Они сражались за Катю

13:22 07/10/2013 Культура
Кадр из фильма «Сталинград»
Кадр из фильма «Сталинград»

Федор Бондарчук захотел снять самый масштабный фильм в истории российского кинематографа — и сделал это. Бюджет его новой ленты «Сталинград» — что-то около 40 миллионов долларов, хронометраж — два с лишним часа, в массовке — сотни человек, за кадром целый оркестр исполняет композиции Анджело Бадаламенти. То есть как минимум с точки зрения количества с фильмом все в порядке. Оценка качества будет зависеть от того, что же зритель, собственно, от «Сталинграда» ожидает.

Фильм Бондарчука начинается удивительным образом не в городе на Волге в 1942-м, а в Японии в 2011-м. Группа спасателей пытается извлечь из-под обломков разрушенного землетрясением дома немецких туристов. Один из спасателей, владеющий немецким языком русский, рассказывает застрявшей под бетонной плитой студентке историю о своих «пяти отцах и матери» — так он пытается успокоить девушку. Его мать (Мария Смольникова) в 1942 году жила в Сталинграде — тогда девушке Кате было 19 лет. К осени она (а Катя главная героиня фильма) осталась единственным уцелевшим жильцом дома, расположенного на стратегической позиции — на подступе к реке. Дом она не покидает из принципиальных соображений: здесь вся ее жизнь, да и идти ей, в общем-то, некуда. Зато в дом однажды приходят советские бойцы во главе с капитаном Громовым (Петр Федоров), приказ у них один: не отдавать дом немцам. Основных защитников шестеро, поэтому не очень понятно, почему в начале фильма речь идет о «пяти отцах» — видимо, один чем-то провинился. В любом случае все бойцы в итоге защищают не дом и даже не Родину как таковую (она большая, ее не убьешь, как отмечает один из персонажей), а именно Катю, причем не только от взрывов и пуль, но и от жизненных невзгод — насколько можно защитить человека от невзгод в разрушенном войной городе.

Параллельно в фильме разворачивается второй сюжет, в нем главные герои — немецкий офицер Петер Кан (Томас Кречман) и русская красавица Маша (Яна Студилина), в которую он влюблен. Чувственная блондинка Маша — практически полная противоположность застенчивой Кате, и истории девушек складываются совсем по-разному. Присутствие Кати сплачивает солдат, пробуждает в них патриотизм. Маша же, напротив действует на Кана скорее разрушительно. Очевидно, в русских и немцах любовь к женщине вызывает принципиально разные реакции.

«Сталинград» — щедрое кино, оно оправдывает все ожидания, а потом добавляет еще. Зрители получают именно то, чего ждут от снятого Бондарчуком фильма, а также все, на что можно рассчитывать, когда идешь на современную российскую ленту о Великой Отечественной. Только теперь это «все» снято камерами IMAX, выводится на экраны в стереоскопическом формате и, как уже отмечалось выше, сопровождается музыкой Бадаламенти, а на титрах еще и припечатывается кавером на «Легенду» Цоя в исполнении Земфиры.

Соответственно, за что «Сталинград» хвалить — в принципе, понятно. Да, раньше у нас так не снимали — ни про войну, ни про что-либо еще. Да, работу Бондарчука действительно можно считать отечественным аналогом «Перл Харбора» Майкла Бэя. Но чтобы искренне радоваться этому факту, нужно не обращать внимания на два обстоятельства. Во-первых, «Перл Харбор» — фильм так себе. Во-вторых, когда эту картину выпустили на экраны, в США уже, скажем так, не первый год существовала развитая киноиндустрия. А у нас прямо сейчас, например, никак не могут решить, есть ли зрительский потенциал у фильма о композиторе Чайковском, а также требуют денег с одного из заслуженнейших мультипликаторов, не сумевшего в установленный срок сдать новую работу. Но это, конечно, не вина «Сталинграда».

Тем не менее и предъявлять претензии «Сталинграду» тоже очень легко. Можно, например, пожаловаться на сценарий — он, конечно, не такой обрывочный, как в «Брестской крепости», но понять, почему одна сцена следует за другой, иногда непросто. Вот, например, только что на площади жгли евреев, и тут же местные жители сравнительно мирно разбрелись по домам — что, прям вот так? Обрамляющая основной сюжет история с японским землетрясением тоже кажется не вполне уместной — без нее бы фильм, пожалуй, ничего не потерял. Можно жаловаться на то, что спецэффекты погребли под собой драму. Сам же Бондарчук признавался, что хотел устроить «дикий пиксельный водоворот» — ну что же, водоворот и получился. Можно испытывать недовольство из-за многочисленных штампов — например, ключевые персонажи, как принято в Голливуде, погибают медленно и эффектно, всадив друг в друга по несколько пуль, в то время как второстепенные быстренько гибнут после попадания в ногу. Можно, наконец, пожаловаться даже на несчастного Бадаламенти, который умудрился сочинить чуть ли не самый незапоминающийся саундтрек за всю свою карьеру (при этом в фильме музыка иногда кажется довольно навязчивой, а порой и откровенно лишней).

Но главная претензия в другом. «Сталинград» — это картина, в которой зрителям, кроме всего прочего, показывают идущих в атаку горящих солдат, кровь и пули в рапиде, падающие с неба самолеты, снаряд, перемещающийся по Г-образной траектории, поиски ванны в руинах и многие другие вещи, которые кажутся не слишком подходящими для военной драмы. Почему мы это видим, спрашивать бессмысленно — создатели картины, очевидно, ответят, что выбрали то, что им показалось важным и интересным — и действительно, жизнь часто невероятней вымысла, на войне могло быть всякое (разве что кроме рапида). Другое дело, что за таким подбором эпизодов видится желание сделать так, чтобы зрителям было весело и страшно. Так вот, весело и страшно — это не про военную драму, а про другие жанры: хорроры и фильмы-катастрофы. У «Сталинграда» — возрастное ограничение 12+, и Бондарчук, видимо, ориентировался на соответствующую аудиторию. Очень хорошо, что он попытался рассказать детям о важнейшем событии из истории Отечества, нашел на это ресурсы и, очевидно, не пожалел сил. Печально, что из-за желания одновременно развлекать и пугать «Сталинград» превратился в кино про войнушку для 12-летних.

Сергей Оболонков

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(320):

123 4 567 ... +1
4 +7−3roumor13:15:09
07/10/2013
самое главное не сказали. есть ли сиськи в этом "фильме"?
4 +6−2Andrey Luzinov13:13:13
07/10/2013
4 +5−1Владимир Головастов13:11:02
07/10/2013
Печально, что из-за желания одновременно развлекать и пугать «Сталинград» превратился в кино про войнушку для 12-летних.
-------------------------------------------------------------------------------
А как по-другому окупить фильм в прокате?
Снять хороший фильма о войне с качественными спецэффектами, но без клюквы.
4 +5−1Владимир Головастов13:11:02
07/10/2013
Печально, что из-за желания одновременно развлекать и пугать «Сталинград» превратился в кино про войнушку для 12-летних.
-------------------------------------------------------------------------------
А как по-другому окупить фильм в прокате?
3 +4−1Сергей Владимирович08:45:52
08/10/2013
5 +10−5Val Frangulyan19:31:52
07/10/2013
Тогда мы все были русскими.Когда,псле войны,пацанами смотрели фильмы про войну,орали :"Наши,наши! Русские наступают!" Откуда ж нам было тогда знать,что для русских и евреев,которых спасали наши отцы,мы станем черножопыми нерусскими.Эх,выиии,русские.Ни памяти,ни совести,ни чести.Один кураж.
да и русским откуда ж тогда было знать, что внуки их кавказских и азиатских братьев по оружию в 90-тые в их спины нож воткнут, да геноцид против русскоязычного в своих республиках населения устроят.
3 +3−0Lex Fry04:51:35
08/10/2013
3 +3−0Ghe orgi17:45:23
07/10/2013
Сериал Тихий океан посмотрите, не пожалеете.
и band of brothers заодно. одна тема на два фронта
даже общие моменты есть)
3 +3−0Andrey Luzinov21:43:02
07/10/2013
-2 +1−3Рулон Обоев17:54:07
07/10/2013
Ребята, честное слово - я в шоке. Можно ещё поспорить на счет вкуса, наличия/отсутствия таланта у режиссера и актеров, плохого/хорошего сюжета - но вменять в вину наличие вымысла в художественном фильме или то, что название фильма чему-то там не соответствует - это жесть, ИМХО.
Во-первых, это не просто кино, а историческое кино. Было бы неплохо если бы оно этой истории соответствовало. "9я рота" например не соответствует. Совсем. Начиная с того что дело было вечером-ночью. А самое обидное, что правда-то интересней, понимайте, а её никто не показывает. Почитать мемуары выживших в ВОВ - готовые сюжеты, а никто не снимает. Поинтересуйтесь например судьбой Ильи Старинова.
3 +3−0Vovanius18:50:42
07/10/2013
Комментарий удалён.
Историю нужно знать всю, а не только её светлые полосы и героические события.
3 +3−0Ghe orgi17:45:23
07/10/2013
3 +4−1Mark Altunyan13:25:03
07/10/2013
Отличный пример! Уже не помню, сколько его пересматривал, но готов смотреть снова и снова. А вот "Перл Харбор" один раз смотрел и силой не заставят пересмотреть.
Сериал Тихий океан посмотрите, не пожалеете.
3 +3−0Владимир Головастов17:00:11
07/10/2013
0 +0−0Comrade Mauser16:53:08
07/10/2013
Онанизм
Не на тот сайт зашел.
3 +3−0Askanor Caelin16:48:32
07/10/2013
16 +16−0Rei Ayanami14:04:35
07/10/2013
"Пять отцов" как бы намекает на судьбу Кати и содержание фильма.
)))))))))))))))))))))))))))))))
3 +3−0Владимир Головастов15:25:33
07/10/2013
Комментарий удалён.
В смысле воевать за таких людей, как Михалков, например?
3 +3−0Ezekiel Jules15:16:32
07/10/2013
-7 +1−8Макс Белояров13:20:06
07/10/2013
Не хотелось бы ввязываться в Специальную Олимпиаду, но... лучше я еще раз посмотрю "Враг У Ворот", чем это заведомо явное УГ...
Фраг Упорот - тот еще отстой.
3 +6−3Тупое Быдло14:44:04
07/10/2013
-7 +3−10Alex Goretsky14:26:57
07/10/2013
Я так понимаю, всю политику Бондарчук из фильма выкинул.

Про то, что Сталин запретил жителям Сталинграда эвакуироваться, например.

Конечно, так же ж безопаснее...
Нет ни одного документального подтверждения приказа Сталина о запрете эвакуации из Сталинграда.
3 +3−0Xerx Human14:37:19
07/10/2013
0 +0−0Антон Антонов13:54:10
07/10/2013
А я военные драмы вообще не очень люблю, так что по субъективным причинам среди них шедевров не знаю.
"Жаворонок", "Они сражались за Родину" и многое, многое другое
3 +3−0Alex Goretsky14:24:14
07/10/2013
16 +16−0Игорь Васильев13:28:06
07/10/2013
ну погляди "Они сражались за Родину", "Батальоны просят огня", "Аты баты шли солдаты", "Торпедоносцы" - кстати в последнем в финале отличный для 70-х слоумо...

Дело не в норме, дело в том, что в 60-70 фильмы и снимали и играли в них те кто зачастую РЕАЛЬНО проходил те же сцены с винтовкой наперевес... так что им выдумывать пиксельный водоворот как Лысому чОрту не надо было, только вспомнить...
Дело не в норме, дело в том, что в 60-70 фильмы и снимали и играли в них те кто зачастую РЕАЛЬНО проходил те же сцены с винтовкой наперевес...
----------------

Святая правда.
3 +4−1Evgeny Pyastolov13:48:16
07/10/2013
7 +9−2Антон Антонов13:27:02
07/10/2013
На хорошо поставленный серьезный глубокий фильм пойдет больше людей, чем на такой пиксельный понос.
а на пиксельный понос пойдет в десятки раз больше
3 +3−0Andrew Scola13:38:46
07/10/2013
0 +0−0Andrey Luzinov13:37:17
07/10/2013
Да, но пользы от показа бойни немного. Так на самом деле и было я не спорю, но это спорный сюжет для фильма.
Польза - это касса. Касса, как выяснилось эмпирически, там, где трэш (бойня) и сиськи.
3 +3−0Andrey Luzinov13:25:29
07/10/2013
9 +9−0Владимир Головастов13:24:14
07/10/2013
я думаю, что в современной России есть определенная кагорта режисеров. Другим просто не дадут такие деньги как Бандарчуку. Ну и политота свое дело тоже делает.
Согласен.
3 +4−1Mark Altunyan13:25:03
07/10/2013
17 +18−1Andrey Luzinov13:22:05
07/10/2013
Тоже "Падение Черного Ястреба" снято максимально близко к реальным событиям, без потери зрелищности.
Отличный пример! Уже не помню, сколько его пересматривал, но готов смотреть снова и снова. А вот "Перл Харбор" один раз смотрел и силой не заставят пересмотреть.
3 +3−0lenta reader III13:23:39
07/10/2013
Сюжетец то наверно типичная голливудщина, Федор по-другому то и не умеет снимать. Но все же схожу посмотрю, нужно знать чем наших детей сейчас пичкают.
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь