Не братья вы нам

00:03 21/02/2018 Наука и техника
Не братья вы нам

«Никакие вы не славяне, на самом деле вы финно-угры!» — такие упреки в полемическом задоре часто адресуют русским людям некоторые жители одной соседней с Россией страны. И дальше следуют пространные рассуждения о том, что во времена Киевской Руси на территории нынешней Центральной России обитали финские племена, которые якобы и есть предки нынешних русских. Понятно, что такой бессмысленный и примитивный демагогический прием применяется исключительно в пропагандистских целях, чтобы потешить уязвленное и еще не совсем сформированное национальное самосознание. «Лента.ру» рассказывает, почему подобные претензии несостоятельны, но в то же время дают нам возможность вспомнить малоизвестные страницы нашей ранней истории.

Мерянская земля

Все мы знаем, что междуречье Волги и Оки стало не только ядром российского государства, но и местом, где сформировался и вышел на историческую арену русский народ. Но если внимательно посмотреть на карту Центральной России, то можно заметить удивительную закономерность — очень многие топонимы (названия географических объектов) имеют явно неславянское происхождение. Например — Москва, Ока, Яхрома, Векса, Лехта, Неро, Толгобол, Нерехта, Печегда, Кинешма, Кострома, Чухлома, Палех, Ухтома, Шуя, Валдай, Селигер, Киржач, Клязьма, Колокша, Хохлома, Вирея, Пахра, Талдом и многие другие. А если еще взглянуть на историческую карту тысячелетней давности, то обнаружится, что этот регион в ту пору почти исключительно был населен финскими племенами мурома, мещера и меря. Поэтому многие вышеперечисленные топонимы имеют финноязычное происхождение. И если наименованиямещераимуромасохранились до наших дней в названиях подмосковной природной территории и известного города Владимирской области, то от мери не осталось почти ничего.

Племя меря в древности занимало обширную территорию Залесья от берегов Москвы-реки в районе современного Звенигорода до Волги и Галичского озера. Кстати, нынешний Галич в Костромской области, основанный переселенцами из современного Галича в Ивано-Франковской области Украины (именно от него появились наименования Галичина и Галиция), первоначально назывался Галич Мерьский. Меря жили небольшими поселениями по берегам многочисленных рек и озер, стараясь не заходить далеко в дремучие леса. Занимались они преимущественно собирательством, охотой, рыболовством и скотоводством. Археологи считают, что до появления славян земледелие в нынешней Центральной России почти отсутствовало. Это и неудивительно: регион и позже долго считался зоной рискованного земледелия. Из-за неблагоприятных природно-климатических условий здешние почвы часто давали весьма скудные урожаи.

Меря оставались язычниками, у них был распространен культ священных камней. Один из них — Синий камень — сохранился на берегу Плещеева озера под Переславлем-Залесским и до сих пор остается местом почитания паломников. Умерших людей меря сжигали на больших ритуальных кострах по берегам рек и озер. Племенным центром меря ученые считают Сарское городище, с VII века существовавшее на южном берегу озера Неро в Ярославской области, где археологи обнаружили большое количество серебряных монет из Европы. Что потом стало с Сарским городищем, имело ли оно отношение к неподалеку возникшему в IX веке Ростову Великому — на сей счет историки спорят до сих пор.

Славянская колонизация Залесья началась еще в конце первого тысячелетия нашей эры. Она проходила волнообразно с трех направлений. Сначала с северо-запада и запада (со стороны нынешних Великого Новгорода и Смоленска сюда пришли ильменские словене и кривичи). Потом с юга прибыли вятичи, северяне и радимичи. И наконец, уже во времена Древнерусского государства на территорию Волго-Окского междуречья началась массовая миграция жителей южной и юго-западной Руси. Любопытно, что построенным здесь новым городам они часто давали названия родных мест: помимо уже упоминавшегося Галича, это Владимир, Переяславль, Перемышль, Вышгород и многие другие. Колонизация региона славянами была настолько обширной, что уже в домонгольскую эпоху их численное преобладание стало тут несомненным.

Приход славян

Что же тогда стало с коренным финским населением? Куда оно делось: было ли уничтожено пришельцами, было ли ими ассимилировано или ушло дальше в леса? Судя по всему, в основном славянское освоение этой территории проходило мирно, что не исключало отдельных столкновений и конфликтов. Археологические данные показывают, что в течение долгого времени славяне и финны жили вместе или рядом. Например, в Тимеревском городище под Ярославлем (сам город был основан ростовским князем Ярославом Мудрым на месте небольшого финского поселения) ученые нашли как славянские и мерянские, так и скандинавские захоронения. Что касается последних, то это не должно удивлять — именно викинги долгое время доминировали в этом регионе.

Видимо, из-за весьма слабой заселенности Залесья финскими племенами к началу колонизации славянами те впоследствии полностью растворились среди пришельцев. Такая стремительная ассимиляция не должна удивлять: помимо того, что славян было гораздо больше, они находились на более высоком уровне общественно-политического развития, чем аборигены. Например, историк Василий Ключевский писал, что у диковатых финских племен «не были в обычае вечевые сходки», столь характерные для жителей Киева, Чернигова или Ростова и Суздаля. При освоении Залесья славянские колонисты в первую очередь селились не на свободных территориях, а на землях, уже освоенных местным финским населением. Возможно, именно из-за этого некоторая часть меря, издавна проживавших в междуречье Волги и Оки, потом ушла дальше в непроходимые леса Заволжья. Отдельные ученые отождествляют этих людей с современными марийцами или даже с мордвой (эрзя и мокшей).

Некоторые исследователи считают, что меря все же оставили внушительное наследство в нашем языке. Например, только у восточных славян есть характерная для финно-угорских языков притяжательная лексическая конструкция «у меня есть». И действительно, поляк, чех или хорват в подобном случае скажет «я имею». Влиянием мерянского языка также объясняют особенность склонения существительных мужского рода, где в родительном падеже вместе с общеславянской формой-у, -ю(много народу, принести чаю) существует типичный для финских языков вариант-а, -я(много народа, принести чая). Многие русские диалектные слова сторонники этой теории также выводят из финских языков. Трудно судить, насколько это верно — мерянский язык не сохранился до наших дней и не оставил после себя достоверных письменных источников. Обнаружить его отголоски в местных говорах русского языка так и не удалось, а попытки некоторых энтузиастов восстановить или сконструировать мерянский лексический строй в научном смысле выглядят сомнительными.

Вопрос об участии меря и других финноязычных народов в этногенезе русского народа до сих пор остается дискуссионным. В русском фольклоре нет сколь-нибудь явных и отчетливых отголосков о контактах с финскими племенами, жившими на этой территории до прихода славян. Скорее всего, это еще раз подтверждает стремительный и естественный характер их возможной ассимиляции.

Новые меряне

Однако в последние годы в России бурно развивается движение мерянского этнофутуризма, и заметно растет интерес к истории финно-угорских народов. Это в том числе проявляется в стремлении отдельных энтузиастов доказать, что вклад мерян в формирование русского народа был более значительным, чем до сих пор принято считать. Некоторые даже пытаются искусственно сконструировать новые субэтнические идентичности (например, кацкарей в Ярославской области) и доказать, что они вместе с сицкарями и мологжанами остались единственными прямыми потомками мерянского народа.

В любом случае на заре русской истории влияние меря на дальнейшее развитие нашей страны было весьма ощутимым. Современный археолог Андрей Леонтьев считает, что история этого небольшого финского народа по сути стала предысторией Северо-Восточной Руси: «Сложившаяся в эпоху мери география расселения, внешние и внутренние связи отдельных районов во многом определили особенности формирования первоначальной территории и центров Ростовского княжества». Впоследствии Ростовское княжество преобразовалось в Ростово-Суздальскую землю (Суздальско-Владимирскую Русь), ставшую предтечей Великого княжества Московского и Российского государства.

Что касается невежественных отрицателей славянского происхождения русского народа, то им следовало бы помнить следующее. Этническая идентичность прежде всего определяется не генетиками и антропологами с их гаплогруппами и черепомерками, а национальной культурой и языком, с которыми люди себя соотносят. История знает немало примеров, когда в формировании многих великих народов участвовали совершенно разные этнические группы. Замечательный русский писатель Константин Ушинский (похороненный, кстати, в Киеве) еще в XIX веке мудро заметил, что «племя финское … это — какой-то цемент, на котором заложились все новые северные, европейские государства, что еще в большем смысле относится к России. Шведы, датчане, обитатели всего балтийского поморья, русские — все начинают свою историю каким-то молчаливым исчезновением финских племен. Кажется, они как будто сами составляют элемент доисторический и разгоняются вместе с мраком, покрывающим жизнь европейского человека».

Увы, в русской национальной памяти никаких следов о мери не сохранилось. Об исчезнувшем загадочном народе напоминают лишь многочисленные названия рек, озер и населенных пунктов современной Центральной России, а также снятый несколько лет назад грустный артхаусный фильм «Овсянки».

Андрей Мозжухин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(435):

1 ... 678 9 101112 ... +1
0 +0−0Aul Kishlak00:05:37
22/02/2018
0 +0−0i_lovkov21:05:33
21/02/2018
Очевидно автор этого бреда не слыхал, что принадлежность русских к финно-уграм - научно подтвержденный по анализам ДНК факт. Так что не нужно суетиться под клиентом и надувать прыщавые имперские щечки.
не дадите ссылку этого "научно подтвержденного по анализам ДНК факта"?
0 +0−0Aul Kishlak00:02:13
22/02/2018
3 +0−0Иван Конев00:00:49
22/02/2018
По-моему автор статьи как раз доказал, что русские не славяне в большинстве своем. Несколько замечаний.
1) Киевская русь захватывала земли финоугров, а не "отдельные племена славян мирно осваивали восточные земли". Москва появилась только через 2 века после крещения Киевской руси, которая к этому моменту вела активные организованные войны со своими соседями.
2) Что значит этногенез определяется тем, с какой культурой себя самоиндентифицирует человек? По рассуждениям автора выходит, что афроамериканец, который говорит на английском языке и ходит в англиканскую церковь является англосаксом генетически? Даже если сегодняшние фино-угры считают себя славянами, говорят на русском языке и крещены в православии, это далеко не означает их славянскую генетику.
А как вы понимаете термин "славяне"?
0 +0−0Кудай Q23:52:32
21/02/2018
0 +0−0Aul Kishlak12:13:58
21/02/2018
Вам в школу пора, не пропускайте занятия!
Я на смену на завод отлучался.
0 +0−0ФдулыЧ23:51:37
21/02/2018
1 +0−0Артем Попов17:03:02
21/02/2018
Пффф викинги в средиземном море активно действовали, а их дружины состояли на службе, например, даже в константинополе.
Это так. Но в тех местах, о которых Вы упомянули, были манящие викингов богатства. Вполне возможно, в междуречье Оки и Волги во времена викингов существовала неведомая мне богатейшая цивилизация, оттого викинги там и обосновались )
0 +0−0Jesse Pinkman23:51:34
21/02/2018
0 +0−0не Томазо не Торквемада23:43:47
21/02/2018
ты прав -русские это хохлы и даже галицаи...
Потрясает научность терминов особенно да)))
0 +0−0Кудай Q23:50:52
21/02/2018
0 +0−0Peter Asket13:19:18
21/02/2018
Докладываю для глухих, слепых и ущербных. Россия - великая держава, где в содружестве проживают более 150 народов и национальностей. Кстати, Русь, Россия, СССР и снова Россия никогда не вырезали целые народы по примеру наших заклятых партнёров из-за океяна. Ущучил, мил человек?
Да? А как же геноцид ногайцев, а затем черкессов? Почему Кубань и Ставрополье исконные земли кочевки ногайцев сейчас русские регионы? Почему Оренбург не казахский или башкирский? Ведь по Общему Сырту была граница между казахами и башкирами. Где кочевники Астраханского ханства? Может напомнить о сожженных Суворовым аулах?
Ты ври да не завирайся, РИ была типичной империей. И политика у неё была империалистической..
0 +0−0не Томазо не Торквемада23:43:47
21/02/2018
-1 +0−0Jesse Pinkman21:18:31
21/02/2018
Нет, рогуля, исследования ДНК как раз говорят об обратном)) Вы там в своем схроне опять все перепутали))
ты прав -русские это хохлы и даже галицаи...
0 +0−0Егор Русак23:41:19
21/02/2018
0 +0−0Aul Kishlak01:43:00
21/02/2018
Как ты представляешь себе процесс заимствования языка? Жители финских поселений собрались и проголосовали? Типа :" А давайте мы наш родной язык похерим и забудем, а выучим славянский?

Мозгов нет, вот и пишешь всякую чушь!

По поводу генотипа: "В целом, в генетическом плане, украинцы, русские, белорусы, поляки и словаки близки. Восточные славяне отличаются от других групп высоким содержанием аллелей, присущих балтам и финно-уграм."

Учитесь, но только не у украинских историков.
Очень легко: бритты перешли на чужеземную аглосаксонскую речь колонизаторов, хотя фенотипически так и остались рыжими кельтами.

Приблизительно одновременно с уходом римлян германоязычные англосаксы начали вторжение на восточное побережье Британии, где основали свои королевства. В итоге бриттский язык на этих землях был вытеснен языком англосаксов.
Язык бриттов был практически повсеместно вытеснен, сохранившись лишь в Уэльсе, Корнуолле, некоторых районах Камбрии и Восточного Галлоуэя.

Как видишь обошлись как-то без голосований.
0 +0−0Кудай Q23:34:04
21/02/2018
0 +0−0Aul Kishlak20:34:39
21/02/2018
"современное население россии никакого отношения ни к славянам ни к финоугорским народам ни к тюркам не имеет"
Это ваши слова. Уж не знаю как вы определили что население России не имеет отношение к перечисленным вами народам, но подозреваю, что это результат вашей больной фантазии, в связи с чем рекомендую вам обратиться к врачу. Потому что Карелы относятся к фино-уграм. Русские, украинцы, белорусы, болгары, сербы, проживающие на территории России и являющиеся россиянами - это славяне, татары относятся к тюркскому этносу.
После того как вылечитесь (или не после, а если), попробуйте закончить среднюю школу. Только, когда будете учить историю, постарайтесь почитать не только украинские учебники.
Болгары это тюрки вообще то.
0 +0−0Кудай Q23:32:21
21/02/2018
-1 +0−0Тодыров 20:22:34
21/02/2018
Если твой дед был Иван, его мать была Олеся, её отец был Мурад, его мать была Сара, её отец был Сянь Пунь, его мать была Абимбола, её отец был Джон, его мать была Уйгуль, её отец был Адам....
А тебя зовут Владлен и ты говоришь и думаешь-по русски на Херсонщине.
То жили ли твои предки до тебя, если, на самом-то деле, ты не знаешь их имён?
И есть ли в тебе их кровь?
И кто ты "по национальности"?
Иван кстати вовсе не русское имя. Иван это от еврейского Иоанн.
0 +0−0Папа Смурф23:15:22
21/02/2018
-3 +0−0Padma Sambhava01:35:12
21/02/2018
Опять кто-то очередной вброс "дури" проплатил, даже картиночку на удивление привлекательную из клипарта подобрали.
И кто интерестно из настоящих славянских народов считает русских славянами ?

Странно пытаться называть себя славянином не на основании генотипа (который и не славянский ), а на основании заимствованного и переделанного языка, имеющего полустертое сходство со славянской группой.
Тогда уж надо считать католиков, юристов и врачей римлянами на основании того, что они владеют чистым латинским. а всех кто говорит на диалектах английского - англичанами, чё уж. Появятся индийские англичане, африканские и даже русские англичане из американских бригад фабрики троллей.
Чувак, ты невежда. Славянин (германец, угро-финн, банту) - это языковая принадлежность. И генотип к ней не имеет никакого отношения. Славянин - это тот, чей родной язык относится к славянской группе, германец - к германской и т.д.
0 +0−0Папа Смурф23:10:48
21/02/2018
0 +0−0Артем Попов17:05:30
21/02/2018
автор ни капельку не невежественный, финно-угров приводят всегда в хохлосрачах как показатель того, что украинцы БОЛЕЕ славяне, чем московиты. И как бы сложно отрицать это, живя на территории с неславянскими топонимами, но у автора получается.
Топонимы в данном случае совсем не доказательство. Иначе глядя на топонимы США можно было бы утверждать, что Штаты сплошь заселены индейцами.
0 +0−0Yuri Ivanov23:01:44
21/02/2018
короче, мери как и марийцы не финны а завоеватели финнов угры. И дошли они всех западнее в завоевательном походе, до Плещеева озера. А как пришли русские, так этот передовой отряд завоевателей с северного урала-исчез
0 +0−0Sss Sss22:59:14
21/02/2018
0 +0−0Anna S22:18:00
21/02/2018
вот именно гаплогруппы показывают всю правду
Ну да, у русских преобладает та же самая гаплогруппа, что у украинцев и поляков кстати))
ПО аутосомам тоже с поляками довольно много связей у русских.

Есть конечно некоторое влияние коренных народов России, может процентов 5-10 русской генетики, но где его нету))? У хохлов чтоли))?

Стоит только на рожи западных укров посмотреть, какие они "славяне", чернее цыган некоторых на вид))
0 +0−0Sss Sss22:56:20
21/02/2018
Да и генетически русские в целом славяне, как показали исследования. Вообще миграции с территории нынешней Украины на территорию нынешней России не прекращалась до начала 20 века, возможно даже и вообще не прекращалась, судя по тому, сколько хохлов бежало кстати в Россию в последние годы)).

А там остались самые отмороженные недоумки, судя по тому, что происходит на Украине))

У меня у самого часть предков вроде с территории нынешней Украины, что в 19 веке оттуда догадались уехать))
0 +0−0Алексей Чернышов22:46:17
21/02/2018
С начала Славяне это была религия многих народов потом культура а сейчас националисты хотя и говорят на славянском языке но по культуре относятся к Дойчам и Иудеям которые как известно не способны создавать колоний на длительное время и у них все быстро рассыпается на части что и видим сейчас .Прибалтийский орден состоял значительной частью из латинян .
0 +0−0Jesse Pinkman22:46:13
21/02/2018
1 +0−0Виталий Профирий22:02:29
21/02/2018
Я могу сказать что я не давно разговаривал с человеком, который с Ленинградской области и назвал себя угро-фином и добавил что в его деревни до войны не кто не разговаривал на русском. Так что не надо мучится а поезжай в села области Ленинградскою , Московскою ,Костромскую область и т.д. и все станет ясно псевдоисторик
Офигеть теперь...Ты в курсе вообще, что карелы, финны, вепсы, водь и ижора давно всем известные коренные жители Ленинградской области?
0 +0−0Yuri Ivanov22:40:25
21/02/2018
просто у нас же капитализм и все вынуждены в поте лица добывать себе на пропитание, но есть глисты и прочие паразиты, они хотят срубить бабки влегкую, а легкие бабки это проституция, возьми легкие деньги на разжигание межнациональной розни в Поволжье, возьми деньги на автономию Сибири, или отделение Чукотки от матери родины... Не все высокоморальные когда жрать охота а воли - работать, - нет
0 +0−0Yuri Ivanov22:37:17
21/02/2018
Просто возьмите и поезжайте. В Хельсинки. И найдите среди финнов хоть одного угра. угры- ханси и манси, их родственники- венгры и гунны, среди финских племен Верхнего Поволжья это прежде всего марийцы и может быть чуваши, хотя скорее чуваши потомки гуннов и венгры- марийцев, но это все было замешано в одно время, причинно последовательно или параллельно, историки спорят.

Т.е. ижора- часть финнского племени удмуртов, сбежавших от угров, удмурты- завоеванные уграми, вот и вышло исторически, ижора типа тоже угрофинны, это как если бы победил Гитлер, Россия стала бы германорусами, как бриты стали англосаксами.

А вот их соседи мари. они как раз потомки тех самых угров. И как пришли 90е и делай что хочешь, тут же наладили связи с венграми. А скажи им пельмень, могли и морду набить, пельмень удмуртское слово, низкое, мари племя славное и кушают подкоголь

Еще раз, потому приход русски так ценен для местных, что дал мир враждовавшим племенам финнов и угров. Это как если бы англичане пришли бы и помирили бы племена ирокезов и могикан
0 +0−0Yuri Ivanov22:23:44
21/02/2018
0 +0−0moder idiotov21:03:16
21/02/2018
Что-то не совсем так в истории России, что процеживаются посты.
скорее что-то криминальное есть в прошлом у владельцев данного ресурса, если они банят и процеживают
1 ... 678 9 101112 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь