Ранняя советская власть выступала с критикой традиционной семьи и домашнего хозяйства. Маркс и Энгельс утверждали, что за ликвидацией частной собственности последует эмансипация женщины, что позволит отношениям полов стать абсолютно частным делом. Основываясь на этих представлениях, Ленин говорил, что в будущем неоплачиваемую работу домохозяйки и заботу о детях будут осуществлять общественные столовые, ясли, детские сады и другие заведения, а значит, и официальный брак отомрет сам по себе. В своей статье, опубликованной в журнале Central European History, историк Лорен Камински рассказывает о том, как общество не дало воплотиться этой утопии.
По дороге в светлое будущееВ декабре 1917 года одними из первых принятых декретов стали постановления о расторжении брака и гражданском браке. Через год Центральный исполнительный комитет утвердил Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, основанный на правах человека и равенстве полов. Тем не менее в нем оставались такие понятия, как регистрация брака, выплата алиментов, а также другие условно устаревшие положения, необходимые на время переходного периода, пока страна строит социализм. Этот документ вводил институт гражданского брака (в качестве альтернативы церковному), облегчал процедуру развода и отказывался от концепции внебрачных детей во имя освобождения женщины.
Он также устанавливал право одного из супругов, находящегося в нужде, требовать при разводе содержания от своей бывшей половины. Внебрачные дети объявлялись «детьми родителей, не состоящих в зарегистрированном браке», — советская власть готовилась к временам, когда люди будут заключать свободные, незарегистрированные союзы. Такая осторожная формулировка впоследствии привела к тому, что в нормах Кодекса 1926 года было зафиксировано право одного бывшего супруга требовать алименты от другого только на основании факта сожительства. Церковный брак к тому времени уже был менее популярен, чем гражданский, а значит, следовало перейти на новую ступень на пути к истинно свободным отношениям полов. Права партнеров должны были быть защищены, а обязанности — соблюдаться.
Однако в более поздние сталинские времена политика партии существенно изменилась. В 1936 году приняли новую Конституцию СССР и новый семейный кодекс, отвергавший «новую мораль» 1920-х годов, укрепляющий значение официального брака и запрещающий аборты.
Тем не менее в нем сохранилось положение о праве требовать алименты для ребенка, рожденного вне зарегистрированного брака. Статистика свидетельствует о том, что женщины (и тем более мужчины), не состоящие в официальном союзе, достаточно редко делали это. Однако в советском общественном сознании сформировался четкий образ «алиментщицы», родившей ребенка вне брака специально для того, чтобы получать содержание.
Гражданская позицияВ июне 1940 года в советском журнале «Работница» была опубликована статья «Юридическая консультация (алименты)». Ее автор — глава Управления судебных органов Наркомата юстиции СССР Мария Гречуха — объясняла, что советская женщина имеет право подать заявление на установление отцовства, предоставив в ЗАГС данные о предполагаемом отце, после чего может требовать от него выплаты алиментов.
Читатели стали присылать в редакцию журнала письма в ответ на эту статью, а редакторы переправляли их в Наркомюст. Некоторые были опубликованы, но лишь те, которые соответствовали официальной позиции властей. Однако в архивах сохранилось множество свидетельств того, что мнения были разными.
В ноябре 1940 года в редакцию «Работницы» пришло письмо от женщины по фамилии Федотова. Она хотела поведать читателям о «женщинах, которые нарушают права семейных мужчин». Федотова говорила о себе как о «жертве закона», который необходимо изменить, чтобы «укротить аппетиты алиментщиц».
Описывая таких женщин, она основывалась на собственном опыте. Два ее сына так и не вступили в брак, так как оказались «связанными по рукам и ногам» некими «хищницами». Федотова жаловалась, что ее дети вынуждены платить алименты женщинам, с которыми они вступили во внебрачные отношения, в результате чего они теперь не могут устроить свою личную жизнь. «Дошло до того, что мужчины стали сторониться женщин, в каждой из которых они видят желание заставить их платить алименты», — предостерегала она. Наконец, Федотова заключала, что эту ситуацию может изменить только поправка в законе, ведь только «закон пробуждает чувство ответственности в женщинах».
Это письмо было не единичным. Группа женщин, представившихся как «коллектив нашей Советской страны» в лице неких Щучкиной, Сак, Ефимовой и Колотиновой, просила обратить внимание властей на гражданок, которые «ведут себя бесстыдно и беспощадно по отношению к нашим мужьям и детям». Они приводили в пример ситуацию из собственного опыта: молодой мужчина по фамилии Павлов женился на «отсталой и некультурной женщине» Любови Клименко, с которой зачал ребенка. Но вскоре Клименко развелась с ним, так как «он ей не нравился», и вышла замуж за железнодорожника, ударника, и прожила с ним шесть лет, родив второму мужу двух детей.
Муж Любови постоянно был на работе, а она сама «ничего не делала, только в магазин ходила». «Люба всегда напомаженная и приодетая, шляется где ни попадя», — жаловалась инициативная группа. По словам женщин, за детьми Любовь не ухаживала, и мужу приходилось самому их мыть и убираться в квартире. В один прекрасный день он выгнал ее из дома. Тогда она повела в суд Павлова, где его обязали платить Клименко алименты за первого ребенка.
Павлов тоже женился во второй раз, и от второго брака у него была дочь. Теперь он вынужден платить алименты в размере 300 рублей в месяц, и в результате его семье остается всего пять рублей. Женщины, написавшие это письмо, требовали изменить законодательство, чтобы исключить такие случаи. «Нам кажется, что там, где много женщин, должны быть более суровые законы», — заканчивали они.
Традиционные ценностиЩучкина, Сак, Ефимова и Колотинова, как и Федотова, демонизировали «алиментщицу» — мать-ехидну и тунеядку. Заклеймив такую женщину позором, они использовали образ классового врага, словно сошедший с советских карикатур времен НЭПа.
Косметика, модная одежда, любовь к танцам и прогулкам — символы потребления, независимости и сексуальности — показывались как признаки «буржуазного декадентства». Жалобщицы провозглашали себя хорошими матерями и достойными гражданками своей страны, в то же время дистанцируясь от образа независимой женщины, равной в правах с мужчиной.
Сыновья и знакомые, истории которых они рассказывали, всегда представали образцом трудолюбивого человека. Молодые матери, получающие алименты, выступали не только разрушительницами «здоровых» советских семей, но преступницами, паразитками и «непродуктивными элементами», пользующимися доверием государства и общества.
Приведенные выше письма — лишь одни из многих на эту тему. Их авторы утверждали, что советские законы должны защищать не матерей-одиночек, а официальные семьи, осуждая развод и внебрачный секс. Улучшение материального положения одних женщин другие понимали как собственную потерю, так как считали, что у детей, рожденных в законном браке, больше прав, чем у рожденных вне брака.
Назад в прошлоеЭти письма изучали в наркомате юстиции и относились к вопросам, поставленным в них, серьезно. В результате в новом законе о семье, принятом 8 июля 1944 года, в тот день, когда советские войска взяли Минск, матери-одиночки, не состоявшие в законном браке, не могли претендовать на алименты. Время его принятия не случайно — власть готовилась к проблемам, которые начнутся, когда солдаты вернутся с фронта.
Помимо прочего, закон 1944 года требовал от мужа и жены серьезных причин для развода. Интрижка на стороне не считалась веским поводом для расторжения брака, однако если в результате нее рождался ребенок, то судьи обычно разрешали развод.
После войны СССР захлестнула волна разводов молодых пар. Чаще всего, находясь на фронте или в эвакуации, один из супругов начинал жить во втором, незарегистрированном браке. Несмотря на новое законодательство, судьи были склонны разводить такие пары в пользу их новых семей.
* * *
Утопическая ленинская политика в отношении семьи и брака пережила своего создателя, однако пала под напором общественного мнения. Власть поощряла прежде всего тех людей, которые могли внести значительный вклад в дело построения социализма, превозносила их и ставила другим в пример. Граждане брали этот конструкт на вооружение для того, чтобы продвигать традиционные представления об общественной морали.
То, что парам, сожительствующим вне брака, советская власть пыталась дать те же права, что и состоящим в официальном браке, выглядело в глазах людей как дестабилизация института семьи, а значит, и статус-кво в целом. Корни официального и общественного отношения к сексу, вопросам взаимоотношений полов и семье крылись в противоречиях между коммунистической утопией и консервативной моралью, которая определяла семейную жизнь в сталинскую эпоху.
Михаил Карпов
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
3 +0−0 | №-1953772 | 08:42:19 16/12/2016 |
Правильно про алиментщиц написали |
3 +0−0 | Fernando Cortes | 07:41:24 16/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Так-то они купаются. Надо быть сильно озабоченным, чтобы увидеть другое -) |
3 +0−0 | D K | 06:10:09 16/12/2016 | ||||||
| ||||||||
От приватизации не убежишь . |
3 +0−0 | TaijiquanGaoshou . | 05:18:07 16/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Если автор захочет писать правду, его выгонят с работы. Демократия ж на дворе ! |
3 +0−0 | TaijiquanGaoshou . | 04:55:34 16/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Долой секс -- да здравствуют мозги ! |
3 +0−0 | D K | 04:54:00 16/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Ты ошибся ,это к хохлам.. |
3 +0−0 | Alexandr Pikalyuk | 03:59:43 16/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Ремесленников от искусства можно сравнивать, а творцов...дело неблагодарное. |
3 +0−0 | NULL | 03:45:42 16/12/2016 |
Лента родила очередной антисоветский высер. Глупый и безграмотный высер. |
3 +0−0 | Vladimir Buylov | 00:34:21 16/12/2016 |
Если бы автор поинтересовался как с этим обстоят дела, например, в Канаде, он бы не стал критиковать Ленина и вообще положение с семьей и браком в СССР. |
2 +0−0 | №-1997676 | 21:24:03 16/12/2016 |
Очередной либеральный антисоветский высер... |
2 +0−0 | Mack Tech | 19:06:42 16/12/2016 | ||||||
| ||||||||
А сейчас видимо колючая проволока кончилась, страшные шатры построенные со времен оккупации разваливаются, денег нет и единственное что могут делать освободившиеся это ныть как им (было плохо) сейчас плохо и будет плохо чтоб им кусок харчей дали. Все вроде такие гордые, а как вдруг кормить на халяву перестали кроме нытья нехрена нет. Где величайшие открытия отделившихся? Где великие экономические свершения аналога не ниже Швейцарии? Все сц@ка сидят на прощаемых кредитах и сос%т у запада в замен на нытье. Неоспоримо из толпы нытиков всегда рождается великая страна!!! |
2 +0−0 | ohjmaalvavii _ | 16:42:13 16/12/2016 | ||||||
| ||||||||
А ДО революции 1917 года мы тоже людей не теряли? И при Петре не строили Питер на костях простых смертных? |
2 +0−0 | Ussr Reich | 16:06:58 16/12/2016 | ||||||
| ||||||||
чел читает пропаганду нацеленную для друаков. Такой пропаганды и сто стороны либералов выше крыши и у коммуняк целый вагон и все друг на друга срут и срут... это не серьёзно. Если бы социализм был утопией, то не было бы победы, не было бы гагарина и прочих достижений в науке и промышленности, особенно в короткие сроки. |
2 +0−0 | D K | 15:26:01 16/12/2016 |
Бабы скорее, в сельпо ситец завезли,скорее ,всем на трусы не хватит..! |
2 +0−0 | Dmitriy Mordvinov | 15:15:17 16/12/2016 | ||||||
| ||||||||
проблема в том, что если писать о том что было рассекречено, вашего Сталина многие захотят выкопать и линчевать посмертно его труп. P.S. вы временами весьма неудачно попадаете в кнопку Caps Lock |
2 +0−0 | Sergey Ya | 15:14:58 16/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Как трудно жить, уже и либеральстствующих членов правительства сажают, обласканных и обвалюченных самим госдепом -как дальше жить ?! |
2 +0−0 | Истребитель Вампиров | 14:13:50 16/12/2016 |
Сейчас за картину Дейнеки, написанную в 1941 году (!), могут легко посадить по доносу какого-нибудь неистового Энтео или фашиствующего мотоциклиста... |
2 +0−0 | Alexander Tsanga | 14:06:45 16/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Путаете! В перестройку пошла мода на показуху в виде безалкогольных свадеб. Закон о немчатах уже был не актуален, поскольку немчата обзавелись внучатами. Начала процветать новая тенденция - фиктивный развод, липовая подача заявления в ЗАГС, получить статус мамы-одноночки. Чтоб улучшить жилищное положение, многие приближенные к кормушке фиктивно разводилось, получали еще квартиру для отселения фиктивноразведенного, и из двух хрущеб-однушек сделать с обменом трехкомнатную. Чтоб прибарахлиться, подавали заявление в ЗАГС, получали приглашение в свадебный магазин-салон. Закупались импоршные шмотки и проЗАГС забывали до очередного прибарахления. Дамы не очень торопились взамуж. Даже если был ребенок и верный муж (гражданский) она оформляла статус одиночки и получала от предприятия пособие (кажись 35 рэ при средней зарплате 120). А половозрелые холостяки оплачивали эти пособия в виде налога "на яйца". Такие были семейные нравы, такое было равноправие |
2 +0−0 | Sergey Ya | 13:24:39 16/12/2016 | ||||||
| ||||||||
А что опровергать ?! Мелкие кружки неформалов, которые есть всегда, везде и во все времена ?! Да есть, и что ... ???!!! |
2 +0−0 | ohjmaalvavii _ | 12:13:25 16/12/2016 |
Лента. ру неадекватно относится к правлению СТАЛИНА, ну хватит посмотрите на СЕБЯ. И пишите правду, что теперь за 30 лет в России находится под грифом СЕКРЕТНО. |