«Я за сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию»

00:05 02/12/2016 Интернет и СМИ
Владимир Познер
Владимир Познер

В России завершается год языка и литературы Великобритании, проходящий при поддержке Британского совета. Зачем и кому нужны подобные проекты? В чем различие между россиянами и британцами? Почему гражданам важно осознать свое место в стране? Что дает самоидентификация? В поисках ответов на эти вопросы «Лента.ру» поговорила с Владимиром Познером, который на днях прочитал диктант на английском языке.

«Лента.ру»: Вы прочитали диктант на английском языке. Зачем?

Познер: Я неоднократно проводил тотальный диктант на русском языке, и мне было любопытно, как это будет на английском. Участвовал просто потому, что мне хотелось. Тем более я почувствовал, что к этому существует огромный интерес. Диктант проводился в рамках года английского языка и литературы в России, а я всячески это поддерживаю.

Такие форматы, как год литературы, важны. Они оставляют след в памяти людей, играют роль, хоть и не столь очевидную. Эти события — а Британский совет в этом году организовал, кажется, около двух тысяч разных мероприятий — способствуют не только продвижению интересов Англии, но и в целом улучшению понимания страны. А раз мы лучше понимаем Англию, наше отношение к ней улучшается, и наоборот.

В то же время современная Россия пытается понять себя. Вот уже который год в стране хотят определиться с национальной идеей.

Я вообще не понимаю, что означает поиск национальной идеи как таковой. Как правило, в той или иной стране в то или иное время в определенных обстоятельствах рождается нечто такое, что потом получает название «национальная идея». Это происходит вне зависимости от того, ищут ее сознательно или вовсе не ищут. Национальная идея — довольно труднообъяснимая вещь, и вот так взять и объявить ее по меньшей мере странно.

На мой взгляд, искать национальную идею абсолютно бесполезно, потому что национальную идею должно разделять подавляющее большинство граждан — она потому и называется национальной. А выискивать ее и навязывать людям чрезвычайно трудно. Но иногда это успешно получается. В Германии удалось навязать идею фашизма, в Советском Союзе — коммунизма. Однако нужно понимать, что долго такие идеологии не работают. В коммунизм уже где-то в конце 1970-х — начале 1980-х, по сути дела, никто не верил, хотя официально он все-таки считался национальной идеей.

Если честно, я не могу ответить на вопрос, почему мы так рьяно ищем национальную идею. Это вполне советский подход, ну а поскольку наше руководство в широком смысле слова в основном состоит из советских людей, это совершенно логично. Они ведь не с Луны свалились. Это люди, которые родились в СССР, ходили в советскую школу, были пионерами, комсомольцами, очень многие из них были членами партии. Вполне естественно, что у них советский взгляд на вещи. И этот поиск национальной идеи, на мой взгляд, абсолютно советская штука.

И термины уже появились: скрепы... Знаете, я не понимаю, что такое скрепы вообще. Я знаю, что такое скрепка — бумаги скреплять. Обычно все-таки народ удерживает вместе любовь к своей стране, общий менталитет, характерный для большинства живущих в этой стране.

В России это возможно?

У нас с этим сложнее. В России множество этносов с разной культурой, языками и историей. Но я все равно не понимаю, зачем нужно что-то постоянно искать, если национальной идеей может быть просто любовь к своей стране и общая забота о ней.

Герои способны сплотить нацию?

Я думаю, в каждой стране должны быть герои. Не то что обязаны быть — они и так есть, сами по себе. Люди, которые служат позитивным примером, олицетворяющие нечто такое, к чему другие хотят стремиться. Это может быть спортсмен или человек искусства — к примеру, писатель. Но я бы не стал называть их героями. Все-таки герой — это тот, кто совершает некий поступок. Ну, например, Пушкина героем не назовешь, но так или иначе он объединяет нацию.

А кого, по-вашему, можно назвать героем?

Люди, которые могут служить примером, есть — тот же академик Сахаров или академик Дмитрий Лихачев.

А из живых современников?

Таких примеров для миллионов, на мой взгляд, нет.

Это тревожно для страны?

Не думаю. Такие периоды бывают. Сегодня в мире, к сожалению, мало людей, которые являются такими маньяками в хорошем смысле слова. И не только в России. Даже выдающимся писателем в мире я бы никого не назвал. Все провалилось в какую-то яму. Но маятник обязательно качнется и в обратную сторону, это неизбежно. Просто такой период, неприятный и некомфортный, но это неопасно для страны.

И очень неприятный для творцов, которые рискуют попасть под нагайку казаков или под поток нечистот, как это было в случае с выставкой Джока Стерджеса в Москве.

Знаете, православные активисты, офицерское братство и прочее — это ужасно. Но ведь странное дело: все жалуются, а никто им не противостоит. Почему бы, извините за выражение, не дать в глаз? Почему, если на выставку приходят люди с ведрами чего-то, не надеть им это ведро на голову? Таким людям нужно сопротивляться, а не кричать о том, что они тебя унижают. Я за активное сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию.

Вы сказали, что любовь к стране, патриотизм может послужить достаточной основой для национальной идеи. А не опасно для общества то, что повседневными героями становятся такие люди, как байкер Хирург, который тоже называет себя патриотом?

Хирурги становятся героями новостей отчасти потому, что средства массовой информации страшно жадны до скандальных громких историй. А поскольку этот господин весьма скандален, бахвалится своим знакомством с Путиным, представляется в качестве суперпатриота России — конечно, он попадает в СМИ. Таких людей много. Жириновский делает то же самое.

Такие люди способны оказать влияние на события? Хирург на днях предложил вернуть советский герб, и кое-кто его уже поддержал.

Не думаю, что в результате этого обращения что-то изменится на гербе. Абсолютно нет. Я убежден, что Путин несколько иных взглядов.

Беседовала Светлана Поворазнюк

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(394):

12 3 456 ... +1
4 +0−0Igor Molochevski01:24:16
02/12/2016
-5 +0−0Евгений Городецкий01:06:31
02/12/2016
Да спасут нас темные боги от мира где примером для нации будет Сахаров.
А чем вам Сахаров насолил?
3 +0−0Felix Milovanov21:24:35
02/12/2016
-7 +0−0D K17:55:51
02/12/2016
Я не понял какого хрена он вообще в Росси делал?Агент влияния?
Луч света в темном царстве.
3 +0−0Felix Milovanov21:17:55
02/12/2016
-1 +0−0Алексей Иванов17:36:40
02/12/2016
Чуть с вами не согласен. Он всегда "вашим", он никогда "нашим". За "наших" он тока вид делает. Он как жук-древоточец в мебели. Того жучка не видно и он кажется безвредным, пока не рухнет ножка стола...
Ножка стола пока рушится вовсе не из-за познеров, а из-за долбо@бов, кричащих "Ура!".
3 +0−0Ivan Ivanov11:11:40
02/12/2016
0 +0−0Yaroslav Solntsev10:52:21
02/12/2016
А почему бы нацидеей не выдвинуть - "Плати честно все свои налоги". Ведь это твой вклад в свою страну. Ежедневный, ежемесячный, год за годом и без вского геройства и кича. Борись с серыми ЗП. Не позволяй обманывать себя.
Тогда почему бы сначала не выдвинуть "прекратите воровать"?
3 +0−0Владимир Телеш10:47:28
02/12/2016
0 +0−0Евгений Богданов10:04:47
02/12/2016
Познер- гениальный приспособленец по жизни. Уж чего чего, а этого у него не отнять. Пережил все режимы. "Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст"
Какие он режимы пережил? Прям выживал как мог ага... давайте не будем фантазировать а сперва глянем на биографию телеведущего. По вашей логике моя прабабушка прожившая 102 года тоже все режимы пережила в том числе и царский, что же ее считать лучим приспособленцем?
3 +0−0Владимир Телеш10:45:25
02/12/2016
6 +0−0Константин Гайкович09:54:15
02/12/2016
Поиск национальной идеи у нас - это про бабушку и очки. У народа была самая светлая из всех идей - идея социальной справедливости. Ее продали за цацки и пропили, а теперь имеем странную слепоту к грандиозным успехам Китая - нашего наследника по прямой. Оттого в нашем культурном мире и наступила упомянутая пустота, что не может вдохновлять общество, где одни люди могут быть в миллион раз богаче и влиятельнее других и передавать это все по наследству. Не может быть единения миллиардеров с пенсионерами, нет такой идеи.
А ты что считаешь что она была это социальная справедливость хоть когда нибудь?
3 +0−0Дмитрий Орлов09:44:54
02/12/2016
22 +0−0Петр Великанофф09:15:12
02/12/2016
Детки, то обстоятельство, что умные люди изобрели компьютер и Интернет и дали вам возможность их использовать, еще не ставит вас на одну доску с Владимиром Познером.
Критиковать-критикуйте, коли он вам в чем-то не нравится, но поуважительней как-то, - надо же понимать, где вы, с вашими более чем скромными умишками и образованиями, и где он - со своим интеллектом и знанием жизни.
+1000000000000000000000000000000000
3 +0−0Евгений Богданов09:38:06
02/12/2016
2 +0−0Sergei Chubenko04:26:06
02/12/2016
Владимир, вы какую историю в школе учили. Вы в курсе что японцы напали на США а не наоборот. Сухопутными войсками не имело смысла вторгаться в Японию. Было принято решение с воздуха. А что бы быстрее испытали ядерное оружие.
Ты школу не в Пенсильвании случайно заканчивал? Ты балбес по жизни или прикидываешься дурачком? Почитай про последствия применения атомного оружия. Блевать тянет от подобных писателей.
3 +0−0Дмитрий Орлов09:32:25
02/12/2016
-5 +0−0Евгений Богданов09:10:32
02/12/2016
Ты не уводи в сторону. Вот все вы одинаковы : заболтать, заговорить, не сказать ничего по делу. Говорим про конкретного переживателя, причем тут Песков?
А что несколько гражданств - это что-то плохое?
3 +0−0№-186075109:30:50
02/12/2016
-11 +0−0Суровое Погружение08:04:40
02/12/2016
Отрыжка перестройки, горбачева, триколора и величия госдепа.... Недалекий бомж, ставший благодаря своей вере фашизм - рупором уничтожения СССР и России.
Чмо, как и все сторонники капитализма.
Познер забавная личность, медиасфера России управляемая госдепом - единственное место где востребованы такие блевотные тупые бомжи.
Путин ведь такой могущественный, а медиасфера России при этом управляется госдепом? Во дела.
3 +0−0Jack Plumber08:43:37
02/12/2016
-11 +0−0Суровое Погружение08:04:40
02/12/2016
Отрыжка перестройки, горбачева, триколора и величия госдепа.... Недалекий бомж, ставший благодаря своей вере фашизм - рупором уничтожения СССР и России.
Чмо, как и все сторонники капитализма.
Познер забавная личность, медиасфера России управляемая госдепом - единственное место где востребованы такие блевотные тупые бомжи.
Ты по сравнению с ним ноль.... поэтому уж погрузись и лежи на дне
3 +0−0Артур Дутов07:52:35
02/12/2016
-15 +0−0№-236238001:22:25
02/12/2016
Шмознер сопротивляется хамству тем, что сам хамит собеседникам. Я не перестаю удивляться, почему все гости пасуют перед его хамством. Кто-нибудь уже когда-нибудь поставит это м...дило на место? Зачем его столько лет держат на телевидении? Его же все ненавидят! Чмо, лицемер, рупор западной политической пропаганды.
Ненавидит его недалекая вата вроде тебя, которой, естественно, печет от умного и успешного еврея. Вы вообще не любите умных и успешных, вас другому 70 лет учили.
3 +0−0Alexander Rokov07:20:52
02/12/2016
-7 +0−0Aaz Notarelative07:05:46
02/12/2016
г-н Познер пытаясь умничать о "национальной идее" запутался в трех соснах:
"искать национальную идею абсолютно бесполезно";
"выискивать ее и навязывать людям чрезвычайно трудно. Но иногда это успешно получается";
"Однако нужно понимать, что долго такие идеологии не работают".

Навязанная идея коммунизма в СССР худо-бедно проработала 70 лет.
"Национальная идея" это обычная кампания продвижения идеологического брэнда, при правильном подходе работает всегда. Хотя Познер ведь сказал: "Я вообще не понимаю, что означает поиск национальной идеи". Владимир Владимирович, не понимаете - промолчите, все еще есть шансы сойти за умного, даже и будучи журналистом.
Если мировоззренческая идея худо-бедно работает 70 лет (скорее, худо), а потом издыхает, это не идея, а пустышка, ноль.
3 +0−0Aaz Notarelative07:07:06
02/12/2016
8 +0−0Vladimir Tsvetkov03:01:17
02/12/2016
Отличная позиция: "я за все хорошее и против всего плохого!" ?
Хрен кто поспорит! Думаю ИГИЛ, когда сторонников вербует ту же позицию использует: мы против мракобесия и зла!
Вы правильно подметили, типичная болтология журналиста.
3 +0−0Алексей Колесников05:43:23
02/12/2016
-12 +0−0Сергей Богатырев01:58:03
02/12/2016
"Антилихент гамна такая". То ли флюгер, то ли вентилятор? На Тынду бы его годочков на 10. И чтобы одетый во вшивый клифт урок там удовлетворял.
А вы наверное совсем недавно от туда вернулись?
3 +0−0№-236238001:26:21
02/12/2016
-3 +0−0serge vernam01:23:57
02/12/2016
Наоборот - рупор российской пропаганды на Западе. И ещё как отрабатывает, любо-дорого посмотреть. Потому и держат.
А где он вещает на западе и что он вещает? Им же вещает их же либеральный и рыночный фундаментализм??? Поясните, пожалуйста, что вы имели в виду.
2 +0−0Кастор Трой02:10:17
03/12/2016
Конечно, кому, как не познеру, гражданину Франции и США, лучше знать про национальную идею России. Познер - лжец, лицемер, приспособленец и мастер переобуваться в прыжке.
2 +0−0№-192947700:33:21
03/12/2016
Лет 30 назад женщина сказала на его передаче, что в СССР секса не было. Как только потом Познер ее не под'епывал, впоминая данный факт при любом случае. И вы хотите сказать, что это культурный человек? Да еще он читал польского писателя Болеслава Пруса, ибо любит задавать его вопросы, но похоже больше ничего не читал. Еще не очень уважает Россию, но любит зарабатывать в России, что для подлеца непринципиально. Больше ничего не помню. На мой взгляд тщеславный, эгоистичный, хитро.опый человек, выживающий при любой власти коммунистической, либерастической, путинской))
2 +0−0Alexandre Fedorovski23:50:25
02/12/2016
1 +0−0владимир гудков23:25:47
02/12/2016
Познер сам признался,что россиянином себя не считает... ну правда личность сильная ,только не прикаянная и аттеист к томуже.Ну что с него взять.
Да, человек без Родины. Родина там, где "золотой телец"
2 +0−0Jurijs Sazonovs21:59:44
02/12/2016
-2 +0−0Алексей Иванов20:41:19
02/12/2016
Кстати, а чем это вам, наверняка, "креативному" и из "элиты", "интеллигенции" (как вы сами себя называете), не нравится Хирург? Что ж такого нехорошего он сделал? За Крым? За то, что посмел(!!!) самого Райкина поругать? Чем?
Когда от имени всей страны за патриотизм и любовь к Родине говорит не заслуженный академик или (настоящий) хирург, а полоумный косноязычный "байкер" с женской причёской - это печально. Никакой ненависти, просто реально не этим ушлёпкам говорить за "русский мир" и прочее.
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь