„ | Похоже, автор не понимает о чем пишет. Коммуны и коммунальные квартиры это две большие разницы. И напрасно то ли автор то ли редакторы притянули сюда кадр из Собачьего сердца. Коммуны это попытка создать новый быт, пусть и не удачная. Коммунальная квартира это от нехватки жилой площади. Ведь...читать полностью | “ |
Многие историки полагают, что городские коммуны, популярные в 1920-х годах в послереволюционной России и СССР, создавались под влиянием работ архитекторов-конструктивистов. В своей статье, опубликованной в журнале The Journal of Architecture, историк Энди Уиллимотт рассказывает о том, что мотивировало молодых людей на самостоятельное построение нового быта.
В 1902 году Ленин написал одну из своих важнейших работ «Что делать?», задав тон большевистской политики на ближайшие 20 лет. В поисках кратчайшего пути к социализму он предполагал, что власть должна взять в свои руки группа революционеров, действующих в интересах пролетариата. Затем, когда эти силы установят контроль над государственными институтами, они будут развивать у населения пролетарское сознание, перевернув таким образом новую страницу в истории человечества.
После Октябрьской революции большевикам пришлось перейти от теории практике, думать о том, как заставить население расстаться с нормами и моралью прошлого. В конце концов новая власть пришла к выводу, что на сознание человека влияет образ жизни, а значит, прежде всего нужно менять его.
Основной движущей силой прогресса стали молодые активисты. Вооруженные поверхностным пониманием материализма, они пытались создать в уже имеющихся зданиях и пространствах бастионы социализма, городские коммуны.
Все вокруг колхозноеОдни из первых декретов молодой советской власти запрещали владение землей и жилплощадью. Кроме того, большевики начали так называемый революционный передел собственности, конфискуя в том числе недвижимость бывшей элиты. Эту жилплощадь делили между рабочими.
Революционные мечтатели хотели полностью перевернуть представление о повседневной жизни. На первых советских архитектурных конкурсах, состоявшихся в 1918 году, предлагали разрабатывать проекты жилых пространств с коммунальными кухнями, столовыми и санузлами. В план включали коллективные библиотеки, читальни, а также ясли, сады и школы. Так возник «дом-коммуна», пространство для реализации социалистических практик.
Пожалуй, одна из самых известных попыток изменить сознание советского человека с помощью архитектуры и дизайна — деятельность конструктивистов. Например, дом Наркомфина, строившийся с 1928 по 1930 год по проекту Моисея Гинзбурга.
В 1925 году Гинзбург и братья Веснины, Виктор и Александр, основали Объединение современных архитекторов (ОСА), чтобы продвигать социалистическую архитектуру. Они отвергали «искусство ради искусства» и считали, что дизайн должен решать задачи, поставленные революцией.
В ОСА заявляли о необходимости создания «социальных конденсаторов», жилых пространств, приспособленных для того, чтобы люди больше общались между собой. Это должно было способствовать повышению чувства индивидуальной ответственности каждого жильца и кооперации между ними.
Дом Наркомфина и другие подобные проекты конструктивистов, однако, еще не были «социальными конденсаторами». Они рассматривались как переходное звено к идеальному социалистическому жилищу и сочетали в себе частные («буржуазные») площади с коммунальными в жилом комплексе, состоящем из соединенных друг с другом зон и коллективных пространств. По замыслу архитекторов, со временем жильцы должны были избавиться от старорежимной привычки к своему индивидуальному пространству и полностью перебраться в публичные помещения.
Этим мечтам по большей части не суждено было сбыться. Архитектурные решения не были стандартизированы и не пошли в массовое производство. В середине 1930-х руководители страны решили, что прежде чем осуществлять такие проекты, в СССР нужно провести ускоренную индустриализацию, поднять промышленность.
Городские коммуныИдеи революционного преобразования повседневности претворялись в жизнь не только архитекторами, но и инициативной молодежью. В реквизированных советской властью домах юноши и девушки создавали коммуны — на принципах равенства, коллективизма и кооперации.
Большинство первых коммун состояли из трех-шести человек, ютившихся в одной-двух комнатах. Часто в студенческих общежитиях. В центре помещения ставился общий стол, по периметру — кровати. За столом обедали, играли, обсуждали текущие дела и проводили политические дискуссии.
В некоторых коммунах поднимали вопрос сноса перегородок между комнатами — для молодых людей это было атакой на индивидуализм и буржуазное желание иметь личное пространство. Другие старались отвоевать для коммуны коридоры и нежилые помещения, чтобы увеличить число коммунаров. Третьи предвидели, что если в коммуне соберется слишком много людей, то это создаст проблемы и конфликты.
Никаких общих для всех коммун принципов не было. Бытовые условия никак не способствовали новому образу жизни, все держалось исключительно на энтузиазме активистов.
Коммуна Петроградского политехническогоСогласно статистике, если с 1918 по 1920 год коммунами жили несколько сотен студентов и рабочих, то к середине 1920-х речь шла уже о тысячах. К 1929 году, как писала «Комсомольская правда», в городские коммуны было вовлечено до 30 тысяч советских граждан.
Если рассматривать идею дома Наркомфина как «социального конденсатора», то же самое можно сказать и про эти объединения — они служили делу формирования социалистического быта и «нового человека».
Одна из таких коммун образовалась в общежитии Петроградского политехнического института в 1923 году. Двенадцать человек решили жить по-новому: в определенное время все вместе занимались зарядкой, читали, учились, дискутировали.
Член коммуны писал в журнале «Красный студент» о том, что у них есть коллективная библиотека, в которой можно найти «все последние подписные издания», а также важные революционные работы. Студенты договорились сдавать в общий котел 30 процентов стипендии. На эти деньги приобретали всю еду, одежду, оборудование, а также использовали этот фонд в случае непредвиденных расходов. Предполагалось, что со временем, привыкнув к социалистическому образу жизни, члены коммуны станут увеличивать отчисления в общий котел. Студент, написавший статью, утверждал, что это позволит уничтожить «рудиментарный собственнический инстинкт» каждого коммунара.
Зачастую в коммунах исповедовался принцип научной организации труда (НОТ) — западной концепции совершенствования рабочего процесса на основе достижений науки и передового опыта, созданной американским инженером Уинслоу Тэйлором. Это выглядит достаточно странно, поскольку она применялась на капиталистическом производстве, где вроде бы один человек эксплуатировал другого. Однако власти продвигали НОТ, и активисты хотели быть частью прогрессивного дискурса.
В институтских коммунах разрабатывали свои системы управления временем, создавая расписания, в которых четко устанавливалось время приема пищи, отдыха, обучения, сна и социалистической агитации. Более того, регламентировались бытовые задачи каждого члена коммуны.
Студенты многих вузов мечтали и о «полных коммунах», в которых коммунарами станут все обитатели общежития. В большинстве институтов это не получилось, но есть пара примеров, когда в таких объединениях участвовали сотни учащихся. Они выделяли целые комнаты для совместного обучения, жертвуя своими спальными местами.
Советская пресса в начале 1920-х годов поддерживала такие начинания, рассказывая истории об удачной «перестройке быта» и вовлечении молодежи в революционную активность. Власть также подчеркивала важность организации коммун. Лев Троцкий писал, что построение социализма не ограничивается политикой — необходимо создание «нового образа жизни».
* * *
Зачастую историки и культурологи считают, что советские молодежные коммуны создавались под влиянием проектов ОСА, таких как дом Наркомфина и других. По их мнению, кампания по построению нового быта восходит к левым архитекторам, конструктивистам. Таким образом они отделяют дома-коммуны от всего негатива в советской истории, что позволяет им восхищаться этими практиками.
На самом деле активисты создавали коммуны на основе революционного дискурса, который оказался более сильным и распространенным в первые годы советской власти, чем считалось ранее. Идеи конструктивистов были не причиной коммун, а лишь следствием всеобщего духовного подъема 1920-х годов.
Впоследствии карикатурным воплощением концепции дома-коммуны стали печально известные коммунальные квартиры. В одном малогабаритном помещении ютилось несколько семей, пользующихся одной небольшой кухней, общим санузлом, и происходило это в основном из-за нехватки жилплощади. Дома-коммуны же задумывались не как компромисс, а как рациональная и идеализированная форма организации повседневной жизни.
Михаил Карпов
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
13 +0−0 | Вася Пупкин | 02:08:46 05/04/2017 |
Похоже, автор не понимает о чем пишет. Коммуны и коммунальные квартиры это две большие разницы. И напрасно то ли автор то ли редакторы притянули сюда кадр из Собачьего сердца. Коммуны это попытка создать новый быт, пусть и не удачная. Коммунальная квартира это от нехватки жилой площади. Ведь "жилтоварищи" из Собачьего сердца не из вредности вселились в дом, где имел квартиру проф. Преображенский. А потому что у них жилья не было от слова вообще. И, кстати говоря, а зачем профессору 8 комнат? Для работы? Так ведь из текста видно, что у него был целый институт, где он мог спокойно резать кроликов и собак. И получается, что комнаты с приемной и операционной ему были нужны собирать червонцы за подпольные операции (а налоги он платил?) |
11 +0−0 | Serghei Dmitriev | 05:40:11 05/04/2017 |
При всех проблемах недружественного окружения и управленческих перехлёстах советская власть адресно решала понятные населению проблемы, чего бы это ни касалось. "Советский человек" - это действительно новый поведенческий тип. Случайные люди из дальних краёв при встрече быстро находили общий язык, Теперь,увы, эта трогательная советскость выветрилась и на смену ей пришли другие типы, озабоченные доходностью, богатством. Разобщённость стала нормой. |
8 +0−0 | Константин Лащухин | 10:36:21 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
>>Уничтожение части населения Это ты про какой террор - про красный, или про белый? Или про условия жизни 90% населения дореволюционной России, с детской смертностью в 38% и средней продолжительностью жизни в 36 лет, с нищетой и антисанитарией на фоне дворцов и роскошных квартир у верхних 2% населения? |
7 +0−0 | Овощ Бабруйский | 12:11:44 05/04/2017 |
Мдя... Мища Карпов таки не удержался в последнем абзаце... Что ж, поздравляю вас, гражданин, соврамши! На самом деле коммунальные квартиры не имеют к коммунам никакого отношения - по нескольку семей в одну квартиру вселяли от нехватки приличного жилья в стране, а не от неуемного желания создать побольше коммун. Но для аффтора слово "коммуна" в любом контексте означает только одно: это то, что надо обосрать - и свою задачу он постарался выполнить, как умеет. Впрочем, в данном случае он наделал в собственные штаны, с чем его и поздравляю. |
7 +0−0 | Константин Лащухин | 10:31:59 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
В советские времена тоже можно было учиться, делать карьеру и повышать стандарты жизни таким образом. Я не идеализирую советский строй, но, тем не менее, социальные лифты в Союзе работали хорошо. Все генсеки были выходцами из простого народа, а не детьми статусных родителей. |
7 +0−0 | Халиф Аль-Багдади | 03:42:11 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Это вы про кого там? Про Швондера? а он и так еврей и с еврейской фамилией. |
6 +0−0 | Кащей Бессмертный | 03:04:54 05/04/2017 |
Авторы статьи то ли сознательно, то ли по причине генетической тупорылости не видят сути идеи коммунального жилья и коллективных хозяйств. Идея заключалась в доступном жилье для молодых, в искоренении бездомных. Это ж вам не ипотека в жыдовских банках с бомжами на вокзалах. |
5 +0−0 | Константин Лащухин | 10:16:16 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
А в коммунах были очереди? Не думаю. Что же касается дефицита, то коммуны снижают оный: когда одним чайником пользуются пять человек, то чайников нужно в пять раз меньше. Поэтому коллективные формы производства (ака колхозы/латифундии/заводы/фабрики) в разы рентабельнее частного кустарного производства: выгоднее иметь одну большую печь, обслуживающую несколько цехов и обслуживаемую одной бригадой, чем сотню маленьких печек, обслуживающих каждого отдельного кузнеца и обслуживаемых сотней кузнецов. Те же принципы действуют и в условиях совместного быта. Он выгоднее хотя бы по экономическим причинам. >>Разобщенность стала нормой, также как всеобщее желание пролезть по блату, с черного крыльца и достать дефицит. Социализм убил доброжелательность. То есть всеобщее желание пролезть по блату и достать дефицит доброжелательность убивает, а всеобщее желание заработать бабла и купить престижную побрякушку доброжелательности способствует? |
5 +0−0 | leptinotarsad | 09:46:25 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
НЭП разрешал брюхатить четырнадцатилетних? Книжки на самом деле нужно читать. Там в книге прямое указание на то, что квартирка использовалась для тех, кто не хотел огласки. |
5 +0−0 | Pedro Gomez | 03:12:49 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Именно так, профэссору жилплощадь вне больницы требовалась для проведения нелегальных абортов и операций по омоложению для "серьезных людей". А то ведь в институте могут и спросить с товарища, обрюхатившего четырнадцатилетнюю, и донести в соответствующие органы. |
4 +0−0 | Лёнька Пантелеев | 21:11:23 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Как то решали, раз ты появился |
4 +0−0 | andrey4ik | 07:35:34 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Начало применению новых методов организации труда рабочих было положено Фредериком Уинслоу Тейлором (1856—1915), который изложил свои взгляды в монографии «Принципы научного менеджмента» (1911). И кстати коммунизм и коммуна тоже Западное изобретение :) |
4 +0−0 | TaijiquanGaoshou . | 07:00:48 05/04/2017 |
Как типично для Ленты обозвать НОТ "западным" изобретением. Ну не знают на Ленте отечественных учёных, так хоть бы в Википедию заглянули, вместо того, чтобы тупо копипастить бредни американского "учёного" . |
3 +0−0 | Леонид Ф | 12:31:53 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Преображенские тоже )) |
3 +0−0 | Елена Кузнецова | 12:20:50 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Преображенский действительно тип очень мутный. Мне давно интересно, Булгаков нарочно его таким сделал, или у него нечаянно получилось, вопреки замыслу. |
3 +0−0 | Елена Кузнецова | 12:11:48 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Исчезает с промышленностью и наукой вместе. Возрадуйтесь, недегенерат. Вперёд, к сохе. |
3 +0−0 | Петр Гралон | 04:53:38 05/04/2017 |
Зато теперь все хорошо и замечательно, мафия от ЖКХ трудиться в поте морды, а цены и нормативы потребления правительство помогает задирать. |
3 +0−0 | Кащей Бессмертный | 03:07:55 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
По крайней мере, они хотя бы позаботились о жилье ДЛЯ ВСЕХ. Это вам не либерасты, выселяющие из домов людей и обрекающие их на бездомных бродяг. |
2 +0−0 | Леонид Ф | 12:36:02 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Правда тролли плохо знают Преображенского, отрицательного персонажа )) |
2 +0−0 | Елена Кузнецова | 12:16:20 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
У эксперимента есть некоторые изъяны. Тролли себя не с Шариковым сравнивают, а с Преображенским. Были одни дворяне, французской булкой хрустели, танцевали вальс. Остальные не считаются.))) |