«Много чанов с засоленной человеческой плотью»

00:01 18/11/2018 Ценности
«Много чанов с засоленной человеческой плотью»

«Лента.ру» продолжает цикл статей о пирах правителей во время изнурительных войн и других серьезных кризисов. В прошлый раз мы рассказывали о застольях Ивана Грозного, длившихся до десяти часов. На этот раз речь пойдет о том, как пировали цари-самозванцы и их приспешники в Смутное время, когда в стране лютовал голод, которого прежде не знала Россия.

Обрушившееся несчастье

Суровый климат, скудость почвы, феодальная система, трехлетний неурожай, а также спекуляции хлебом, предпринятые монахами, дворянами и купцами, стали причиной страшного голода в России в начале XVII века. Он стал одной из причин Смуты.

В те годы в июле и августе выпадал снег, заморозки уничтожали зерновые не только поздней весной, но и летом. Там, где не было холодов, бесконечные дожди не позволяли зерновым созреть. Голод был такой силы, что многие помещики отпускали своих крестьян, чтобы не пришлось их содержать. В результате толпы голодающих занимались разбоем и грабежами на дорогах.

Не лучше обстояли дела и в Москве. Как писал келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын, тогда от голода в столице погибло более 127 тысяч человек. Росло число больных, бушевала эпидемия холеры, ежедневно уносившая сотни жизней. Очевидцы тех событий рассказывали, что от отчаяния некоторые питались навозом. Русские летописцы сообщали и другие страшные детали: «В Москве и ее пределах ели и коней, и собак, и кошек, и людей».

Находившийся тогда на троне Борис Годунов приказал открыть царские амбары и раздавать зерно, а также деньги из казны. Это лишь еще больше усугубило ситуацию: нуждающиеся потянулись в Москву, а казенные деньги по большей части разворовывали чиновники.

При этом считалось, что Годунов мог сделать и больше, приказав богатым людям, амбары которых были до отказа набиты зерном, продавать свой хлеб. Из-за этого многие запасы, которых, по подсчетам, хватило бы на четыре года всеобщего благоденствия, и вовсе сгнили.

Ничто не мешало царю Борису

Самому царю Борису ничто не мешало устраивать пышные застолья. Один из пиров — в Серпухове — длился шесть недель. По словам летописцев, под сводами шатров за это время смогли угоститься тысячи человек. Мед, вино и яства развозили обозами. Как потом вспоминал посол германского императора, он не смог сосчитать золотой и серебряной посуды, привезенной для того пира.

Кто-то из гостей оставил свидетельства, что лично видел в царской кладовой литые серебряные бочки, огромные серебряные тазы с едой, каждый из которых могли поднять только четыре человека. Особенно ослепили приемы своей пышностью и блеском датского принца Иоанна, сватавшегося к дочери Бориса Годунова — царевне Ксении: «Столы ломились от яств, слуги то и дело выносили блюда из золота и серебра».

Особенно запомнился москвичам первый пир Годунова. С большой помпой, торжественно и богато он отметил свое избрание на царство. Как сообщали летописцы, пир продолжался неделю, для простого народа на площадь выкатывали бочки с вином и выставляли закуски. Однако расположения народа он так и не получил. После того как разразился страшный голод, в результате которого погибли тысячи человек, Бориса обвиняли в бездействии и равнодушии к бедам народным.

В конце 1603 года в Польше объявился самозванец, утверждавший, что он Дмитрий — младший сын Ивана Грозного, собрал войско и двинулся на Россию, многие легко переходили на его сторону, нарушая присягу, данную царю Борису. Всеми преданный, он скончался, когда Лжедмитрий уже приближался к Москве.

Лжедмитрия активно поддерживала польская знать. Влюбившись в дочь известного польского вельможи Юрия Мнишека Марину и заручившись поддержкой местной аристократии, он обещал им обратить Россию в католичество, отдать полякам Смоленск и Северскую землю, а Марине Мнишек, как будущей супруге русского царя, Новгород и Псков.

Невзирая на голод и сложное экономическое положение в стране, вступление многочисленной польской свиты в Москву сопровождалось пышными торжествами, пьяными разгулами и щедрыми подарками от Лжедмитрия.

Особенно пышно отмечали в начале мая 1606 года свадьбу Лжедмитрия с Мариной Мнишек в Москве.

Пир во время чумы

Путь, который Лжедмитрий должен был пройти, устлали красным сукном: от самого дворца до церквей, в которые ему необходимо было зайти. Поверх сукна разостлали еще и парчу в два полотнища. Вначале вышел патриарх, одетый в белую ризу, расшитую жемчугом и драгоценными камнями. Вместе с епископом Новгородским они вдвоем пронесли царскую корону в Успенский собор, за ней последовали золотое блюдо и золотая чаша. Потом вышел и сам Лжедмитрий. Перед ним несли скипетр и державу, а также большой обнаженный меч.

Одежда самозванца была расшита золотом, жемчугом и алмазами, на голове у него была корона, украшенная алмазами и рубинами. В Успенском соборе Лжедмитрия и Марину Мнишек «обвенчали по московскому обряду на глазах всего духовенства, московских и польских вельмож».

Едва царь вошел во дворец, зазвучали литавры, флейты и трубы. «Государя и его супругу подвели к трону, выполненному из позолоченного серебра. Перед троном стоял стол. Внизу также было множество столов, за которыми сидели аристократы. Всех их угощали по-царски (…) Среди музыкантов, игравших на пиру, были поляки, итальянцы, немцы (…) И на пиру было великое веселье», — описывал происходящее один из гостей.

Ходили слухи, что свадьба Лжедмитрия и Марины Мнишек стала первым застольем, на котором появилась вилка. Использование этого острозубого прибора, по словам очевидцев, напугало бояр и духовенство, посчитавших вилку отступлением от традиций и дьявольской забавой.

Кстати, именно из-за вилки возникли подозрения в нецарском происхождении Лжедмитрия: раз государь с государыней едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они никакие не русские и не монархи.

Безудержное веселье, неделю продолжавшееся торжество и последующий отказ супруги царя принять православие все больше подогревали недовольство народа по отношению к самому Лжедмитрию и его правлению.

Возвращенный из ссылки и находившийся при царе Василий Шуйский обратил внимание на поведение монарха, противоречащее местным порядкам во время празднеств. С большим удовольствием царь уплетал польские блюда — в частности, телятину, считавшуюся в то время на Руси «поганой едой», — да еще и не мыл руки перед трапезой.

Все это сопровождалось разгулом поляков, оскорблявших местных жителей и насиловавших русских женщин, и в итоге привело к заговору против царя. После убийства Лжедмитрия последовала жесткая расправа над его телом. Иноземцев, приближенных к царю, изгнали. Но все это не положило конец Смуте.

После убийства одного авантюриста пошла молва о том, что видели Лжедмитрия — кто живого, кто мертвого, что дало почву для развития дальнейших событий.

Плотоядные

Один Лжедмитрий сменял другого, шла борьба за власть среди бояр, а поляки все вольготнее чувствовали себя в российской столице. Тем временем народ продолжал голодать.

Когда началось формирование второго ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым, люди отдавали последнее, надеясь посадить на трон русского царя и выгнать интервентов из страны. Когда отряды ополченцев дошли до столицы и ворвались в Китай-город, где в то время находились поляки, их взорам предстало нечто ужасное.

Увиденное подробно описал уже упоминавшийся келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын, участвовавший в ополчении: «Там было много чанов с засоленной плотью человеческою, а на чердаках много трупов человеческих». То есть человеческое мясо не просто ели — его заготавливали впрок: солили в чанах, коптили на кострах и вялили.

Эти сведения о временах польско-литовской интервенции подтверждает в своих воспоминаниях другой участник событий — польский полковник Юзеф Будзило: «Пехотный поручик Трусковский съел двоих своих сыновей, один гайдук тоже съел своего сына, один товарищ съел своего слугу (…) В общем, кто кого мог, кто был здоровее другого, тот того и ел (…) Об умершем родственнике или товарище, если кто другой съедал такого, судились, как о наследстве, и доказывали, что его съесть следовало ближайшему родственнику, а не кому другому».

Обстоятельства Смутного времени до сих пор вызывают множество споров у историков. Доподлинно известно одно: голод, свирепствовавший после смерти последнего из династии Рюриковичей, стал одной из причин народного брожения. Это имело далеко идущие последствия для развития государства. Многие люди, спасаясь от голода, устремлялись в малонаселенные южные и восточные регионы страны — в низовья Дона, Волги, Яика и в Сибирь. Впоследствии именно там произойдут знаменитые восстания казаков, а XVII столетие назовут «бунташным веком».

Константин Дворецкий

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(78):

123 4
0 +0−0Виктор Набутов11:27:47
18/11/2018
Всем известно шо пшеки это гиены,жрали людей и своих детей
0 +0−0Денис Денисов11:16:47
18/11/2018
Г. вн. лента с говн. афтар. ми это все что тебе нужно о об этом знать
0 +0−0№-203909111:11:08
18/11/2018
Желтая лента рассказывает небылицы, добавив перцу про засоленную человечену, а простаки развесили уши в верят, про летописи и прочую выдуманную лабуду. И серьезно верят дикости русского народа. Это уже даже не смешно.
0 +0−0Юрий Юрий10:46:01
18/11/2018
Гебельс с умилением читает...
0 +0−0Иван Столыпин10:28:29
18/11/2018
история имеет свойства повторяться - не удивлюсь, что в кремле орудуют двойники-лжепутины, пока настоящий уже отошел в мир иной
0 +0−0Konstantin Ioseliani09:26:54
18/11/2018
как говорит современная русская власть - русские тысячу лет ели картошку, а это все сказки.
0 +0−0Сергей ...08:01:11
18/11/2018
-6 +0−0zoo phonemaker01:40:35
18/11/2018
Людоедство - нормальное дело при капиталистических отношениях на нашей территории. Ещё в конце 19 века крестьяне писали письма в правления с просьбой разрешить есть собственных детей в неурожайные годы. Которые случались очень часто. И разрешали... Карточная система при социализме, рай по сравнению с тем, что творилось в царской России. Зима - это биологическая смерть. А сейчас обратно в 19 век возвращаемся. На социальных низах, где бывшие уголовники, бездомные, бичи, только так и питаются.
К урожаю это не имеет отношения. Людоедство шло с "высших слоев общества", также как и всякие извращения – от пресыщенности. А остальные могли просто заимствовать эти традиции.
-1 +0−0Сын Сварога18:08:32
18/11/2018
0 +0−0Сын Сварога18:06:37
18/11/2018
И заметте вся хрень на Руси началась после насаждения чужеземной чуждой христианской веры. Раньше люди называли себя детьми богов и верили в свои силы, а после крещения стали называть себя рабами божьими отсюда все и беды.
Правильно один царь назвал эту веру религией для рабов
-1 +0−0Вольный Трейдер14:59:00
18/11/2018
Все правда,и без искажений исторических фактов.
-1 +0−0павлуха кент14:30:23
18/11/2018
4 +0−0Rabbit Red08:17:23
18/11/2018
/Особенно запомнился москвичам первый пир Годунова. С большой помпой, торжественно и богато он отметил свое избрание на царство. Как сообщали летописцы, пир продолжался неделю, для простого народа на площадь выкатывали бочки с вином и выставляли закуски. Однако расположения народа он так и не получил. После того как разразился страшный голод, в результате которого погибли тысячи человек, Бориса обвиняли в бездействии и равнодушии к бедам народным./

Современная Россия недалеко ушла от Средневековья.
Идет рецессия я бы сказал.
голодаешь, бедолага?
-1 +0−0 Анна Ясинская14:06:44
18/11/2018
-1 +0−0Гражданин России11:47:58
18/11/2018
Ляхи еще и собственных крестьян убивали как скот. Князь Потемкин, получивший обширные земли на территории нынешней Западной Белоруссии, первым делом потребовал от управителей имений снести виселицы для крепостных, стоявшие там едва ли не на каждом шагу. Когда людям в церквях торжественно объявляли о том, что этот ужас более никогда не вернется, и местный помещик теперь не сможет казнить их без суда и следствия по собственному произволу, бывшие польские подданные рыдали от счастья поголовно.
Земли Западной Беларуси никогда не были польскими. И крестьяне не могли быть польскими подданными. Да и ляхи там не жили. Так что не пишите ерунду.
-1 +0−0Es Jinn13:07:15
18/11/2018
0 +0−0Денис Денисов11:16:47
18/11/2018
Г. вн. лента с говн. афтар. ми это все что тебе нужно о об этом знать
Што, поклёп на скрепы?
-1 +0−0Гражданин России11:47:58
18/11/2018
Ляхи еще и собственных крестьян убивали как скот. Князь Потемкин, получивший обширные земли на территории нынешней Западной Белоруссии, первым делом потребовал от управителей имений снести виселицы для крепостных, стоявшие там едва ли не на каждом шагу. Когда людям в церквях торжественно объявляли о том, что этот ужас более никогда не вернется, и местный помещик теперь не сможет казнить их без суда и следствия по собственному произволу, бывшие польские подданные рыдали от счастья поголовно.
-1 +0−0Ed Br05:33:57
18/11/2018
Засоленная человеческая плоть - это круче распятого русскоязычного мальчика.
Русские уже тогда лгали не стесняясь.
-2 +0−0Михаил Истомин11:53:56
18/11/2018
Обращать внимание в этой статье нужно не на каннибализм, а на тяжкий переход власти от Рюриковичей к Романовым. Иностранные вторжения и голод всегда присутствовали в истории человечества. Не затаился ли где-нибудь Лжедмитрий в виде нового Ельцина в ожидании времени Ч?
-4 +0−0Ed Br05:34:34
18/11/2018
2 +0−0Иван Иванов04:44:45
18/11/2018
эта че же, поляки - людоеды?
нет, это русские - лгуны
-5 +0−0Арсений Черноморов03:00:55
18/11/2018
Русские - каннибалы.
-6 +0−0zoo phonemaker01:40:35
18/11/2018
Людоедство - нормальное дело при капиталистических отношениях на нашей территории. Ещё в конце 19 века крестьяне писали письма в правления с просьбой разрешить есть собственных детей в неурожайные годы. Которые случались очень часто. И разрешали... Карточная система при социализме, рай по сравнению с тем, что творилось в царской России. Зима - это биологическая смерть. А сейчас обратно в 19 век возвращаемся. На социальных низах, где бывшие уголовники, бездомные, бичи, только так и питаются.
123 4
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь