Федор Бондарчук захотел снять самый масштабный фильм в истории российского кинематографа — и сделал это. Бюджет его новой ленты «Сталинград» — что-то около 40 миллионов долларов, хронометраж — два с лишним часа, в массовке — сотни человек, за кадром целый оркестр исполняет композиции Анджело Бадаламенти. То есть как минимум с точки зрения количества с фильмом все в порядке. Оценка качества будет зависеть от того, что же зритель, собственно, от «Сталинграда» ожидает.
Фильм Бондарчука начинается удивительным образом не в городе на Волге в 1942-м, а в Японии в 2011-м. Группа спасателей пытается извлечь из-под обломков разрушенного землетрясением дома немецких туристов. Один из спасателей, владеющий немецким языком русский, рассказывает застрявшей под бетонной плитой студентке историю о своих «пяти отцах и матери» — так он пытается успокоить девушку. Его мать (Мария Смольникова) в 1942 году жила в Сталинграде — тогда девушке Кате было 19 лет. К осени она (а Катя главная героиня фильма) осталась единственным уцелевшим жильцом дома, расположенного на стратегической позиции — на подступе к реке. Дом она не покидает из принципиальных соображений: здесь вся ее жизнь, да и идти ей, в общем-то, некуда. Зато в дом однажды приходят советские бойцы во главе с капитаном Громовым (Петр Федоров), приказ у них один: не отдавать дом немцам. Основных защитников шестеро, поэтому не очень понятно, почему в начале фильма речь идет о «пяти отцах» — видимо, один чем-то провинился. В любом случае все бойцы в итоге защищают не дом и даже не Родину как таковую (она большая, ее не убьешь, как отмечает один из персонажей), а именно Катю, причем не только от взрывов и пуль, но и от жизненных невзгод — насколько можно защитить человека от невзгод в разрушенном войной городе.
Параллельно в фильме разворачивается второй сюжет, в нем главные герои — немецкий офицер Петер Кан (Томас Кречман) и русская красавица Маша (Яна Студилина), в которую он влюблен. Чувственная блондинка Маша — практически полная противоположность застенчивой Кате, и истории девушек складываются совсем по-разному. Присутствие Кати сплачивает солдат, пробуждает в них патриотизм. Маша же, напротив действует на Кана скорее разрушительно. Очевидно, в русских и немцах любовь к женщине вызывает принципиально разные реакции.
«Сталинград» — щедрое кино, оно оправдывает все ожидания, а потом добавляет еще. Зрители получают именно то, чего ждут от снятого Бондарчуком фильма, а также все, на что можно рассчитывать, когда идешь на современную российскую ленту о Великой Отечественной. Только теперь это «все» снято камерами IMAX, выводится на экраны в стереоскопическом формате и, как уже отмечалось выше, сопровождается музыкой Бадаламенти, а на титрах еще и припечатывается кавером на «Легенду» Цоя в исполнении Земфиры.
Соответственно, за что «Сталинград» хвалить — в принципе, понятно. Да, раньше у нас так не снимали — ни про войну, ни про что-либо еще. Да, работу Бондарчука действительно можно считать отечественным аналогом «Перл Харбора» Майкла Бэя. Но чтобы искренне радоваться этому факту, нужно не обращать внимания на два обстоятельства. Во-первых, «Перл Харбор» — фильм так себе. Во-вторых, когда эту картину выпустили на экраны, в США уже, скажем так, не первый год существовала развитая киноиндустрия. А у нас прямо сейчас, например, никак не могут решить, есть ли зрительский потенциал у фильма о композиторе Чайковском, а также требуют денег с одного из заслуженнейших мультипликаторов, не сумевшего в установленный срок сдать новую работу. Но это, конечно, не вина «Сталинграда».
Тем не менее и предъявлять претензии «Сталинграду» тоже очень легко. Можно, например, пожаловаться на сценарий — он, конечно, не такой обрывочный, как в «Брестской крепости», но понять, почему одна сцена следует за другой, иногда непросто. Вот, например, только что на площади жгли евреев, и тут же местные жители сравнительно мирно разбрелись по домам — что, прям вот так? Обрамляющая основной сюжет история с японским землетрясением тоже кажется не вполне уместной — без нее бы фильм, пожалуй, ничего не потерял. Можно жаловаться на то, что спецэффекты погребли под собой драму. Сам же Бондарчук признавался, что хотел устроить «дикий пиксельный водоворот» — ну что же, водоворот и получился. Можно испытывать недовольство из-за многочисленных штампов — например, ключевые персонажи, как принято в Голливуде, погибают медленно и эффектно, всадив друг в друга по несколько пуль, в то время как второстепенные быстренько гибнут после попадания в ногу. Можно, наконец, пожаловаться даже на несчастного Бадаламенти, который умудрился сочинить чуть ли не самый незапоминающийся саундтрек за всю свою карьеру (при этом в фильме музыка иногда кажется довольно навязчивой, а порой и откровенно лишней).
Но главная претензия в другом. «Сталинград» — это картина, в которой зрителям, кроме всего прочего, показывают идущих в атаку горящих солдат, кровь и пули в рапиде, падающие с неба самолеты, снаряд, перемещающийся по Г-образной траектории, поиски ванны в руинах и многие другие вещи, которые кажутся не слишком подходящими для военной драмы. Почему мы это видим, спрашивать бессмысленно — создатели картины, очевидно, ответят, что выбрали то, что им показалось важным и интересным — и действительно, жизнь часто невероятней вымысла, на войне могло быть всякое (разве что кроме рапида). Другое дело, что за таким подбором эпизодов видится желание сделать так, чтобы зрителям было весело и страшно. Так вот, весело и страшно — это не про военную драму, а про другие жанры: хорроры и фильмы-катастрофы. У «Сталинграда» — возрастное ограничение 12+, и Бондарчук, видимо, ориентировался на соответствующую аудиторию. Очень хорошо, что он попытался рассказать детям о важнейшем событии из истории Отечества, нашел на это ресурсы и, очевидно, не пожалел сил. Печально, что из-за желания одновременно развлекать и пугать «Сталинград» превратился в кино про войнушку для 12-летних.
Сергей Оболонков
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
10 +11−1 | Тупое Быдло | 14:19:29 07/10/2013 |
Русские глазами немца 23 августа 1942 года: «Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Мы достигли желанной цели – Волга. Но город еще в руках русских. Почему русские уперлись на этом берегу, неужели они думают воевать на самой кромке? Это безумие.» Ноябрь 1942 года: «Мы надеялись, что до Рождества вернемся в Германию, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов! Сталинград - это ад! Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха. Матросы, на лютом морозе, идут в атаку в тельняшках. Физически и духовно один русский солдат сильнее целой нашей роты…» 4 января 1943 года: «Русские снайперы и бронебойщики - несомненно ученики Бога. Они подстерегают нас и днем и ночью, и не промахиваются. 58 дней мы штурмовали один – единственный дом. Напрасно штурмовали… Никто из нас не вернется в Германию, если только не произойдет чудо. А в чудеса я больше не верю. Время перешло на сторону русских.» |
10 +10−0 | Антон Антонов | 13:43:26 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Объяснение простое. Бондарчук - никакущий режиссер. Каждый их этих приемов вроде сентиментальных сцен, излишне жестоких сцен, компьютерных эффектов и даже слоумо - каждый должен использоваться только с определенной целью и в определенный момент, чтобы двигать сюжет и развивать идею фильма. А когда смотришь фильм Бондарчука (да и других наших режиссеров), просто недоумеваешь - зачем они эти сцены одну за другой пихают? Они и сами не понимают, зачем. Думают, что чем больше впихнуть внутрь, тем круче фильм. |
10 +10−0 | Игорь Васильев | 13:36:09 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
А что в реальности они с гармошкой и медведями конвои топить летели? Или Героя всего за 5 боевых на Ил-2 зря давали? Киношка начала 80-х, отражение наступающего на совок песца... зато реалистично и высирать из себя пиксельные водовороты не надо... |
9 +9−0 | Владимир Головастов | 13:24:14 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
я думаю, что в современной России есть определенная кагорта режисеров. Другим просто не дадут такие деньги как Бандарчуку. Ну и политота свое дело тоже делает. |
8 +17−9 | Олег Седых | 17:54:26 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
нет, я патриот свой страны. просто у нас в стране появилась прослойка людей, которые в силу своей оппозиционности к власти болезненно воспринимают провластный патриотизм и когда его сильно много в наших фильмах, для них происходит отторжение.. так вот в этом фильме он сильно не выпячиватся. а голливудский париотизм мной как раз не положительно воспринимается.. не родной.. |
8 +8−0 | Дмитрий Ульянов | 16:56:37 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Про героизм снимал папа "Они сражались за родину", про клюковку снимает сын, что вы спорите-то? |
8 +12−4 | Mark Altunyan | 13:31:32 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Вы б не позорились так, выпячивая колхозный вкус на всеобщее обозрение... |
8 +10−2 | Mark Altunyan | 13:30:35 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Так если цель восхваления героизма любой ценой, давайте снимать кино в духе "Капитан Россия": там будет капитан НКВД летать по небу и стрелять из глаз лазером по немецким танкам. А в качестве сиквела снимем "Женщина-медсестра", про Катю, которая лечила смертельные раны одним прикосновением сисег! Хероизма буууудет - на всю Галактегу! |
8 +8−0 | Владимир Головастов | 13:30:21 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
"Тонкая красная линия", как вам? |
8 +9−1 | Владимир Головастов | 13:16:03 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Да "Чкрный ястреб" Скотта на голову выше. Если вообще можно сравнивать шедевр с дерьмецом. |
7 +20−13 | Askanor Caelin | 16:37:02 07/10/2013 |
Комментарий удалён. | ||
Вы только что описали бесцветную клюкву. |
7 +7−0 | Алексей Горбачев | 15:35:37 07/10/2013 |
Вчера по ящику показывали отрывки. Реально, это не фильмо войне, это какой-то рапунцель, снятый по сценарию шестиклассника-второгодника одуревшего от PSP.... |
7 +9−2 | Антон Антонов | 13:27:02 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
На хорошо поставленный серьезный глубокий фильм пойдет больше людей, чем на такой пиксельный понос. |
7 +7−0 | Щука 123 кило | 13:18:22 07/10/2013 |
розовые танки будут? |
6 +7−1 | Baron Kazama | 23:08:42 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
вот зря вы так про Михалкова. чего только стоит его недавний рассказ про доброго удава: "Или вот в Афгане была такая история. Парень за молоком ездил. Увидел удавчиков маленьких на дороге. Взял миску, налил им молока. Едет в следующий раз — миска стоит, молока нет. Еще налил. Так продолжалось месяц, два. И вот едет он как-то раз, остановился у миски, а удав его — р-р-раз, взял, скрутил — и в кусты потащил, в колючки. И держит его три часа. Парень за эти три часа поседел. А когда удав его отпустил и солдат, шатаясь, ничего не соображая, вернулся в лагерь, то увидел, что лагерь вырезан. Весь. Никого в живых не осталось. Понимаете, меня интересовал Бог на войне... Фуфло может выдать себя за настоящее, но оно все равно фуфлом останется, а настоящее, как бы его не поливали, все равно останется настоящим. Для этого просто нужно время. Вот почему я спокоен. Время — сестра правды" = cool story bro |
6 +7−1 | Олег Седых | 22:01:49 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
)) Михалкова даже не упоминайте.. бееееэээ |
6 +8−2 | Val Frangulyan | 19:44:24 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Кажется,я невольно обидел порядочного человека,что большая редкость в наше время.Извените уж и Вы меня.Выплеснулось наболевшее. |
6 +6−0 | Alexander Kvashin | 14:52:16 07/10/2013 |
У нас все династийно, это понятно, но дурак тот, кто дает столько денег сыну гения. Ни одного фильма же нормального не снял, и не снимет уж точно. |
6 +6−0 | Тупое Быдло | 14:46:34 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Комментарий удалён. |
6 +6−0 | Клим Чугункин | 14:17:50 07/10/2013 | ||||||
| ||||||||
Как и трансформеры собственно. |