Вперед, к победе исламизма!

00:08 12/01/2017 Бывший СССР
Вперед, к победе исламизма!
практически все сотрудники НКВД высшего состава были евреи, не надо грязи, и да русских он НКВД погибло больше чем остальных народов вместе взятых. А ислам- религия террористов, 90% террактов в мире делают мусульмане. ищите в себе проблему

В Киргизии 9 января сообщили о вопиющем случае: врач отказался принять ребенка с приступом эпилепсии, так как торопился на намаз — обязательную для мусульман молитву. На фоне беспокойства властей среднеазиатских республик о «радикальной исламизации» общества этот инцидент уже трудно отнести к курьезам. За 25 лет в Казахстане и Киргизии власти не только возродили религиозные институты, но и позволили сформироваться и окрепнуть сильному экстремистскому подполью. Теперь среди политических сил в республиках есть те, кто видит светлое будущее в создании халифата — теократического государства. «Лента.ру» разбиралась, как в республиках Средней Азии и Казахстане происходила та самая «радикальная исламизация».

«Шаманы не утратили значения»

Приверженцев агрессивных исламистских течений в Средней Азии и Казахстане часто упрекают в отходе от неких традиций, поэтому стоит разобраться с истоками этих самых традиций. Исторически исламскими центрами в регионе были Бухара и Самарканд. Правителю Бухары это давало право именовать себя эмиром правоверных и требовать особого уважения от соседних государств. Другим инициатором насаждения ислама на территории, например, нынешнего Казахстана были... российские власти. С XVIII века окормлением верующих в степи занимался Оренбургский муфтият (официальное объединение верующих). Проповедники, видимо, работали не очень успешно, так как в 60-х годах XIX века востоковед, офицер российского Генштаба казахского происхождения Чокан Валиханов признавал, что «мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь». «Наши шаманы во многих местах степи еще не утратили своего значения», — писал он. В том же XIX веке американский путешественник и дипломат Юджин Скайлер отмечал, что киргизы лишь «номинальные магометане, которые не знают ритуалов мусульманской веры».

В советское время по понятным причинам распространение ислама было свернуто. Однако, несмотря на пропагандируемый атеизм, с 1943 года в Ташкенте работало Среднеазиатское духовное управление мусульман (САДУМ). Его глава был муфтием пяти советских республик, в том числе Казахстана. САДУМ администрировал деятельность религиозных объединений и управлял единственными исламскими учебными заведениями в СССР — медресе Мир-Араб в Бухаре и Ташкентским исламским институтом. Советская власть фактически воспроизвела систему влияния ислама, которая традиционно сложилась в регионе. Бухара и Самарканд исторически были центрами распространения привычного в регионе ханафитского мазхаба — исламского течения, считающегося наиболее мягким. Ташкент и Бухару называли «витриной ислама» в атеистическом государстве.

Столица исламской культуры

В 1990-х единое Духовное управление распалось на пять отдельных муфтиятов. Власти других республик не хотели оставлять в руках Ташкента такой весомый козырь, как религиозное влияние на всех верующих региона, поэтому быстро учредили свои собственные Духовные управления мусульман и спешно начали «возрождать» ислам.

Процесс возвращения ислама в публичное и политическое поле в пяти республиках шел по-разному. В Таджикистане в 1992 году началась гражданская война между светскими властями и оппозицией, к которой примкнули исламисты. Муфтий республики Ходжи Акбар Тураджонзода перешел на сторону противников власти. В 1997 году война окончилась, но заключенный между сторонами мир не остановил конфликт. В последующие годы Душанбе продолжал «давить» противников, которых считал фундаменталистами. В 2015-м в республике запретили Партию исламского возрождения.

В соседнем Узбекистане исламисты попытались взять власть, однако Ташкент довольно быстро выдавил из страны лидеров экстремистов. За пределами республики они организовались в Исламское движение Узбекистана (Туркестана) (ИДУ) — организация признана террористической и запрещена в РФ. В 1999 году боевики ИДУ напали на Баткенский район Киргизии с территории Таджикистана, но были выбиты оттуда при участии армии Узбекистана. Затем ИДУ примкнуло в Афганистане к запрещенному в РФ Талибану, в 2002-м устроило теракт в Бишкеке, в 2003-м — в Оше на юге Киргизии. Ташкент продолжал борьбу с экстремистами внутри страны, озабоченная общественность критиковала власти республики за ограничение свободы вероисповедания, однако в исламском мире вес Узбекистана продолжал оставаться традиционно высоким. А в 2007 году Организация Исламская конференция — которую еще называют мусульманской ООН — избрала Ташкент столицей исламской культуры.

Проповедники и паства

В Казахстане и Киргизии была совсем другая история: там государство отнеслось к исламу как к частичной замене «морального кодекса строителей коммунизма». Бишкек и Астана с энтузиазмом начали «возрождать» религиозные традиции. Так, в Киргизии в 1991 году количество мечетей не превышало 39. Через семь лет в республике уже было несколько сотен мечетей, а в 2012-м — около 1800. В начале 2000-х в Киргизии было несколько десятков медресе, богословов готовили в Пакистане, Сирии, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах.

В Казахстане в течение 90-х количество мечетей выросло с нескольких десятков до пяти тысяч. В Алма-Ате открылся Исламский институт, за богословскими знаниями в арабские страны и Турцию выезжали десятки студентов. В 1993 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев договорился с Египтом о создании в республике Египетского университета исламской культуры. И вот спустя без малого двадцать лет, в 2010 году, советник министра по делам ислама и дипломатии Королевства Саудовская Аравия Маджид бен Абдель Азиз бен Насер Аль Турки с удовлетворением отмечает, что Астана продемонстрировала желание «вновь стать частью исламской культуры и цивилизации после долгих лет советской оккупации».

Наряду с этим к концу первого десятилетия XXI века власти Казахстана и Киргизии выяснили, что у взрывного роста числа миссионеров и верующих есть довольно неприятные побочные эффекты: многие проповедники и их паства никаких теплых чувств к государственной власти не испытывают. Некоторые даже не прочь устроить на месте бывших советских республик халифат. «Утверждать, что спонсоры строящихся мечетей хотят содействовать религиозному просвещению кыргызстанцев, по меньшей мере наивно», — отмечает журналистка Фарангис Наджибулла. Как оказалось, «последователи нетрадиционных течений», как их официально именовали, могут обходиться и без контролируемых властью официальных религиозных структур. «Последователи» собирались подпольно в незарегистрированных мечетях, ездили на учебу в лагеря экстремистов в Пакистан — словом, жили параллельной государству жизнью.

«Традиционным для Центральной Азии является такое течение в исламе, как ханафитский мазхаб — наиболее умеренный. Его последователи не конфликтуют со светским государством, спокойно живут в окружении тех, кто исповедует другие религии. Но многие зарубежные миссионеры предлагают ханбалитский мазхаб, распространенный во многих арабских странах. Исповедующие его делают ставку не столько на здравый смысл и целесообразность (истихсан), сколько на Сунну (хадисы) — рассказы о жизни пророка Мухаммеда, которые они понимают буквально, поэтому им трудно жить в светском государстве», — прокомментировал «Ленте.ру» специалист по Центральной Азии, профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев.

«Что хотят, то и делают»

Признаки беспокойства начали проявлять лидеры государств, которые еще недавно пестовали «исламский ренессанс». Вдруг выяснилось, что духовность все эти годы насаждалась как-то не так. В 2011 году президент Казахстана Назарбаев призвал защитить республику от религиозного экстремизма и возмутился тем, что в стране свободно действуют миссионеры различных течений. «Почему мы должны все вовсю распустить? Что хотят, то и делают. Кто хочет, тот сюда и приезжает», — пенял государственным служащим Назарбаев.

В 2014-м президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что радикальная исламизация республике не нужна, даже наоборот — власти должны с ней бороться. «Не навязывайте киргизскому народу чужую одежду, язык, традиции!» — обратился глава государства с призывом к проповедникам «отдельных» течений. Судя по дальнейшим событиям, проповедники увещеваниям президента не вняли. Более того, в том же году эксперты констатировали, что в Киргизии «идет процесс исламизации общества под воздействием радикальных течений ислама», в том числе салафитов — приверженцев течения, которое также называется ваххабизмом.

Однако стоит заметить, что государственные мужи спохватились уже после того, как религиозные экстремисты на протяжении нескольких лет не только вели душеспасительные беседы с прихожанами, но и уверенно шли путем вооруженной борьбы с государством.

Хроника терактов

Для наглядности напомним о нескольких вылазках экстремистов. Так, в 2010 году в Бишкеке прогремел взрыв, были ранены четыре человека, ответственность на себя взяла группировка «Жайшуль Махди». В следующем году ее боевики убьют троих милиционеров. В казахстанском Таразе (бывший Джамбул) в 2011-м «последователь исламизма» Максат Кариев устроил настоящий массакр: последовательно убил двух сотрудников Комитета национальной безопасности (КНБ), потом захватил автомобиль и ограбил оружейный магазин, убив там охранника и посетителя, после чего стрелял из гранатомета по зданию КНБ и подорвал себя при задержании вместе с полицейским. В том же году в Актюбинске (Актобе) некий Рахимжан Махатов взорвал себя у здания КНБ; затем смертник подорвал автомобиль у следственного изолятора КНБ в Астане. В том же 2011-м в поселке Шубарши Актюбинской области были расстреляны двое полицейских, а при задержании нападавших погиб боец спецназа.

Угроза со стороны экстремистского подполья все эти годы нарастала. В июне 2016-го в Актюбинске экстремисты совершили террористическую атаку: убили четырех местных жителей и трех силовиков и направились к соседней колонии — освобождать своих сторонников. Подразделения безопасности тогда ликвидировали 18 боевиков. В этом теракте Назарбаев обвинил салафитов.

Халифат — светлая мечта

Миссионеры «нетрадиционных течений», ставя перед собой амбициозные цели создания нового государства, проповедовали не только среди среднего класса и социальных низов — они активно искали сторонников и во власти. Само собой, общей позицией в Казахстане и Киргизии стали обвинения муфтията или высокопоставленных чиновников в связях с экстремистами или в покровительстве им. В Казахстане даже руководство главной спецслужбы — КНБ — упрекали в «крышевании» салафитов. СМИ сообщали, что одним из проповедников движения коранитов в Казахстане — нетрадиционного исламского течения — является сын бывшего главы администрации президента республики. Подтвердить или опровергнуть такие обвинения сложно, но можно предположить, что в тот период, когда на деятельность всевозможных проповедников смотрели сквозь пальцы, «нужные связи» налаживались и с высокими чинами.

Это можно было бы отнести к внутренним процессам внутри стран региона, если бы не поток рекрутов на джихад: из Средней Азии и Казахстана на священную войну потянулись на Ближний Восток многие совсем недавно мирные граждане.

Сегодня можно констатировать, что на волне «возрождения» ислама в Казахстан и Киргизию пришло подполье религиозных экстремистов. Попытка вместо упраздненной идеологии сконструировать «духовные скрепы» в странах без устойчивых религиозных традиций кончилась тем, чем должна была кончиться: появлением неофитов самых радикальных течений во всех слоях общества. Фантастические представления о прошлом привели к тому, что светлое будущее теперь готовы строить и те, для кого оно воплощается в халифате — теократическом государстве.

Ахмед Сейидов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(116):

1 234 ... +1
9 +0−0Михаил Антонов10:23:47
12/01/2017
-6 +0−0Nureke Nurekeevich09:43:28
12/01/2017
Практически все сотрудники НКВД были русскими. Это дает повод задуматься о русских как народе ответственным за преступления НКВД? Абсурд
практически все сотрудники НКВД высшего состава были евреи, не надо грязи, и да русских он НКВД погибло больше чем остальных народов вместе взятых. А ислам- религия террористов, 90% террактов в мире делают мусульмане. ищите в себе проблему
8 +0−0eli gabay08:09:01
12/01/2017
казахи, киргизы, всё это потому Ислам - не наше, ну пришлое это, чужое, как легко мы готовы отказаться своего "я" и забыть традиции, веру всех наших поколений до седьмого колена и дальше - они преклоняли голову природе - вечному синему небу - и чтили предков, а не человека из Передней Азии.
Проснитесь, дорогие. Будем собой.
5 +0−0Дмитрий Волков11:08:51
12/01/2017
-9 +0−0Абднур Талапкер10:31:49
12/01/2017
мы казахи мусульмане, и казахская земля это земля Ислама, и скоро мы очистим нашу землю от кяфиров, Ин Ша Аллах
Каждую пятницу во всех мечетях Астаны, Кокшетау, Кызылжар (бывш. петропавск) уже не вмещает мусульман и все тысячами молятся снаружи
Мракобесие множится. Ишаллак-ишак.
Скоро Землю плоской признаете. Шерстью порастёте. На корточки встанете, речь забудете. Аллаху и толпа обезьян мила.
5 +0−0модэ хан10:16:45
12/01/2017
-5 +0−0Nureke Nurekeevich09:14:32
12/01/2017
Я не знаю какой Вы национальности, но мои предки-казахи были мусульманами. Мой дед в 22 колене был мусульманином. Поэтому не стоит говорить что это пришлое и что мы отказываемся от своего "я".
так брат ты если южанин то это правда \\но в среднем казахстане по сей день ходять к шаманам и лечаться у них ты послушал бы их заговоры там и тенгрий и слова которые пришли от огнепоклоников
5 +0−0Калабаха Трассеров07:58:37
12/01/2017
Тупая статья ни о чём.
Аффтар сего перла Ахмед Сейидов пытался с умным видом собрать в стройную аналитическую конструкцию всё что нагуглил - и вышла полная чушь.
Не было никакой официальной или неофициальной госпрограммы по исламизации ни в Казахстане ни в Кыргызстане.
Всё пустили на самотёк и просто не мешали бизнесменам от религии строить мечети. Именно на самотёк. Вот и всё.
Строили исламский институт в Алматы не потому что сами хотели - а потому что инвесторы в лице Саудии настаивали.
И даже если бы власти Казахстана в самом начале Независимости поступили также как Узбекистан, который на опыте воюющего соседнего Таджикистана закрутил гайки всем исламистам по самые помидоры - терактов от последних всё равно не избежать.
Пример Узбекистана и других государств тому доказательство.
В результате этого спонтанного самотёка в Казахстане власти вынуждены были создать Министерстве по делам религий и гражданского общества - главная задача которого профилактика крайнего исламизма и всяких сект неисламского толка.
4 +0−0Marc Rubinstein11:17:20
12/01/2017
Конечно же, автор прав во многом. Но к примеру в статье президент Кыргызстана говорит: «Не навязывайте киргизскому народу чужую одежду, язык, традиции!»
Вся проблематика заключается именно в том, что традиции навязываются народу, со стороны официальных властей тоже. Если общество видит навязанную традицию от коррумпированных структур, которые тотемизируют определенные ценности и традиции в своих корыстных целях, то даже если эти традиции самые аутентичные для серднеазиатских народов, инстинктивно народ начнет ненавидеть эти традиции. Говоря о мазхабах ислама, и сравнивая ханафитский и ханбалистский мазхаб, нужно сказать, что ханбализм - и есть саляфизм, в саудитской вариации. Именуемая современным исламским языком муржиизм. Данного вида саляфизма в Средней Азии практически нет. Власти этих стран доигрались до того, что приглашали хариджитских- саляфитских проповедников и сателитов для "просвещения" своего народа. А те, в свою очередь являются генераторами деконструкции всего традиционного, не связанного с жизнью Мухаммада. Получается так, что власти в 90-ые года, для поиска национального самосознания массово начали приглашать этих проповедников. Будучи не слишком умными людьми, не знающими фыкха(юриспруденции ислама) и норм шариата, они таким образом думали избавиться от навязанного Ленинизма. Но прогадали, ошиблись, упали в пропасть, вместе с ним и ввергнув регион туда. А после, поздно пить и боржоми, говоря «Не навязывайте киргизскому народу чужую одежду, язык, традиции!» Ведь сами сглупили. Всему чумой является необразованность элит, их законсервелость, которая опиралась только на свой гонор, и отталкиваясь от гонора пыталась только держаться у власти. При этом доводя экономическую и интеллектуальную составляющую народа до полной разрухи. Вот и корень всей заразы.
4 +0−0Сергей Иванов09:54:32
12/01/2017
-3 +0−0Nobody Nobodyson07:30:15
12/01/2017
Моська лает а караван идет! Ислам расширяется и каждый день десятками тысяч людей находят себя в религии, так что мочитесь от страха, но неизбежное это преобладание Ислама во всем мире! чем больше воюют с Исламом тем быстрее религия Господа Миров распространяется!
Муслимы не смогут ничего дать миру. Только башкорезание и шариат. Ни тебе исследований рака и создание лекарств от смертельных болезней. Только тупое бошкопобивание об ковер. Это путь назад в каменный век, а не в будущее
4 +0−0Сергей Иванов08:58:49
12/01/2017
-6 +0−0muhammad kamolov08:10:42
12/01/2017
Единичные случаи не даёт тебе право судить религию ИСЛАМ и её догмы, ты лучше расследуй русских неонацистов которые убивают тысячи нерусских людей за год. Вот и они сеют вражду между русскими и нерусскими.Я думаю, если ты как порядочный ,честный журналист возьмёшся за это дело, тебе дадут по одному месту так что забудеш про журналистику (за орф ошибки извини не русский я).
Дает право, дает. Практически все террористы в мире мусульмане. Это дает повод задуматься об исламе
4 +0−0Кооператив Озеро06:01:08
12/01/2017
...офицер российского Генштаба казахского происхождения Чокан Валиханов признавал, что «мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь......

И сейчас, спустя два века, так же. Я не видел казаха, не хлещущего водку не меньше нашего брата, и не заедающего её свиным салом. Полвека назад, в армии, с нами служили среднеазиаты и азербайджанцы. Так вот, узбеки, таджики, туркмены и азеры от свинины держались как можно дальше, а казахи и киргизы уплетали только так! И водку пили. Не верится, что сейчас их сыновья-внуки вдруг стали ревностными мусликами. ИМХО, и казахи, и киргизы, очень быстро возвратятся в их "отечественное Тенгрианство" и покинут чисто арабскую национальную религию ислам с его мифическим Аллахом, если это самое Тенгрианство (поклонение Природе и Вечно Синему Небу) как следует пропагандировать.
3 +0−0Игорь Ивахненко18:55:51
12/01/2017
У нас этой драной публики еще больше, чем в Ц. Азии. Она размножается на СевКазе и переезжает в Россию, завозится из СрАзии, пробирается из Арабии, Турции и ЕС. И пока наша власть будет тупо обменивать этот трафик на взятки для себя, смертельные риски для нас будут становиться все больше.
3 +0−0Sascha Koen13:25:15
12/01/2017
-9 +0−0Абднур Талапкер10:31:49
12/01/2017
мы казахи мусульмане, и казахская земля это земля Ислама, и скоро мы очистим нашу землю от кяфиров, Ин Ша Аллах
Каждую пятницу во всех мечетях Астаны, Кокшетау, Кызылжар (бывш. петропавск) уже не вмещает мусульман и все тысячами молятся снаружи
Ишак ваш аллах и да будет он нашим вечным ишаком всех казахов!
3 +0−0Алекс Фергюсон11:13:22
12/01/2017
-7 +0−0Абднур Талапкер10:29:16
12/01/2017
Модэ троллик, знай, мы казахи мусульмане, и казахская земля это земля Ислама, и скоро мы очистим нашу землю от кяфиров, Ин Ша Аллах
еще и Аллаха приплел в свой бред
закрой свой рот и живи радуясь тому, что у тебя есть возможность печатать своими руками и смотреть своими глазами в монитор.
очиститель хренов.
от кого ты там собрался очищать свою землю??? твою землю надо от тебя избавить, но не физическим путем, а трудом. заставить тебя, тупое животное работать на благо семьи и родины, чтобы ты понял, что такое ответственность и уважение к другим.
как же вы заипали уже йододефицитные глотатели кожаных шпаг желающие самоутвердиться за счет тех кто не может ответить.
давно уже пора понять, что не религия спасёт этот мир, а здравый смысл, который рано или поздно восторжествует

З.Ы. ты ещё спасибо мне скажешь, только не сейчас, а чуть позже.
и предчувствуя твой ответ сразу же говорю - не надо рассказывать мне про огненных геенн и страдания моей души после смерти, просто прочитай и промолчи.
2 +0−0John Five20:27:33
12/01/2017
3 +0−0Игорь Ивахненко18:55:51
12/01/2017
У нас этой драной публики еще больше, чем в Ц. Азии. Она размножается на СевКазе и переезжает в Россию, завозится из СрАзии, пробирается из Арабии, Турции и ЕС. И пока наша власть будет тупо обменивать этот трафик на взятки для себя, смертельные риски для нас будут становиться все больше.
А сев. Кавказ не Россия что ли?
2 +0−0Nureke Nurekeevich12:23:33
12/01/2017
0 +0−0Михаил Антонов10:28:26
12/01/2017
еще в исламе принято резать неверных , за что мусульман ненавидят во всем мире.
Пойду скажу своим русским друзьям что я оказывается их должен резать. Глупый стереотип. На самом деле Ислам запрещает мусульманам оскорблять или покушаться на жизнь, имущество, честь и достоинство людей Писания
2 +0−0Сергей Иванов09:49:23
12/01/2017
-6 +0−0Nureke Nurekeevich09:43:28
12/01/2017
Практически все сотрудники НКВД были русскими. Это дает повод задуматься о русских как народе ответственным за преступления НКВД? Абсурд
Не верное утверждение. Практически все сотрудники НКВД были евреями-ашкенизами. И большинство большевиков было евреями. И революцию в России они устроили. Троцкий, Ленин, Крупская и Ко - все евреи. Сталин разве что грузин был только, и он вычистил половину ВКПб от них. А русские как всегда не углядели вражину
2 +0−0TahiR S02:41:21
12/01/2017
В Казахстане суфизм больше был до революции, именно через учение Ахмета Ясауи народ Степи принял Ислам.
***
Ясави похоронен как святой. Он считается национальным святым всех тюркских народов, населяющих Центральную Азию. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. А 223 года спустя после его смерти над могилой воздвигнут мавзолей «Хазрет султан» по личному указанию эмира Тимура в качестве признания, а также в качестве политического шага, направленного на укрепление своей позиции среди степняков-кочевников.
***
И сейчас центральная мечеть Астаны называется Хазрет султан. А к могилам святых суфиев не иссякает поток паломников.
2 +0−0Михаил Кулагин00:54:00
12/01/2017
И при этом у России до сих пор нет визового режима со странами Средней Азии. Так что вся эта публика в любой момент может появиться и у нас.
1 +0−0Артур Рахимов02:13:48
13/01/2017
-1 +0−0Полиграф Шарикофф16:58:44
12/01/2017
У меня знакомый есть Кыргыз, говорит что Казахи и Кыргызы один народ.
А у меня друг Беларус и он говорит что Русские и Беларусы тоже один народ) Я вам больше скажу от Польши до Узбекистана Все народы и Казахи один Народ, кроме Татаров и Чиченов. И Русские Казахи и Калмыки Казахи. А Казаки с Казахи с перевода (Вольный) так и вовсе от оной матери.
1 +0−0Solder Desolder23:28:29
12/01/2017
-6 +0−0muhammad kamolov08:10:42
12/01/2017
Единичные случаи не даёт тебе право судить религию ИСЛАМ и её догмы, ты лучше расследуй русских неонацистов которые убивают тысячи нерусских людей за год. Вот и они сеют вражду между русскими и нерусскими.Я думаю, если ты как порядочный ,честный журналист возьмёшся за это дело, тебе дадут по одному месту так что забудеш про журналистику (за орф ошибки извини не русский я).
А что так мало, тысячи убитых в год? Пиши сразу про сотни тысяч, врать так уж врать.
1 +0−0Solder Desolder23:21:29
12/01/2017
0 +0−0Сергей Иванов16:23:38
12/01/2017
А какая разница? Одни азиаты
Да, нет никакой разницы между русскими и болгарами. Одни славяне.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь