первоначальном варианте связь с самолетом пропала через 20 минут, а не через 3, как потом начали говорить?
3. куда делась вспышка с видеокамеры?
4. как могут образоваться тысячи фрагментов, если самолет упал с малой высоты?
5. откуда взялся "перегруз" ?
6. почему молчали все свидетели 2 дня?
взрыв бы пол Сочи услышало. А он просто упал боком на большой скорости и разрушился, как по наждаку проехав пару километров.
1 +0−0Владимир Калистратов15:28:31
28/12/2016
0 +0−0РЕЗОНЁР14:24:27
28/12/2016
Точняк. Даже на мобильнике цифра 5 имеет выступ чтобы и в темноте найти.
у меня на айфоне цифры без выступов так-то
1 +0−0Владимир Калистратов15:10:13
28/12/2016
-2 +0−0Romario Adelante12:52:29
28/12/2016
500 км/ч? А куда тогда подьемная сила подевалась при такой скорости что он плюхнулся? Вертикалка с такой высоты не образовалась плашмя!
кобра Пугачева получилась и никакой подъемной силы
да еще шасси не убраны
1 +0−0Elchin Ismailov15:03:29
28/12/2016
16 +0−0CONTRA STUPIDUS08:12:06
28/12/2016
"на борту рассогласованно сработали закрылки, в результате их невыхода подъемная сила была потеряна, скорость не была достаточной для набора высоты и самолет свалился" - противоречивое утверждение.

Если закрылки сработали рассогласованно, т.е. с одной стороны закрылки были выпущены при взлете, а с другой стороны нет, непонятно, как самолет вообще взлетел без начального крена, и как этот крен оказался незамеченным экипажем на стадии взлета. Фраза "в результате их невыхода" означает, что на взлетной полосе закрылки были переведены в положение взлет, но часть закрылков "не вышла". Кроме того, на аэродроме могло вестись видеонаблюдение, и можно установить, были ли закрылки выпущены при взлете самолета и был ли крен при отрыве от ВПП.

Если закрылки на момент взлета были исправны и самолет взлетел без крена, после чего было принято решение убрать закрылки при наборе скорости и высоты (что логично), и если в этот момент закрылки рассинхронизовались при убирании, тогда могла возникнуть ситуация крена и ухудшения управляемости. Но на снижении подъемной силы это не должно было сказаться.

Однако более вероятно, что после взлета самолета сработало взрывное устройство в механизации крыльев, например, что привело к потере управляемости и падению самолета. При этом последние слова пилотов не противоречат данной версии, как и вспышка на фоне темного неба, зафиксированная видеокамерами.
Я не понял кого или что в самописце обзывают Сукой?
1 +0−0№-186775514:57:51
28/12/2016
0 +0−0Карта Тасмании14:38:28
28/12/2016
33 года эксплуатации - дальше читать не стал
а я до полегона дошел!
1 +0−0владимир бровкин14:35:09
28/12/2016
все версии,логически отторгнуты, а вот закрылки?!Возможно ли приобслуживании самолета перед вылетом,кто тов механизм закрылок вбрасываетпредмет вдальнейшем повлиявший на их работу?
1 +0−0Иуда Макавеев14:31:17
28/12/2016
0 +0−0РЕЗОНЁР14:30:09
28/12/2016
А Тушка где упала?
Чья тушка?
1 +0−0РЕЗОНЁР14:21:29
28/12/2016
3 +0−0№-241334912:40:00
28/12/2016
Автоматика пищит и очень громко "Закрылки" И будет пищать пока их не закроют. Или пилоты еще и глухие были?

И как это объясняет такой радиус разброса деталей самолета. Он должен был аккуратно дожидаться спасателей на дне. А не в радиусе 4 км.
Автор пишет что и с таймером не получится и с телефоном может не выйти. Но террористы ведь могли просто попробовать. а вдруг выйдет.
1 +0−0Ибрагим Нахметов14:12:08
28/12/2016
-1 +0−0Сергей Пупкин13:01:55
28/12/2016
как всегда: все взять и поделить............
Нет,поставить все на место и пользоваться всем, а не только "комбинаторам" от демократии.
1 +0−0Alex Cheni14:09:35
28/12/2016
0 +0−0Иуда Макавеев13:40:25
28/12/2016
Это в России он может с банкой из дома подойти к самолету.
Но не в Израиле.
Утешай себя дальше.
1 +0−0Евген Кош13:25:20
28/12/2016
16 +0−0CONTRA STUPIDUS08:12:06
28/12/2016
"на борту рассогласованно сработали закрылки, в результате их невыхода подъемная сила была потеряна, скорость не была достаточной для набора высоты и самолет свалился" - противоречивое утверждение.

Если закрылки сработали рассогласованно, т.е. с одной стороны закрылки были выпущены при взлете, а с другой стороны нет, непонятно, как самолет вообще взлетел без начального крена, и как этот крен оказался незамеченным экипажем на стадии взлета. Фраза "в результате их невыхода" означает, что на взлетной полосе закрылки были переведены в положение взлет, но часть закрылков "не вышла". Кроме того, на аэродроме могло вестись видеонаблюдение, и можно установить, были ли закрылки выпущены при взлете самолета и был ли крен при отрыве от ВПП.

Если закрылки на момент взлета были исправны и самолет взлетел без крена, после чего было принято решение убрать закрылки при наборе скорости и высоты (что логично), и если в этот момент закрылки рассинхронизовались при убирании, тогда могла возникнуть ситуация крена и ухудшения управляемости. Но на снижении подъемной силы это не должно было сказаться.

Однако более вероятно, что после взлета самолета сработало взрывное устройство в механизации крыльев, например, что привело к потере управляемости и падению самолета. При этом последние слова пилотов не противоречат данной версии, как и вспышка на фоне темного неба, зафиксированная видеокамерами.
я тоже склоняюсь к теракту или диверсии, а не к тому, что нам "втирают".
1 +0−0Che El Amigote13:05:22
28/12/2016
-1 +0−0komkor lenin10:53:21
28/12/2016
смешно, право.. не в обиду. газ и тормоз на машине тоже рядом. как только справляешься? поосторожнее!
Я-то справляюсь,а сколько аварий с блондинко "йааа перепутала педали"?
1 +0−0Иуда Макавеев12:45:03
28/12/2016
Комментарий удалён.
Кроме того, что его личность не проверили, все остальное - бред.
1 +0−0№-185659412:37:41
28/12/2016
-1 +0−0Vladimir Popov10:12:30
28/12/2016
Почему вариант с диверсантом и ПЗРК сразу исключается?.. Этот вариант вполне допустим - так могут сбить любой самолёт, просто этому борту "не повезло"...
Пуск ПЗРК на фоне ночного неба отразился бы на записях камер всех соседних отелей и видеорегистраторов.
1 +0−0Олег Власов12:21:45
28/12/2016
Падаем,товарищ командир воздушного судна ТУ-154... Люди, включите мозги! Иначе вам скоро расскажут про испанского диспетчера, украинского летчика и покажут огромный вражеский истребитель...
1 +0−0Nick Gorbunov11:59:05
28/12/2016
12 +0−0Иуда Макавеев10:39:49
28/12/2016
Никакие теракты не нужны.
Рукожопие и пренебрежение правилами сделают свое дело.
а может просто железо дало сбой? Возглас про закрылки можно оценить двояко - как указание на невыполненное некое действие экипажем, так и на констатацию факта, что закрылки не сработали в штатном режиме. Надо ждать, что скажут спецы после расследования.
1 +0−0Владимир Калистратов11:36:53
28/12/2016
-1 +0−0komkor lenin10:53:21
28/12/2016
смешно, право.. не в обиду. газ и тормоз на машине тоже рядом. как только справляешься? поосторожнее!
вопрос не в перепутывании, а в том, что шасси (имхо) совсем не убрали, а торкнули рычаг закрылков (они таки медленно убираются и медленно потом выходят, если их выпускают снова). Скорость необходимую не набрал еще (шасси мешают) и потянул ручку на себя.
Нос то поднялся, а подъемная сила крыла понизилась и пошел терять высоту. увидел, что закрылки убраны уже, вот и крик про закрылки - снова выпустить их для увеличения подъемной силы уже не успели...
1234 5 678 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь