«Я числюсь в списке террористов. Все понимают — это абсурд»

00:01 08/08/2018 Россия
«Я числюсь в списке террористов. Все понимают — это абсурд»

Барнаульская студентка Мария Мотузная в суде отказалась признать себя виновной в экстремизме и оскорблении чувств верующих. Девушка, которой грозит срок за несколько картинок во «ВКонтакте», решила отстаивать свою невиновность до конца, несмотря на риск получить более суровое наказание. В беседе с корреспондентом «Ленты.ру» она объяснила, почему это делает, поделилась переживаниями за маму и планами на будущее.

Но в целом вы заметили какое-то сходство, взаимосвязь между людьми, которые стали фигурантами дел о репостах? Есть ли некий собирательный образ?

Мария Мотузная:Во-первых, меня поддержали многие люди, убежденные в том, что я не сделала ничего плохого. С другой стороны, это очень выматывает. Люди пишут мне нон-стоп, не осталось свободного времени. Не хватает времени даже на то, чтобы поспать. Пришлось уйти с работы. Я понимаю, что от этого никуда не деться, пока история не закончится. Но положительных моментов больше.

У вас на Алтае гремит уже четвертое по счету дело о репостах и лайках. Что у вас за рассадник экстремистов? Общаетесь ли вы друг с другом?

В отеле администратором. Нашла эту работу как раз к суду, потому что мне адвокат государственный посоветовал срочно устроиться на работу. Иначе, как он говорил, суд не назначил бы мне штраф, а приговорил бы к чему-то более неприятному.

Ваш случай отличается тем, что под самый занавес судебного разбирательства вы приняли решение отказаться от своих показаний. Не заметили ли вы негативной реакции со стороны силовиков и сотрудников суда? Ведь вы их могли разозлить.

Да, в банке.

Что вы можете сказать об угрозах с вашей стороны тем девушкам, которые написали на вас заявления? Эта история обрела какую-то юридическую форму обвинения?

Нет, просто попала под сокращение. Вообще я планировала уехать в Китай работать и как раз собралась нести документы на визу, когда ко мне пришли с обыском. С тех пор я уже ходила под подпиской о невыезде.

Теперь о второй части обвинения: как вы относитесь к религии, чувствуете ли себя воинствующей атеисткой?

Планировала устроиться там учителем английского на том уровне, который я знаю. В садике. Получать неплохую зарплату, жить в другой стране, культуре.

Вы это говорили на следствии?

Сперва планировала, что если суд завершится штрафом или условным сроком, можно продолжить изучение английского и, как только откроется такая возможность, уехать.

А теперь, после того, как дело приняло новый оборот и будет теперь рассматриваться в общем порядке, при значительном внимании со стороны СМИ и общества, в голове все смешалось. Думаю, может быть, удастся и в России устроиться благодаря незапланированной популярности. Громких заявлений пока делать не буду.

Теперь ближе к обвинению. Спрошу как следователь: вы испытываете неприязнь к представителям негроидной расы, считаете их людьми второго сорта?

Потому что преподаватель английского языка — в Китае профессия востребованная, хорошо оплачиваемая. А в России… Какой-то конкретики в голове нет пока. Возможно, в сфере общественной жизни поработаю.

Не возникало желания удалить все аккаунты, выбросить компьютер и смартфон?

Какого-то негатива я не ощущаю. Бывает, просто спрашивают, как дела или как суд прошел. Такого, чтобы пальцем тыкали, нет. Да, я числюсь в списке экстремистов-террористов, но все люди, которые меня знают или хотя бы раз видели вживую, понимают — это абсурдно. Я совсем не похожа на опасного человека. Да и речи мои далеки от какого-то радикализма.

Вы слышали прежде о подобных уголовных делах и, вероятно, не представляли, что подобное ждет вас. Почему мы все уверены в том, что такая беда не придет к нам в дом из-за давно забытого, случайного перепоста, как думаете?

Это все хорошо. Христианская религия, насколько я помню, говорит о всепрощении. Но здесь получается, что люди сначала пишут заявление в полицию, а потом начинают человека принуждать к раскаянию. Как-то не по-христиански.

Да, о решении суда мы знаем — дело отправлено для рассмотрения в общем порядке. Но что осталось за кадром? Что вы чувствовали и как отнеслись к вашему отказу от показаний представители Фемиды, которые, вероятно, и приговор уже распечатали и собрались дело в архив отправлять?

Все началось с того, что меня ввели в заблуждение — сказали, мол, судимости не будет, выпишут штраф десять тысяч рублей и отпустят. Меня это обрадовало. Но потом дело набрало обороты, получило известность. Одновременно появилась поддержка и надежда на оправдание. Адвокаты сказали, что можно побороться, если перевести производство в общий порядок.

Во многом решающим был тот момент, когда я узнала, что штраф будет не 10 тысяч рублей, а от 300 тысяч. Я поняла, что такие деньги мне не под силу будет выплатить, и решила побороться.

А на маму вашу из-за вас не давили на работе?

У меня еще остались деньги, которые мне заплатили при увольнении с работы. Не знаю, что дальше делать. Может, мне кто-то предложит работу из тех, кто поддерживает. Поеду пока к матери в санаторий. Отключу там телефон и попробую отдохнуть, чтобы набраться сил.

У вас есть мама, отец, братья и сестры, молодой человек? Они вас поддерживают?

Из близких у меня только мама. Она очень воцерковленный, верующий человек, работник культуры. Поддерживает, звонит часто, переживает. Она против того, что меня преследуют за оскорбление чувств верующих. Странно, но кому-то непонятно, что я не собиралась оскорблять религиозные чувства любимой матери.

Со всеми этими разбирательствами я больше переживаю за маму, чем за себя, потому что это очень плохо сказывается на ее здоровье.

Ваши карточки банковские заблокированы, с работы вы уволились. На что вы живете?

Она в отпуске, а что будет дальше — не знаю. Ее имя пока не фигурировало нигде и, надеюсь, не будет, несмотря на старания назойливых журналистов докопаться до всего.

В отсутствие родственников меня очень сильно поддерживают друзья. В первый же день приехали человек пятнадцать, в том числе школьные, с которыми давно не виделись. Многие друзья мои пытались попасть в зал заседания, но им не хватило мест. Пришло много каких-то незнакомых людей. Надеюсь, в следующий раз будет иначе.

Вы, в принципе, пошли по пути «раскаяния», когда признали свою вину и согласились на рассмотрение дела в особом порядке. Скажите, почему вы передумали и забрали свои слова обратно?

Было тяжело. Еще тяжелее, когда оборачиваешься и не видишь лиц друзей в зале.

Представитель РПЦ на днях заявил, что нужно амнистировать раскаявшихся интернет-экстремистов. Что вы по этому поводу думаете?

Я следила за делом Руслана Соколовского, и меня оно поразило. Конечно, не представляла себе, что его адвокат всего через год будет защищать меня. Мыслей таких не было, картинки я давно все удалила и ничего нового не добавляла.

А убежденность эта сохраняется даже тогда, когда к тебе в двери уже постучали, даже когда начинается обыск. И дело тут не в тотальной глупости, а в том, что люди не испытывают никаких мук совести и банально не понимают, что преступного в картинке, содержащей некую сатиру?

Вы родились и живете в маленьком городке. От вас, официального экстремиста, не стали отворачиваться земляки? Может быть, соседки детей от вас прячут или что-то подобное?

Нет. Ведь и помощь, поддержка пришли ко мне из интернета, но лайкать и репостить я перестала, да. Соцсети использую только для общения.

А почему учителем английского? Работа в России тоже может быть связана с преподаванием?

Вы смеетесь? Когда у меня включается какой-нибудь трек музыкальный, то друзья откровенно начинают смеяться. Я слушаю и люблю многих темнокожих рэперов. Конечно, я не испытываю к представителям этой расы какой-то неприязни. Если прилюдное размещение глупых картинок в сети — это выражение неприязни, то почему прилюдное же прослушивание песен не рассматривать как выражение уважения? Почему не оценивать взгляды человека в комплексе?

Сохранилось ли желание уехать?

Да, пыталась. Но их это не интересовало, либо эти доводы выворачивали по-своему.

А кем вы собирались работать в Китае?

До 15 лет я была верующим человеком, но это было не осознанное отношение. Меня просто мама с детства водила в церковь, а потом настал момент, когда я выросла и поняла, что уже могу туда не ходить. Сейчас я придерживаюсь атеистических взглядов.

Но к религии и к верующим людям я никогда плохих чувств не испытывала. Меня судят за картинки, которые, по сути, являются сатирой, то есть попыткой изобразить в иронической форме пороки представителей церковной организации.

Меня поражает диссонанс между тем, что эти люди позволяют себе, и тем, чего они требуют от прихожан. Я не враждую с самой верой и религией, с ценностями, которые защищает закон.

Уволили из-за преследования?

Никаких угроз от меня не было. Я узнала о том, что есть какие-то претензии, случайно. Возможно, потом эта история получит продолжение, но пока меня никто об этом не допрашивал, никаких документов я не видела.

Полиция пришла к вам с обыском в мае. С этого начались ваши страдания. Тогда вы работали в другом месте?

Со стороны следствия и оперативников я пока ничего такого не заметила. А в суд я ходила сегодня, чтобы написать заявление о выезде из города в санаторий, и там меня встретили подчеркнуто холодно и с негативом: «Сами с адвокатом решайте… Ждите... Проходите... Уйдите…» До этого там все мне улыбались и обращались со мной мягче. Даже приставы на входе общались по-доброму.

А где вы работали?

Об истории мужчины, появившейся в СМИ последней, я знала уже давно. Он со мной связывался сам, но я не стала в эту историю лезть. У этого человека уже ранее были проблемы с законом и я решила не дразнить тех же журналистов, которые потом с удовольствием будут смаковать наше знакомство.

В Барнауле у нас действительно очаг экстремизма. Почему? Буквально вчера разговаривала с девушкой, которая на юрфаке училась, и им давали такое задание: по картинкам найти людей, которые их размещали. То есть они выявляли экстремистов в соцсетях.

Как повлияло на вашу жизнь уголовное дело о картинках во «ВКонтакте», когда оно получило огласку?

Сначала я думала, что это все сплошь молодые люди, которых не устраивает ситуация в стране, которые участвуют в протестах так или иначе. Но потом появился Андрей, которому 38 лет. Потом Андрей, у которого по-другому все. Это люди нерелигиозные, со своеобразным чувством юмора, критически настроенные к духовенству и РПЦ, к государственным деятелям.

***

Обратная связь с отделом «Общество»:

Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость, вопросы или идея для материала, напишите на этот адрес: [email protected]

Да. Есть ощущение, что в стране существует особо защищенная или даже неприкосновенная группа, условно говоря, верующих. Условно — потому что искренне верующие люди объектом для сатиры никогда не становятся.

Не видно среди обвиняемых каких-то «царебожников», которые репостят картинки антисемитского толка и так далее.

Беседовал Сергей Лютых

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(516):

12 3 456 ... +1
7 +0−0Daniel Chudinov08:24:07
08/08/2018
-2 +0−0xandpa08:03:38
08/08/2018
Вор должен сидеть в тюрьме!
Вор должен, вот только они как раз и не сидят.
7 +0−0Konstantin Иванов00:33:02
08/08/2018
51 +0−0David Amirkhanov00:29:37
08/08/2018
Кто-то раздает территории Китаю и он не экстремист, кто-то вооружает головорезов ЛДНР и он не террорист, кто-то 24 часа в сутки поносит украинцев и всех остальных по национальному признаку и он не fашист, но стоит тебе картинку лайкнуть и ты им станешь
Ещё и в реестре :D Они так этот реестр сделают поводом для гордости.
6 +0−0Харашо17:35:51
08/08/2018
#надоело!!! Где можно такую наклейку на авто купить?
6 +0−0Жорж Kartavый17:29:19
08/08/2018
полный капец ! это что же за власть то у нас ! Пора её менять ! путю на нары !
6 +0−0Император Палпутин и Дарт Медвейдер13:10:59
08/08/2018
-9 +0−0Вадим Менлязов13:06:11
08/08/2018
Честно говоря, картинки отвратительные она размещала. Если извинится - можно дать условный срок.
Честно говоря, пропагандонство отвратительное пропагандонят лахтинские шелудивые псинки. Если извинятся, возможно, не уедут после падения режима отрабатывать грехи.
6 +0−0Южный Сектор12:53:21
08/08/2018
Заставь дурака молится он и лоб расшибет или вот, что бывает когда чиновники начинают в церковь ходить.
6 +0−0igor k12:10:27
08/08/2018
-10 +0−0Andrei Dolzhenko12:08:42
08/08/2018
Всыпать ремня и отпустить...
мозги включи опиумный продавец
6 +0−0me my11:58:31
08/08/2018
Иисус бы точно не мучал человека судами и полицией, все эти попы и правоставнутые активисты должны гореть в аду по их же вере.

Современная религия вообще не имеет ничего общего с учениями Иисуса и просто обалванивает людей, делая их злобными, готовыми прокленать и убивать за интересы попов.
6 +0−0Алексей Толкунов11:42:28
08/08/2018
-1 +0−0Рама Всевидящая11:33:18
08/08/2018
Нестыковычка: сама говорит, что против рпц, как организации, а в деле два изображения Иисуса, в весьма оскорбительных образах для верующих! Дурочка, одним словом.
Когда я вижу батюшку в баре за бокалом Гиннеса, кого из нас надо привлечь за оскорбление чувств верующих: его, или меня?
6 +0−0Арсений Москвичёв11:31:13
08/08/2018
Такое безумство и преступление против человечности могли позволить себе только гитлеровцы, которые устраивали книгам огненные аутодафе на площадях. Это преступное насилие над естественными правами человека. Это преследование является прямым злостным нарушением Всеобщей декларации прав человека, возвратом к цензуре, средневековым пещерным гонениям на инакомыслие.
Статья 18
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.

Статья 19
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

А также нарушением Конституции РФ 1993 г., которая является высшим законом прямого действия.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
6 +0−0Воробьев Владимир09:06:35
08/08/2018
Ну какой на фиг экстремизм в карикатурах? Хватит издеваться над людьми. Кремлю надо определиться, мы делаем ракеты и летим на Марс или мочим науку в сортире и прёмся крестным ходом назад в средневековье.
Поражает то, что одни и те же люди ненавидят атеистов и преклоняются перед Сталиным. Свобода слова и вероисповедания гарантируется конституцией России, а атеисты имеют право не верить и быть уверенными, что их убеждения защищены законом. ЗАО РПЦ как-то подозрительно спелось с кгбэшниками из власти, хотя до 1991 года были непримиримыми врагами. Охоту за инакомыслящими в СССР мы уже проходили, теперь после ельцинской оттепели, началось продолжение. Осталось конституцию изменить, что бы не мешала людей гнобить.
6 +0−0Alexander Rokov03:36:02
08/08/2018
-4 +0−0Игорь Борисович01:57:58
08/08/2018
еще 8 лет назад, когда мои фотки из вконтакта использовали на суде (не против меня), понял, что нефиг там что-то постить, комментировать и прочее... Вон даже в штатах людей сейчас долбят за твиты многолетней давности
Что значит долбят? Кого-нибудь посадили в Штатах за твит с критикой какой-нибудь Церкви или главы Церкви? Такого нет. Общественная репутация известных людей может быть подорвана, если они постят нечто аморальное, скажем в шутливом и лояльном стиле пишут о педофилии, но за это не сажают, не судят.
6 +0−0Тимур Амурович01:24:02
08/08/2018
-21 +0−0Николай Денисов01:21:00
08/08/2018
Просто тупоголовая блондинка! Не умение размышлять и приводит их к неприятностям!
Неприятности грозят тем, кто на неё дело сфабриковал.
5 +0−0Вова Кузькин13:50:06
08/08/2018
7 +0−0Калабаха Трассеров13:39:56
08/08/2018
Верующие знают что погрязли в самообмане. Но им стыдно признаться в этом.
Все знают что бога нет - но вслух об этом говорить нельзя. Иначе давишь на чувства самообманывающихся.
Как быть?
В суд попов !!! За обман .
5 +0−0Вова Кузькин12:54:52
08/08/2018
А вообще в светком государстве чиновник не должен быть атеистом ?
5 +0−0Teodor Pozharsky12:22:36
08/08/2018
13 +0−0Непокобелимые Скрепы12:21:28
08/08/2018
Мракобесие все сильнее и сильнее накрывает россию отбрасывая ее на столетия назад.
Я вас разочарую - она оттуда и не выползала.
5 +0−0Alexandre Terentiev11:21:31
08/08/2018
-5 +0−0№-619520211:17:57
08/08/2018
просто не срите в интернет на ближних ваших, и будет вам счастье
эти ближние подходят к насраннoму на улице, измазываются, а потом начинают показывать пальцем и орать "он меня обoсрал!"
5 +0−0Alexander Kvashin08:49:35
08/08/2018
раньше бородачей мочили в сортирах, а теперь - симпатичных блондинок, а всего-то 18 лет прошло, дальше будет только интереснее
5 +0−0VictorDalona .08:38:18
08/08/2018
-5 +0−0Тодыров 08:32:04
08/08/2018
Какой смысл помещать для всеобщего обозрения на своей странице чужую сатиру, если это грязь и ты с ней не соглашаешься, оказуэтся. Объясните мне, что это, если не распространение и пропаганда?
какой смысл выискивать в сети инакомыслящих? Давай сразу, как в Афгане или Сирии - церковные суды и на костёр всех. Это лучше? Чем это отличается от шариатских судов? Вы к этому идёте?
5 +0−0Alexander Rokov07:59:04
08/08/2018
Разъясняю, за какие посты в рунете путинизм вас посадит, а за какие нет.

Посадит, например, за карикатуру с насмешкой над часами Патриарха за 30 000 евро. За карикатуру, изображающий крестный ход по грязной, разбитой дороге с подписью "Две беды России".

Теперь за что не посадит.

За призывы оккупировать Украину и убивать украинцев, что постит в Вконтакте, например, питерский активист ДНР-ЛНР Александр Жучковский.

"Как-то мне одна украинская женщина, надрываясь от негодования, написала письмо. "Это же настоящая российская агрессия!" - возмущалась она. Она полагала, что я, как и многие на Донбассе, буду это опровергать. Но зачем опровергать, надо говорить людям правду, даже если эти люди украинцы. "Да, это российская агрессия, - ответил я тогда украинской женщине. - Вы все правильно поняли, русские - агрессоры, а вы, украинцы, - объекты агрессии. Мы забрали у вас Крым и пол-Донбасса, а со временем заберем и все остальное. Не захотите отдать добровольно - будем забирать силой. Так что готовьте гробы, их понадобится много". Вот, что я примерно ответил той женщине, и продолжаю отвечать тупым хохлам сейчас.

Поэтому, повторяю для тупых хохлов, наивно и глупо возмущаться тому, что мы засылали к вам агентов и диверсантов, снабжая их оружием и взрывчаткой. Вооружали, засылали и будем вооружать и засылать (пока в ход не пойдут полноценные войсковые соединения). Мы действуем на территории России - от Донецка до Киева, - и будем действовать по своему усмотрению, потому что эта наша земля, наша собственность, наше имущество. А русские всегда приходят за своим имуществом.

Мне, русскому человеку, оскорбительно, что я не могу прийти на могилу великого Столыпина в Киеве. Поэтому я буду делать все, чтобы смыть это оскорбление (даже если придется смывать украинской кровью) и ближайшие годы прийти к Столыпину, чтобы доложить ему о том, что над Киевом снова развивается русский флаг.

Не нужно недооценивать силу русского империализма и русского реваншизма. Понадобятся годы, но Империя нанесет "ответный удар", и Русский реванш состоится."

vk . com / wall151630709_52431

580 лайков!

Ага, имеем тут прямой призыв к массовому убийству по национальному признаку, вкупе с призывом к захватнической агрессивной войне против иного государства.

Но путинская Фемида закрывает на это глаза, несмотря на статьи 353, 354 УК РФ. И будет и дальше закрывать глаза.
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь