«Надо было погибать там»

00:01 30/03/2018 Россия
«Надо было погибать там»

Пожар в «Зимней вишне», унесший жизни не менее 64 человек, большинство из которых дети, стал общенациональной трагедией. Немалую вину за нее возлагают на пожарных и сотрудников пожнадзора. Впрочем, они и сами тяжело переживают случившееся. Один из кемеровских пожарных на условиях анонимности поделился своими размышлениями с корреспондентом «Ленты.ру».

«Думал, и меня изобьет»

С подобным кошмаром я не сталкивался никогда. Да и никто из моих коллег тоже. Столько детей погибло! Мой отец — горноспасатель. Он материл тех, кто туда прибыл первым. Думал, и меня изобьет — силы у него еще есть. Что не спасли детей... Потом поостыл. Я с ним говорил, не оправдываясь, просто обсуждали обстоятельства. Несправедливо же во всем крайними делать пожарных, всех подряд. Он сказал лишь, что надо было погибать там... с детьми. У него были такие случаи, когда он на смерть шел, только чудом выбирался, — еще когда мы маленькие были.

А я пошел бы?.. Ничего говорить не буду. Что смотришь? Ты не понимаешь, что такое работа пожарного. Это не мальчики играются. Там порядок и боевые задачи важнее эмоций и пожеланий. Так всегда было, но тут столько детей... Я не знаю, почему не удалось ребятам добраться до того кинозала, как они прошли мимо или не дошли, но я не могу сомневаться, что ради детей они бы пошли на смерть.

Вот эти бойцы — в больнице. Тоже пострадали, но никто не погиб, слава богу. Погибать надо таким, как я, а не молодым, но и то после выполнения задачи. Ведь там, на пожаре, не конкурс героизма, а командная работа.

А что игнорировали крики — ты пойми: на любом пожаре паника. Люди всегда кричат, они не готовы, они в трусах стоят на морозе. Кричат и по делу, но чаще нет. А главное оружие пожарного — порядок в голове. Он, конечно, слушает и сам расспрашивает, но делает по-своему.

«А не успеете!»

Есть естественное стремление человека спастись и спасать. Часто хватает одной храбрости — это правда. Но ведь это не через костер прыгать! Смерть несет не пламя, а газы и конструкции, которые меняют свойства от перенагрева и превращаются в смертельные ловушки. И эти тряпочки мокрые — не для активных действий точно.

Люди рвутся помочь, но этого допустить нельзя, когда на месте работают профессионалы. До их прибытия — звони в 101, а дальше думай сам: взрослый человек, мужчина, в армии служил — спасай или беги. Но после — отойди в сторону.

У нас эта самодеятельность и самоуверенность губительная — во всем. Вот «Зимняя вишня», а есть еще ТЦ «Лапландия» — там претензии от стройнадзора были.

А за «Зимней вишней» пройди немного — «деревяшка» (большой район города с частными деревянными домами — прим. «Ленты.ру»). Все застроили за последние два десятка лет так, что случись беда — выгорит все. Но это же не пожарные строили, а люди сами — своим умом: и так сойдет! Мы же не будем поджигать, а сарай — он очень нужен.

Успеют выбраться? Да, так все и думают. Если что — успеем. А не успеете! Мы все так устроены, правда. Я сам с детьми ходил в эту «Вишню» развлекаться. И что, думаешь, смотрел, где там какие выходы? Ну если бы молодой был, в первые годы службы — то да, заморачивался. А сейчас уже нет. Глаз замылился. Да и какой резон смотреть? Сделаю им замечание — а там, помню, удлинители один в другой были воткнуты, — так в лучшем случае пошлют на три буквы.

«Просто школы выдрессированы»

Вот пожнадзор выстегивают теперь, хорошо. Я понимаю, когда родственники погибших и пострадавшие это делают, но ведь и свои начальники тоже... Пожнадзор для руководства — как бельмо на глазу. Всегда. У него только постоянно что-то отнимают, урезают. А почему? Потому что это источник негатива. Нашли нарушение, докопались — «давим на бизнес»: жалобы в прокуратуру, репортажи. А если не нашли и загорелось — снова крайние...

Да, много козлов надевает форму, но это не повод засовывать проблему под ковер, закрывать всем рты. Наоборот, проблемы надзора надо держать на виду, держать специалистов, платить им достойно и прекратить сокращения! Проверки совершенствовать, а не отменять.

А бизнесу, понятное дело, надо зарабатывать. Я их понимаю: открыл лавку, набрал долгов, и никто ждать не будет, пока ты там раскрутишься. Вот и экономит человек на всем. Но сколько откровенного жулья, у которого с деньгами проблем нет!

Вот, к примеру, аварийные выходы. Ставятся двери, которые открываются только изнутри. А если кто-то собирается впустить террориста, то для этого есть видеокамеры и охрана. Почему нет вопросов со школами? Там везде есть щеколдочка эта. Просто школы выдрессированы, а эти — они же коммерсанты умные. Там юристы-фигисты, и большинство малым бизнесом прикидывается, чтобы бегать от пожарных и от налогов.

«По десять квадратных метров ответственности»

Вообще, куда ни глянь — всюду идиотизм у нас. Вот европейская компания известная — не буду говорить какая, французы. Они застрахованы у иностранных страховщиков, а те не будут страховать объект, если он не отвечает стандартам. Приехал мой товарищ на объект этой компании, и там уже был представитель страховщиков. Они ходили, и каждый давал свои рекомендации.

У нас перенимают западные подходы: рискоориентированность, надзорные каникулы... Но русский — это не немец ни разу! Наши страховщики заинтересованы получить клиента — это же добровольное страхование. А те, что добросовестные, — смотрят, да, но не на стадии эксплуатации, а только на приемке.

Эти перестроенные из заводов торговые центры — вообще беда... Когда строят с нуля, то порой воруют удачные проекты, разработанные иностранцами, а они продуманные в плане безопасности. Плюс при строительстве — если, опять же, люди более-менее добросовестные, — проектная документация проходит экспертизу. Во время строительства приходит стройнадзор, затем приемка.

А есть куча недобросовестных юрлиц, которые выкупают старые цеха и ни с кем ничего не согласовывают. Меняют на бумаге функциональное назначение, и все это дело работает после перепланировки и перестройки до тех пор, пока юрлицо не включат в план проверок. А потом, когда из МЧС приходят, оказывается, что недвижимость уже перепродана другому юрлицу, а точнее, там уже сотня юрлиц, и у каждого по десять квадратных метров «ответственности». Да, заключают договора с управляющими компаниями, но умные люди в них прописывают, что УК отвечает за все, кроме пожарной безопасности.

И эти махинации достигают таких масштабов, что это можно назвать чертой российского бизнеса.

«Я не видел, чтобы вот так поролон горел»

Получается, что мы сначала забиваем на все, ставим себя и своих близких в рискованное положение, а когда приходит беда — превращаемся в героев. А знаете, как мне, еще молодому пожарному, говорили: «Нам не нужны герои-распи*дяи, нам нужны бойцы-профессионалы».

Впрочем, вопросов к «Зимней вишне» много. Странным и непонятным для меня было очень сильное распространение, какое-то сумасшедшее просто. Я не видел, чтобы вот так поролон горел. Может, он чем-то был пропитан. От искры такого распространения не могло быть просто физически. Поролон дыма дает много, да. Но почему так вспыхнуло? Это уже экспертиза установит.

А нам всем надо за голову браться. Да, коммерсы сейчас приваривают лестницы пожарные к стенам торговых центров, но... Надо, видимо, не ходить в такие заведения, где пожарная безопасность не соблюдается, где удлинители эти цепочкой и аварийные выходы закрытые. Вот будут убытки — откроют двери.

Записал Сергей Лютых

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(357):

1 ... 456 7 8910 ... +1
2 +0−0vlad_igorev12:19:55
30/03/2018
Надо было вообще оставаться спать в пожарке, а то огонь горячий, дым ядовитый, да и на улице холодно
2 +0−0Валерий 11:59:18
30/03/2018
1 +0−0Nohome Nomoney10:34:38
30/03/2018
"Усугубляют". Наверное, приезжать надо не через 40 минут после начала, и желательно с водой. И, наверное, тушить надо начинать надо не спустя полтора часа!
41 ребенок погиб, люди погибли, которые детей спасали, а ВСЕ пожарные (слава богу) живы. Наверное сейчас поплачут, нервы в порядок приведут и дополнительный выходной получат.
Сам в молодости 4 года пожарным работал. Расчет выезжает из ворот ПЧ полностью экипированный за 1 минуту (это достигается долгими внезапными тренировками). Первоочередная задача - спасение людей, по этому пожарные вместо того, что бы тушить одевают противогазы, звено (не менее 3 человек) цепляется сцепкой и вперед искать пострадавших. Естественно идти туда, где нет шансов ни кто не будет, не смотря на то, что обыватели считают пожарных бессмертными. Дополнительных выходных не бывает, наоборот часто смена происходит на несколько часов позже из за пожара.
Ушел из за того, что ЗП не соизмерима с рисками и условиями работы, сейчас за гораздо большие деньги протираю задницу и в инете сижу.
2 +0−0Nohome Nomoney10:30:22
30/03/2018
0 +0−0Вячеслав Зимин09:58:04
30/03/2018
Мы все смелые - за клавиатурой (еще и с пивком), а так чтоб не трепаться попусту - в огонь х.. кто пойдет ... И вызывают всегда, а не сами, такие умные, смелые и отважные, ликвидируют возгорание и задымление. Тоже и в Чернобыле было, не совсем об этом, но тема похожая - мол, кто их туда тащил..., а первые расчеты там и остались... Проще всего сесть и в удобной обстановке со стороны, не спеша, без риска оценить действия, в данном случае, расчетов ПО - пи..деть - не мешки ворочать...
Согласен. Жаль что ты не успел это детям погибшим объяснить, которые только на спасателей и надеялись. Но у тебя есть шанс поучить теперь их родителей. Можешь через интернет - не так страшно.
2 +0−0Елена Иванова10:16:01
30/03/2018
0 +0−0Игорь Мочалов07:46:26
30/03/2018
Поролон не горит? Я поролоновым губками ,которыми жена посуду моет, печку растапливаю. От спички загораются, даже моргнуть не успеешь...
Те которыми ваша жена моет посуду вы растапливаете когда они уже скользкие от впитавшегося жира! Это совсем другое! А вы подожгите новую купленную только что губку ! Замучаетесь!
2 +0−0Георгий Агеев09:54:58
30/03/2018
1 +0−0Вадим Булгаков09:43:53
30/03/2018
После объявления виновным во всех грехах украинского пранкера, после объявления радости что погибло не 300 человек а всего лишь 64 как я и предполагал по законам жанра на сцену выходит спасатель-герой добрый молодец Ай да маладец! (Правда самого правильного человека еще не подобрали и фамилия для вручения медали еще не озвучена) Но теперь русские и россияне могут спокойно начинать заниматься своим любимым обычным делом - Гордится !!
а скаклы и дальше скакать и мыть унитазы в мусульманских кварталах Европы что бы расплатиться по долгам за ЖКХ.
2 +0−0Вячеслав Зимин09:36:11
30/03/2018
12 +0−0олег жук08:42:20
30/03/2018
сейчас из пожарных стрелочников слепить хотят причем из рядового состава.а вы сами умники образно говоря с голым задом и без ориентиров в пекло полезете.не они же всю амуницию и комплектующие по домам и дачам растащили.может хватит языком всякую дичь молоть.
И лезут, и увечья получают, и гибнут. Только кому это интересно, кроме них самих и их окружения? Руководству ( они и так периодически отхватывают) или населению, которое потом начинает виновных искать?
2 +0−0Александр Васильевич07:57:25
30/03/2018
4 +0−0Армен Казарян06:14:30
30/03/2018
Прочитал название статьи, ожидал увидеть исповедь. А увидел очередные оправдания и нелепые рекомендации.
пусть исповедуются депутаты, за свои законы, которые привели к союзу чиновников и бизнесменов
2 +0−0Владимир Чеверда07:28:10
30/03/2018
давайте выкладывать замечания по пожарной безопасности на сайт заведения. каждый, кто решит туда пойти, особенно с детьми, прочитает и решит, идти туда или нет. есть же у нас передача контрольная закупка. вот и тут - контрольный поход в развлекательный центр.
2 +0−0Андрей Немыкин06:52:34
30/03/2018
7 +0−0Pavel Melnikov02:52:07
30/03/2018
Я знаю, что меня сейчас все здесь обматерят... но просто поинтересуйтесь как работают пожарники на Западе и в той же Америке. Думаете здесь на каждой станции висят 50 суперкостюмов в которых можно внутрь печки лазить? И 3D сканеры у всех на поясах? Прошлым летом горел этаж у одного апартика неподалеку, так пожарники из-за летней жары - перегревались, и им проходилось отходить и остывать, это не мои слова, это было в местной газете, могу найти ссылку если надо. И внутрь горящего здания они практически никогда не лезут - снаружи тушат. Так что русские пожарники в Кемерово - работали как надо и делали то что могли. Тот, кто их грязью обливает, пусть сначала кого-то сам из огня спасет.
Нет, мило, пожарные это люди военные и задачи они должны решать критические за это и пенсия и зп.
2 +0−0Васисуалий Лоханкин06:15:55
30/03/2018
1 +0−0Юрий Устинов05:57:08
30/03/2018
как всё запущено то..... чиновник едет, все выбиваются из колеи. не могут ни пожар тушить, ни кушать. всё горит, а перед ним дрожа все встают и не тушат и не видят ничего кроме него. дожили.....
всех можно поздравить с данной психологией. идём вперед в светлое будущее.
В десятилетие под знаком ярких побед.
2 +0−0Александр Б05:46:10
30/03/2018
Что то от этой статьи не то, что по пахивает, а прям разит левочком.
2 +0−0Александр Фурсов04:14:39
30/03/2018
5 +0−0Алексей Петров01:52:19
30/03/2018
Все верно сказал , поролон так не может гореть ,!на видео видно несколько вспышек охватывающих большую территорию , затем пламя гаснет , чтотговорит о выгорания кислорода. Если учесть , что пожар начался в 15:52, а первый расчёт прибыл через 40 мин , то спасать попросту уже было не кого, потому как люди начали терять сознание через 15-20 мин после начала пожара.
Была вспышка пиролизных газов, выделявшихся в условиях недостатка кислорода от тлеющей изоляции силового кабеля. Когда температура перегретого кабеля достигла таких величин, что расплавленная изоляция прожгла все монтажные короба, резкий
приток кислорода привел к вспышке, похожей на взрыв. Пострадавшие говорили о громком хлопке перед пожаром. Одно из двух - или электрики смонтировали кабель, не соответствующий проекту, или аппетиты эксплуатирующих электрооборудование арендаторов превзошли пределы нагрузки на силовой кабель.
2 +0−0Remo Williams00:28:49
30/03/2018
После смерти кулаками не машут... Ссыкливый ты ныш...
1 +0−0Ecaterina Vasilieva23:26:36
30/03/2018
0 +0−0irinapravdina18:18:12
30/03/2018
Там был бассейн, там воду нельзя было качать?
Бассейн назывался сухим потому, что там, вместо воды, были паролоновые кубики, даже не пропитанные противопожарной пропиткой!
1 +0−0Nik R22:07:02
30/03/2018
-6 +0−0Только Бульдозер21:52:51
30/03/2018
Хоть в золотые гр@бы положите останки своих детей ничего не поменяется . 18 марта нужно было думать головой а ни поп . Грудинин вам тихо мирно все разъяснил как и почему но вы проголосовали за мультик теперь терпите ещё 6 лет мультяшки .
Вот как выбрали бы Грудинина 18 марта, так прям через неделю бы в порядок всё привели, так? Идите лучше мешки ворочать.
1 +0−0Бро Кихотов21:42:31
30/03/2018
в стране одни бумажки и отчеты,а на деле-фигня фингь, если копнуть . Страна отчетности,страна показателей,сравниваемых с аналогичными показателями прошлого года
1 +0−0Schneider Robert21:39:51
30/03/2018
-1 +0−0Александр я20:54:54
30/03/2018
умирать никто не хочет, встаньте на их место, а героями становятся не от смелости, а от незнания.
Угу...они знали что спасая детей могут погибнуть.
...поэтому не стали спасать.
1 +0−0Пашка Мельников21:02:28
30/03/2018
2 +0−0Ника Неравнодушная14:23:29
30/03/2018
После столь масштабной трагедии необходимо детально разобраться в причинах произошедшего. Цель данного небольшого очерка обозначить серьезную проблему пожарной безопасности, которая так тщательно замалчивается. Все наблюдали проходивший «разбор полетов» в Кемерово с участием Президента и главы МЧС г-на Пучкова В.А.. Предварительно обозначены проблемы и причины – халатность и разгильдяйство владельцев объекта и обслуживающего персонала. Но! Вопрос к главе МЧС: «Почему пожарные не смогли воспользоваться кровлей во время спасательной операции и тушения пожара?». Стены торгового центра успешно противостояли огню – все это видели, а кровля горела интенсивней, чем внутреннее оборудование, и рухнула, похоронив под собой десятки людей, в том числе несовершеннолетних детей, впереди у которых была целая жизнь. Неужели все забыли, как то же самое произошло в ТЦ «Адмирал» в Казани, при пожаре на одном из объектов в Москве погибло семь пожарных! Глава МЧС тоже забыл? В чем причина? Причина в системной поддержке и продвижении контрафакта и фальсификации на уровне государственных органов: - фальсификат в области пожарной безопасности достигает 90%, а государственные органы всячески уклоняются от решения данной проблемы, а в ряде случаев напрямую поддерживают использование опасных конструкций и наказывают тех, кто пытается с этим бороться.
Может Следственный Комитет, которому поручено расследование трагедии, как-то эту проблему наконец-то обозначит? А проблема очень проста и одновременно глобальна: на рынке присутствуют в законном порядке огромное количество строительных материалов, имеющих сертификаты пожарной безопасности государственного образца, которые при возникновении пожара не препятствуют, а способствуют распространению огня, что и наблюдали все мы в случае с трагедией в Кемерово.
Застройщики, заказчики наверняка представят документы, подтверждающие безопасность применяемых материалов, – в данном случае на конструкцию кровельного покрытия и огнезащитное покрытие металлоконструкций. В случае с конструкцией кровельного «пирога» с уверенностью можно сказать о том, что она содержала полистирольные плиты. Пенополистирол при горении ведет себя как напалм (война во Вьетнаме, если кто помнит), а еще мощный пожар, уничтоживший завод двигателей КАМАЗа в 90-е годы. Плюс ко всему огнезащитные покрытия металлоконструкций, также имеющие сертификаты пожарной безопасности, являются по факту контрафактом. Можно с уверенностью сказать, что это какие-то составы красок. При реальном огневом испытании ни один подобный состав не соответствует заявленным требованиям, но лаборатории дают положительные заключения, а органы по сертификации выписывают документ государственного образца. При этом в случае возникновения трагедии следственные органы находят «стрелочников», а материалы следствия помещают под гриф «секретно».
проблема понятна - мздаимство, раздолбайство и отсутствие человеческих ценностей. Не деньги должны быть главным в нашей жизни
1 +0−0Пашка Мельников20:59:21
30/03/2018
3 +0−0Ника Неравнодушная14:23:49
30/03/2018
Интересно, какие будут результаты расследования пожара в «Зимней Вишне», учитывая обращение на высшем уровне провести все максимально в открытом режиме? Но для специалистов основополагающий вывод о причинах давно известен – это результат групповой поруки государственных чиновников очень высокого ранга, и эта система продолжает работать и развиваться.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть глобальность проблемы: в России построено по такой «технологии» огромное количество объектов: торговые центры, спортивные сооружения, аэропорты, вокзалы, образовательные и медицинские сооружения, жилые комплексы и гостиницы. Это минное поле из мин замедленного действия, и одна из них, к несчастью, сработала в Кемерово…
Гос объекты строят правильно. По крайней мере новостей с пожарами в них гораздо меньше. У нас в Пензе новый ледовый дворец Дизель-Арена построен по европейскому проекту, там тоже все на уровне. А вот там где коммерция, там жди беды. Есть тц, построенные по лабиринтному типу, в которых пока все не пройдешь - не выйдешь.
1 +0−0Schneider Robert20:52:15
30/03/2018
0 +0−0Александр я20:23:51
30/03/2018
вперед и с песней, что вы других осуждаете сами много на смерть ходите спасатели? раз все такие смелые помогли бы сирийцам.
Я не осуждаю...Бог им судья.
Но больше 40 детей погибло.
А на пожарных ни царапины.
Осторожные потому что...(трусливые?)
1 ... 456 7 8910 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь