Почему Россия не Европа

00:07 18/04/2017 Культура
Почему Россия не Европа

В минувший уик-энд в Москве, в Зверевском центре современного искусства, прошел фестиваль верлибра. Или, как его называют организаторы, свободного русского стиха. Смысловая нагрузка тут возложена не на «свободный» — нынче этой банальностью в литературе никого не привлечешь, а на «русский». Однако ситуация мне представляется отнюдь не русская, а североамериканская.

Поскольку то, что наблюдалось на фестивале, отчетливо напоминает судьбу американских индейцев, в силу исторических обстоятельств оказавшихся в резервациях. За два дня на фестивале выступили почти сто верлибристов — ну, то есть поэтов, которые в своем творчестве не используют наработанные в России за два с лишним века каноны силлабо-тонической версификации. Пишут без рифмовки и без четкого чередования ударных и безударных слогов, которое стиховеды называют причудливыми именами: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест...

На мысль о резервации наводила ситуация в зале, где все это происходило. Нет, интересные и талантливые стихи, конечно, были. Правда, большая часть прозвучавшего, к сожалению, эстетически была слабовата, а то и откровенно слаба. Однако это свойственно и «обычным» поэтическим фестивалям, где читают «обычные», с российской точки зрения, стихи. То есть рифмованные.

Существенное различие состояло в том, что на фестивале верлибра не было ни одного «постороннего» человека. Ни одного зрителя, который не писал бы стихи. Собрались лишь одни поэты-верлибристы.

Разительный контраст с рифмованной поэзией. Вот, скажем, поэтесса Вера Полозкова — vero4ka — по сравнению с периодом «Живого Журнала» настолько выросла и заматерела, что стала прямо-таки реинкарнацией Эдуарда Асадова. Успех совершенно бешеный. По количеству публики она, конечно, немного проигрывает шестидесятникам: стадионы не собирает. Но в залы полторы-две тысячи ее поклонников зачастую набиваются. А вот по коммерческой составляющей она уже давно переплюнула и Евтушенко с Вознесенским. За билет в амфитеатр надо платить до семи с половиной тысяч, за партер придется выложить все пятнадцать. Это в помпезных залах. Но и в самых депрессивных регионах стоимость билетов ниже тысячи рублей не опускается. Как говорится, бренд.

Признанный не только в России, но и в мире живой классик верлибра Вячеслав Куприянов вряд ли соберет больше пятидесяти. И не рублей, а человек.

О чем свидетельствует безраздельное господство рифмованной поэзии на территории Российской Федерации? В то время как западнее — в Европе — поэзия уже давно существует только в форме верлибра. Ответ очевиден. Множество поэтов, не отступающих от принципов силлабо-тоники, утверждают, что Россия — это Европа. И сами же себе противоречат, сочиняя стихи невиданным и не слыханным для Европы способом.

Надо сказать, что дело обстоит еще трагичнее: Россия — это даже и не Россия. То есть не европейская ее часть. Сердце нашей поэзии находится за Уральским хребтом. Ну, а эстетические пристрастия в значительной степени передают сущность менталитета.

Вряд ли можно отрицать, что декламация регулярных стихов схожа с шаманскими практиками. Циклическое повторение ударных и безударных звуков, рифмовка окончаний строк — все это оттуда, из-за хребта. На гипнотический эффект работает и жестикуляция, и закатывание глаз в особо эмоциональных местах, и распевно-завывающие интонации.

Могла ли русская поэзия пойти по европейской столбовой дороге? Существует несколько экспериментальных попыток у Пушкина. Например, «Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года...». Ритмический рисунок тут, конечно, очевиден, но рифмой Александр Сергеевич пренебрег.

Однако одно дело — изучать заморскую поэзию по книгам, и совсем другое — оказаться в Европе и живо общаться с носителями этой поэзии. Как известно, у Пушкина шенгенской визы не было. Поэтому на верлибр он «не пересел».

Теоретики русского верлибра выдвигают в качестве родоначальника жанра Тургенева. «Как хороши, как свежи были розы...», «О, великий, могучий, правдивый и свободный...». Тут как бы все сходится: и верлибры прекрасные, и Иван Сергеевич изрядно по Европам поколесил, то есть напитался духом свободного стихосложения.

Однако и он не смог перебороть российскую косность. Вот что пишет Джулиан Барнс в рассказе «Вспышка»: «Потом, когда молодежь потребовала танцев, он показал парижскую новинку. Скинул пиджак, засунул большие пальцы себе под мышки и пустился выделывать коленца — вскидывал ногу, мотал головой, тряс седой шевелюрой под хлопанье и одобрительные возгласы; хватал воздух, вскидывал ногу, хватал воздух, вскидывал ногу, пока наконец не рухнул в кресло без сил. Номер имел большой успех. Толстой записал в своем дневнике: “Тургенев cancan. Грустно”».

То есть не только сам танец, но и сам строй европейской культуры категорически не принимал Лев Николаевич — зеркало не только русской революции, но всей русской культуры со всеми ее плюсами и минусами, вершинами и недочетами. Короче, Толстой верлибр не конституировал. В связи с чем «правильные» поэты продолжают увлеченно бить в бубен, доводя себя до экстаза. А самые сильные шама... простите, поэты доводят до экстаза слушателей. Кто — двоих-троих, а кто и многотысячные залы.

Поэтому у славистов в Европе существует устойчивое мнение о том, что Россия — это vodka, balalayka, медведи на улицах и силлабо-тоника.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(35):

1 2
0 +0−0Алексей Бочкин21:22:45
18/04/2017
Кто знает может именно эти два-три слушателя и дадут будущее услышанным стихам
И с другой стороны лучше выслушать критику двух-трёх, чем быть закиданным яйцами со стороны многих тысяч
0 +0−0Xin Qilin17:47:27
18/04/2017
Эстеты Питера передают
суть русского менталитета,
поэтому всегда поют
«В ПИТЕРЕ -ПИТЬ!"
Все лето...

Физиономия поэзии
находится в Москве ,
а на Урале сердце лир
Где анекдоты все
«верлибр»…

На голытьбу из слов река
Из-за хребта торчит рука
Что хочет обломать рога
Без мата русского,
Но языка
0 +0−0TaijiquanGaoshou .17:21:05
18/04/2017
-2 +0−0Андрей Расторгуев-Воротынцев16:05:21
18/04/2017
Про Толстого не согласен. Во-первых, Толстой это Бальзак, и без Бальзака не было бы Толстого. Во-вторых, Толстой никакой -русской- идеей не обладает и никогда не обладал, он философ и за такие выводы Ленину лично бы по шапке настучал. Огромной и волосатой.
Ну а в остальном и вообще мне ваша статья, Владимир, понравилась. Спасибо
Да нет, Толстой не Бальзак. Бальзака звали Оноре и он был француз, а Толстого звали Лев и был он русским.
0 +0−0TaijiquanGaoshou .17:19:36
18/04/2017
1 +0−0№-242866713:42:32
18/04/2017
Родился и вырос. Я вообще-то негр.
А в Россию зачем приехал ? Бананы в России не растут.
0 +0−0Максим Котов17:00:13
18/04/2017
1 +0−0Дмитрий Богданов16:57:47
18/04/2017
После смерти (убийства) А.С. Пушкина государь-император оплатил все долги поэта. Их было немало. А вот друзей у великого поэта как и по-настоящему любящих его женщин, по всей видимости , было мало или не было совсем. Вывод: поэзия в России от Державина до Евтушенко на гос.дотациях, то есть существует за счёт налогоплательщиков... даже тех, которые не умели читать.
В России всегда государство во многом выполняло ту роль которое на Западе играло гражданское общество
0 +0−0Михаил Коровьев16:25:11
18/04/2017
А всё это что - кому-то действительно интересно, кроме нескольких сотен маргиналов на всю страну?
0 +0−0Alexandr Pikalyuk13:41:32
18/04/2017
3 +0−0№-242866704:53:50
18/04/2017
Ну Азией тоже Россия никогда не будет, Россия - это холодная Африка, особенно по менталитету людей.
Про Африку можно писать цветно и шоколадно, как делал Гумилёв в стихотворении "Жираф". ))
0 +0−0№-197108613:04:37
18/04/2017
Балалайки не хватает... а так все норм.
0 +0−0TaijiquanGaoshou .11:44:43
18/04/2017
1 +0−0Сергей Ъ07:50:17
18/04/2017
Территория значения не имеет. Национальная ментальность закладывается в детских сказках. Лет через 50-100 понятие национальности сотрётся и устареет. Но пока это не так, и умный человек должен быть националистом. Если он конечно не вредитель.
Понятие национальности не устареет ! Шоби я так жил !
0 +0−0TaijiquanGaoshou .11:43:42
18/04/2017
3 +0−0Олег Пухов04:03:47
18/04/2017
Вся русская поэзия -- это поэзия европейская, как и вся высокая культура в России. Просто отстает во времени, вот и все. Когда дороги ровные будут, тогда верлибр вытеснит силлаботонику.
А очень надо, чтобы вытеснил ?
0 +0−0Сергей Ъ07:47:46
18/04/2017
1 +0−0Галина- Галина02:46:34
18/04/2017
Бред какой-то... Пушкин, Есенин, Лермонтов, Ахматова и т.д. - отсталые люди, потому как писали рифмой и читали нараспев? Есть отличная статья на эту тему: Эники-беники
Я за рифму и пафос в поэзии.
Одно другому не помеха.
-1 +0−0TaijiquanGaoshou .17:21:46
18/04/2017
0 +0−0Максим Котов17:00:13
18/04/2017
В России всегда государство во многом выполняло ту роль которое на Западе играло гражданское общество
На Западе гражданское общество рубило головы и сжигало еретиков ?
-1 +0−0Марк Опыт05:22:14
18/04/2017
Не причисляю я себя к поэтам,
с младых ногтей меня причислили к 3,1415 it, а это Am, –
что значит ложный ярлычок,
смотри аккордов табуляр, вам стыд и срам.

*
Почему Россия не Европа?
Всё банально просто, рифма *опа,
туда по доброй воле не идут,
нас всех туда "любезно" шлют.

*
Монолог опера от Гестапо

(сыск в совейской и царской России был основан на безусловном обвинении инакомыслящих быть "конями", "повозками", шестёрками у оперов, которые были заодно и политическим сыском для поддержания актуальной агентуру)

Так, ты нам рассказчик за царство, что "Оз"
и фильму бульваров с не военной тропой, – "Навигатор"?
Оз и нав.? Тогда ты, – навоз,
нам удобрение нужно, я "на" по́л чтоб в тор
и силком как овец, я играю, а ты, – чебуратор
и бур в которых стрелял я из пушек,
мальчонкам любил я подсунуть игрушек
в которых заложен заряд динамита.
С любовью ты просишь? Тогда не буквально, срамной мужичок,
но с тем же эффектом, чтоб знал своё место сверчок
про волю забыл и травил себя дустом, пиит.

По жёлтой кирпичной дороге
"душистый" струился навоз.
-2 +0−0Андрей Расторгуев-Воротынцев16:05:21
18/04/2017
Про Толстого не согласен. Во-первых, Толстой это Бальзак, и без Бальзака не было бы Толстого. Во-вторых, Толстой никакой -русской- идеей не обладает и никогда не обладал, он философ и за такие выводы Ленину лично бы по шапке настучал. Огромной и волосатой.
Ну а в остальном и вообще мне ваша статья, Владимир, понравилась. Спасибо
-2 +0−0TaijiquanGaoshou .11:45:10
18/04/2017
3 +0−0№-242866704:53:50
18/04/2017
Ну Азией тоже Россия никогда не будет, Россия - это холодная Африка, особенно по менталитету людей.
Вы долго жили в Африке ?
1 2
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь