«Я за сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию»

00:05 02/12/2016 Интернет и СМИ
Владимир Познер
Владимир Познер

В России завершается год языка и литературы Великобритании, проходящий при поддержке Британского совета. Зачем и кому нужны подобные проекты? В чем различие между россиянами и британцами? Почему гражданам важно осознать свое место в стране? Что дает самоидентификация? В поисках ответов на эти вопросы «Лента.ру» поговорила с Владимиром Познером, который на днях прочитал диктант на английском языке.

«Лента.ру»: Вы прочитали диктант на английском языке. Зачем?

Познер: Я неоднократно проводил тотальный диктант на русском языке, и мне было любопытно, как это будет на английском. Участвовал просто потому, что мне хотелось. Тем более я почувствовал, что к этому существует огромный интерес. Диктант проводился в рамках года английского языка и литературы в России, а я всячески это поддерживаю.

Такие форматы, как год литературы, важны. Они оставляют след в памяти людей, играют роль, хоть и не столь очевидную. Эти события — а Британский совет в этом году организовал, кажется, около двух тысяч разных мероприятий — способствуют не только продвижению интересов Англии, но и в целом улучшению понимания страны. А раз мы лучше понимаем Англию, наше отношение к ней улучшается, и наоборот.

В то же время современная Россия пытается понять себя. Вот уже который год в стране хотят определиться с национальной идеей.

Я вообще не понимаю, что означает поиск национальной идеи как таковой. Как правило, в той или иной стране в то или иное время в определенных обстоятельствах рождается нечто такое, что потом получает название «национальная идея». Это происходит вне зависимости от того, ищут ее сознательно или вовсе не ищут. Национальная идея — довольно труднообъяснимая вещь, и вот так взять и объявить ее по меньшей мере странно.

На мой взгляд, искать национальную идею абсолютно бесполезно, потому что национальную идею должно разделять подавляющее большинство граждан — она потому и называется национальной. А выискивать ее и навязывать людям чрезвычайно трудно. Но иногда это успешно получается. В Германии удалось навязать идею фашизма, в Советском Союзе — коммунизма. Однако нужно понимать, что долго такие идеологии не работают. В коммунизм уже где-то в конце 1970-х — начале 1980-х, по сути дела, никто не верил, хотя официально он все-таки считался национальной идеей.

Если честно, я не могу ответить на вопрос, почему мы так рьяно ищем национальную идею. Это вполне советский подход, ну а поскольку наше руководство в широком смысле слова в основном состоит из советских людей, это совершенно логично. Они ведь не с Луны свалились. Это люди, которые родились в СССР, ходили в советскую школу, были пионерами, комсомольцами, очень многие из них были членами партии. Вполне естественно, что у них советский взгляд на вещи. И этот поиск национальной идеи, на мой взгляд, абсолютно советская штука.

И термины уже появились: скрепы... Знаете, я не понимаю, что такое скрепы вообще. Я знаю, что такое скрепка — бумаги скреплять. Обычно все-таки народ удерживает вместе любовь к своей стране, общий менталитет, характерный для большинства живущих в этой стране.

В России это возможно?

У нас с этим сложнее. В России множество этносов с разной культурой, языками и историей. Но я все равно не понимаю, зачем нужно что-то постоянно искать, если национальной идеей может быть просто любовь к своей стране и общая забота о ней.

Герои способны сплотить нацию?

Я думаю, в каждой стране должны быть герои. Не то что обязаны быть — они и так есть, сами по себе. Люди, которые служат позитивным примером, олицетворяющие нечто такое, к чему другие хотят стремиться. Это может быть спортсмен или человек искусства — к примеру, писатель. Но я бы не стал называть их героями. Все-таки герой — это тот, кто совершает некий поступок. Ну, например, Пушкина героем не назовешь, но так или иначе он объединяет нацию.

А кого, по-вашему, можно назвать героем?

Люди, которые могут служить примером, есть — тот же академик Сахаров или академик Дмитрий Лихачев.

А из живых современников?

Таких примеров для миллионов, на мой взгляд, нет.

Это тревожно для страны?

Не думаю. Такие периоды бывают. Сегодня в мире, к сожалению, мало людей, которые являются такими маньяками в хорошем смысле слова. И не только в России. Даже выдающимся писателем в мире я бы никого не назвал. Все провалилось в какую-то яму. Но маятник обязательно качнется и в обратную сторону, это неизбежно. Просто такой период, неприятный и некомфортный, но это неопасно для страны.

И очень неприятный для творцов, которые рискуют попасть под нагайку казаков или под поток нечистот, как это было в случае с выставкой Джока Стерджеса в Москве.

Знаете, православные активисты, офицерское братство и прочее — это ужасно. Но ведь странное дело: все жалуются, а никто им не противостоит. Почему бы, извините за выражение, не дать в глаз? Почему, если на выставку приходят люди с ведрами чего-то, не надеть им это ведро на голову? Таким людям нужно сопротивляться, а не кричать о том, что они тебя унижают. Я за активное сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию.

Вы сказали, что любовь к стране, патриотизм может послужить достаточной основой для национальной идеи. А не опасно для общества то, что повседневными героями становятся такие люди, как байкер Хирург, который тоже называет себя патриотом?

Хирурги становятся героями новостей отчасти потому, что средства массовой информации страшно жадны до скандальных громких историй. А поскольку этот господин весьма скандален, бахвалится своим знакомством с Путиным, представляется в качестве суперпатриота России — конечно, он попадает в СМИ. Таких людей много. Жириновский делает то же самое.

Такие люди способны оказать влияние на события? Хирург на днях предложил вернуть советский герб, и кое-кто его уже поддержал.

Не думаю, что в результате этого обращения что-то изменится на гербе. Абсолютно нет. Я убежден, что Путин несколько иных взглядов.

Беседовала Светлана Поворазнюк

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(394):

123 4 567 ... +1
2 +0−0Ирина Горскова20:38:26
02/12/2016
1 +0−0Юрий Бондаренко19:22:41
02/12/2016
Познер россиянин, но он не совсем русский... :-) Он некоторым образом еврей. Но в данном случае это не имеет решительно никакого значения. Познер, как было совершенно верно подмечено, один из умнейших людей современности. И если я кого-то считаю патриотом России, то именно Познера, но никак не Хирурга. И то, что в России мнение Познера интересно 2-3% населения - это не счастье России, а её горе. Это извечная трагедия мудреца, окружённого серой массой посредственных личностей, которым нет дела до истории и культуры России, которым безразлично её искусство, которые исповедуют обывательский подход к жизни, но при этом рассуждают о духовных скрепах. Ну на кой им Познер? Они даже не понимают, о чём он говорит. Ведро с нечистотами куда ближе их пониманию, проще, даже роднее. :-) Ну разве не обидно, что лицом Великой Страны становятся вот такие вот хирурги!?
Читаю тут многие комментарии и удивляюсь: как же у вас многих все перемешано в бОшках! Ну ладно там гавкают, не умея ни мычль выразить, ни слова доброго сказать (или обосновать недобрые). Но свалить все в кучу и национальность и место проживания и патриотизм, и кликушество.... Несчастные вы люди.
А Познер выражает то, то он считает. Это его право. Можно соглашаться, можно НЕ соглашаться, но то что он излагает, достойно чтобы дискутировать, а не брехать аки псина из подворотни, чем здесь многие занимаются.
2 +0−0Ирина Горскова20:29:04
02/12/2016
-1 +0−0D K19:36:38
02/12/2016
Вранье людей преследоаали за веру втихаря на бытовом уровне,могли и в дурку упрятать или типа хулиганы убили как Александра Меня,не было более подлого времени чем время хапуги Брежнева,Сталин уничтожал противников открыто хотя бы ,хоть и жестоко,а этот подонок изподтишка клеветой уголовными статьями по ложным обвинениям,карательной психиатрией и проч.
Вот знаете, я жила в ТО время уже будучи сознательной, взрослой, хотя и молодой. Мои соседские женщины постарше постоянно ходили в церковь. Действующую. С очень красивым убранством. В Кремле в Софийском соборе стали служить еще в те времена. Это красиво, величественно, привлекает туристов. И никто НЕ запрещал. А потому врете ВЫ. Да поначалу было уничтожение попов и храмов. Так ведь еще Пушкин очень хорошую сказку написал "О попе и работнике его Балде". И их тогда изгоняли за то, что они жировали на фоне полного обнищания народа и покалеченных солдат. Они открывали шинки и спаивали рабочих... Но ведь посмотрите сколько храмов, церквей сохранено-таки. И вот теперь эти служители опять начинают рваться во власть, окружают себя богатством, живут не на подаяния людские, а кормятся из бюджета...
2 +0−0Алексей Иванов17:46:27
02/12/2016
4 +0−0Ирина Горскова15:19:01
02/12/2016
Я вот тоже не понимаю что такое "скрепы". Звучит как-то даже подло. Мне также не нравятся ряженые "казаки", а также орущие (пересыпая свою речь англонеологизмами вместо богатейшего русского языка) хамски перекрикивающие друг друга "слуги народа", "хирурги", кликушествующие "энтео". Но так же мне не нравятся постоянно пытающиеся унизить свой народ и приветствующих "пусек", прибивание причиндалов" Гозманов, Шнейдеров, Сытиных и прочей "навальной" либерастни (как их обычно называют). Вот вторые еще более чем первые вносят раскол в общество верноподданно преклоняясь перед Западом. А уж как они "облизывали "нобелевского лауреата, так вообще жуть. Даже удивительно было насколько люди могут низко пасть.
Также я не допускаю, что внедрение в массы (да еще и попытки навязывания) религии. Никогда религия не приводила к миру. А вот то, что запустили коммунисты народ очень сплотило: Свобода, Равенство, Братство. Другое дело, что просуществовав около 70 лет, они не смогли развить и осуществить эту идею, а разрушили все хорошее, оставив все отвратительное. Вот о чем нужно думать и искать то, что людей сплачивает. А это как раз : не НЕравенство, а труд и достойная оплата этого труда. Труд на любом поприще: каменщик, литератор, музыкант, кухарка, сеятель, ... и так далее.
Согласен с вами. Насчет религии. Я считаю. что самое оптимальное соотношение власть и религия, религия и народ - это годы правления Брежнева Л.И. Тогда религию не преследовали никто и нигде, патриарх Пимен был награжден многими советскими орденами, как и другие много священнослужители. На людей не давили за их религиозность. Кроме, что вполне естественно, членов КПСС, ВЛКСМ, пионеров. Но религию не пускали во власть, в школы и детсады! Попы не лезли со своими советами в абсолютно светские дела. Сейчас бы вернуться к этому!
2 +0−0Making of movies17:41:36
02/12/2016
-7 +0−0Peter Alts16:15:16
02/12/2016
чья б корова мычала. "Родился в семье эмигрировавшего из России в 1922 году[5] Владимира Александровича Познера[fr] (1908—1975)[6] и француженки Жеральдин Люттен (1910—1985)[7]. Был назван Владимиром в честь отца и крещён в соборе Парижской Богоматери по католическому обряду" Дальше я думаю продолжать не надо да? и так все ясно.
А что ясно? То что он лучше на иностраных языках говорит? Так это плюс
2 +0−0TahiR S17:14:52
02/12/2016
2 +0−0Генри Форд15:23:26
02/12/2016
Как объяснить этому е в р е ю с американским паспортом который любит францию, что он и все такие как он чужие в России. Ну не можем мы Русские полюбить предателей и продажный иуд.
Славский Ефим Павлович. Родился в еврейской семье отставного царского солдата отец.
В 1957—1963 годах и позже — с 1965 года был министром среднего машиностроения СССР. В 1963—1965 годах был председателем Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР. Имеет непосредственное отношение к созданию «атомных городов» Актау (Шевченко) (Мангистауская область), Озёрск (Челябинская область), Северск, Зеленогорск, Железногорск, к строительству практически всех АЭС Советского Союза в период до 1980-х гг.
Минсредмаша СССР возводились многие социальные объекты страны, такие как Сибирский ботанический сад, Новосибирский Академгородок, Томский Академгородок, сибирский курорт «Белокуриха» и др.

В частности, в августе 1957 года принял решение о строительстве Сибирской АЭС[7] в составе Сибирского химического комбината.

7 марта 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») за участие в организации работ по созданию и испытанию самой мощной в мире термоядерной (водородной) бомбы награждён третьей золотой медалью «Серп и Молот
2 +0−0Андрей Дементьев16:48:44
02/12/2016
Ну вот Чайка вполне корректный человек. Шувалов по подъездам не гадит. А у Путина еще и глаза добрые. К ним никаких претензий?
2 +0−0Yuri Ivanov16:10:19
02/12/2016
0 +0−0Генри Форд15:14:53
02/12/2016
Таких иврейских патриотов России мы скоро в чёрном море топить будем
Я ж и говорю - мерзавец ты и мракобес; слава Господу, что у таких как ты руки коротки и задница навечно к дивану приклеена. И место твое - у параши. (Для модератора: "Говорить правду - легко и приятно" -Иешуа Га-Ноцри (с) )
2 +0−0Yuri Ivanov15:58:18
02/12/2016
-2 +0−0ValMan Inc.14:05:51
02/12/2016
Познер, старый, выживший из ума маразматик! Ему бы удобное инвалидное креслу и прислугу няню во Франции! Вот там его и место!
А твое место - у параши.
2 +0−0Генри Форд15:25:15
02/12/2016
Ожидать от еврея честности и справедливости все равно что предполагать наличие девственности у старой проститутки....
2 +0−0Генри Форд15:23:26
02/12/2016
Как объяснить этому е в р е ю с американским паспортом который любит францию, что он и все такие как он чужие в России. Ну не можем мы Русские полюбить предателей и продажный иуд.
2 +0−0роман бердичевский14:58:09
02/12/2016
0 +0−0Sergio Gera14:24:43
02/12/2016
Мутный Познер всю жизнь ловит рыбу в мутной воде. Не верует в Бога и употребляет слово мракобесие чуя в нем силу и веря во все мрачное наверное. Непонятный чел, одним словом прованский делегат с американским позвоночником. Задача таких, ставить неугодного собеседника в тупик, используя всю мощь своего коварства, и в сторону, праздновать "победу". Добрый дедушка эмо!
Я вас умоляю! Кого он может поставить в тупик? Приглядитесь - он сам постоянно в типике и вынужден маской подобной на фото скрывать свое бессилие в аргументированном споре.
2 +0−0Константин Гайкович11:15:13
02/12/2016
3 +0−0Владимир Телеш10:45:25
02/12/2016
А ты что считаешь что она была это социальная справедливость хоть когда нибудь?
если сравнивать СССР с нынешней Россией - безусловно была
2 +0−0Yaroslav Solntsev10:50:00
02/12/2016
-1 +0−0Dmitry Smirnov10:46:28
02/12/2016
Пусть расскажет нам тоже, что он рассказывает студентам - журналистам, тогда отношение и "жадность" прессы до жириновскиххирургов будут нам всем понятнее.
Иначе портрет старого советского пропагандиста выглядит не полно, слишком в профиль, память то отшибло не у всех.
Ошибочка. Он хоть и работал при совке на основном канале, но пропагандой не занимался. Я лично смотрел несколько его телемостов - там была всегда попытка понять. Какие они американцы, и какие мы?
2 +0−0Dmitriy Levitskiy10:17:40
02/12/2016
3 +0−0Дмитрий Орлов09:44:54
02/12/2016
+1000000000000000000000000000000000
хорошо сказал =)
2 +0−0Олег Благиня09:56:06
02/12/2016
-2 +0−0Евгений Богданов08:14:11
02/12/2016
На пенсию-это слишком кучеряво для него. Платить же надо будет пенсию. Выслать куда подальше-в самый раз. Дышать свободнее будет.
Не давать эфир - само отвалится...
2 +0−0Владимир Иовлев09:47:49
02/12/2016
0 +0−0Дмитрий Орлов09:38:27
02/12/2016
А что он творит прилюдно? Конкретизируй
Конкретизирую: непотрЕбства.
2 +0−0№-186075109:35:39
02/12/2016
-5 +0−0Евгений Богданов09:10:32
02/12/2016
Ты не уводи в сторону. Вот все вы одинаковы : заболтать, заговорить, не сказать ничего по делу. Говорим про конкретного переживателя, причем тут Песков?
"Конкретный переживатель" в политике и экономике России ничего не решает и повлиять на что либо не в состоянии, в отличие от наших элит, у которых через одного или дети на западе живут или хотя бы просто недвижимость зачем-то имеется.

Хотя бы поэтому размышления о его гражданствах - это переливание из пустого в порожнее.
2 +0−0Александр Плотников09:13:16
02/12/2016
-3 +0−0Jack Plumber08:46:37
02/12/2016
Ну тебя то вообще спрашивать бесполезно. Вопрос не поймёшь
Сколько тебе лет?
2 +0−0Aaz Notarelative07:08:14
02/12/2016
4 +0−0Igor Molochevski01:24:16
02/12/2016
А чем вам Сахаров насолил?
ничем не насолил, но называть Сахарова "национальным героем"...как-то это по-старпёрски, ау, на дворе не 80е годы.
2 +0−0Sergei Chubenko04:26:06
02/12/2016
-6 +0−0Vladimir Tsvetkov03:06:48
02/12/2016
А за бомбардировки Хиросимы и Нагасаки кто-то должен отвечать?
Владимир, вы какую историю в школе учили. Вы в курсе что японцы напали на США а не наоборот. Сухопутными войсками не имело смысла вторгаться в Японию. Было принято решение с воздуха. А что бы быстрее испытали ядерное оружие.
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь