В минувший уик-энд в Москве, в Зверевском центре современного искусства, прошел фестиваль верлибра. Или, как его называют организаторы, свободного русского стиха. Смысловая нагрузка тут возложена не на «свободный» — нынче этой банальностью в литературе никого не привлечешь, а на «русский». Однако ситуация мне представляется отнюдь не русская, а североамериканская.
Поскольку то, что наблюдалось на фестивале, отчетливо напоминает судьбу американских индейцев, в силу исторических обстоятельств оказавшихся в резервациях. За два дня на фестивале выступили почти сто верлибристов — ну, то есть поэтов, которые в своем творчестве не используют наработанные в России за два с лишним века каноны силлабо-тонической версификации. Пишут без рифмовки и без четкого чередования ударных и безударных слогов, которое стиховеды называют причудливыми именами: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест...
На мысль о резервации наводила ситуация в зале, где все это происходило. Нет, интересные и талантливые стихи, конечно, были. Правда, большая часть прозвучавшего, к сожалению, эстетически была слабовата, а то и откровенно слаба. Однако это свойственно и «обычным» поэтическим фестивалям, где читают «обычные», с российской точки зрения, стихи. То есть рифмованные.
Существенное различие состояло в том, что на фестивале верлибра не было ни одного «постороннего» человека. Ни одного зрителя, который не писал бы стихи. Собрались лишь одни поэты-верлибристы.
Разительный контраст с рифмованной поэзией. Вот, скажем, поэтесса Вера Полозкова — vero4ka — по сравнению с периодом «Живого Журнала» настолько выросла и заматерела, что стала прямо-таки реинкарнацией Эдуарда Асадова. Успех совершенно бешеный. По количеству публики она, конечно, немного проигрывает шестидесятникам: стадионы не собирает. Но в залы полторы-две тысячи ее поклонников зачастую набиваются. А вот по коммерческой составляющей она уже давно переплюнула и Евтушенко с Вознесенским. За билет в амфитеатр надо платить до семи с половиной тысяч, за партер придется выложить все пятнадцать. Это в помпезных залах. Но и в самых депрессивных регионах стоимость билетов ниже тысячи рублей не опускается. Как говорится, бренд.
Признанный не только в России, но и в мире живой классик верлибра Вячеслав Куприянов вряд ли соберет больше пятидесяти. И не рублей, а человек.
О чем свидетельствует безраздельное господство рифмованной поэзии на территории Российской Федерации? В то время как западнее — в Европе — поэзия уже давно существует только в форме верлибра. Ответ очевиден. Множество поэтов, не отступающих от принципов силлабо-тоники, утверждают, что Россия — это Европа. И сами же себе противоречат, сочиняя стихи невиданным и не слыханным для Европы способом.
Надо сказать, что дело обстоит еще трагичнее: Россия — это даже и не Россия. То есть не европейская ее часть. Сердце нашей поэзии находится за Уральским хребтом. Ну, а эстетические пристрастия в значительной степени передают сущность менталитета.
Вряд ли можно отрицать, что декламация регулярных стихов схожа с шаманскими практиками. Циклическое повторение ударных и безударных звуков, рифмовка окончаний строк — все это оттуда, из-за хребта. На гипнотический эффект работает и жестикуляция, и закатывание глаз в особо эмоциональных местах, и распевно-завывающие интонации.
Могла ли русская поэзия пойти по европейской столбовой дороге? Существует несколько экспериментальных попыток у Пушкина. Например, «Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года...». Ритмический рисунок тут, конечно, очевиден, но рифмой Александр Сергеевич пренебрег.
Однако одно дело — изучать заморскую поэзию по книгам, и совсем другое — оказаться в Европе и живо общаться с носителями этой поэзии. Как известно, у Пушкина шенгенской визы не было. Поэтому на верлибр он «не пересел».
Теоретики русского верлибра выдвигают в качестве родоначальника жанра Тургенева. «Как хороши, как свежи были розы...», «О, великий, могучий, правдивый и свободный...». Тут как бы все сходится: и верлибры прекрасные, и Иван Сергеевич изрядно по Европам поколесил, то есть напитался духом свободного стихосложения.
Однако и он не смог перебороть российскую косность. Вот что пишет Джулиан Барнс в рассказе «Вспышка»: «Потом, когда молодежь потребовала танцев, он показал парижскую новинку. Скинул пиджак, засунул большие пальцы себе под мышки и пустился выделывать коленца — вскидывал ногу, мотал головой, тряс седой шевелюрой под хлопанье и одобрительные возгласы; хватал воздух, вскидывал ногу, хватал воздух, вскидывал ногу, пока наконец не рухнул в кресло без сил. Номер имел большой успех. Толстой записал в своем дневнике: “Тургенев cancan. Грустно”».
То есть не только сам танец, но и сам строй европейской культуры категорически не принимал Лев Николаевич — зеркало не только русской революции, но всей русской культуры со всеми ее плюсами и минусами, вершинами и недочетами. Короче, Толстой верлибр не конституировал. В связи с чем «правильные» поэты продолжают увлеченно бить в бубен, доводя себя до экстаза. А самые сильные шама... простите, поэты доводят до экстаза слушателей. Кто — двоих-троих, а кто и многотысячные залы.
Поэтому у славистов в Европе существует устойчивое мнение о том, что Россия — это vodka, balalayka, медведи на улицах и силлабо-тоника.
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
0 +0−0 | Алексей Бочкин | 21:22:45 18/04/2017 |
Кто знает может именно эти два-три слушателя и дадут будущее услышанным стихам И с другой стороны лучше выслушать критику двух-трёх, чем быть закиданным яйцами со стороны многих тысяч |
0 +0−0 | Xin Qilin | 17:47:27 18/04/2017 |
Эстеты Питера передают суть русского менталитета, поэтому всегда поют «В ПИТЕРЕ -ПИТЬ!" Все лето... Физиономия поэзии находится в Москве , а на Урале сердце лир Где анекдоты все «верлибр»… На голытьбу из слов река Из-за хребта торчит рука Что хочет обломать рога Без мата русского, Но языка |
0 +0−0 | TaijiquanGaoshou . | 17:21:05 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Да нет, Толстой не Бальзак. Бальзака звали Оноре и он был француз, а Толстого звали Лев и был он русским. |
0 +0−0 | TaijiquanGaoshou . | 17:19:36 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
А в Россию зачем приехал ? Бананы в России не растут. |
0 +0−0 | Максим Котов | 17:00:13 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
В России всегда государство во многом выполняло ту роль которое на Западе играло гражданское общество |
0 +0−0 | Михаил Коровьев | 16:25:11 18/04/2017 |
А всё это что - кому-то действительно интересно, кроме нескольких сотен маргиналов на всю страну? |
0 +0−0 | Alexandr Pikalyuk | 13:41:32 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Про Африку можно писать цветно и шоколадно, как делал Гумилёв в стихотворении "Жираф". )) |
0 +0−0 | №-1971086 | 13:04:37 18/04/2017 |
Балалайки не хватает... а так все норм. |
0 +0−0 | TaijiquanGaoshou . | 11:44:43 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Понятие национальности не устареет ! Шоби я так жил ! |
0 +0−0 | TaijiquanGaoshou . | 11:43:42 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
А очень надо, чтобы вытеснил ? |
0 +0−0 | Сергей Ъ | 07:47:46 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Одно другому не помеха. |
-1 +0−0 | TaijiquanGaoshou . | 17:21:46 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
На Западе гражданское общество рубило головы и сжигало еретиков ? |
-1 +0−0 | Марк Опыт | 05:22:14 18/04/2017 |
Не причисляю я себя к поэтам, с младых ногтей меня причислили к 3,1415 it, а это Am, – что значит ложный ярлычок, смотри аккордов табуляр, вам стыд и срам. * Почему Россия не Европа? Всё банально просто, рифма *опа, туда по доброй воле не идут, нас всех туда "любезно" шлют. * Монолог опера от Гестапо (сыск в совейской и царской России был основан на безусловном обвинении инакомыслящих быть "конями", "повозками", шестёрками у оперов, которые были заодно и политическим сыском для поддержания актуальной агентуру) Так, ты нам рассказчик за царство, что "Оз" и фильму бульваров с не военной тропой, – "Навигатор"? Оз и нав.? Тогда ты, – навоз, нам удобрение нужно, я "на" по́л чтоб в тор и силком как овец, я играю, а ты, – чебуратор и бур в которых стрелял я из пушек, мальчонкам любил я подсунуть игрушек в которых заложен заряд динамита. С любовью ты просишь? Тогда не буквально, срамной мужичок, но с тем же эффектом, чтоб знал своё место сверчок про волю забыл и травил себя дустом, пиит. По жёлтой кирпичной дороге "душистый" струился навоз. |
-2 +0−0 | Андрей Расторгуев-Воротынцев | 16:05:21 18/04/2017 |
Про Толстого не согласен. Во-первых, Толстой это Бальзак, и без Бальзака не было бы Толстого. Во-вторых, Толстой никакой -русской- идеей не обладает и никогда не обладал, он философ и за такие выводы Ленину лично бы по шапке настучал. Огромной и волосатой. Ну а в остальном и вообще мне ваша статья, Владимир, понравилась. Спасибо |
-2 +0−0 | TaijiquanGaoshou . | 11:45:10 18/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Вы долго жили в Африке ? |