Определена оптимальная конструкция термоядерного реактора

06:56 28/08/2016 Наука и техника
Токамак NSTX-U
Токамак NSTX-U
Ученые из Лаборатории физики плазмы назвали оптимальное, по их мнению, устройство токамака (тороидальной камеры с магнитными катушками), которое может использоваться в коммерческих проектах управляемого термоядерного синтеза. Исследование опубликовано в журнале Nuclear Fusion.

Ученые из Лаборатории физики плазмы назвали оптимальное, по их мнению, устройство токамака (тороидальной камеры с магнитными катушками), которое может использоваться в коммерческих проектах управляемого термоядерного синтеза. Исследование опубликовано в журнале Nuclear Fusion, кратко о нем сообщает учебное заведение.

Оптимальной конструкцией назван сферический токамак. В отличие от классической камеры, имеющей тороидальную форму с большим внутренним отверстием, рассматриваемая авторами конструкция, хотя и сохраняет тороидальную форму, тем не менее имеет крайне малую внутреннюю полость.

Такая конструкция позволяет, по мнению ученых, эффективно удерживать и разогревать плазму. В ней оказывается возможным достаточное производство трития — редкого изотопа водорода, необходимого для осуществления термоядерной реакции, а стенки такого токамака менее подвержены повреждению.

Рассмотренный в работе учеными американский сферический токамак NSTX-U (National Spherical Torus Experiment Upgrade) развивает в два раза большую мощность и в пять раз — длительность импульса, чем его предшественник. В настоящее время в мире эксперименты со сферическими токамаками проводятся в США, Великобритании и России.

В термоядерных реакторах происходят реакции синтеза (образования) тяжелых элементов из более легких (например, гелия из изотопов водорода дейтерия и трития), в отличие от обычных атомных реакторов, где проходят процессы распада тяжелых ядер на более легкие.

В токамаке плазма удерживается магнитным полем, имеющем форму тороидального шнура, по которому пропускается электрический ток. Удержание плазмы происходит благодаря магнитному полю от вихревого электрического поля. Это означает, что токамак может работать (без вспомогательных устройств) исключительно в импульсном режиме, тогда как его главный конкурент (стелларатор) способен в течение длительного времени работать в непрерывном (стационарном) режиме.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(215):

12 3 456 ... +1
2 +2−0Полиграф Шарикофф09:03:59
28/08/2016
4 +4−0Маша Купина08:05:28
28/08/2016
А вы из какого города?
Из жмеренки он. Настадамус ?
2 +2−0Полиграф Шарикофф08:59:23
28/08/2016
0 +0−0Bash-na-Bash Srepetuev08:55:58
28/08/2016
Есть еще вроде некие переходные процессы, связанные со скачкообразным выделением огромного потока нейтронов. На этом принципе основаны российские ядерные тактические заряды, когда энергии ядерного "детонатора" недостаточно для полноценного термоядерного синтеза, но достаточно для выделения смертельного потока нейтронов, выжигающего всю органическую жизнь в радиусе нескольких км и на глубине более 100 м. Фактически гигантская микроволновка. Звиняйте за неточности и ошибки, если что, в физике термоядерного синтеза не силен.
Нейтронная бомба. Знаю про такую. Слышал.
Но в данном случае я имел ввиду что при термоядерном синтезе появляются совободные нейтроны, которые разлетаются во все стороны. Разрушая стенки реактора и заражают окружающее пространство.
Так что термояд не такой чистый как его малюют.
2 +2−0Полиграф Шарикофф08:51:17
28/08/2016
1 +2−1Bash-na-Bash Srepetuev08:48:46
28/08/2016
Сталкивать тяжелые ядрЫ с выделением энергии синтеза еще Андрюха Сахаров в 1953 г. продемонстрировал?
Сталкивать можно атомы до железа, тяжелее нельзя, кто то сверху запретил ?
2 +2−0Полиграф Шарикофф08:47:33
28/08/2016
12 +12−0ands90407:10:50
28/08/2016
Если такая штука взорвется - это будет просто взрыв, с экологической точки зрения вреда будет даже меньше, чем от взрыва эквивалентного количества динамита. В том то весь и юмор, что термояд не порождает радиоактивных веществ. Поэтому так и стремятся сделать термоядерный реактор.
Что касается термоядерной бомбы, то в бомбе запалом служит обычная ядерная бомба, работающая на распаде элементов, которая и образует весь экологический вред.
Термоядерный реактор производит наведённую радиоактивность из-за разлетающихся во все стороны нейтронов. Так то!
2 +2−0Тролль Скаклов08:44:07
28/08/2016
3 +3−0Алексей Попов08:35:04
28/08/2016
Скоро. Вот только обратно на коней пересядем, так сразу нефть не нужна будет.
А сколько будет биогаза...
2 +2−0Bash-na-Bash Srepetuev08:18:29
28/08/2016
3 +4−1Алексей Попов07:36:59
28/08/2016
Ну так в статье и написано, что по сравнению со стеллатором токамак отстой.
Ни тот ни другой при этом НЕ РАБОТАЮТ! Единорог Vs Пегас?
2 +2−0Alex Flavion07:47:21
28/08/2016
3 +3−0Витёк07:46:24
28/08/2016
Нет, водку помню - взрыва не было. А потом был, видимо, взрыв, от которого ничего не помню. Значит что-то другое пил
ты наверно после активировал это пивом?
2 +2−0Alex Flavion07:45:21
28/08/2016
3 +3−0Витёк07:44:58
28/08/2016
Не знаю, как эти ученые, а я вчера это пил
я тоже ) Водка называется
2 +3−1Маша Купина07:41:41
28/08/2016
-9 +4−13Bek Kay07:20:11
28/08/2016
Поскорей бы уже термоядер научились производить в пром масштабах.

Страны-бензоколонки шибко обрадуются.
//Поскорей бы уже термоядер научились производить в пром масштабах. //

Оптимисты говорят - лет 80 осталось обождать. К тому моменту несланцевая топливная нефть как раз кончится.

А так-то промежуточный этап - быстрые реакторы - уже на выходе в коммерческое пользование
2 +3−1Андрей Никитчук07:33:50
28/08/2016
8 +12−4Московская Метель07:27:00
28/08/2016
так чего же медлите ... пендосы ,вперед !!!
ааа, наверное , ждете гениального эмигранта ... как обычно
Тут как-то специалисты кричали что токамак отстой.
2 +3−1Маша Купина07:31:57
28/08/2016
-16 +5−21Феникс из пепла07:03:11
28/08/2016
Европа развивается, у нас все разворовывается.
//Европа развивается, у нас все разворовывается.//

ДБ, NSTX-U постороен в Лаборатории физики плазмы Принстонского универа, это США так-то)
Ну и читай новость, а не только заголовки: "В настоящее время в мире эксперименты со сферическими токамаками проводятся в США, Великобритании и России."
2 +2−0Московская Метель07:25:26
28/08/2016
однако в политике больше экспердов ...
1 +1−0Андрей Гаврилов21:45:10
28/08/2016
0 +0−0WHIPPET21:28:38
28/08/2016
хорошо .
там в комм. есть такая фраза:
=Кстати, у Три альфа есть всегда запасной аэродром, если с температурой будет не срастаться - DT реактор. ...=
да, есть, и фраза, и "есть такое дело".
Кроме того, они и на D+D могут, при желании, соскочить попробовать. НО цель, все-таки, это бор-протон!
1 +1−0Андрей Гаврилов21:10:24
28/08/2016
0 +0−0WHIPPET20:55:19
28/08/2016
Если я правильно понял,отбор энергии =охлаждению)
как и в схеме АЭС.
(конечно так)
Но действительно,фиг с отбором, но кампания камеры и оборудования?
полгода (страшно сказать) - выдержит что либо из материалов?
я все теряюсь, вы о каком, о том, которого, даст Бог, избежали (D+Т), или про безнейтронный?

Про D+T - мне не интересно, про безнейтронный, про бор-протон - десятки, чтоб не сотни лет, навскидку, если речь лишь о нейтронах.

В общем, еще раз - там поле несущественное. Про них - интересно, они - будущее. Про D+T - это к преданьям старины глубокой, забыть как страшный сон.
1 +1−0Андрей Гаврилов20:51:34
28/08/2016
0 +0−0WHIPPET20:47:32
28/08/2016
Да ,я именно о 1-м варианте,который и спровоцировал меня цифрой 86% на этот вопрос.
(он,понятно,упоминается в статье)
ну, к статье он имеет простое отношение - "чего мы, похоже, избежали! Ура, ура ура!!!".

А так там бланкет, греющийся нейтронами, пар, турбина. Примерная схема такая.
1 +1−0Андрей Гаврилов20:46:38
28/08/2016
0 +0−0WHIPPET20:27:35
28/08/2016
отбор энергии непонятен.
(читаю)..
это не суть важно.

Но так, бор-протон будет 80% давать в рентгене 150 кэВ, - это либо извращения с преобразованиями, либо тупо "горячая стенка".

А, в общем, смотрите все расклады сами:

Ссылка на www.physics.uci.edu

27-я страница, если само не спозиционируется.
1 +1−0Андрей Гаврилов20:40:22
28/08/2016
0 +0−0WHIPPET20:31:35
28/08/2016
и нейтронный поток от 86% до всего* 4%
- в принципе его же можно использовать,хотя конструктивно офигенно сложно
тут какое-то недопонимание. Нейтронный поток в 86% (при том злых, 14,2 МэВ ных нейтронов)- это у D-T реакций. Тех, под какие, например, ITER и прочие токамаки строятся.

Для тех реакторов (на p-B11), которые в статье, что вы читаете, нейтронный поток будет 0,1 % от мощности, слабенькими 2 МэВ ными нейтронами, т.е. под тут станцию, что вы видите на картинке там - это порядка потока от одного ТВЭЛа с АЭС. Ерунда полная.
1 +1−0Андрей Гаврилов19:28:42
28/08/2016
0 +0−0WHIPPET19:27:45
28/08/2016
Вот это хорошо)
одеть* погоны и получать под это дело деньги на науку - конструктивный путь в наших условиях.)
ну, гибридер - это не про погоны. По крайней мере сейчас.
1 +1−0Андрей Гаврилов19:24:36
28/08/2016
0 +0−0WHIPPET19:20:20
28/08/2016
Нет, Я ничуть не опечален.
Разве тем,что наши с хлеба на квас в смысле финансирования.
Итог то какой мыслится?
-наладить извлечение выгоды из термояда ,продавать энергию потребителям.(недорого и много).
И тут win-win уже не получится.
кто успел первым - тот и win, а остальные - просто покупатели.
Таким образом,наши печали по поводу финансирования ИЯФ - вполне тождественны.
лучше много реакторов, хороших и разных, иметь. По конструкции.

"Некогда объяснять!".

Но если было бы когда, то, к примеру, на ИЯФ-овской идее просто делать т.н. гибридер - гибридный реактор. А это пригодится и для дожигания ОЯТ, и для военных.

Кстати, аванпроект такого реактора ИЯФ тоже сейчас прорабатывает.
1 +1−0Андрей Гаврилов19:15:17
28/08/2016
0 +0−0WHIPPET13:28:19
28/08/2016
А выдвиньте свою версию!
это же интересно.
критиковать ленту - пустое .
Смущает отбор мощности от этой штуковины
ну и срок кампании железки
(если взлетит это дело,конечно)
а пока это напоминает вечный двигатель,который как то не задается..)
наслаждайтесь:

Ссылка на tnenergy.livejournal.com

Пост про Tri Alpha Energy
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь