Халява, приди

00:04 05/05/2016 Интернет и СМИ
Халява, приди

В последние годы пользователи сети активно обсуждают тот факт, что реальные доходы населения в развитых странах перестают расти, а автоматизация труда уничтожает рабочие места. Некоторые известные экономисты и блогеры предлагают исправить ситуацию с помощью гарантированного дохода — денежной выплаты, безвозмездно предоставляемой государством. «Лента.ру» выяснила, как интернет-пользователи относятся к идее регулярно получать деньги, не работая.

Есть примеры

В конце 2015 года 53-летний голландец Франс Кервер стал настоящим героем интернета. Работающий фрилансером-копирайтером отец троих детей прославился как участник правительственного эксперимента по внедрению гарантированного дохода. Теперь, если он перестанет работать, ему не придется влезать в долги или влачить нищенское существование: до июля 2016 года он каждый месяц будет получать сумму, эквивалентную 1100 долларам США.

Прежде чем голландец стал получать деньги от государства, его жизнь была довольно безрадостной: он вставал в семь утра, а ложился в час ночи, тратя на работу практически все время.

Теперь многие пользователи сети ставят Кервера в пример, когда говорят о необходимости поскорее ввести гарантированный доход по всему миру. Сам же голландец отмечает, что эксперимент дал ему самое важное — время. Теперь он работает всего 50 часов в неделю, и у него гораздо больше возможностей общаться с семьей и заниматься собственными проектами, за которые ему никто бы не заплатил.

Жаркое обсуждение случай Кервера вызвал в посте в популярном левом блоге Aangirfan. Большинство комментаторов сходится во мнении, что гарантированный доход позволяет «смириться с капитализмом» — ведь человек сможет заниматься тем, чем ему хочется, без необходимости добывать себе хлеб насущный в поте лица. «Если бы все это было доступно мне раньше, я бы не заработал столько хронических заболеваний из-за постоянной необходимости вкалывать с утра до ночи. Капитализм практически убил меня, я на пенсии по медицинским показаниям, и иду на поправку очень медленно», — пишет один комментатор.

Другой анонимный пользователь совершенно не согласен с ним. По его мнению, гарантированный доход — изначально порочная практика. «Доход должен соответствовать цене того, что производит общество — иными словами, это переменная, зависящая от того, что может себе позволить купить потребитель», — отмечает он. Он признает, что автоматизация производства позволит человечеству получать более чем необходимое количество товаров, однако считает повышение налогообложения промышленников аморальным и ведущим к росту недовольства в обществе, ведь кроме как с помощью повышения налоговых ставок, перераспределить деньги от богатых к бедным не удастся.

Роботы, а не человек

Логика гарантированного дохода проста: человек получает его постоянно и регулярно, его достаток никогда не опустится за черту бедности — следовательно, у него всегда будут деньги на коммунальные платежи, еду и одежду.

Причин для введения такой системы немало. Экономисты давно заметили, что начиная с 70-х годов прошлого века реальная зарплата во многих развитых странах перестала расти и даже начала снижаться, в то время как прибыли корпораций продолжают стабильно идти вверх. Более того, живых рабочих сегодня заменяют роботы, а производство постепенно автоматизируется. По прогнозам ученых, через 20 лет машины уничтожат более 47 процентов рабочих мест.

Выхода из ситуации два: либо создавать путем государственного регулирования рабочие места, занимая которые люди будут выполнять экономически нецелесообразную работу, либо придумать более эффективный и справедливый способ распределения денежных средств.

На популярном портале Reddit этой теме посвящена отдельная ветка, где интернет-пользователи обсуждают все аспекты внедрения гарантированного дохода. По их утверждениям, это принесет обществу одну лишь пользу: в будущем многие обязанности можно будет поручить искусственному интеллекту и нейросетям, что существенно сократит расходы во всех отраслях экономики. Сэкономленные средства можно направить на выплаты населению, что позволит людям эффективнее использовать свой творческий потенциал.

Никсон и канадский городок

Сама идея гарантированного дохода была выдвинута довольно давно. Еще в августе 1969 года ввести ежегодные «базовые федеральные выплаты» в 1600 долларов призывал президент США Ричард Никсон. По его мнению, новая система позволила бы напрямую связать желание государства помочь нуждающимся и желание самих нуждающихся помочь себе. План Никсона вызвал бурное обсуждение, он дважды прошел голосование в палате представителей, однако был отклонен финансовым комитетом сената США.

Канадцам повезло больше. Именно они доказали, что идея гарантированного дохода — не утопия и действительно может помочь обществу покончить с бедностью. В сети любят вспоминать, что еще в 1974 году власти провинции Манитоба начали финансирование эксперимента, в ходе которого треть жителей небольшого городка Дофин ежемесячно получали определенную сумму. Пришедший к власти в 1979 году консервативный кабинет министров отверг инициативу по введению гарантированного дохода и закрыл эксперимент, но у исследователей было пять лет, чтобы доказать эффективность своей идеи.

Положительные результаты проекта стали очевидны в последние годы, когда разработавшие его специалисты и блогеры обратились к статистике. Оказалось, что Дофин, население которого в 1970-х годах находилось на черте бедности, превратился в процветающее поселение. Были собраны показания участников эксперимента: он помог им улучшить благосостояние, дать достойное образование детям, повысить собственную квалификацию и получать своевременную медицинскую помощь. Все это положительно повлияло на состояние малого и среднего бизнеса в городе.

Опыты с введением гарантированного дохода оказывались успешными и в странах третьего мира. В 2004 году в Намибии подобная инициатива позволила снизить долю бедного населения с 76 до 37 процентов, причем в стране существенно улучшилось качество медицинского обслуживания и образования, а преступность снизилась. В Индии в рамках такого проекта 6000 граждан ежемесячно получали всего семь долларов, но даже это положительным образом сказалось на их уровне жизни.

Новая экономика

С тех пор у гарантированного дохода появилась новая важная задача: не просто искоренить бедность, но решить проблему экономического роста, а также мотивировать людей заниматься собственным делом. После начала эксперимента, в котором сейчас участвует Франс Кервер, инициативой заинтересовались другие голландские города. В Швейцарии 6 июня 2016 года пройдет референдум по вопросу введения в стране гарантированного дохода. В Финляндии, Новой Зеландии и канадской провинции Онтарио власти уже готовы начать выплаты гражданам. Бизнес-инкубатор Y Combinator тоже готовит масштабный проект в этой сфере.

Профессор философии Университета Сан-Диего, известный блогер Мэттью Зволински отвергает популярную идею о том, что имеющие гарантированный доход люди перестанут работать вообще. По его словам, нынешние программы выплаты пособий куда больше способствуют тому, что получающие их люди не задумываются о работе: «Зарабатывая больше, вы теряете все преимущества, ведь ваш заработок начинают облагать чрезвычайно высоким налогом».

По мнению основателя частного краудфандингового интернет-проекта Mein Grundeinkommen («Мой гарантированный доход») немецкого предпринимателя Майкла Бомейера, идея гарантированного дохода зиждется на доверии человека к человеку. «Он дает гражданину свободу задать вопрос: как я хочу жить? Гарантированный доход — не левая и не правая идея. Это гуманистическая идея, дающая людям возможность бороться против системы и изменить ее».

Как пишет в своей статье в издании New Statesman публицист Лори Пенни, такая свобода выглядит как настоящая ересь для обычных экономистов, выступающих за свободный рынок: «В современном понимании экономических фактов индивидуум свободен выбирать, как его будут эксплуатировать, но он не может избежать эксплуатации, если ему не повезло родиться в богатой семье». Пенни утверждает, что основная задача гарантированного дохода заключается именно в устранении эксплуатации человека человеком и кризис на рынке труда не оставит властям всех стран мира иной возможности разрешить его.

Мы пойдем другим путем

Конечно, далеко не все согласны с идеей введения гарантированного дохода. Наиболее популярный аргумент противников такой схемы резюмировал известный экономический блогер Дон Бордо: «Я противник любого вида гарантированного дохода. Это принципиальная точка зрения, поскольку я против любой конфискации частной собственности, вне зависимости от мотива или личности конфискатора», — пишет он. Здесь Бордо имеет в виду, что гарантированный доход не происходит из ниоткуда — ведь средства на любую государственную выплату берутся из бюджета страны, который пополняется за счет сбора налогов. Он замечает, что некоторые либертарианцы поддерживают эту идею, считая, что она приведет к уменьшению конфискации (ведь гарантированным доходом предполагается заменить большую часть налогов), но сам экономист ее не поддерживает.

Более интересна критика инициативы со стороны граждан левых взглядов. Журналист Евгений Морозов, исследуя влияние технологий на общественную и политическую жизнь, в своей колонке для The Guardian пишет, что гарантированный доход сможет развязать руки крупным технологическим корпорациям, которые ратуют за его введение: «Это троянский конь, который позволит технологическим компаниям позиционировать себя в качестве прогрессивных, даже заботящихся об общественном благе организаций — играть в "хороших полицейских" в пику "плохим полицейским" с Уолл-Стрит, в то же время демонтируя все препятствия перед своим дальнейшим расширением».

Морозов предупреждает, что в случае введения гарантированного дохода «придется попрощаться со всеми "обременительными" программами социальной помощи населению и регулированием сферы занятости, которая обеспечивает права трудящихся».

Его точку зрения разделяют немецкие ученые Тимиан Буссемер, Кристиан Крелл и Хеннинг Мейер, авторы работы «Социальные демократические ценности в цифровом обществе». Их настораживает симпатия к идее гарантированного дохода консерваторов и либертарианцев, например экономиста Чарльза Мюррея и политолога Мильтона Фридмана, которые якобы хотели развалить систему пособий и льгот, защищающую попавшего в трудную ситуацию гражданина, и заменить ее на бездушный перевод денег из одного кармана в другой. Более того, введение такой системы позволит работодателям понижать зарплату сотрудникам.

Эти мнения вполне обоснованны, но далее начинается нечто необычное. Некоторые марксисты, как отмечают авторы публикации, считают, что гарантированный доход — это эксплуатация рабочего класса лодырями, передача прибавочного продукта в руки людей, непричастных к его производству. В этом они странным образом солидарны с крайне правыми либертарианцами, руководствующимися принципом «если ты это не заработал, это не твое».

Пожалуй, самый забавный левый аргумент против гарантированного дохода приводит публицист Дженнифер Бейкер на онлайновой платформе для левых блогеров Revolution News. Она считает эту инициативу шагом на пути к коммунизму, однако ей претит то, что гарантированный доход — это заведомо капиталистическая затея. А ведь это же коллаборационизм! Где же, спрашивается идея всемирной революции? Неужели вы хотите продаться буржуям? Подачки, умиротворяющие пролетариат, не способствуют усилению классовой борьбы, нужно руководствоваться принципом «чем хуже, тем лучше» и идти другим путем.

Так, несомненно, можно поступить, но история ХХ века в красках свидетельствует о том, чем это все заканчивается.

Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(207):

1 ... 345 6 789 ... +1
0 +0−0Игорь Барковский06:29:12
06/05/2016
-1 +2−3Vadim Bazyak20:39:53
05/05/2016
опять у Вас слова из карла маркса - "эксплуатировать".

повторюсь, крепостное право отменили в 1861 году. Не хочешь, не работай. Не нравится этот работодатель - иди к другому.

Я раньше не мог долго понять, почему в россии всегда был низкий уровень жизни на протяжении веков. Пару лет наза понял причину - дело в мозгах. а точнее в мышлении. Такое православно-юродивое мышление. Чем более нищенски живешь, тем ближе к богу. Вот там все корни этого явления.
Вы явно не из России, у вас странное представление о мышлении россиян.
0 +0−0Игорь Барковский06:26:15
06/05/2016
-2 +2−4Vadim Bazyak17:27:10
05/05/2016
будет всё по законам рыночной экономики. Желающих чинить унитазы за прежние деньги станет меньше. а спрос будет прежний, следовательно стоимость починки унитаза вырастет до тех размеров, при которых их снова захотят чинить.

Т.е. просто вырастет стоимость многих услуг, но общее количество товаров и услуг в государстве останется прежним. А что это означает? Правильно - инфляция.
Желающих чинить унитазы меньше не станет. Эта работа и сейчас оплачивается довольно неплохо. Вам пора выбраться из-за компьютера и посмотреть мир.
0 +1−1Romualdas Arm05:48:59
06/05/2016
0 +0−0Pontius Pilatus02:12:04
06/05/2016
С вашим обширным видением хотя бы ответьте на вопрос как гарантированный доход избежит резкого роста цен на товары и услуги?
А с чего вы взяли что он будет? Гарантированный доход это мин корзина и коммуналка. То что я выше написал про 18-20 тыс это очень высокий порог, который нужен для полного автопилота семье из 4 человек в российском мегаполисе, двое из которых дети дошкольного и школьного возраста. Но на такую щедрость российского государства вряд ли стоит рассчитывать. Посчитают ровно корзинку в обрез и выдадут что-то около средней пенсии - 9-10 тыс руб... Единственная сфера куда денег придет это ЖКХ но не взрывным порядком с вытекающим перегревом а в виде постепенного, в течении 3-5 лет, схода на нет долгов по коммуналке. Гарантированный доход не увеличит количество денег в обороте он их даже не перераспределит по карманам населения просто те категории населения которые сейчас работают в прямом смысле слова за жрать получат по сути те же деньги в виде трансфера от государства.
При этом из-за сокращения аппарата соц структуры и снижения инфраструктурной нагрузки резко упадет спрос со стороны не производственных организаций и кратно сократятся вливания крупных сумму из бюджета на не текущие расходы.
Т.е. закрывается целый ряд кормушек из бюджета.
Как следствие снизится потребность в мобилизации населения в крупные центры соответственно резко упадет рентный доход, т.к. такое Явление как "Омичи" в Москве исчезнет с вытекаюшим фанерным накрытием рынка дикой аренды жилья а за ним и рынка коммерческой недвижимости, упадет спрос на гостиничные услуги бизнес класса. Т.е. денег в итоге больше не станет, их наоборот будет меньше особенно в высоко спекулятивных перегретых сегментах поэтому ценам будет не с чего расти.

У населения будет более платежеспособное положение но в штуках спрос снизится стимулируя конкуренцию.
Грантированый доход это как раз таки конец спекулятивной экономики "купи-продай"...
0 +0−0Игорь Барковский03:43:05
06/05/2016
-5 +7−12Михаил Михайлов00:36:45
05/05/2016
Иждивение в любом виде путь к деградации .
Категоричность в любом виде - путь к самоуничтожению
0 +0−0Игорь Барковский03:37:38
06/05/2016
1 +3−2Vadim Bazyak21:05:25
05/05/2016
А какие места? Экономически не оправданные?
копай сюда, клади туда?
И кто их должен создавать? Снова государство?
Экономически неоправданными является большая часть управляющих должностей в бюджете.
Создавать надо реальные рабочие места. Тогда они станут экономически оправданными и появится стимул хорошо в школе учиться.
0 +0−0Pontius Pilatus02:12:04
06/05/2016
1 +2−1Romualdas Arm21:19:54
05/05/2016
Вадим, мое видение потянет на монографию если ни на диссертацию и в 2000 знаков ну никак не уложится. Я выше написал популярным кратким языком причины почему гарантированный доход экономически целесообразен при текущем уровне развития экономики. Если вам нужно более широкое обоснование изучите тему подробно и начните с вопроса зачем Генри Форд платил своим рабочим высокие зарплаты...
С вашим обширным видением хотя бы ответьте на вопрос как гарантированный доход избежит резкого роста цен на товары и услуги?
0 +0−0Pontius Pilatus01:57:46
06/05/2016
1 +2−1Steven Art20:48:44
05/05/2016
по вашему человек, которого обрекают на голодную смерть, будет думать о том, какие профессии появятся после его смерти?
Голодная смерть вашему человеку грозит в любом случае. Так как при выплатах будет жесточайшая инфляция.

Прогресс не остановить, можно только остаться позади, и "пустые выплаты" народу без возврата продукта в систему именно это и подразумевают.
0 +0−0Pontius Pilatus01:40:44
06/05/2016
3 +5−2Dmitriy Kuznezov01:01:41
05/05/2016
глупые при капитализмее вообще человек не выгоден
Невыгоден глупый. Нужен и ценен создающий.
0 +0−0Pontius Pilatus01:36:28
06/05/2016
-2 +2−4Vadim Bazyak17:27:10
05/05/2016
будет всё по законам рыночной экономики. Желающих чинить унитазы за прежние деньги станет меньше. а спрос будет прежний, следовательно стоимость починки унитаза вырастет до тех размеров, при которых их снова захотят чинить.

Т.е. просто вырастет стоимость многих услуг, но общее количество товаров и услуг в государстве останется прежним. А что это означает? Правильно - инфляция.
Деньги - документ подтверждающий созданный продукт.
Любые пустые выплаты приведут к банальной инфляции и система снова сбалансируется, неужели это так сложно?
Плюс из-за возросших налогов - налогов будет платиться меньше.

А так как деньги должны будут "пройти много рук" пока дойдут до иждевенца в несовершенной системе это рецепт роста воровства и коррупции.
0 +0−0Pontius Pilatus01:22:29
06/05/2016
2 +3−1Romualdas Arm21:43:11
05/05/2016
Вадим, а вы сами то были в Америке?

Вы гетто ногами меряли и живого ниггера в естественной среде видели?

В той самой Америке где по вашему мнению все норм на самом деле все совсем не так красиво и сказочно. От Индии Америку на самом деле отличает только цвет кожи пока что большинства населения (коровы в Индии по улицам уже не ходят - таки запретили) Тут аккурат вчера статья про Америку появилась сама статья редкая муть, но мысль в ней правильная- простой Американский парень Майк Цукерберг, который весь из себя простой парень в грязной маке и джинсах вообще-то из весьма не бедной семьи и слегонца так не последний элитный университет закончил. А Хосэ Рамирес, который не глупее Цукрберга, но у которого нет богатых мапы с памой и поэтому он в 16 лет пошел работать не закончив школу. Как работал за минимальную зарплату на конвейере так и будет за нее же работать до самой пенсии если не вылетит на биржу. И не будет у Хосе ни собственного дома ни детей с образование выше среднего потому, что в стране равных возможностей, в которой за каждого ребенка в нормальной школе нужно платить от 800$ а за счастья водит ребенка в садик 1000$ у него их не будет никогда...
По вам так прямо чувствуется что вы бывали и пожили а не просто статьи читаете...
0 +1−1Gary00:34:59
06/05/2016
Про всё это уже давно было написано классиками:
"Сам Васисуалий никогда и нигде не служил. Служба помешала бы ему думать о значении русской интеллигенции, к каковой социальной прослойке он причислял и себя. Так что продолжительные думы Лоханкина сводились к приятной и близкой теме: "Васисуалий Лоханкин и его значение", "Лоханкин и трагедия русского либерализма" и "Лоханкин и его роль в русской революции". Обо всем этом было легко и покойно думать, разгуливая по комнате в фетровых сапожках, купленных на варварины деньги"
Деньги с неба не берутся. Их можно или нарисовать (инфляция), или отобратьв виде налогов у тех, кто их заработал тяжёлым трудом (экспроприация).
0 +0−0Gary00:05:49
06/05/2016
2 +3−1Romualdas Arm21:43:11
05/05/2016
Вадим, а вы сами то были в Америке?

Вы гетто ногами меряли и живого ниггера в естественной среде видели?

В той самой Америке где по вашему мнению все норм на самом деле все совсем не так красиво и сказочно. От Индии Америку на самом деле отличает только цвет кожи пока что большинства населения (коровы в Индии по улицам уже не ходят - таки запретили) Тут аккурат вчера статья про Америку появилась сама статья редкая муть, но мысль в ней правильная- простой Американский парень Майк Цукерберг, который весь из себя простой парень в грязной маке и джинсах вообще-то из весьма не бедной семьи и слегонца так не последний элитный университет закончил. А Хосэ Рамирес, который не глупее Цукрберга, но у которого нет богатых мапы с памой и поэтому он в 16 лет пошел работать не закончив школу. Как работал за минимальную зарплату на конвейере так и будет за нее же работать до самой пенсии если не вылетит на биржу. И не будет у Хосе ни собственного дома ни детей с образование выше среднего потому, что в стране равных возможностей, в которой за каждого ребенка в нормальной школе нужно платить от 800$ а за счастья водит ребенка в садик 1000$ у него их не будет никогда...
А Вы сами были в Америке? Муниципальные школы бесплатные. Почему все индусы, корейцы и китайцы американских школах учатся лучше всех? Потому что у них родители богатые? Нет, потому что культура другая. С нуля начинать очень тяжело, но если есть мозги и ты хочешь чего-то добиться, то ты добьёшься. Цукербергом не станешь, но за минимум на конвейер не пойдёшь.
0 +0−0* *00:03:13
06/05/2016
13 +16−3Федор Булкин09:11:47
05/05/2016
Через 50 лет, нефть с газом закончатся, и воду всю отравят, и разбегутся все, кто куда, на натуральное хозяйство встанут. Этот строй, изжил себя, надо что-то менять, нельзя так варварски, ради неуёмной наживы, и необъемной жадности, с планетой обращаться, это наш дом, и мы заплатим за это, дорогую цену.
покупайте фильтры обратного осмоса, потом будет дороже
0 +0−0Михаил Коровьев22:05:16
05/05/2016
1 +2−1Dart Veider14:05:51
05/05/2016
это же почти коммунизм, и смешно что первые ростки появляются на загнивающем западе, а не в России которая 70 лет упорно к нему шла
Ленин бы захлебнулся желчью
Но как это ни странно вся научная фантастика именно о таком обществе и говорит, и придем мы к этому не чем революцию с плановой экономикой, а естественным путем
Ну так это - абсолютно естественно. Развитие производительных сил на Западе - явно выше, чем в России. Вот они и ищут новые производственные отношения...
Если бы СССР не развалили, может быть, и ситуация была бы совсем другой...
0 +0−0Михаил Коровьев21:58:11
05/05/2016
0 +2−2Яяяяяяша Иванов10:30:57
05/05/2016
Угу, для меня это тоже ......
Почему я должен работать, а на мои деньги будут содержать безработного алкаша из соседней квартиры, что бы он не в чем не нуждался?
Ну, тут, скорее, вы нуждаетесь в том, чтобы он не порезал вас из-за того, что ему нечего жрать (и пить). А суд его потом оправдал, потому что он был "в состоянии крайней необходимости". Читали вчерашние новости из Италии?
0 +0−0Михаил Коровьев21:40:03
05/05/2016
13 +16−3Федор Булкин09:11:47
05/05/2016
Через 50 лет, нефть с газом закончатся, и воду всю отравят, и разбегутся все, кто куда, на натуральное хозяйство встанут. Этот строй, изжил себя, надо что-то менять, нельзя так варварски, ради неуёмной наживы, и необъемной жадности, с планетой обращаться, это наш дом, и мы заплатим за это, дорогую цену.
Так, вот, собственно, и ищут....
0 +1−1Хлоя Штиц21:33:30
05/05/2016
И какой смысл гробить здоровье на работе ради денег, чтобы потом эти деньги тратить на лекарства?
0 +1−1Romualdas Arm21:24:12
05/05/2016
0 +1−1Vadim Bazyak21:02:31
05/05/2016
благосостояние растет не от количества денег, а от количества производимых товаров и услуг в обществе.

Скажите, в какой ситуации товаров и услуг будет больше: все рабочие с автоматизируемых производств (объем = N) перестают работать и живут на гарантированный доход (Объем = 0), либо они переходят в новые сферы деятельности и работают в них (Объем M)?

В первой ситуации общий объем товаров и услуг в обществе равен N+0=N
Во второй N+M.

Я уже на пальцах Вам показываю.
"благосостояние растет не от количества денег, а от количества производимых товаров и услуг в обществе. "

До момента достижения критической товарной массы после которой дальнейшее производство товаров не приводит к росту благосостояния а лишь ведет к росту издержек.

В данный момент предел насыщения товарами уже пройден. перейти к следующему этапу насыщения качественными товарами мешает низкая покупательная способность. По сути экономика построенная на эксплуатации дешевой рабочей силе загоняет себя в Непрочный непрочный непрочный мир Ссылка на lib.ru
0 +0−0Steven Art21:17:24
05/05/2016
-2 +0−2Romualdas Arm21:16:56
05/05/2016
Это не фашизм это юношеский максимализм обостренный идеализмом
возможно, но уж больно напоминает
0 +1−1Vadim Bazyak21:16:55
05/05/2016
1 +1−0Steven Art21:09:21
05/05/2016
то есть вы теоретик, не имеющий представления о реальной жизни и потребностях людей
о потребностях я очень многое знаю. Кучу книг и статей по психологии прочитал. и прекрасно понимаю какие люди животные. И что всегда свое убожество чем-то оправдают. Вижу это постоянно.
Самое последнее быдло и гопота мнит себя достойными и значительными,
1 ... 345 6 789 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь