Путешествие в бездну

00:06 11/01/2017 Наука и техника
Станция Voyager 1 на удалении от орбит планет (в представлении художника)
Станция Voyager 1 на удалении от орбит планет (в представлении художника)

В начале января 2017 года НАСА сообщило о том, что использует орбитальный телескоп Hubble для исследования свойств межзвездной среды, в которую вышла станция Voyager 1. Этот самый быстро движущийся и самый удаленный от Земли аппарат, созданный человеком, вместе с Voyager 2, несмотря на свою технологическую, с современной точки зрения, простоту, уже в течение почти 40 лет изучает Солнечную систему. О последних результатах и будущем миссии рассказывает «Лента.ру».

В настоящее время Voyager 1 находится в 138 астрономических единицах (около 21 миллиарда километров) от Земли. Это расстояние свет преодолевает чуть более чем за 19 часов. К рекордам первой станции приближается вторая — Voyager 2 находится на удалении более 114 астрономических единиц (примерно 17 миллиардов километров) от Земли. Свет проходит это расстояние за 16 часов. Скорость движения станций превышает 3,3 астрономической единицы в год.

Миссии Voyager 1 и Voyager 2 отличаются траекторией полета — вторая станция пролетела мимо Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна, тогда как первый аппарат посетил только Юпитер и Сатурн.

Voyager 1 опередил не только Voyager 2, первым пролетев мимо Юпитера и Сатурна в конце 1970-х — начале 1980-х, но и Pioneer 11 — в 1998 году, на расстоянии около 70 астрономических единиц от Солнца. Pioneer 11 вместе с Pioneer 10 и двумя станциями Voyager — первые рукотворные объекты, покинувшие пределы пояса Койпера.

Эта область Солнечной системы, представляющая собой скопление ледяных небесных тел, начинается за орбитой Нептуна, на расстоянии 30 астрономических единиц от звезды и заканчивается за орбитой Макемаке, третьей по величине карликовой планеты Солнечной системы, в 60 астрономических единицах от светила. В настоящее время в поясе Койпера находится только один рукотворный аппарат — зонд New Horizons, который в 2015 году пролетал мимо Плутона, крупнейшей известной карликовой планеты.

Станция Voyager 1 — первый рукотворный объект, вышедший в межзвездное пространство. В декабре 2011 года, через 35 лет после старта, аппарат покинул пределы гелиосферы — магнитного аналога атмосферы планет и оказался в районе гелиопаузы, отделяющей гелиосферу от межзвездного пространства.

В тот момент научные инструменты Voyager 1 зарегистрировали стократное увеличение количества высокоэнергетических электронов, летящих в сторону Солнца из межзвездного пространства, и сокращение числа низкоэнергетических частиц, прилетающих от светила. В первом полугодии 2012-го станция зафиксировала усиление интенсивности галактических космических лучей. В конце августа того же года аппарат, отметив практически полное угасание солнечного ветра, покинул гелиосферу и вышел в межзвездное пространство.

Однако нашлись ученые, заявившие, что Voyager 1 еще не преодолел гелиопаузу, где происходит торможение солнечного ветра межзвездными частицами. Они полагали, что такой переход должен сопровождаться значительным сдвигом в характеристиках магнитного поля, чего не наблюдалось. Кроме того, направление магнитного поля в районе пребывания Voyager 1 отклоняется на 40 градусов от ожидаемого.

Впоследствии эти аргументы были отвергнуты. Измерения, проведенные при помощи спутника IBEX (Interstellar Boundary Explorer), предназначенного для изучения границ Солнечной системы, показали, что фиксируемое аппаратом направление магнитных линий связано с возмущением, оказываемым Солнечной системой на глобальное галактическое магнитное поле. По расчетам, в 2025 году Voyager 1 покинет пределы возмущенного поля.

Что будет дальше с миссией Voyager? Три радиоизотопных термоэлектрических генератора, установленных на каждом из аппаратов, позволят им поддерживать связь с Землей еще примерно десять лет. За это время ученые надеются тщательнее исследовать межзвездное пространство, в частности структуру гелиопаузы, в том числе и с целью планирования миссий к альфе Центавра.

Как показали данные Hubble, окружающее Солнечную систему первое межзвездное газовое облако Voyager 2 покинет через две тысячи лет. Еще 90 тысяч лет станции потребуется, чтобы пройти второе облако и попасть в третье. Эти межзвездные структуры отличаются друг от друга по содержащимся в них химическим элементам, что свидетельствует об особенности их образования и эволюции.

Видео: NASA Jet Propulsion Laboratory / YouTube

Через 40 тысяч лет после того, как Voyager 1 перестанет функционировать, аппарат окажется на расстоянии 1,6 светового года от красного карлика Gliese 445, расположенного в созвездии Жирафа на удалении 17,6 светового года от Солнца. Вторая станция, Voyager 2, через 40 тысяч лет пролетит на расстоянии 1,7 светового года мимо тусклого красного карлика Ross 248, находящегося на удалении 10,3 светового года от Земли в созвездии Андромеды.

Маловероятно, что вблизи Gliese 445 и Ross 248 существуют пригодные для жизни планеты. Эти звезды слишком малы, а Ross 248 еще и вспыхивающая — ее светимость может меняться нерегулярным образом сразу во всех диапазонах электромагнитного спектра. Интересно, что эта звезда, а не Проксима Центавра, через примерно 36 тысяч лет на короткое время, около 6 тысяч лет, станет ближайшим к Солнцу светилом.

В общем, станции Voyager, как и Pioneer, скорее всего, станут вечными странниками в межзвездном пространстве. Вряд ли установленные на станциях Voyager золотые пластины с указанием местонахождения Земли, а также несколькими изображениями и аудиозаписями, будут обнаружены возможными обитателями других миров и тем более правильно поняты ими.

Юрий Сухов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(147):

1 +0−0Antonym Synonym14:21:54
11/01/2017
-4 +0−0Борис *13:18:31
11/01/2017
про самый быстрый не понял.... калькулятор говорит что скорость их щас порядка 15 км в секунду... это разве быстро ?
почему 15, считайте, порядка 1000 км в секунду получается
1 +0−0Holy Spirit10:13:13
11/01/2017
0 +0−0Alexandre Fedorovski02:23:25
11/01/2017
А разве криптонеосионист Колумб через атракционы плыл в Индию??? Не высказывайте КРАЙНИЕ суждения! Все может оказаться КУДА хуже... КТО дал право указывать МОЙ адрес во Вселенной?! МЕНЯ кто-то спросил??? Или вас?!
И здесь я согласен.
Тоже так считаю
1 +0−0Андрей Куляпин09:35:43
11/01/2017
Автор статьи ни английского не знает, ни физику не учил. Какие 38 часов? 19!
1 +0−0TheYorge .08:54:11
11/01/2017
8 +0−0Sulim Zemnoy04:03:44
11/01/2017
Сомневаюсь я что пришельцы кинут глаз на наших женщин и пищевые рессурсы. Даже в органике потенциальное число биогенных комбинаций фантастически велико. Это значит что вы можете кушать только то, с чем делите конкретную аминокислотную базу.У человека даже с яблоком солидная часть ДНК одинаковая. Чего там еще конкистадоры хотели, а, камушки и драгоценные металлы. Этого добра в космосе много, бери не хочу. Причем на планетах и астероидах с гораздо менее энергозатратной гравитацией. Жестокие пришельцы, возможно. Глупые? Сомнительно. Проявляющие платонический интерес? Скорее всего.

Отдельно. Дорогие модеры с ленты. Я написал чисто научный комментарий без ругательств. Но мне пришлось 10!!!!!!!!! раз правлять ВЕСЬ текст чтобы тупой параноидальный автомодер пропустил его. Исправьте этот недостаток или горите в аду до 7 колена! И обратите внимание что последний, явно агрессивный, абзац автомодер все же пропустил!
не самые глупые люди планеты, типа хокинга, в этом как раз особо не сомневаются.
1 +0−0SeNS 08:42:32
11/01/2017
6 +0−0Petr Kazimirenko00:43:12
11/01/2017
Неуправляемые летательные аппараты опасны.
Надо придумать правила движения в космосе, чтобы не было аварий.
Угу. И выслать всех гаишников регулировать движение в космос!
1 +0−0Evgeni07:54:23
11/01/2017
8 +0−0Sulim Zemnoy04:03:44
11/01/2017
Сомневаюсь я что пришельцы кинут глаз на наших женщин и пищевые рессурсы. Даже в органике потенциальное число биогенных комбинаций фантастически велико. Это значит что вы можете кушать только то, с чем делите конкретную аминокислотную базу.У человека даже с яблоком солидная часть ДНК одинаковая. Чего там еще конкистадоры хотели, а, камушки и драгоценные металлы. Этого добра в космосе много, бери не хочу. Причем на планетах и астероидах с гораздо менее энергозатратной гравитацией. Жестокие пришельцы, возможно. Глупые? Сомнительно. Проявляющие платонический интерес? Скорее всего.

Отдельно. Дорогие модеры с ленты. Я написал чисто научный комментарий без ругательств. Но мне пришлось 10!!!!!!!!! раз правлять ВЕСЬ текст чтобы тупой параноидальный автомодер пропустил его. Исправьте этот недостаток или горите в аду до 7 колена! И обратите внимание что последний, явно агрессивный, абзац автомодер все же пропустил!
Пикник на обочине.
1 +0−0Nikita Obama02:44:36
11/01/2017
3 +0−0Евгений Петрук02:43:10
11/01/2017
Ну, извините, это домыслы.
Таким же образом можно было бы рассуждать и о людях средневековой Европы: мол, агрессии столько, что они непременно перебьют друг друга раньше, чем сумеют захватить планету; плюс дефицит продовольствия (а в те времена в Европе люди по-настоящему голодали).
Однако же именно агрессивность помогла европейцам захватить, по сути, всю Землю. Что при этом делалось с коренными народами мы все помним.
Так что нет, пока с Вами не соглашусь. Технически развитая цивилизация вполне себе может быть и агрессивной, и ксенофобной. Даже, скорее, наоборот. Именно та цивилизация, которая имеет такие черты (агрессивность, пренебрежение к интересам других цивилизаций, стремление к агрессивной экспансии) имеет гораааааздо больше шансов выжить и распространиться, чем общество миролюбивых спокойных философов. Во всяком случае, вся земная история, да и биология, говорят именно об этом.
Конечно вражда это некий стимул к развитию, но всегда есть предел.
1 +0−0Nikita Obama02:36:05
11/01/2017
3 +0−0Евгений Петрук01:40:44
11/01/2017
Обоснуете свою точку зрения? Хотелось бы увидеть обоснование придуманной Вами отрицательной корреляции между злобностью и техническим развитием.
Тут всё более чем очевидно. Возьмём наш мир, если он продолжит такую агрессивную политику, враждуя между собой, то закончится несколькими вариантами:
1 Война, где будет применено ядерное оружие, где оставшиеся люди вымрут, уцелевшие скорей всего проживут ещё пару столетий, но умрут в итоге.
2 Проблемы с продовольствием и перенаселение планеты, что заставит людей перенаправить все свои финансы на производство пищи и других потребительских нужд.
3 Либо люди чудесным образом поумнеют и начнут жить в мире, тратя деньги и силы на науку, отбросив всё лишнее, но это сказка и такого не произойдёт в нашем обществе.
Хотя кто знает может другие разумные формы лишены чувств и у них всё решается рациональным мышление, но не думаю, что мы это узнаем. Поэтому это лишь мои предположения.
1 +0−0Alexandre Fedorovski02:24:53
11/01/2017
6 +0−0Petr Kazimirenko00:43:12
11/01/2017
Неуправляемые летательные аппараты опасны.
Надо придумать правила движения в космосе, чтобы не было аварий.
А, что Мара на метле - меньшее зло???
0 +0−0Павел Мощанецкий03:46:18
12/01/2017
11 +0−0Алексей Гавриков17:07:31
11/01/2017
Красиво. Похоже Вояджеры и радиоволны- это все , что в конце концов останется от нашего мира...
еще Нокиа 3310
0 +0−0Евгений Петрук03:14:31
12/01/2017
1 +0−0alcel24 .18:27:11
11/01/2017
Не сходится. Агрессивная, ксенофобская цивилизация во первых сожрёт всех окружающих, а когда окружающие закончатся, начнёт жрать саму себя. Трудно предполагать что внутрение законы её существования отличаются от внешних. Поэтому,- да. Вряд ли такая цивилизация куда то там доберётся. У средневековых европейцев инструменты уничтожения были всё ж таки недостаточно совершены, чтоб сделать жизнь на Земле невозможной. А вот уже в 20-ом веке средства подошли к грани и вопрос о существовании цивилизации тоже к ней подошёл. А теперь помножьте это на, скажем, тысячу лет. Ну и какова же вероятность что цивилизация уцелеет?
Даже если принять Вашу посылку о непременности самоуничтожения такой цивилизации, определяющим всё равно остается вопрос времени, правда?
Успеет добраться такая агрессивная цивилизация до других миров - направит свою агрессию на них, не успеет - займется самовыпилом или трансформацией в менее агрессивную.
Повторюсь, это если принять Вашу теорию за факт, что далеко не очевидно.
Вы уверены на 100%, что во всём нашем Млечном пути с его десятками миллиардов звёзд НИ ОДНА агрессивная цивилизация не успела освоить межзвездные путешествия до того, как сумела погасить свою агрессивность? )
0 +0−0Евгений Петрук03:08:45
12/01/2017
0 +0−0ЯПОНИСЬ (o)_(0)14:59:53
11/01/2017
Что делалось с коренными народами? Индусами, которые переняли всё самое лучшее от Британской Империи или России которая была колонизирована скандинавами? Только тупые обезьяньи народы не смогли выиграть от колонизации
Считаете индейцев тупым обезьяним народом? О_О
0 +0−0Евгений Петрук03:07:34
12/01/2017
1 +0−0Sulim Zemnoy16:38:40
11/01/2017
Я ниже уже писал, даже если пришельцы тоже будут из органики, то все равно сомнительно что мы будем сьедобными. Все живое на земле построенно на схожей биохимической базе, и то человек не все может потреблять. С морскими коровами вообще основная часть днк похожа. А тут органика из глубин космоса.
Простите, но что Вы упёрлись в съедобность? )))
Мы (люди) никогда не ели маврикийского дронта, например, однако с нашим приходом он вымер.
0 +0−0Евгений Петрук03:04:38
12/01/2017
-1 +0−0ЯПОНИСЬ (o)_(0)15:00:54
11/01/2017
Рашка и её "ресурсы" никому нафег не нужны
Вы хронически больны.
0 +0−0Принц Амбера01:56:57
12/01/2017
0 +0−0Bub Bu17:57:49
11/01/2017
О! За сияние!
И па полнаму
0 +0−0скаклы сосут19:49:51
11/01/2017
1 +0−0Артём Васильев18:33:42
11/01/2017
Лучше бы пенсионерам пенсию повысили!
а у тебя пенсия сейчас сколько ?
0 +0−0Bub Bu17:57:49
11/01/2017
2 +0−0Принц Амбера01:12:40
11/01/2017
Ну чё, други? Выпим за вечнае сияния чистага разума!
О! За сияние!
0 +0−0№-186343017:21:07
11/01/2017
-1 +0−0George Sullivan16:05:55
11/01/2017
User #186343051 МИНУТУ НАЗАД
Ага, они на НОО не могут попасть, чтобы не взорвать по пути одну или 2 ракеты, а там у них якобы 40 лет летает железка без капремонта.
>>>>>

Ты, кажется их с русскими перепутал - процент неудачных запусков повыше будет... Кроме того у НАСА сейчас более 100 действующих миссий в дальнем космосе, а у русских сколько?
Русские и не говорят, что они к Плутону летают.
0 +0−0№-186343017:19:53
11/01/2017
-1 +0−0George Sullivan16:05:55
11/01/2017
User #186343051 МИНУТУ НАЗАД
Ага, они на НОО не могут попасть, чтобы не взорвать по пути одну или 2 ракеты, а там у них якобы 40 лет летает железка без капремонта.
>>>>>

Ты, кажется их с русскими перепутал - процент неудачных запусков повыше будет... Кроме того у НАСА сейчас более 100 действующих миссий в дальнем космосе, а у русских сколько?
Возвращение в пилотируемый космос снова передвинуто, теперь на 2019. И это после того, как они якобы за 8 лет в дремучих 1960-х сконструировали, испытали и успешно выполнили 3 разные пилотируемые космические программы!
0 +0−0112awk .16:24:53
11/01/2017
...60 лет автономии это 22 тонны еды, кислорода, другой автономии еще столько же, еще инструменты, и это где то будет тон сто кораблик, который надо просто собрать на орбите, поднимая их Союзами, эти части, и собирая на орбите. Я б . полетел, тот кто полетит в такое плавание, все астраномы, убъяются от стену от отчаяния - а ваш Марс, это все туфта. Посылать, их , возвращать, что за глупости - это билет в один конец, в этом весь смысл для науки - это для пиара - десятилетиями шоу, по деньгам тоже триллионы денег, онлайн. В общем присылайте денег , за идею.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь