«Репрессии не стали изобретением велосипеда»

00:01 07/04/2016 Наука и техника
Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Иосиф Сталин и Николай Ежов
Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Иосиф Сталин и Николай Ежов

В Сахаровском центре прошла дискуссия «Сталинский террор: механизмы и правовая оценка», организованная совместно с Вольным историческим обществом. В обсуждении приняли участие ведущий научный сотрудник Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ Олег Хлевнюк и заместитель председателя Совета центра «Мемориал» Никита Петров. «Лента.ру» записала основные тезисы их выступлений.

Олег Хлевнюк:

Историки давно решают вопрос, были ли сталинские репрессии необходимы с точки зрения элементарной целесообразности. Большинство специалистов склоняется к тому, что такие методы не нужны для поступательного, прогрессивного развития страны.

Существует точка зрения, согласно которой террор стал своеобразным ответом на кризис в стране (в частности, экономический). Я же считаю, что Сталин решился на репрессии в таких масштабах именно потому, что в СССР к тому времени все было относительно неплохо. После совершенно провальной первой пятилетки политика второй пятилетки была более взвешенной и успешной. В результате страна вошла в так называемые три хороших года (1934-1936), которые ознаменовались успешными темпами промышленного роста, отменой карточной системы, появлением новых стимулов к труду и относительной стабилизацией в деревне.

Именно террор вверг экономику страны и социальное самочувствие общества в новый кризис. Если бы не было Сталина, то не было бы не только массовых репрессий (по крайней мере, 1937-1938 годов), но и коллективизации в том ее виде, в котором она нам известна.

Террор или борьба с врагами народа?

Советские власти с самого начала не пытались скрывать террор. Правительство СССР старалось сделать судебные процессы максимально публичными не только внутри страны, но и на международной арене: на основных европейских языках издавались стенограммы судебных заседаний.

Отношение к террору не было однозначным с самого его начала. Например, американский посол в СССР Джозеф Дэвис считал, что на скамью подсудимых действительно попали враги народа. В то же время левые отстаивали невиновность своих товарищей — старых большевиков.

Позже специалисты стали обращать внимание на то, что террор был процессом более широким, охватившим не только верхушку большевиков, — ведь в его жернова попали и люди интеллектуального труда. Но в то время из-за нехватки источников информации не существовало четких представлений о том, как все это происходит, кого и почему арестовывают.

Одни западные историки продолжали отстаивать теорию значимости террора, в то время как историки-ревизионисты говорили, что террор — это стихийное, достаточно случайное явление, к которому сам Сталин отношения не имел. Некоторые писали, что число арестованных было невысоким и исчислялось тысячами.

Когда архивы были открыты, стали известны более точные цифры, появилась ведомственная статистика НКВД, МГБ, в которой фиксировались аресты и осуждения. В статистике ГУЛАГа содержались цифры о количестве заключенных в лагерях, смертности и даже о национальном составе заключенных.

Выяснилось, что эта сталинская система была чрезвычайно централизованной. Мы увидели, как в полном соответствии с плановым характером государства планировались массовые репрессии. При этом истинный размах сталинского террора определяли вовсе не рутинные политические аресты. Он выражался в больших волнах — две из них связаны с коллективизацией и Большим террором.

В 1930 году было решено начать операцию против крестьян-кулаков. Готовились соответствующие списки на местах, НКВД издавал приказы о ходе проведения операции, Политбюро их утверждало. Они исполнялись с определенными перегибами, но все происходило в рамках этой централизованной модели. До 1937 года механика репрессий отрабатывалась, и в 1937-1938 годах ее применили в наиболее полном и развернутом виде.

Предпосылки и основа репрессий

Никита Петров:

Все необходимые законы о судоустройстве были приняты в стране еще в 1920-е годы. Самым важным можно считать закон от 1 декабря 1934 года, который лишал обвиняемого права на защиту и кассационное обжалование приговора. Он предусматривал рассмотрение дел в Военной коллегии Верховного суда в упрощенном порядке: при закрытых дверях, в отсутствие обвинителя и защитников, с исполнением смертного приговора в течение 24 часов после его вынесения.

По этому закону были рассмотрены все дела, поступившие в Военную коллегию в 1937-1938 годах. Тогда осудили около 37 тысяч человек, из них 25 тысяч приговорили к расстрелу.

Хлевнюк:

Сталинская система была рассчитана на подавление и на вселение страха. Советское общество того времени нуждалось в принудительном труде. Свою роль играли и разного рода кампании — например, выборы. Однако существовал некоторый единый импульс, придавший особое ускорение всем этим факторам именно в 1937-38 годах: уже совершенно очевидная в то время угроза войны.

Сталин считал очень важным не только наращивание военной мощи, но и обеспечение единства тыла, предполагавшее уничтожение внутреннего врага. Поэтому и возникла идея избавления от всех тех, кто может ударить в спину. Документы, ведущие к этому выводу, — это многочисленные высказывания самого Сталина, а также приказы, на основании которых проводился террор.

С врагами режима боролись во внесудебном порядке

Петров:

Решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 2 июля 1937 года, скрепленное подписью Сталина, положило начало «кулацкой операции». В преамбуле к документу регионам предлагалось наметить квоты на будущие внесудебные приговоры по расстрелу и заключению арестованных в лагеря, а также предложить составы «троек» для вынесения приговоров.

Хлевнюк:

Механика операций 1937-1938 годов походила на ту, которая была применена в 1930 году, но здесь важно заметить, что к 1937 году уже существовали учетные материалы НКВД по различным врагам народа и подозрительным элементам. В центре приняли решение провести ликвидацию или изоляцию от общества этих учетных контингентов.

Установленные в планах лимиты по арестам были на самом деле никакими не лимитами, а минимальными требованиями, поэтому чиновники НКВД взяли курс на превышение этих планов. Это было для них даже необходимо, поскольку внутренние инструкции ориентировали их на выявление не одиночек, а групп неблагонадежных. Начальство считало, что враг-одиночка — это не враг.

Это привело к постоянному превышению первоначальных лимитов. Запросы на необходимость дополнительных арестов отправлялись в Москву, которая их исправно удовлетворяла. Значительная часть норм утверждалась лично Сталиным, другая — лично Ежовым. Некоторые изменялись по решению Политбюро.

Петров:

Было решено раз и навсегда покончить с какой-либо враждебной деятельностью. Именно эта фраза вставлена в преамбулу приказа НКВД № 00447 от 30 июля 1937 года о «кулацкой операции»: он предписывал начать ее в большей части регионов страны с 5 августа, а 10 и 15 августа — в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Шли совещания в центре, начальники НКВД приезжали к Ежову. Он говорил им, что если в ходе этой операции пострадает лишняя тысяча человек, то большой беды в этом не будет. Скорее всего, Ежов говорил это не сам — мы узнаем здесь признаки большого стиля Сталина. У вождя регулярно появлялись новые идеи. Существует его письмо Ежову, в котором он пишет о необходимости продлить операцию и дает указания (в частности, по поводу эсеров).

Затем внимание системы обратилось на так называемые контрреволюционные национальные элементы. Было проведено порядка 15 операций против контрреволюционеров-поляков, немцев, прибалтов, болгар, иранцев, афганцев, бывших работников КВЖД — всех этих людей подозревали в шпионаже в пользу тех государств, к которым они были этнически близки.

Каждую операцию характеризует особый механизм действий. Репрессии кулаков не стали изобретением велосипеда: «тройки» как инструмент внесудебной расправы были опробованы еще во времена Гражданской войны. По переписке высшего руководства ОГПУ видно, что в 1924 году, когда произошли волнения московского студенчества, механика террора уже была отточена. «Надо собрать "тройку", как было всегда в тревожные времена», — пишет один функционер другому. «Тройка» — это идеология и отчасти символ советских репрессивных органов.

Механизм национальных операций был другим — в них использовалась так называемая двойка. Лимиты по ним не устанавливались.

Аналогичные вещи происходили при утверждении сталинских расстрельных списков: их судьбу решала узкая группа лиц — Сталин и его ближайшее окружение. В этих списках есть личные пометки вождя. Например, напротив фамилии Михаила Баранова, начальника Санитарного управления РККА, он пишет «бить-бить». В другом случае Молотов напротив одной из женских фамилий написал «ВМН» (высшая мера наказания).

Есть документы, согласно которым Микоян, выехавший в Армению как эмиссар террора, просил дополнительно расстрелять 700 человек, а Ежов полагал, что нужно увеличить эту цифру до 1500. Сталин в этом вопросе соглашался с последним, ведь Ежову же виднее. Когда у Сталина просили дополнительно дать лимит на расстрел 300 человек, он с легкостью писал «500».

Существует дискуссионный вопрос о том, почему для «кулацкой операции» лимиты устанавливались, а для, например, национальных — нет. Я думаю, что если бы у «кулацкой операции» не было границ, то террор мог бы стать абсолютным, потому что слишком много людей подходило под категорию «антисоветский элемент». В национальных операциях были установлены более четкие критерии: репрессировали людей, имеющих связи в других странах, прибывших из-за границы. Сталин полагал, что тут круг лиц более-менее понятен и очерчен.

Массовые операции были централизованными

Массовые операции были централизованы — они не только централизованно начинались, но и продлевались. О сугубой централизации террора свидетельствовал и механизм выхода из него. Политическому руководству было необходимо выполнить две задачи: во-первых, остановить машину террора, во-вторых, объяснить обществу произошедшее.

Для этого на уровне Политбюро приняли соответствующее решение о прекращении массовых операций. Что характерно, они действительно прекратились по всей стране, не считая отдельных всплесков.

Была проведена соответствующая кампания пропагандистского характера. В развязывании террора обвинили врагов народа, пробравшихся в НКВД, и клеветников. Интересно, что идея о доносах как причине репрессий документально не подтверждена. НКВД в ходе массовых операций функционировал совсем по другим алгоритмам, и если там реагировали на доносы, то достаточно выборочно и случайно. В основном работали по заранее подготовленным спискам.

Записала Виктория Кузьменко

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(357):

123 4 567 ... +1
2 +4−2Ruslan Super10:13:27
07/04/2016
5 +10−5Василий Пупкин03:07:30
07/04/2016
Как легко людям мозги запудрить. Повторяй десятилетия "сталинский террор", "сталинский террор" и вот уже ничего кроме сталинского террора и видеть не будешь. И мыслей других не будет появляться

Например, даже не будешь прикидывать, а кому, какой социальной группе жителей деревни (не все они были крестьянами. Кулаки ими не были) коллективизация была ЭКОНОМИЧЕСКИ выгодна. А кому она несла ЭКОНОМИЧЕСКУЮ смерть. Я уже не говорю о том, чтобы просто поинтересоваться социальным составом села.

И тогда станет более понятно, откуда взялись в год коллективизации 8 тысяч террористических актов, от избиений колхозных активистов, поджогов до убийств. А ведь это больше, чем было террористических актов во время чеченский войн. И как должно было реагировать государство на эту вспышку кулацкого террора?

Репрессии. Точнее Сталинские репрессии. И возникает образ десятков, сотен миллионов заключенных (спасибо иуде солженицину). А ведь в 30-х годах, в пик "репрессий" сидело (и в ГУЛаге, и в тюрьмах, и в колониях-поселениях вместе взятых) от 1,5 до 2 млн человек. Что меньше, чем при ельцине. И меньше на душу населения, чем ныне в США.
Маньяк-параноик этот Сталин. Не лучше Бокассы.
2 +3−1John Bandersky10:08:35
07/04/2016
Комментарий удалён.
И что:? Это только показывает естественную вещь: после гражданской войны НИКАКОЙ МОНОПОЛИИ СТАЛИНА НА ВЛАСТЬ НЕ БЫЛО.
2 +3−1John Bandersky10:04:49
07/04/2016
1 +1−0Алексей Журавлев09:11:54
07/04/2016
"Зачем были нужны сталинский террор и репрессии"

Отлично поставлен вопрос. Т.е. были нужны все-таки
Разумеется были нужны. Сегодня это как-то особенно заметно.
2 +2−0Алекс Юстас10:03:14
07/04/2016
Сколько лет прошло, а кремлевские фотографы ни на каплю не изменились. Сталин со своими 1.63 просто баскетболистом на их работе выглядит.
2 +3−1Alexey Dmitriev09:35:45
07/04/2016
Нынешние сталинисты считают, что репрессии проводили разные люди в разное время и по разным причинам. Даже на фото мы видим Ежова и Сталина, которые проводили совершенно разные репрессии.

Стоило бы поинтересоваться, сколько и кого было репрессировано на самом деле? А то многие повторяют вранье Хрущева и Солженицына про какие-то мифические миллионы простых тружеников.

А куда делись "немецкие шпионы", которых искало царское и Временное правительство? Куда делось награбленное из церквей золото, и кто его владельцы?

Мне кажется, что воры и шпионы бывшими не бывают. Что стало с этими "шпионами", - об этом в статье ни слова. Кого репрессировали, кто репрессировал, - да какая разница? Главное про миллионы наплести.
2 +2−0Абрам Сергеевич Пушкинд08:33:49
07/04/2016
0 +0−0Фредерик Пуатье08:28:58
07/04/2016
Отчего же, отомстить за друзей - дело благородное.
каких друзей?
мы не знаем его мотивов.
согласитесь, он не палач, а боевой офицер. По крайней мере, был им до этого эпизода
2 +2−0Абрам Сергеевич Пушкинд08:25:38
07/04/2016
0 +1−1Фредерик Пуатье08:19:32
07/04/2016
Во-первых, это было не тайно, а коллегиально, даже щит сколотили для расстрела. Подпись под актом стоит - значит, он там как минимум, присутствовал. А во-вторых, боевого генерала продвинуть в карьере - нормальное явление. Даже в мирное время вояки стареют и бронзовеют, это у них называется карьера. В любом случае, я считаю, что Батицкий мстил.
Поступок не красящий армейца, кстати
2 +2−0Абрам Сергеевич Пушкинд08:13:38
07/04/2016
3 +3−0Валерчик Велерий08:03:42
07/04/2016
Ну если вдуматься откуда взялся террор в СССР при Сталине, то надо вспомнить "диктатуру пролетариата"... Да именно диктатуру.
"... в условиях капиталистического окружения, когда сам факт существования молодого пролетарского государства..."
2 +2−0viking 196208:01:33
07/04/2016
-6 +4−10Schneider Robert01:12:11
07/04/2016
Гут! Все Советские немцы были репрессированны и отправленны в трудовые лагеря и под спецкомендатуру. А это больше 2 мииллионнов человек. А как с Чеченами и прочими быть?
По поводу немцев Поволжья.
Да, была провокация, Когда выбросили переодетых в немецкую форму нквдшников их в встречали с хлебом-солью. И нив Одном месте не было даже попытки оказания сопротивления местными жителями.
Рузвельт за меньшее сослал японцев в концлагеря.
2 +4−2Kiryanov Alexey01:45:51
07/04/2016
0 +1−1Зюдрик Галактический01:06:07
07/04/2016
Ссылочка-то на ...?
В гугле забанили?
Есть очень подробные разборы архивов.
2 +11−9Овощ Бабруйский01:15:53
07/04/2016
-6 +4−10Schneider Robert01:12:11
07/04/2016
Гут! Все Советские немцы были репрессированны и отправленны в трудовые лагеря и под спецкомендатуру. А это больше 2 мииллионнов человек. А как с Чеченами и прочими быть?
"Все"?!
Врать не надо! В моей школе был преподаватель математики, поволжский немец, воевавший всю войну, попадавший в плен - и ни дня не проведший ни в каком лагере!
А сколько граждан США вплоть до одной шестнадцатой японской крови оказалось в концлагерях еще тогда, когда США даже не успели вступить в войну с Японией?!
2 +4−2Зюдрик Галактический01:09:34
07/04/2016
-4 +7−11Руслан Сверчков01:07:52
07/04/2016
650к это мало? Сколько людей по вашему нужно убить чтобы было много? Кровавый людоед Столыпин повесил около 200 человек если мне память не изменяет
И правильно сделал, думается...
1 +1−0Сулим Земной13:39:31
09/04/2016
1 +3−2Kiryanov Alexey12:25:34
07/04/2016
Вы наверное про переселение.
Правда жуткие гибели во время перевозки и на месте придуманы.
У тех же Крымских татар (кстати очень активно сотрудничавших с немцами) смертность во время перевозки была всего в 1.5 раза выше обычной до депортации.

А ещё в демократических США всех японцев загнали в лагеря.
Страшно не только то что в многонациональной стране такие подонки могут с улыбкой плевать на семейную трагедию целого народа, страшно и то что человек явно верят в свою правоту. Чем это не нацузм? А ничем. Вайнахи были советским народом, а не немцами:

"Данные о рождаемости и смертности среди чечено-ингушского контингента отсутствуют, однако известны показатели в целом по депортированным народам Северного Кавказа (чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы). Всего с момента вселения и до 1 октября 1948 года в ссылке родилось 28 120, а умерло 146 892.
Учитывая, что на момент прибытия в ссылку чеченцы и ингуши составляли 81,6 % депортированного северокавказского контингента, общую смертность среди этих народов можно оценить примерно в 120 тыс. человек. С учётом «ординарной» смертности, потери от депортации (сверхсмертность), по-видимому, могут быть оценены приблизительно в 90—100 тыс. человек. Это составило около 20 % первоначальной численности депортированных."
О сколько понапридумали, и троих сестер моего отца, брата и сестру моей матери, прадедушка и прабабушка.

Вы еще геноцид армян оправдайте, турки разве не то же самое в войну сделали?

Кстати интернирование в США отменили уже в 1945г, интернирование же советских народов было фсктически неограниченным, до смерти Сталина, что косвенно подтверждает что главной причиной репрессий не была военная необходимость.
1 +1−0Борис Лэнглинович11:38:16
08/04/2016
0 +0−0Абрам Сергеевич Пушкинд01:21:18
08/04/2016
Расстрельный список с визой Сталина.
12-м номером - Исаак Бабель
Картинка на ic.pics.livejournal.com
А тут у нас докладная Берии с просьбой наложить визу на расстрел 345-ти "руководителей" заговора
Картинка на ic.pics.livejournal.com

РГАСПИ, Ф. 17, Оп. 171.
Я вижу, что за последние 25 лет вы руку набили ))
1 +1−0иван иванов07:28:12
08/04/2016
13 +34−21Герасим Максимов00:29:10
07/04/2016
Ничего нового. Хотя нынешние сталинисты все-равно ничего из этого не вынесут. Все сами себя в расстрельной команде видят.
Дурак ты,мирную демонстрацию в Новочеркасске в 1962 году расстреляли при очень гуманном Никите Сергеевиче,у этого борца с культом руки были по локоть в крови как и у многих ему подобных.
1 +1−0Григорий Николаев02:20:53
08/04/2016
Забегали тараканы, сразу заявили: "идея о доносах как причине репрессий документально не подтверждена", как только узнали, что будут вскоре опубликованы новые сведения из рассекреченных архивов. И до них "дотянулся кровавый Сталин".
1 +1−0Вадим Бирюков00:44:40
08/04/2016
Статья не содержит цифр и замалчивает (забалтывает) причины, ЗАЧЕМ советскому руководству понадобилось расстрелять (в статье как при Хрущеве пишется "репрессировать") 250 тысяч бойцов красной армии (из них 70 тысяч командиров), зачем во внешней политике понадобился союз с Гитлером. Объективно статья направлена на манипуляцию общественным мнением.
1 +1−0Абрам Сергеевич Пушкинд00:08:05
08/04/2016
1 +1−0иван иванов23:43:44
07/04/2016
Кстати это Грибоедов
да, вы правы. но смысл, как я его понимаю, новозаветный
1 +1−0иван иванов23:43:44
07/04/2016
-1 +0−1Абрам Сергеевич Пушкинд22:58:03
07/04/2016
а ваша отсылка к Новому Завету- что такое?
Кстати это Грибоедов
1 +1−0Абрам Сергеевич Пушкинд21:37:59
07/04/2016
1 +2−1иван иванов20:08:08
07/04/2016
А судьи кто?
"суд истории" это идиома, смысл которой в том, что оценку некоторым событиям вернее и правильнее давать ретроспективно, чтобы избежать свойственных конкретному времени искажений.
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь