Многие историки полагают, что городские коммуны, популярные в 1920-х годах в послереволюционной России и СССР, создавались под влиянием работ архитекторов-конструктивистов. В своей статье, опубликованной в журнале The Journal of Architecture, историк Энди Уиллимотт рассказывает о том, что мотивировало молодых людей на самостоятельное построение нового быта.
В 1902 году Ленин написал одну из своих важнейших работ «Что делать?», задав тон большевистской политики на ближайшие 20 лет. В поисках кратчайшего пути к социализму он предполагал, что власть должна взять в свои руки группа революционеров, действующих в интересах пролетариата. Затем, когда эти силы установят контроль над государственными институтами, они будут развивать у населения пролетарское сознание, перевернув таким образом новую страницу в истории человечества.
После Октябрьской революции большевикам пришлось перейти от теории практике, думать о том, как заставить население расстаться с нормами и моралью прошлого. В конце концов новая власть пришла к выводу, что на сознание человека влияет образ жизни, а значит, прежде всего нужно менять его.
Основной движущей силой прогресса стали молодые активисты. Вооруженные поверхностным пониманием материализма, они пытались создать в уже имеющихся зданиях и пространствах бастионы социализма, городские коммуны.
Все вокруг колхозноеОдни из первых декретов молодой советской власти запрещали владение землей и жилплощадью. Кроме того, большевики начали так называемый революционный передел собственности, конфискуя в том числе недвижимость бывшей элиты. Эту жилплощадь делили между рабочими.
Революционные мечтатели хотели полностью перевернуть представление о повседневной жизни. На первых советских архитектурных конкурсах, состоявшихся в 1918 году, предлагали разрабатывать проекты жилых пространств с коммунальными кухнями, столовыми и санузлами. В план включали коллективные библиотеки, читальни, а также ясли, сады и школы. Так возник «дом-коммуна», пространство для реализации социалистических практик.
Пожалуй, одна из самых известных попыток изменить сознание советского человека с помощью архитектуры и дизайна — деятельность конструктивистов. Например, дом Наркомфина, строившийся с 1928 по 1930 год по проекту Моисея Гинзбурга.
В 1925 году Гинзбург и братья Веснины, Виктор и Александр, основали Объединение современных архитекторов (ОСА), чтобы продвигать социалистическую архитектуру. Они отвергали «искусство ради искусства» и считали, что дизайн должен решать задачи, поставленные революцией.
В ОСА заявляли о необходимости создания «социальных конденсаторов», жилых пространств, приспособленных для того, чтобы люди больше общались между собой. Это должно было способствовать повышению чувства индивидуальной ответственности каждого жильца и кооперации между ними.
Дом Наркомфина и другие подобные проекты конструктивистов, однако, еще не были «социальными конденсаторами». Они рассматривались как переходное звено к идеальному социалистическому жилищу и сочетали в себе частные («буржуазные») площади с коммунальными в жилом комплексе, состоящем из соединенных друг с другом зон и коллективных пространств. По замыслу архитекторов, со временем жильцы должны были избавиться от старорежимной привычки к своему индивидуальному пространству и полностью перебраться в публичные помещения.
Этим мечтам по большей части не суждено было сбыться. Архитектурные решения не были стандартизированы и не пошли в массовое производство. В середине 1930-х руководители страны решили, что прежде чем осуществлять такие проекты, в СССР нужно провести ускоренную индустриализацию, поднять промышленность.
Городские коммуныИдеи революционного преобразования повседневности претворялись в жизнь не только архитекторами, но и инициативной молодежью. В реквизированных советской властью домах юноши и девушки создавали коммуны — на принципах равенства, коллективизма и кооперации.
Большинство первых коммун состояли из трех-шести человек, ютившихся в одной-двух комнатах. Часто в студенческих общежитиях. В центре помещения ставился общий стол, по периметру — кровати. За столом обедали, играли, обсуждали текущие дела и проводили политические дискуссии.
В некоторых коммунах поднимали вопрос сноса перегородок между комнатами — для молодых людей это было атакой на индивидуализм и буржуазное желание иметь личное пространство. Другие старались отвоевать для коммуны коридоры и нежилые помещения, чтобы увеличить число коммунаров. Третьи предвидели, что если в коммуне соберется слишком много людей, то это создаст проблемы и конфликты.
Никаких общих для всех коммун принципов не было. Бытовые условия никак не способствовали новому образу жизни, все держалось исключительно на энтузиазме активистов.
Коммуна Петроградского политехническогоСогласно статистике, если с 1918 по 1920 год коммунами жили несколько сотен студентов и рабочих, то к середине 1920-х речь шла уже о тысячах. К 1929 году, как писала «Комсомольская правда», в городские коммуны было вовлечено до 30 тысяч советских граждан.
Если рассматривать идею дома Наркомфина как «социального конденсатора», то же самое можно сказать и про эти объединения — они служили делу формирования социалистического быта и «нового человека».
Одна из таких коммун образовалась в общежитии Петроградского политехнического института в 1923 году. Двенадцать человек решили жить по-новому: в определенное время все вместе занимались зарядкой, читали, учились, дискутировали.
Член коммуны писал в журнале «Красный студент» о том, что у них есть коллективная библиотека, в которой можно найти «все последние подписные издания», а также важные революционные работы. Студенты договорились сдавать в общий котел 30 процентов стипендии. На эти деньги приобретали всю еду, одежду, оборудование, а также использовали этот фонд в случае непредвиденных расходов. Предполагалось, что со временем, привыкнув к социалистическому образу жизни, члены коммуны станут увеличивать отчисления в общий котел. Студент, написавший статью, утверждал, что это позволит уничтожить «рудиментарный собственнический инстинкт» каждого коммунара.
Зачастую в коммунах исповедовался принцип научной организации труда (НОТ) — западной концепции совершенствования рабочего процесса на основе достижений науки и передового опыта, созданной американским инженером Уинслоу Тэйлором. Это выглядит достаточно странно, поскольку она применялась на капиталистическом производстве, где вроде бы один человек эксплуатировал другого. Однако власти продвигали НОТ, и активисты хотели быть частью прогрессивного дискурса.
В институтских коммунах разрабатывали свои системы управления временем, создавая расписания, в которых четко устанавливалось время приема пищи, отдыха, обучения, сна и социалистической агитации. Более того, регламентировались бытовые задачи каждого члена коммуны.
Студенты многих вузов мечтали и о «полных коммунах», в которых коммунарами станут все обитатели общежития. В большинстве институтов это не получилось, но есть пара примеров, когда в таких объединениях участвовали сотни учащихся. Они выделяли целые комнаты для совместного обучения, жертвуя своими спальными местами.
Советская пресса в начале 1920-х годов поддерживала такие начинания, рассказывая истории об удачной «перестройке быта» и вовлечении молодежи в революционную активность. Власть также подчеркивала важность организации коммун. Лев Троцкий писал, что построение социализма не ограничивается политикой — необходимо создание «нового образа жизни».
* * *
Зачастую историки и культурологи считают, что советские молодежные коммуны создавались под влиянием проектов ОСА, таких как дом Наркомфина и других. По их мнению, кампания по построению нового быта восходит к левым архитекторам, конструктивистам. Таким образом они отделяют дома-коммуны от всего негатива в советской истории, что позволяет им восхищаться этими практиками.
На самом деле активисты создавали коммуны на основе революционного дискурса, который оказался более сильным и распространенным в первые годы советской власти, чем считалось ранее. Идеи конструктивистов были не причиной коммун, а лишь следствием всеобщего духовного подъема 1920-х годов.
Впоследствии карикатурным воплощением концепции дома-коммуны стали печально известные коммунальные квартиры. В одном малогабаритном помещении ютилось несколько семей, пользующихся одной небольшой кухней, общим санузлом, и происходило это в основном из-за нехватки жилплощади. Дома-коммуны же задумывались не как компромисс, а как рациональная и идеализированная форма организации повседневной жизни.
Михаил Карпов
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
2 +0−0 | Дмитрий Сан | 10:39:44 05/04/2017 |
Вся гнилуха подобных практик в конечном итоге свелась к нескончаемым мучениям простых людей, ютившихся в коммуналках или того хуже. При том партийные руководители, профессора, чиновники, военные и тп зачастую обладали не коммунальными квартирами. Как и сейчас, толкуют о патриотизме, морали, справедливости, а сами делают все наоборот. Мизулина тут вот высказала мысль, что непатриотично рассказывать детям в школах о коррупции. Рассказывать - не патриотично, а воровать видимо - патриотично. |
1 +0−0 | Gunars Zeps | 21:15:35 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
У каждой семьи была своя комната, у многодетных- две. Стены были хорошие, не такие как в "12 стульях". Так что групповух там не было. Посмотрите хороший фильм "Покровские ворота". Там показана достаточно реальная коммуналка. Основные раздоры были отнюдь не из-за баб, а из-за туалета... Надпись "Степан еще раз насрешь- убю!" была отнюдь не белетристикой! Ну и ванна тоже была очень чувствительной темой... |
1 +0−0 | Лёнька Пантелеев | 21:14:17 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Капитализм называется, как говорилось? Если на Руси случится капитализм, он примет самые изощренные и убогие его формы |
1 +0−0 | Gunars Zeps | 20:52:44 05/04/2017 |
Я видел воочию такие коммуналки с общим туалетом типа "очко" в середине 60-х в Риге. Я бы не сказал, что это была коммуна. Скорее нужда. Тот, кто может утверждать, что коммуналки насаждались исскуственно для воспитания "советского человека" должен категорически воздержаться от писания статеек! Может быть за умного сойдет!... Да, и в этой коммуналке в самом уентре Риги был "дырочный туалет типа очко". Вонь была несусветная, как физическая, так и коммунальная. Я туда ходил с ножом... :) Остро столкнулся с жилищной проблемой в 1987-м. Самое худшее было то, что не позволяли легально сдавать и снимать квартиры. За это фу коммунистам! Это было действительно нехорошо. Ведь кое-какая площадь была, нужно было просто отдать ее рынку. |
1 +0−0 | Обезьяна Старая и мудрая | 19:26:46 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Человек в вашей стране уже исчез, а вот с советским наследием всё ещё борются. |
1 +0−0 | Леонид Ф | 16:55:39 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
В произведении положительных героев нет, хотя Швондер близок к этому )) |
1 +0−0 | Константин Лащухин | 13:20:10 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Коммуны разные бывают. Наркомфиновский дом, например, состоял из отдельных комнат с общими бытовыми помещениями. Так, как я описываю, жили коммуны хиппи и большие патриархальные/матриархальные семьи народов Юго-Востока. Например, минангкабау. У наси все члены семьи спят вместе, но когда девушка хочет родить ребёнка, ей выделяют отдельную "цветочную" спальню, в которую по ночам приходит её парень. У гаро холостяки в каждой деревне живут в отдельном большом доме все вместе, спят в общей спальне. Семейные живут в домах матриарха по нескольку сестринских семей. В этих домах молодожёны спят в отдельных комнатах, остальные спят все вместе. Коммуны подобного типа - исторически самый распространённый вариант. Коммуны, в которых практиковались бы групповые непотребства, мне лично неизвестны. Хотя, кто его знает. Может быть, в советской России некоторые особенно горячие пассионарии и практиковали нечто подобное, будучи вдохновлёнными теорией стакана воды ))) |
1 +0−0 | №-1971086 | 09:50:03 05/04/2017 |
Комментарий удалён. | ||
У кого чего болит... Я тут про самок, а вы все про а.нусы да либералов. И все таки интересно они получается жили, как стая шимпанзе все самки общие и дети в принципе тоже. В принципе человек относится к приматам, так что все в порядке вещей. Так и вижу значит, соберутся вечером в "библиотеке" потом свет выключают и кто кого поймал тот того и тавой... |
1 +0−0 | А. Н. | 08:47:05 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Ага, 12 лет он бомжей гонял... Это у тебя профессия такая или хобби? Хотя можешь не отвечать, в любом случае дурачком останешься;))) |
1 +0−0 | Александр Б | 05:27:30 05/04/2017 |
Дом наркомфина, - я там был :)) Давно правда..... , очень не обычно внутри. В особенности если учесть этот дом строился и был построен в самом конце 1920х годов. Для тех лет решение двух уровневых квартир, даже не квартир, а малюсеньких, малепюсеньких квартирочек было очень не обычно. Такая общага 21 века. :)) |
0 +0−0 | Фима Шельмец | 00:59:43 06/04/2017 |
Афффтар ,ты бы еще от историка из племени Мамбу-Лямбу достоверные факты взял.kyли от англичанина то? Сбираешь всякую kyйню и постишь,выставляя себя за одаренную натуру. |
0 +0−0 | Gunars Zeps | 21:28:52 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Ирония судьбы как раз в том, что после победы профессора Преображенского размножились как раз одни Шариковы! Просто эпидемия Шариковых! Казалось бы... а вот!... |
0 +0−0 | Дейзи Чейн | 20:47:44 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Вопрос не в том, что самки общие, а в том, что другие самцы и самки следят за процессом, подают советы, подбадривают, похлопывают дружески по подпрыгивающим ягодицам. |
0 +0−0 | Дейзи Чейн | 20:45:55 05/04/2017 |
Мне одно интересно - а как они в этих коммунах трахались? Прямо при свидетелях? Свингер-клуб какой-то... |
0 +0−0 | polite_person | 20:39:09 05/04/2017 |
а почему на фото министр иностранных дел Украины? |
0 +0−0 | Сергей Митрохин | 18:40:12 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Так вроде бы хотели полностью разрушить институт семьи. Общие дети, общие женщины и пр. |
0 +0−0 | Константин Субботкин | 13:50:06 05/04/2017 |
Дегенерат оценивает и учит "советского человека". Вот и весь путизм ... |
0 +0−0 | Константин Субботкин | 13:48:00 05/04/2017 |
//Коммунальный рай Как советская власть создавала нового человека// - русские! Автор вас обкакивает своими фекалиями, под названием - измышления западного порождения. Вы - новый человек. А недочеловек (автор Карпов) какашки на вас свои поливает. |
0 +0−0 | Св. Валентин | 12:17:39 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
автор пишет что был стол, а вокруг кровати, никаких отдельных комнат не было, и даже пишет что отдельные комнаты считались частнособственническими проявлениями. |
0 +0−0 | Константин Лащухин | 12:05:19 05/04/2017 | ||||||
| ||||||||
Пары спали в отдельных комнатах, жили в общем пространстве, остальные спали в общих спальнях, но жили тоже в общем пространстве. Примерно так. |