Вперед, к победе исламизма!

00:08 12/01/2017 Бывший СССР
Вперед, к победе исламизма!

В Киргизии 9 января сообщили о вопиющем случае: врач отказался принять ребенка с приступом эпилепсии, так как торопился на намаз — обязательную для мусульман молитву. На фоне беспокойства властей среднеазиатских республик о «радикальной исламизации» общества этот инцидент уже трудно отнести к курьезам. За 25 лет в Казахстане и Киргизии власти не только возродили религиозные институты, но и позволили сформироваться и окрепнуть сильному экстремистскому подполью. Теперь среди политических сил в республиках есть те, кто видит светлое будущее в создании халифата — теократического государства. «Лента.ру» разбиралась, как в республиках Средней Азии и Казахстане происходила та самая «радикальная исламизация».

«Шаманы не утратили значения»

Приверженцев агрессивных исламистских течений в Средней Азии и Казахстане часто упрекают в отходе от неких традиций, поэтому стоит разобраться с истоками этих самых традиций. Исторически исламскими центрами в регионе были Бухара и Самарканд. Правителю Бухары это давало право именовать себя эмиром правоверных и требовать особого уважения от соседних государств. Другим инициатором насаждения ислама на территории, например, нынешнего Казахстана были... российские власти. С XVIII века окормлением верующих в степи занимался Оренбургский муфтият (официальное объединение верующих). Проповедники, видимо, работали не очень успешно, так как в 60-х годах XIX века востоковед, офицер российского Генштаба казахского происхождения Чокан Валиханов признавал, что «мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь». «Наши шаманы во многих местах степи еще не утратили своего значения», — писал он. В том же XIX веке американский путешественник и дипломат Юджин Скайлер отмечал, что киргизы лишь «номинальные магометане, которые не знают ритуалов мусульманской веры».

В советское время по понятным причинам распространение ислама было свернуто. Однако, несмотря на пропагандируемый атеизм, с 1943 года в Ташкенте работало Среднеазиатское духовное управление мусульман (САДУМ). Его глава был муфтием пяти советских республик, в том числе Казахстана. САДУМ администрировал деятельность религиозных объединений и управлял единственными исламскими учебными заведениями в СССР — медресе Мир-Араб в Бухаре и Ташкентским исламским институтом. Советская власть фактически воспроизвела систему влияния ислама, которая традиционно сложилась в регионе. Бухара и Самарканд исторически были центрами распространения привычного в регионе ханафитского мазхаба — исламского течения, считающегося наиболее мягким. Ташкент и Бухару называли «витриной ислама» в атеистическом государстве.

Столица исламской культуры

В 1990-х единое Духовное управление распалось на пять отдельных муфтиятов. Власти других республик не хотели оставлять в руках Ташкента такой весомый козырь, как религиозное влияние на всех верующих региона, поэтому быстро учредили свои собственные Духовные управления мусульман и спешно начали «возрождать» ислам.

Процесс возвращения ислама в публичное и политическое поле в пяти республиках шел по-разному. В Таджикистане в 1992 году началась гражданская война между светскими властями и оппозицией, к которой примкнули исламисты. Муфтий республики Ходжи Акбар Тураджонзода перешел на сторону противников власти. В 1997 году война окончилась, но заключенный между сторонами мир не остановил конфликт. В последующие годы Душанбе продолжал «давить» противников, которых считал фундаменталистами. В 2015-м в республике запретили Партию исламского возрождения.

В соседнем Узбекистане исламисты попытались взять власть, однако Ташкент довольно быстро выдавил из страны лидеров экстремистов. За пределами республики они организовались в Исламское движение Узбекистана (Туркестана) (ИДУ) — организация признана террористической и запрещена в РФ. В 1999 году боевики ИДУ напали на Баткенский район Киргизии с территории Таджикистана, но были выбиты оттуда при участии армии Узбекистана. Затем ИДУ примкнуло в Афганистане к запрещенному в РФ Талибану, в 2002-м устроило теракт в Бишкеке, в 2003-м — в Оше на юге Киргизии. Ташкент продолжал борьбу с экстремистами внутри страны, озабоченная общественность критиковала власти республики за ограничение свободы вероисповедания, однако в исламском мире вес Узбекистана продолжал оставаться традиционно высоким. А в 2007 году Организация Исламская конференция — которую еще называют мусульманской ООН — избрала Ташкент столицей исламской культуры.

Проповедники и паства

В Казахстане и Киргизии была совсем другая история: там государство отнеслось к исламу как к частичной замене «морального кодекса строителей коммунизма». Бишкек и Астана с энтузиазмом начали «возрождать» религиозные традиции. Так, в Киргизии в 1991 году количество мечетей не превышало 39. Через семь лет в республике уже было несколько сотен мечетей, а в 2012-м — около 1800. В начале 2000-х в Киргизии было несколько десятков медресе, богословов готовили в Пакистане, Сирии, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах.

В Казахстане в течение 90-х количество мечетей выросло с нескольких десятков до пяти тысяч. В Алма-Ате открылся Исламский институт, за богословскими знаниями в арабские страны и Турцию выезжали десятки студентов. В 1993 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев договорился с Египтом о создании в республике Египетского университета исламской культуры. И вот спустя без малого двадцать лет, в 2010 году, советник министра по делам ислама и дипломатии Королевства Саудовская Аравия Маджид бен Абдель Азиз бен Насер Аль Турки с удовлетворением отмечает, что Астана продемонстрировала желание «вновь стать частью исламской культуры и цивилизации после долгих лет советской оккупации».

Наряду с этим к концу первого десятилетия XXI века власти Казахстана и Киргизии выяснили, что у взрывного роста числа миссионеров и верующих есть довольно неприятные побочные эффекты: многие проповедники и их паства никаких теплых чувств к государственной власти не испытывают. Некоторые даже не прочь устроить на месте бывших советских республик халифат. «Утверждать, что спонсоры строящихся мечетей хотят содействовать религиозному просвещению кыргызстанцев, по меньшей мере наивно», — отмечает журналистка Фарангис Наджибулла. Как оказалось, «последователи нетрадиционных течений», как их официально именовали, могут обходиться и без контролируемых властью официальных религиозных структур. «Последователи» собирались подпольно в незарегистрированных мечетях, ездили на учебу в лагеря экстремистов в Пакистан — словом, жили параллельной государству жизнью.

«Традиционным для Центральной Азии является такое течение в исламе, как ханафитский мазхаб — наиболее умеренный. Его последователи не конфликтуют со светским государством, спокойно живут в окружении тех, кто исповедует другие религии. Но многие зарубежные миссионеры предлагают ханбалитский мазхаб, распространенный во многих арабских странах. Исповедующие его делают ставку не столько на здравый смысл и целесообразность (истихсан), сколько на Сунну (хадисы) — рассказы о жизни пророка Мухаммеда, которые они понимают буквально, поэтому им трудно жить в светском государстве», — прокомментировал «Ленте.ру» специалист по Центральной Азии, профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев.

«Что хотят, то и делают»

Признаки беспокойства начали проявлять лидеры государств, которые еще недавно пестовали «исламский ренессанс». Вдруг выяснилось, что духовность все эти годы насаждалась как-то не так. В 2011 году президент Казахстана Назарбаев призвал защитить республику от религиозного экстремизма и возмутился тем, что в стране свободно действуют миссионеры различных течений. «Почему мы должны все вовсю распустить? Что хотят, то и делают. Кто хочет, тот сюда и приезжает», — пенял государственным служащим Назарбаев.

В 2014-м президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что радикальная исламизация республике не нужна, даже наоборот — власти должны с ней бороться. «Не навязывайте киргизскому народу чужую одежду, язык, традиции!» — обратился глава государства с призывом к проповедникам «отдельных» течений. Судя по дальнейшим событиям, проповедники увещеваниям президента не вняли. Более того, в том же году эксперты констатировали, что в Киргизии «идет процесс исламизации общества под воздействием радикальных течений ислама», в том числе салафитов — приверженцев течения, которое также называется ваххабизмом.

Однако стоит заметить, что государственные мужи спохватились уже после того, как религиозные экстремисты на протяжении нескольких лет не только вели душеспасительные беседы с прихожанами, но и уверенно шли путем вооруженной борьбы с государством.

Хроника терактов

Для наглядности напомним о нескольких вылазках экстремистов. Так, в 2010 году в Бишкеке прогремел взрыв, были ранены четыре человека, ответственность на себя взяла группировка «Жайшуль Махди». В следующем году ее боевики убьют троих милиционеров. В казахстанском Таразе (бывший Джамбул) в 2011-м «последователь исламизма» Максат Кариев устроил настоящий массакр: последовательно убил двух сотрудников Комитета национальной безопасности (КНБ), потом захватил автомобиль и ограбил оружейный магазин, убив там охранника и посетителя, после чего стрелял из гранатомета по зданию КНБ и подорвал себя при задержании вместе с полицейским. В том же году в Актюбинске (Актобе) некий Рахимжан Махатов взорвал себя у здания КНБ; затем смертник подорвал автомобиль у следственного изолятора КНБ в Астане. В том же 2011-м в поселке Шубарши Актюбинской области были расстреляны двое полицейских, а при задержании нападавших погиб боец спецназа.

Угроза со стороны экстремистского подполья все эти годы нарастала. В июне 2016-го в Актюбинске экстремисты совершили террористическую атаку: убили четырех местных жителей и трех силовиков и направились к соседней колонии — освобождать своих сторонников. Подразделения безопасности тогда ликвидировали 18 боевиков. В этом теракте Назарбаев обвинил салафитов.

Халифат — светлая мечта

Миссионеры «нетрадиционных течений», ставя перед собой амбициозные цели создания нового государства, проповедовали не только среди среднего класса и социальных низов — они активно искали сторонников и во власти. Само собой, общей позицией в Казахстане и Киргизии стали обвинения муфтията или высокопоставленных чиновников в связях с экстремистами или в покровительстве им. В Казахстане даже руководство главной спецслужбы — КНБ — упрекали в «крышевании» салафитов. СМИ сообщали, что одним из проповедников движения коранитов в Казахстане — нетрадиционного исламского течения — является сын бывшего главы администрации президента республики. Подтвердить или опровергнуть такие обвинения сложно, но можно предположить, что в тот период, когда на деятельность всевозможных проповедников смотрели сквозь пальцы, «нужные связи» налаживались и с высокими чинами.

Это можно было бы отнести к внутренним процессам внутри стран региона, если бы не поток рекрутов на джихад: из Средней Азии и Казахстана на священную войну потянулись на Ближний Восток многие совсем недавно мирные граждане.

Сегодня можно констатировать, что на волне «возрождения» ислама в Казахстан и Киргизию пришло подполье религиозных экстремистов. Попытка вместо упраздненной идеологии сконструировать «духовные скрепы» в странах без устойчивых религиозных традиций кончилась тем, чем должна была кончиться: появлением неофитов самых радикальных течений во всех слоях общества. Фантастические представления о прошлом привели к тому, что светлое будущее теперь готовы строить и те, для кого оно воплощается в халифате — теократическом государстве.

Ахмед Сейидов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(116):

0 +0−0Артур Рахимов02:07:34
13/01/2017
0 +0−0Ольга Иванова14:26:29
12/01/2017
Заголовок "Вперед, к победе исламизма!" - пропаганда ислама!!Редакторы,похоже,посапывают тут!
Ольга я уверен что Исламизм не победить. Побойся Бога не пиши так больше.
0 +0−0Артур Рахимов02:04:34
13/01/2017
-2 +0−0Данила Данилов21:15:17
12/01/2017
Ислам это как корабль в волнующемся море , который никак не может пристать к берегу . Потому что не познали они учения Господа нашего Иисуса Христа .
Данила Иисус в Исламской истории запечатлен как Пророк И́са ибн Ма́рьям аль-Маси́х Иисус сын Марии) — один из величайших исламских пророков (наби). Отождествляется с новозаветным Иисусом Христом.
Пророк Иса был направлен к израильтянам для того, чтобы подтвердить истинность Таурата (Торы) и принести новое священное Писание — Инджиль (Евангелие). Иса считается посланником Аллаха (расуль) и основоположником нового Закона.
0 +0−0Marc Rubinstein23:38:20
12/01/2017
0 +0−0Marc Rubinstein23:28:13
12/01/2017
Хариджиты - да. Появились они раньше, но вот саляфы существуют со времен Мухаммада. Саляфы и есть сахаб - сподвижник. Ахмад ибн Ханбал при создании мазхаба опирался именно на сунну и жизнь саляфов, и по его же словам очистил ислам от политеистических элементов, которые заразили ислам. Так же и ат Тамими, именуемый абдуль Ваххабом, использовал данный повод "чистки от политеизма", на основе ханбалистского мазхаба. Вот и сейчас, сторонники ИГ и саляфы - не сторонники официальной саудовской версии, которая опирается на вариацию ислама по Тамими, начали полным делом "такфирить"("обосновывать" неправоту) некоторых алимов. Таких как Тамими, Албани и того же ибн Бааса. Тут отчетливо виден почерк как и Ханбала при его "чистке", так и ат Тамими в свое время. Вы должны понять, что саляфизм постоянно занимается обновлением, своеобразный "рефреш" происходит именно среди своих. И те кто делают этот "рефреш" (реформаторами их в классическом варианте назвать нельзя) первую очередь занимаются чисткой среди своих.
И исходя из своего поста, где я говорил о неприязни к традициям, основной посыл современных саляфитов, занимающихся обновлением своего ислама, именно появление новых традиций. Нужно понять, что саляфы не приемлют любой традиционализм, кроме как жизнь Мухаммада и его сподвижников. Например того же Албани, который является чуть ли не основным алимом в саляфизме, современные саляфы начали такфирить за его фатву(послание) палестинцам. Где Албани настоятельно просил их сделать хиджру(уйти из тех территорий), и сколотив силы- через определенное время, начать свою борьбу. Современные саляфы сочли это за вероотступничество. Приведя сахих (достоверный) хадис из Бухари, где Мухаммад говорит о том, что "истинная моя умма будет сражаться до судного дня". Вот так у тех господ все легко. Вчера самый авторитетный имам, а сегодня клеймо кяфира/муртада/мурджии.
0 +0−0Solder Desolder23:34:20
12/01/2017
2 +0−0Nureke Nurekeevich12:23:33
12/01/2017
Пойду скажу своим русским друзьям что я оказывается их должен резать. Глупый стереотип. На самом деле Ислам запрещает мусульманам оскорблять или покушаться на жизнь, имущество, честь и достоинство людей Писания
Да, значит японцев, индусов и прочих язычников можно резать, не говоря уже об атеистах?
0 +0−0Marc Rubinstein23:28:13
12/01/2017
0 +0−0John Five22:34:59
12/01/2017
Хариджиты вообще появились ещё за несколько веков до ханбалитов и основателя их мазхаба, не говоря уж о салафитах и ваххабитах.
Хариджиты - да. Появились они раньше, но вот саляфы существуют со времен Мухаммада. Саляфы и есть сахаб - сподвижник. Ахмад ибн Ханбал при создании мазхаба опирался именно на сунну и жизнь саляфов, и по его же словам очистил ислам от политеистических элементов, которые заразили ислам. Так же и ат Тамими, именуемый абдуль Ваххабом, использовал данный повод "чистки от политеизма", на основе ханбалистского мазхаба. Вот и сейчас, сторонники ИГ и саляфы - не сторонники официальной саудовской версии, которая опирается на вариацию ислама по Тамими, начали полным делом "такфирить"("обосновывать" неправоту) некоторых алимов. Таких как Тамими, Албани и того же ибн Бааса. Тут отчетливо виден почерк как и Ханбала при его "чистке", так и ат Тамими в свое время. Вы должны понять, что саляфизм постоянно занимается обновлением, своеобразный "рефреш" происходит именно среди своих. И те кто делают этот "рефреш" (реформаторами их в классическом варианте назвать нельзя) первую очередь занимаются чисткой среди своих.
0 +0−0Solder Desolder23:27:29
12/01/2017
1 +0−0John Five20:37:22
12/01/2017
Концепция плоской Земли была из Европы, а на бл. Востоке откуда пришёл Ислам Земля считалась круглой, т. к. на бл. Востоке всегда обитали люди, которые способны делать логические выводы из своих наблюдений в отличие европейцев , являющихся потомками тупых неандертальцев из пещер.
На Ближнем Востоке Земля может и считалась круглой, но при этом плоской, никак не шарообразной. Так что не надо тупить. И ещё, ближневосточные арабы относятся к европеоидной расе.
0 +0−0Solder Desolder23:20:42
12/01/2017
-1 +0−0Полиграф Шарикофф16:58:44
12/01/2017
У меня знакомый есть Кыргыз, говорит что Казахи и Кыргызы один народ.
Это всё равно, что говорить будто сербы и русские - один народ...
0 +0−0Александр Чунарёв22:43:53
12/01/2017
0 +0−0John Five20:52:21
12/01/2017
Они режут тех кто их убивает и не даёт им жить по заветам Корана.
Не надо лицемерить. Мусульман убивают одни, а ИГ убивает других.
0 +0−0John Five22:34:59
12/01/2017
1 +0−0Marc Rubinstein21:23:22
12/01/2017
Не надо мне. Хариджиты сторонники Ибн Таймийи, тот и сторонник ханбалитского мазхаба. Отличие хариджитов от прочих саляфитов -сторонников саудитской власти, это отрицание основ идеи Ат-Тамими, которого именуют абдуль Вахабом. То есть хариджит отрицает земную власть не исповедующую шариатский образ жизни. А вот саляфиты- мурджиты, наоборот, они сторонники любого правителя, если тот не дискриминирует их права. А вот в остальном и в частности в фыкхе - это одно и тоже.
Хариджиты вообще появились ещё за несколько веков до ханбалитов и основателя их мазхаба, не говоря уж о салафитах и ваххабитах.
0 +0−0Inna Kuk22:24:55
12/01/2017
0 +0−0Макс Караманов21:54:49
12/01/2017
-5 +0−0Proxor Gromov04:44:08
12/01/2017
вот так,вякали про ислам,а теперь пришло время Умолять Россию,что бы она взяла все республики СА взяли под контроль ....
Да клали СА на твою Рашку, чмо болотное.
0 +0−0Ольга Иванова21:28:49
12/01/2017
0 +0−0TahiR S21:15:14
12/01/2017
Разве Ислам запрещен в России? ))
У нас многое,что не запрещено,но эта реклама прямо в названии - ещё 1 камень в огород христиан.
0 +0−0TahiR S21:15:14
12/01/2017
0 +0−0Ольга Иванова14:26:29
12/01/2017
Заголовок "Вперед, к победе исламизма!" - пропаганда ислама!!Редакторы,похоже,посапывают тут!
Разве Ислам запрещен в России? ))
0 +0−0John Five20:55:37
12/01/2017
0 +0−0Дмитрий Волков17:07:33
12/01/2017
Да я за казахов и не говорю. В Россию едет очень много таджиков и киргизов очень и очень малообразованных. А малообразованный человек - излюбленая цель для тотального промывания мозгов на почве религии.
Все исламские экстремисты в таджикистанах и узбекистанах появились после того как их завербовали джихадисты, когда они гастарбайтерствовали в России.
0 +0−0John Five20:52:21
12/01/2017
0 +0−0Александр Чунарёв15:47:06
12/01/2017
Оно и видно! Исключительно по этой причине ИГ устраивает показательные шоу с отрезанием голов неверных.
Они режут тех кто их убивает и не даёт им жить по заветам Корана.
0 +0−0John Five20:49:12
12/01/2017
0 +0−0TahiR S12:41:31
12/01/2017
Да я в курсе что это по арабскому каноническому Исламу ширк. Тем не менее именно такой Ислам был у наших предков, причем не только у казахов, а практический у всех тюркских народов. Тюрки приняли Ислам, но внесли в него свое. Танцы турецких или чеченских суфиев, для арабов тоже если не ширк, то уже грех для глаз и ушей тех кто это видит и слышит.
Как можно внести в Ислам что- то своё? Они что считают себя умнее Аллаха что ли?
0 +0−0John Five20:46:32
12/01/2017
-5 +0−0Proxor Gromov04:44:08
12/01/2017
вот так,вякали про ислам,а теперь пришло время Умолять Россию,что бы она взяла все республики СА взяли под контроль ....
Никто не умоляет. Никому алкаши из "Русскага мира" нахрен не нужны.
0 +0−0Olga Bondareva17:37:58
12/01/2017
А как дела в РФ?
0 +0−0Полиграф Шарикофф17:16:51
12/01/2017
Когда человек своим примитивным умом трактует священные писания, тогда и рождается экстремизм и терроризм на религиозной почве.
Вспомните бесчинства святой инквизиции в Европе или Марию Стюарт, которая убила пятнадцать тысяч христиан, только за то, что они исповедовали другое христианство, отличное от каталицизма
0 +0−0Юрий Шкиря17:09:59
12/01/2017
-1 +0−0Полиграф Шарикофф16:58:44
12/01/2017
У меня знакомый есть Кыргыз, говорит что Казахи и Кыргызы один народ.
Знакомый ошибается.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь