KGB 2.0

15:35 19/09/2016 Силовые структуры
KGB 2.0
Да было. Так до сих пор американцам за каждым углом КГБ мерещится. 25 лет уже КГБ нет, а американцы думают, что есть. Видно неплохая служба была. Да и американцев поздно переубеждать, проще объединить и переименовать.

В понедельник, 19 сентября, «Коммерсантъ» сообщил о подготовке в России масштабной реформы силовых структур, включающей в себя создание Министерства государственной безопасности с переподчинением ФСО и СВР. «Лента.ру» вспоминает сложный путь отечественной системы госбезопасности.

Система ГБ

Независимая система органов госбезопасности в СССР то возникала, то растворялась в более крупных ведомствах. Преобразование ВЧК в Главное политическое управление (ГПУ) в структуре НКВД продолжилось созданием самостоятельного ОГПУ при Совнаркоме (1923).

В 1934-м его передали обратно в НКВД на правах Главного управления госбезопасности (ГУГБ), в феврале 1941-го опять выделили в виде НКГБ, потом вернули, чтобы не сбивать работу в первые месяцы войны, и вновь отпочковали уже в 1943-м (с 1946-го — в статусе министерства госбезопасности, МГБ). В таком виде, с незначительной пертурбацией 1953-1954 годов, приведшей в итоге к созданию КГБ при Совмине СССР, отечественная госбезопасность и существовала.

В 1991 году была запущена политически мотивированная реформа ведомства с целью разделения его на ряд отдельных структур (как территориальных, так и функциональных). В результате образовались Межреспубликанская служба безопасности (впоследствии влилось в министерство безопасности России — будущую Федеральную службу контрразведки и, наконец, ФСБ), Комитет по охране госграницы (будущая Федеральная пограничная служба) и Центральная служба разведки (будущая СВР).

К слову, в декабре 1991-го — январе 1992-го в России формально существовало совершенно чудовищное суперведомство «Министерство безопасности и внутренних дел», которому предстояло освоить наследие сразу трех силовых структур: МВД РСФСР, Агентства федеральной безопасности (КГБ РСФСР) и Межреспубликанской службы безопасности СССР. Однако депутаты Верховного Совета опротестовали это решение, и Конституционный суд признал создание мегакорпорации силовиков незаконным.

К основным задачам органов госбезопасности, вне зависимости от их организации (единой или раздробленной), статуса и ведомственного подчинения, относилось и относится следующее.

1. Ведение разведки в иностранных государствах. Иногда, особенно в середине XX века, говорили о «политической» разведке в противовес «военной», находившейся в ведении ГРУ Генштаба. Однако к концу XX века границы размылись, и госбезопасность активно включилась в том числе в военно-техническую разведку и промышленный шпионаж (а ГРУ — в «стратегическую» разведку в отношении иностранного руководства).

2. Противодействие работе иностранных спецслужб на территории страны (контрразведывательное обеспечение).

3. Выявление и предотвращение подрывной антигосударственной деятельности (заговоров, подготовки мятежей, террористических актов, диверсий и саботажа в промышленности и т.п.)

4. Обеспечение высшего военно-политического руководства спецсвязью и проведение исследований в области защиты информации (в том числе криптография, а также защита технических систем передачи, хранения и обработки грифованных данных).

5. Обеспечение физической защиты первых лиц государства.

К этой «классике жанра» в советское время добавились такие неспецифические для спецслужб задачи, как охрана государственной границы (погранвойска), а также постройка и эксплуатация бункеров и защищенных резервных узлов связи для руководства страны на случай большой войны (15-е главное управление КГБ, ныне Главное управление специальных программ президента России).

Возвращение резидента

Идеи о реформировании органов госбезопасности, доставшихся от эпохи 1990-х годов, обсуждаются давно. Начавшийся в 1991 году демонтаж системы КГБ был частично обращен вспять уже в 1996-м, когда самостоятельная Служба безопасности президента вернулась в состав ФСО.

Заметные подвижки пошли после прихода к власти первого поколения команды Путина, во многом состоявшей из кадровых офицеров советской госбезопасности. В 2003 году ликвидируется самостоятельное Федеральное агентство правительственной связи и информации (его делят между ФСО и ФСБ), а Федеральная погранслужба передается обратно в ФСБ. Однако в середине 2000-х годов дальнейшая интеграция ведомств системы ГБ была остановлена.

Источники в системе ФСБ уже долгое время указывают на то, что, с точки зрения интересов службы, осколки бывшего контингента целесообразно собрать заново. Причем в целом ряде направлений это делается в том числе явочным порядком. Например, хотя у ФСБ и ФСО имеются собственные кадровые службы, принципы и нормы, по которым ведется работа с личным составом, во многом одинаковы, что создает основу для проведения единой кадровой политики.

Интересен вопрос о возвращении СВР в состав системы госбезопасности. С одной стороны, для этого явно есть все основания, особенно с учетом целого ряда кадровых провалов 1990-2000-х годов, в том числе по линии собственной безопасности и внешней контрразведки ведомства. Одновременно создается новая возможность для «возвращения к власти» в госбезопасности клана разведчиков.

Напомним, что последний председатель КГБ СССР Владимир Крючков перед своим назначением 14 лет руководил внешней разведкой, а его кресло после августовского путча 1991 года предлагалось еще одному разведчику — Леониду Шебаршину.

Концепция поменялась

Тем не менее точка сборки конструкции лежит явно внутри страны. Предложенные в рамках гипотетической реформы действия, сводящиеся к фактической ликвидации СКР в его прежнем виде (а точнее, к откату органов следствия в состояние до момента создания этого ведомства), концентрируют вопросы чистки рядов госслужащих (и сопричастных с ними, иногда причудливым образом, коммерсантов) в новом МГБ. Передача процессуального надзора за уголовными делами, возбужденными по оперативным разработкам сотрудников госбезопасности, следователям нового министерства, окончательно закрепит особый статус ведомства.

Причем де-факто это уже состоялось — если вспомнить особую роль управления собственной безопасности ФСБ в оперативном сопровождении целого ряда громких уголовных дел последних лет. Этот аспект позволяет вычленить и главных бенефициаров предполагаемой реформы. На этом фоне возможное сосредоточение контроля за чистотой рядов всех правоохранительных органов в МГБ уже не выглядит революционным изменением. Строго говоря, управление «М» Службы экономической безопасности ФСБ работало и раньше.

Кроме того, нельзя не отметить, что времена существенно изменились. Логика кремлевского руководства 1990-х и 2000-х годов допускала, а в ряде случаев и прямо требовала конкуренции в спецслужбах. Это позволяло добиваться политической стабильности власти на фоне разной интенсивности конфликтов среди условных силовиков.

Однако в 2010-е Кремль уже не готов тратить ресурс государственной машины вхолостую. Видя себя и страну в «угрожаемом периоде» (причины и формы которого можно обсуждать), российское руководство более заинтересовано в приведении госаппарата в единообразный порядок. Бюджетный кризис дополнительно подстегивает перекрытие серых форм окологосударственного бизнеса (и откровенной коррупции). В этих условиях новое МГБ с централизованным управлением более адекватно задачам Кремля, чем выводок конфликтующих спецслужб и правоохранительных ведомств.

Константин Богданов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(230):

1 234 ... +1
11 +20−9Vadim Loop16:45:58
19/09/2016
1 +1−0WHIPPET16:06:31
19/09/2016
Ну будет МГБ с 12-ю главками..
а смысл?
тем более,что всё это уже было.
Да было.
Так до сих пор американцам за каждым углом КГБ мерещится.
25 лет уже КГБ нет, а американцы думают, что есть.
Видно неплохая служба была.

Да и американцев поздно переубеждать, проще объединить и переименовать.
11 +14−3Дмит Вапр16:05:35
19/09/2016
Я за КГБ, как структуру способную решать широкий спектр задач по подавлению как внешних, так и внутренних врагов.

Много врагов. Очень много.
10 +11−1Pavel Petrov17:08:08
19/09/2016
10 +12−2Муму Герасимовна17:06:51
19/09/2016
КГБ для того и существовал, чтобы защищать совок от посягательств разных горбачей. Но пока горбач шесть лет шатал совок, кгб было видимо не до этого, все ресурсы на борьбу с новодворской уходили.
Или "золото партии" дербанили в загранкомандироваках.
10 +12−2Муму Герасимовна17:06:51
19/09/2016
4 +10−6Vadim Loop17:00:21
19/09/2016
Вот Горбачев сейчас на вас иск в суд готовит, у него авторские права на "просирание СССР" оформлены.
КГБ для того и существовал, чтобы защищать совок от посягательств разных горбачей. Но пока горбач шесть лет шатал совок, кгб было видимо не до этого, все ресурсы на борьбу с новодворской уходили.
9 +12−3Pavel Petrov17:05:55
19/09/2016
1 +6−5Обам Враг русских людей17:00:31
19/09/2016
Именно. Идея в том, что многие спецслужбы сейчас дублируют друг друга и даже конкурируют между собой. Если соединить СВР, ФСБ и ГРУ МО, то можно создать новую сверх-эффективную структуру.
Любая приличная система, претендующая на хоть какую-то надежность, просто обязана иметь дублирующие друг друга критичные подсистемы. В противном случае будет то, что называется SPOF, Single Point Of Failure, по русские - единая точка отказа. Это как раз та ненадежная модель, которую вам сей сейчас "строит" Путин & Cо.
8 +10−2Rinat Sergeev16:02:22
19/09/2016
0 +10−10Васисуалий Лоханкин15:59:36
19/09/2016
Конечно, нужен. Не может полковник КГБ бесконечно удерживать власть без КГБ и нацгвардии!
Как бы, рейтинга в 86% уже недостаточно? ;)
7 +15−8Pavel Petrov16:57:20
19/09/2016
1 +5−4Павел .16:53:20
19/09/2016
Согласен, КГБ лучше!
Просрать такую супердержаву как СССР мог только КГБ. Теперь очередь России? Как там, МГБ?
6 +7−1Russkij Mir17:49:39
19/09/2016
11 +20−9Vadim Loop16:45:58
19/09/2016
Да было.
Так до сих пор американцам за каждым углом КГБ мерещится.
25 лет уже КГБ нет, а американцы думают, что есть.
Видно неплохая служба была.

Да и американцев поздно переубеждать, проще объединить и переименовать.
А нам везде ЦРУ до сих пор мерещится, неплохая наверное служба ЕСТЬ - по твоей логике.
6 +7−1Ja naturlich16:35:12
19/09/2016
-4 +2−6Черная Жемчужина16:34:27
19/09/2016
Когда после смерти Сталина НАРОДНЫЙ комиссариат внутренних дел был переименован в комитет ГОСУДАРСТВЕННОЙ безопасности - это было банальное признание предательства народа.
Государство - это не страна, как думают многие ассоциируя из-за народной власти СССР народ и его власть в стране. Нет. Государство - это власть правящего класса, группы людей. Отдельных от страны и народа.

Именно тогда в 1954 году после военного переворота Хрущева бандиты и выродки триколора пошли громить народную власть, создавая предтечу нынешней - феодальную воровскую контору. Выпущенные из гулагов массовые убийцы, полицаи, власовцы и бендеровцы, вместо 25 лет отсидевшие всего 12 лет дополнили картину. Их устраивали в КПСС, на высшие посты в государстве.

КГБ стоял у истоков всей подпольной торговли, развала экономики, именно КГБ тайно "крышевал" секции бокса, каратэ, дзюдо, самбо, где воспитывались из "трудных подростков" семей алкоголиков, воров, потомков аристократов, геев, п.дерастов и прочей швали армия для битвы за собственность 90х. План этот "восстания криминала" был создан заранее, и воцарение выходца из КГБ как признание выполненного задания только дополняет картину.

КГБ занимался уничтожением коммунистов после фашистского путча 1991 года, в 1993 году расстреливал коммунистов, как предки Путина и его сторонников во время войны, воюя за Гитлера.

Безусловно создание охранки правящей банды выродков Путина - будет вполне вписываться в общую концепцию интеграции махрового уродливого иудо-фашизма в России, для защиты израильских клиентов разваливших СССР и уничтоживших уже 28 миллионов русских под флагом "рыночной экономики".
Сверхчеловекам, фашистам Путина, воспринимающим все население как "недочеловеков" нужна крыша.
А в России всегда полно предателей и выродков. Путин сам прошел путь от родившегося в канализации от куска навоза п.дараса до холуя иудо-фашизма в России, защищающего интересы выродков. И такого дерьма - много.
Сползает по крыше старик Туфтогонов...
6 +7−1Ja naturlich16:14:26
19/09/2016
3 +3−0Ja naturlich16:12:11
19/09/2016
Кстати - а при чём тут Штази? Штази Контора и создавала, просто немцы более педантичны и дисциплинированны, вот у них и вышло, что вышло...
Как всегда, самые вредоносные хитрованы в редакции скрываются на должности мастера по урлам - "Товарищ, верь - пройдёт она" ♿
5 +5−0Ja naturlich16:09:42
19/09/2016
5 +7−2Владимир Павлов16:08:47
19/09/2016
нацгвардия и хороший рейтинг - лучше чем один только хороший рейтинг :)
Это мудро. Но главное - "угрожаемый период". Одно словосочетание чего стОит!
5 +7−2Владимир Павлов16:08:47
19/09/2016
8 +10−2Rinat Sergeev16:02:22
19/09/2016
Как бы, рейтинга в 86% уже недостаточно? ;)
нацгвардия и хороший рейтинг - лучше чем один только хороший рейтинг :)
4 +4−0Ivan Ivanov18:28:48
19/09/2016
-4 +4−8Валерий Комсков18:10:07
19/09/2016
КГБ не мог защитить СССР от Горбачева т.к. не имел полномочий. Если враги засели в призидиуме ВС СССР то КГБ тут уже безсильно.
кгб, к моменту прихода горбачева, не мог уже ничего. андропов это ярко доказал. главный гбшник сел в главное кресло и что? ссср сгнил к тому времени изнутри.
а, сейчас гниет россия.
4 +4−0Хиллари Трамп17:30:47
19/09/2016
3 +4−1Манана Дубайева17:11:12
19/09/2016
В связи с тем, что выборы продемонстрировали единство партии и народа в стране будет создано Министерство Государственной Безопасности
Как в Скотном Дворе Оруэлла?
4 +10−6Vadim Loop17:00:21
19/09/2016
7 +15−8Pavel Petrov16:57:20
19/09/2016
Просрать такую супердержаву как СССР мог только КГБ. Теперь очередь России? Как там, МГБ?
Вот Горбачев сейчас на вас иск в суд готовит, у него авторские права на "просирание СССР" оформлены.
3 +3−0Леонид Ф19:15:46
19/09/2016
-3 +0−3Ivan Ivanov19:09:40
19/09/2016
телевизор вообще не смотрю. его у меня нет. десоветизации как-то не заметил, тут вы правы.
я не говорил, что вы глупый. я только хочу напомнить слова президента о том, что те кто хочет возрождения ссср, не имеют ума.
Странно было бы, если ставленник капитала сказал чего-нибудь другое.
3 +4−1Валерий Комсков19:07:27
19/09/2016
-1 +1−2Ivan Ivanov19:02:18
19/09/2016
в основном те, кто ничего о нем не знает. просто власть культивирует славную память о великой державе, вот те, кто ссср никогда не видел и хотят его возвращения.
Ну разумеется никто правды кроме вас не знает. Все же глупые. А про власть которая культивирует славную память о советском смешно - вы давно на улицу выходили, теливизор смотрели, газеты читали? У нас лайтовая версия десоветизации вовсю. Не как на украине, но стремимся не отстать.
3 +3−0Полиграф Шарикофф18:27:01
19/09/2016
2 +2−0И снова Я18:06:35
19/09/2016
"1984" тоже казался фантастикой!
Но США сказку сделало былью ?
Большой Брат, тьфу ты, Большой АНБ следит за тобой по всему миру ?
3 +3−0Ivan Ivanov18:23:09
19/09/2016
1 +6−5Обам Враг русских людей17:00:31
19/09/2016
Именно. Идея в том, что многие спецслужбы сейчас дублируют друг друга и даже конкурируют между собой. Если соединить СВР, ФСБ и ГРУ МО, то можно создать новую сверх-эффективную структуру.
а, так же создать нечто, что будет угрожать власти диктатора. сверх-эффективная служба, в первую очередь, заменит собой сверх-эффективную вертикаль.
3 +3−0Стёпа Федоров18:01:49
19/09/2016
Володьк что и правда царствовать до загробия собрался?!
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь