«Горло себе перережу»

00:57 24/01/2017 Россия
«Горло себе перережу»

Жизнь на руинах психиатрической больницы, ставшей однажды единственным домом. Тяжелый труд и многолетние нападки со стороны тех, от кого больше всего ждешь защиты, милости и утешения. Абсурдные обвинения и циничные предложения. История борьбы церковных властей Ставрополья с семьей Шимко — Фоменко за право владения одноэтажным бараком выглядит куда более яркой и драматичной, чем сюжет с возвращением РПЦ Исаакиевского собора.

«Горло себе перережу, — спокойно говорит Раиса Фоменко. — Если меня в монастырь отдадут, я жить не буду. Сама не захочу».

У Раисы Ивановны в одноэтажном доме Шимко — Фоменко, что на улице Октябрьская в Ставрополе, две комнаты. Чистые, убранные, теплые — как и остальные семь. Девять комнат поделены на три квартиры: кроме Фоменко, здесь живут ее дочь Тамара с мужем Игорем Шимко и их дети — Дмитрий и Ирина. У Дмитрия уже своя семья, сыну три года. То есть Раиса Ивановна — уже прабабушка.

Церковь как таковую здесь уважают и почитают. На видном месте в серебряном окладе — икона, история которой, по семейным подсчетам, прослеживается до прабабушки самой Раисы Ивановны. Отношения же с епархией РПЦ — сначала Ставропольской и Владикавказской, теперь Ставропольской и Невинномысской — не складываются уже более десяти лет из той без малого четверти века, что этим домом на Октябрьской владеют Шимко и Фоменко.

Причина проста: служители Господа считают, что многократно перестроенный за последние сто лет одноэтажный дом — церковная собственность, поэтому он должен быть изъят у четырех поколений семьи и передан РПЦ. Прежде всего — по закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». «Фэ зэ триста двадцать семь от две тысячи десятого года, — название документа Тамара Шимко выучила наизусть. — Тот же закон, по которому Исаакиевский собор собрались передавать. И вот наш барак взять пытаются».

Очередной процесс по иску епархии начался в минувшем году. «Ветеран войны и трехлетний ребенок могут оказаться на улице!» — бьют тревогу собственники дома. В ответ им и появилась бумага от истцов — «комментарий пресс-службы Ставропольской и Невинномысской епархии», огорчивший Раису Ивановну:

«Обращая внимание на то, что ветеран ВОВ Фоменко Раиса Ивановна фигурирует сегодня во всех скандальных заявлениях семьи Шимко, — говорится в сообщении на сайте епархии, — сестры Иоанно-Мариинского монастыря готовы проявить милосердие и взять, в случае необходимости, Раису Ивановну под свою опеку и предоставить ей необходимую жилую площадь и сестринский уход, на что имеется благословение правящего Архиерея».

«Я здесь с родными живу, — все так же спокойно объясняет Раиса Фоменко, опершись на ходунки: инвалид первой группы. — Мне в монастырь не надо, спасибо. До семидесяти лет в колхозе в Изобильном проработала, ветеран тыла. По нынешнему закону ветеран войны. Только двадцать лет назад к дочке и внукам в город приехала, силы не те. А теперь и покоя вот нет».

Руина за пригоршню долларов

В машине у Игоря Шимко играет July Morning, хит группы Uriah Heep. «Он вышел в октябре 1971 года. А всего через пару месяцев я его играл здесь со своей группой», — говорит Игорь Борисович.

Его инструмент — гитара, музыкальное образование — пара курсов музучилища. За среднюю специальную парту пришлось сесть через много лет после того, как Шимко получил высшее образование. «Мы в конце 80-х организовали варьете при ставропольской гостинице “Интурист”, — объясняет он. — Кооперативная инициатива. Но мне как руководителю музыкального ансамбля без официальных корочек о том, что я музыкант, хода не было — советский закон такой. Хотя стаж музыкальный — почти двадцать лет к тому времени, на всех сценах Ставрополя».

А вуз Игорь Шимко закончил медицинский. Как и Тамара Александровна, он работал в Ставропольском противочумном институте. Оба кандидаты медицинских наук. Две степени плюс музыкальные подработки — в общем, при СССР семья не жаловалась. Не стали они жаловаться и после того, как Союз распался, а борьба с чумой в начале 90-х перестала быть одним из государственных приоритетов — по крайней мере, в части зарплат для ученых-медиков. Не удивительно, что при таком отношении на Ставрополье и в других регионах началась эпидемия педикулеза. Семья Шимко запатентовала препарат против вшей и наладила его производство своими силами. «В одну Чечню сколько коробок этого "Гринцида" бесплатно отправляли, для солдат и для мирных — гуманитарной помощью», — вспоминает Тамара события первой войны.

Для нужд предприятия супруги Шимко и купили одноэтажный барак на Октябрьской. В 93-м, с аукциона Ставропольской товарной биржи, за 110 тысяч рублей. По тогдашнему курсу — около ста долларов США. «Дома вообще-то не было, — говорит Игорь. — Только стены фактически. Я оказался единственным претендентом. Мы потом все, что зарабатывали, в ремонт вкладывали».

Через несколько лет профиль фирмы Шимко сменился: вместо шампуней от вшей — дезинфекция, дезинсекция и дератизация. «Крысы-мыши-тараканы», — рекламирует Тамара Александровна семейное дело. Клиентов, впрочем, искать не надо: на договорах — молочный комбинат, пивзавод и тому подобные. Одна из претензий епархии — «в историческом памятнике ведется запрещенная производственная деятельность». Следов производства корреспондент «Ленты.ру» не обнаружил. Кроме бухгалтерии фирмы, занимающей одну из комнат, — никаких намеков на что-нибудь опасное для территории и самого памятника.

Остальные комнаты теперь жилье семьи Шимко — Фоменко. В середине 90-х дом на Октябрьской стал по всем документам жилым. А с 2012 года — еще и многоквартирным: три квартиры — это уже «много-». Владельцам в предприимчивости не откажешь: новый статус позволил оформить в придачу к бараку на 519 квадратных метров (правда, 160 из них — подвал) еще и почти 50 соток земли — как придомовую территорию. Хотя даже без земли здесь при желании определенно было и есть за что поспорить.

Собственно, епархия и спорит. С середины 2000-х — и с перерывами до сих пор.

Религиозный цех

Иоанно-Мариинский монастырь был основан в Ставрополе в середине XIX века. Сейчас на Октябрьской улице осталось пять зданий — церковь мученицы Серафимы (передана РПЦ), больничная церковь и три корпуса: игуменский, келейный, для золотошвеек и живописи. В больничной церкви и двух корпусах много советских десятилетий назад разместилась краевая психиатрическая больница — и находится здесь до сих пор.

Других площадей для больницы в Ставрополе пока нет, и в ближайшее время они вряд ли появятся. Поэтому РПЦ здесь ни на что не претендует. В отличие от корпуса игуменского, который почти 25 лет назад приобрел у психиатрической клиники с аукциона Игорь Шимко.

Насколько здание соответствует своему религиозному предназначению? После революции здесь был детский дом. Дальше — клуб и швейный цех той самой психбольницы. «Разбирали, достраивали, перестраивали, кирпичом перекладывали, — описывает Тамара Шимко последние сто лет истории своего жилища. — Что от того корпуса осталось? Наверное, фундамент только».

В этом советском кирпичном здании вряд ли можно узнать что-либо из монастырской «Описи имущества движимого и недвижимого» от 1896 года: «деревянный, покрытый железом, окрашенный масляной краской, внутри оштукатурен, а снаружи ошелеван и покрашен». У церкви, однако, свое мнение: то, что осталось, в любом случае входит в комплекс памятника регионального значения, каковым являются все корпуса бывшего и вновь собираемого монастыря.

Светские власти предполагают и иные трактовки — оговариваясь, впрочем, что следует дождаться решения суда. «Претензий к владельцам дома в настоящий момент нет, — говорит Татьяна Гладикова, начальник управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. — По закону такие объекты могут находиться и в частной собственности». Признаков незаконной хозяйственной деятельности подчиненные Татьяны Вячеславовны пока тоже не заметили.

Тем не менее суды идут уже десять лет. Первый, районный, встал на сторону собственников. Второй — Ставропольский краевой — в 2008 году вынес противоположное решение, применив статью 169 ГК РФ «Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности» и отдав дом федеральной казне. «Направлена на подрыв основ конституционного строя, обороноспособности, безопасности и экономической системы Государства, нарушает права и свободы человека и гражданина, противоречит сложившемуся в обществе представлению о добре и зле, хорошем и плохом, пороке и добродетели, препятствует гражданам в соответствии со ст. 44 Конституции РФ участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры...» — эта часть из комментариев к статье ГК приведена в решении суда полностью. К вящему недоумению семьи Шимко — Фоменко.

Передача частного дома в федеральный реестр — а не, к примеру, в муниципальную собственность — решение, мягко говоря, удивительное. Тем не менее оно было выполнено. А вскоре после его вступления в силу Тамара Шимко дошла до приемных Дмитрия Медведева и Владимира Путина: «Тогда они в такой последовательности были».

Через некоторое время дом вернулся городу, а муниципалы передали его не церкви, а прежним собственникам, Шимко — Фоменко. «Сколько нам передышки дали? — подсчитывает Тамара Александровна время от повторной приватизации до нынешнего процесса в Октябрьском райсуде Ставрополя. — Лет пять всего».

«Не по-людски как-то»

«Если Раисе Ивановне негде жить, если ее кто-то выселяет, то Русская Православная церковь готова проявить самый большой акт милосердия, — говорит пресс-секретарь Ставропольской епархии Лолита Склярова. — Мы готовы ее оставить в этом доме, если ей там нравится. Мы готовы взять на себя попечительство за этой женщиной и обеспечить ей достойный уход».

К остальным собственникам благосклонности ни Склярова, ни церковное начальство, судя по всему, не проявляют и проявлять не намерены. «Эти люди, — сообщает пресс-секретарь епархии, — занимаются огромным количеством переделок документов. Там бесконечные акты дарения друг другу — для того, чтобы запутать суд». Тем самым, уверена Лолита Алексеевна, собственники спорного дома «выкопали себе большую глубокую яму».

«То есть мама, получается, не может мне ничего подарить?» — недоумевает Тамара Шимко.

В интересах суда, объясняет представитель епархии, «мы не можем разглашать все имеющиеся материалы. Но то, что сегодня они обходят законы и прикрываются святым именем ветерана, — Бог им судья, а конечную точку поставит суд Российской Федерации». Впрочем, по мнению Лолиты Алексеевны, судом дело не ограничится: «Ими уже заинтересовалась прокуратура. Думаю, эта история будет иметь печальное продолжение».

Прокуратура действительно заинтересовалась. Но не семейством Шимко — Фоменко, а самой коллизией, растянувшейся на десяток с лишним лет. Корреспондент «Ленты.ру» ознакомил с ситуацией Генпрокуратуру РФ, и там посчитали необходимым проверить все обстоятельства затянувшегося спора. За несколько дней к Шимко — Фоменко пришли визитеры из городской прокуратуры и из краевого управления охраны памятников, а также лично вице-мэр Ставрополя Сергей Савельев, куратор городского хозяйства. Основной вопрос — каковы жилищные условия ветерана Раисы Ивановны, и не нужно ли чем помочь. «При этом, — подчеркивает Тамара Шимко, — проскользнуло удивление, что мама, оказывается, жива. Не говоря о том, что для своего возраста она в добром здравии, тьфу-тьфу-тьфу. Вы не знаете, кто мог дать неверную информацию о ее смерти?».

«Пока забегать вперед преждевременно», — ответил вице-мэр Савельев на вопрос «Ленты.ру» о том, как будет решен жилищный вопрос Шимко — Фоменко в том случае, если суд вынесет решение не в пользу нынешних собственников. От более развернутого диалога Сергей Александрович отказался, сославшись на посленовогоднюю занятость. В официальном ответе комитета городского хозяйства Ставрополя значится: «В настоящее время у администрации города Ставрополя отсутствуют намерения о выселении граждан из жилых помещений… В случае обращения граждан в администрацию города Ставрополя по жилищному вопросу соответствующее решение будет принято в соответствии с нормами действующего законодательства».

«Мы не держимся за этот дом и эту землю, — уверяет Тамара Шимко. — Если будет решено, что все это принадлежит РПЦ, и нам — собственникам — будут предложены равноценные квартиры, мы готовы переехать. Просто одно без другого немыслимо. Не по-людски как-то. И маму жальче всего, конечно».

В феврале Раисе Ивановне Фоменко исполнится девяносто лет.

Юрий Васильев Ставрополь — Москва

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(385):

1 ... 345 6 789 ... +1
6 +0−0№-238357715:20:42
24/01/2017
Вся сущность РПЦ МП - перед сильными лебезит, а слабых мордует.
6 +0−0DoorInSummer .15:18:29
24/01/2017
Если РПЦ нужен этот дом, что почему не выкупить ? Что за обещания ухода за ветераном в стиле бандитского присвоения квартир ?
6 +0−0Brodiki Heh14:19:11
24/01/2017
4 +0−0№-206295813:39:39
24/01/2017
Я-то думал рпц только элитную недвижимость отжимает, а неет ...
они отжимают все, что плохо лежит
6 +0−0Шлаг Баум13:18:14
24/01/2017
25 +0−0vinny the pooh09:24:11
24/01/2017
а что там про "нестяжательство" и "возлюби ближнего своего"
Это для тебя заповедь, не для попа.
6 +0−0Sss Sss12:58:19
24/01/2017
Комментарий удалён.
А причем тут атеизм и РПЦ? Я может быть и допускаю существование Бога. Но к этим "людям" он никакого отношения не имеет, может и к такой церкви тоже никакого отношения не имеет.
6 +0−0Андрей Смирнов10:11:09
24/01/2017
11 +0−0leo sn09:08:54
24/01/2017
Существование этих жирных,алчных,наглых,некоторых даже уголовных преступников,попов - это доказательство того,что Бога нет.
попы к богу имеют такое же отношение,как ты к лунной программе...
6 +0−0Golodny Truten'08:53:12
24/01/2017
все войны, рабство, нищета, геноциды делались во имя и во славу различных богов - просто какието разрешали есть сердца твоих врагов, какието разрешали насиловать женщин своих врагов, а какието разрешали сжигать живьем своих врагов. БОГА НЕТ!
6 +0−0Дмитрий Серов07:39:46
24/01/2017
И РПЦ в "отжим" ударилась!!! А как же. Грабь награбленное, пока власть крышует РПЦ!
6 +0−0Боярин Тамбовский06:43:56
24/01/2017
"...и обеспечить ей достойный уход..." Ага, как же! Если только на "тот свет".
6 +0−0Игорь Никонов05:28:23
24/01/2017
С такой Россией нормальным людям точно не по пути. Гарант хочет остатки образованных и работящих разогнать за кордон? Типа на обслуживание трубы и так хватит, на крайняк европейцы свои кадры пришлют.
6 +0−0Игорь Никонов05:18:07
24/01/2017
-38 +0−0Александр Суворов01:16:43
24/01/2017
Халявы не будет. И обвинять церковь нельзя. Если церковная собственность - должны найти компенсации, переселить. Если ветеран некрещёный, возможно он изъявит желание крестится в РПЦ, возможно даже в католичество - ветеран Христианин, возможно скрытый, но видит Господь, в душе ветеран Христианин
Какая собственность у нестяжателей? РПЦ должна раздать всю собственность обездоленным, как в Писании сказано.
6 +0−0NULL04:40:40
24/01/2017
Ничего удивительного. РПЦ всегда занималась отъёмом имущества и стяжательством благ. Просто теперь это ещё и узаконили. Капитализьм во всей своей красе.
6 +0−0Max Nikulin01:38:33
24/01/2017
31 +0−0Максим Холодов01:32:44
24/01/2017
не РПЦ а рейдеры какие то.
Рейдерский П***** Цирк
5 +0−0Игорь Бродский21:54:40
24/01/2017
11 +0−0Андрей Л21:00:24
24/01/2017
Большевики, где же Вы, когда Вы так нужны?
нужны большевики образца до 1943 года
5 +0−0владимир бровкин19:53:16
24/01/2017
существование религий в современномпросвященном мире- нонсенс, но должен быть мягким, а вот религиозные руководители. мягко скажу нахальничают, хотя отделены от государства!
5 +0−0Фердинал Кардинанд19:04:12
24/01/2017
7 +0−0Дмитрий Калинин18:20:06
24/01/2017
Человеческая глупость беспредельна. Я не знаю, из каких соображений сто лет назад большевики не позволили народу снести все церкви до одной, но время показало - зря. Древнее зло оказалось на редкость живучим.
Ведь, казалось бы, мы все уже знаем из истории.
И то, что церковь была крупнейшим феодалом после монарха, на нее горбатили спину миллионы рабов, и условия их жизни были чаще всего хуже, чем у тех, кто принадлежал помещику.
И про монастырские тюрьмы.
И про абсолютную беспринципность церкви, которая при монголах служила монголам, при поляках - полякам, и при фашистах попы массово сотрудничали с оккупантами, чему есть множество исторических доказательств.
Ну все уже понятно про церковь. Но находятся же дураки, которые готовы не просто дать ей власть, но и поставить выше власти светской! Сейчас на местах попу противостоять рискнет не всякий губернатор. Один пример с Исакием чего стоит!
Грустно. Полудохлая зверюга голодна и рвется жрать все вокруг. И остановить ее некому. Кроме нас, русского народа. Опять.
Хех. Церковь, наряду с зомбоящиком, нынче один из способов засирания мозгов плебсу. Кто ж ее запретит, когда она на власть пашет.

"И остановить ее некому. Кроме нас, русского народа. Опять."

Петр Толстой давеча заявил, что это евреи с наганами ее остановили. Видимо народ русский где-то еще был.
5 +0−0Protor First17:26:12
24/01/2017
-7 +0−0Сифоноптера Хеопис16:50:33
24/01/2017
Это статья призвана акцентироватся на РПЦ. Вот если бы синагога была, то Лента не писала бы. Религия не позволяет (((
Ну так раввины, в отличие от попов, никого не выселяют, потому и статья о РПЦ, а не о синагоге.
5 +0−0Остап Бендер17:23:27
24/01/2017
Попы, ещё те дельцы..... Такие же как и мусора, вточ!
Все законы и каноны знают...., а всё равно ГРЕШАТ!!!
Так что, ПОПЫ И МУСОРА самые главные грешники........)))
5 +0−0Ольга Пермская14:57:37
24/01/2017
Закон этот преступный по своей сути, ибо дает церковникам ничем не обоснованные привилегии в получении недвижимого имущества, но даже в этом законе идет речь о гос. и муниципальной собственности, а эта ветеранская развалюшка давно частная собственность и требовать ее бесплатной передачи - незаконно! Церковь должна выкупить ее по той цене которую назначат собственники и все, но РПЦсцука жадная, все даром получать хочет, потому и судится. Теперь они будут ждать когда ветеран умрет, а потом выкинут остальных членов семьи на улицу и заедут жить туда сами.
5 +0−0Игорь Никонов13:20:59
24/01/2017
Эх, далеко "богу" Кузе до Гундяя...
1 ... 345 6 789 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь