Вылетел в трубу

00:05 31/03/2017 Наука и техника
Вылетел в трубу
Конечно. Как только остынет ядро и пропадет магнитное поле.

Планетологи НАСА с помощью спутника на околомарсианской орбите определили точную причину превращения Красной планеты в безжизненную пустыню. Оценив объемы атмосферы, потерянные из-за солнечного ветра, ученые установили, что этого было достаточно для исчезновения с поверхности жидкой воды. «Лента.ру» подробно рассказывает об исследовании, опубликованном в журнале Science.

Марс — одна из ближайших к Земле планет. В отличие от Венеры, чью плотную и горячую атмосферу не выдерживают даже исследовательские аппараты, Красная планета более комфортна для людей, которые в будущем, скорее всего, прогуляются в скафандрах по ее поверхности. Более того, все новые исследования подтверждают, что на Марсе когда-то текли реки, а воздух там был не таким разреженным. На это, например, указывают недавно открытые следы гигантских волн, которые могли быть вызваны падением астероида.

Обилие воды и кислорода, возможно, создавало среду, пригодную для жизни. Некоторые ученые предполагают, что 3,5-2,5 миллиарда лет назад на Марсе могла существовать биосфера. Однако сейчас планета представляет собой безводную пустыню. По оценкам планетологов, Марс почти полностью лишился воды несколько десятков миллионов лет назад. Когда на Земле жили динозавры, на Красной планете, возможно, еще существовали редкие озера. Не радует и разреженная атмосфера, состоящая преимущественно из углекислого газа и неспособная защитить гипотетических микробов от ионизирующего излучения.

Что же вызвало глобальную катастрофу, превратившую богатую водой планету в царство пыльных бурь? Ученые давно пытаются ответить на этот вопрос, и не из праздного любопытства. Это поможет понять будущее Земли, на которую, по мнению исследователей, Марс был в свое время очень похож. Планетологи полагают, что все дело в резком изменении глобального климата из-за слабого электромагнитного поля и утраты атмосферы.

Атмосфера Марса продолжает улетучиваться в космос. Изучение этого процесса и реконструкция климатических изменений прошлого проводится в рамках космической программы НАСА Mars Scout. К Красной планете отправили спутник MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile Evolution) для наблюдения за атмосферой. Цель проекта — выяснить, какую роль сыграла потеря газов в превращении планеты в пустынный мир.

Объем потерь можно определить, рассчитав соотношение легких и тяжелых изотопов, например аргона. Газ, уходящий в космос, уносит преимущественно легкие ядра атомов (Ar36), и в атмосфере преобладают тяжелые (Ar38). Их повышенные концентрации в атмосфере Марса были выявлены специалистами НАСА еще в 2013 году. Спутник MAVEN, вышедший на орбиту вокруг Красной планеты в 2014 году, позволил подробнее раскрыть процессы, происходящие в верхних слоях газовой оболочки Марса.

Механизм улетучивания аргона достаточно прост. Солнечный ветер ускоряет ионы, в верхних слоях атмосферы они сталкиваются с атомами аргона и отбрасывают их в космос. Этот процесс одинаков для изотопов Ar38 и Ar36. Почему возникают различия? Дело в том, что более легкий изотоп Ar36 достаточно быстро проникает в верхние слои атмосферы и поэтому в изобилии присутствует на уровне экзобазы, выше которой частицы могут беспрепятственно покидать планету, не сталкиваясь друг с другом. В результате этот изотоп уходит в космос в больших количествах, чем Ar38.

Для определения концентрации изотопов в атмосфере использовался построенный в космическом центре Годдарда нейтральный и ионный масс-спектрометр (NGIMS). MAVEN выполнял измерения на разных высотах, в том числе на высоте 150 километров от поверхности. В результате исследователи установили уровень экзобазы и турбопаузы. Турбопауза — это слой атмосферы над гомосферой, где преобладают турбулентные перемешивания газов, и под гетеросферой, где доминирует молекулярная диффузия.

Высоту турбопаузы определили следующим образом. Взяли данные о соотношении N2/Ar40 у поверхности Марса (1.25), полученные марсоходом Curiosity. Поскольку в гомосфере газы хорошо перемешиваются, это соотношение должно быть одинаковым вплоть до турбопаузы. MAVEN многократно измерил N2/Ar40 на разных высотах и выявил корреляцию: чем больше высота, тем больше соотношение (азот легче аргона 40). Оставалось лишь экстраполировать результат на нижние слои атмосферы, куда спутник не мог добраться, — вплоть до значения, равного 1.25. Высота, на которой это произошло, и была высотой турбопаузы.

Установив уровень турбопаузы и экзобазы, ученые определили соотношение изотопов аргона между ними. Как и следовало ожидать, этот слой атмосферы был обогащен Ar38. На основе этого соотношения и рассчитали объем потери газов. При этом пришлось учитывать то, что какое-то количество изотопов попадало в атмосферу благодаря вулканической активности, ударам астероидов и выветриванию пород. Окончательное значение доли аргона, ушедшего в космос, во всем количестве этого газа, когда-либо присутствовавшего в атмосфере, оказалось равно 66 процентам.

Эти результаты планетологи применили для расчета примерных потерь других газов. Так, сделан вывод о том, что из атмосферы из-за столкновения с ионами могло уйти 10-20 процентов углекислого газа. Потери кислорода были более катастрофичными, и последствия зависели от того, какой газ был источником улетучившегося кислорода. Если это диоксид углерода, то тогда потери CO2 в 30 раз превышают первоначальную оценку. В итоге давление могло снизиться более чем на одну атмосферу. Если же кислород находился в составе водяного пара, то больше потерялось воды.

Ранняя атмосфера Марса, по мнению ученых, была плотной и содержала достаточно CO2, чтобы парниковый эффект позволил воде на поверхности планеты существовать в жидком виде. Проведенное исследование показывает, что Красная планета превратилась в пустыню из-за потери значительной части газовой оболочки. И это не считая того, что Солнце миллионы лет назад могло быть более активным, что только увеличивает объемы выдуваемой атмосферы.

Александр Еникеев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(78):

8 +0−0Товарищ Чжаочжоу08:27:07
31/03/2017
0 +0−0Американский посудомойщик06:13:17
31/03/2017
Значит ли это, что со временем Земля так же потеряет атмосферу из-за солнечного ветра?
Конечно. Как только остынет ядро и пропадет магнитное поле.
5 +0−0сергей белеберда10:31:28
31/03/2017
-4 +0−0Владимир Коптелов08:32:45
31/03/2017
А разве магнитное поле и гравитация не одно из другого вытекающее? Ведь если посмотреть под другим углом - гравитационное поле. это тоже магнитное, только это поле влияет на материю другого рода, точнее на всю материю.
ты гуманитарий или просто так чепуху решил написать?
5 +0−0Константин Лащухин05:57:43
31/03/2017
-4 +0−0Вячеслав Мазута05:09:14
31/03/2017
NASA планеты осваивает, дурачкам всяким показывает фантастические результаты, пока те двигатели бракуют и воевать хотят.
При всём регрессе российской науки по сравнению с советскими временами, нейтронные спектрометры, задействованные в миссиях по изучению Марса, пока ещё преимущественно в России изготавливаются. Украина же, тем временем, ускоренно превращается в первую за последние двести лет европейскую аграрную сверхдержаву. Как Пайетт завещал.
4 +0−0Denis Gribov19:53:24
31/03/2017
1 +0−0Александр Макаров19:19:16
31/03/2017
Бред от начала до конца. Если там была атмосфера, вода и "ходили динозавры", почему тогда кратеры не подверглись эрозии, и сейчас мы их обильно наблюдаем в первозданном виде. Правильно, потому что там никогда не было нормальной атмосферы! Марс - пустыня и никогда живым не станет! С большим успехом можно оживит Луну или поселиться на Титане, Венере.
Там не то, что следы эрозии - там следы эрозии от грандиозных потоков!
Кроме того, сравните внешний вид Луны и Марса и поймете разницу между неб. телом, у которого атмосфера была и у которой его никогда не было.

Про динозавров уже ваши фантазии. Найти бы хоть останки прокариотов - это уже было бы чудом.
4 +0−0Главный_редaктор ™11:40:51
31/03/2017
3 +0−0RN N09:11:35
31/03/2017
А ядро разогревают приливные силы от притяжения Луны... которая отдаляется от Земли на 4 см в год
Лет 20 назад уже знал почему у Марса нет атмосферы.
Чем эти дармоеды-ученые занимаются?
4 +0−0Адьос Амигос10:34:27
31/03/2017
-4 +0−0Владимир Коптелов08:32:45
31/03/2017
А разве магнитное поле и гравитация не одно из другого вытекающее? Ведь если посмотреть под другим углом - гравитационное поле. это тоже магнитное, только это поле влияет на материю другого рода, точнее на всю материю.
а почему оно должно вытекать?:)
4 +0−0Константин Лащухин08:53:25
31/03/2017
3 +0−0Roman Lt07:40:11
31/03/2017
А откуда она взялась, атмосфера у Марса? Почему слабая гравитация не помешала её образованию?
Из лёгких компонентов протопланетного диска образовалась. Из ледяных комет, бомбардировавших Марс в прошлом. При высвобождении лёгких компонентов вещества планетзимали при разделении оного на слои, в процессе геологической активности и т.д. Слабая гравитация не помешала образованию атмосферы потому, что в своё время процесс поступления новых молекул в атмосферу опережал процесс вылета оных из атмосферы.
3 +0−0Юрий Грачев15:13:19
31/03/2017
0 +0−0Aleksey Vishnyakov13:58:33
31/03/2017
Практически все на Земле переродились.
На Марсе не выжил никто из местных, те, кто устроил - постарались.
Правда на земле тоже тогда нехорошее устроили.
Земля возродилась, а вот Марс...
Чо за фэнтези, где почитать?
3 +0−0denusoid .15:02:05
31/03/2017
0 +0−0Ser Sunk11:48:16
31/03/2017
Эх не повезло Марсу, а так глядишь были бы у нас братья по разуму.
может мы потомки переселенцев с Марса. есть теория, что человеческий организм более приспособлен к гравитации Марса и от сюда у людей столько проблем со здоровьем на Земле...
3 +0−0Дмитрий Крижановский13:08:37
31/03/2017
Комментарий удалён.
Эмммм. Упс. Кажется более близкую к Солнцу Венеру с атмосферой в 10000 раз плотнее чем на марсе учоные не учли. Ваше замечание будет учтено при попиле следующих грантов. Спасибо.
3 +0−0Вячеслав Мазута10:41:30
31/03/2017
3 +0−0Адьос Амигос10:38:18
31/03/2017
еще бы, быть первой экономикой на планете и не осваивать планеты. Кем бы они были?..
Кем бы они были? Например, как в России олигархи - у них десятки миллиардов, но никто их не видит, стране с них только дышать тяжелее. Олигархи - вроде гнид.
3 +0−0Адьос Амигос10:38:18
31/03/2017
-4 +0−0Вячеслав Мазута05:09:14
31/03/2017
NASA планеты осваивает, дурачкам всяким показывает фантастические результаты, пока те двигатели бракуют и воевать хотят.
еще бы, быть первой экономикой на планете и не осваивать планеты. Кем бы они были?..
3 +0−0RN N09:11:35
31/03/2017
8 +0−0Товарищ Чжаочжоу08:27:07
31/03/2017
Конечно. Как только остынет ядро и пропадет магнитное поле.
А ядро разогревают приливные силы от притяжения Луны... которая отдаляется от Земли на 4 см в год
3 +0−0Roman Lt07:40:11
31/03/2017
2 +0−0Константин Лащухин06:19:24
31/03/2017
Солнечный ветер - это мелочь, тем более, что до Марса он долетает в более рассеянном виде, чем до Земли, из-за большей удалённости Марса от Солнца. Основная причина рассеивания атмосферы - слабая гравитация.
А откуда она взялась, атмосфера у Марса? Почему слабая гравитация не помешала её образованию?
2 +0−0Айтур Топчубаев20:40:56
31/03/2017
0 +0−0denusoid .15:03:54
31/03/2017
у Венеры магнитное поле есть. там атмосферное давление в сотни раз превышает земное, а в верхних слоях серная кислота...
У Венеры нет магнитного поля, в начале эпох ,что- то долбануло планету ,из-за этого она крутится вокруг своей оси в обратную сторону.Как результат столкновения ядро остановилася.Но вот почему солнечный ветер не сдувает атмосферу большой вопрос, может дело в большей гравитации чем у Марса?
2 +0−0Добромир Никанорович19:25:15
31/03/2017
2 +0−0Константин Лащухин08:48:56
31/03/2017
Титан не обладает существенным магнитным полем. Согласно подсчётам учёных, его первоначальная атмосфера была в 30 раз плотнее нынешней. Образовалась же оная, согласно оной из гипотез, благодаря интенсивной кометной бомбардировке.
зато Сатурн обладает крайне сильным магнитным полем. и благодаря Сатурну Титан остается защищенным от солнечного ветра.
2 +0−0Александр Кузнецов19:15:43
31/03/2017
Встретились Марс и Земля.
- Земля, что так грустишь?
- Да вот, понимаешь ли, люди завелись.
- Это не страшно. У меня тоже были. Сами прошли.
2 +0−0Вячеслав Голубчиков16:16:29
31/03/2017
4 +0−0Главный_редaктор ™11:40:51
31/03/2017
Лет 20 назад уже знал почему у Марса нет атмосферы.
Чем эти дармоеды-ученые занимаются?
уточняют и проверяют. Как им платят так они и работают. Платили бы как банкирам - результат был бы лучше.
2 +0−0марсианские микроорганизмы16:10:46
31/03/2017
0 +0−0Sarah Barabu15:18:17
31/03/2017
Привет, марсиане! Прижились на земле? А пора бы уже искать новый домик...
Как бы вам, гуманоидам, самим не пришлось искать себе новый домик.
2 +0−0Вячеслав Голубчиков15:48:29
31/03/2017
3 +0−0denusoid .15:02:05
31/03/2017
может мы потомки переселенцев с Марса. есть теория, что человеческий организм более приспособлен к гравитации Марса и от сюда у людей столько проблем со здоровьем на Земле...
скорее мы потомки микробов с Марса. А проблемы из-за прямохождения и долгосидения за компом :)
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь