«Лента.ру» продолжает цикл статей о пирах правителей во время изнурительных войн и других серьезных кризисов. В прошлый раз мы рассказывали о застольях Ивана Грозного, длившихся до десяти часов. На этот раз речь пойдет о том, как пировали цари-самозванцы и их приспешники в Смутное время, когда в стране лютовал голод, которого прежде не знала Россия.
Обрушившееся несчастьеСуровый климат, скудость почвы, феодальная система, трехлетний неурожай, а также спекуляции хлебом, предпринятые монахами, дворянами и купцами, стали причиной страшного голода в России в начале XVII века. Он стал одной из причин Смуты.
В те годы в июле и августе выпадал снег, заморозки уничтожали зерновые не только поздней весной, но и летом. Там, где не было холодов, бесконечные дожди не позволяли зерновым созреть. Голод был такой силы, что многие помещики отпускали своих крестьян, чтобы не пришлось их содержать. В результате толпы голодающих занимались разбоем и грабежами на дорогах.
Не лучше обстояли дела и в Москве. Как писал келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын, тогда от голода в столице погибло более 127 тысяч человек. Росло число больных, бушевала эпидемия холеры, ежедневно уносившая сотни жизней. Очевидцы тех событий рассказывали, что от отчаяния некоторые питались навозом. Русские летописцы сообщали и другие страшные детали: «В Москве и ее пределах ели и коней, и собак, и кошек, и людей».
Находившийся тогда на троне Борис Годунов приказал открыть царские амбары и раздавать зерно, а также деньги из казны. Это лишь еще больше усугубило ситуацию: нуждающиеся потянулись в Москву, а казенные деньги по большей части разворовывали чиновники.
При этом считалось, что Годунов мог сделать и больше, приказав богатым людям, амбары которых были до отказа набиты зерном, продавать свой хлеб. Из-за этого многие запасы, которых, по подсчетам, хватило бы на четыре года всеобщего благоденствия, и вовсе сгнили.
Ничто не мешало царю БорисуСамому царю Борису ничто не мешало устраивать пышные застолья. Один из пиров — в Серпухове — длился шесть недель. По словам летописцев, под сводами шатров за это время смогли угоститься тысячи человек. Мед, вино и яства развозили обозами. Как потом вспоминал посол германского императора, он не смог сосчитать золотой и серебряной посуды, привезенной для того пира.
Кто-то из гостей оставил свидетельства, что лично видел в царской кладовой литые серебряные бочки, огромные серебряные тазы с едой, каждый из которых могли поднять только четыре человека. Особенно ослепили приемы своей пышностью и блеском датского принца Иоанна, сватавшегося к дочери Бориса Годунова — царевне Ксении: «Столы ломились от яств, слуги то и дело выносили блюда из золота и серебра».
Особенно запомнился москвичам первый пир Годунова. С большой помпой, торжественно и богато он отметил свое избрание на царство. Как сообщали летописцы, пир продолжался неделю, для простого народа на площадь выкатывали бочки с вином и выставляли закуски. Однако расположения народа он так и не получил. После того как разразился страшный голод, в результате которого погибли тысячи человек, Бориса обвиняли в бездействии и равнодушии к бедам народным.
В конце 1603 года в Польше объявился самозванец, утверждавший, что он Дмитрий — младший сын Ивана Грозного, собрал войско и двинулся на Россию, многие легко переходили на его сторону, нарушая присягу, данную царю Борису. Всеми преданный, он скончался, когда Лжедмитрий уже приближался к Москве.
Лжедмитрия активно поддерживала польская знать. Влюбившись в дочь известного польского вельможи Юрия Мнишека Марину и заручившись поддержкой местной аристократии, он обещал им обратить Россию в католичество, отдать полякам Смоленск и Северскую землю, а Марине Мнишек, как будущей супруге русского царя, Новгород и Псков.
Невзирая на голод и сложное экономическое положение в стране, вступление многочисленной польской свиты в Москву сопровождалось пышными торжествами, пьяными разгулами и щедрыми подарками от Лжедмитрия.
Особенно пышно отмечали в начале мая 1606 года свадьбу Лжедмитрия с Мариной Мнишек в Москве.
Пир во время чумыПуть, который Лжедмитрий должен был пройти, устлали красным сукном: от самого дворца до церквей, в которые ему необходимо было зайти. Поверх сукна разостлали еще и парчу в два полотнища. Вначале вышел патриарх, одетый в белую ризу, расшитую жемчугом и драгоценными камнями. Вместе с епископом Новгородским они вдвоем пронесли царскую корону в Успенский собор, за ней последовали золотое блюдо и золотая чаша. Потом вышел и сам Лжедмитрий. Перед ним несли скипетр и державу, а также большой обнаженный меч.
Одежда самозванца была расшита золотом, жемчугом и алмазами, на голове у него была корона, украшенная алмазами и рубинами. В Успенском соборе Лжедмитрия и Марину Мнишек «обвенчали по московскому обряду на глазах всего духовенства, московских и польских вельмож».
Едва царь вошел во дворец, зазвучали литавры, флейты и трубы. «Государя и его супругу подвели к трону, выполненному из позолоченного серебра. Перед троном стоял стол. Внизу также было множество столов, за которыми сидели аристократы. Всех их угощали по-царски (…) Среди музыкантов, игравших на пиру, были поляки, итальянцы, немцы (…) И на пиру было великое веселье», — описывал происходящее один из гостей.
Ходили слухи, что свадьба Лжедмитрия и Марины Мнишек стала первым застольем, на котором появилась вилка. Использование этого острозубого прибора, по словам очевидцев, напугало бояр и духовенство, посчитавших вилку отступлением от традиций и дьявольской забавой.
Кстати, именно из-за вилки возникли подозрения в нецарском происхождении Лжедмитрия: раз государь с государыней едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они никакие не русские и не монархи.
Безудержное веселье, неделю продолжавшееся торжество и последующий отказ супруги царя принять православие все больше подогревали недовольство народа по отношению к самому Лжедмитрию и его правлению.
Возвращенный из ссылки и находившийся при царе Василий Шуйский обратил внимание на поведение монарха, противоречащее местным порядкам во время празднеств. С большим удовольствием царь уплетал польские блюда — в частности, телятину, считавшуюся в то время на Руси «поганой едой», — да еще и не мыл руки перед трапезой.
Все это сопровождалось разгулом поляков, оскорблявших местных жителей и насиловавших русских женщин, и в итоге привело к заговору против царя. После убийства Лжедмитрия последовала жесткая расправа над его телом. Иноземцев, приближенных к царю, изгнали. Но все это не положило конец Смуте.
После убийства одного авантюриста пошла молва о том, что видели Лжедмитрия — кто живого, кто мертвого, что дало почву для развития дальнейших событий.
ПлотоядныеОдин Лжедмитрий сменял другого, шла борьба за власть среди бояр, а поляки все вольготнее чувствовали себя в российской столице. Тем временем народ продолжал голодать.
Когда началось формирование второго ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым, люди отдавали последнее, надеясь посадить на трон русского царя и выгнать интервентов из страны. Когда отряды ополченцев дошли до столицы и ворвались в Китай-город, где в то время находились поляки, их взорам предстало нечто ужасное.
Увиденное подробно описал уже упоминавшийся келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын, участвовавший в ополчении: «Там было много чанов с засоленной плотью человеческою, а на чердаках много трупов человеческих». То есть человеческое мясо не просто ели — его заготавливали впрок: солили в чанах, коптили на кострах и вялили.
Эти сведения о временах польско-литовской интервенции подтверждает в своих воспоминаниях другой участник событий — польский полковник Юзеф Будзило: «Пехотный поручик Трусковский съел двоих своих сыновей, один гайдук тоже съел своего сына, один товарищ съел своего слугу (…) В общем, кто кого мог, кто был здоровее другого, тот того и ел (…) Об умершем родственнике или товарище, если кто другой съедал такого, судились, как о наследстве, и доказывали, что его съесть следовало ближайшему родственнику, а не кому другому».
Обстоятельства Смутного времени до сих пор вызывают множество споров у историков. Доподлинно известно одно: голод, свирепствовавший после смерти последнего из династии Рюриковичей, стал одной из причин народного брожения. Это имело далеко идущие последствия для развития государства. Многие люди, спасаясь от голода, устремлялись в малонаселенные южные и восточные регионы страны — в низовья Дона, Волги, Яика и в Сибирь. Впоследствии именно там произойдут знаменитые восстания казаков, а XVII столетие назовут «бунташным веком».
Константин Дворецкий
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
0 +0−0 | Yurgen Muerich | 23:20:51 18/11/2018 | ||||||
| ||||||||
Да, поверхностная заметка и мешанина. Кстати, написано " ...царевича Дмитрия Углицкого" - царевич умер, кажется, в Угличе, т.е. он должен бы был назваться "царевич Дмитрий Угличский", а не "Углицким" - т.е. ещё и неграмотность присутствует. |
0 +0−0 | Ваккар Суннит | 23:08:27 18/11/2018 |
Я думаю что обратись тогда русские в более древнее чем "православие" католичество, судьба России была бы намного лучше |
0 +0−0 | Nuclear Assault | 23:04:46 18/11/2018 | ||||||
| ||||||||
чума -великий мор -1601-1609 |
0 +0−0 | Лишнехромосомный Мутант | 23:02:25 18/11/2018 |
Надо же, традиции орды были людоедскими и не без поддержки церкви |
0 +0−0 | Desolate Horizon | 22:53:22 18/11/2018 | ||||||
| ||||||||
Невежда. Карты Польско-Литовские смотри тех времён. Документы исторические, литовские и польские, ты не прочтёшь из-за своей безграмотности. |
0 +0−0 | Izrin Maria | 22:52:18 18/11/2018 | ||||||
| ||||||||
Это "копи-паст", причём - не пытаясь понять, и даже не перечитывая. Стыдно. |
0 +0−0 | Desolate Horizon | 22:48:01 18/11/2018 | ||||||
| ||||||||
Кугут хазарский, так писали сами поляки. Ели друг друга... и плакали. |
0 +0−0 | Alex Ivanov | 22:43:28 18/11/2018 | ||||||
| ||||||||
Тогда разделения еще не было |
0 +0−0 | Lord | 19:08:27 18/11/2018 |
Ординская дичь! |
0 +0−0 | Николай Залесский | 19:08:27 18/11/2018 |
Что за дичь. |
0 +0−0 | Вечный взрыв | 18:48:51 18/11/2018 |
Прибалты любят называть нас оккупантами. А не предъявить ли Литве за оккупацию в смутное время? |
0 +0−0 | Вечный взрыв | 18:36:56 18/11/2018 |
Верхушка жирует, народ голодает. Все как всегда в России, за сотни лет ничего не изменилось. |
0 +0−0 | Юрий Прокофьев | 18:33:52 18/11/2018 | ||||||
| ||||||||
Во время блокады Ленинграда тогда уж |
0 +0−0 | Весёлый Джокер | 18:16:37 18/11/2018 |
Причины "смутного времени" очевидны. В очередной раз ОПГ устроили передел собственности.Отсюда и соответствующие методы. От таких бед страдает не только Россия, но она, в силу богатства своих ресурсов, является лакомым куском. А уж как эти ОПГ называются - бояре или шляхта, братки или депутаты, не суть важно... |
0 +0−0 | Сын Сварога | 18:06:37 18/11/2018 |
И заметте вся хрень на Руси началась после насаждения чужеземной чуждой христианской веры. Раньше люди называли себя детьми богов и верили в свои силы, а после крещения стали называть себя рабами божьими отсюда все и беды. |
0 +0−0 | Андрей Куринчук | 17:28:55 18/11/2018 |
хохлодятлы ищут деньги на оплату газа и все здесь ??? |
0 +0−0 | Vava Avav | 17:28:17 18/11/2018 |
"С мальчиком случился припадок, и он напоролся на нож." ... и так 15 раз .. Прошло 400 лет, а в стране так ничего и не поменялось )))) |
0 +0−0 | Декард Андроидович | 15:56:52 18/11/2018 | ||||||
| ||||||||
Блевотный коммент, как и все обычно у тебя. |
0 +0−0 | Дмитрий Богданов | 14:11:09 18/11/2018 |
Нужно осветить подробно кем была Маринка? По внешнему виду не из славян. Каннибализм это конечно же дико, хотя, когда голод можно найти объяснение. Но как объяснить убийство красноярских мальчиков в наше вообщем -то сытое время Ссылка на ru.wikipedia.org |
0 +0−0 | Гражданин России | 11:49:56 18/11/2018 |
Польская армия «прославилась» массовыми расстрелами пленных красноармейцев прямо на поле боя, оставлением раненых без медицинской помощи и тому подобными «подвигами». Точных цифр убитых и умерших в Польше русских, белорусов и украинцев, увы, не имеется. Поляки просто не вели их учет, считая «бы-дло» людьми. Причем речь шла не только о красноармейцах – с имевшими несчастье оказаться на территории Польши белыми офицерами поступали точно так же. Аналогичная судьба ждала в 20-е и 30-е годы прошлого столетия в «цивилизованной» Польше вообще всех «нелояльных», подозрительных и недовольных. Высказывания политиков и журналистов вроде того, что, например, с белорусами «нужно говорить только на языке виселиц» считались совершенно нормальными. |