Коммунальный рай

00:05 05/04/2017 Наука и техника
Коммунальный рай

Многие историки полагают, что городские коммуны, популярные в 1920-х годах в послереволюционной России и СССР, создавались под влиянием работ архитекторов-конструктивистов. В своей статье, опубликованной в журнале The Journal of Architecture, историк Энди Уиллимотт рассказывает о том, что мотивировало молодых людей на самостоятельное построение нового быта.

В 1902 году Ленин написал одну из своих важнейших работ «Что делать?», задав тон большевистской политики на ближайшие 20 лет. В поисках кратчайшего пути к социализму он предполагал, что власть должна взять в свои руки группа революционеров, действующих в интересах пролетариата. Затем, когда эти силы установят контроль над государственными институтами, они будут развивать у населения пролетарское сознание, перевернув таким образом новую страницу в истории человечества.

После Октябрьской революции большевикам пришлось перейти от теории практике, думать о том, как заставить население расстаться с нормами и моралью прошлого. В конце концов новая власть пришла к выводу, что на сознание человека влияет образ жизни, а значит, прежде всего нужно менять его.

Основной движущей силой прогресса стали молодые активисты. Вооруженные поверхностным пониманием материализма, они пытались создать в уже имеющихся зданиях и пространствах бастионы социализма, городские коммуны.

Все вокруг колхозное

Одни из первых декретов молодой советской власти запрещали владение землей и жилплощадью. Кроме того, большевики начали так называемый революционный передел собственности, конфискуя в том числе недвижимость бывшей элиты. Эту жилплощадь делили между рабочими.

Революционные мечтатели хотели полностью перевернуть представление о повседневной жизни. На первых советских архитектурных конкурсах, состоявшихся в 1918 году, предлагали разрабатывать проекты жилых пространств с коммунальными кухнями, столовыми и санузлами. В план включали коллективные библиотеки, читальни, а также ясли, сады и школы. Так возник «дом-коммуна», пространство для реализации социалистических практик.

Пожалуй, одна из самых известных попыток изменить сознание советского человека с помощью архитектуры и дизайна — деятельность конструктивистов. Например, дом Наркомфина, строившийся с 1928 по 1930 год по проекту Моисея Гинзбурга.

В 1925 году Гинзбург и братья Веснины, Виктор и Александр, основали Объединение современных архитекторов (ОСА), чтобы продвигать социалистическую архитектуру. Они отвергали «искусство ради искусства» и считали, что дизайн должен решать задачи, поставленные революцией.

В ОСА заявляли о необходимости создания «социальных конденсаторов», жилых пространств, приспособленных для того, чтобы люди больше общались между собой. Это должно было способствовать повышению чувства индивидуальной ответственности каждого жильца и кооперации между ними.

Дом Наркомфина и другие подобные проекты конструктивистов, однако, еще не были «социальными конденсаторами». Они рассматривались как переходное звено к идеальному социалистическому жилищу и сочетали в себе частные («буржуазные») площади с коммунальными в жилом комплексе, состоящем из соединенных друг с другом зон и коллективных пространств. По замыслу архитекторов, со временем жильцы должны были избавиться от старорежимной привычки к своему индивидуальному пространству и полностью перебраться в публичные помещения.

Этим мечтам по большей части не суждено было сбыться. Архитектурные решения не были стандартизированы и не пошли в массовое производство. В середине 1930-х руководители страны решили, что прежде чем осуществлять такие проекты, в СССР нужно провести ускоренную индустриализацию, поднять промышленность.

Городские коммуны

Идеи революционного преобразования повседневности претворялись в жизнь не только архитекторами, но и инициативной молодежью. В реквизированных советской властью домах юноши и девушки создавали коммуны — на принципах равенства, коллективизма и кооперации.

Большинство первых коммун состояли из трех-шести человек, ютившихся в одной-двух комнатах. Часто в студенческих общежитиях. В центре помещения ставился общий стол, по периметру — кровати. За столом обедали, играли, обсуждали текущие дела и проводили политические дискуссии.

В некоторых коммунах поднимали вопрос сноса перегородок между комнатами — для молодых людей это было атакой на индивидуализм и буржуазное желание иметь личное пространство. Другие старались отвоевать для коммуны коридоры и нежилые помещения, чтобы увеличить число коммунаров. Третьи предвидели, что если в коммуне соберется слишком много людей, то это создаст проблемы и конфликты.

Никаких общих для всех коммун принципов не было. Бытовые условия никак не способствовали новому образу жизни, все держалось исключительно на энтузиазме активистов.

Коммуна Петроградского политехнического

Согласно статистике, если с 1918 по 1920 год коммунами жили несколько сотен студентов и рабочих, то к середине 1920-х речь шла уже о тысячах. К 1929 году, как писала «Комсомольская правда», в городские коммуны было вовлечено до 30 тысяч советских граждан.

Если рассматривать идею дома Наркомфина как «социального конденсатора», то же самое можно сказать и про эти объединения — они служили делу формирования социалистического быта и «нового человека».

Одна из таких коммун образовалась в общежитии Петроградского политехнического института в 1923 году. Двенадцать человек решили жить по-новому: в определенное время все вместе занимались зарядкой, читали, учились, дискутировали.

Член коммуны писал в журнале «Красный студент» о том, что у них есть коллективная библиотека, в которой можно найти «все последние подписные издания», а также важные революционные работы. Студенты договорились сдавать в общий котел 30 процентов стипендии. На эти деньги приобретали всю еду, одежду, оборудование, а также использовали этот фонд в случае непредвиденных расходов. Предполагалось, что со временем, привыкнув к социалистическому образу жизни, члены коммуны станут увеличивать отчисления в общий котел. Студент, написавший статью, утверждал, что это позволит уничтожить «рудиментарный собственнический инстинкт» каждого коммунара.

Зачастую в коммунах исповедовался принцип научной организации труда (НОТ) — западной концепции совершенствования рабочего процесса на основе достижений науки и передового опыта, созданной американским инженером Уинслоу Тэйлором. Это выглядит достаточно странно, поскольку она применялась на капиталистическом производстве, где вроде бы один человек эксплуатировал другого. Однако власти продвигали НОТ, и активисты хотели быть частью прогрессивного дискурса.

В институтских коммунах разрабатывали свои системы управления временем, создавая расписания, в которых четко устанавливалось время приема пищи, отдыха, обучения, сна и социалистической агитации. Более того, регламентировались бытовые задачи каждого члена коммуны.

Студенты многих вузов мечтали и о «полных коммунах», в которых коммунарами станут все обитатели общежития. В большинстве институтов это не получилось, но есть пара примеров, когда в таких объединениях участвовали сотни учащихся. Они выделяли целые комнаты для совместного обучения, жертвуя своими спальными местами.

Советская пресса в начале 1920-х годов поддерживала такие начинания, рассказывая истории об удачной «перестройке быта» и вовлечении молодежи в революционную активность. Власть также подчеркивала важность организации коммун. Лев Троцкий писал, что построение социализма не ограничивается политикой — необходимо создание «нового образа жизни».

* * *

Зачастую историки и культурологи считают, что советские молодежные коммуны создавались под влиянием проектов ОСА, таких как дом Наркомфина и других. По их мнению, кампания по построению нового быта восходит к левым архитекторам, конструктивистам. Таким образом они отделяют дома-коммуны от всего негатива в советской истории, что позволяет им восхищаться этими практиками.

На самом деле активисты создавали коммуны на основе революционного дискурса, который оказался более сильным и распространенным в первые годы советской власти, чем считалось ранее. Идеи конструктивистов были не причиной коммун, а лишь следствием всеобщего духовного подъема 1920-х годов.

Впоследствии карикатурным воплощением концепции дома-коммуны стали печально известные коммунальные квартиры. В одном малогабаритном помещении ютилось несколько семей, пользующихся одной небольшой кухней, общим санузлом, и происходило это в основном из-за нехватки жилплощади. Дома-коммуны же задумывались не как компромисс, а как рациональная и идеализированная форма организации повседневной жизни.

Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(74):

123 4
-2 +0−0Кащей Бессмертный08:10:35
05/04/2017
-1 +0−0andrey4ik07:47:54
05/04/2017
Уничтожение части населения и захват их собственности и квартир это очень плохой способ обеспечения жильем. Антисемитизм и разжигание ненависти вообще дело подсудное.
Позовите врача, тут у больного обострение шизы
-2 +0−0Кащей Бессмертный08:09:06
05/04/2017
4 +0−0andrey4ik07:35:34
05/04/2017
Начало применению новых методов организации труда рабочих было положено Фредериком Уинслоу Тейлором (1856—1915), который изложил свои взгляды в монографии «Принципы научного менеджмента» (1911).

И кстати коммунизм и коммуна тоже Западное изобретение :)
Вече и совет походу тож Запад принёс.
-2 +0−0andrey4ik07:42:36
05/04/2017
3 +0−0Петр Гралон04:53:38
05/04/2017
Зато теперь все хорошо и замечательно, мафия от ЖКХ трудиться в поте морды, а цены и нормативы потребления правительство помогает задирать.
Сейчас больше выбора. Хотите учитесь, зарабатывайте и живите в своей квартире. Хотите объединитесь с друзьями и живите коммуной.
-3 +0−0Кащей Бессмертный08:47:40
05/04/2017
-2 +0−0Константин Никитин08:26:22
05/04/2017
Ну, расскажи еще о бомжах. Мне интересно. 12 лет их гонял, может чего новое узнаю.
Мусар что ле? Или черносотенная проститутка? Ну так вы мусара и их шестёрки всегда в ажуре жили, при всех режимах. Тут как грится "сытый голодного не разумеет". Дальнейший спор вижу бессмысленым.
-3 +0−0Кащей Бессмертный08:25:01
05/04/2017
-1 +0−0Константин Никитин08:17:43
05/04/2017
Перечитайте, плиз, что написали. С подключением логики.
О какой логике ты пишешь, блондинка? Ты хоть догадываешься о значении этого слова?
-3 +0−0Кащей Бессмертный08:15:43
05/04/2017
-1 +0−0Константин Никитин07:34:32
05/04/2017
Сам вы "либеральная рожа". Бред какой-то пишете. Выходит, из дыр в крупные города специально приезжают бомжевать? Узнать заранее стоимость жилья и возможность его оплачивать - не судьба? Сколько не знал бомжей - все местные алканы. Только на вокзалах попадаются приезжие, но такие же хронопотамы, пропившие все, что имели.
Выходит, из дыр в крупные города специально приезжают бомжевать? Узнать заранее стоимость жилья и возможность его оплачивать - не судьба?
===========
Это не то что не судьба, это основа либерально-власовской экономики.
-3 +0−0Константин Никитин04:45:43
05/04/2017
3 +0−0Кащей Бессмертный03:07:55
05/04/2017
По крайней мере, они хотя бы позаботились о жилье ДЛЯ ВСЕХ. Это вам не либерасты, выселяющие из домов людей и обрекающие их на бездомных бродяг.
Сказки не надо рассказывать. Все бомжи свои квартиры пропили, перед этим годами ведя антиобщественный образ жизни. Соседи даже перекрестились.
-3 +0−0Юрий Кротков01:38:58
05/04/2017
при этом т.н. "вожди революции" в коммуны перебираться не спешили. ну а че - это ж для плебеев
-4 +0−0Кащей Бессмертный08:21:21
05/04/2017
-2 +0−0andrey4ik07:42:36
05/04/2017
Сейчас больше выбора. Хотите учитесь, зарабатывайте и живите в своей квартире. Хотите объединитесь с друзьями и живите коммуной.
Всегда забавляло, когда Проститутка пишет о выборе. Ты сам то на квартиру насосал уже, а?
-5 +0−0Denis Kulik11:52:31
05/04/2017
11 +0−0Serghei Dmitriev05:40:11
05/04/2017
При всех проблемах недружественного окружения и управленческих перехлёстах советская власть адресно решала понятные населению проблемы, чего бы это ни касалось. "Советский человек" - это действительно новый поведенческий тип. Случайные люди из дальних краёв при встрече быстро находили общий язык,
Теперь,увы, эта трогательная советскость выветрилась и на смену ей пришли другие типы, озабоченные доходностью, богатством. Разобщённость стала нормой.
Советский человек - это дегенерат - физически, умственно, морально и культурно. Сколько же еше поколений должно смениться чтобы вся эта зараза наконец исчезла.
-5 +0−0Кащей Бессмертный10:40:20
05/04/2017
1 +0−0№-197108609:50:03
05/04/2017
У кого чего болит... Я тут про самок, а вы все про а.нусы да либералов. И все таки интересно они получается жили, как стая шимпанзе все самки общие и дети в принципе тоже. В принципе человек относится к приматам, так что все в порядке вещей. Так и вижу значит, соберутся вечером в "библиотеке" потом свет выключают и кто кого поймал тот того и тавой...
А вам то что до того? Вы свой а...нус погуще мажьте вазелином, нечего в нашу сторону поглядывать. Нам вашего либерального "щщщастья" с х.... в ж.... даром не нужно.
-5 +0−0Кащей Бессмертный07:29:26
05/04/2017
-3 +0−0Константин Никитин04:45:43
05/04/2017
Сказки не надо рассказывать. Все бомжи свои квартиры пропили, перед этим годами ведя антиобщественный образ жизни. Соседи даже перекрестились.
А вы, либеральная гейская рожа, за "всех" не отвечайте. Основной поток бездомных идёт с сельской местности и всяких дремучих глухоманей. Или вы всерьёз считаете, что молодой парень приехав из какой нить вымирающей дыры в более-менее крупный город, может купить себе квартиру? Коммуналок то нет, а аренда - тянет все соки, похлеще кредита. И что вы, вонючие гнилые либерасты, можете ему предложить? Какие варианты? Пороться в ан..ус?
-6 +0−0GG Dead11:40:36
05/04/2017
Ну так СССР - пародия на идеалы, преследуемые людьми изначально.
-7 +0−0Константин Субботкин00:15:03
05/04/2017
В «Собачьем сердце» еврей играет роль русского, опошляя своей пошлой физиономией вид "русского."

Насколько же евреи - jidы ненавидят русских?! Русские для них - "огев" - враг по ненависти. Так в Библии написано. И назначена вражда между ними до победного конца русских над евреями - jidами.
123 4
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь