Блокадная фига

15:28 28/01/2014 Россия
Блокадная фига

«Не такой уж и молодой, не ленинградец, он воскликнул: “Зачем, ну зачем нужны были такие страдания? Сдать надо было город. Избежать всего этого. Для чего людей было губить?” Так просто, естественно вырвалось у него, с досадой на нелепость, на странность того, минувшего. Поначалу мы не совсем поняли, что он имел в виду. Ему было лет тридцать пять, бородатый, вполне солидный мужчина, казалось, он не мог не знать. Потом мы сообразили, что мог. То есть, вероятно, он где-то когда-то слыхал, читал о приказах гитлеровского командования, о планах фюрера уничтожить, выжечь, истребить, но ныне все это стало выглядеть настолько безумным, фантастичным, что наверняка потеряло реальность», — это цитата из «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина. Одной из самых страшных книг о войне. Рассказы блокадников, воспоминания о блокадниках. Минимум оценок, никакой накрутки, просто документалистика. Я лет в 12 как-то вечером взял ее наугад с родительской книжной полки и провел одну из первых бессонных ночей в жизни — холодно было, жутко.

На этой неделе в роли «бородатого, вполне солидного мужчины» решил выступить телеканал «Дождь», разместивший у себя на сайте опрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» Вопрос вогнал в ступор, честно. При такой формулировке любой ответ на него выглядел бы глупо, не мотивированно. Вопрос заставлял заподозрить, что придумавший его человек о Великой Отечественной войне узнал из компьютерных игр и подкрепил свои знания просмотром фильма «Сталинград» — обязательно в 3D, иначе не так эффектно все вокруг взрывается. Собственно, все, где-то здесь и должен быть конец этой истории, пожать плечами и забыть. Максимум в твиттер написать. Но нет.

Кто отрицает победу над фашизмом, тот сам фашист, говорили «Дождю», не очень-то задумываясь о здравости этих слов применительно к опросу. А вы попробуйте приехать в Германию и сказать, что фашисты истребили не шесть миллионов евреев, а три. Увидите, что с вами будет, говорили «Дождю». Кстати, что будет? Отрицание холокоста обязательно должно подкрепляться какими-то числами? «Что канал этот, что его аудитория — нелюди, фашистские прихвостни и мерзавцы», — пишет видный кремлевский пропагандист, и у меня рука тянется к телефону — родителям позвонить, предупредить маму, чтоб она поглубже спрятала в шкаф свою форму штандартенфюрера. Нас, кажется, разоблачили. Удивляюсь, почему до сих пор никто не вспомнил знаменитую цитату сотрудницы «Комсомольской правды» Ульяны Скойбеды. Из ее высказывания можно было бы замутить альтернативный опрос. Нужно ли было фашистам понаделать абажуров из предков либералов? Если хотите ответить «да», отправьте смс на короткий номер.

Депутаты этого кошмарного, занимающегося всем, кроме законотворчества, созыва просят правоохранительные органы проверить «Дождь» на этичность и запретить реабилитацию фашизма. Я не знаю, как этот опрос реабилитирует фашизм, я только лишь предполагаю, что когда доходит до серьезных тем, мозг этим людям заменяет прокуратура.

Либеральная общественность, защищая «Дождь», выставляет скриншот из аккаунта программы «Вести» в фейсбуке. Там какой-то человек отправил в рубрику «Высказывания великих о Ленине» цитату главного нацистского пропагандиста Йозефа Геббельса. И я не буду удивлен, если узнаю, что этот специалист по SMM учил историю в одном школьном классе с тем, кто придумал опрос на «Дожде». Все в том же фейсбуке сегодня, 28 января, появилось сообщение, что злополучная SMM-редакция дирекции интернет-сайтов ВГТРК уволена в полном составе. Вопрос, зачем вы вообще брали на работу невежд, зависает в воздухе, является риторическим, никого не интересует.

Но с Геббельсом в любом случае было уже поздно. Какие-то и в СССР не успевшие родиться люди взобрались на крышу «Дождя» и водрузили над ней красный флаг. Это чистая победа — Рейхстаг точно так же брали, я в кино видел.

Если во всем происходящем и есть проблема, то она заключается в том, что с памятью людской о Великой Отечественной войне что-то происходит. Она трансформируется, она исчезает, она превращается в политический лозунг. Который, как и подобает политическому лозунгу, лишен смысла и стыда одновременно. Слушайте, у вас же почти у всех родственники воевали, вы историю в школе учили, фильмы смотрели. Зачем вы низводите память о войне к георгиевской ленточке на купленном в кредит автомобиле немецкого производства? К глупым опросам и дискуссиям из серии: «Вы — фашисты! Да сами вы фашисты!» За последние лет пять не было празднования 9 мая без того, чтобы какой-нибудь тупица не поместил на поздравительный героический плакат для ветеранов образец немецкой военной техники, перепутав ее с советской. Да чего там, в самом Санкт-Петербурге поздравляющие ветеранов муниципальные чиновники уже не помнят, захватывали их город немцы или все же не захватывали.

Одновременно с потерей памяти возрастают болезненность и неадекватность реакций. Вот и получается, что человек либеральных взглядов — это не то чтобы фашист, но наверняка тайный приспешник. И если фашисты нападут вновь, он как минимум призадумается, на чьей он стороне. Полицейский, разгоняющий несанкционированный митинг, тоже фашист, а иногда и сразу гестаповец. Происходит разбрасывание словами, в которых все меньше и меньше изначального смысла.

Отсюда же, кстати, и попытки законодательно ограничить реабилитацию фашизма, запретить отрицать итоги Нюрнбергского трибунала. Не надо лишний раз думать, когда есть набор догматов. Не надо искать смыслов, не надо сомневаться, проверять, читать в конце концов. Чего там бабушки и дедушки с их, настоящей, памятью о войне, их все равно уже почти всех и в живых-то нет.

Все причастные к скандалу с «Дождем» заслуживают как минимум одного. В эти дни, когда отмечается 70-летие окончательного снятия блокады Ленинграда, возьмите и прочитайте ту же «Блокадную книгу». Про дневные нормы хлеба, трупы, вмерзшие в лед, про Дорогу жизни и дневник Тани Савичевой. Про то, как люди с крысами еду делили. Про то, как перестали в бомбоубежища ходить, потому что силы кончились, да и вообще стало все равно.

Вы свою бессонную ночь честно заработали.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(341):

12 3 456 ... +1
3 +3−0Elena Shadrova23:50:44
28/01/2014
1 +2−1Y. Bikeyev20:20:56
28/01/2014
да перевелись в России настоящие люди похоже, нету гордости, давно бы это Дождевик в пух разнесли бы за эти пакости... в Ленинграде день умирало более по 10 000 000 человек, ублюдки с телеканала (.. или этот канал смотрят только те у кого вообще совести нету и просто кишка тонка, похоже это так...
Сижу и учу с детьми историю России, 9 класс, авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт, параграф 29, страница 204, цитата: "В конце ХХ в.высказывались мнения о слишком большой цене, уплаченной за оборону Ленинграда, о том, что его можно было бы сдать немцам и тем самым сохранить жизнь людей, погибших во время блокады. Как вы можете оценить подобные высказывания в свете приведенного документа?" Вопрос задан школьникам, м.б. устроить истерию и проверить кто из троих авторов посмел задать этот вопрос детям?
3 +3−0Дмитрий Орлов18:58:03
28/01/2014
-1 +1−2Mike Zimnov18:27:50
28/01/2014
Беда в том, что задается вопрос с заранее противоположным ответом. Звучить он просто: зачем вы все сражались, когда можно было бы просто и тихо умереть? Это не стоит мордобоя. И это не личный вопрос, это ко всем участникам.
Вопрос: "Нужно ли было..." ответ - "Нет, не нужно, потому что ...".

Умный и образованный человек нашёл бы что ответить, да так, что "убрал" бы авторов вопроса. А глупые начали разводить истерику, стучать в прокуратуру, предлагать отключить вообще весь канал из-за одного несчастного опроса.

"зачем вы все сражались, когда можно было бы просто и тихо умереть?"

Не сражались бы, тогда автор вопроса и не жил бы, а если бы жил, то отнюдь не в таких шикарных условиях, как сейчас, а похуже. Почему не сдали город - потому что это бы вовсе не спасло жизни, а ровно наоборот.
Как-то так.
3 +3−0A S18:43:58
28/01/2014
-5 +1−6Татьяна Тишинева18:40:31
28/01/2014
Бред несешь, ты и не тешь себя, тем, что для кого-ты мил. Данная директива не была выполнена. См. п. 4.
Для тебя жизнь людей - ничто. Ты сам ничем не хуже фашиста.
Ох, Татьяна, ну вот зачем опускаться на такой уровень дискуссии? Вопрос немаловажный — и вы, похоже, единственный здесь человек, кто смотрел "Дождь" и в курсе контекста этого опроса, вызвавшего такие споры.
3 +4−1A S18:27:44
28/01/2014
0 +1−1Alex Alex18:03:01
28/01/2014
"...Я не знаю, как этот опрос реабилитирует фашизм.."

Еще раз перечитай, что написано.

Этот опрос никак не реабилитирует фашизм. В этой формулировке вопроса никак не подразумевается, что добрые фашисты оставили бы жителей города в живых. Но наверняка были варианты, сдав город, оставить в живых кого-то из тех, кто умер в блокаду (например, своевременная эвакуация).

Еще раз: опроса этого не одобряю и дискутировать о второй мировой не хочу. С автором согласен в том, что реакция в обществе на этот инцидент непропорциональна.
3 +4−1Шизя Имперсон18:23:23
28/01/2014
-3 +3−6Татьяна Тишинева17:50:02
28/01/2014
Вы документы читайте, а не газету Правда. Чем Жители Ленинграда отличались от Жителей Пскова, Новгорода и Киева. Бред не несите и не оскорбляйте людей, которые умеют думать. Этот вопрос задал в передаче Виктор Ерофеев, тетка которого пережила Блокаду. А он сейчас работает над пьесой, основанной на дневниках блокадников. В студии присутствовал оставшийся в живых блокадник, и для него этот вопрос был нормальным. Они его постоянно обсуждают.
Жителей Ленинграда было слишком много. О чем немцы в своих же приказах и сокрушались. Расскажите это Витечке Ерофееву.
3 +5−2Mike Zimnov18:23:01
28/01/2014
-3 +3−6Татьяна Тишинева17:50:02
28/01/2014
Вы документы читайте, а не газету Правда. Чем Жители Ленинграда отличались от Жителей Пскова, Новгорода и Киева. Бред не несите и не оскорбляйте людей, которые умеют думать. Этот вопрос задал в передаче Виктор Ерофеев, тетка которого пережила Блокаду. А он сейчас работает над пьесой, основанной на дневниках блокадников. В студии присутствовал оставшийся в живых блокадник, и для него этот вопрос был нормальным. Они его постоянно обсуждают.
Чтобы Вам было легче признать глупость Ерофеева и Вашу собственную при веду маленький отрывок:

"Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения."
3 +4−1Unknown Unknownов17:27:05
28/01/2014
4 +4−0A S17:09:53
28/01/2014
Не обобщайте. Память о войне существует и до сих пор играет роль в обществе — иначе не было бы портяночной вони в комментах к этой статье.
И в каждой семье есть память о воевавших. Думаю, что и в вашей тоже.
я то помню, но зачем оргазмировать при оплошности какого либо канала, да и вообще этот ажиотаж с увольнениями ни к чему.
3 +3−0A S17:20:13
28/01/2014
-3 +2−5Сергей Макаров17:14:23
28/01/2014
Я знаю этот канал...знаю какие темы для него важнее...У меня прадед умер в блокадном Ленинграде...бабушка выжила только потому что её сослали в Якутию из-за финской национальности....проводить опрос людей которым грубо говоря по-фиг на страну,на её историю и возможно будущее глупо...спросили бы у ветеранов и блокадников...если бы смелости (или наглости) хватило
Если бы мой дед (державший оборону Ленинграда, что хуже блокады) был жив, я непременно спросил бы у него об этом.

Наверное, только у них, переживших блокаду, и стоит спрашивать.
3 +3−0Пархатый16:43:14
28/01/2014
-5 +3−8Serg Gor15:09:09
28/01/2014
А вы разве не оттуда? Тогда из Израиля (про шесть миллионов спросил)?
Вот бы вам еще и 6 миллионов не трогать.
3 +7−4Alexander Stemkowski14:51:56
28/01/2014
Отличное,страстное начало и мутный конец. Помимо технической сдачи Москвы, была вполне подходящая к случаю безболезненная сдача Праги фашистам. Т.е., дискуссия всё же возможна.
3 +8−5Serg Gor14:46:27
28/01/2014
0 +10−10TaijiquanGaoshou14:45:06
28/01/2014
Да, вот если бы "Дождь" про шесть миллионов спросил, тогда было бы ясно. Тогда пафос статьи был бы совсем иной. Как и лозунги -- ведь лишённые совести они только у нас, а вот в Америке знаменитый флаг над Иводжимой тоже лозунг, но такой обаятельный, что хочется про "стар-спэнглд-бэннер" песенку спеть.
Да не трогаем мы вашу Америку. Успокойтесь уже.
2 +2−0Сергей Белый09:39:52
29/01/2014
1 +4−3Chorlito Chorlito20:43:55
28/01/2014
Предметный разговор тут, пожалуй что, бессмыслен. Киберактивисты и журналисты знают всё — естественно, что знают они всё и про блокаду. Поэтому нет смысла спрашивать ни про конкретные распоряжения Гитлера и OKW о недопущении в случае капитуляции выпуска гражданского населения из Ленинграда, ни о чудовищном смертном голоде среди как бы спасшихся жителей прифронтовых местностей с немецкой стороны, ни о вопросах чисто логистических.

Читайте далее: Ссылка на izvestia.ru
Так может и стоит задавать такие вопросы, чтобы люди вспоминали?
2 +2−0Владимир Коробейников23:26:55
28/01/2014
2 +29−27Alex Frost16:36:07
28/01/2014
дождь, так называемый "креативный" канал, который считает, что признак креативности - это противопоставлять себя общественному мнению. При этом основным лакомством, считается "посягнуть на святое", и превратить, например боль и страдания народа, в "глупость", которую можно было избежать. Я считаю, что мрази, пытающиеся ради рейтингов выставить боль и героизм народа, не сдавшего город, как глупость, достоин быть закрытым.
За, За и ещё раз За. Как такое вообще возможно?
2 +2−0Oleg Derenchuk22:48:59
28/01/2014
Жалкая попытка оправдать поступок Дождя.
2 +3−1Evgeniy Tikhonov22:47:04
28/01/2014
-1 +2−3Татьяна Тишинева20:34:32
28/01/2014
Сдали Киев, Смоленск, Псков, Минск, Одессу, Новоросийск и еще большое кол-во городов.
А если стратегически: зачем начинали зимнюю войну с Финляндией. Что-бы за два месяца войны Отечественной они вернули все свои территории обратно, и встали в своих прежних границах и помогали Фашистской Германии блокировать Ленинград. Там с июля 1941 до самого освобождения шла позиционная борьба. Германия не предпринимала никаких попыток куда-то продвинуться дальше. У них не было ни целей ни средств, для того что-бы что-то поменять. Все их цели были южнее: 41 -Москва, 42-43 нефтеносное поволжье Сталинград; 43 Курская дуга. Об этом обо всем еще в школе все проходили. Людей в Ленинграде заставляли умирать за символ. Кому они нужны эти героические и в тоже время страшно мучительные жертвы. Кутузов Москву сдал и победил, потому как считал, главное сохранить людей.
А если стратегически: зачем начинали зимнюю войну с Финляндией.
----------------------------------
А мы не только с ними, а ещё и с Японией успели. Задача была проста: ударить по Советской России со всех сторон.
А так мы до июня 41го успели на востоке по морде Японии дать и гитлера на потом подвинуть, чтобы хоть не всё сразу было.
2 +3−1Ловец Солнца21:18:37
28/01/2014
-1 +2−3Татьяна Тишинева20:34:32
28/01/2014
Сдали Киев, Смоленск, Псков, Минск, Одессу, Новоросийск и еще большое кол-во городов.
А если стратегически: зачем начинали зимнюю войну с Финляндией. Что-бы за два месяца войны Отечественной они вернули все свои территории обратно, и встали в своих прежних границах и помогали Фашистской Германии блокировать Ленинград. Там с июля 1941 до самого освобождения шла позиционная борьба. Германия не предпринимала никаких попыток куда-то продвинуться дальше. У них не было ни целей ни средств, для того что-бы что-то поменять. Все их цели были южнее: 41 -Москва, 42-43 нефтеносное поволжье Сталинград; 43 Курская дуга. Об этом обо всем еще в школе все проходили. Людей в Ленинграде заставляли умирать за символ. Кому они нужны эти героические и в тоже время страшно мучительные жертвы. Кутузов Москву сдал и победил, потому как считал, главное сохранить людей.
"Людей в Ленинграде заставляли умирать за символ. Кому они нужны эти героические и в тоже время страшно мучительные жертвы. " - резво вы берёте барьеры! Чуствуется закалка старой, "доброй" "демшизы" 90х. Которые за слезинку ребёнка весь Союз сдать готовы были.
Можно сказать, что и немцы умирали за символы. При чём про немцев можно сказать это даже намного увереннее. Ну ради чего? Ради "жизненного пространства на Востоке"? Ради расового превосходства? Ради того, что коммунизм плохой а национал-социализм хороший? Сплошные символы, не?
А вот советские граждане умирали как раз за вполне осязаемые вещи - за право поднять на руки своих внуков.

И не пытайтесь выставить себя военным экспертом - очень хреново у вас выходит. Попутать потерю Киева в результате тяжелейшего поражения с сорванным немецким штурмом Ленинграда - это надо наглости набраться ещё. Что б под себя историю пересказывать.
А приравнять Псков или Смоленск к крупнейшему промышленному центру страны - это глупость несусветная.
"Там с июля 1941 до самого освобождения шла позиционная борьба." - брешишь. Приказ об отмене штурма был отдан лишь 14 сентября. Но к нему, позже, неоднократно возвращались. Конечно, Москва, на тот момент показалась нацистом более лакомым куском. Но и принимать Ленинград "на попечение" никто и не собирался. Поэтому 22 сентября уже и появилась директива № 1601, с которой вы, судя по вышенаписанному, уже знакомы. А вообще вам хорошо ответили, выше, что если для вас "не припятствовать гуманитарной катастрофе" не равно "уничтожению", то чем вы вообще тогда сами отличаетесь от нацистов? Особенно учитывая, что сами же немцы и создали "гуманитарную катастрофу" по срдествам блокады грузов с продовольствием и медикаментам, бомбёжками и обстрелами. Так чем же вы отличаетесь от них, нацистов, а?
2 +2−0Yuriy Kresnin21:05:55
28/01/2014
Начал читать и изумился, автор Ленты ругает Дождь! Ну пусть не ругает, но и не одобряет. Но нет, мир не перевернулся, свои своих не выдают. Статья, как оказалось, не о кретинах (или все-таки сволочах) из Дождя, речь как всегда о сволочах, которые эту уродливую Родину-мать почему-то все еще любят, а милых авторскому сердцу либералов наоборот. Отлегло, Лента по-прежнему в своем строю
2 +3−1Denis Gribov20:30:13
28/01/2014
10 +13−3Ирина Волкова15:48:32
28/01/2014
а вы понимаете? тогда объясните моему мужу-блокаднику, который ребенком все 872 дня жил в ленинграде с братом, матерью и теткой и впоследствии не раз в застольях обсуждали: "надо было сдать или нет". и ничего страшного в этих разговорах они не видели. что видят те, кто про это ничего не знает. вот вопрос
Отличную иллюстрацию ко всей этой картине нарисовал Булгаков в Собачьем Сердце.

- Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного.
Шариков пожал плечами.
- Да не согласен я.
- С кем? С Энгельсом или с Каутским?
- С обоими, - ответил Шариков.
- Это замечательно, клянусь богом! "Всех, кто скажет, что другая!.." А что бы вы, со своей стороны, могли предложить?
- Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут... конгресс, немцы какие-то... голова пухнет! Взять все да и поделить...
- Так я и думал! - воскликнул Филипп Филиппович, шлепнув ладонью по скатерти, - именно так и полагал!
...
- Вы стоите на самой низшей ступени развития! - перекричал Филипп Филиппович, - вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы, в присутствии двух людей с университетским образованием, позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой, подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить, и вы в то же время наглотались зубного порошку!..

Рановато дали Шарикову "переписку"...
Рановато задают вопросы о сдаче города или, например, о том, чтоб сдаться Гитлеру...
2 +2−0Джоб Боссов18:45:10
28/01/2014
Да уж... такой концентрации неадекватных комментаторов, как на ленте, еще надо поискать. По поводу и без — разводится срач. Я за то, чтобы доступ в интернет давать только прошедшим психиатрическую экспертизу!

Хорошая, умная статья. Спасибо автору.
2 +4−2A S18:14:27
28/01/2014
-1 +0−1Марк Туллий Цицерон18:03:17
28/01/2014
И да, если бы выбрали какой-то символ, хоть бы даже и ленту ордена Св. Георгия (только правильного цвета), как символ памяти всех наших солдат вообще, участвовавших во всех войнах, как цветок мака у британцев, я бы совсем не возражал.
Я Наташу Лосеву немного знаю — она не тупая баба.
По-моему, брать орденскую ленту массовым символом было бы неправильно — это девальвирует орден. Оранжево-черная лента (довольно разных цветов) была общим местом в познесоветской пропаганде по поводу 9 мая,поэтому она узнаваема. Так что даже хорошо, что лента не совпадает по цветам.
Проблема лишь в том, что ленту приватизировала путинская пропаганда, что вызывает отторжение. Кстати, в Британии есть люди, которые носят белый мак вместо красного — как символ неприятия войн вообще и памяти обо всех жертвах войн. Давайте прямо вот здесь и сейчас придумаем символ, который

а) не был бы идеологизированным
б) был бы узнаваемым
в) с удовольствием использовался бы и либерастами, и ватниками.

очень непростая задача.
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь