Многие историки полагают, что городские коммуны, популярные в 1920-х годах в послереволюционной России и СССР, создавались под влиянием работ архитекторов-конструктивистов. В своей статье, опубликованной в журнале The Journal of Architecture, историк Энди Уиллимотт рассказывает о том, что мотивировало молодых людей на самостоятельное построение нового быта.
В 1902 году Ленин написал одну из своих важнейших работ «Что делать?», задав тон большевистской политики на ближайшие 20 лет. В поисках кратчайшего пути к социализму он предполагал, что власть должна взять в свои руки группа революционеров, действующих в интересах пролетариата. Затем, когда эти силы установят контроль над государственными институтами, они будут развивать у населения пролетарское сознание, перевернув таким образом новую страницу в истории человечества.
После Октябрьской революции большевикам пришлось перейти от теории практике, думать о том, как заставить население расстаться с нормами и моралью прошлого. В конце концов новая власть пришла к выводу, что на сознание человека влияет образ жизни, а значит, прежде всего нужно менять его.
Основной движущей силой прогресса стали молодые активисты. Вооруженные поверхностным пониманием материализма, они пытались создать в уже имеющихся зданиях и пространствах бастионы социализма, городские коммуны.
Все вокруг колхозноеОдни из первых декретов молодой советской власти запрещали владение землей и жилплощадью. Кроме того, большевики начали так называемый революционный передел собственности, конфискуя в том числе недвижимость бывшей элиты. Эту жилплощадь делили между рабочими.
Революционные мечтатели хотели полностью перевернуть представление о повседневной жизни. На первых советских архитектурных конкурсах, состоявшихся в 1918 году, предлагали разрабатывать проекты жилых пространств с коммунальными кухнями, столовыми и санузлами. В план включали коллективные библиотеки, читальни, а также ясли, сады и школы. Так возник «дом-коммуна», пространство для реализации социалистических практик.
Пожалуй, одна из самых известных попыток изменить сознание советского человека с помощью архитектуры и дизайна — деятельность конструктивистов. Например, дом Наркомфина, строившийся с 1928 по 1930 год по проекту Моисея Гинзбурга.
В 1925 году Гинзбург и братья Веснины, Виктор и Александр, основали Объединение современных архитекторов (ОСА), чтобы продвигать социалистическую архитектуру. Они отвергали «искусство ради искусства» и считали, что дизайн должен решать задачи, поставленные революцией.
В ОСА заявляли о необходимости создания «социальных конденсаторов», жилых пространств, приспособленных для того, чтобы люди больше общались между собой. Это должно было способствовать повышению чувства индивидуальной ответственности каждого жильца и кооперации между ними.
Дом Наркомфина и другие подобные проекты конструктивистов, однако, еще не были «социальными конденсаторами». Они рассматривались как переходное звено к идеальному социалистическому жилищу и сочетали в себе частные («буржуазные») площади с коммунальными в жилом комплексе, состоящем из соединенных друг с другом зон и коллективных пространств. По замыслу архитекторов, со временем жильцы должны были избавиться от старорежимной привычки к своему индивидуальному пространству и полностью перебраться в публичные помещения.
Этим мечтам по большей части не суждено было сбыться. Архитектурные решения не были стандартизированы и не пошли в массовое производство. В середине 1930-х руководители страны решили, что прежде чем осуществлять такие проекты, в СССР нужно провести ускоренную индустриализацию, поднять промышленность.
Городские коммуныИдеи революционного преобразования повседневности претворялись в жизнь не только архитекторами, но и инициативной молодежью. В реквизированных советской властью домах юноши и девушки создавали коммуны — на принципах равенства, коллективизма и кооперации.
Большинство первых коммун состояли из трех-шести человек, ютившихся в одной-двух комнатах. Часто в студенческих общежитиях. В центре помещения ставился общий стол, по периметру — кровати. За столом обедали, играли, обсуждали текущие дела и проводили политические дискуссии.
В некоторых коммунах поднимали вопрос сноса перегородок между комнатами — для молодых людей это было атакой на индивидуализм и буржуазное желание иметь личное пространство. Другие старались отвоевать для коммуны коридоры и нежилые помещения, чтобы увеличить число коммунаров. Третьи предвидели, что если в коммуне соберется слишком много людей, то это создаст проблемы и конфликты.
Никаких общих для всех коммун принципов не было. Бытовые условия никак не способствовали новому образу жизни, все держалось исключительно на энтузиазме активистов.
Коммуна Петроградского политехническогоСогласно статистике, если с 1918 по 1920 год коммунами жили несколько сотен студентов и рабочих, то к середине 1920-х речь шла уже о тысячах. К 1929 году, как писала «Комсомольская правда», в городские коммуны было вовлечено до 30 тысяч советских граждан.
Если рассматривать идею дома Наркомфина как «социального конденсатора», то же самое можно сказать и про эти объединения — они служили делу формирования социалистического быта и «нового человека».
Одна из таких коммун образовалась в общежитии Петроградского политехнического института в 1923 году. Двенадцать человек решили жить по-новому: в определенное время все вместе занимались зарядкой, читали, учились, дискутировали.
Член коммуны писал в журнале «Красный студент» о том, что у них есть коллективная библиотека, в которой можно найти «все последние подписные издания», а также важные революционные работы. Студенты договорились сдавать в общий котел 30 процентов стипендии. На эти деньги приобретали всю еду, одежду, оборудование, а также использовали этот фонд в случае непредвиденных расходов. Предполагалось, что со временем, привыкнув к социалистическому образу жизни, члены коммуны станут увеличивать отчисления в общий котел. Студент, написавший статью, утверждал, что это позволит уничтожить «рудиментарный собственнический инстинкт» каждого коммунара.
Зачастую в коммунах исповедовался принцип научной организации труда (НОТ) — западной концепции совершенствования рабочего процесса на основе достижений науки и передового опыта, созданной американским инженером Уинслоу Тэйлором. Это выглядит достаточно странно, поскольку она применялась на капиталистическом производстве, где вроде бы один человек эксплуатировал другого. Однако власти продвигали НОТ, и активисты хотели быть частью прогрессивного дискурса.
В институтских коммунах разрабатывали свои системы управления временем, создавая расписания, в которых четко устанавливалось время приема пищи, отдыха, обучения, сна и социалистической агитации. Более того, регламентировались бытовые задачи каждого члена коммуны.
Студенты многих вузов мечтали и о «полных коммунах», в которых коммунарами станут все обитатели общежития. В большинстве институтов это не получилось, но есть пара примеров, когда в таких объединениях участвовали сотни учащихся. Они выделяли целые комнаты для совместного обучения, жертвуя своими спальными местами.
Советская пресса в начале 1920-х годов поддерживала такие начинания, рассказывая истории об удачной «перестройке быта» и вовлечении молодежи в революционную активность. Власть также подчеркивала важность организации коммун. Лев Троцкий писал, что построение социализма не ограничивается политикой — необходимо создание «нового образа жизни».
* * *
Зачастую историки и культурологи считают, что советские молодежные коммуны создавались под влиянием проектов ОСА, таких как дом Наркомфина и других. По их мнению, кампания по построению нового быта восходит к левым архитекторам, конструктивистам. Таким образом они отделяют дома-коммуны от всего негатива в советской истории, что позволяет им восхищаться этими практиками.
На самом деле активисты создавали коммуны на основе революционного дискурса, который оказался более сильным и распространенным в первые годы советской власти, чем считалось ранее. Идеи конструктивистов были не причиной коммун, а лишь следствием всеобщего духовного подъема 1920-х годов.
Впоследствии карикатурным воплощением концепции дома-коммуны стали печально известные коммунальные квартиры. В одном малогабаритном помещении ютилось несколько семей, пользующихся одной небольшой кухней, общим санузлом, и происходило это в основном из-за нехватки жилплощади. Дома-коммуны же задумывались не как компромисс, а как рациональная и идеализированная форма организации повседневной жизни.
Михаил Карпов
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
0 +0−0 | Denis Kulik | 11:36:57 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Шариковы - неистребимы? |
0 +0−0 | Св. Валентин | 11:34:43 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
а все таки свинг в коммунах практиковали, или как вообще этот вопрос решали? |
0 +0−0 | Воробьев Владимир | 09:51:50 05/04/2017 |
Всех троллей хочу успокоить. Эксперимент закончился удачно, можете сравнить своё изображение с портретом героя В. А. Толоконникова. Даже трех отличий не найдёте. |
0 +0−0 | №-1971086 | 09:48:26 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Вот вы глЮпые абизяны. Какая разница кто "изобрел" очередную бредятину? Главное у кого хватило запала, ума или глупости все это воплотить в жизнь. |
0 +0−0 | Воробьев Владимир | 09:47:34 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Заглянул и что? Ф У Тейлор является основателем сего безобразия, а в России в 1911 году издавали его( и не только его) переводы. Так, что читайте и написанное ниже заголовка. |
0 +0−0 | Константин Никитин | 08:51:53 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
В следующем году исполнится 20 лет моему скромному пребыванию в сети. Вы не представляете, насколько мне по#уй личные наезды - вот абсолютно. За сим разрешите откланяться и желаю вам здравствовать :) |
0 +0−0 | Леонид Ф | 08:49:36 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Ничего, вырастите, может поймете, какую глупость вы писали )) |
0 +0−0 | andrey4ik | 07:51:29 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
С таким же успехом можно и сейчас расстрелять каждую 2ю семью и тогда квартир хватит всем выжившим :( |
0 +0−0 | Константин Никитин | 04:48:07 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Вообще-то тогда был НЭП, разрешающий частную практику. Книжки надо читать. |
-1 +0−0 | Лёнька Пантелеев | 21:19:49 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Подтверждаю, генетичкая память сильна, 40 лет подготовки к войне, живя в пустыне не прошли даром, инцесты, повышенный уровень естественной радиации и прочие психические проблемы вылевшиеся из этого. |
-1 +0−0 | Сергей Митрохин | 18:32:35 05/04/2017 |
Хорошо, что постреляли потом этих "геометров" |
-1 +0−0 | Константин Субботкин | 13:38:18 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
//Антисемитизм ... вообще дело подсудное.// - у тебя крыша поехала? Здесь, в России, вообще-то в законодательстве нет такой нормы. А ты, j i dяра, уже свои сатанинские нормы проталкиваешь на русских? Скоро всё повернётся в обратную сторону - на вас. //и разжигание ненависти// - твоя ненависть есть следствие твой бессильной злобы на русских, не более того; нежелания занять своё последнее место в данном мире (с последующей реализацией назначенного Богом для вас). А также - вашей психической невменяемости, из-за потенциальной в вас болезни Альцгеймера (поедание собственных мозгов - как и назначено вам Господом Богом). |
-1 +0−0 | Константин Никитин | 08:17:43 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Перечитайте, плиз, что написали. С подключением логики. |
-1 +0−0 | andrey4ik | 07:47:54 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Уничтожение части населения и захват их собственности и квартир это очень плохой способ обеспечения жильем. Антисемитизм и разжигание ненависти вообще дело подсудное. |
-1 +0−0 | andrey4ik | 07:40:56 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Жилищный вопрос испортил Москвичей :) и вообще всеобщий дефицит и бедность испортила всех людей. Любая очередь не сближает людей, а провоцирует ненависть и конфликты. Разобщенность стала нормой, также как всеобщее желание пролезть по блату, с черного крыльца и достать дефицит. Социализм убил доброжелательность. |
-1 +0−0 | Константин Никитин | 07:34:32 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Сам вы "либеральная рожа". Бред какой-то пишете. Выходит, из дыр в крупные города специально приезжают бомжевать? Узнать заранее стоимость жилья и возможность его оплачивать - не судьба? Сколько не знал бомжей - все местные алканы. Только на вокзалах попадаются приезжие, но такие же хронопотамы, пропившие все, что имели. |
-2 +0−0 | Кащей Бессмертный | 10:43:53 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Вся гнилуха подобных практик в конечном итоге свелась к нескончаемым мучениям простых людей, ютившихся в коммуналках или того хуже. ==================== То ли дело - либеральные практики! В либеральной Америке вон просто вышвыривали на улицу. Сносили дома фермеров и те жили как цыгане на улицах в повозках. |
-2 +0−0 | №-1971086 | 08:52:14 05/04/2017 |
А как молодые коммунары решали проблемы зачатия детей? Или самки тоже были общие? |
-2 +0−0 | Константин Никитин | 08:26:22 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Ну, расскажи еще о бомжах. Мне интересно. 12 лет их гонял, может чего новое узнаю. |
-2 +0−0 | Кащей Бессмертный | 08:14:17 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Коммуналки - социальное жильё. В них дворяны не жили никогда. Продолжай нести шизофреническую пургу дальше. Экой смешной унтерменш попался. |