Помощь зала

08:55 07/04/2015 Финансы
Помощь зала
Всегда поражали идиоты берущие кредит, а потом с выпученными глазами возмущающиеся что его нужно отдавать

Минэкономразвития предложило правительству предусмотреть в антикризисном плане на этот год средства для помощи заемщикам по валютной ипотеке. Как сообщает «Интерфакс» с ссылкой на собственные источники в финансово-экономическом блоке, соответствующий документ замглавы ведомства Николай Подгузов подписал еще в начале марта, а в конце прошлого месяца аналогичный документ был направлен в Минстрой. Однако, похоже, дождаться помощи от правительства валютным ипотечникам не суждено.

Решать их проблему за счет перекладывания ее на плечи тех, кто ипотекой не пользовался, и превращать систему ипотечного кредитования в советский собес, кабинет министров не хочет. Единственное, на что они могут рассчитывать, — поправки в законодательство, согласно которым заемщикам не придется оплачивать разницу между залоговой стоимостью их квартир и реальной рыночной.

Кому спасать утопающих

Еще в январе этого года Центральный банк разослал кредитным организациям письмо со своими рекомендациями по реструктуризации валютной ипотеки. Он предложил конвертировать их в рублевые займы по курсу на 1 октября прошлого года. Тогда, напомним, он составлял примерно 40 рублей за 1 доллар США. Однако судя по непрекращающимся конфликтам ипотечников с банками и периодическим пикетам у здания ЦБ в Москве, этот необязательный для исполнения совет проблемы не решает.

На первый взгляд, граждан, забывших главную финансовую заповедь — занимать в той валюте, в какой получаешь доход, — в России не так много. По данным ЦБ, за последние семь лет доля валютных ипотечных кредитов в общем объеме действующих ипотек сократилась с 26 процентов в 2007 году до 0,6-0,8 процента в 2014 году. А количество заемщиков, пользующимися валютными жилищными кредитами уменьшилось в 24 раза, и таких сегодня не более 20 тысяч человек. Для сравнения: в 2014 году банки выдали только 439 ипотечных кредитов в валюте.

На этом фоне информация ЦБ о том, что за январь-февраль этого года только 29 граждан решились влезть в подобную кабалу, должна только радовать, особенно сторонников всеобщей финансовой грамотности в стране. С другой стороны, этот факт вызывает подозрение, что раньше такого рода займы банки гражданам просто навязывали. Во всяком случае, об этом теперь говорят не только сами валютные ипотечники.

Так, в своем письме в адрес Минстроя заместитель министра экономического развития Николай Подгузов пишет, что для увеличения объемов кредитования банки ранее предлагали населению кредиты в валюте, при этом зачастую тем клиентам, которым уже было отказано в рублевых ссудах. При относительно стабильном курсе заемщики выигрывали на процентах, но теперь оказались в весьма сложной ситуации.

Сыр в мышеловке

Произошедшая в прошлом году девальвация российского рубля ударила по валютным заемщикам очень больно. В результате каждый миллион долга превратился в два. «Мы взяли кредит в 2006 году в «Фора-Банке» на 20 лет для покупки маленькой двухкомнатной квартиры в Люберцах. Мы платим кредит 9 лет, но тем не менее выплатили практически одни проценты. Структура кредита такая, что сначала выплачиваешь проценты банку. Мы брали 100 тысяч долларов. На сегодняшний день у меня долг — 78 тысяч долларов», — жалуется жительница Подмосковья Татьяна Литвинова.

А вот история еще одной жительницы Московской области Марины Трибой: «Сейчас ситуация такая, что платежи уже по 130 тысяч в месяц. Они просто в два с половиной раза превышают мою зарплату. Переговоры идут уже месяца три. Третий месяц — просроченный платеж. И к консенсусу не приходим. В банке на своем стоят: надо, чтобы вы всю сумму платежа выплатили. В противном случае квартира пойдет на торги».

Впрочем, потеря купленной в ипотеку квартиры — не самое страшное, что грозит тем, кто брал кредит в валюте. Как оказалось, российское законодательство построено таким образом, что на них теперь ложатся и риски удешевления жилья. Этим оно сильно отличается от, например, американского или европейского. Там, если недвижимость подешевела, риск несет банк. В России — заемщик. И платит разницу между ее стоимостью в день покупки и ценой, которая получится в случае продажи с аукциона.

Правда, пока вырабатываемые законодателями решения проблемы больше направлены на то, как оставить ипотечников в купленном ими жилье. То есть по большому счету они предлагают оплатить финансовую неграмотность одних за счет тех, кто подходит к планированию своего семейного бюджета более разумно. Первый зампред Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев предложил помочь таким заемщикам: разрешить им не платить по долгам в течение двух месяцев.

А депутат Госдумы от «Справедливой России» Андрей Крутков внес законопроект, предусматривающий конвертацию валютных ипотечных кредитов по курсу на дату их выдачи и ставку по ним 12,2 процента. «Люди уже переплатили порядка 25-30 процентов — больше, чем по аналогичным рублевым кредитам», — поясняет народный избранник. Однако в любом случае, такая реструктуризация потребует дополнительных расходов из бюджета. По подсчетам специалистов, не менее 20 миллиардов рублей. И тут мы упираемся в главный вопрос: насколько это справедливо?

Где справедливость?

Дело в том, что эти инициативы, решая одну проблему, создают другую. В случае выделения энного количества бюджетных миллиардов на рефинансирование валютной ипотеки «судный день» наступит не только для тех, кто нарушил главную финансовую заповедь, но для всех налогоплательщиков. Даже если новую «дыру» в казне не придется финансировать за счет увеличения налогов или запуска «печатного станка».

Возможно, правительство найдет возможность сбалансировать бюджет. Но весьма вероятно, что новая госпрограмма помощи ипотечникам вытеснит какую-нибудь другую, запланированную ранее. А вот шансы, что под «нож» попадет очередной амбициозный и экономически не очевидный проект какой-нибудь госкомпании, близки к нулю. В отличие, скажем, от медицинских или образовательных программ.

С другой стороны, вину за финансовую безответственность стоит возложить не только на самих заемщиков. Многие нынешние ипотечные «попаданцы» покупали недвижимость весной 2008-го, когда нефтяные котировки достигли исторического максимума, а рубль стремительно укреплялся по отношению к доллару. И на фоне американского ипотечного кризиса любимой темой сколь популярных, столь и не очень глубоких отечественных публицистов стал неизбежный крах финансовой системы США.

Иными словами, лозунг «Набирайте кредиты в долларах — скоро они будут стоить копейки» при всей своей несуразности и опасности оказался весьма востребованным. Вскоре, правда, выяснилось, что России не суждено остаться «тихой гаванью» во время мирового финансового цунами. Но «бархатность» тогдашней девальвации и сравнительно быстрое восстановление курса не дали повода валютным ипотечникам испугаться настолько сильно, чтобы спешно заняться реструктуризацией своей задолженности.

Очевидно, в этом отчасти и заключается корень сегодняшних проблем. Власти, опасаясь негативных последствий, связанных со значительным обнищанием населения, попытались максимально смикшировать воздействие кризиса на граждан. Это выразилось в том числе и в относительно плавном ослаблении рубля, которое было выгодно банкам и населению, но едва ли помогло экономике оперативно адаптироваться к ухудшившейся внешней конъюнктуре.

В результате у обладателей валютной ипотеки возникла иллюзия защищенности — несмотря на их «грехопадение» и возможные кризисные рецидивы. Хотя многие факторы, «сыгравшие» пять-шесть лет назад, не сработали во время нынешнего кризиса. Что, впрочем, не означает, что государство должно поощрять финансовую неграмотность.

Александр Бирман
Константин Угодников

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(633):

1 234 ... +1
65 +79−14Иван Соколов09:08:14
07/04/2015
Всегда поражали идиоты берущие кредит, а потом с выпученными глазами возмущающиеся что его нужно отдавать
38 +51−13Павел Жмогин09:15:10
07/04/2015
65 +79−14Иван Соколов09:08:14
07/04/2015
Всегда поражали идиоты берущие кредит, а потом с выпученными глазами возмущающиеся что его нужно отдавать
Как бы да... этих баранов никто насильно в кабалу не пихал...
28 +35−7432 09:48:07
07/04/2015
65 +79−14Иван Соколов09:08:14
07/04/2015
Всегда поражали идиоты берущие кредит, а потом с выпученными глазами возмущающиеся что его нужно отдавать
Даже читать статью не буду. Нечего было думать, что самые хитрожопые. Платите теперь сами. Любой экономист скажет, что кредит надо брать в валюте в которой получаешь доход. Не жаль.
28 +35−7Сергей Орлов09:15:09
07/04/2015
Искренне не понимаю, почему людей, которые заняли деньги в долларах под 2-3% и хотели нагреться на слабой инфляции валюты, а в итоге попали под каток, надо спасать. Люди взяли на себя риски, мало ли что там по телевизору говорили, голова есть, надо думать. Все брали в рублях под 10-12%, а они в долларах под 2-3%, решили что умнее остальных. Ну вот собственно и получили. А теперь: "Спасайте нас!" Нет, ребята, всё не так. Взяли на себя риски, так несите их. А если не можете, то не надо было брать
27 +32−5Максим Незнайка17:07:18
07/04/2015
0 +3−3Kirill Krushnyakov17:03:04
07/04/2015
я вообще не понимаю, какие проблемы? Ну рискнули вы, взяли в валюте - проиграли. Продавайте квартиру, расплачивайтесь с банком и всё пучком. Почему кто то другой должен в этом процессе учавствовать?
24 +33−9александр Чунарёв10:50:05
07/04/2015
65 +79−14Иван Соколов09:08:14
07/04/2015
Всегда поражали идиоты берущие кредит, а потом с выпученными глазами возмущающиеся что его нужно отдавать
Не соглашусь с вами на счёт идиотов. Это не идиоты, а хитрецы! Всем понятно, что по рублёвой ипотеке процентная ставка 2,5 раза больше, чем, например, по долларовой. Уж очень им хотелось и рыбку съесть, и на люстре покачаться. Мол пусть все дауны берут в рублях, в я всех умнее - возьму в валюте и зплачу банку меньше. Они прекрасно понимали, что валютная ипотека в нашей стране - это рулетка, но решили сыграть. А как проиграли - виноват кто угодно, но только не они. Теперь изображают из себя потерпевших.
20 +22−2Евгений Петрук14:09:10
07/04/2015
17 +28−11Боцман Стар10:03:51
07/04/2015
Вот и вопрос, а на фига брать кредит в баксах, если зарабатываешь в рублях?
Я бы сказал, больший вопрос: а с какого перепугу теперь я, исправно платящий по рублёвой ипотеке, должен платить ещё и за этих хитрожопых, решивших когда-то сэкономить?
19 +21−2Izrin Maria14:54:37
07/04/2015
-7 +7−14Владимир Владимирович13:33:04
07/04/2015
В 2006-2008 гг. 70 % ипотечным продуктов выдавалось в валюте. Я лично взял валютную ипотеку в 2013 году, потому что не прошёл по доходам в рублях. про профессии - инженер, не экономист. Любому нормальному человеку хочется иметь своё жильё, а не снимать и банки этим пользуются. Но в случае с валютной ипотекой - это реальное мошенничество, банк как финансовый институт знал и надеялся, что такое произойдёт, а обычный человек даже не подразумевал, что такое возможно, ввиду отсутствия экономического образования и информации, которую банк не предоставил при заключении договора, что является нарушения закона о защите прав потребителя. Помимо отсутствия информации банк также не сделал, как этого требует закон о защите прав потребителя график платежей в рублях.
Вы читать и считать умеете, если инженер.
Я бы поняла, если бы взяли ссуду на лечение.
А на "хочется" - не понимаю.
Кстати, сколько Вам лет? Больше тридцати? Значит должны помнить как менялся курс валют к рублю.
В и-нете пишете - значит, могли посмотреть и про ссуды, и про курсы валют, и про сложные проценты, если уж Вам так хотелось.
ХВАТИТ ПРИКИДЫВАТЬСЯ ГЛУПОЙ ОВЦОЙ!
18 +18−0ushakoffalex15:38:04
07/04/2015
-7 +7−14Владимир Владимирович13:33:04
07/04/2015
В 2006-2008 гг. 70 % ипотечным продуктов выдавалось в валюте. Я лично взял валютную ипотеку в 2013 году, потому что не прошёл по доходам в рублях. про профессии - инженер, не экономист. Любому нормальному человеку хочется иметь своё жильё, а не снимать и банки этим пользуются. Но в случае с валютной ипотекой - это реальное мошенничество, банк как финансовый институт знал и надеялся, что такое произойдёт, а обычный человек даже не подразумевал, что такое возможно, ввиду отсутствия экономического образования и информации, которую банк не предоставил при заключении договора, что является нарушения закона о защите прав потребителя. Помимо отсутствия информации банк также не сделал, как этого требует закон о защите прав потребителя график платежей в рублях.
>Я лично взял валютную ипотеку в 2013 году, потому что не прошёл по доходам в рублях.

Инженер, тебе мама не говорила что жить надо по средствам?
17 +21−4Mamba Tumba17:18:15
07/04/2015
27 +32−5Максим Незнайка17:07:18
07/04/2015
я вообще не понимаю, какие проблемы? Ну рискнули вы, взяли в валюте - проиграли. Продавайте квартиру, расплачивайтесь с банком и всё пучком. Почему кто то другой должен в этом процессе учавствовать?
Они же дети! Ведь у них дети! То, что у других их возможно не появилось именно ввиду не взятия такой ипотеки (и своего угла), их совершенно не волнует. Дети есть? Есть. Все. Вы нам должны. А кого волнуют их дети, кроме их самих?
17 +28−11Боцман Стар10:03:51
07/04/2015
-1 +8−9Василий Фоминых09:42:50
07/04/2015
Дело не в кредите как таковом, а в том что они набрали в валюте, и даже не в баксах в основном.
Вот и вопрос, а на фига брать кредит в баксах, если зарабатываешь в рублях?
15 +19−4Виталий Смирнов17:08:12
07/04/2015
0 +11−11pomak10:12:53
07/04/2015
Дебилов очень много ...
они не дебилы, они решили что самые хитрые. так процент по валютной ипотеке меньше был чем в рублях. еще и пальцами тыкали на тех кто в рублях брал, и смеялись. так что в чем брали, в том пусть и выплачивают, это их личные проблемы.
14 +17−3Максим Незнайка17:27:08
07/04/2015
17 +21−4Mamba Tumba17:18:15
07/04/2015
Они же дети! Ведь у них дети! То, что у других их возможно не появилось именно ввиду не взятия такой ипотеки (и своего угла), их совершенно не волнует. Дети есть? Есть. Все. Вы нам должны. А кого волнуют их дети, кроме их самих?
не могут надежно обеспечить детей - пусть не заводят. у меня свои есть, но я не буду рисковать и брать валютную ипотеку
13 +17−4александр Чунарёв14:48:26
07/04/2015
-7 +7−14Владимир Владимирович13:33:04
07/04/2015
В 2006-2008 гг. 70 % ипотечным продуктов выдавалось в валюте. Я лично взял валютную ипотеку в 2013 году, потому что не прошёл по доходам в рублях. про профессии - инженер, не экономист. Любому нормальному человеку хочется иметь своё жильё, а не снимать и банки этим пользуются. Но в случае с валютной ипотекой - это реальное мошенничество, банк как финансовый институт знал и надеялся, что такое произойдёт, а обычный человек даже не подразумевал, что такое возможно, ввиду отсутствия экономического образования и информации, которую банк не предоставил при заключении договора, что является нарушения закона о защите прав потребителя. Помимо отсутствия информации банк также не сделал, как этого требует закон о защите прав потребителя график платежей в рублях.
Я тоже не экономист и не банкир, но никогда не возьму ипотеку в валюте, пока живу в РФ. И любой нормальный человек должен не только хотеть отдельную квартиру, но и понимать степень рисков и личной ответственности при выборе способов её приобретения. Чтоб не пришлось потом пенять, что я, мол, белый и пушистый, а кругом козлы.
13 +13−0Александр Мельников12:05:36
07/04/2015
1 +4−3Михаил Егибеков11:19:37
07/04/2015
у меня банк отнимает квартиру. мы переезжаем к тебе жить
Да без проблем, переезжай ко мне. Жильем, работой обеспечу.
В пять утра подъем, жена в коровник, ты со мной на поле.
Поедешь или жопу оторвать от офисного кресла страшно.
Правильно написали сверху, вся проблема не в том, что не давали рублевый кредит, а в том, что хотелось побольше, поближе и т.д. Велком к нам зажопинск развивать сельское хозяйство.
13 +18−5Егор Петров09:32:34
07/04/2015
Это их личные проблемы. Хотели с экономить на процентах вот и пусть наслаждаются. Надо было раньше думать. Нехрен за счет меня и других граждан им помогать.
12 +12−0RusskiyNemez13:01:53
07/04/2015
-4 +5−9Елена Лисевич12:35:33
07/04/2015
Людям не давали рублевую ипотеку, и в какие 2.5 раза дешевле? Не умеете считать, а лезете комментировать и злорадствовать.
А почему людям не давали рублевую ипотеку?
В рублях отдавать нечем было?
12 +19−7андрей горбачев10:34:34
07/04/2015
17 +28−11Боцман Стар10:03:51
07/04/2015
Вот и вопрос, а на фига брать кредит в баксах, если зарабатываешь в рублях?
А потому что тяга к халяве неизбывна! В валюте процент меньше.вот и хотели подешевле,а тут - отлуп! И теперь какая то Марья Ивановна должна отмусоливать рублики,чтобы Государство спасло халявщиков!
12 +17−5Федор Полынин10:06:23
07/04/2015
11 +16−5Броуновское Движение09:55:23
07/04/2015
Все плавно обходят тот момент, что просто ротик раскрыли на хату, на которую доход был недостаточен. Банк не навязывал, а предлагал альтернативу для конкретной квартиры. Можно было бы квартирку подешевле выбрать и кредит бы был в рублях. Но хотелось именно эту, подороже. За что и платим в итоге.
Плюсую, судя по сюжетам в новостях в основном выселяют каких-то матерей одиночек и молодую лимиту и постоянно квартирки на семью в 1-2 человека двушки, трешки в новых домах с новым евроремонтом и хорошо обставленные. Хотели жить не по средствам - так не жалуйтесь. Банки вообще много чего предлагают - быстроденьги под 3000% годовых, убыточные ПИФы, платиновые карты Тинькофа для настоящей илиты по почте, ипотеку мне лично предлагали с плавающей процентной ставкой уверяя что ставка рефинансирования по всем прогнозам должны пойти вниз. Но на то и голова на плечах чтобы 10 раз подумать о том что тебе конкретно предлагают и чем тебе это грозит.
12 +18−6Федор Полынин09:29:16
07/04/2015
Искренне не понимаю чего именно хотят эти люди, чтобы долг за них отдали за счет остальных? Или чтобы ЦБ грохнул все ЗВР чтобы доллар стал опять 30 рублей на пару месяцев? Так вы идиоты по 10 лет платите только основной платеж и выплачиваете только проценты по кредиту, кто в этом виноват, ЦБ, Путин, ГосДеп?
Что за плакатики "мы требуем не отбирать наше" Какое оно твоё??? Кредитная квартира, машина, телевизор - НЕ ТВОЯ, пока долг не отдашь, как они не поймут этой простой истины. Я не понимаю нашего правительства которое еще пытается хотя бы видимость создавать какой-то помощи этим людям, наоборот хорошая прививка финансовой грамотности всей стране на все времена, если счет заключенных валютных ипотек в этом году уже идет не на десятки тысяч, а на сотни.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь