Юбилейная ретроспектива готовилась вместе с художником — 15 февраля Владимиру Янкилевскому, одному из лидеров московского нонконформизма, художнику, чьи работы хранятся в Центре Помпиду, кельнском Музее Людвига, венской Альбертине etc., должно было исполниться 80 лет. Не дожив до нее меньше двух месяцев, Янкилевский умер в Париже, где жил последние десятилетия и откуда сейчас приехал в Россию большой корпус его работ.
На выставку, названную по одной из вещей «Непостижимость бытия», привезли много работ, созданных Владимиром Янкилевским (1938-2018) уже в нынешнем столетии в Париже (в 1989-м художник уехал сначала в США, а потом во Францию). Но в залы ММСИ на Гоголевском бульваре, где, вообще говоря, немного места, работ влезло втрое меньше, чем рассчитывали. Здесь висит тем не менее и совсем ранняя, времен учебы в Полиграфическом институте живопись — в основном масло на картоне, и нефигуративные вещи 1960-х годов, и многометровые триптихи и пентаптихи. Привезли в Москву и первую «Дверь» Янкилевского 1972 года — самую раннюю его объемную инсталляцию, о которой купившая ее Дина Верни говорила, что та никогда не покинет Париж.
Шкаф с тройным дномМоскву эта «Дверь» в свое время тоже покидала с приключениями. В 1974 году хозяйка известной парижской галереи, натурщица Матисса и Майоля, муза последнего и его наследница, приезжала в СССР искать следы родственников. Дина Верни, она же Дина Айбиндер, родом из Кишинева. Оказавшись в Москве, она обошла множество мастерских и нашла трех заинтересовавших ее художников: Кабакова, Булатова и Янкилевского.
«Она увезла много моих вещей — графику, гуаши», — вспоминал Янкилевский. Тогда же Дина Верни увидела его «Дверь», у которой было даже не двойное, а тройное дно.
«Дверь» отражала момент одновременного проживания человеком трех состояний — прошлого, настоящего и будущего. Концептуалисты, друзья и коллеги автора, использовали для изображения подобных вещей литературный язык — текст, Янкилевский же предпочел пластический язык. «Стоя перед дверью, — объяснял он, — с этими звонками и почтовыми ящиками, мы не знаем, что за ней. Открывая, видим персонажа, который вроде бы реален, в пальто и с авоськой. Но он приклеен ко второй двери, открыв которую мы попадаем в другое пространство — и видим его вырезанный силуэт и прорыв...» Прорыв неизвестно куда, в будущее или прошлое, но важно, что сияющий горизонт в прорыве и есть выход в открытое пространство, иллюзия свободы.
Все это едва ли могла сразу оценить Дина Верни — по версии художника, объект впечатлил ее «как образ советской реальности». Бесконечные звонки на двери, ведущие в разные комнатки, облитый краской почтовый ящик, приклеенное к деревянной поверхности объявление — в этом была вся коммунальная экзотика, ничего другого не требовалось.
Вывез «Дверь» из СССР в своем фургончике сын Мориса Тореза, путешествовавший по стране как турист. Въезжая в Советский Союз, он задекларировал какой-то старый шкаф, а вывозил уже художественный объект. До 1995 года, пока на Рю Гренель не открылся Музей Майоля — Фонд Дины Верни, «Дверь» пылилась в подвале. Но и в 1995-м ее выставили в закрытом виде, написано было «Шкаф». Автор пытался спорить: «Дина, это La Porte — дверь». А она отвечала: «Какая разница».
21 год этой «Двери» никто не видел — и это была потеря для советского неофициального искусства. Никто больше ничего подобного здесь тогда не делал. «За исключением Кабакова, Штейнберга и узкого круга друзей, ее никто не видел, — вспоминал Янкилевский. — Получилось, что из художественной жизни Москвы выпал актуальный процесс».
Концепция Двери стала хрестоматийной формой для многих последующих работ художника. В ММСИ можно увидеть «Двери» разных лет: из Русского музея, например, привезли «Триптих №14. Автопортрет» (1987) посвященный памяти отца, Бориса Янкилевского, тоже художника. Только там центральная часть работы — дверь поезда метро, и не авоська с вермишелью у героя, а портфель и газета в руке.
А на первой «Двери» стоит посвящение «родителям моих родителей» — дед художника был кантором, вырос Янкилевский во дворе Московской хоральной синагоги. С одной стороны, мы видим на обороте двери фотографию дедушки и бабушки, с другой — потрескавшийся снимок двойного портрета герцога Урбинского и его жены работы Пьеро делла Франчески. К реминисценциям на этот портрет Янкилевский будет возвращаться всю жизнь.
Раздражающий элемент«Он созрел очень рано, почти мгновенно, без всяких поисков и блужданий, — писал художник Виктор Пивоваров о Владимире Янкилевском, друге детства и однокласснике по МСХШ. И в том же пивоваровском некрологе сказано: «Всюду его работы вызывали всеобщее раздражение — раздражение начальников, несчастной, невежественной и забитой публики и большинства коллег».
Его искусство не было политически ангажированным, оно было над политикой и идеологией. Но сегодня кажется, что Янкилевский был нонконформистом даже среди своих. То, что он делал, было ни на что непохоже, его рука узнается сразу и в живописи, и в объемных вещах, и в мультфильмах — Владимир Янкилевский был художником-постановщиком всей «Пушкинианы» Андрея Хржановского (помните, мультфильмы по рисункам Пушкина) и делал рисунки для его фильма «В мире басен», только там он значится под именем деда, ребе Волосова.
10 лет Янкилевский ждал членства в Союзе художников — в 1972-м на секции графики тайным голосованием его приняли, но в секретариате МоСХа не утвердили. А без членства в Союзе нельзя было ни красок профессиональных достать, ни холстов. Жаль, из-за финансовых трудностей на выставку не привезли «Атомную станцию»: она хранится в кельнском Музея Людвига, а в 1962 году висела на печально знаменитой выставке в Манеже. Так вот там видны швы под краской, потому что это не холсты, а картонки. «Атомная станция» вся была сделана в крошечной комнате в коммуналке, где жил автор, его жена и маленькая дочка. Сделана на картонках, прибитых к стене, целиком автор держал ее только в голове и в Манеже впервые увидел живьем.
Академическая провокацияСреди тех, на кого обрушился в Манеже гнев Хрущева, 24-летний Владимир Янкилевский был самым юным. Тут следует, видимо, объяснить, что собственно выставка «30 лет МоСХ» располагалась на первом и единственном этаже Манежа. Но существовал еще «балкон», где и случился скандал.
Вот история, рассказанная самим Янкилевским: «За пару недель до этого прошла выставка учеников студии Элия Белютина. Чтобы придать ей статус, он пригласил участвовать в ней несколько независимых художников: Эрнста Неизвестного, Юло Соостера, Юру Соболева и меня. Потом нам четверым предложили сделать выставку в холле гостиницы «Юность», которая, уже повешенная, так и не была открыта. Люди из Академии художеств перетащили наши работы оттуда в Манеж, сказав Хрущеву, что мы члены МоСХа — хотели направить его гнев против конкурентов в левом крыле Союза. Конечно, это была чистой воды провокация».
Белютинцев повесили в одном зале, Янкилевского с Соостером и Соболевым во втором, в третьем стояли скульптуры Неизвестного. Сегодня трудно разобраться в интригах тех лет, достаточно просто знать, что Яниклевский и Соостер не были в то время членами МоСХа, а статуса независимого художника в СССР не существовало. Поддавшись на провокацию, оба выставили свои самые важные и принципиальные вещи и были счастливы уже от того, что работы висят на стене.
Про эту выставку любят повторять, что Хрущев, возмутившись увиденным, кричал про «пидорасов». Янкилевский называл эти апокрифы мыльной оперой и хранил в памяти другие, куда более принципиальные моменты. Первый — ответ на вопрос «Почему, Никита Сергеевич, вы настроены против современного искусства, вы же первый начали процесс десталинизации?» Хрущев сказал на это: «Что касается искусства, я сталинист». И второй — реакция генсека на присутствующих на выставке корреспондентов иностранных газет: «Все иностранцы — наши враги».
Дверь как алтарьПредставляя творчество Янкилевского ретроспективно — здесь собраны работы, созданные в течение 60 лет, — кураторы нынешней выставки Людмила Андреева, Ольга Турчина и Владимир Прохоров попытались охватить все жанры, в которых работал художник, показать их как темы с бесконечными вариациями: серия автопортретов, серия «Мутантов», серия «Анатомия чувств»… Да все творчество Янкилевского можно поделить на темы и вариации к ним. Он бесконечно возвращался к образам из собственного прошлого, экспериментировал с «марочными» работами классиков, можно предположить, что ранние «Темы и импровизации» отсылают к музыкальным аналогам — бетховенским вариациям, баховским прелюдиям и фугам, джазу, потому что музыка была для Янкилевского чрезвычайно важна.
Его триптихи, которые кажутся вариациями на тему друг друга (путь от женского к мужскому, мужское — всегда профиль, женское — торс анфас), тоже напоминают о музыке, о трехчастной форме классической симфонии. И о древних складных алтарях.
Искусствовед Давид Рифф, написавший статью для выставочного каталога, считает, что и первая «Дверь» 1972 года — главная, по его мнению, работа Владимира Янкилевского — то же есть не что иное, как закрытый переносной алтарь.
Ирина Мак
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
0 +0−0 | Vasilij Balan | 21:44:26 15/03/2018 | ||||||
| ||||||||
+100500 ! |
0 +0−0 | Silke Milka | 21:35:46 15/03/2018 |
зх лента ! неадекватная ! когда же тебя закроют ?_кому нужен знать об зтом художнике ! и приютилзапад по политическим причинам а не изза таланта ! |
0 +0−0 | Shavkat Kuvatov | 20:29:19 15/03/2018 | ||||||
| ||||||||
У тупых тоже бывают просветы. Иногда. |
0 +0−0 | Shavkat Kuvatov | 20:28:03 15/03/2018 | ||||||
| ||||||||
А что, если на самом деле так? |
0 +0−0 | Vladislav Petrov | 19:05:17 15/03/2018 | ||||||
| ||||||||
вот тут ошибся. он на этой стезе не первый. погугли - Альфонс Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью». |
0 +0−0 | Evgeny Esenin | 18:54:22 15/03/2018 | ||||||
| ||||||||
Я старенький и ваше желание выполнить не смогу |
0 +0−0 | Evgeny Esenin | 18:50:38 15/03/2018 | ||||||
| ||||||||
Пишите не,а подразумеваете да. |
0 +0−0 | Shavkat Kuvatov | 17:42:04 15/03/2018 |
Таких "художников" Хрущёв назвал 3/14дарасами. И правильно сделал. |
0 +0−0 | Дeзaктивaтoр . | 16:38:28 15/03/2018 |
Тема мацы до конца не раскрыта. |
0 +0−0 | Папа Смурф | 16:10:16 15/03/2018 |
Вот это ценное мнение: «раздражение несчастной, невежественной и забитой публики». То есть если публике не нравится чьё-то творчество (в кавычках или без), то это публика плохая. Нормальный приём, продаю идею "творцам". Например: «Творчество Евгения Петросяна вызывает раздражение несчастной, невежественной и забитой публики». Или: «Песни Стаса Михайлова (Филиппа Киркорова, Боряна Магаданского) вызывают раздражение несчастной, невежественной и забитой публики и большинства коллег». |
0 +0−0 | Папа Смурф | 15:57:04 15/03/2018 | ||||||
| ||||||||
Судя по приведённым работам, он, наоборот, - не принимал то, что врач прописал. Это не отменяет того, что некоторые его работы могут быть интересны. |
0 +0−0 | Alexandre Savine | 15:48:29 15/03/2018 | ||||||
| ||||||||
Ну зачем, зачем вы нам вместо гуано жидкого предлагаете гуано твёрдое? |
0 +0−0 | Alexandre Savine | 15:46:21 15/03/2018 | ||||||
| ||||||||
А теперь вместо советскоих паровозов сплошной Evgeny Esenin прёт. |
0 +0−0 | Alexandre Savine | 15:43:34 15/03/2018 | ||||||
| ||||||||
Вакуленко же, чай, тоже творецъ непонятый. Вот и стоит горой за цех! |
0 +0−0 | Какляцкая Боль | 15:08:04 15/03/2018 |
А где картины? Тут только высеры больного раком мозга. |
0 +0−0 | Маша Мушка | 12:50:01 15/03/2018 | ||||||
| ||||||||
Спасибо. Отличный комментарий человека, утруждающего свой мозг размышлением. |
0 +0−0 | Evgeny Esenin | 11:19:13 15/03/2018 | ||||||
| ||||||||
При Ленине такое у нас творилось,но про то,что у него сифилис молчок.В Москве был кружок комсомольцев-копрофилов.В Магадане при Сталине очень это пригодилось-жрать то не чего было. |
0 +0−0 | Inokentij Balaeff | 11:14:59 15/03/2018 | ||||||
| ||||||||
Ни чего вы не понимаете в искусстве! (сарказм). На самом деле единственная его ценность была в том что он очернял советскую действительность как и многие "талантливые люди" видел ее только в черно-белом виде. поэтому как вольнодумца его и приютили на западе и по политическим соображениям прикормили обули и обогрели. |
0 +0−0 | Семен Горбунков | 11:13:57 15/03/2018 | ||||||
| ||||||||
так совка давно нет..у каждого свое мнение - для тебя "норм", для других- нет |
0 +0−0 | Полиграф Шариков | 10:28:19 15/03/2018 |
Безобразие, что это, осел хвостом писал или что? |