«Я за сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию»

00:05 02/12/2016 Интернет и СМИ
Владимир Познер
Владимир Познер

В России завершается год языка и литературы Великобритании, проходящий при поддержке Британского совета. Зачем и кому нужны подобные проекты? В чем различие между россиянами и британцами? Почему гражданам важно осознать свое место в стране? Что дает самоидентификация? В поисках ответов на эти вопросы «Лента.ру» поговорила с Владимиром Познером, который на днях прочитал диктант на английском языке.

«Лента.ру»: Вы прочитали диктант на английском языке. Зачем?

Познер: Я неоднократно проводил тотальный диктант на русском языке, и мне было любопытно, как это будет на английском. Участвовал просто потому, что мне хотелось. Тем более я почувствовал, что к этому существует огромный интерес. Диктант проводился в рамках года английского языка и литературы в России, а я всячески это поддерживаю.

Такие форматы, как год литературы, важны. Они оставляют след в памяти людей, играют роль, хоть и не столь очевидную. Эти события — а Британский совет в этом году организовал, кажется, около двух тысяч разных мероприятий — способствуют не только продвижению интересов Англии, но и в целом улучшению понимания страны. А раз мы лучше понимаем Англию, наше отношение к ней улучшается, и наоборот.

В то же время современная Россия пытается понять себя. Вот уже который год в стране хотят определиться с национальной идеей.

Я вообще не понимаю, что означает поиск национальной идеи как таковой. Как правило, в той или иной стране в то или иное время в определенных обстоятельствах рождается нечто такое, что потом получает название «национальная идея». Это происходит вне зависимости от того, ищут ее сознательно или вовсе не ищут. Национальная идея — довольно труднообъяснимая вещь, и вот так взять и объявить ее по меньшей мере странно.

На мой взгляд, искать национальную идею абсолютно бесполезно, потому что национальную идею должно разделять подавляющее большинство граждан — она потому и называется национальной. А выискивать ее и навязывать людям чрезвычайно трудно. Но иногда это успешно получается. В Германии удалось навязать идею фашизма, в Советском Союзе — коммунизма. Однако нужно понимать, что долго такие идеологии не работают. В коммунизм уже где-то в конце 1970-х — начале 1980-х, по сути дела, никто не верил, хотя официально он все-таки считался национальной идеей.

Если честно, я не могу ответить на вопрос, почему мы так рьяно ищем национальную идею. Это вполне советский подход, ну а поскольку наше руководство в широком смысле слова в основном состоит из советских людей, это совершенно логично. Они ведь не с Луны свалились. Это люди, которые родились в СССР, ходили в советскую школу, были пионерами, комсомольцами, очень многие из них были членами партии. Вполне естественно, что у них советский взгляд на вещи. И этот поиск национальной идеи, на мой взгляд, абсолютно советская штука.

И термины уже появились: скрепы... Знаете, я не понимаю, что такое скрепы вообще. Я знаю, что такое скрепка — бумаги скреплять. Обычно все-таки народ удерживает вместе любовь к своей стране, общий менталитет, характерный для большинства живущих в этой стране.

В России это возможно?

У нас с этим сложнее. В России множество этносов с разной культурой, языками и историей. Но я все равно не понимаю, зачем нужно что-то постоянно искать, если национальной идеей может быть просто любовь к своей стране и общая забота о ней.

Герои способны сплотить нацию?

Я думаю, в каждой стране должны быть герои. Не то что обязаны быть — они и так есть, сами по себе. Люди, которые служат позитивным примером, олицетворяющие нечто такое, к чему другие хотят стремиться. Это может быть спортсмен или человек искусства — к примеру, писатель. Но я бы не стал называть их героями. Все-таки герой — это тот, кто совершает некий поступок. Ну, например, Пушкина героем не назовешь, но так или иначе он объединяет нацию.

А кого, по-вашему, можно назвать героем?

Люди, которые могут служить примером, есть — тот же академик Сахаров или академик Дмитрий Лихачев.

А из живых современников?

Таких примеров для миллионов, на мой взгляд, нет.

Это тревожно для страны?

Не думаю. Такие периоды бывают. Сегодня в мире, к сожалению, мало людей, которые являются такими маньяками в хорошем смысле слова. И не только в России. Даже выдающимся писателем в мире я бы никого не назвал. Все провалилось в какую-то яму. Но маятник обязательно качнется и в обратную сторону, это неизбежно. Просто такой период, неприятный и некомфортный, но это неопасно для страны.

И очень неприятный для творцов, которые рискуют попасть под нагайку казаков или под поток нечистот, как это было в случае с выставкой Джока Стерджеса в Москве.

Знаете, православные активисты, офицерское братство и прочее — это ужасно. Но ведь странное дело: все жалуются, а никто им не противостоит. Почему бы, извините за выражение, не дать в глаз? Почему, если на выставку приходят люди с ведрами чего-то, не надеть им это ведро на голову? Таким людям нужно сопротивляться, а не кричать о том, что они тебя унижают. Я за активное сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию.

Вы сказали, что любовь к стране, патриотизм может послужить достаточной основой для национальной идеи. А не опасно для общества то, что повседневными героями становятся такие люди, как байкер Хирург, который тоже называет себя патриотом?

Хирурги становятся героями новостей отчасти потому, что средства массовой информации страшно жадны до скандальных громких историй. А поскольку этот господин весьма скандален, бахвалится своим знакомством с Путиным, представляется в качестве суперпатриота России — конечно, он попадает в СМИ. Таких людей много. Жириновский делает то же самое.

Такие люди способны оказать влияние на события? Хирург на днях предложил вернуть советский герб, и кое-кто его уже поддержал.

Не думаю, что в результате этого обращения что-то изменится на гербе. Абсолютно нет. Я убежден, что Путин несколько иных взглядов.

Беседовала Светлана Поворазнюк

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(394):

1 2 345 ... +1
6 +0−0Олег Василишин20:27:27
02/12/2016
-1 +0−0Making of movies17:41:02
02/12/2016
Ты забыл сказать что Познер такой же русский,как и ты.Только умнее
Он уже довольно стар, и соответственно довольно мудр, он видел и советскую эпоху и эпоху путина ( путина с маленькой буквы пишу сознательно). Но что я хотел сказать Познер умный мужик. Мне 32, но я его понимаю. Он говорит простым и понятным языком о тех вещах , которые крутятся на уме, но не можешь ясно сформулировать.
6 +0−0Юрий Бондаренко19:25:31
02/12/2016
1 +0−0Фараон Уних17:19:32
02/12/2016
Познер осторожен.Очень осторожен в выражениях.
Он политкорректен. Но при этом он совершенно прав!
6 +0−0Igor Salnikov11:17:17
02/12/2016
Челоек с Большой буквы! Уважаю!Побольше бытаких высокопорядочных людей...,но таких не любят в Расеи,холопство и угодничество там.
Это не СМИ расейские-средства манипулирования идиотами и шалопаи подлабузники,типа хирурга,Киселева и другого хлама..
Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство.
-Александр Пушкин-
6 +0−0Константин Гайкович09:54:15
02/12/2016
Поиск национальной идеи у нас - это про бабушку и очки. У народа была самая светлая из всех идей - идея социальной справедливости. Ее продали за цацки и пропили, а теперь имеем странную слепоту к грандиозным успехам Китая - нашего наследника по прямой. Оттого в нашем культурном мире и наступила упомянутая пустота, что не может вдохновлять общество, где одни люди могут быть в миллион раз богаче и влиятельнее других и передавать это все по наследству. Не может быть единения миллиардеров с пенсионерами, нет такой идеи.
5 +0−0Felix Milovanov21:23:30
02/12/2016
-3 +0−0Алексей Иванов20:38:19
02/12/2016
один, да. умный - но не наш, ЕСТЕСТВЕННО не патриот России. О чем сам говорил неоднократно. Мотоциклист дурковат, но наш. Я уверен, что в случае необходимости с Хирургом буду в окопах на нашей стороне. Познера и вас я там вряд ли увижу. В лучшем случае опять в эвакуации в "Средней Азии", в худшем - на стороне врага. Будет вещать с радиопередвижки: "Рус. сдавайся!"
В случае "необходимости" Херург подожмет хвост и первым удерет, и в окопе - увы - будете сидеть в одиночку.
5 +0−0коренной москвич14:55:52
02/12/2016
Если Познер не прав, почему патриоты, учащие как жить и любить Родину отправили своих детей на постояннное проживание в США и Европу?
5 +0−0Владимир Телеш11:08:32
02/12/2016
-5 +0−0Евгений Богданов09:10:32
02/12/2016
Ты не уводи в сторону. Вот все вы одинаковы : заболтать, заговорить, не сказать ничего по делу. Говорим про конкретного переживателя, причем тут Песков?
А что тебя беспокоит чье то гражданство? Мне вот допустим фиолетово какой он национальности, пуская был бы негром из Уганды, угрозы он не несет, он умный человек и рассуждает трезво, без розовых очков. Страну обворовывают наши же с тобой граждане, русские, воруют то в основном сердюковы-улюкаевы-захаровы. Мне более симпатичен этот мудрый старик пусть и с двойным гражданством чем банда русских воров обирающих своих же сограждан.
5 +0−0Alexander Rokov10:41:05
02/12/2016
6 +0−0Константин Гайкович09:54:15
02/12/2016
Поиск национальной идеи у нас - это про бабушку и очки. У народа была самая светлая из всех идей - идея социальной справедливости. Ее продали за цацки и пропили, а теперь имеем странную слепоту к грандиозным успехам Китая - нашего наследника по прямой. Оттого в нашем культурном мире и наступила упомянутая пустота, что не может вдохновлять общество, где одни люди могут быть в миллион раз богаче и влиятельнее других и передавать это все по наследству. Не может быть единения миллиардеров с пенсионерами, нет такой идеи.
Социальной справедливости в странах Скандинавии, например, в Норвегии, Дании, Финляндии и Швеции, куда больше, чем в Китае. Не зря же говорят про "скандинавский социализм". Хотя там и не социализм, разумеется.
5 +0−0Google Гугл10:29:04
02/12/2016
Держись, Владимир! Я с тобой. Тяжело тебе, понимаю. Но как говорит "десантура".."Если не мы? То кто??"
5 +0−0Петр Великанофф09:43:17
02/12/2016
-6 +0−0Валерий Козьяков09:38:22
02/12/2016
Познер современный сионистский поп Гапон. Умный провокатор, я бы сказал умнейший. В ЦРУ глупых не держат. Политический бомж. Смотрел его репортажи об Израиле . Первые фильмы нормальные. Остальные -сплошная пропаганда сионизма. Из Вани Урганта пытается сделать себе замену. Вань не ведись . Протухло. Как человек с тремя гражданствами может рассуждать о России. Засланный казачок вместе с Савиком Шустером. Шустера правда смыло, как очевидное г......о; он потупее, но свое дело на Украине сделал. Придет время смоет и Познера вместе с его покровителем Эрнстом.
Понимаешь, какое дело... Он кажется еще умнее, возможно даже ГЕНИАЛЬНЫМ, если рассматривать его на вашем фоне: со всем этим совковым поносом про ЦРУ, сионизм, "ужасами" двойных гражданств и проч.
Вы - осколки-недобитки старой коммунистической системы с кругозором "старой большевички".
5 +0−0Никита Любченко07:43:14
02/12/2016
7 +0−0№-206806206:47:33
02/12/2016
Почему ватники все такие расисты и нацики?
Не любят умных людей))
5 +0−0Go Nucelar04:11:03
02/12/2016
-9 +0−0Андрей Кор03:44:41
02/12/2016
Как нет героев !!! Павлов Арен Сергеевич и тд...
Он разве уже воскрес? Познер говорил о живых героях.
4 +0−0Ирина Горскова15:19:01
02/12/2016
Я вот тоже не понимаю что такое "скрепы". Звучит как-то даже подло. Мне также не нравятся ряженые "казаки", а также орущие (пересыпая свою речь англонеологизмами вместо богатейшего русского языка) хамски перекрикивающие друг друга "слуги народа", "хирурги", кликушествующие "энтео". Но так же мне не нравятся постоянно пытающиеся унизить свой народ и приветствующих "пусек", прибивание причиндалов" Гозманов, Шнейдеров, Сытиных и прочей "навальной" либерастни (как их обычно называют). Вот вторые еще более чем первые вносят раскол в общество верноподданно преклоняясь перед Западом. А уж как они "облизывали "нобелевского лауреата, так вообще жуть. Даже удивительно было насколько люди могут низко пасть.
Также я не допускаю, что внедрение в массы (да еще и попытки навязывания) религии. Никогда религия не приводила к миру. А вот то, что запустили коммунисты народ очень сплотило: Свобода, Равенство, Братство. Другое дело, что просуществовав около 70 лет, они не смогли развить и осуществить эту идею, а разрушили все хорошее, оставив все отвратительное. Вот о чем нужно думать и искать то, что людей сплачивает. А это как раз : не НЕравенство, а труд и достойная оплата этого труда. Труд на любом поприще: каменщик, литератор, музыкант, кухарка, сеятель, ... и так далее.
4 +0−0TahiR S14:17:41
02/12/2016
В коммунизм уже где-то в конце 1970-х — начале 1980-х, по сути дела, никто не верил, хотя официально он все-таки считался национальной идеей.
***
Согласен, в то время слово коммунист стало ругательным. Именно в те годы появилось слово скоммуниздили.
4 +0−0Воробьев Владимир14:07:54
02/12/2016
Познер здравомыслящий человек. Он прожил большую жизнь.У него есть имя и авторитет. Он говорит и поступает так, как считает нужным. У него есть на это право. И не полуграмотной сопливой гопоте его осуждать.

Отец, Владимир Александрович Познер, был горячим патриотом Советского Союза. После присоединения Литвы к Советскому Союзу в 1940 году дед В. В. Познера по отцу, Александр Владимирович Познер , стал гражданином СССР. В связи с этим и отец В. В. Познера, Владимир Александрович Познер, приобрёл право на советское гражданство. С 1943 года, работая начальником русской секции отдела кинематографии Военного департамента США, он начал сотрудничать с советской разведкой, первоначально в качестве «стажёра» и «наводчика».
В связи с ухудшением отношений между СССР и США после войны, наступлением эпохи маккартизма и всё более пристальным вниманием со стороны ФБР в 1948 году семья Познеров была вынуждена уехать из США. Первоначально Познеры хотели вернуться во Францию, но Познеру-старшему отказали во въезде, сочтя его на основании доноса подрывным элементом. Тогда Познеры переехали в Берлин (ГДР), где Владимир Александрович получил должность в компании «Совэкспортфильм». В 1950 году Владимир Познер получил советский паспорт.
В 1952 году семья переехала в Советский Союз, в Москву.
4 +0−0Denis Kulik14:05:12
02/12/2016
Познер ошибается только в одном - в глаз всей этой швали должно давать государство а не граждане.
4 +0−0Артем Старостин12:30:00
02/12/2016
-5 +0−0Колодяжный Павел11:13:38
02/12/2016
я не понимаю этого кочана- вроде не глупый мужик, но почему он пропагандирует принципы, которые не принимаются нашим народом?1 Мы не можем жить так, как живут в европе- мы другие. а он прет против природы народа.
а с чего это вы за народ стали говорить? Вы это еще не народ.
4 +0−0Ivan Ivanov11:11:01
02/12/2016
Познер молодец. Поддерживаю.
4 +0−0Alexander Rokov07:23:42
02/12/2016
9 +0−0Артур Дутов07:07:31
02/12/2016
Почему сильно концентрированные патриоты пишут так, как будто у них не все в порядке с головой?
Ага, тоже постоянно замечаю. Что ни ура-патриот, то, почти всегда, какой-то фрик со сдвигом по фазе.
4 +0−0Andrew Suprun05:20:05
02/12/2016
-7 +0−0№-185873102:55:20
02/12/2016
Хамоватый жлоб и вороватый подлец Познер что-то там пытается прошмякать в очередной раз, хотя его полнейшая дуболомность и враньё уже стали очевидны всем, кроме самых упоротых.
потреот?
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь