Федор Бондарчук захотел снять самый масштабный фильм в истории российского кинематографа — и сделал это. Бюджет его новой ленты «Сталинград» — что-то около 40 миллионов долларов, хронометраж — два с лишним часа, в массовке — сотни человек, за кадром целый оркестр исполняет композиции Анджело Бадаламенти. То есть как минимум с точки зрения количества с фильмом все в порядке. Оценка качества будет зависеть от того, что же зритель, собственно, от «Сталинграда» ожидает.
Фильм Бондарчука начинается удивительным образом не в городе на Волге в 1942-м, а в Японии в 2011-м. Группа спасателей пытается извлечь из-под обломков разрушенного землетрясением дома немецких туристов. Один из спасателей, владеющий немецким языком русский, рассказывает застрявшей под бетонной плитой студентке историю о своих «пяти отцах и матери» — так он пытается успокоить девушку. Его мать (Мария Смольникова) в 1942 году жила в Сталинграде — тогда девушке Кате было 19 лет. К осени она (а Катя главная героиня фильма) осталась единственным уцелевшим жильцом дома, расположенного на стратегической позиции — на подступе к реке. Дом она не покидает из принципиальных соображений: здесь вся ее жизнь, да и идти ей, в общем-то, некуда. Зато в дом однажды приходят советские бойцы во главе с капитаном Громовым (Петр Федоров), приказ у них один: не отдавать дом немцам. Основных защитников шестеро, поэтому не очень понятно, почему в начале фильма речь идет о «пяти отцах» — видимо, один чем-то провинился. В любом случае все бойцы в итоге защищают не дом и даже не Родину как таковую (она большая, ее не убьешь, как отмечает один из персонажей), а именно Катю, причем не только от взрывов и пуль, но и от жизненных невзгод — насколько можно защитить человека от невзгод в разрушенном войной городе.
Параллельно в фильме разворачивается второй сюжет, в нем главные герои — немецкий офицер Петер Кан (Томас Кречман) и русская красавица Маша (Яна Студилина), в которую он влюблен. Чувственная блондинка Маша — практически полная противоположность застенчивой Кате, и истории девушек складываются совсем по-разному. Присутствие Кати сплачивает солдат, пробуждает в них патриотизм. Маша же, напротив действует на Кана скорее разрушительно. Очевидно, в русских и немцах любовь к женщине вызывает принципиально разные реакции.
«Сталинград» — щедрое кино, оно оправдывает все ожидания, а потом добавляет еще. Зрители получают именно то, чего ждут от снятого Бондарчуком фильма, а также все, на что можно рассчитывать, когда идешь на современную российскую ленту о Великой Отечественной. Только теперь это «все» снято камерами IMAX, выводится на экраны в стереоскопическом формате и, как уже отмечалось выше, сопровождается музыкой Бадаламенти, а на титрах еще и припечатывается кавером на «Легенду» Цоя в исполнении Земфиры.
Соответственно, за что «Сталинград» хвалить — в принципе, понятно. Да, раньше у нас так не снимали — ни про войну, ни про что-либо еще. Да, работу Бондарчука действительно можно считать отечественным аналогом «Перл Харбора» Майкла Бэя. Но чтобы искренне радоваться этому факту, нужно не обращать внимания на два обстоятельства. Во-первых, «Перл Харбор» — фильм так себе. Во-вторых, когда эту картину выпустили на экраны, в США уже, скажем так, не первый год существовала развитая киноиндустрия. А у нас прямо сейчас, например, никак не могут решить, есть ли зрительский потенциал у фильма о композиторе Чайковском, а также требуют денег с одного из заслуженнейших мультипликаторов, не сумевшего в установленный срок сдать новую работу. Но это, конечно, не вина «Сталинграда».
Тем не менее и предъявлять претензии «Сталинграду» тоже очень легко. Можно, например, пожаловаться на сценарий — он, конечно, не такой обрывочный, как в «Брестской крепости», но понять, почему одна сцена следует за другой, иногда непросто. Вот, например, только что на площади жгли евреев, и тут же местные жители сравнительно мирно разбрелись по домам — что, прям вот так? Обрамляющая основной сюжет история с японским землетрясением тоже кажется не вполне уместной — без нее бы фильм, пожалуй, ничего не потерял. Можно жаловаться на то, что спецэффекты погребли под собой драму. Сам же Бондарчук признавался, что хотел устроить «дикий пиксельный водоворот» — ну что же, водоворот и получился. Можно испытывать недовольство из-за многочисленных штампов — например, ключевые персонажи, как принято в Голливуде, погибают медленно и эффектно, всадив друг в друга по несколько пуль, в то время как второстепенные быстренько гибнут после попадания в ногу. Можно, наконец, пожаловаться даже на несчастного Бадаламенти, который умудрился сочинить чуть ли не самый незапоминающийся саундтрек за всю свою карьеру (при этом в фильме музыка иногда кажется довольно навязчивой, а порой и откровенно лишней).
Но главная претензия в другом. «Сталинград» — это картина, в которой зрителям, кроме всего прочего, показывают идущих в атаку горящих солдат, кровь и пули в рапиде, падающие с неба самолеты, снаряд, перемещающийся по Г-образной траектории, поиски ванны в руинах и многие другие вещи, которые кажутся не слишком подходящими для военной драмы. Почему мы это видим, спрашивать бессмысленно — создатели картины, очевидно, ответят, что выбрали то, что им показалось важным и интересным — и действительно, жизнь часто невероятней вымысла, на войне могло быть всякое (разве что кроме рапида). Другое дело, что за таким подбором эпизодов видится желание сделать так, чтобы зрителям было весело и страшно. Так вот, весело и страшно — это не про военную драму, а про другие жанры: хорроры и фильмы-катастрофы. У «Сталинграда» — возрастное ограничение 12+, и Бондарчук, видимо, ориентировался на соответствующую аудиторию. Очень хорошо, что он попытался рассказать детям о важнейшем событии из истории Отечества, нашел на это ресурсы и, очевидно, не пожалел сил. Печально, что из-за желания одновременно развлекать и пугать «Сталинград» превратился в кино про войнушку для 12-летних.
Сергей Оболонков
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
4 +7−3 | roumor | 13:15:09 07/10/2013 |
самое главное не сказали. есть ли сиськи в этом "фильме"? |
4 +6−2 | Andrey Luzinov | 13:13:13 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Снять хороший фильма о войне с качественными спецэффектами, но без клюквы. |
4 +5−1 | Владимир Головастов | 13:11:02 07/10/2013 |
Печально, что из-за желания одновременно развлекать и пугать «Сталинград» превратился в кино про войнушку для 12-летних. ------------------------------------------------------------------------------- А как по-другому окупить фильм в прокате? |
3 +4−1 | Сергей Владимирович | 08:45:52 08/10/2013 | ||||||
| ||||||||
да и русским откуда ж тогда было знать, что внуки их кавказских и азиатских братьев по оружию в 90-тые в их спины нож воткнут, да геноцид против русскоязычного в своих республиках населения устроят. |
3 +3−0 | Lex Fry | 04:51:35 08/10/2013 | ||||||
| ||||||||
и band of brothers заодно. одна тема на два фронта даже общие моменты есть) |
3 +3−0 | Andrey Luzinov | 21:43:02 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Во-первых, это не просто кино, а историческое кино. Было бы неплохо если бы оно этой истории соответствовало. "9я рота" например не соответствует. Совсем. Начиная с того что дело было вечером-ночью. А самое обидное, что правда-то интересней, понимайте, а её никто не показывает. Почитать мемуары выживших в ВОВ - готовые сюжеты, а никто не снимает. Поинтересуйтесь например судьбой Ильи Старинова. |
3 +3−0 | Vovanius | 18:50:42 07/10/2013 |
Комментарий удалён. | ||
Историю нужно знать всю, а не только её светлые полосы и героические события. |
3 +3−0 | Ghe orgi | 17:45:23 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Сериал Тихий океан посмотрите, не пожалеете. |
3 +3−0 | Владимир Головастов | 17:00:11 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Не на тот сайт зашел. |
3 +3−0 | Askanor Caelin | 16:48:32 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
))))))))))))))))))))))))))))))) |
3 +3−0 | Владимир Головастов | 15:25:33 07/10/2013 |
Комментарий удалён. | ||
В смысле воевать за таких людей, как Михалков, например? |
3 +3−0 | Ezekiel Jules | 15:16:32 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Фраг Упорот - тот еще отстой. |
3 +6−3 | Тупое Быдло | 14:44:04 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Нет ни одного документального подтверждения приказа Сталина о запрете эвакуации из Сталинграда. |
3 +3−0 | Xerx Human | 14:37:19 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
"Жаворонок", "Они сражались за Родину" и многое, многое другое |
3 +3−0 | Alex Goretsky | 14:24:14 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Дело не в норме, дело в том, что в 60-70 фильмы и снимали и играли в них те кто зачастую РЕАЛЬНО проходил те же сцены с винтовкой наперевес... ---------------- Святая правда. |
3 +4−1 | Evgeny Pyastolov | 13:48:16 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
а на пиксельный понос пойдет в десятки раз больше |
3 +3−0 | Andrew Scola | 13:38:46 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Польза - это касса. Касса, как выяснилось эмпирически, там, где трэш (бойня) и сиськи. |
3 +3−0 | Andrey Luzinov | 13:25:29 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Согласен. |
3 +4−1 | Mark Altunyan | 13:25:03 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Отличный пример! Уже не помню, сколько его пересматривал, но готов смотреть снова и снова. А вот "Перл Харбор" один раз смотрел и силой не заставят пересмотреть. |
3 +3−0 | lenta reader III | 13:23:39 07/10/2013 |
Сюжетец то наверно типичная голливудщина, Федор по-другому то и не умеет снимать. Но все же схожу посмотрю, нужно знать чем наших детей сейчас пичкают. |