„ | Бочкины, милый диалог у вас выходит. | “ |
Каждый из нас в младенчестве овладевает речью, чтобы выражать собственные желания и переживания, добиваться своего: боюсь жука, хочу на горшок, не буду кашу. Рано или поздно мы обращаем внимание, что некоторые слова забавно перекликаются друг с другом — иногда бессвязно (кошка/немножко), иногда — чуть ли не со смыслом (собака/кусака). Но это не все. На слух мы различаем, что одно и то же сообщение может идти как по маслу — «В полдневный жар в долине Дагестана…», а может — будто через силу, волоком: «В долине Дагестана в полдневный жар…» Но в личной разговорной практике мы лишь изредка и случайно набредаем на рифму или стихотворный размер («Пойду-ка я пройдусь с собакой…») и в лучшем случае улыбнемся обмолвке, зная, что в обиходе размер и рифма — просто-напросто совпадение, что особая поэтическая складность не присуща речи изначально.
Поэтому профессиональный поэтический навык осмысленно говорить стихом всегда будет оставлять впечатление какого-то чудесного исключения из неукоснительных правил и норм земной жизни с ее гравитацией, трением, энтропией и прочими враждебными процессами, включая старение и самое смертность, требующими от нас неусыпных усилий по преодолению или хотя бы отсрочке этих неудобств и бед. На том же праздничном отрицании ежедневного опыта стоит всякое трюкачество, например, фокус: мы готовы биться об заклад, что цилиндр пуст, ан нет — на наших глазах дядя во фраке извлекает за уши из цилиндрической пустоты и предъявляет публике живого кролика! Словом, возвращаясь к теме моего рассуждения: изъясняться медленно и с трудом — естественно, говорить стихом — противоестественно, даже сверхъестественно.
И чем ближе регулярная, то есть обладающая как минимум стихотворным размером поэзия к разговорной речи, тем сильнее впечатление чуда. А с рифмой и подавно! Книжная речь и сама-то по себе довольно искусственна, так что эволюция ее в заведомо более искусственную стихотворную кажется чем-то довольно логичным и не так изумляет и веселит, как превращение в стихи общедоступной обиходной речи. Ведь знакомая женщина в ярком гриме удивляет сильнее модели с глянцевой обложки: у них там в их рекламно-гламурном зазеркалье все неправдоподобно эффектно — то ли дело у нас! Ровно поэтому, вероятно, и увлекает уже несколько поколений читателей стихотворный перечень всякой прозаической всячины, бегущей за окном кареты перед взором молодой провинциалки:
...Вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
А какое сильное действие производит бытовое брюзжание лирического героя, клянущего свою рассеянность в шедевре Владислава Ходасевича! Бытовое брюзжание, но ямбом — и каким!
Перешагни, перескочи,
Перелети, пере- что хочешь —
Но вырвись: камнем из пращи,
Звездой, сорвавшейся в ночи…
Сам затерял — теперь ищи…
Бог знает,чтосебе бормочешь,
Ища пенсне или ключи.
Игровая складность поэзии может восприниматься автором как иго и надругательство над нешуточной драмой жизни и придать стихотворению надрывно-трагическое звучание. При внимательном чтении авторское бешенство на версификационную кабалу слышится в «Элегии» Александра Введенского, в которой ткань стиха намеренно, будто изнаночным швом наружу, вывернута кондовыми рифмами напоказ:
Летят божественные птицы,
их развеваются косицы,
халаты их блестят как спицы,
в полете нет пощады.
Они отсчитывают время,
Они испытывают бремя,
пускай бренчит пустое стремя —
сходить с ума не надо.
В говорении традиционным регулярным стихом (даже на неприятные темы) есть какая-то праздничная приподнятость, карнавальный привкус: ведь пересечь улицу пешком и надежней, и быстрей, чем пройти над ней по канату, однако только вовсе скучный человек не задерет голову, чтобы подивиться на канатоходца.
В пользу такого стихосложения Сергей Аверинцев приводил самые возвышенные доводы: «Что бы ни приключалось с героем (…) — но за одной хореической строкой непреложно последует другая, и так будет до конца драмы; примерно так, как после нашей смерти будут до конца мировой драмы продолжать сменяться времена года и возрасты поколений, каковое знание, утешая нас или не утешая, во всяком случае ставит на место и учит мужеству».
Почтительно присоединяюсь к мнению выдающегося ученого.
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
1 +0−0 | Терентий Трегорьев | 23:34:19 24/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Бочкины, милый диалог у вас выходит. |
1 +0−0 | Терентий Трегорьев | 23:33:37 24/11/2016 |
В долине Дагестана в полдневный жар желать я не устану поместиться в шар который изолирует меня от зноя, как уличный регулировщик в хаосе Ханоя... Пойду-ка я, пройдусь с собакой, чтобы не стала та кусакой... Стишки кропать -- проблемы в этом нет, поэт в России даже не поэт. |
1 +0−0 | Алексей Бочкин | 20:07:58 24/11/2016 |
Не Автор, прямо Вельзевул! Так извернулся, так загнул! Построил всех, поставил планку, А сам спокойно съел баранку! |
0 +0−0 | Alexander Tiretsky | 18:13:13 25/11/2016 |
Сергей, при всём к Вам Уважении, дайте анализ к паре строчек: Тащусь от Кулундинского Заката. Но водки было все же маловато. или Потаповы Лужки. Невыносимо тихо. Рвану с обрыва и - считайте меня психом. " И что, - "дробим каменья"? АА |
0 +0−0 | Alexander Tiretsky | 17:48:36 25/11/2016 |
Всё бы ничего бы, Сергей... Только не пишите сами того, что никого не спасает. |
0 +0−0 | s n | 11:57:17 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Гаплогруппа J2, чики тут, чики там... (с) |
0 +0−0 | no_ _name | 11:03:36 25/11/2016 |
В 21 веке при капиталистах больше не говорят стихами, ВСЕ БОЛЬШЕ МАТОМ ОТ .......... ЖИЗНИ. |
0 +0−0 | Гайковерт Демократор | 10:44:36 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Ну что вы, батенька, ну что вы Пора сорвать с души оковы, Щербатой малодушности покровы, Всем стать к невежеству суровы, Собрать в мешок всю простоту, Во всех поступках - дешевизну Да закопать во время тризны И тем спасти хоть капельку Отчизны |
0 +0−0 | Солнечный Гриб | 09:26:42 25/11/2016 |
я, фрактальным узором перепутанных веток, чередой мутных слов вдоль газетных заметок, электронной сетчаткой разноцветных картинок, трафаретами листьев в отпечатках ботинок, перестуком колёс и сверканием хрома, переливами слёз и раскатами грома, собираю себя из комка серых туч в ослепительно яркий солнечный луч. |
0 +0−0 | александр скворцов | 21:42:33 24/11/2016 |
Господи! Связанная речь! |
0 +0−0 | Алексей Бочкин | 20:45:07 24/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Это хорошо, что Вам нравится стихотворная речь Это редкость и очень большая редкость, но ещё встречается |
0 +0−0 | Федор Сергеев | 19:24:13 24/11/2016 |
Что-то общее есть у всех колумнистов Ленты; вот пока не могу догадаться, что именно; вероятно, "гены у их пг'авильные" |
-1 +0−0 | Владимир Хачатуров | 12:48:16 25/11/2016 |
писать чистым ямбом или хореем - вообще извращение, как заметил еще Чернышевский |
-1 +0−0 | Akont Arcor | 12:25:03 25/11/2016 |
Неприлично цитируя приличные стихи не указывать автора, даже всемирно известного. А чего сказать то хотел? великого гусского поета рекламировал? |