Они сражались за Катю

13:22 07/10/2013 Культура
Кадр из фильма «Сталинград»
Кадр из фильма «Сталинград»
Великое УГ о великой войне

Федор Бондарчук захотел снять самый масштабный фильм в истории российского кинематографа — и сделал это. Бюджет его новой ленты «Сталинград» — что-то около 40 миллионов долларов, хронометраж — два с лишним часа, в массовке — сотни человек, за кадром целый оркестр исполняет композиции Анджело Бадаламенти. То есть как минимум с точки зрения количества с фильмом все в порядке. Оценка качества будет зависеть от того, что же зритель, собственно, от «Сталинграда» ожидает.

Фильм Бондарчука начинается удивительным образом не в городе на Волге в 1942-м, а в Японии в 2011-м. Группа спасателей пытается извлечь из-под обломков разрушенного землетрясением дома немецких туристов. Один из спасателей, владеющий немецким языком русский, рассказывает застрявшей под бетонной плитой студентке историю о своих «пяти отцах и матери» — так он пытается успокоить девушку. Его мать (Мария Смольникова) в 1942 году жила в Сталинграде — тогда девушке Кате было 19 лет. К осени она (а Катя главная героиня фильма) осталась единственным уцелевшим жильцом дома, расположенного на стратегической позиции — на подступе к реке. Дом она не покидает из принципиальных соображений: здесь вся ее жизнь, да и идти ей, в общем-то, некуда. Зато в дом однажды приходят советские бойцы во главе с капитаном Громовым (Петр Федоров), приказ у них один: не отдавать дом немцам. Основных защитников шестеро, поэтому не очень понятно, почему в начале фильма речь идет о «пяти отцах» — видимо, один чем-то провинился. В любом случае все бойцы в итоге защищают не дом и даже не Родину как таковую (она большая, ее не убьешь, как отмечает один из персонажей), а именно Катю, причем не только от взрывов и пуль, но и от жизненных невзгод — насколько можно защитить человека от невзгод в разрушенном войной городе.

Параллельно в фильме разворачивается второй сюжет, в нем главные герои — немецкий офицер Петер Кан (Томас Кречман) и русская красавица Маша (Яна Студилина), в которую он влюблен. Чувственная блондинка Маша — практически полная противоположность застенчивой Кате, и истории девушек складываются совсем по-разному. Присутствие Кати сплачивает солдат, пробуждает в них патриотизм. Маша же, напротив действует на Кана скорее разрушительно. Очевидно, в русских и немцах любовь к женщине вызывает принципиально разные реакции.

«Сталинград» — щедрое кино, оно оправдывает все ожидания, а потом добавляет еще. Зрители получают именно то, чего ждут от снятого Бондарчуком фильма, а также все, на что можно рассчитывать, когда идешь на современную российскую ленту о Великой Отечественной. Только теперь это «все» снято камерами IMAX, выводится на экраны в стереоскопическом формате и, как уже отмечалось выше, сопровождается музыкой Бадаламенти, а на титрах еще и припечатывается кавером на «Легенду» Цоя в исполнении Земфиры.

Соответственно, за что «Сталинград» хвалить — в принципе, понятно. Да, раньше у нас так не снимали — ни про войну, ни про что-либо еще. Да, работу Бондарчука действительно можно считать отечественным аналогом «Перл Харбора» Майкла Бэя. Но чтобы искренне радоваться этому факту, нужно не обращать внимания на два обстоятельства. Во-первых, «Перл Харбор» — фильм так себе. Во-вторых, когда эту картину выпустили на экраны, в США уже, скажем так, не первый год существовала развитая киноиндустрия. А у нас прямо сейчас, например, никак не могут решить, есть ли зрительский потенциал у фильма о композиторе Чайковском, а также требуют денег с одного из заслуженнейших мультипликаторов, не сумевшего в установленный срок сдать новую работу. Но это, конечно, не вина «Сталинграда».

Тем не менее и предъявлять претензии «Сталинграду» тоже очень легко. Можно, например, пожаловаться на сценарий — он, конечно, не такой обрывочный, как в «Брестской крепости», но понять, почему одна сцена следует за другой, иногда непросто. Вот, например, только что на площади жгли евреев, и тут же местные жители сравнительно мирно разбрелись по домам — что, прям вот так? Обрамляющая основной сюжет история с японским землетрясением тоже кажется не вполне уместной — без нее бы фильм, пожалуй, ничего не потерял. Можно жаловаться на то, что спецэффекты погребли под собой драму. Сам же Бондарчук признавался, что хотел устроить «дикий пиксельный водоворот» — ну что же, водоворот и получился. Можно испытывать недовольство из-за многочисленных штампов — например, ключевые персонажи, как принято в Голливуде, погибают медленно и эффектно, всадив друг в друга по несколько пуль, в то время как второстепенные быстренько гибнут после попадания в ногу. Можно, наконец, пожаловаться даже на несчастного Бадаламенти, который умудрился сочинить чуть ли не самый незапоминающийся саундтрек за всю свою карьеру (при этом в фильме музыка иногда кажется довольно навязчивой, а порой и откровенно лишней).

Но главная претензия в другом. «Сталинград» — это картина, в которой зрителям, кроме всего прочего, показывают идущих в атаку горящих солдат, кровь и пули в рапиде, падающие с неба самолеты, снаряд, перемещающийся по Г-образной траектории, поиски ванны в руинах и многие другие вещи, которые кажутся не слишком подходящими для военной драмы. Почему мы это видим, спрашивать бессмысленно — создатели картины, очевидно, ответят, что выбрали то, что им показалось важным и интересным — и действительно, жизнь часто невероятней вымысла, на войне могло быть всякое (разве что кроме рапида). Другое дело, что за таким подбором эпизодов видится желание сделать так, чтобы зрителям было весело и страшно. Так вот, весело и страшно — это не про военную драму, а про другие жанры: хорроры и фильмы-катастрофы. У «Сталинграда» — возрастное ограничение 12+, и Бондарчук, видимо, ориентировался на соответствующую аудиторию. Очень хорошо, что он попытался рассказать детям о важнейшем событии из истории Отечества, нашел на это ресурсы и, очевидно, не пожалел сил. Печально, что из-за желания одновременно развлекать и пугать «Сталинград» превратился в кино про войнушку для 12-летних.

Сергей Оболонков

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(320):

1 234 ... +1
68 +74−6Шарик Трезор13:00:07
07/10/2013
35 +39−4Stanislav12:55:46
07/10/2013
А чего еще было ждать, если опять "шедевру", а не кино снимали.
Великое УГ о великой войне
38 +39−1Andrey Luzinov13:11:33
07/10/2013
14 +17−3Артём Липатов13:04:25
07/10/2013
Сейчас кино это бизнес. Снимите серьезный глубокий фильм - на него пойдут 3,5 человека. Снимите про пули в рапиде и любовь - больше шансов заработать. Пора привыкнуть, что кино из искусства превратилось в бизнес. В попкорновое зрелище, как выразился Тарантино. Со всеми вытекающими.
В капитализме в бизнес превращается всё, однако способы "поднять бабла" у разных людей всё же различаются. Бондарчук и Михалков любят исключительную клюкву, без полутонов и намёков. Они относятся к нам зрителям как к быдлу и смотреть эту дрянь оскорбляет нормального человека. Столько было в войне героизма, а показывают самое дерьмо.
36 +42−6Антон Антонов12:52:02
07/10/2013
>"Зрители получают именно то, что ждут от снятого Бондарчуком фильма"
Очень двусмысленная фраза. Ждали-то много, но ничего хорошего.
35 +39−4Stanislav12:55:46
07/10/2013
36 +42−6Антон Антонов12:52:02
07/10/2013
>"Зрители получают именно то, что ждут от снятого Бондарчуком фильма"
Очень двусмысленная фраза. Ждали-то много, но ничего хорошего.
А чего еще было ждать, если опять "шедевру", а не кино снимали.
27 +31−4Сергей Владимирович14:05:15
07/10/2013
36 +42−6Антон Антонов12:52:02
07/10/2013
>"Зрители получают именно то, что ждут от снятого Бондарчуком фильма"
Очень двусмысленная фраза. Ждали-то много, но ничего хорошего.
От снятого бондарчуком, кроме как тупого пафоса ни чего не получишь.
бездарность...............
22 +23−1Andrey Luzinov13:00:51
07/10/2013
Просто нужно дать Феде американское гражданство и всё станет на свои места, и ожидания и результат.
20 +21−1Andrey Luzinov13:42:24
07/10/2013
-16 +3−19Рулон Обоев13:39:22
07/10/2013
Про пафосный героизм уже наснимали вагон и маленькую тележку, а вот как раз клюквы, или сюра, в общем-то, и не хватало. И вот не нужно своим зашоренным мышлением воспринимать прогрессивные моменты в отечественном кинематографе, чтобы затем плаксиво говорить о неком отношении к Вам как к быдлу.
А в чём прогресс? Я только регресс вижу, например скатывание кино к примитивным человеческим инстинктам, хотя цель искусства какая? Не развитие ли высших чувств?
20 +21−1Антон Антонов13:34:44
07/10/2013
8 +10−2Mark Altunyan13:30:35
07/10/2013
Так если цель восхваления героизма любой ценой, давайте снимать кино в духе "Капитан Россия": там будет капитан НКВД летать по небу и стрелять из глаз лазером по немецким танкам. А в качестве сиквела снимем "Женщина-медсестра", про Катю, которая лечила смертельные раны одним прикосновением сисег! Хероизма буууудет - на всю Галактегу!
Так, женщину-медсестру я бы посмотрел.
19 +20−1Andrey Luzinov13:14:22
07/10/2013
-7 +6−13Nikolay Zolotukhin13:11:27
07/10/2013
Мне пока ничего не печально, в отличие от автора, так как фильма не видел, но то что автора раздражает героизация, как и то, что русские режиссеры до сих смеют чего то там пырхаться, это бросилось в глаза. Если будет снято в эстетике 9 -й роты, хорошо, потому как молодежь должна узнать о том, что не "высадка десанта в Нормандии", как об этом заявляет канал Дискавери, являлась самой кровопролитий битвой второй мировой войны
Я не знаю как там на счёт эстетики, но как историческое кино "9я рота" - абсолютный вымысел. Можете почитать, как на самом деле всё было.
17 +18−1Andrey Luzinov13:22:05
07/10/2013
0 +0−0Владимир Головастов13:14:43
07/10/2013
Ваш пример можно?
Тоже "Падение Черного Ястреба" снято максимально близко к реальным событиям, без потери зрелищности.
16 +16−0Rei Ayanami14:04:35
07/10/2013
4 +7−3roumor13:15:09
07/10/2013
самое главное не сказали. есть ли сиськи в этом "фильме"?
"Пять отцов" как бы намекает на судьбу Кати и содержание фильма.
16 +17−1Mark Altunyan13:47:55
07/10/2013
20 +21−1Антон Антонов13:34:44
07/10/2013
Так, женщину-медсестру я бы посмотрел.
Так и я бы посмотрел. Но такие фильмы должны сниматься отдельно от военных драм. А драмы должны оставаться драмами. Война - это не героизм. Война - это трагедия.
16 +16−0Игорь Васильев13:28:06
07/10/2013
3 +10−7Denis Blagodarev13:15:17
07/10/2013
На самом деле многая классика,которую народ любит и уважает, типа "В бой идут одни старики" и тому подобные, подвергаясь таком же разбору даст такой же результат. А именно о том что война показана нереалистично и второстепенные сюжеты заслоняют основную идею великой отечественной....

Мы просто привыкли к фильмам детства и немного их идеализируем, и новые фильмы судим по некоторой завышенной норме...

Неприукрашенный фильм о войне будет скучен, монотонен и депрессивен...
ну погляди "Они сражались за Родину", "Батальоны просят огня", "Аты баты шли солдаты", "Торпедоносцы" - кстати в последнем в финале отличный для 70-х слоумо...

Дело не в норме, дело в том, что в 60-70 фильмы и снимали и играли в них те кто зачастую РЕАЛЬНО проходил те же сцены с винтовкой наперевес... так что им выдумывать пиксельный водоворот как Лысому чОрту не надо было, только вспомнить...
16 +16−0Andrey Luzinov13:15:34
07/10/2013
0 +0−0Владимир Головастов13:14:43
07/10/2013
Ваш пример можно?
Горячий снег.
15 +16−1Антон Захаров13:54:35
07/10/2013
14 +17−3Артём Липатов13:04:25
07/10/2013
Сейчас кино это бизнес. Снимите серьезный глубокий фильм - на него пойдут 3,5 человека. Снимите про пули в рапиде и любовь - больше шансов заработать. Пора привыкнуть, что кино из искусства превратилось в бизнес. В попкорновое зрелище, как выразился Тарантино. Со всеми вытекающими.
Остров фильм Павла Лунгина
Со смыслом, снят за малые деньги, посмотрело чуть ли не больше чем последний "шедевр" от Михалково
14 +17−3Артём Липатов13:04:25
07/10/2013
Сейчас кино это бизнес. Снимите серьезный глубокий фильм - на него пойдут 3,5 человека. Снимите про пули в рапиде и любовь - больше шансов заработать. Пора привыкнуть, что кино из искусства превратилось в бизнес. В попкорновое зрелище, как выразился Тарантино. Со всеми вытекающими.
13 +13−0Denis Gribov20:46:37
07/10/2013
4 +9−5Capitan Nemo16:56:44
07/10/2013
я конечно не обладаю тонким вкусом, но 9 ая рота мне понравилась.
Федя, как и папа, мастеровитый. Т.е. делает такую вещь, про которую невозможно сказать "полное г", как про самопальные кинишки одних моих шапочных знакомых. Но глядя на багаж, оставшийся от советского кино, ожидается нечто большее... Примерно так же, как после Чехова воспринимается Донцова. Или после Стругацкий читается поздний Головачев. Или на фоне Высоцкого слушается Джигурда. Компране ву?
13 +15−2Andrey Luzinov13:29:11
07/10/2013
-7 +1−8Макс Белояров13:20:06
07/10/2013
Не хотелось бы ввязываться в Специальную Олимпиаду, но... лучше я еще раз посмотрю "Враг У Ворот", чем это заведомо явное УГ...
"Враг у ворот" как раз фильмец примерно такого же качества. И секс и русские дибилы и ни грамма правды.
12 +12−0Denis Gribov21:56:41
07/10/2013
0 +2−2Олег Седых21:26:36
07/10/2013
нет, мне главное чтобы не извращали историю, по крайней мере ту, которой меня научили. а звиздежь про НКВД -это только один из многих элементов изменения истории
Ну вот видите.
А у кого-то более строгие требования.
Мне вот чтоб кино/спектакль понравилось, нужно поверить в то, что показывают. Поверить в позирование Михалковых невозможно.
10 +10−0klim16:05:41
07/10/2013
-16 +3−19Рулон Обоев13:39:22
07/10/2013
Про пафосный героизм уже наснимали вагон и маленькую тележку, а вот как раз клюквы, или сюра, в общем-то, и не хватало. И вот не нужно своим зашоренным мышлением воспринимать прогрессивные моменты в отечественном кинематографе, чтобы затем плаксиво говорить о неком отношении к Вам как к быдлу.
светлаков с галустяном и куценко - это прогрессивно, а "Они сражались за Родину" старшего Бондарчука - это пафосный героизм?
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь