„ | Ещё одному не повезло со страной... | “ |
В минувший уик-энд в Москве, в Зверевском центре современного искусства, прошел фестиваль верлибра. Или, как его называют организаторы, свободного русского стиха. Смысловая нагрузка тут возложена не на «свободный» — нынче этой банальностью в литературе никого не привлечешь, а на «русский». Однако ситуация мне представляется отнюдь не русская, а североамериканская.
Поскольку то, что наблюдалось на фестивале, отчетливо напоминает судьбу американских индейцев, в силу исторических обстоятельств оказавшихся в резервациях. За два дня на фестивале выступили почти сто верлибристов — ну, то есть поэтов, которые в своем творчестве не используют наработанные в России за два с лишним века каноны силлабо-тонической версификации. Пишут без рифмовки и без четкого чередования ударных и безударных слогов, которое стиховеды называют причудливыми именами: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест...
На мысль о резервации наводила ситуация в зале, где все это происходило. Нет, интересные и талантливые стихи, конечно, были. Правда, большая часть прозвучавшего, к сожалению, эстетически была слабовата, а то и откровенно слаба. Однако это свойственно и «обычным» поэтическим фестивалям, где читают «обычные», с российской точки зрения, стихи. То есть рифмованные.
Существенное различие состояло в том, что на фестивале верлибра не было ни одного «постороннего» человека. Ни одного зрителя, который не писал бы стихи. Собрались лишь одни поэты-верлибристы.
Разительный контраст с рифмованной поэзией. Вот, скажем, поэтесса Вера Полозкова — vero4ka — по сравнению с периодом «Живого Журнала» настолько выросла и заматерела, что стала прямо-таки реинкарнацией Эдуарда Асадова. Успех совершенно бешеный. По количеству публики она, конечно, немного проигрывает шестидесятникам: стадионы не собирает. Но в залы полторы-две тысячи ее поклонников зачастую набиваются. А вот по коммерческой составляющей она уже давно переплюнула и Евтушенко с Вознесенским. За билет в амфитеатр надо платить до семи с половиной тысяч, за партер придется выложить все пятнадцать. Это в помпезных залах. Но и в самых депрессивных регионах стоимость билетов ниже тысячи рублей не опускается. Как говорится, бренд.
Признанный не только в России, но и в мире живой классик верлибра Вячеслав Куприянов вряд ли соберет больше пятидесяти. И не рублей, а человек.
О чем свидетельствует безраздельное господство рифмованной поэзии на территории Российской Федерации? В то время как западнее — в Европе — поэзия уже давно существует только в форме верлибра. Ответ очевиден. Множество поэтов, не отступающих от принципов силлабо-тоники, утверждают, что Россия — это Европа. И сами же себе противоречат, сочиняя стихи невиданным и не слыханным для Европы способом.
Надо сказать, что дело обстоит еще трагичнее: Россия — это даже и не Россия. То есть не европейская ее часть. Сердце нашей поэзии находится за Уральским хребтом. Ну, а эстетические пристрастия в значительной степени передают сущность менталитета.
Вряд ли можно отрицать, что декламация регулярных стихов схожа с шаманскими практиками. Циклическое повторение ударных и безударных звуков, рифмовка окончаний строк — все это оттуда, из-за хребта. На гипнотический эффект работает и жестикуляция, и закатывание глаз в особо эмоциональных местах, и распевно-завывающие интонации.
Могла ли русская поэзия пойти по европейской столбовой дороге? Существует несколько экспериментальных попыток у Пушкина. Например, «Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года...». Ритмический рисунок тут, конечно, очевиден, но рифмой Александр Сергеевич пренебрег.
Однако одно дело — изучать заморскую поэзию по книгам, и совсем другое — оказаться в Европе и живо общаться с носителями этой поэзии. Как известно, у Пушкина шенгенской визы не было. Поэтому на верлибр он «не пересел».
Теоретики русского верлибра выдвигают в качестве родоначальника жанра Тургенева. «Как хороши, как свежи были розы...», «О, великий, могучий, правдивый и свободный...». Тут как бы все сходится: и верлибры прекрасные, и Иван Сергеевич изрядно по Европам поколесил, то есть напитался духом свободного стихосложения.
Однако и он не смог перебороть российскую косность. Вот что пишет Джулиан Барнс в рассказе «Вспышка»: «Потом, когда молодежь потребовала танцев, он показал парижскую новинку. Скинул пиджак, засунул большие пальцы себе под мышки и пустился выделывать коленца — вскидывал ногу, мотал головой, тряс седой шевелюрой под хлопанье и одобрительные возгласы; хватал воздух, вскидывал ногу, хватал воздух, вскидывал ногу, пока наконец не рухнул в кресло без сил. Номер имел большой успех. Толстой записал в своем дневнике: “Тургенев cancan. Грустно”».
То есть не только сам танец, но и сам строй европейской культуры категорически не принимал Лев Николаевич — зеркало не только русской революции, но всей русской культуры со всеми ее плюсами и минусами, вершинами и недочетами. Короче, Толстой верлибр не конституировал. В связи с чем «правильные» поэты продолжают увлеченно бить в бубен, доводя себя до экстаза. А самые сильные шама... простите, поэты доводят до экстаза слушателей. Кто — двоих-троих, а кто и многотысячные залы.
Поэтому у славистов в Европе существует устойчивое мнение о том, что Россия — это vodka, balalayka, медведи на улицах и силлабо-тоника.
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
4 +0−0 | TaijiquanGaoshou . | 11:45:38 18/04/2017 |
Ещё одному не повезло со страной... |
3 +0−0 | Grigoriy Kopilov | 19:08:54 18/04/2017 |
Статья замечательная. Но оценивать её надо не в литературоведческих, а моральных категориях. Замечательна она бессовестностью и наглостью. Других качеств в ней нет. |
3 +0−0 | Максим Котов | 16:57:57 18/04/2017 |
Все гораздо проще. Западноевропейские языки и фонетически и грамматически плохо приспособлены к стихосложению, да и современные стихи (не песни) читают а не поют (хотя до 18 века стихи пели). Верлибр стал доминировать только в 20 веке, да и это больше следствие упадка поэзии, её сближения с прозой. Ну а для русского уха верлибр воспринимается как бесталанность. |
3 +0−0 | bartfart | 13:06:47 18/04/2017 |
Довольно поверхностный подход к проблеме. Известно же, что эмигрантская поэзия, "дышавшая вольным воздухом Европы", так и осталась верна рифмованной силлабо-тонике, включая поэтов, сформировавшихся уже в Европе и вполне включенных культурный контекст страны проживания. Причем речь не только о первой волне эмиграции, но и о послевоенной (Елагин, Моршен). С другой стороны, и в СССР верлибр вполне имел право на жизнь, даже у печатавшихся поэтов. Пусть и по остаточному принципу, но во многие книги традиционных авторов (типа Д. Самойлова) пара-тройка верлибрических текстов непременно пробиралась. Изоляцией тут ничего не объяснишь. А если автор имел в виду, что верлибр не привился из-за каких-то национальных особенностей культурного восприятия, то и об этом он ничего не сказал. |
3 +0−0 | №-2428667 | 04:53:50 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Ну Азией тоже Россия никогда не будет, Россия - это холодная Африка, особенно по менталитету людей. |
3 +0−0 | Олег Пухов | 04:03:47 18/04/2017 |
Вся русская поэзия -- это поэзия европейская, как и вся высокая культура в России. Просто отстает во времени, вот и все. Когда дороги ровные будут, тогда верлибр вытеснит силлаботонику. |
2 +0−0 | №-3735355 | 18:26:43 18/04/2017 |
Глуповатая статейка. С ног на голову в ней многое поставлено. Традиция писать силлабо-тонические стихи, поддержанная всей мощью русского языка ошельмована. Всё сведено к тупо-ватной демонстрации того, что де - русские - особенные, мы вам не Европа. Дело, оказывается, совсем не в том, что другие языки в поэтическом отношении несравненно беднее русского языка, и поэтому на русском можно вольно рифмовать, а на других евроязыках это почти невозможно. Дело, по Тучкову, в нежелании этих противных русскоязычных стать на 146% такими же, как все остальные европейцы. это лейтмотив его статейки. А чтобы это было не так заметно, в текст намешано всякого словесного бреда про шаманские практики, закатывание глаз, ets. В одном он, все-таки, прав - поэзия переживает совсем уж мрачные для себя времена, и практически нужна единицам. Тем самым, которые и слушатели и чтецы на фестивалях поэзии. Но это говорит не только и не столько о закате поэзии, сколько о закате культуры в целом в нашем быдловатом (чего уж скрывать?) обществе. Вот и пример Полозковой в тему. Какая, к черту, поэзия, тётя Вера бабло рубит. Непонятно только, где она находит дурачков слушать ее вполне заурядные стишата за бешеные деньги. Скорее всего, не находит. Во всяком случае, в одном из городов, точно это знаю, недавно ее "концерт" отменили, ибо всего десяток билетов продать удалось. А может быть и не в одном из городов. В общем, резюмирую, и еле живая поэзия все еще возбуждает желания всяких тучковых нажить сомнительную славу на ее критике. И тучковым неважно, что их критика имеет подзаборный лексический уровень, главное рявкнуть погромче - может, кто и заметит... Зря стараются. Поэзия, как часть искусства, вечна, а тучковы, рожденные ползать - не взлетят. |
2 +0−0 | №-1873145 | 07:19:15 18/04/2017 |
Чо на Пушкина хвост поднял? |
2 +0−0 | Natalia Vasilyeva | 06:35:11 18/04/2017 |
" Как хороши, как свежи были розы.." написал Иван Мятлев, а не Тургенев. |
1 +0−0 | Иван Колтин | 22:37:00 18/04/2017 |
Не знаю как поэзией, но прозой В.Тучков владеет плохо. Статья написана коряво. Автор и редактор поленились ее перечитать или дать почитать кому-то до публикации. |
1 +0−0 | Виктор Трофимов | 18:49:37 18/04/2017 |
Думаю, главная новая высота, с которой многое открывается, это то, что Интернет необратимо изменил нас. Сетевая поэзия, сетевое чтение, сетевые поэты, сетевой интеллект, сетевое сознание. Но что интересно, наскальные рисунки - Тютчев, Анненский, Бальмонт, даже Бродский остались при своём - непоколебимы. |
1 +0−0 | №-2428667 | 18:22:14 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Работаю в Украине на банановой плантации негром. |
1 +0−0 | Дмитрий Богданов | 16:57:47 18/04/2017 |
После смерти (убийства) А.С. Пушкина государь-император оплатил все долги поэта. Их было немало. А вот друзей у великого поэта как и по-настоящему любящих его женщин, по всей видимости , было мало или не было совсем. Вывод: поэзия в России от Державина до Евтушенко на гос.дотациях, то есть существует за счёт налогоплательщиков... даже тех, которые не умели читать. |
1 +0−0 | №-2428667 | 13:42:32 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Родился и вырос. Я вообще-то негр. |
1 +0−0 | TaijiquanGaoshou . | 11:44:11 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Раз не помеха, тогда почему статья такая траурная ? |
1 +0−0 | Maxim Popov | 08:55:02 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
А Тургенев взял только эту фразу и написал стихотворение в прозе (то, что автор называет верлибром). Оно так же и называется. |
1 +0−0 | Сергей Ъ | 07:50:17 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Территория значения не имеет. Национальная ментальность закладывается в детских сказках. Лет через 50-100 понятие национальности сотрётся и устареет. Но пока это не так, и умный человек должен быть националистом. Если он конечно не вредитель. |
1 +0−0 | Галина- Галина | 02:46:34 18/04/2017 |
Бред какой-то... Пушкин, Есенин, Лермонтов, Ахматова и т.д. - отсталые люди, потому как писали рифмой и читали нараспев? Есть отличная статья на эту тему: Эники-беники Я за рифму и пафос в поэзии. |
1 +0−0 | USS Mustin | 01:03:21 18/04/2017 |
Россия никогда не была и не будет Европой, из-за географической и ментальной принадлежности к Азии. Впрочем это же относиться и к турции |
0 +0−0 | №-1886632 | 23:12:59 18/04/2017 |
Автор может еще порассуждать на тему "Почему Россия - не *опа". Но с такими рассуждениями, он и ответа на этот простой вопрос - найти не сможет... |