«Горло себе перережу»

00:57 24/01/2017 Россия
«Горло себе перережу»

Жизнь на руинах психиатрической больницы, ставшей однажды единственным домом. Тяжелый труд и многолетние нападки со стороны тех, от кого больше всего ждешь защиты, милости и утешения. Абсурдные обвинения и циничные предложения. История борьбы церковных властей Ставрополья с семьей Шимко — Фоменко за право владения одноэтажным бараком выглядит куда более яркой и драматичной, чем сюжет с возвращением РПЦ Исаакиевского собора.

«Горло себе перережу, — спокойно говорит Раиса Фоменко. — Если меня в монастырь отдадут, я жить не буду. Сама не захочу».

У Раисы Ивановны в одноэтажном доме Шимко — Фоменко, что на улице Октябрьская в Ставрополе, две комнаты. Чистые, убранные, теплые — как и остальные семь. Девять комнат поделены на три квартиры: кроме Фоменко, здесь живут ее дочь Тамара с мужем Игорем Шимко и их дети — Дмитрий и Ирина. У Дмитрия уже своя семья, сыну три года. То есть Раиса Ивановна — уже прабабушка.

Церковь как таковую здесь уважают и почитают. На видном месте в серебряном окладе — икона, история которой, по семейным подсчетам, прослеживается до прабабушки самой Раисы Ивановны. Отношения же с епархией РПЦ — сначала Ставропольской и Владикавказской, теперь Ставропольской и Невинномысской — не складываются уже более десяти лет из той без малого четверти века, что этим домом на Октябрьской владеют Шимко и Фоменко.

Причина проста: служители Господа считают, что многократно перестроенный за последние сто лет одноэтажный дом — церковная собственность, поэтому он должен быть изъят у четырех поколений семьи и передан РПЦ. Прежде всего — по закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». «Фэ зэ триста двадцать семь от две тысячи десятого года, — название документа Тамара Шимко выучила наизусть. — Тот же закон, по которому Исаакиевский собор собрались передавать. И вот наш барак взять пытаются».

Очередной процесс по иску епархии начался в минувшем году. «Ветеран войны и трехлетний ребенок могут оказаться на улице!» — бьют тревогу собственники дома. В ответ им и появилась бумага от истцов — «комментарий пресс-службы Ставропольской и Невинномысской епархии», огорчивший Раису Ивановну:

«Обращая внимание на то, что ветеран ВОВ Фоменко Раиса Ивановна фигурирует сегодня во всех скандальных заявлениях семьи Шимко, — говорится в сообщении на сайте епархии, — сестры Иоанно-Мариинского монастыря готовы проявить милосердие и взять, в случае необходимости, Раису Ивановну под свою опеку и предоставить ей необходимую жилую площадь и сестринский уход, на что имеется благословение правящего Архиерея».

«Я здесь с родными живу, — все так же спокойно объясняет Раиса Фоменко, опершись на ходунки: инвалид первой группы. — Мне в монастырь не надо, спасибо. До семидесяти лет в колхозе в Изобильном проработала, ветеран тыла. По нынешнему закону ветеран войны. Только двадцать лет назад к дочке и внукам в город приехала, силы не те. А теперь и покоя вот нет».

Руина за пригоршню долларов

В машине у Игоря Шимко играет July Morning, хит группы Uriah Heep. «Он вышел в октябре 1971 года. А всего через пару месяцев я его играл здесь со своей группой», — говорит Игорь Борисович.

Его инструмент — гитара, музыкальное образование — пара курсов музучилища. За среднюю специальную парту пришлось сесть через много лет после того, как Шимко получил высшее образование. «Мы в конце 80-х организовали варьете при ставропольской гостинице “Интурист”, — объясняет он. — Кооперативная инициатива. Но мне как руководителю музыкального ансамбля без официальных корочек о том, что я музыкант, хода не было — советский закон такой. Хотя стаж музыкальный — почти двадцать лет к тому времени, на всех сценах Ставрополя».

А вуз Игорь Шимко закончил медицинский. Как и Тамара Александровна, он работал в Ставропольском противочумном институте. Оба кандидаты медицинских наук. Две степени плюс музыкальные подработки — в общем, при СССР семья не жаловалась. Не стали они жаловаться и после того, как Союз распался, а борьба с чумой в начале 90-х перестала быть одним из государственных приоритетов — по крайней мере, в части зарплат для ученых-медиков. Не удивительно, что при таком отношении на Ставрополье и в других регионах началась эпидемия педикулеза. Семья Шимко запатентовала препарат против вшей и наладила его производство своими силами. «В одну Чечню сколько коробок этого "Гринцида" бесплатно отправляли, для солдат и для мирных — гуманитарной помощью», — вспоминает Тамара события первой войны.

Для нужд предприятия супруги Шимко и купили одноэтажный барак на Октябрьской. В 93-м, с аукциона Ставропольской товарной биржи, за 110 тысяч рублей. По тогдашнему курсу — около ста долларов США. «Дома вообще-то не было, — говорит Игорь. — Только стены фактически. Я оказался единственным претендентом. Мы потом все, что зарабатывали, в ремонт вкладывали».

Через несколько лет профиль фирмы Шимко сменился: вместо шампуней от вшей — дезинфекция, дезинсекция и дератизация. «Крысы-мыши-тараканы», — рекламирует Тамара Александровна семейное дело. Клиентов, впрочем, искать не надо: на договорах — молочный комбинат, пивзавод и тому подобные. Одна из претензий епархии — «в историческом памятнике ведется запрещенная производственная деятельность». Следов производства корреспондент «Ленты.ру» не обнаружил. Кроме бухгалтерии фирмы, занимающей одну из комнат, — никаких намеков на что-нибудь опасное для территории и самого памятника.

Остальные комнаты теперь жилье семьи Шимко — Фоменко. В середине 90-х дом на Октябрьской стал по всем документам жилым. А с 2012 года — еще и многоквартирным: три квартиры — это уже «много-». Владельцам в предприимчивости не откажешь: новый статус позволил оформить в придачу к бараку на 519 квадратных метров (правда, 160 из них — подвал) еще и почти 50 соток земли — как придомовую территорию. Хотя даже без земли здесь при желании определенно было и есть за что поспорить.

Собственно, епархия и спорит. С середины 2000-х — и с перерывами до сих пор.

Религиозный цех

Иоанно-Мариинский монастырь был основан в Ставрополе в середине XIX века. Сейчас на Октябрьской улице осталось пять зданий — церковь мученицы Серафимы (передана РПЦ), больничная церковь и три корпуса: игуменский, келейный, для золотошвеек и живописи. В больничной церкви и двух корпусах много советских десятилетий назад разместилась краевая психиатрическая больница — и находится здесь до сих пор.

Других площадей для больницы в Ставрополе пока нет, и в ближайшее время они вряд ли появятся. Поэтому РПЦ здесь ни на что не претендует. В отличие от корпуса игуменского, который почти 25 лет назад приобрел у психиатрической клиники с аукциона Игорь Шимко.

Насколько здание соответствует своему религиозному предназначению? После революции здесь был детский дом. Дальше — клуб и швейный цех той самой психбольницы. «Разбирали, достраивали, перестраивали, кирпичом перекладывали, — описывает Тамара Шимко последние сто лет истории своего жилища. — Что от того корпуса осталось? Наверное, фундамент только».

В этом советском кирпичном здании вряд ли можно узнать что-либо из монастырской «Описи имущества движимого и недвижимого» от 1896 года: «деревянный, покрытый железом, окрашенный масляной краской, внутри оштукатурен, а снаружи ошелеван и покрашен». У церкви, однако, свое мнение: то, что осталось, в любом случае входит в комплекс памятника регионального значения, каковым являются все корпуса бывшего и вновь собираемого монастыря.

Светские власти предполагают и иные трактовки — оговариваясь, впрочем, что следует дождаться решения суда. «Претензий к владельцам дома в настоящий момент нет, — говорит Татьяна Гладикова, начальник управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. — По закону такие объекты могут находиться и в частной собственности». Признаков незаконной хозяйственной деятельности подчиненные Татьяны Вячеславовны пока тоже не заметили.

Тем не менее суды идут уже десять лет. Первый, районный, встал на сторону собственников. Второй — Ставропольский краевой — в 2008 году вынес противоположное решение, применив статью 169 ГК РФ «Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности» и отдав дом федеральной казне. «Направлена на подрыв основ конституционного строя, обороноспособности, безопасности и экономической системы Государства, нарушает права и свободы человека и гражданина, противоречит сложившемуся в обществе представлению о добре и зле, хорошем и плохом, пороке и добродетели, препятствует гражданам в соответствии со ст. 44 Конституции РФ участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры...» — эта часть из комментариев к статье ГК приведена в решении суда полностью. К вящему недоумению семьи Шимко — Фоменко.

Передача частного дома в федеральный реестр — а не, к примеру, в муниципальную собственность — решение, мягко говоря, удивительное. Тем не менее оно было выполнено. А вскоре после его вступления в силу Тамара Шимко дошла до приемных Дмитрия Медведева и Владимира Путина: «Тогда они в такой последовательности были».

Через некоторое время дом вернулся городу, а муниципалы передали его не церкви, а прежним собственникам, Шимко — Фоменко. «Сколько нам передышки дали? — подсчитывает Тамара Александровна время от повторной приватизации до нынешнего процесса в Октябрьском райсуде Ставрополя. — Лет пять всего».

«Не по-людски как-то»

«Если Раисе Ивановне негде жить, если ее кто-то выселяет, то Русская Православная церковь готова проявить самый большой акт милосердия, — говорит пресс-секретарь Ставропольской епархии Лолита Склярова. — Мы готовы ее оставить в этом доме, если ей там нравится. Мы готовы взять на себя попечительство за этой женщиной и обеспечить ей достойный уход».

К остальным собственникам благосклонности ни Склярова, ни церковное начальство, судя по всему, не проявляют и проявлять не намерены. «Эти люди, — сообщает пресс-секретарь епархии, — занимаются огромным количеством переделок документов. Там бесконечные акты дарения друг другу — для того, чтобы запутать суд». Тем самым, уверена Лолита Алексеевна, собственники спорного дома «выкопали себе большую глубокую яму».

«То есть мама, получается, не может мне ничего подарить?» — недоумевает Тамара Шимко.

В интересах суда, объясняет представитель епархии, «мы не можем разглашать все имеющиеся материалы. Но то, что сегодня они обходят законы и прикрываются святым именем ветерана, — Бог им судья, а конечную точку поставит суд Российской Федерации». Впрочем, по мнению Лолиты Алексеевны, судом дело не ограничится: «Ими уже заинтересовалась прокуратура. Думаю, эта история будет иметь печальное продолжение».

Прокуратура действительно заинтересовалась. Но не семейством Шимко — Фоменко, а самой коллизией, растянувшейся на десяток с лишним лет. Корреспондент «Ленты.ру» ознакомил с ситуацией Генпрокуратуру РФ, и там посчитали необходимым проверить все обстоятельства затянувшегося спора. За несколько дней к Шимко — Фоменко пришли визитеры из городской прокуратуры и из краевого управления охраны памятников, а также лично вице-мэр Ставрополя Сергей Савельев, куратор городского хозяйства. Основной вопрос — каковы жилищные условия ветерана Раисы Ивановны, и не нужно ли чем помочь. «При этом, — подчеркивает Тамара Шимко, — проскользнуло удивление, что мама, оказывается, жива. Не говоря о том, что для своего возраста она в добром здравии, тьфу-тьфу-тьфу. Вы не знаете, кто мог дать неверную информацию о ее смерти?».

«Пока забегать вперед преждевременно», — ответил вице-мэр Савельев на вопрос «Ленты.ру» о том, как будет решен жилищный вопрос Шимко — Фоменко в том случае, если суд вынесет решение не в пользу нынешних собственников. От более развернутого диалога Сергей Александрович отказался, сославшись на посленовогоднюю занятость. В официальном ответе комитета городского хозяйства Ставрополя значится: «В настоящее время у администрации города Ставрополя отсутствуют намерения о выселении граждан из жилых помещений… В случае обращения граждан в администрацию города Ставрополя по жилищному вопросу соответствующее решение будет принято в соответствии с нормами действующего законодательства».

«Мы не держимся за этот дом и эту землю, — уверяет Тамара Шимко. — Если будет решено, что все это принадлежит РПЦ, и нам — собственникам — будут предложены равноценные квартиры, мы готовы переехать. Просто одно без другого немыслимо. Не по-людски как-то. И маму жальче всего, конечно».

В феврале Раисе Ивановне Фоменко исполнится девяносто лет.

Юрий Васильев Ставрополь — Москва

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(385):

123 4 567 ... +1
9 +0−0РЕЗОНЁР21:28:48
24/01/2017
8 +0−0Etshe chego zahoteli21:20:30
24/01/2017
А не пора ли вместо борьбы с отдельными случаями непотребный закон отменить?
Кто же его отменит если Кирюха со своей шайкой обеспечивают "правильное"голосование паствы на выборах?
9 +0−0Дмитрий В19:48:32
24/01/2017
ЗАО РПЦ рулит.. скоро штрафовать будут за не посещение служб и не покупку свечек .... 21-век тля...
9 +0−0Солнечный Гриб19:38:30
24/01/2017
Если у религозных сект есть собственность, доходы, пожертвования - пусть платят с них налоги. А роспотребнадзор пусть клиентов церкви защищает в соответствии с законодательством.
Пусть прихожане заключают с церковью контракты на оказание услуг и взыскивают через суд, если услуги не были выполнены с должным качеством. Ещё кассовые аппараты надо поставить.

Когда церковь обнаглеет в очередной раз, вот тогда люди начнут понимать, что большевики неспроста жгли эту организацию.
9 +0−0№-186868717:21:46
24/01/2017
А где была РПЦ, когда этот дом покупала семья Раисы Фоменко? Тогда им барак не нужен был? Бога у РПЦ уже давно нет. Ради своих амбиций готовы со свету изжить любого. Жадные он попы.
9 +0−0Sulim Zemnoy15:01:15
24/01/2017
- Батюшка, я хотела бы отпеть свою собаку.
- Я не могу отпеть собаку, не по христиански это, бабушка.
Бабка уходит прочь, поворачивается к попу и спрашивает.
- Батюшка, а раввин за 2 000 долларов отпоет пса?
- Ну бабка, я тут подумал, пес возможно и православный!
9 +0−0Андрей Грибков13:53:03
24/01/2017
10 +0−0минаков павел13:37:06
24/01/2017
К сожалению в нашей стране ВЕРА и РПЦ имеют разные понятия.
РПЦ к вере никакого отношения не имеет. Это бизнес-центр, полукриминальный, имеющий мощные подвязки во власти и соответственно творящий беспредел. В 90-х на джипах ездили братки-сейчас-попы. Тогда хаты отжимали братки-сейчас-попы. Можно продолжать бесконечно.
9 +0−0Игорь Никонов13:19:21
24/01/2017
12 +0−0Иван Иванов13:11:17
24/01/2017
Вот вам РПЦ-шный фашизм во всей красе. Остановить этих свиней может только введение налогов. Если ввести налоги хотя бы на землю, то интереса в захвате новых земель и памятников культуры у свиней поубавится. Даже многие, ранее переданные, вернутся государству или прежним владельцам. Забавно то, что не по христиански это как-то. Стяжательство ведь грех.
РПЦ нагло нарушает заповеди Писания.
Стяжательство грех.
Торговля в храме грех.
А у них на входе прайсы висят типа "Венчание - жертва Х р".
И непонятно почему одна организация налоги не платит со своего имущества? Что за дискриминация? Какой-то апартеид получается, попы по одним законам, народ по другим.
9 +0−0Александр Комаров10:17:29
24/01/2017
-12 +0−0Ruslan Albitsky09:13:24
24/01/2017
Я бы поверил и возмутился, кабы статья не была писана этим либералом.

Но тут, кажется, надо всё перепроверять. Но кто ж даст по теме все материалы?

Вывод: если ещё не сделали - приватизируйте жилище. Выселят в любой момент, не СССР. А так ещё в суде можно компенсацию выбить. Хоть часть от рыночной стоимости.
Вы дебил? Сначала купили, потом после первого отчуждения получили и приватизировали. Уже дважды собственники!
9 +0−0Максим Берсенев06:26:10
24/01/2017
главное, что потом церковники смеют что-то говорить о морали. занимаетесь рейдерством - ну и не вспоминайте того, в чем не разбираетесь.
9 +0−0Alexander N.05:14:06
24/01/2017
Надо продать исчезающие часы за 30 тысяч долларов и квартиру с нанопылью на Набережной. И все проблемы будут решены, а не только эта.
8 +0−0Etshe chego zahoteli21:20:30
24/01/2017
А не пора ли вместо борьбы с отдельными случаями непотребный закон отменить?
8 +0−0Ася Про21:02:49
24/01/2017
14 +0−0Иван Музыка20:51:26
24/01/2017
Как же прав В,В Высоцкий. ....В церкви смрад и полу мрак , дьяки курят ладан . Эх и в церкви все не так, Все не так , как надо...
Бога из церкви давно выгнали..
8 +0−0Иван Музыка20:46:47
24/01/2017
11 +0−0Иван Музыка20:43:23
24/01/2017
В нашем роду было несколько священников. Дед Яков за веру отсидел с 1933 по 1954 годы. не давал колокола с храма сбрасывать и иконы сжигать. Мама была глубоко верующим человеком ,Я до недавних пор относился к религии и церковным служивым людям с глубоким почтением. Но сейчас, читая о пьяных оргиях, гонках на мерседесахгелевагенах , бюиках , ягуарах и прочей дорогущей моторизованной дребедени, купленных на воровские деньги( на церковные подаяния старушек) не купишь такую роскошь, стал полным противником политики государства и РПЦпо отношению к народу . Один вор- Гудяйка патриарх РПЦ чего стоит , чего стоят священники освещающие и окропляющие новые военные самолеты , корабли , одобряющие агрессию по отношению к соседям правящей путинской банды казнокрадов, Все это привело к тому , что веры не стало , убили веру церковники. и точно сказано , Организованная преступная группировка .ОПГ РПЦ.
Римский ПАПА ноги моет прокаженным , целует их, а наш Гундоска окружил себя охраной народ обирает до последней нитки.
8 +0−0Roman Gordienko20:29:19
24/01/2017
Ктонить уже доложит Крабе, что Гундяй не справляется со скрепами?
8 +0−0Антон и Лана Тельновы19:50:15
24/01/2017
Ну конечно совсем оборзели на Кавказе,все они не нахапаются,а церковь вообще стыд потеряла,на Москву ровняются,никакого уважения ни к Ветеранам ни к простым труженикам,ни к многодетным семьям.Позорище а не Ставропольский край!
8 +0−0Андрей Табачников17:26:00
24/01/2017
Зачем себе горло перерезать? Лучше им.
8 +0−0Илья Васильевич15:37:37
24/01/2017
Если рпц так нужен этот дом, пусть заплатят каждой семье стоимость 3-х комнатной квартиры там, где те пожелают. Церковь у нас богатая.
8 +0−0Владимир Конин15:22:02
24/01/2017
РПЦ давно превратилась в торговый синдикат,особенно ежели вспомнить их старт - беспошлинный ввоз табака и алкоголя.Как писАл Хайнлайн,"и каток можно превратить в церковь,если объявить катание на коньках формой богослужения".Ну а копны в рясах - наоборот...А Христос,помнится,изгнал мытарей из храма...А наши попы - Его...
8 +0−0Alexandr Matasov15:18:05
24/01/2017
О чём спор не пойму,жильё куплено на аукционе,приватизировано,всё честно.Когда были стены РПЦ барак не интересовал,сволочи людям покоя не дают.
8 +0−0Ирина Маврина12:20:50
24/01/2017
Разве это церковь? Разве это вера? НЕТ! НЕТ! И НЕТ!!!
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь