Халява, приди

00:04 05/05/2016 Интернет и СМИ
Халява, приди

В последние годы пользователи сети активно обсуждают тот факт, что реальные доходы населения в развитых странах перестают расти, а автоматизация труда уничтожает рабочие места. Некоторые известные экономисты и блогеры предлагают исправить ситуацию с помощью гарантированного дохода — денежной выплаты, безвозмездно предоставляемой государством. «Лента.ру» выяснила, как интернет-пользователи относятся к идее регулярно получать деньги, не работая.

Есть примеры

В конце 2015 года 53-летний голландец Франс Кервер стал настоящим героем интернета. Работающий фрилансером-копирайтером отец троих детей прославился как участник правительственного эксперимента по внедрению гарантированного дохода. Теперь, если он перестанет работать, ему не придется влезать в долги или влачить нищенское существование: до июля 2016 года он каждый месяц будет получать сумму, эквивалентную 1100 долларам США.

Прежде чем голландец стал получать деньги от государства, его жизнь была довольно безрадостной: он вставал в семь утра, а ложился в час ночи, тратя на работу практически все время.

Теперь многие пользователи сети ставят Кервера в пример, когда говорят о необходимости поскорее ввести гарантированный доход по всему миру. Сам же голландец отмечает, что эксперимент дал ему самое важное — время. Теперь он работает всего 50 часов в неделю, и у него гораздо больше возможностей общаться с семьей и заниматься собственными проектами, за которые ему никто бы не заплатил.

Жаркое обсуждение случай Кервера вызвал в посте в популярном левом блоге Aangirfan. Большинство комментаторов сходится во мнении, что гарантированный доход позволяет «смириться с капитализмом» — ведь человек сможет заниматься тем, чем ему хочется, без необходимости добывать себе хлеб насущный в поте лица. «Если бы все это было доступно мне раньше, я бы не заработал столько хронических заболеваний из-за постоянной необходимости вкалывать с утра до ночи. Капитализм практически убил меня, я на пенсии по медицинским показаниям, и иду на поправку очень медленно», — пишет один комментатор.

Другой анонимный пользователь совершенно не согласен с ним. По его мнению, гарантированный доход — изначально порочная практика. «Доход должен соответствовать цене того, что производит общество — иными словами, это переменная, зависящая от того, что может себе позволить купить потребитель», — отмечает он. Он признает, что автоматизация производства позволит человечеству получать более чем необходимое количество товаров, однако считает повышение налогообложения промышленников аморальным и ведущим к росту недовольства в обществе, ведь кроме как с помощью повышения налоговых ставок, перераспределить деньги от богатых к бедным не удастся.

Роботы, а не человек

Логика гарантированного дохода проста: человек получает его постоянно и регулярно, его достаток никогда не опустится за черту бедности — следовательно, у него всегда будут деньги на коммунальные платежи, еду и одежду.

Причин для введения такой системы немало. Экономисты давно заметили, что начиная с 70-х годов прошлого века реальная зарплата во многих развитых странах перестала расти и даже начала снижаться, в то время как прибыли корпораций продолжают стабильно идти вверх. Более того, живых рабочих сегодня заменяют роботы, а производство постепенно автоматизируется. По прогнозам ученых, через 20 лет машины уничтожат более 47 процентов рабочих мест.

Выхода из ситуации два: либо создавать путем государственного регулирования рабочие места, занимая которые люди будут выполнять экономически нецелесообразную работу, либо придумать более эффективный и справедливый способ распределения денежных средств.

На популярном портале Reddit этой теме посвящена отдельная ветка, где интернет-пользователи обсуждают все аспекты внедрения гарантированного дохода. По их утверждениям, это принесет обществу одну лишь пользу: в будущем многие обязанности можно будет поручить искусственному интеллекту и нейросетям, что существенно сократит расходы во всех отраслях экономики. Сэкономленные средства можно направить на выплаты населению, что позволит людям эффективнее использовать свой творческий потенциал.

Никсон и канадский городок

Сама идея гарантированного дохода была выдвинута довольно давно. Еще в августе 1969 года ввести ежегодные «базовые федеральные выплаты» в 1600 долларов призывал президент США Ричард Никсон. По его мнению, новая система позволила бы напрямую связать желание государства помочь нуждающимся и желание самих нуждающихся помочь себе. План Никсона вызвал бурное обсуждение, он дважды прошел голосование в палате представителей, однако был отклонен финансовым комитетом сената США.

Канадцам повезло больше. Именно они доказали, что идея гарантированного дохода — не утопия и действительно может помочь обществу покончить с бедностью. В сети любят вспоминать, что еще в 1974 году власти провинции Манитоба начали финансирование эксперимента, в ходе которого треть жителей небольшого городка Дофин ежемесячно получали определенную сумму. Пришедший к власти в 1979 году консервативный кабинет министров отверг инициативу по введению гарантированного дохода и закрыл эксперимент, но у исследователей было пять лет, чтобы доказать эффективность своей идеи.

Положительные результаты проекта стали очевидны в последние годы, когда разработавшие его специалисты и блогеры обратились к статистике. Оказалось, что Дофин, население которого в 1970-х годах находилось на черте бедности, превратился в процветающее поселение. Были собраны показания участников эксперимента: он помог им улучшить благосостояние, дать достойное образование детям, повысить собственную квалификацию и получать своевременную медицинскую помощь. Все это положительно повлияло на состояние малого и среднего бизнеса в городе.

Опыты с введением гарантированного дохода оказывались успешными и в странах третьего мира. В 2004 году в Намибии подобная инициатива позволила снизить долю бедного населения с 76 до 37 процентов, причем в стране существенно улучшилось качество медицинского обслуживания и образования, а преступность снизилась. В Индии в рамках такого проекта 6000 граждан ежемесячно получали всего семь долларов, но даже это положительным образом сказалось на их уровне жизни.

Новая экономика

С тех пор у гарантированного дохода появилась новая важная задача: не просто искоренить бедность, но решить проблему экономического роста, а также мотивировать людей заниматься собственным делом. После начала эксперимента, в котором сейчас участвует Франс Кервер, инициативой заинтересовались другие голландские города. В Швейцарии 6 июня 2016 года пройдет референдум по вопросу введения в стране гарантированного дохода. В Финляндии, Новой Зеландии и канадской провинции Онтарио власти уже готовы начать выплаты гражданам. Бизнес-инкубатор Y Combinator тоже готовит масштабный проект в этой сфере.

Профессор философии Университета Сан-Диего, известный блогер Мэттью Зволински отвергает популярную идею о том, что имеющие гарантированный доход люди перестанут работать вообще. По его словам, нынешние программы выплаты пособий куда больше способствуют тому, что получающие их люди не задумываются о работе: «Зарабатывая больше, вы теряете все преимущества, ведь ваш заработок начинают облагать чрезвычайно высоким налогом».

По мнению основателя частного краудфандингового интернет-проекта Mein Grundeinkommen («Мой гарантированный доход») немецкого предпринимателя Майкла Бомейера, идея гарантированного дохода зиждется на доверии человека к человеку. «Он дает гражданину свободу задать вопрос: как я хочу жить? Гарантированный доход — не левая и не правая идея. Это гуманистическая идея, дающая людям возможность бороться против системы и изменить ее».

Как пишет в своей статье в издании New Statesman публицист Лори Пенни, такая свобода выглядит как настоящая ересь для обычных экономистов, выступающих за свободный рынок: «В современном понимании экономических фактов индивидуум свободен выбирать, как его будут эксплуатировать, но он не может избежать эксплуатации, если ему не повезло родиться в богатой семье». Пенни утверждает, что основная задача гарантированного дохода заключается именно в устранении эксплуатации человека человеком и кризис на рынке труда не оставит властям всех стран мира иной возможности разрешить его.

Мы пойдем другим путем

Конечно, далеко не все согласны с идеей введения гарантированного дохода. Наиболее популярный аргумент противников такой схемы резюмировал известный экономический блогер Дон Бордо: «Я противник любого вида гарантированного дохода. Это принципиальная точка зрения, поскольку я против любой конфискации частной собственности, вне зависимости от мотива или личности конфискатора», — пишет он. Здесь Бордо имеет в виду, что гарантированный доход не происходит из ниоткуда — ведь средства на любую государственную выплату берутся из бюджета страны, который пополняется за счет сбора налогов. Он замечает, что некоторые либертарианцы поддерживают эту идею, считая, что она приведет к уменьшению конфискации (ведь гарантированным доходом предполагается заменить большую часть налогов), но сам экономист ее не поддерживает.

Более интересна критика инициативы со стороны граждан левых взглядов. Журналист Евгений Морозов, исследуя влияние технологий на общественную и политическую жизнь, в своей колонке для The Guardian пишет, что гарантированный доход сможет развязать руки крупным технологическим корпорациям, которые ратуют за его введение: «Это троянский конь, который позволит технологическим компаниям позиционировать себя в качестве прогрессивных, даже заботящихся об общественном благе организаций — играть в "хороших полицейских" в пику "плохим полицейским" с Уолл-Стрит, в то же время демонтируя все препятствия перед своим дальнейшим расширением».

Морозов предупреждает, что в случае введения гарантированного дохода «придется попрощаться со всеми "обременительными" программами социальной помощи населению и регулированием сферы занятости, которая обеспечивает права трудящихся».

Его точку зрения разделяют немецкие ученые Тимиан Буссемер, Кристиан Крелл и Хеннинг Мейер, авторы работы «Социальные демократические ценности в цифровом обществе». Их настораживает симпатия к идее гарантированного дохода консерваторов и либертарианцев, например экономиста Чарльза Мюррея и политолога Мильтона Фридмана, которые якобы хотели развалить систему пособий и льгот, защищающую попавшего в трудную ситуацию гражданина, и заменить ее на бездушный перевод денег из одного кармана в другой. Более того, введение такой системы позволит работодателям понижать зарплату сотрудникам.

Эти мнения вполне обоснованны, но далее начинается нечто необычное. Некоторые марксисты, как отмечают авторы публикации, считают, что гарантированный доход — это эксплуатация рабочего класса лодырями, передача прибавочного продукта в руки людей, непричастных к его производству. В этом они странным образом солидарны с крайне правыми либертарианцами, руководствующимися принципом «если ты это не заработал, это не твое».

Пожалуй, самый забавный левый аргумент против гарантированного дохода приводит публицист Дженнифер Бейкер на онлайновой платформе для левых блогеров Revolution News. Она считает эту инициативу шагом на пути к коммунизму, однако ей претит то, что гарантированный доход — это заведомо капиталистическая затея. А ведь это же коллаборационизм! Где же, спрашивается идея всемирной революции? Неужели вы хотите продаться буржуям? Подачки, умиротворяющие пролетариат, не способствуют усилению классовой борьбы, нужно руководствоваться принципом «чем хуже, тем лучше» и идти другим путем.

Так, несомненно, можно поступить, но история ХХ века в красках свидетельствует о том, чем это все заканчивается.

Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(207):

123 4 567 ... +1
1 +1−0Steven Art21:09:21
05/05/2016
-1 +1−2Vadim Bazyak21:03:37
05/05/2016
Прочитал не один и решил все задачи.
5 по экономике + опыт работы в математическом моделировании макроэкономических процессов.

А какие знания у Вас?
то есть вы теоретик, не имеющий представления о реальной жизни и потребностях людей
1 +3−2Vadim Bazyak21:05:25
05/05/2016
3 +3−0Steven Art20:43:09
05/05/2016
а может надо создавать рабочие места?
А какие места? Экономически не оправданные?
копай сюда, клади туда?
И кто их должен создавать? Снова государство?
1 +2−1Steven Art21:04:47
05/05/2016
0 +1−1Vadim Bazyak21:02:31
05/05/2016
благосостояние растет не от количества денег, а от количества производимых товаров и услуг в обществе.

Скажите, в какой ситуации товаров и услуг будет больше: все рабочие с автоматизируемых производств (объем = N) перестают работать и живут на гарантированный доход (Объем = 0), либо они переходят в новые сферы деятельности и работают в них (Объем M)?

В первой ситуации общий объем товаров и услуг в обществе равен N+0=N
Во второй N+M.

Я уже на пальцах Вам показываю.
Скажите, в какой ситуации товаров и услуг будет больше: все рабочие с автоматизируемых производств (объем = N) перестают работать и живут на гарантированный доход (Объем = 0), либо они умирают с голоду, потому что никаких новых сфер нет и кушать им нечего.

Я уже на пальцах Вам показываю.
1 +2−1Romualdas Arm21:01:28
05/05/2016
-3 +1−4Vadim Bazyak17:18:39
05/05/2016
Мечта большинства россиян. Однако многие не понимают, что для поддержания такого гарантированного дохода на высоком уровне нужно каким-то образом изъять эти деньги у производящих товар и услуги организаций и граждан. Т.е. это элементарное увеличение налоговой нагрузки на тех, кто работает, со стороны неработающих.

С экономической точки зрения это похуже, чем коммунизм.

Все сокращенные в результате автоматиз-ации производств люди должны переходить в новые отрасли и сферы деятельности. Сразу вспоминаются бунты в Англии времен промышленной революции. когда было считало, что машины лишают их работы. Вот так бы мы и жили бы на уровне 18 века, если б тогда победила эта идея.
Учебник экономики вам в руки, как выучите - приходите, поговорим, а пока - лес там =>
1 +2−1Steven Art20:58:28
05/05/2016
-1 +1−2Vadim Bazyak20:57:21
05/05/2016
если он настолько глупый и бесполезный, что ничего больше делать не может, то это естественно и нормально.
тогда не удивляйтесь, когда эти "глупые и бесполезные" придут вас убивать
1 +2−1Steven Art20:48:44
05/05/2016
-2 +2−4Vadim Bazyak17:49:07
05/05/2016
в 18-19 веке тоже так думали. И даже не догадывались о сегодняшних профессиях. всегда будут появляться новые виды работ и услуг взамен автоматизируемых.
по вашему человек, которого обрекают на голодную смерть, будет думать о том, какие профессии появятся после его смерти?
1 +2−1Vadim Bazyak20:48:36
05/05/2016
0 +0−0Артем Старостин17:53:48
05/05/2016
может, но только общество такое будет весьма жестоким, потому как реальная жизнь не полностью описывается иделизированной моделью рыночной экономики. А еще если налподить много маргиналов (а это неизбежно при такой безкопромиссной политике каждый сам за себя) то эти маргиналы устроят потом дебоши и революцию.
Ну, в америке же норм. А го*но жует социалистическая россия почему-то, где доля расходов на социалку в бюджете одна из самых высоких в мире.
1 +3−2Serpent Arius20:04:20
05/05/2016
Комментарий удалён.
5 баллов)
1 +2−1Артем Старостин18:11:21
05/05/2016
-3 +1−4Vadim Bazyak17:18:39
05/05/2016
Мечта большинства россиян. Однако многие не понимают, что для поддержания такого гарантированного дохода на высоком уровне нужно каким-то образом изъять эти деньги у производящих товар и услуги организаций и граждан. Т.е. это элементарное увеличение налоговой нагрузки на тех, кто работает, со стороны неработающих.

С экономической точки зрения это похуже, чем коммунизм.

Все сокращенные в результате автоматиз-ации производств люди должны переходить в новые отрасли и сферы деятельности. Сразу вспоминаются бунты в Англии времен промышленной революции. когда было считало, что машины лишают их работы. Вот так бы мы и жили бы на уровне 18 века, если б тогда победила эта идея.
деньги производящие товары и услуги организации берут продавая свои товары и услуги, продавая их тем самым гражданам, а для этого у граждан должны быть деньги и чем больше тем больше товаров и услуг они потребят. И что тут плохого? Все ваши доводы исходят из того что люди должны работать просто потому что они должны работать, а это совершенно не так. При росте производительсности труда можно или работать меньше или увеличивать потребеление, или все повышение производительности забирает владелец средств производства = эксплуатация, который благодаря этому не работает. Это какая угодно логика толкьо не разумная.
1 +2−1Артем Старостин18:03:01
05/05/2016
-2 +2−4Vadim Bazyak17:47:46
05/05/2016
А почему пенсионерам должны платить?
Логично им платить, если во время их работы им не доплачивали. Это своего рода компенсация. Но в рыночной экономике, где каждый получает ровно столько, сколько заслужил, за что платить таким людям после прекращения их трудовой деятельности?
Вот, сколько они заработали, сколько скопили, пусть на то и живут. А также пусть дети их помогают.

Скоро государственные пенсии уйдут из нашей жизни, т.к. это пережиток прошлого.
это в идеальной сказочной рыночной экономике каждый получает сколько заслужил, а в релаьной все намного сложнее. Я уже не говорю про тех кто только родился а уже все получил.
1 +2−1Артем Старостин18:02:13
05/05/2016
-2 +1−3Vadim Bazyak17:44:25
05/05/2016
со временем все перестанут работать, потеряют квалификацию и да здравствует первобытно-общинный строй.
да да, а от поездов куры перестанут несьтись а коровы давать молоко, проходили уже.
1 +1−0Артем Старостин17:59:21
05/05/2016
0 +2−2Яяяяяяша Иванов10:30:57
05/05/2016
Угу, для меня это тоже ......
Почему я должен работать, а на мои деньги будут содержать безработного алкаша из соседней квартиры, что бы он не в чем не нуждался?
ну не работайте ) можно подумать сейчас или когда-то еще от вас зависело на кого будут тратиться налоги.
1 +1−0Yury Ryba17:57:54
05/05/2016
Узнаю! ...это и есть Коммунизм, как его обрисовывала программа партии принятая на 22 съезде КПСС...только мы идиоты придумали развивать социализм в качестве переходного периода, в то время как к нему прямиком ведет обычный капитализм
1 +2−1Тарассий Орлушин17:19:52
05/05/2016
Коммунизм == коперастия + гарантированный доход.
1 +2−1Игорь Козлов14:59:17
05/05/2016
-4 +3−7Дмитрий Шапкин10:59:15
05/05/2016
что логично) Она не приносила обществу доход. она работала НА СЕБЯ))
Тот кто работает на себя , приносит пользу обществу . Работающий на себя , cам себя обеспечивает и ни сосёт с общества ничего . А гарантированный доход только плодит паразитов .
1 +2−1Yemelya Kolovrat14:53:05
05/05/2016
-1 +0−1Борис Лэнглинович14:33:16
05/05/2016
Ох уж эти сказочники от Ротшильдов, главных тунеядцев в мире ))
Причем тут Ротшильды?
В Советское время Ротшильдов не было и с тунеядцами, халявщиками и несунами боролись более серьезно, но не победили.

Платить государство должно и обязано ( и особенно наше ) отработавшим свое пенсионерам и серьезно больным людям, утратившим работоспособность.

Тупое же, ленивое и вечно мечтающее о халяве быдло, а так же и протирающие зря штаны офисные бездельники не должны спонсироваться государством.
1 +1−0Яяяяяяша Иванов14:41:23
05/05/2016
0 +2−2Яяяяяяша Иванов10:30:57
05/05/2016
Угу, для меня это тоже ......
Почему я должен работать, а на мои деньги будут содержать безработного алкаша из соседней квартиры, что бы он не в чем не нуждался?
О, бездельники и леньтяи подтянулись...)
1 +1−0Неслуховский Иван14:22:54
05/05/2016
13 +16−3Федор Булкин09:11:47
05/05/2016
Через 50 лет, нефть с газом закончатся, и воду всю отравят, и разбегутся все, кто куда, на натуральное хозяйство встанут. Этот строй, изжил себя, надо что-то менять, нельзя так варварски, ради неуёмной наживы, и необъемной жадности, с планетой обращаться, это наш дом, и мы заплатим за это, дорогую цену.
Кстати, роботизация на определённом уровне может помочь в экономии ресурсов.
1 +2−1Dart Veider14:05:51
05/05/2016
это же почти коммунизм, и смешно что первые ростки появляются на загнивающем западе, а не в России которая 70 лет упорно к нему шла
Ленин бы захлебнулся желчью
Но как это ни странно вся научная фантастика именно о таком обществе и говорит, и придем мы к этому не чем революцию с плановой экономикой, а естественным путем
1 +2−1Deckard Rick12:34:38
05/05/2016
Я за такой коммунизм ! Можно будет нифига не делать и задрачивать онлайновые игры 24/7! ну а если кому то нужна социальная реализация, то он пойдет пахать и зарабатывать. никто не мешает. Конкуренции меньше ) А низкую производительность труда снизят с помощью роботов.?
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь