Тоголезский скотовоз и секреты Родины

17:33 27/04/2017 Силовые структуры
Российский разведывательный корабль «Лиман»
Российский разведывательный корабль «Лиман»

Около полудня 27 апреля неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор столкнулись российский разведывательный корабль «Лиман» и судно-скотовоз Yozarsif-H под флагом Того. В результате «Лиман» получил пробоину и затонул. 78 членов экипажа спасены, никто не пострадал.

Что случилось?

По разным данным, в 11:44 или 11:53 мск неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор произошло столкновение двух кораблей. Одним из них был средний разведывательный корабль Черноморского флота «Лиман».

В 12:00 мск корабли Черноморского флота получили приказ выйти в район столкновения. Туда же направили самолет Ан-26 со спасательной командой на борту. Однако в результате столкновения «Лиман» получил в правом борту пробоину ниже ватерлинии и около 14:48 мск пошел ко дну. Судя по переданным СМИ координатам, это произошло примерно в 37 километрах к северо-западу от маяка Румели-Фенери, стоящего на входе в Босфор.

Чуть раньше в этот район был своевременно перенаправлен находившийся неподалеку российский сухогруз «Улус Стар», шедший из Астрахани в итальянскую Равенну. Два катера береговой охраны Турции, а также виновник столкновения, о котором речь пойдет ниже, приняли на борт весь экипаж «Лимана» — 78 человек. Первоначальные сообщения о 15 пропавших без вести не подтвердились. Людей передадут на борт «Улус Стара», который доставит их на базы флота.

Кто столкнулся с «Лиманом»?

Второй участник столкновения (изначально невыясненной принадлежности) департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России поначалу обозначил как «Ашот-7» — в таком виде он и представлен сейчас в основных российских СМИ. Однако попытки обнаружить такой корабль в реестрах успехом не увенчались.

Чуть позже турецкая береговая охрана уточнила: «Лиман» протаранило судно-скотовоз (livestock carrier) с трудным наименованием «Yozarsif-H».

Это судно дедвейтом 2103 тонны построено в 1977 году в Гамбурге и неоднократно меняло владельцев и наименования. В данный момент оно приписано к порту Ломе (Тоголезская Республика) и работает на линиях Средиземного, Черного и Красного морей в интересах ливанской скотопромышленной компании Hammami Livestock. Скотовоз вечером 26 апреля покинул румынский порт Мидия и направлялся в иорданскую Акабу.

Турецкие власти сообщили, что Yozarsif-H видимых повреждений не получил и в данный момент по-прежнему находится в районе аварии.

Что такое «Лиман»?

«Лиман» построен в 1970 году в польском Гданьске на верфи Stocznia Polnocna. По исходному проекту это гражданское гидрографическое судно проекта 861 (водоизмещение около 1,6 тысячи тонн, скорость 17 узлов), и таких корпусов польская верфь сдала 29 единиц. Из них как средние разведывательные корабли изначально строились только девять (между 1968 и 1976 годами).

«Лиман» использовался как гидрографическое судно (сперва на Балтике, с 1974 года — на Черном море), а в 1989-м был переоборудован в корабль-разведчик.

Корабли этого типа предназначены для слежения за кораблями и соединениями флота вероятного противника, учениями и испытаниями новых систем вооружения. Оснащены широким спектром аппаратуры радиотехнической разведки и радиоразведки, а также гидроакустическим комплексом. Как правило, комплект аппаратуры не типовой, многие корабли имеют свою специализацию и оснащаются отдельными системами специального назначения (в том числе подводными аппаратами или аппаратурой радиационного мониторинга).

«Лиман» входил в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота и базировался в бухте Южная (Севастополь) наряду с еще двумя однотипными кораблями («Кильдином» и «Экватором»), а также кораблем проекта 864 «Приазовье».

Весной 1999 года «Лиман» выходил в Адриатическое море, где в этот момент развертывались силы НАТО, ведущие операцию против Югославии.

Есть один аспект

Если переданные в СМИ координаты места затопления «Лимана» верны, то глубины в этом районе составляют примерно 85-95 метров. Это создает проблему, которая уже сейчас должна озаботить российских военных. Дело в том, что разведывательные корабли, как мы уже отметили, буквально напичканы разной нетривиальной аппаратурой, в том числе весьма секретной.

Если бы корабль затонул севернее — там, где шельф резко обрывается на глубины до 500-1000 метров, сохранность секретов вызывала бы меньшее беспокойство. И то не до конца: достаточно вспомнить историю с попыткой американцев поднять затонувшую в Тихом океане субмарину К-129, на борту которой были три ракеты с ядерными боевыми блоками и аппаратура спецсвязи.

С глубины около 90 метров достать искомое гораздо проще. Не исключено, что в ближайшее время развернется охота за этой техникой, даже если российские военные максимально оперативно попытаются запустить операцию по подъему судна (подготовка к такой операции в любом случае быстрой не будет).

Подготовил Константин Богданов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(399):

1 ... 678 9 101112 ... +1
0 +0−0Lex Lex18:46:50
28/04/2017
-2 +0−0Олег Быков15:43:16
28/04/2017
Я так понимаю на скотовозе был хохлоскот плывущий в це европу по безвизу. Поэтому такая радость в 404
Африканский скотовоз потопил российский военный корабль по заданию США
0 +0−0FIAT 50017:26:07
28/04/2017
0 +0−0Галина Стрекнёва17:11:27
28/04/2017
А может скотовоз СПЕЦиАЛЬНО таранил российский корабль. И может быть, даже какая-то страна УЖЕ готова "нырять" за секретными приборами: они - то готовились заранее. А Россия не ожидала тарана, ей теперь только сейчас надо готовить оборудование. Но что-то очень уж часто мелькают турки ПРОСТО ВЕЗДЕ
"Османская империя не дремлет, она сосредотачивается... "
Амир- Паша III
0 +0−0FIAT 50017:24:20
28/04/2017
0 +0−0Vivigomes Gomes10:49:24
28/04/2017
Очень похоже...Когда авария теплоход Адм.Нахимов
да , там тоже никто не хотел уступать дорогу.
0 +0−0Андрей Поспелов17:24:13
28/04/2017
0 +0−0Мингалеев Тагир17:20:16
28/04/2017
Зачем же мне гуглить если я 27 лет в море
ну ок.
0 +0−0Галина Стрекнёва17:20:42
28/04/2017
1 +0−0Валерий Овчинников09:10:36
28/04/2017
Странная статья - что это за разведывательный корабль, если его протаранил какой-то скотовоз. И вообще непонятно, как такое могло случиться. Был густой туман? В статье ни слова. Отказала ВСЯ аппаратура на "Лимане"? Как вообще военный по сути корабль мог не заметить опасное приближение другого судна? И еще - это специализированный военный корабль. Как он мог затонуть от одной пробоины? Даже гражданские суда разделены на отсеки. И ни слова, что делал "Лиман" в этом районе. Весь акцент на секретной аппаратуре на борту затонувшего "Лимана" - мол могут украсть у России какие-то секреты. А если была на борту "Лимана" действительно секретная аппаратура, то почему его не сопровождал военный корабль флота России? В общем похоже на очередной бардак
А разве географические судна не бывают разведывательными?
0 +0−0Мингалеев Тагир17:20:16
28/04/2017
-1 +0−0Андрей Поспелов17:18:33
28/04/2017
Просто загугли в картинках "Дымящий корабль", а потом повтори про себя, что сейчас никто не дымит.
Зачем же мне гуглить если я 27 лет в море
0 +0−0Галина Стрекнёва17:11:27
28/04/2017
0 +0−0Пушкинд13:36:08
28/04/2017
На самом деле - это эпическое событие. Беспрецедентное. Вахтенного начальника ждет военный суд, я думаю. Да и командир корабля может попрощаться с карьерой
А может скотовоз СПЕЦиАЛЬНО таранил российский корабль. И может быть, даже какая-то страна УЖЕ готова "нырять" за секретными приборами: они - то готовились заранее. А Россия не ожидала тарана, ей теперь только сейчас надо готовить оборудование. Но что-то очень уж часто мелькают турки ПРОСТО ВЕЗДЕ
0 +0−0Ася Про17:09:50
28/04/2017
1 +0−0Валерий Овчинников09:10:36
28/04/2017
Странная статья - что это за разведывательный корабль, если его протаранил какой-то скотовоз. И вообще непонятно, как такое могло случиться. Был густой туман? В статье ни слова. Отказала ВСЯ аппаратура на "Лимане"? Как вообще военный по сути корабль мог не заметить опасное приближение другого судна? И еще - это специализированный военный корабль. Как он мог затонуть от одной пробоины? Даже гражданские суда разделены на отсеки. И ни слова, что делал "Лиман" в этом районе. Весь акцент на секретной аппаратуре на борту затонувшего "Лимана" - мол могут украсть у России какие-то секреты. А если была на борту "Лимана" действительно секретная аппаратура, то почему его не сопровождал военный корабль флота России? В общем похоже на очередной бардак
Серьезно? ну скажите свое мнение, почитаем?
0 +0−0Георгий Жуков16:14:33
28/04/2017
0 +0−0Омелько Онуча09:34:49
28/04/2017
Только что читал турецкие СМИ, так там пишут, что российский корабль шел через Босфор по новой российской традиции с расчехленными пушками и пулеметами, игнорируя все правила судовождения, без разрешения диспетчера-лоцмана. Итог известен.
Посмотри на фото корабля и ещё раз, вдумчиво попробуй почитать турецкие СМИ
0 +0−0№-188643715:28:39
28/04/2017
0 +0−0Пушкинд13:36:08
28/04/2017
На самом деле - это эпическое событие. Беспрецедентное. Вахтенного начальника ждет военный суд, я думаю. Да и командир корабля может попрощаться с карьерой
не факт уважаемый! не факт! Все зависит от крыши ... могут и посадить, а могут и наградить!:)
0 +0−0Vladimir Voroshilov14:19:32
28/04/2017
Не хрен с баранами лбами толкаться.
0 +0−0Пушкинд13:36:08
28/04/2017
На самом деле - это эпическое событие. Беспрецедентное. Вахтенного начальника ждет военный суд, я думаю. Да и командир корабля может попрощаться с карьерой
0 +0−0Андрей Поспелов13:17:02
28/04/2017
1 +0−0Альмухамед12:59:07
28/04/2017
ТО КУЗЯ НА ВЕСЬ МИР ДЫМИТ И ОПРОКИДЫВАЕТ САМОЛЁТЫ, ТО НА ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ НАПАДАЕТ И ТОПИТ СКОТОВОЗ.
Дымят абсолютно все корабли. Для информации.
0 +0−0Альмухамед12:57:47
28/04/2017
0 +0−0Schneider Robert12:16:58
28/04/2017
Столкнулись два скотовоза.
:-)
СОГЛАСЕН. ТАМ БЫЛИ ОВЦЫ, А В РУССКОМ КОРАБЛЕ ПЬЯНЫЕ СВИНЬИ.
0 +0−0NEW EDITION12:56:20
28/04/2017
а что ви хотели от негров ,неукоснительного соблюдения МППСС-72?
0 +0−0Izrin Maria12:55:28
28/04/2017
0 +0−0Халиф Аль-Багдади21:56:47
27/04/2017
А эту страну Того сделать того слабо? Чтобы не лазили возле секретных кораблей.
Сделать Того ЕЩЁ СЛАБЕЕ - СЛАБО!
0 +0−0Алексей Курочкин12:52:17
28/04/2017
0 +0−0Эдуард Озеров-Тумблер12:46:30
28/04/2017
""нет сынок, ты будешь меньше есть!"
Я знал, я знал. Придётся переходить на высокопитательную диету: крабовое мясо, телятину. А вот насчёт компактных и питательных овощей - придётся вопрос исследовать.
0 +0−0Эдуард Озеров-Тумблер12:46:30
28/04/2017
0 +0−0Алексей Курочкин23:36:13
27/04/2017
Вот бедолажки. И что, теперь им задерживать зарплату будут за отсутствие выработки?
""нет сынок, ты будешь меньше есть!"
0 +0−0Юрий Орешкин12:31:09
28/04/2017
-1 +0−0Сергей Самаркин00:02:49
28/04/2017
Такие вещи как таран совковых барж, практиковались еще при СССР. Так что это не случайность а намереный таран скорее всего. А насчет оборудования секретного. Скорее всего оно будет представлять интерес для коллекционеров антиквариата
Да-а-а!Этот скот специально арендовал судно,стоял и ждал,когда подойдет "Лиман",чтобы врубить "полный ход" и врезаться в пр.борт.Ха-Ха-Ха.- - -(Подставить пр.борт-это нарушение МППСС)
0 +0−0Schneider Robert12:16:58
28/04/2017
Столкнулись два скотовоза.
:-)
1 ... 678 9 101112 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь