Конец утопии

00:02 16/12/2016 Наука и техника
Александр Дейнека «Бегущие девушки», 1941 год
Александр Дейнека «Бегущие девушки», 1941 год

Ранняя советская власть выступала с критикой традиционной семьи и домашнего хозяйства. Маркс и Энгельс утверждали, что за ликвидацией частной собственности последует эмансипация женщины, что позволит отношениям полов стать абсолютно частным делом. Основываясь на этих представлениях, Ленин говорил, что в будущем неоплачиваемую работу домохозяйки и заботу о детях будут осуществлять общественные столовые, ясли, детские сады и другие заведения, а значит, и официальный брак отомрет сам по себе. В своей статье, опубликованной в журнале Central European History, историк Лорен Камински рассказывает о том, как общество не дало воплотиться этой утопии.

По дороге в светлое будущее

В декабре 1917 года одними из первых принятых декретов стали постановления о расторжении брака и гражданском браке. Через год Центральный исполнительный комитет утвердил Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, основанный на правах человека и равенстве полов. Тем не менее в нем оставались такие понятия, как регистрация брака, выплата алиментов, а также другие условно устаревшие положения, необходимые на время переходного периода, пока страна строит социализм. Этот документ вводил институт гражданского брака (в качестве альтернативы церковному), облегчал процедуру развода и отказывался от концепции внебрачных детей во имя освобождения женщины.

Он также устанавливал право одного из супругов, находящегося в нужде, требовать при разводе содержания от своей бывшей половины. Внебрачные дети объявлялись «детьми родителей, не состоящих в зарегистрированном браке», — советская власть готовилась к временам, когда люди будут заключать свободные, незарегистрированные союзы. Такая осторожная формулировка впоследствии привела к тому, что в нормах Кодекса 1926 года было зафиксировано право одного бывшего супруга требовать алименты от другого только на основании факта сожительства. Церковный брак к тому времени уже был менее популярен, чем гражданский, а значит, следовало перейти на новую ступень на пути к истинно свободным отношениям полов. Права партнеров должны были быть защищены, а обязанности — соблюдаться.

Однако в более поздние сталинские времена политика партии существенно изменилась. В 1936 году приняли новую Конституцию СССР и новый семейный кодекс, отвергавший «новую мораль» 1920-х годов, укрепляющий значение официального брака и запрещающий аборты.

Тем не менее в нем сохранилось положение о праве требовать алименты для ребенка, рожденного вне зарегистрированного брака. Статистика свидетельствует о том, что женщины (и тем более мужчины), не состоящие в официальном союзе, достаточно редко делали это. Однако в советском общественном сознании сформировался четкий образ «алиментщицы», родившей ребенка вне брака специально для того, чтобы получать содержание.

Гражданская позиция

В июне 1940 года в советском журнале «Работница» была опубликована статья «Юридическая консультация (алименты)». Ее автор — глава Управления судебных органов Наркомата юстиции СССР Мария Гречуха — объясняла, что советская женщина имеет право подать заявление на установление отцовства, предоставив в ЗАГС данные о предполагаемом отце, после чего может требовать от него выплаты алиментов.

Читатели стали присылать в редакцию журнала письма в ответ на эту статью, а редакторы переправляли их в Наркомюст. Некоторые были опубликованы, но лишь те, которые соответствовали официальной позиции властей. Однако в архивах сохранилось множество свидетельств того, что мнения были разными.

В ноябре 1940 года в редакцию «Работницы» пришло письмо от женщины по фамилии Федотова. Она хотела поведать читателям о «женщинах, которые нарушают права семейных мужчин». Федотова говорила о себе как о «жертве закона», который необходимо изменить, чтобы «укротить аппетиты алиментщиц».

Описывая таких женщин, она основывалась на собственном опыте. Два ее сына так и не вступили в брак, так как оказались «связанными по рукам и ногам» некими «хищницами». Федотова жаловалась, что ее дети вынуждены платить алименты женщинам, с которыми они вступили во внебрачные отношения, в результате чего они теперь не могут устроить свою личную жизнь. «Дошло до того, что мужчины стали сторониться женщин, в каждой из которых они видят желание заставить их платить алименты», — предостерегала она. Наконец, Федотова заключала, что эту ситуацию может изменить только поправка в законе, ведь только «закон пробуждает чувство ответственности в женщинах».

Это письмо было не единичным. Группа женщин, представившихся как «коллектив нашей Советской страны» в лице неких Щучкиной, Сак, Ефимовой и Колотиновой, просила обратить внимание властей на гражданок, которые «ведут себя бесстыдно и беспощадно по отношению к нашим мужьям и детям». Они приводили в пример ситуацию из собственного опыта: молодой мужчина по фамилии Павлов женился на «отсталой и некультурной женщине» Любови Клименко, с которой зачал ребенка. Но вскоре Клименко развелась с ним, так как «он ей не нравился», и вышла замуж за железнодорожника, ударника, и прожила с ним шесть лет, родив второму мужу двух детей.

Муж Любови постоянно был на работе, а она сама «ничего не делала, только в магазин ходила». «Люба всегда напомаженная и приодетая, шляется где ни попадя», — жаловалась инициативная группа. По словам женщин, за детьми Любовь не ухаживала, и мужу приходилось самому их мыть и убираться в квартире. В один прекрасный день он выгнал ее из дома. Тогда она повела в суд Павлова, где его обязали платить Клименко алименты за первого ребенка.

Павлов тоже женился во второй раз, и от второго брака у него была дочь. Теперь он вынужден платить алименты в размере 300 рублей в месяц, и в результате его семье остается всего пять рублей. Женщины, написавшие это письмо, требовали изменить законодательство, чтобы исключить такие случаи. «Нам кажется, что там, где много женщин, должны быть более суровые законы», — заканчивали они.

Традиционные ценности

Щучкина, Сак, Ефимова и Колотинова, как и Федотова, демонизировали «алиментщицу» — мать-ехидну и тунеядку. Заклеймив такую женщину позором, они использовали образ классового врага, словно сошедший с советских карикатур времен НЭПа.

Косметика, модная одежда, любовь к танцам и прогулкам — символы потребления, независимости и сексуальности — показывались как признаки «буржуазного декадентства». Жалобщицы провозглашали себя хорошими матерями и достойными гражданками своей страны, в то же время дистанцируясь от образа независимой женщины, равной в правах с мужчиной.

Сыновья и знакомые, истории которых они рассказывали, всегда представали образцом трудолюбивого человека. Молодые матери, получающие алименты, выступали не только разрушительницами «здоровых» советских семей, но преступницами, паразитками и «непродуктивными элементами», пользующимися доверием государства и общества.

Приведенные выше письма — лишь одни из многих на эту тему. Их авторы утверждали, что советские законы должны защищать не матерей-одиночек, а официальные семьи, осуждая развод и внебрачный секс. Улучшение материального положения одних женщин другие понимали как собственную потерю, так как считали, что у детей, рожденных в законном браке, больше прав, чем у рожденных вне брака.

Назад в прошлое

Эти письма изучали в наркомате юстиции и относились к вопросам, поставленным в них, серьезно. В результате в новом законе о семье, принятом 8 июля 1944 года, в тот день, когда советские войска взяли Минск, матери-одиночки, не состоявшие в законном браке, не могли претендовать на алименты. Время его принятия не случайно — власть готовилась к проблемам, которые начнутся, когда солдаты вернутся с фронта.

Помимо прочего, закон 1944 года требовал от мужа и жены серьезных причин для развода. Интрижка на стороне не считалась веским поводом для расторжения брака, однако если в результате нее рождался ребенок, то судьи обычно разрешали развод.

После войны СССР захлестнула волна разводов молодых пар. Чаще всего, находясь на фронте или в эвакуации, один из супругов начинал жить во втором, незарегистрированном браке. Несмотря на новое законодательство, судьи были склонны разводить такие пары в пользу их новых семей.

* * *

Утопическая ленинская политика в отношении семьи и брака пережила своего создателя, однако пала под напором общественного мнения. Власть поощряла прежде всего тех людей, которые могли внести значительный вклад в дело построения социализма, превозносила их и ставила другим в пример. Граждане брали этот конструкт на вооружение для того, чтобы продвигать традиционные представления об общественной морали.

То, что парам, сожительствующим вне брака, советская власть пыталась дать те же права, что и состоящим в официальном браке, выглядело в глазах людей как дестабилизация института семьи, а значит, и статус-кво в целом. Корни официального и общественного отношения к сексу, вопросам взаимоотношений полов и семье крылись в противоречиях между коммунистической утопией и консервативной моралью, которая определяла семейную жизнь в сталинскую эпоху.

Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(268):

1 2 345 ... +1
7 +0−0Alexander Tsanga02:15:42
16/12/2016
Насколько я знаю закон от 1944 в народе прозвали законом "о немчатах". И во многом касался мамаш с детьми из ранее оккупированных земель. Из семейных хроник вспоминаю родственника, который мог до войны вышвырнуть свою жену, мамашу нескольких своих детей из дома за стервозный характер. И в оккупации выжили потому, что он 50-летний ОТЕЦ остался с семьей, обеспечивал им жизнь. В нынешней семейной политике не вижу отличий от ленинской "утопической". Правда утопию перекосило в демагогию, "равные права" (особенно при разводе) оказались болтовней. Капитал "Материнский", "мать-героиня", суды бабские - приговоры даже у САМОГО волосы дыбом встают. Бывший тесть взял в жены с двумя детьми, еще восемь общих родили. Она "мать-гэроиня", а он так и помер "дурачиной-простофилей", с передачей эстафеты своим 5 дочечкам, которые "героинями" не были, но по несколько "простофиль" сменили.
7 +0−0C Pa01:48:22
16/12/2016
Что за "конструкт" - что за новояз?
нет такого слова в русском языке!
Доколе безграмотность будет поощряться редактором!
7 +0−0John Saxtorph00:39:01
16/12/2016
7 +0−0Pavel Golyakevich00:33:55
16/12/2016
Да здравствует борщ!
Секс с борщом?!
Ну, ты - гигант!
7 +0−0Pavel Golyakevich00:33:55
16/12/2016
8 +0−0Андрей Б00:21:53
16/12/2016
Долой секс
Да здравствует борщ!
6 +0−0№-185705914:11:24
16/12/2016
Красивые картины.
Женщины очень красивые, дети все хорошие.
Жаль, что в жизни это все встречается чрезвычайно редко.
6 +0−0Sergey Ya12:47:27
16/12/2016
-6 +0−0№-185712911:41:58
16/12/2016
Нечего удивляться низкой рождаемости, к которой в итоге и пришёл СССР.
Любезный, вирши для либерастов на другом сайте !
6 +0−0Боцман Стар11:44:42
16/12/2016
Что за бред я только что прочитал? Дык, в СССР и воры, и убийцы имелись, зачем же экстраполировать их на всю страну? Что-то не встречал я в жизни сторонящихся женщин парней.)))
6 +0−0Max Kogut08:00:03
16/12/2016
-6 +0−0Oleg Naronin07:23:27
16/12/2016
Не свисти. В той же Италии, где полным-полно украинок - гастарбайтеров, подавляющее большинство их работают баданте - т.е. присматривают в доме хозяев за детьми и престарелыми.

И там редко найдешь женщину из России, которая, приехав туда зарабатывать честным трудом, не сменила бы профессию, узнав, сколько там зарабатывают на фоне такого заработка те, у кого трудится лишь нижняя часть тела

Ваших женщин на заработках за кордоном гораздо меньше, чем украинок. А на панели там их в разы больше. Машка - так их зовут в той же Турции. И это не украинская версия имени Мария
ссылка на статистику есть? данные ОБС?
6 +0−0№-185873107:18:43
16/12/2016
6 +0−0Alexander Tsanga06:07:34
16/12/2016
Это алиментщицы так утверждают, что на детей. Очень часто даже не на косметику... Алкоголизация женщин приближается к мужской... В супермаркете передо мной одна брала пачку сигарет хламурненьких недешевых, а дочка чупа-чупс не смогла выклянчить...
а дочка чупа-чупс не смогла выклянчить...
---------------------------------------------------------------------------
Сигареты это конечно зло, но и чупа-чупс вовсе не следует покупать только поому, что его клянчат. Может у ребёнка проблемы со здоровьем от сладостей, что теперь случается сплошь и рядом.
6 +0−0Alexander Tsanga06:07:34
16/12/2016
5 +0−0Сергей Митрохин05:42:59
16/12/2016
"Косметика, модная одежда, любовь к танцам и прогулкам — символы потребления, независимости и сексуальности — показывались как признаки «буржуазного декадентства»"
Это все прекрасно, но алименты платятся на содержание детей.
Это алиментщицы так утверждают, что на детей. Очень часто даже не на косметику... Алкоголизация женщин приближается к мужской... В супермаркете передо мной одна брала пачку сигарет хламурненьких недешевых, а дочка чупа-чупс не смогла выклянчить...
6 +0−0Alexandr Pikalyuk04:02:22
16/12/2016
21 +0−0Гриша Сковородкин01:35:57
16/12/2016
Александр Дейнека «Бегущие девушки» - красота-то какая!
Большой мастер.
6 +0−0Гриша Сковородкин03:52:25
16/12/2016
-9 +0−0Meta Eye02:00:46
16/12/2016
..Дейнека фуфло толкал.. под дифирамбы властей всфяяк готов плясать... но в нем - ноль - от Репина, Шишкина, Саврасова...
Нифига-то вы в искусстве не понимаете.
Но жизнь длинная, может ещё и разберётесь.
Художники - они разные. И картины у них о разном.
6 +0−0Gunars Zeps03:19:45
16/12/2016
Стиль автора статьи как-то сильно напомнил советские статьи в газете Правда, когда критиковались "ихние гнилые устои". Только в негативе, конечно. И вроде-бы ничего там плохого нет, а ведь выдумает нехороший, как империалистов обгадить. Ой, коммунистов, конечно!...
5 +0−0ohjmaalvavii _12:11:05
16/12/2016
Демографическим кризисом В Российской федерации называют Российским крестом 90х.. Когда спад рождаемости упал до нуля а смертность выросла в разы. Может ЛЕНТА. ру в лице своих журналистов напишет правду. Сколько людей мы потеряли после развала СССР.
5 +0−0R R10:20:09
16/12/2016
Лента кинула очередную порцию дерьма на вентилятор.
5 +0−0Иуда Макавеев09:43:39
16/12/2016
Алё!
Это что за срамота на картинке?
Где Милонов? Где Мизулина?
5 +0−0Константин Платонов08:56:13
16/12/2016
-5 +0−0TaijiquanGaoshou .05:17:30
16/12/2016
Ты перепутал, в бараках жили выдуманные солженицыным "жертвы гулага" .
В бараках жили миллионы людей, и даже до сих пор живут. Приватизируют, кое-как ремонтируют и живут. Пример: ул. Юфимцева в Ростове-н-Д.
5 +0−0Fernando Cortes07:42:20
16/12/2016
-3 +0−0Oleg Naronin07:18:20
16/12/2016
- а рассказать вам, как многие женщины в СССР получали в зрелом возрасте высокие посты? Через передок. Основательно потрудившись в младые годы с ответственными товарищами . И таких историй там было немеряно.
О, специалист по раздаче должностей в СССР -)
5 +0−0Вася Иванов06:16:15
16/12/2016
-13 +0−0MisterScor KN04:25:40
16/12/2016
Да, рашки они такие веками были и будут. Блиадство, гулянки женщин, незаконнорожденные дети, вранье, отказ от ответственности, любовь к халяве.
То то свидомым проституток обоих полов целые кучи везде.
5 +0−0Сергей Митрохин05:42:59
16/12/2016
"Косметика, модная одежда, любовь к танцам и прогулкам — символы потребления, независимости и сексуальности — показывались как признаки «буржуазного декадентства»"
Это все прекрасно, но алименты платятся на содержание детей.
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь