«Горло себе перережу»

00:57 24/01/2017 Россия
«Горло себе перережу»

Жизнь на руинах психиатрической больницы, ставшей однажды единственным домом. Тяжелый труд и многолетние нападки со стороны тех, от кого больше всего ждешь защиты, милости и утешения. Абсурдные обвинения и циничные предложения. История борьбы церковных властей Ставрополья с семьей Шимко — Фоменко за право владения одноэтажным бараком выглядит куда более яркой и драматичной, чем сюжет с возвращением РПЦ Исаакиевского собора.

«Горло себе перережу, — спокойно говорит Раиса Фоменко. — Если меня в монастырь отдадут, я жить не буду. Сама не захочу».

У Раисы Ивановны в одноэтажном доме Шимко — Фоменко, что на улице Октябрьская в Ставрополе, две комнаты. Чистые, убранные, теплые — как и остальные семь. Девять комнат поделены на три квартиры: кроме Фоменко, здесь живут ее дочь Тамара с мужем Игорем Шимко и их дети — Дмитрий и Ирина. У Дмитрия уже своя семья, сыну три года. То есть Раиса Ивановна — уже прабабушка.

Церковь как таковую здесь уважают и почитают. На видном месте в серебряном окладе — икона, история которой, по семейным подсчетам, прослеживается до прабабушки самой Раисы Ивановны. Отношения же с епархией РПЦ — сначала Ставропольской и Владикавказской, теперь Ставропольской и Невинномысской — не складываются уже более десяти лет из той без малого четверти века, что этим домом на Октябрьской владеют Шимко и Фоменко.

Причина проста: служители Господа считают, что многократно перестроенный за последние сто лет одноэтажный дом — церковная собственность, поэтому он должен быть изъят у четырех поколений семьи и передан РПЦ. Прежде всего — по закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». «Фэ зэ триста двадцать семь от две тысячи десятого года, — название документа Тамара Шимко выучила наизусть. — Тот же закон, по которому Исаакиевский собор собрались передавать. И вот наш барак взять пытаются».

Очередной процесс по иску епархии начался в минувшем году. «Ветеран войны и трехлетний ребенок могут оказаться на улице!» — бьют тревогу собственники дома. В ответ им и появилась бумага от истцов — «комментарий пресс-службы Ставропольской и Невинномысской епархии», огорчивший Раису Ивановну:

«Обращая внимание на то, что ветеран ВОВ Фоменко Раиса Ивановна фигурирует сегодня во всех скандальных заявлениях семьи Шимко, — говорится в сообщении на сайте епархии, — сестры Иоанно-Мариинского монастыря готовы проявить милосердие и взять, в случае необходимости, Раису Ивановну под свою опеку и предоставить ей необходимую жилую площадь и сестринский уход, на что имеется благословение правящего Архиерея».

«Я здесь с родными живу, — все так же спокойно объясняет Раиса Фоменко, опершись на ходунки: инвалид первой группы. — Мне в монастырь не надо, спасибо. До семидесяти лет в колхозе в Изобильном проработала, ветеран тыла. По нынешнему закону ветеран войны. Только двадцать лет назад к дочке и внукам в город приехала, силы не те. А теперь и покоя вот нет».

Руина за пригоршню долларов

В машине у Игоря Шимко играет July Morning, хит группы Uriah Heep. «Он вышел в октябре 1971 года. А всего через пару месяцев я его играл здесь со своей группой», — говорит Игорь Борисович.

Его инструмент — гитара, музыкальное образование — пара курсов музучилища. За среднюю специальную парту пришлось сесть через много лет после того, как Шимко получил высшее образование. «Мы в конце 80-х организовали варьете при ставропольской гостинице “Интурист”, — объясняет он. — Кооперативная инициатива. Но мне как руководителю музыкального ансамбля без официальных корочек о том, что я музыкант, хода не было — советский закон такой. Хотя стаж музыкальный — почти двадцать лет к тому времени, на всех сценах Ставрополя».

А вуз Игорь Шимко закончил медицинский. Как и Тамара Александровна, он работал в Ставропольском противочумном институте. Оба кандидаты медицинских наук. Две степени плюс музыкальные подработки — в общем, при СССР семья не жаловалась. Не стали они жаловаться и после того, как Союз распался, а борьба с чумой в начале 90-х перестала быть одним из государственных приоритетов — по крайней мере, в части зарплат для ученых-медиков. Не удивительно, что при таком отношении на Ставрополье и в других регионах началась эпидемия педикулеза. Семья Шимко запатентовала препарат против вшей и наладила его производство своими силами. «В одну Чечню сколько коробок этого "Гринцида" бесплатно отправляли, для солдат и для мирных — гуманитарной помощью», — вспоминает Тамара события первой войны.

Для нужд предприятия супруги Шимко и купили одноэтажный барак на Октябрьской. В 93-м, с аукциона Ставропольской товарной биржи, за 110 тысяч рублей. По тогдашнему курсу — около ста долларов США. «Дома вообще-то не было, — говорит Игорь. — Только стены фактически. Я оказался единственным претендентом. Мы потом все, что зарабатывали, в ремонт вкладывали».

Через несколько лет профиль фирмы Шимко сменился: вместо шампуней от вшей — дезинфекция, дезинсекция и дератизация. «Крысы-мыши-тараканы», — рекламирует Тамара Александровна семейное дело. Клиентов, впрочем, искать не надо: на договорах — молочный комбинат, пивзавод и тому подобные. Одна из претензий епархии — «в историческом памятнике ведется запрещенная производственная деятельность». Следов производства корреспондент «Ленты.ру» не обнаружил. Кроме бухгалтерии фирмы, занимающей одну из комнат, — никаких намеков на что-нибудь опасное для территории и самого памятника.

Остальные комнаты теперь жилье семьи Шимко — Фоменко. В середине 90-х дом на Октябрьской стал по всем документам жилым. А с 2012 года — еще и многоквартирным: три квартиры — это уже «много-». Владельцам в предприимчивости не откажешь: новый статус позволил оформить в придачу к бараку на 519 квадратных метров (правда, 160 из них — подвал) еще и почти 50 соток земли — как придомовую территорию. Хотя даже без земли здесь при желании определенно было и есть за что поспорить.

Собственно, епархия и спорит. С середины 2000-х — и с перерывами до сих пор.

Религиозный цех

Иоанно-Мариинский монастырь был основан в Ставрополе в середине XIX века. Сейчас на Октябрьской улице осталось пять зданий — церковь мученицы Серафимы (передана РПЦ), больничная церковь и три корпуса: игуменский, келейный, для золотошвеек и живописи. В больничной церкви и двух корпусах много советских десятилетий назад разместилась краевая психиатрическая больница — и находится здесь до сих пор.

Других площадей для больницы в Ставрополе пока нет, и в ближайшее время они вряд ли появятся. Поэтому РПЦ здесь ни на что не претендует. В отличие от корпуса игуменского, который почти 25 лет назад приобрел у психиатрической клиники с аукциона Игорь Шимко.

Насколько здание соответствует своему религиозному предназначению? После революции здесь был детский дом. Дальше — клуб и швейный цех той самой психбольницы. «Разбирали, достраивали, перестраивали, кирпичом перекладывали, — описывает Тамара Шимко последние сто лет истории своего жилища. — Что от того корпуса осталось? Наверное, фундамент только».

В этом советском кирпичном здании вряд ли можно узнать что-либо из монастырской «Описи имущества движимого и недвижимого» от 1896 года: «деревянный, покрытый железом, окрашенный масляной краской, внутри оштукатурен, а снаружи ошелеван и покрашен». У церкви, однако, свое мнение: то, что осталось, в любом случае входит в комплекс памятника регионального значения, каковым являются все корпуса бывшего и вновь собираемого монастыря.

Светские власти предполагают и иные трактовки — оговариваясь, впрочем, что следует дождаться решения суда. «Претензий к владельцам дома в настоящий момент нет, — говорит Татьяна Гладикова, начальник управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. — По закону такие объекты могут находиться и в частной собственности». Признаков незаконной хозяйственной деятельности подчиненные Татьяны Вячеславовны пока тоже не заметили.

Тем не менее суды идут уже десять лет. Первый, районный, встал на сторону собственников. Второй — Ставропольский краевой — в 2008 году вынес противоположное решение, применив статью 169 ГК РФ «Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности» и отдав дом федеральной казне. «Направлена на подрыв основ конституционного строя, обороноспособности, безопасности и экономической системы Государства, нарушает права и свободы человека и гражданина, противоречит сложившемуся в обществе представлению о добре и зле, хорошем и плохом, пороке и добродетели, препятствует гражданам в соответствии со ст. 44 Конституции РФ участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры...» — эта часть из комментариев к статье ГК приведена в решении суда полностью. К вящему недоумению семьи Шимко — Фоменко.

Передача частного дома в федеральный реестр — а не, к примеру, в муниципальную собственность — решение, мягко говоря, удивительное. Тем не менее оно было выполнено. А вскоре после его вступления в силу Тамара Шимко дошла до приемных Дмитрия Медведева и Владимира Путина: «Тогда они в такой последовательности были».

Через некоторое время дом вернулся городу, а муниципалы передали его не церкви, а прежним собственникам, Шимко — Фоменко. «Сколько нам передышки дали? — подсчитывает Тамара Александровна время от повторной приватизации до нынешнего процесса в Октябрьском райсуде Ставрополя. — Лет пять всего».

«Не по-людски как-то»

«Если Раисе Ивановне негде жить, если ее кто-то выселяет, то Русская Православная церковь готова проявить самый большой акт милосердия, — говорит пресс-секретарь Ставропольской епархии Лолита Склярова. — Мы готовы ее оставить в этом доме, если ей там нравится. Мы готовы взять на себя попечительство за этой женщиной и обеспечить ей достойный уход».

К остальным собственникам благосклонности ни Склярова, ни церковное начальство, судя по всему, не проявляют и проявлять не намерены. «Эти люди, — сообщает пресс-секретарь епархии, — занимаются огромным количеством переделок документов. Там бесконечные акты дарения друг другу — для того, чтобы запутать суд». Тем самым, уверена Лолита Алексеевна, собственники спорного дома «выкопали себе большую глубокую яму».

«То есть мама, получается, не может мне ничего подарить?» — недоумевает Тамара Шимко.

В интересах суда, объясняет представитель епархии, «мы не можем разглашать все имеющиеся материалы. Но то, что сегодня они обходят законы и прикрываются святым именем ветерана, — Бог им судья, а конечную точку поставит суд Российской Федерации». Впрочем, по мнению Лолиты Алексеевны, судом дело не ограничится: «Ими уже заинтересовалась прокуратура. Думаю, эта история будет иметь печальное продолжение».

Прокуратура действительно заинтересовалась. Но не семейством Шимко — Фоменко, а самой коллизией, растянувшейся на десяток с лишним лет. Корреспондент «Ленты.ру» ознакомил с ситуацией Генпрокуратуру РФ, и там посчитали необходимым проверить все обстоятельства затянувшегося спора. За несколько дней к Шимко — Фоменко пришли визитеры из городской прокуратуры и из краевого управления охраны памятников, а также лично вице-мэр Ставрополя Сергей Савельев, куратор городского хозяйства. Основной вопрос — каковы жилищные условия ветерана Раисы Ивановны, и не нужно ли чем помочь. «При этом, — подчеркивает Тамара Шимко, — проскользнуло удивление, что мама, оказывается, жива. Не говоря о том, что для своего возраста она в добром здравии, тьфу-тьфу-тьфу. Вы не знаете, кто мог дать неверную информацию о ее смерти?».

«Пока забегать вперед преждевременно», — ответил вице-мэр Савельев на вопрос «Ленты.ру» о том, как будет решен жилищный вопрос Шимко — Фоменко в том случае, если суд вынесет решение не в пользу нынешних собственников. От более развернутого диалога Сергей Александрович отказался, сославшись на посленовогоднюю занятость. В официальном ответе комитета городского хозяйства Ставрополя значится: «В настоящее время у администрации города Ставрополя отсутствуют намерения о выселении граждан из жилых помещений… В случае обращения граждан в администрацию города Ставрополя по жилищному вопросу соответствующее решение будет принято в соответствии с нормами действующего законодательства».

«Мы не держимся за этот дом и эту землю, — уверяет Тамара Шимко. — Если будет решено, что все это принадлежит РПЦ, и нам — собственникам — будут предложены равноценные квартиры, мы готовы переехать. Просто одно без другого немыслимо. Не по-людски как-то. И маму жальче всего, конечно».

В феврале Раисе Ивановне Фоменко исполнится девяносто лет.

Юрий Васильев Ставрополь — Москва

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(385):

12 3 456 ... +1
11 +0−0Андрей Л21:00:24
24/01/2017
Большевики, где же Вы, когда Вы так нужны?
11 +0−0Иван Музыка20:43:23
24/01/2017
В нашем роду было несколько священников. Дед Яков за веру отсидел с 1933 по 1954 годы. не давал колокола с храма сбрасывать и иконы сжигать. Мама была глубоко верующим человеком ,Я до недавних пор относился к религии и церковным служивым людям с глубоким почтением. Но сейчас, читая о пьяных оргиях, гонках на мерседесахгелевагенах , бюиках , ягуарах и прочей дорогущей моторизованной дребедени, купленных на воровские деньги( на церковные подаяния старушек) не купишь такую роскошь, стал полным противником политики государства и РПЦпо отношению к народу . Один вор- Гудяйка патриарх РПЦ чего стоит , чего стоят священники освещающие и окропляющие новые военные самолеты , корабли , одобряющие агрессию по отношению к соседям правящей путинской банды казнокрадов, Все это привело к тому , что веры не стало , убили веру церковники. и точно сказано , Организованная преступная группировка .ОПГ РПЦ.
11 +0−0Ольга Верфеева20:25:52
24/01/2017
Я православная, верю в бога, НО в церкви последний раз была 1 год назад и то с мамой - входишь в церковь и сразу в лоб прайс висит, особенно покоробило "Освещение офиса" - это чтобы бабло лопатой в офисе гребли (?) - духовность-то где? Церковь стала - просто корпорацией по сбору денег, младшего ребенка НЕ смогла покрестить, т.к. нужны крестные, которые до этого будут поститься, пройдут причастие, но так как им из другого города ехать, то они ДОЛЖНЫ СПРАВКУ привести из той церкви!! Реально, я не шучу. Представляете у Иисуса справку бы попросили перед крещение.... Вообщем, теперь если, что надо - проще напрямую договориться/помолиться, чем через такого посредника...
11 +0−0РЕЗОНЁР19:22:40
24/01/2017
Да блин, что тут ещё скажешь? Как поётся в известной песенке - "То ли ещё будет ой е ей". Распоясались толстопузые придурки в чёрных халатах, совсем стыд и совесть потеряли. А всё потому что гарантом Конституции работает у нас человек изображающий из себя сильно верующего. Он видать и коммунякой таким же был, актёрствовал. А при его попустительстве клерикальная братия всё до чего дотягиваются их поганые руки к себе тянет всеми правдами. а в основном неправдами.
11 +0−0Зорин Андрей15:07:50
24/01/2017
За всю свою жизнь я не имел ни одного случая сказать доброе слово о церкви и имел массу случаев выразить им свое презрение и неуважение.
Здесь я также считаю себя в полнейшем праве выразить церкви свое глубочайшее презрение и сказать, что я считаю, что эти люди лишены совести, морали и чести.
Все поступки церковников вызывают у меня только омерзение и брезгливость - прислуживают ли церковники Гитлеру, ездят ли пьяными на дорогущих иномарках или совращают детей.
Вы - моральные уроды, готовые за копейку задавить окружающих, отобрать у людей последнее. Уроды и нелюди.
11 +0−0Andrid187 Александр13:41:54
24/01/2017
Гундяеву денег не хватает на обслуживание яхты и мерседеса да еще и кризис в стране, вот и дерет три шкуры с народа.
11 +0−0Yury Lyudogovsky12:49:09
24/01/2017
В данном случае церковь занимается ничем иным, как подрывом веры. Получается в итоге политическая диверсия. интересно, отдает ли себе отчет инициатор этого действа в подрыве морали да и веры людей?
11 +0−0Виктор Иванов10:47:12
24/01/2017
Для общения с Богом нужны молитвы и иконы, а посредники в виде РПЦ ,занимающиеся не служением Богу, а выкачиванием денег из верующих, пусть идут лесом.
11 +0−0leo sn09:08:54
24/01/2017
Существование этих жирных,алчных,наглых,некоторых даже уголовных преступников,попов - это доказательство того,что Бога нет.
11 +0−0Валерий Комаров07:43:34
24/01/2017
Церковь, говорите? Вера, совесть и все такое...Ну-ну. В девяностые водку и сигареты беспошлинно и с удовольствием, Сегодня - недвижимость и землю с жадностью. Про лицемерие и говорить нечего. Давайте, давайте, укрепляйте веру...
11 +0−0Егор Лысенко06:14:06
24/01/2017
-16 +0−0Stanislav Mezentcev05:41:03
24/01/2017
Хоть кто нибудь кроме заголовка читал что то ? В 93 году ушлая семейка ,за гроши отжала здание с нехилым земельным участком .За гроши 100 долларов ! Теперь ,для. соплежуев ,называют это бараком и рассказывают что сдали в Чечню шампунь от вшей .От статьи смрадом разит . Заказная на 100 % .
Неважно кто представляет оппонентов .Неприятно и отвратительная подача автора этой "клюквы " с отсылкой к Юоай хип и фотографией бабушки на ходунках .Далеко пойдёт журна листик .Он завтра для РПЦ обратное напишет ,за чуть большую сумму
В 90-ые кучка особо "одарённых" вообще за "воздух" поделили между собой "фабрики, заводы, пароходы"... и дальше чё? Успешные и уважаемые люди, разве нет? Они вообще все СМИ прикупили уже давно... но, я так понимаю, вам на это фиолетово параллельно, и никаким смрадом от дяденек-олигархов вам не разит.
Да и по вашим страданиям, собственно видно, как вы "не принимаете ничью сторону", ага :о)
без обид, сэр-несоплежуй
11 +0−0Завхоз Сараев04:07:33
24/01/2017
24 +0−0Серёга Раздолбай02:21:43
24/01/2017
Долой попов!
Бога нет!
Верните бассейн!
РПЦ - жулики и воры!
вот за бассейн согласен! неужели другого места для этого храма не нашлось? обязательно рушить бассейн было чтоль?! ну построили его где нить в спальном районе ... в капотне и все...
10 +0−0Roman Gordienko20:06:38
24/01/2017
Если бы бог существовал, он конечно же навел порядок в своей церкви))
А если серьезно, веруны, ну подумайте сами, коррупция в церкви - это самое серьезное оскорбление бога и развал скреп, почему вы не визжите и не беретесь за вилы как обычно?
10 +0−0Треть Перетереть16:54:30
24/01/2017
Для РПЦ, выживать семью ветерана из дома, -" Это Святое дело"!!!.
10 +0−0Моше Даян16:31:23
24/01/2017
ну что вы
продавцам свечек это куда важнее чем мирянам
бог вечен, тленные.
Куда страна катится, сделали из этих бородатых, идолов неприкасаемых.
10 +0−0Kawado S14:33:32
24/01/2017
10 +0−0Brodiki Heh14:18:18
24/01/2017
террористы в рясах от ИП Гундяев продолжают геноцидить россиян.
надо на фоне этого домика показать домик Гундяева. и его кортеж.

и с какого хрена этому уроду охрана от ФСО? у нас же церковь отделена от государства.
согласен, Гундяеву нужно дать охрану от ФСИН и совсем другой кортеж
10 +0−0Р_Узкий Мир v514:27:40
24/01/2017
церковь веками наживалась на простом народе, в этом её сущность, остальное все - ширма от лукавого.
10 +0−0Brodiki Heh14:18:18
24/01/2017
террористы в рясах от ИП Гундяев продолжают геноцидить россиян.
надо на фоне этого домика показать домик Гундяева. и его кортеж.

и с какого хрена этому уроду охрана от ФСО? у нас же церковь отделена от государства.
10 +0−0минаков павел13:37:06
24/01/2017
К сожалению в нашей стране ВЕРА и РПЦ имеют разные понятия.
10 +0−0Иван Петров05:24:06
24/01/2017
церковь - крупнейший феодал современной россии. негоже холопам упорствовать, иба ента подрывает устои (ну али скрепы)
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь