«Сказали, что пишу об антигероях. Решили тихонько избавиться»

00:02 08/05/2019 Россия
Бургомистр Локотского самоуправления Бронислав Каминский в окружении офицеров немецкой полиции
Бургомистр Локотского самоуправления Бронислав Каминский в окружении офицеров немецкой полиции
Странная какая-то история. С одной стороны, правду знать полезно. С другой - наверное, не стоит... особенно - специфическую правду... К примеру, с тем же Холокостом: изучают его десятки тысяч исследователей, а за любые сомнения - или остракизм "прогрессивного научного сообщества", либо - как в некоторых странах - вообще тюрьма...

Историк Екатерина Деревянко, сотрудница Брянского госархива, оказалась на грани увольнения из-за того, что чиновникам не понравилась «непатриотичная» научная статья о пособниках немецких оккупантов. Претензии предъявили несмотря на то, что работа основана на исторических документах. Деревянко упрекают в том, что она пишет об антигероях вместо того, чтобы заниматься, к примеру, знаменитыми брянскими партизанами. Коллеги-ученые вступились за Екатерину и ее право заниматься историей. В интервью «Ленте.ру» историк-архивист рассказала о сути претензий, о других пострадавших ученых и о проблеме освещения подобных тем.

«Передали претензию, что я пишу об антигероях»

«Лента.ру»: Расскажите, что, собственно, произошло с вашей статьей.

Екатерина Деревянко:В 2016 году была опубликована научная статья о Локотском округе, за подписью историка Екатерины Деревянко, а не работника Госархива. Это ключевой момент.

В нынешнем году в архив пришел запрос от Музея Победы [на Поклонной горе в Москве]. Они постоянно меняют экспозицию и попросили пополнить ее какими-то новыми документами. В качестве иных материалов я предложила свою статью — уже как работник госархива. Все материалы прошли рецензирование. Этим занимается департамент культуры, которому мы подчиняемся. Они могли бы завернуть мою статью, сказать, что она не в контексте, что она не подходит. Но ее пропустили свободно, и она пошла в музей с визой департамента культуры.

Вы не думаете, что из-за всей этой истории брянские чиновники будут видеть в вас скорее общественного деятеля, чем историка?

Я точно не знаю. Через директора госархива я узнала, что есть некий академик, который написал разгромное письмо по поводу моей статьи. Мол, чуть ли не я сама — коллаборант. Еще мне передали претензию, что я пишу об антигероях вместо того, чтобы писать о героях.

Но это все на словах. Мне никто этого письма от академика не показал и его имени не назвал. Было бы интересно поговорить с ним, понять, в чем конкретно заключаются его претензии, подискутировать в переписке. Ведь так принято в научной среде уже многие века.

Почему вы, имея знакомства в Москве и за границей, продолжаете жить и работать в Брянске? У вас высокая зарплата?

Я не считаю изложенное в ней истиной в последней инстанции. К статье можно придраться. Можно поднять вопрос о том, почему я не включила вот это и это. Готова доработать материал, если получу к тому разумные доводы. Но никакой конкретики нет. У меня даже есть мнение, что никакого письма от академика нет, а просто кто-то из областной администрации на меня ополчился.

Но ведь с вашей стороны были соблюдены все формальные процедуры. И как теперь быть другим ученым? С чисто бюрократической точки зрения — непонятно...

Статья написана на основании документов Локотского самоуправления, в которых сами коллаборационисты описывали свою деятельность. Конечно, в этих текстах не могло быть самобичевания, самокритики. Они же писали о себе. Моя роль в том, что я эти документы ввожу в научный оборот, но я ни в коем случае не поддерживаю изложенные там идеи.

Да, Локотской округ был одним из самых больших административных образований коллаборантов. Там проживало около полумиллиона человек — по существу, это предатели. И я задаюсь вопросом: как это произошло? Где корень зла?

А моя статья — это лишь один из элементов огромной мозаики, который открывает взгляд на происходившее по ту сторону фронта. Конечно, этот элемент необходимо правильно разместить в общей картине. Этим может заняться кто угодно, ведь статья в открытом доступе. Она сугубо научная. Я в статье не пытаюсь проводить параллелей, где было лучше, а где хуже. Не пытаюсь обелить коллаборантов. Просто размышляю над причинами.

Эти люди — предатели и убийцы. Это люди, которые поддержали оккупантов. Они не только экономическую и культурную жизнь восстанавливали в округе, а проводили в жизнь репрессивную политику. Об этом также есть документы. Если мы в них заглянем, то увидим, что только в поселке Брасово сожжено и расстреляно почти шесть тысяч человек. Как же нам относиться к коллаборантам? Вариантов нет.

Коллеги вас поддерживают или, наоборот, сторонятся?

Сначала мне сказали, что необходимо переписать статью. Потребовали добавить туда акты ЧГК (Чрезвычайной государственной комиссии), чтобы мы могли аргументированно сказать начальству, что не поддерживаем предателей. Я согласилась, статью переписала. Но чиновники на этом не успокоились. Департамент потребовал меня наказать, а именно — перевести из Госархива в ЦДНИБО (Центр документации новейшей истории Брянской области —прим. «Ленты.ру»), бывший партийный архив. Пусть, мол, она идет туда и пишет о героях-партизанах.

Я уже была готова и на это согласиться, но начальство и этим не удовлетворилось. Решили от меня избавиться и тихонько уволить «по собственному желанию». Вот здесь я возмутилась, так как не считаю себя виноватой.

«Чиновники боятся этих тем»

Я занимаюсь наукой и имею право на мнение. У нас вообще-то свобода слова. И, опять же, я не настаивала на необходимости направить статью в музей. Департамент на стадии рецензирования мог ее остановить, но не сделал этого. А зачем тогда нужен этот фильтр? Почему они не возьмут ответственность за поставленную подпись?

Неприятно, что этот скандал наложился на основную тему, которой я занимаюсь, — историю Холокоста. Наша область в этом плане впереди планеты всей. Мы открыли «Аллею праведников» на набережной в центре города, и выставка у нас была «Дорогами памяти» — единственная и уникальная для России после Центра толерантности. Выставка эта посвящена Холокосту и оккупационному режиму на Брянщине.

Теперь мы хотим открыть музей Холокоста. Я как раз над этим сейчас работаю. Другими словами, планов много, и получается, что всей этой моей деятельности перекрываются ходы.

Что вы уже сделали, чтобы себя защитить?

И Холокост, и коллаборация — это темы сложные для освещения, обсуждения и понимания. От исследователя они требуют профессионального подхода — без штампов, а от слушателей — некой подготовки, достижения определенного уровня восприятия.

Наши местные чиновники боятся этих тем и считают, что лучше их не трогать, не углубляться. Они хотят, чтобы мы занимались чем-то более известным, удобоваримым.

Давайте вернемся к коллаборантам. Каковы вообще были причины столь широкой поддержки оккупантов на Брянщине? Последствия Большого террора и коллективизации?

У нас было и такое, когда доставалось независимым историкам. Я говорю об Андрее Кукатове. Как-то он помогал немецкому ученому Штопперу, который работал у нас в архиве, а потом вернулся на родину и защитил там докторскую диссертацию. Труд Штоппера был впоследствии признан в России экстремистским материалом, а на Кукатова обрушились за то, что он привез из Германии снимки, сделанные немецким солдатом во время оккупации в Клинцах, у нас на Брянщине.

Понятно, что эти фотографии постановочные, и мы должны их рассматривать в соответствующем ракурсе. На них счастливые детские лица, танцы народного коллектива какого-то, и так далее. Однако они все равно имеют для нас определенную ценность, даже в краеведческом плане.

А Кукатова после открытия выставки в областной библиотеке обвинили в оправдании оккупационного режима. Экспозиция была со скандалом сорвана.

«Нельзя оперировать советскими штампами»

А конфликты ученых с чиновниками у вас в Брянске раньше были?

Да, до революции эти территории — Локоть, Брасово — принадлежали лично великим князьям Романовым. Соответственно, царская фамилия пыталась внедрить здесь передовые методы экономики, техническое оснащение. Такое отношение сформировало класс крепких, зажиточных крестьян. Поэтому коллективизацию здесь восприняли очень болезненно. Раскулачено было каждое второе хозяйство. Кого-то осудил НКВД, кого-то лишили земли и выслали, кого-то лишили избирательных прав.

Об этих проблемах хорошо знали немцы, и когда они пришли сюда, то с целью получения поддержки населения предложили свою программу — возвращение частной собственности и так далее. Конечно, в основном это просто декларировалось — немцы не собирались давать местным жителям никаких реальных прав, но появились выборные должности старост. Предпринимались и другие попытки заигрывать с населением путем налаживания бытовой жизни. Все это сопровождалось тотальной и продуманной до мелочей фашистской пропагандой. При этом, несмотря на все усилия оккупационных властей, в регионе существовало мощнейшее партизанское движение.

Об этом забывать нельзя. Об этом уже очень много написано, много сказано, но есть и свои сложности. Ведь были те, кто переходил с одной стороны на другую по нескольку раз. Были и такие, кто терроризировал местное население. Здесь тоже нельзя оперировать советскими штампами 50-х годов.

«Зарплата у меня смешная»

Освещение Холокоста тоже вызывает неприязнь у чиновников?

Я рассказала о происходящем в соцсетях. Откликнулся наш местный телеканал «Городской», израильское телевидение ITON.TV, и завертелось обсуждение среди профессионалов, занимающихся исследованием темы коллаборационизма. Написаны письма в администрацию области, которые подкреплены рецензиями ученых-историков Дмитрия Жукова, Ивана Ковтуна, Григория Рейхмана. В них говорится, что можно обсуждать и дискутировать, но нельзя наказывать исследователя. Есть также открытое письмо на имя губернатора от Вячеслава Шатохина, который занимается изучением истории эвакуации евреев на территорию Средней Азии. Он юрист по образованию, работает в Америке.

Но я до сих пор не знаю, кто именно настаивает на моем увольнении, кому именно так сильно не понравилась моя статья.

Но вас все равно попросили уволиться?

У нас [в госархиве] всего несколько человек занимаются научной деятельностью. Они меня поддерживают. Другие погружены в работу технического характера и не в курсе происходящего.

В Госархиве Брянской области я тружусь с 1999 года. У меня много друзей и хороших знакомых среди российских ученых и в международной среде, так как я постоянно участвую в семинарах, конференциях, стажировках, как у нас, так и за границей. Мне очень приятно, что пишут и незнакомые люди, высказывают добрые слова в мой адрес. Видимо, тоже сталкивались с непрофессиональным, некомпетентным отношением российских чиновников.

Давайте попробуем разобраться в сути претензий. Вы и правда пытались оправдать коллаборантов? В статье есть данные об экономических и культурных успехах администрации времен оккупации. Как это понимать?

Да, получается, что раз они в департаменте это пропустили — значит, проявили халатность? Читали они статью или нет — мне неизвестно. Впредь я не буду направлять свои материалы куда бы то ни было через Госархив. В этом была ошибка. Нужно действовать как индивидуальный исследователь, тогда спрос будет только лично с тебя.

Как вы сами относитесь к этой своей статье? Хотите за нее биться?

Этой мой родной архив, и я очень хорошо знаю состав хранящихся тут документов, что позволяет мне успешно заниматься интересующими меня и востребованными темами. Здесь живут люди, с которыми мне удается заниматься разными серьезными проектами.

Зарплата у меня смешная, если честно, чтобы за нее как-то бороться. Я занимаюсь делом, которое люблю, и там, где мне хочется. Переезжать и увольняться я не собираюсь. Настроена на борьбу. Сейчас меня мотивирует желание отстоять свое право на дальнейшую исследовательскую деятельность.

И вдруг возникли претензии. У кого?

Нет, я не хочу добиваться чьих-либо увольнений, наказаний для кого-то. Мне кажется, что чиновники задумаются и просто оставят меня в покое. В любом случае, мяч на их стороне.

Беседовал Сергей Лютых

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(236):

1 234 ... +1
15 +0−0M S03:40:40
08/05/2019
Странная какая-то история.
С одной стороны, правду знать полезно. С другой - наверное, не стоит... особенно - специфическую правду...
К примеру, с тем же Холокостом: изучают его десятки тысяч исследователей, а за любые сомнения - или остракизм "прогрессивного научного сообщества", либо - как в некоторых странах - вообще тюрьма...
10 +0−0Воробьев Владимир13:20:59
08/05/2019
Некрасивая история, хотя и типичная. Вот на северо-западе чувак расстрельные места описывал, а чекисты его в педофилии обвинили. Они всегда так поступают, ибо умный глупому не оппонент, а жертва.
9 +0−0Александр Кислер10:31:17
08/05/2019
" чиновникам не понравилась «непатриотичная» научная статья о пособниках немецких оккупантов. Претензии предъявили несмотря на то, что работа основана на исторических документах. Деревянко упрекают в том, что она пишет об антигероях вместо того, чтобы заниматься, к примеру, знаменитыми брянскими партизанами. "

Это классический советско-российский подход к истории , лживый и абсурдный поход, основанный на идеализации собственной истории и демонизации истории всех реальных и виртуальных противников и врагов.
В России до сих пор нет честного подхода к своему прошлому, до сих пор история по большей части основывается на разного рода формах лжи, главными из которых являются умолчание и подмена понятий.
7 +0−0Me My09:26:46
08/05/2019
Это люди, которые поддержали оккупантов. Они не только экономическую и культурную жизнь восстанавливали в округе, а проводили в жизнь репрессивную политику. Об этом также есть документы...
.......................
Репрессивную политику проводила и коммунистическая власть. И до немцев, и после. Какая разница русскому мужику кто его расстрелял?
6 +0−0Kurlander sevenX02:20:39
08/05/2019
-1 +0−0Падован Дартович01:56:49
08/05/2019
На фото Бронислав Каминский командующий "РОНА". Судя по командующему видно сразу нац.состав армии. И кстати этого утырка сами же хозяева приговорили.
Бронислав Каминский Родился в селе Добржинь Добрунь, Докшицкий район, Витебская область, Республика Беларусь в польско-немецкой семье отец поляк, мать немка. На евреев подумал ? Ну это зря. Нет Каминский соотечественник Януковича который тоже из Беларуси..
5 +0−0Товарищ Чжаочжоу15:38:46
08/05/2019
Вата любит жить во лжи. Любое соприкосновение с историческими фактами вызывает когнитивный диссонанс у того, кто вырос на мифах.
5 +0−0Slava Mostovoy10:31:17
08/05/2019
русская освободительная армия 100тыс. чел
15й казачий кавалерийский корпус сс 35тыс. чел
отдельный казачий корпус вермахта 24тыс. чел
29я гренадерская девизия сс "рона" 20тыс. чел
русский охранный корпус 17тыс. чел
30я гренадерская девизия сс(2я русская) 11,6тыс. чел
русская самооборона "народная стража" 11тыс. чел
русская вспомогательная полиция 10тыс. чел
девизия "руссланд" 10тыс. чел
1я русская бригада сс "дружина" 5тыс. чел
русская национальная народная армия 4тыс. чел
4 +0−0геннадий огарев18:45:13
08/05/2019
Я ненавижу коммуняк и считаю, что они погубили Россию, не будь их, сейчас Россия была бы лидером в мире, с 450 – 500 млн. богатым народом, с чистой землей и водой.
4 +0−0Alexander Alex15:19:38
08/05/2019
Боятся,
всплывут фамилии родственников
4 +0−0Alexander Alex15:16:56
08/05/2019
-1 +0−0Koday aksu14:19:20
08/05/2019
Он описывал все места расстрела Репрессированных.
Но когда стали искать места уничтожения Граждан СССР,
оккупунтами
,он стал очень негативно об этом высказываться.Это раз!Ну а то что Педофил ,судя по материалам следствия,очень прозрачным.Для меня
Он,Да!Педофил.
Педофил ,судя по материалам заказного следствия...
Его оправдали!
4 +0−0Bender Rodriguez12:51:53
08/05/2019
А вот и недостаточно восторженный образ мыслей завезли
4 +0−0Константин Никитин11:23:39
08/05/2019
-2 +0−0MilchKugel _HD10:47:48
08/05/2019
Имея " покровителей" в штатах и Израиле, понятно, на кого она работает, и при том обижается....
Каждый, кто изучает монгольское нашествие "не с той стороны", куплен лично Чингисханом. Ясно же.
3 +0−0Обезьяна Старая и мудрая21:53:14
08/05/2019
Чиновники из Брянской администрации боятся, что кто-то из предков может всплыть.
3 +0−0IGORS IGORS15:49:17
08/05/2019
5 +0−0Slava Mostovoy10:31:17
08/05/2019
русская освободительная армия 100тыс. чел
15й казачий кавалерийский корпус сс 35тыс. чел
отдельный казачий корпус вермахта 24тыс. чел
29я гренадерская девизия сс "рона" 20тыс. чел
русский охранный корпус 17тыс. чел
30я гренадерская девизия сс(2я русская) 11,6тыс. чел
русская самооборона "народная стража" 11тыс. чел
русская вспомогательная полиция 10тыс. чел
девизия "руссланд" 10тыс. чел
1я русская бригада сс "дружина" 5тыс. чел
русская национальная народная армия 4тыс. чел
Вы еще забыли в каждой самой задрипанной деревеньке по 4-5 полицаев и староста....а сколько этих деревенек на Руси?
3 +0−0Дмитрий Гуторин13:05:15
08/05/2019
Была одна такая большевисская партизанка - Зойка космодемьянская. Так ее сами местные крестьяне и сдали немцам. Вот вам и поддержка партизанского движения среди местного населения.
3 +0−0Me My12:36:55
08/05/2019
Прокурорша поклонская НАШ-МЯШ когда была коллаборанткой? До 2014 года с трезубцем на форме или после 2014 года с орлом? А все жители Крыма в таком случае?
3 +0−0Константин Никитин11:22:12
08/05/2019
-4 +0−0Taijiquan Xuesheng11:04:00
08/05/2019
...Григория Рейхмана. В них говорится, что можно обсуждать и дискутировать, но нельзя наказывать исследователя.

А как г-н Рейхман относится к деятельности ревизионистов -- их ведь наказывают, в толерантной Европе и США, вплоть до тюремных сроков. Или, пардон, то не те исследователи ?
Дама не занимается ревизионизмом.
3 +0−0Игорь Васин10:32:12
08/05/2019
"Там проживало около полумиллиона человек — по существу, это предатели." - все предатели? Это ж надо такое написа́ть! За такие слова надо клеймо на лоб оформить - "Липедяка". Чтобы было видно издалека, кто это. Спорить с такими бессмысленно, а если лечить, то только хорошей дубиной.
3 +0−0Leonid F10:23:37
08/05/2019
0 +0−0кот - правдоруб10:04:20
08/05/2019
Не удивляюсь появлению Локотской республики - население было не столько вместе с фашистами, сколько против коммунистов.
Ага, так против коммунистов, что население помогало партизанам.
Иди цветочки Эдику положи, ведь сегодня у тебя день скорби.
3 +0−0Leonid F10:12:27
08/05/2019
1 +0−0Vladislav Petrov10:03:13
08/05/2019
"Локотской округ был одним из самых больших административных образований коллаборантов. Там проживало около полумиллиона человек — по существу, это предатели."
однако...
Чего вы хотели от ленты.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь