Помощь зала

08:55 07/04/2015 Финансы
Помощь зала

Минэкономразвития предложило правительству предусмотреть в антикризисном плане на этот год средства для помощи заемщикам по валютной ипотеке. Как сообщает «Интерфакс» с ссылкой на собственные источники в финансово-экономическом блоке, соответствующий документ замглавы ведомства Николай Подгузов подписал еще в начале марта, а в конце прошлого месяца аналогичный документ был направлен в Минстрой. Однако, похоже, дождаться помощи от правительства валютным ипотечникам не суждено.

Решать их проблему за счет перекладывания ее на плечи тех, кто ипотекой не пользовался, и превращать систему ипотечного кредитования в советский собес, кабинет министров не хочет. Единственное, на что они могут рассчитывать, — поправки в законодательство, согласно которым заемщикам не придется оплачивать разницу между залоговой стоимостью их квартир и реальной рыночной.

Кому спасать утопающих

Еще в январе этого года Центральный банк разослал кредитным организациям письмо со своими рекомендациями по реструктуризации валютной ипотеки. Он предложил конвертировать их в рублевые займы по курсу на 1 октября прошлого года. Тогда, напомним, он составлял примерно 40 рублей за 1 доллар США. Однако судя по непрекращающимся конфликтам ипотечников с банками и периодическим пикетам у здания ЦБ в Москве, этот необязательный для исполнения совет проблемы не решает.

На первый взгляд, граждан, забывших главную финансовую заповедь — занимать в той валюте, в какой получаешь доход, — в России не так много. По данным ЦБ, за последние семь лет доля валютных ипотечных кредитов в общем объеме действующих ипотек сократилась с 26 процентов в 2007 году до 0,6-0,8 процента в 2014 году. А количество заемщиков, пользующимися валютными жилищными кредитами уменьшилось в 24 раза, и таких сегодня не более 20 тысяч человек. Для сравнения: в 2014 году банки выдали только 439 ипотечных кредитов в валюте.

На этом фоне информация ЦБ о том, что за январь-февраль этого года только 29 граждан решились влезть в подобную кабалу, должна только радовать, особенно сторонников всеобщей финансовой грамотности в стране. С другой стороны, этот факт вызывает подозрение, что раньше такого рода займы банки гражданам просто навязывали. Во всяком случае, об этом теперь говорят не только сами валютные ипотечники.

Так, в своем письме в адрес Минстроя заместитель министра экономического развития Николай Подгузов пишет, что для увеличения объемов кредитования банки ранее предлагали населению кредиты в валюте, при этом зачастую тем клиентам, которым уже было отказано в рублевых ссудах. При относительно стабильном курсе заемщики выигрывали на процентах, но теперь оказались в весьма сложной ситуации.

Сыр в мышеловке

Произошедшая в прошлом году девальвация российского рубля ударила по валютным заемщикам очень больно. В результате каждый миллион долга превратился в два. «Мы взяли кредит в 2006 году в «Фора-Банке» на 20 лет для покупки маленькой двухкомнатной квартиры в Люберцах. Мы платим кредит 9 лет, но тем не менее выплатили практически одни проценты. Структура кредита такая, что сначала выплачиваешь проценты банку. Мы брали 100 тысяч долларов. На сегодняшний день у меня долг — 78 тысяч долларов», — жалуется жительница Подмосковья Татьяна Литвинова.

А вот история еще одной жительницы Московской области Марины Трибой: «Сейчас ситуация такая, что платежи уже по 130 тысяч в месяц. Они просто в два с половиной раза превышают мою зарплату. Переговоры идут уже месяца три. Третий месяц — просроченный платеж. И к консенсусу не приходим. В банке на своем стоят: надо, чтобы вы всю сумму платежа выплатили. В противном случае квартира пойдет на торги».

Впрочем, потеря купленной в ипотеку квартиры — не самое страшное, что грозит тем, кто брал кредит в валюте. Как оказалось, российское законодательство построено таким образом, что на них теперь ложатся и риски удешевления жилья. Этим оно сильно отличается от, например, американского или европейского. Там, если недвижимость подешевела, риск несет банк. В России — заемщик. И платит разницу между ее стоимостью в день покупки и ценой, которая получится в случае продажи с аукциона.

Правда, пока вырабатываемые законодателями решения проблемы больше направлены на то, как оставить ипотечников в купленном ими жилье. То есть по большому счету они предлагают оплатить финансовую неграмотность одних за счет тех, кто подходит к планированию своего семейного бюджета более разумно. Первый зампред Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев предложил помочь таким заемщикам: разрешить им не платить по долгам в течение двух месяцев.

А депутат Госдумы от «Справедливой России» Андрей Крутков внес законопроект, предусматривающий конвертацию валютных ипотечных кредитов по курсу на дату их выдачи и ставку по ним 12,2 процента. «Люди уже переплатили порядка 25-30 процентов — больше, чем по аналогичным рублевым кредитам», — поясняет народный избранник. Однако в любом случае, такая реструктуризация потребует дополнительных расходов из бюджета. По подсчетам специалистов, не менее 20 миллиардов рублей. И тут мы упираемся в главный вопрос: насколько это справедливо?

Где справедливость?

Дело в том, что эти инициативы, решая одну проблему, создают другую. В случае выделения энного количества бюджетных миллиардов на рефинансирование валютной ипотеки «судный день» наступит не только для тех, кто нарушил главную финансовую заповедь, но для всех налогоплательщиков. Даже если новую «дыру» в казне не придется финансировать за счет увеличения налогов или запуска «печатного станка».

Возможно, правительство найдет возможность сбалансировать бюджет. Но весьма вероятно, что новая госпрограмма помощи ипотечникам вытеснит какую-нибудь другую, запланированную ранее. А вот шансы, что под «нож» попадет очередной амбициозный и экономически не очевидный проект какой-нибудь госкомпании, близки к нулю. В отличие, скажем, от медицинских или образовательных программ.

С другой стороны, вину за финансовую безответственность стоит возложить не только на самих заемщиков. Многие нынешние ипотечные «попаданцы» покупали недвижимость весной 2008-го, когда нефтяные котировки достигли исторического максимума, а рубль стремительно укреплялся по отношению к доллару. И на фоне американского ипотечного кризиса любимой темой сколь популярных, столь и не очень глубоких отечественных публицистов стал неизбежный крах финансовой системы США.

Иными словами, лозунг «Набирайте кредиты в долларах — скоро они будут стоить копейки» при всей своей несуразности и опасности оказался весьма востребованным. Вскоре, правда, выяснилось, что России не суждено остаться «тихой гаванью» во время мирового финансового цунами. Но «бархатность» тогдашней девальвации и сравнительно быстрое восстановление курса не дали повода валютным ипотечникам испугаться настолько сильно, чтобы спешно заняться реструктуризацией своей задолженности.

Очевидно, в этом отчасти и заключается корень сегодняшних проблем. Власти, опасаясь негативных последствий, связанных со значительным обнищанием населения, попытались максимально смикшировать воздействие кризиса на граждан. Это выразилось в том числе и в относительно плавном ослаблении рубля, которое было выгодно банкам и населению, но едва ли помогло экономике оперативно адаптироваться к ухудшившейся внешней конъюнктуре.

В результате у обладателей валютной ипотеки возникла иллюзия защищенности — несмотря на их «грехопадение» и возможные кризисные рецидивы. Хотя многие факторы, «сыгравшие» пять-шесть лет назад, не сработали во время нынешнего кризиса. Что, впрочем, не означает, что государство должно поощрять финансовую неграмотность.

Александр Бирман
Константин Угодников

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(633):

12 3 456 ... +1
6 +6−0Евгений Петрук16:18:14
07/04/2015
-14 +0−14Елена Лисевич15:34:30
07/04/2015
Неужели Вы действительно не догоняете, что платить будете не Вы?! Государство вместо помощи банкам даст возможность рассчитаться людям, а не кинет их.
Каким образом оно даст такую возможность? Опишите конкретные механизмы.
6 +8−2Евгений Петрук14:47:06
07/04/2015
0 +2−2Andrey Shredder14:45:16
07/04/2015
процент был ниже в лучше млучае на 1%, не несите чушь если не в теме
2008г. Сбер. 6% в долларах, 12,5 в рублях.
6 +8−2Izrin Maria14:38:10
07/04/2015
0 +11−11pomak10:12:53
07/04/2015
Дебилов очень много ...
Пожалуйста. Признавайте их дебилами (через медкомиссию), ПРОЩАЙТЕ ДОЛГИ (убытки - на банке), лишайте дееспособности, в т.ч. ПРАВА ГОЛОСА.
Для настоящих дебилов это будет спасением.
6 +7−1Александр Мельников12:21:13
07/04/2015
-6 +0−6Владимир Владимирович12:04:21
07/04/2015
Потому что банк заведомо знал о возможных скачках, но ничего об этом не сказал покупателю продукта. Мошенничество — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.
Я вот в казино проигрался в рулетку. Казино знало что я могу проиграться, но не сказало мне. Давайте мне тоже компенсируем потери.
6 +9−3Igor Sidorenko12:03:37
07/04/2015
3 +5−2Татьяна Алексеева11:31:24
07/04/2015
С хрена списывать всем? Смешно (:joy:). Какие ж тупорылые копирайтеры
С такого что я вот лично платил по рублевой ипотеке больше %, чем эти хитропопые граждане.
А теперь они требуют чтобы им еще и деньги вернули за мой счет.
Почему тогда мне не вернуть мои переплаченные % за рублевые кредиты?

Если вам так интересно, возьмите ипотечный калькулятор и посмотрите на размер переплат в случае рублевого и валютного кредита например на 10 лет.
Уверен вы приятно удивитесь, что например с рублевого кредита под 11% (как было раньше) переплата составит 6 с лишним миллиона с 10 млн кредита (+66%)
А для валютного под 4-5% (или там даже меньше было?) -около 2 млн (+21%).

А теперь скажите мне если я уже в течение 10 лет переплачивал в разы больше, с какого хрена я сейчас еще должен дополнительно отстегивать тем, у кого % и выплаты были заведомо ниже?
Давайте тогда и мне мои переплаченные миллионы вернем.
6 +9−3Собака Чжаочжоу10:46:01
07/04/2015
4 +8−4Александр Козьмин09:48:45
07/04/2015
Федор Полынин, поддерживаю. если помогают им. То тогда каждому Россияну, пусть кредиты списывают
А у меня нет кредитов, поэтому мне пускай выдадут и спишут.
6 +10−4zelenskiy10:07:21
07/04/2015
12 +18−6Федор Полынин09:29:16
07/04/2015
Искренне не понимаю чего именно хотят эти люди, чтобы долг за них отдали за счет остальных? Или чтобы ЦБ грохнул все ЗВР чтобы доллар стал опять 30 рублей на пару месяцев? Так вы идиоты по 10 лет платите только основной платеж и выплачиваете только проценты по кредиту, кто в этом виноват, ЦБ, Путин, ГосДеп?
Что за плакатики "мы требуем не отбирать наше" Какое оно твоё??? Кредитная квартира, машина, телевизор - НЕ ТВОЯ, пока долг не отдашь, как они не поймут этой простой истины. Я не понимаю нашего правительства которое еще пытается хотя бы видимость создавать какой-то помощи этим людям, наоборот хорошая прививка финансовой грамотности всей стране на все времена, если счет заключенных валютных ипотек в этом году уже идет не на десятки тысяч, а на сотни.
И главное, во всех грехах граждан виновато государство - кредит в долларах взяли, "виновато государство".
Выплачивать не могут - "виновато государство".
Банк (коммерческий) отбирает - "виновато государство.
6 +10−4zelenskiy10:04:25
07/04/2015
"Правительству предлагают оплатить риски валютных ипотечников за счет других граждан"

А не пойти ли этим валютным ипотечникам на ***? Хотели схитрожопить, а поняв, что нае***лись, хотят решить свои проблемы снова за чужой счет.
5 +7−2Евгений Петрук17:29:50
07/04/2015
-2 +2−4ББ17:14:28
07/04/2015
Из крайнего, что было слышно - перевод в рубли по старому курсу. т.е. мы с вами субсидируем на разницу 33-55 руб/долл
Совершенно верно. В этом случае расплачиваться будут или абсолютно все россияне, или будущие заёмщики, в зависимости от того, обяжут ли банки провести такую конвертацию за свой счёт, субсидируют ли из бюджета....
5 +5−0Акакий Пукин16:55:22
07/04/2015
-3 +1−4Владимир Владимирович14:47:04
07/04/2015
Почитайте все комментарии и будет вам счастье. Хитрецы это врачи и инженеры, которые взяли ипотеку потому что не прошли по доходу в рублях? Или хитрецы это люди, которые взяли ипотеку в 2006-2008 гг., когда рублёвую ипотеку фактически не выдавали?
брал ипотеку в рублях в 2008. проблем не было. долларовая была существенно дешевле, тоже предлагали взять-но думал головой, а не жадной жопой
5 +5−0Izrin Maria15:11:47
07/04/2015
8 +9−1Dimon Veselov12:25:34
07/04/2015
не согласен, если Вы придете в магазин и скажете - мне хлеб по 24 копейки - на вас посмотрят в лучшем случае как на неадеквата. ваше предложение абсурдно. коммерческие структуры предназначены для извлечения дохода. никто не будет пересчитывать. а продукт - валютная ипотека - вполне нормальный, если ваши доходы привязаны к валютному курсу. да, а владельцы банков, вкладчики, работники банков по-вашему это не граждане России? а за них кто встанет?
Перерасчитывать БУДУТ.
Но - не по приказу и не по просьбе, а для спасения ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ банка. И на условиях банка, разумеется.
Это называется "реструктуризация задолженности".
Переедете в однушку за МКАДом и будете много лет платить по 40% от дохода. А если доход станет больше - больше.
И с такой "кредитной историей" кредитов Вам больше не дадут - что к лучшему. Потому, что по глупой жадности своей и неумеренным хотениям - детей и внуков своих в крепостные продадите (чтобы новый айфон купить).
5 +6−1Евгений Петрук14:17:59
07/04/2015
-1 +5−6Владимир Владимирович11:32:27
07/04/2015
Финансовые риски должен просчитывать банк, имеющий лицензию ЦБ РФ, а не врач или инженер. Банк, когда выдавал ипотеку - это просчитывал, так например ежемесячный платеж должен составлять 40 % дохода семьи, а сумма займа не должна превышать 80 % стоимости залога. Это стандартные правила для ипотеки, которые банки обязались выполнять согласно указаниям ЦБ РФ. Сейчас ежемесячный платеж составляет 80-100 % от дохода семьи, а сумма остатка по займу выше стоимости залога на 50 %. То есть ипотечный кредит не обеспечен залогом, а это у нас в России запрещено.
СВОИ финансовые риски должен просчитывать заёмщик. Не уверен, что сможешь платить по кредиту - не бери его. Всё. Очень. Просто.
5 +5−0Евгений Петрук14:16:21
07/04/2015
-4 +8−12Владимир Владимирович11:29:54
07/04/2015
По идее бюджетные деньги в данном случае и не потребуются, просто государство должно встать на защиту своих граждан и обязать банки провести реструктуризацию в рубли на дату заключения договора или по докризисному курсу 2014 года, а банковскую элиту, которая считает упущенную выгоду, наказать за то, что выдавала людям некачественный продукт.
что за чушь? Упущенную выгоду при реализации Вашего варианта банки заложат в процентные ставки по остальным кредитам - надо же им откуда-то брать выпадающие деньги. Таким образом, за хитрожопость валютных заёмщиком всё равно заплатят другие люди, только при Вашем варианте - другие, адекватные, новые заёмщики.
5 +6−1Айгуль Алибаева13:14:42
07/04/2015
-5 +3−8Владимир Владимирович13:07:08
07/04/2015
Таких нелюдей, как ты наши деды в 40-х расстреливали.
себя расстреляй, коль мозгов нету
5 +5−0Сергей Орлов13:08:11
07/04/2015
-2 +1−3Василиса Ларюшина12:44:37
07/04/2015
у нас в долларах под11,5%,в рублях по 2 НДФЛ одобряли только 1 000 000,а нам для покупки однушки надо было 1600 000 вот и взяли в $.
ну всё правильно, доллары банк получил под маленький % и может ими оперировать более свободно, а вы то о чем думали, когда брали в $? Неужели не думали, что завтра $ может вырасти? Или как всегда понадеялись на авось? Свои риски можно было просчитать ведь.
5 +7−2Броуновское Движение13:03:35
07/04/2015
-2 +6−8Владимир Владимирович11:29:26
07/04/2015
Ребята, о каких банковских убытках идёт речь? Наверно говорится про упущенную выгоду, про прибыли и премии? Банки выдали валютные ипотечные займы по факту в рублях, проведя конвертацию валюты в рубли для оплаты стоимости предмета ипотеки. Банки считают, что имеют право обдирать людей до нитки во время кризиса? – Ошибаются.
Пипец ты умный.
То, что выданные кредиты были после выдачи сконвертированы в рубли не делает их рублевыми. И финансируются они за счет валютных пассивов банка, которые ему надо отдавать в валюте, покупая ее по текущему курсу. Давай им тогда может тоже курс обмена привяжем к середние 14-го года?

Убыток образуется из-за того, что закрыв валютный кредит рублями по старому курсу банк просто не наберет столько валюты, чтобы отдать соответствующие валютные депозиты. Вот и всего делов.
5 +5−0Igor Sidorenko12:13:04
07/04/2015
-7 +0−7Владимир Владимирович11:57:39
07/04/2015
В 2006-2008 гг. 70 % ипотечным продуктов выдавалось в валюте. Я лично взял валютную ипотеку в 2013 году, потому что не прошёл по доходам в рублях. про профессии - инженер, не экономист. Любому нормальному человеку хочется иметь своё жильё, а не снимать и банки этим пользуются. Но в случае с валютной ипотекой - это реальное мошенничество, банк как финансовый институт знал и надеялся, что такое произойдёт, а обычный человек даже не подразумевал, что такое возможно, ввиду отсутствия экономического образования и информации, которую банк не предоставил при заключении договора, что является нарушения закона о защите прав потребителя. Помимо отсутствия информации банк также не сделал, как этого требует закон о защите прав потребителя график платежей в рублях.
Писали уже про это выше.
Надо было подбирать квартиру по средствам.
Всегда (если не проходите) можно взять кредит поменьше и в рублях.
5 +5−0Андрей Воробьев12:04:41
07/04/2015
-7 +0−7Владимир Владимирович11:57:39
07/04/2015
В 2006-2008 гг. 70 % ипотечным продуктов выдавалось в валюте. Я лично взял валютную ипотеку в 2013 году, потому что не прошёл по доходам в рублях. про профессии - инженер, не экономист. Любому нормальному человеку хочется иметь своё жильё, а не снимать и банки этим пользуются. Но в случае с валютной ипотекой - это реальное мошенничество, банк как финансовый институт знал и надеялся, что такое произойдёт, а обычный человек даже не подразумевал, что такое возможно, ввиду отсутствия экономического образования и информации, которую банк не предоставил при заключении договора, что является нарушения закона о защите прав потребителя. Помимо отсутствия информации банк также не сделал, как этого требует закон о защите прав потребителя график платежей в рублях.
И как же платить, если доходы низкие?
С левых доходов?
5 +5−0Екатерина Кропивницкая11:45:08
07/04/2015
-2 +2−4Владимир Владимирович11:40:07
07/04/2015
Правительство, если оно работает на благо граждан РФ, а не на благо коммерческих организаций давно было должно запретить валютную ипотеку, чтобы людей не подставлять, но не сделало это до сих пор и не хочет это делать даже сейчас. Напрашивается вопрос: почему и кому это выгодно? Игорь Шувалов говорит сами виноваты, надо было брать в рублях, разве это ответ разумного человека?
С другой стороны, если человек получает заработную плату не в рублях, то ему реально выгоднее брать ипотеку в той валюте, в которой он получает прибыль. Иначе может случиться обратная ситуация - рубль резко вырос и этому человеку стало нечем платить.
5 +7−2Екатерина Кропивницкая11:35:19
07/04/2015
-1 +3−4Владимир Владимирович10:50:15
07/04/2015
Почему валютных ипотечников сейчас выселяют на улицу вместе с детьми, а Правительство не хочет решать проблему?
Если я перестану платить аренду, то меня тоже выселят. Эту проблему предлагаете тоже на государство переложить?
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь